Правосознание и правовая культура
Укоренившаяся на протяжении веков православная идеология, а потом и господство «марксистско-ленинского» мировоззрения в течение семидесятилетней истории советской власти, выражавшееся в несоответствии между официальной пропагандой и реальной жизнью, между законодательством и юридической практикой, прочно закрепили такую традицию отечественной юриспруденции, как следование в правоприменительной… Читать ещё >
Правосознание и правовая культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
План работы Введение
1. Правосознание
1.1 Понятие
1.2 Структура
1.3 Функции
1.4 Виды
2. Взаимодействие права и правосознания
3. Правовая культура
3.1 Понятие
3.2 Виды
3.3 Функции
3.4 Виды
4. Правовое воспитание
4.1 Понятие
4.2 Методы
4.3 Формы Заключение Список использованной литературы
Введение
Тема моей курсовой работы — «Правосознание и правовая культура» — достаточно актуальна, так как правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. Интерес выбранной темы состоит в том, что правовая культура у каждого своя, так как для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно, и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и т. д.), т. е. у них разное правосознание.
Целью работы я ставлю описание сущности правосознания, а так же рассмотрение правовой культуры как составляющей правосознания.
1. Правосознание
1.1 Понятие правосознания Правосознание — это одна из форм, видов общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным и т. д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы своя область отражения. У правосознания — это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание — юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности. То есть, правосознание можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи. «Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием… Однако и слабое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы ложными и дурными» Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: 1993. С. 38.
В отечественной юридической литературе часто правосознание определяют как «отражение юридической действительности» Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993. С. 474. Согласно работе Колотова А. Ф. «Правосознание — это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию) Колотов А. Ф Правовое сознание: понятие, структура, функции. Оренбург, 1997 г. С. 12».
Правосознание состоит из трёх элементов:
1) правовой идеологии, т. е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;
2) правовой психологии — совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;
3) поведенческих элементов (привычки, установки).
Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертываемую во времени. Первобытные представления о праве — это не что иное, как представления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности.
1.2 Структура правосознания Итак, более подробно рассмотрим структуру правосознания. Структура правосознания — это его внутреннее строение, его составные элементы. В нем можно выделить правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология — это совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. (Учение об индивидуальных правах личности, теория разделения властей и т. д.) Среди элементов правовой идеологии очень важное положение занимают правовые идеи. Потому как в них фиксируются не только отношения к существующему действующему праву, но и пожелания или представления того, каким оно должно быть.
В отличие от правовой идеологии, правовая психология складывается стихийно, то есть в виде настроений, переживаний, в которых выражено отношение к действующему праву (например, чувства справедливости, страха перед уголовным наказанием и т. п.). Правовая психология существует в связи с наличием способности человеческой психики эмоционально реагировать на различные внешние явления. Правовая психология и правовая идеология взаимодействующие между собой, неотъемлемые друг от друга части правосознания, которые оказывают друг на друга достаточно значительное действие. (Например, правовая психология человека во многом предопределяет выдвигаемые им идеи).
Следовательно, мыслительная и чувственная сферы правосознания не только не исключают, а предполагают друг друга, поскольку выступают органическими слагаемыми одного и того же явления.
Условно, в качестве составного элемента правосознания, можно выделить правовую мораль — это представление людей о сегодняшнем праве, его развитии и реализации с точки зрения моральных убеждений человека.
Я думаю, в этом и есть специфика правосознания, воспринимающим жизненные реальные процессы через требования о добром и справедливом. Следовательно, правовое сознание с позиций человеческих моральных принципов оценивает правовые установления и правовую деятельность.
С учетом изложенного, правосознание можно определить как совокупность настроений и чувств, представлений, взглядов и теоретических концепций относительно сущности и содержания права, а также действий по реализации правовых норм.
1.3 Функции правосознания Основные функции правосознания — это назначение правосознания людей в их жизнедеятельности. Основных функций правосознания три:
1. Познавательная
2. Оценочная
3. Регулятивная.
Познавательная функция правосознания предполагает, что у людей есть определенные знания о правовой действительности, потому как центральный элемент правосознания — это знание права. То есть, познавательная функция — это сумма юридических знаний.
Оценочная функция правосознания предполагает наличие у людей определенного оценочного отношения к праву. В свою очередь, характеристика оценочного отношения к оцениваемому предмету зависит от того, какой критерий оценки выбран. Например, отношение к определенной норме права у разных людей может быть как положительным, так и отрицательным. Также определенная норма права может оцениваться как необходимая, справедливая, эффективная и т. д.
Регулятивная функция правосознания предполагает, что на основе имеющихся знаний о правовой действительности, оценочного отношения к ней у человека формируется мотивация юридически значимого поведения. (То, что побуждает человека действовать или бездействовать). Мотив в правовой сфере — это осознанный человеком смысл его правомерного или противоправного действия (бездействия). Установка в правовой сфере — это готовность человека действовать определенным образом (правомерно или противоправно).
Имеются также и другие функции правосознания, производные от основных — прогностическая, воспитательная и др. К примеру, прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Я считаю, что прогнозирование — важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Ведь, когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то стало быть, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован.
1.4 Виды правосознания Для того чтобы окончательно разобраться в том, что же такое правосознание, следует рассмотреть его разновидности. Существует две основных классификации, по которым можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации зависит от субъекта, который обладает правовым сознанием. По данному основанию принято выделять индивидуальное, групповое и общественное (массовое) правосознание общества. По второму же основанию, в зависимости от глубины отражения, выделяют научное (или теоретическое), профессиональное и обыденное.
Итак, по субъекту:
— Индивидуальное правосознание — это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Естественно, что уровень индивидуального правосознания у людей различен.
— Групповое правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества. Необходимо учитывать и такое понятие, как «эффект толпы». Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы и стал системно изучать это явление. Он считал, что главное свойство толпы— это превращаемость. На эмоциональном фоне она может впадать в ярость, ужас, страх и иные полярные состояния, несовместимые с правовым характером действий. Это может происходить спонтанно и в тоже время может намеренно стимулироваться.
Например, 21 августа 1991 г. после поражения ГКЧП собравшаяся многочисленная толпа в г. Москве на площади перед Лубянкой настраивалась штурмовать здание КГБ СССР. Избежать больших жертв удалось, только переориентировав внимание собравшихся на памятник Ф. Э. Дзержинскому. При этом использовались не только неприязнь людей к этому историческому персонажу, но и давний слух о том, что монумент состоит из чистого золота. Якобы так остроумно Сталин в свое время спрятал часть золота партии.
Так же групповое правосознание отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих и т. д.)
— Общественное же правосознание выражает правовые воззрения большинства или всех членов общества. Оно обобщает правовые воззрения, принадлежащие любому человеку, как бы фильтруя их сквозь сложившиеся в обществе традиции, уровень нравственности и правовые достижения. Следовательно, общественное правосознание интегрирует в себе весь спектр воззрений на правовую реальность, ее оценки индивидами, социальными группами, включая высокий научный уровень и широко распространенные, но поверхностные, упрощенные представления о праве.
По уровню (глубине) отражения:
— Научное. Я считаю, что научное правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ведь о праве квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие доводы, аргументы, статистические данные. При этом ими делаются необходимые выводы, вносятся предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.
— Профессиональное. Данное правосознание достаточно близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, лиц с высшим юридическим образованием).
— Обыденное правосознание — это первичный уровень правосознания, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими. Чаще всего обыденное правосознание бывает еще недостаточно развитым и незрелым.
2. Взаимодействие права и правосознания Взаимодействие права и правосознания имеет достаточно сложный характер. Сложившиеся в обществе правовые нормы, а также практика их применения влияют на формирование тех или иных отношений и позиций к действующему праву. Следовательно, в практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга и достаточно взаимозависимы. Ведь правовые идеи, взгляды, представления являются непосредственным источником правотворческой деятельности в обществе. Принимая какую — либо юридическую норму, законодатель не только руководствуется своим правосознанием, но и учитывает уровень правосознания масс, их представления о должном и справедливом. Вместе с тем, от уровня правосознания субъекта зависит его восприятие законодательства, конкретной правовой нормы (то, как он понимает ее цели, конкретные требования и т. д.). Высокий уровень правосознания граждан — гарантия того, что цели, требования правовой нормы, законодательства в целом будут восприняты адекватно.
Правосознание полностью вплетается в право и эти два понятия нельзя оторвать друг от друга. Развиваются они также вместе, взаимно дополняя и поддерживая друг друга. Создание каждой правовой нормы требует вначале своего идейного обоснования. Некоторые авторы полагают, что только то государство, которое имеет государственно-правовую идеологию, способно сформировать свое собственное законодательство и свою правовую систему. Правовая идеология — это систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения".
Но, несмотря на взаимосвязь, механизмы действия права и правосознания обладают отличительными чертами. Если механизм правового регулирования опирается на государственное принуждение и воплощается в достаточно сложном юридически оформленном виде, то механизм работы правосознания действует только в духовной сфере через правовую оценку и суждения людьми социальных фактов, их соответствии идее справедливого и законного, и воплощается не в нормативных и правовых актах, а в осознании обязанности юридических норм, социальной оправданности поведения.
Хотя правосознание по своим главным чертам носит интеллектуальный характер, оно включает и некоторые волевые элементы, тесно связанные, кстати, с его социально-психологической стороной (Нацеленность на установление того или иного правового режима, стремление определенным образом юридически урегулировать общественные отношения и пр.)
Каким образом правосознание действует на право?
А именно правосознание вырабатывает представления о необходимости принятия тех или иных нормативно-правовых актов. Как правильно замечает В. Н. Хропанюк, «…правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы» Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.: 1995. — 336с.
Так же правосознание играет довольно важную роль при принятии решений органами по юридическим делам, когда применяются различные правовые нормы. Такие дела рассматриваются на основе имеющихся правовых норм, но решение дела зависит от уровня правосознания судей, адвокатов, прокуроров и др. Высокий уровень правосознания этих лиц гарантирует, что решение будет принято правильное и на основе закона. Примером данного воздействия правосознания на право являются юридические дела в годы советской власти. Уголовные дела в то время рассматривались на основе большевистского революционного сознания при тоталитарном режиме, что имело печальные последствия. (Людей за малейшие провинности без доказательств ссылали в лагеря на долгие годы).
В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в обществе прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве.
Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве и совершенствовании норм права. Право, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания всех членов общества.
правосознание культура воспитание
3. Правовая культура
3.1 Понятие правовой культуры Правовая культура Абдулаев М. И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. — М.: 2004. С. 163. — это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. То есть это — особая интеллектуальная сфера, которая имеет свою специфику и является предметом изучения юридической науки. Правовая культура очень тесно связана с политической, духовной, нравственной и другими видами культуры. Человека, не подготовленного в правовом отношении, я считаю, нельзя назвать культурным.
В отечественной литературе над проблемой правовой культуры работают такие ученые-правоведы, как Е. В. Аграновская, В. И. Каминская, А. Ф Колотов, В. П. Сальников, В. С. Нерсесянц, А. П. Семитко и др. В юридической науке нет единого понимания термина «правовая культура» .
Профессор В. И. Каминская и профессор А. Р. Ратинов, которые одни из первых исследовали данную тему, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей». По мнению Е. В. Аграновской, «правовая культура — это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере» Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности.М.: 1988. С. 142.
Часто под правовой культурой понимают знание людьми права и их отношение к закону. Но на самом деле она только опирается на правосознание, но не сводится к нему. Правовая культура — это прежде всего уважительное отношение к праву, а также высокий уровень культуры правосудия.
3.2 Структура правовой культуры Правовая культура достаточно многоуровневое понятие и зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения.
Согласна с мнением В. П. Сальникова, что «…структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов» Сальников В. П. Правовая культура. Общая теория права. Курс лекций / под редакцией В. К. Бабаева. Н. Новгород. 1993. Заметим, что эти же элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры.
Правовая культура общества зависит прежде всего от:
— уровня развития правового сознания населения;
— уровня развития правовой деятельности;
— уровня развития всей системы нормативно-правовых актов.
Все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта — человека, населения в целом. Основополагающей культурной ценностью является само право.
3.3 Функции правовой культуры Выделяют следующие функции правовой культуры:
— Познавательная функция. Данная функция представляет собой формирование у населения представлений о государстве, праве, о процедурах разрешения возникающих споров и т. д.
— Регулятивная функция. Эта функция направлена на обеспечение нормального функционирования общества посредством предписания субъектам общественных отношений стандартов общественно-полезного поведения.
— Функция правовой социализации представляет из себя способность правовой культуры обеспечить передачу последующим поколениям знаний и опыта для того, чтобы они могли в полной мере использовать свои права и соблюдать юридические обязанности.
— Оценочная функция заключается в оценивании всеми участниками общественных отношений правовых явлений, на основе имеющихся у них принципов, представлений.
— Прогностическая функция выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы для достижения поставленных целей.
3.4 Виды правовой культуры Выделяют несколько видов правовой культуры: правовая культура общества, личности, профессиональная культура юриста.
Правовая культура общества является разновидность общей культуры, представляющая из себя систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, состояния законодательства и юридической практики и т. д. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей.
Наиболее важными показателями правовой культуры общества являются, на мой взгляд, состояние законности в стране и уровень развития законодательства (Эффективность и социальная обоснованность законодательства, его технико-юридическое совершенство). Ведь предполагается высокий уровень законности в стране, эффективные юрисдикционные механизмы, так как правовая культура немыслима в обществе, где нарушаются законы, не соблюдаются элементарные права и свободы человека.
Правовую культуру личности можно назвать миниатюрным вариантом правовой культуры общества, потому что она характеризует уровень правовой социализации члена общества. Правовая культура индивида складывается под влиянием таких моментов как личные потребности, воспитание и образование, религия, самооценка, стереотипы правовой деятельности и т. д.
Безусловно, правовые культуры личности и общества взаимосвязаны между собой. В. П. Сальников считает, что наиболее желательным будет тот вариант взаимодействия правовой культуры личности с правовой культурой общества, при котором правовая культура личности полностью совпадает с действующими принципами и нормами права, существующими в обществе, что можно рассматривать как идеал правового воспитания.
Профессиональная правовая культура представляет собой степень ее развития у юристов. Данная культура формируется именно в сферах правовой деятельности в процессе выполнения юристами их должностных обязанностей, также представляет лишь сумму правовых знаний, высокий уровень юридически обоснованного профессионализма. Вместе с тем, правовая культура юриста является реальной способностью субъекта обеспечить общегражданские юридические идеалы.
В заключение хочу отметить, что, выделив три вида правовой культуры, следует помнить, что правовая культура едина и все три вида тесно взаимосвязаны между собой, так как правовая культура общества не может существовать вне правовой культуры личности и является результатом деятельности граждан и их профессиональных групп.
4. Правовое воспитание
4.1 Понятие правового воспитания Правовое воспитание — это процесс систематического и целеустремленного воздействия на поведение и культуру людей, который осуществляется для достижения необходимого уровня правосознания и правовой культуры членов общества. Правовое воспитание способствует укреплению правопорядка и законности в обществе.
4.2 Методы правового воспитания Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых званий, пропаганды права в средствах массовой информации. Очень значительна для правового воспитания практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых обычно широко освещается в средствах массовой информации. Свою регулирующую роль в обществе право выполняет в тесном взаимодействии с другими социальными нормами; нравственными, политическими, обычаями и традициями.
Социальные нормы воспитания:
Нравственность или мораль — это совокупность правил поведения, выработанных в соответствии с определенными условиями жизни, взглядами о добре и зле, совести и чести т. д. Этот метод воспитания, признается абсолютным большинством населения.
Нормы общественных организаций — это установленные их учредительными или руководящими органами правила поведения, выраженные в уставах и решениях, направленные на выполнение задач данной общественной организации (профсоюзы).
Обычаи и традиции — множество представлений, обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. То есть порождаются образом жизни. Для их соблюдения нужна внутренняя убежденность человека.
4.3 Формы правового воспитания
1) правовая пропаганда (лекции, издания популярных книг)
2) правовое обучение (передача и усвоение знаний в ВУЗах);
3) юридическая практика, повседневный опыт (участие в процессах, заключение гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката);
4) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, самостоятельное изучение законодательства).
Заключение
Правосознание и правовая культура в России отличаются от европейской, к которой в наше время стремится государство. Поэтому вряд ли страна сможет сразу избавиться от многовековой традиции, а именно идеи подчинения права идеологии. Это одна из характерных особенностей нашей страны. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, что отрицательно сказывалось на механизме правового регулирования.
Укоренившаяся на протяжении веков православная идеология, а потом и господство «марксистско-ленинского» мировоззрения в течение семидесятилетней истории советской власти, выражавшееся в несоответствии между официальной пропагандой и реальной жизнью, между законодательством и юридической практикой, прочно закрепили такую традицию отечественной юриспруденции, как следование в правоприменительной практике идеологическим догмам в ущерб правовой действительности. Также другой своеобразной чертой России является евразийский характер, а смешанная природа российского права не всегда способствовала его стабильности и согласованности правовых институтов.
Для отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами. Ну, а развитие правосознания гражданина, внесение тщательно взвешенных правовых решений, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
1. Абдуллаев М. И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М., 2004.
2. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1968.
3. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995.
4. Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.
5. Берегин В. И. Общественное правосознание и государственность. Саратов, 1994.
6. Долгова Е. А. Право и правосознание: взаимодействие, общность и различия. М., 1979.
7. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.
8. Каминская В. И. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
9. Колотов А. Ф. Правовое сознание: понятие, структура, функции. Оренбург, 1997.
10. Кудрявцев В. Н. Право как элемент культуры // Право и власть. М., 1990.
11. Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник. М., 2000.
12. Малько А. В. Популизм и право // Правоведение. 1994. № 1
13. Мелехин А. В. Теория государства и права. М., 2007.
14. Молчанов С. правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. 1991. № 1.
15. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для высших юридических вузов и факультетов. М., 2001.
16. Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. М. 1969.
17. Сальников В. П. Правовая культура. Общая теория права. Курс лекций / под ред. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
18. Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.
19. Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1968.
20. Уледов А. К. Структура общественного сознания. М., 1968.
21. Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.
22. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1999.
23. Щегорцев В. А. Социология правосознания. М., 1981.