Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Участие граждан в системе местного самоуправления

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сход граждан Глава 2. Осуществление местного самоуправления непосредственно населением в Российской Федерации Заключение Список используемой литературы Введение Безусловно, вопрос о природе власти, выраженной в местном самоуправлении, до сих пор остается спорным. Некоторые склонны считать его элементом гражданского общества, отделенным от государства, другие — частью государственного механизма… Читать ещё >

Участие граждан в системе местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

" Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского"

Дзержинский филиал Направление подготовки «Юриспруденция»

Курсовая работа Участие граждан в системе местного самоуправления Выполнил:

студент 2 курса

очной формы обучения гр. 3-Б12 Ю/19

Березина Евгения Романовна Проверил: ст. ассистент Котрикова Татьяна Юрьевна Дзержинск, 2014

Содержание Введение Глава 1. Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления

1.1 Местный референдум. Муниципальные выборы

1.2 Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

1.3 Территориальное общественное самоуправление

1.4 Сход граждан Глава 2. Осуществление местного самоуправления непосредственно населением в Российской Федерации Заключение Список используемой литературы Введение Безусловно, вопрос о природе власти, выраженной в местном самоуправлении, до сих пор остается спорным. Некоторые склонны считать его элементом гражданского общества, отделенным от государства, другие — частью государственного механизма, третьи — тем и другим одновременно. Отсутствие единства в понимании того, какое место должно занимать местное самоуправление в системе управления государственными и общественными делами, в период реформ управления 1990;х годов наряду с другими неблагоприятными социально-экономическими и политическими факторами привело к тому, что население оказалось, оторвано от органов местного самоуправления, проявляет крайнюю пассивность при их формировании, не имеет на них никакого влияния. В результате население осталось незащищенным, а само местное самоуправление приобрело выхолощенные, искаженные формы.

В отсутствии развития общественных начал в деятельности органов местного самоуправления, раскрепощении самодеятельной активности жителей, — без этого местное публичное управление не станет подлинным самоуправлением, несмотря на законодательную «прописку» термина «местное самоуправление». Вовлечение населения в самоуправленческий процесс важно и для властных структур, ведь имея дело с политически и социально пассивным контингентом, бесполезно ставить перед обществом большие цели. Нельзя разрешать возникающие в муниципальных образованиях проблемы исключительно посредством муниципальных органов и служб.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением гражданами своей воли в рамках местного самоуправления.

Предметом изучения являются формы прямого волеизъявления в системе местного самоуправления.

Методологической основой курсовой является системный исторический и сравнительно-правовой анализ, основанный на изучении и использовании большого теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников, по вопросам связанным с осуществлением гражданами местного самоуправления.

Теоретическую основу исследования составили положения действующей Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» и другие нормативно-правовые акты, также использовалась научная и учебная литература.

Изучением проблем системы местного самоуправления посвящены многочисленные публикации, монографические и диссертационные исследования отечественных и зарубежных политологов, правоведов, социологов, историков. Среди работ отечественных авторов, в которых проводится комплексное исследование вопросов местного самоуправления, можно назвать работы М. В. Баглая, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафина, С. А. Авакьян и др.

Недостаточная изученность темы определила цель исследования: изучение институтов непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления; выявление особенностей российской практики при осуществлении местного самоуправления.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Ознакомиться с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы местного самоуправления.

2. Рассмотреть институты непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления.

3. Изучить практику применения форм волеизъявления.

Задачи, поставленные автором, предопределили структуру исследования. Оно состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления Конституция РФ, регулируя формы осуществления местного самоуправления, на первое место вывела институты непосредственной демократии: местное самоуправление в соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Такие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления весьма многочисленны и разнообразны. Это — местный референдум и муниципальные выборы, сходы граждан и территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и многие другие.

В настоящее время имеется законодательная база, которая позволяет жителям муниципальных образований активно участвовать в решении местных проблем. Это не только Федеральный закон № 131-ФЗ, но также Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и др. Большое количество таких законов принято субъектами РФ. Ими конкретизируются наиболее существенные вопросы организации местных референдумов, выборов органов местного самоуправления и их должностных лиц, территориального общественного самоуправления, проведения публичных слушаний и др.

Порядок участия населения в осуществлении местного самоуправления регулируется также муниципальными правовыми актами.

1.1 Местный референдум. Муниципальные выборы Муниципальные выборы и местный референдум являются основополагающими формами осуществления населением местного самоуправления. В Конституции РФ выборы и референдум признаются высшим непосредственным выражением власти народа.

Местный референдум — голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения.

В соответствии с Федеральным законом — 131 и Федеральным законом — 67, местный референдум — это форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Наиболее массовой формой прямого народного волеизъявления являются выборы. Их значение определяется прежде всего тем, что посредством выборов образуются представительные органы власти, через которые населением в первую очередь осуществляется местное самоуправление, а также получают свои полномочия главы местной администрации — еще одна важная форма осуществления населением местного самоуправления.

Муниципальные выборы — это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Посредством муниципальных выборов граждане избирают тех, кто подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления. По мнению О. Е. Кутафина, муниципальные выборы «…дают возможность населению в процессе избирательной компании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определить пути и способы улучшения из работы» .

В настоящее время правовой основой выборов в органы местного самоуправления являются: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также принятые органами государственной власти субъектов Федерации законы или Положения о выборах в органы местного самоуправления, уставы муниципальных образований.

Местный референдум проводится по инициативе населения муниципального образования, избирательных объединений, по совместной инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта РФ. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума должна зарегистрироваться в комиссии референдума и получить соответствующее регистрационное удостоверение.

В соответствии Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массой информации не позднее чем через 5 дней со дня принятия.

В соответствии со ст. 10 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», если уполномоченный на то орган (представительный орган местного самоуправления) не назначит выборы в сроки, предусмотренные п. 7 этой статьи (80 — 90 дней до дня голосования), а также если уполномоченный на то орган отсутствует, то выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией (в данном случае — избирательной комиссией муниципального образования) не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов (5 дней со дня принятия).

Проведение и организацию местных референдумов и муниципальных выборов осуществляют избирательная комиссия муниципального образования, участковые комиссии.

Основное условие проведения референдумов и выборов в РФ, и на местном уровне — это информационное обеспечение референдумов и выборов, которое включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Голосование на муниципальных выборах проводится с 8 до 20 часов по местному времени. В соответствии с новой редакцией Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» внесение в бюллетень графы «Против всех» и голосование по этому варианту не допускаются.

Избиратели голосуют бюллетенями. Если округ одномандатный, избиратель отмечает одного кандидата в списке избирательного бюллетеня, если многомандатный и в бюллетене указаны фамилии кандидатов, то отмечает тех. кому он отдает предпочтение (не более числа депутатов, подлежащих избранию).

Если в многомандатном округе баллотируются партийные списки кандидатов, избиратель отмечает один из этих списков.

Если выбирается глава администрации, муниципальное образование составляет единый муниципальный избирательный округ (одномандатный).

Для подсчета голосов и определения победителей на муниципальных выборах, как правило, используется мажоритарная избирательная система относительного большинства (побеждает кандидат, набравший больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом, при условии, что он получил больше голосов, чем голоса, поданные против всех кандидатов). Если выдвигаются конкурирующие партийные списки кандидатов, то может быть использована пропорциональная система.

В этом случае места в Совете муниципального образования делятся пропорционально голосам, полученным партией (ее списком). Естественно, в одномандатных округах пропорциональная система не может быть применена.

Местный референдум и муниципальные выборы признаются недействительными или несостоявшимися если нарушения, допущенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей; если выборы были признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, а также по решению суда.

1.2 Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является одновременно формой: непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления; ответственности указанных должностных лиц перед населением.

Население муниципального образования, формируя органы местного самоуправления, которые самостоятельно будут решать ряд вопросов местного значения, должно иметь существенные гарантии того, что избранные ими депутаты, должностные лица в своих действиях будут руководствоваться интересами именно населения.

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Ими могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) данных лиц в случае их обязательного подтверждения в судебном порядке.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом федерального законодательства и особенностей (иной цели) данного голосования. Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Учитывая, что явка на муниципальных выборах обычно не очень высокая (25−50%), получить голоса (за отзыв) более 50% зарегистрированных избирателей в реальной жизни проблематично. Поэтому практика регулярного и повсеместного (частого) отзыва депутатов, выборных лиц, должностных лиц муниципальных образований пока в России не сложилась. На сегодняшний день данная норма имеет больше предупредительный характер.

В целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится соответственно голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Данное голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей голосования.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

1.3 Территориальное общественное самоуправление Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

К таким органам относятся советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, советы или комитеты улиц, кварталов, домов.

В Законе закрепляется, что органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальные органы общественного самоуправления создаются для взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления. Уставы многих муниципальных образований предусматривают возможность передачи органами местного самоуправления вопросов на разрешение органами территориального общественного самоуправления, при этом также возможно установление сферы совместного ведения. В частности, это проявляется в том, что именно представительный орган муниципального образования в Уставе или иных нормативно — правовых актах устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета.

Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан. Также территориальное общественное самоуправление обладает правом вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов.

Эти органы могут осуществлять экономическую деятельность, иметь и самостоятельно использовать финансовые ресурсы, образуемые за счет доходов от экономической деятельности, добровольных взносов и пожертвований, других поступлений. Рассматриваемые органы могут быть юридическими лицами.

Решения органов территориального общественного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны к исполнению гражданами, проживающими на данной территории, а также предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, которым они адресованы.

местный самоуправление демократия волеизъявление

1.4 Сход граждан Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и выступающей средством их самоорганизации, общественного самоуправления, являются собрания (сходы). Собрания (сходы) позволяют сочетать коллективное обсуждение вопросов и принятие решений гражданами с личной активностью и инициативой — выступлениями, участием в голосовании и т. д. Тем самым собрания (сходы) играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.

Согласно Закону Российской Федерации от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (ст. 81), к компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относились избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них; утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их исполнении; решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения, затрагивающих интересы населения соответствующих территорий.

В Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» заложены иные функции для собраний, сходов, конференций граждан. Сходы проводятся только в небольших муниципальных образованиях и выполняют функции представительных органов. Собрания могут проводиться для: принятия обращения к органам местного самоуправления и их должностным лицам; избрания делегатов конференции, иных представителей граждан; решения вопросов территориального общественного самоуправления.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Глава 2. Осуществление местного самоуправления непосредственно населением в Российской Федерации Основным нормативно — правовым актом, регулирующим осуществление населением местного самоуправления, является Федеральный закон — 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. Данный закон положил начало муниципальной реформе в РФ. Авторы реформы определили правильные цели: приблизить муниципальную власть к населению, четко определить ее социальные обязанности и др. Однако, социально — экономические проблемы, возникшие в ходе реформы местного самоуправления, дефекты в правовой базе породили на практике дополнительные проблемы, и многие задачи реформы не осуществлены и на сегодняшний момент. Остается нерешенным главный вопрос — принадлежит ли реально населению его право на осуществление местного самоуправления самостоятельно, независимо и под свою ответственность.

По мнению Пешина Н. Л. в построенном на новых принципах местного самоуправления обществе, на первый план выступают органы и должностные лица местного самоуправления. Значение населения сводится к функционированию представительного органа муниципального образования и участию в ряде консультативных процедур. Система органов местного самоуправления уже установлена в федеральном законодательстве, поэтому у органов государственной власти есть возможность заниматься решением важных вопросов местного самоуправления, определением их результатов, что прямо противоречит ст. 131 Конституции РФ.

Практика применения нового законодательства о местном самоуправлении противостоит основным конституционным принципам организации местного самоуправления. В связи с этим возникает большое количество ошибок организационного характера, связанных с незнанием законодательства о местном самоуправлении и нежеланием органов местного самоуправления, должностных лиц и органов государственной власти решать существующие проблемы.

В Федеральном законе — 131 местный референдум как форма осуществления местного самоуправления населением прописана первой. Однако, положение о референдуме как о высшей непосредственной форме выражения власти народа, с позиций практики не означает абсолютизации роли данного института в механизме местной власти. Во — первых, возможность принятия гражданами публично — властных решений всегда ограничена. Так, в РФ к полномочиям, осуществляемым исключительно прямым волеизъявлением населения, относится введение и использование средств самообложения граждан. Во — вторых, местный референдум как способ решения вопросов местного значения в РФ применяется крайне редко, что фактически и делает его факультативным средством осуществления местного самоуправления.

К наиболее частым вопросам, предлагаемым на вынесение при проведении местного референдума, относятся: определение структуры органов местного самоуправления, территориального устройства муниципального образования, и др.

Несмотря на то, что Федеральный закон — 131 от 06.10.2003 г. определил местный референдум как основную форму осуществления местного самоуправления, на сегодняшний день он остается факультативным инструментом осуществления местного самоуправления.

Федеральным законом — 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в РФ устанавливается обязательность и периодичность проведения выборов. Самой используемой формой осуществления местного самоуправления являются муниципальные выборы. К недостаткам региональных законов о муниципальных выборах относятся отсутствие вариативности видов избирательных систем, отсутствие точного (в процентном соотношении) количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатов, списков кандидатов, установление неоправданно низких размеров предельных сумм расходов за счет средств избирательных фондов депутатов, отсутствие сроков проведения повторного голосования.

Организация и проведение выборов осуществляется либо избирательной комиссией муниципального района, либо территориальной избирательная комиссия, на которую возлагаются полномочия избирательной комиссией муниципального образования. Следует заметить, что в ряде субъектов необходимость формирования муниципальных избирательных комиссий в муниципальном районе была вызвана тем, что члены соответствующей территориальной избирательной комиссии находились в прямом служебном или должностном подчинении кандидатов. Однако чаще всего организуют и проводят выборы территориальные избирательные комиссии — они являются государственными органами, поэтому их деятельность финансируется из государственного бюджета; на финансирование избирательной комиссии муниципального образования, как правило, в местном бюджете не хватает средств.

Практика проведения муниципальных выборов показывает, что на уровне сельских поселений региональные и местные отделения политических партий не проявляют активности. Наиболее активны политические партии при проведении выборов глав и представительных органов муниципального образования.

Институт избирательного залога вытесняет сбор подписей как традиционную форму поддержки выдвижения кандидатов. Известны случаи, когда в ряды сборщиков внедрялись политические соперники и умышленно собирали недостоверные подписи в расчете на последующее обжалование регистрации противника. Следует отметить также, что реальных механизмов проверить за 5 дней достоверность подписей, не существует.

Основная причина неисполнения избирательными комиссиями требований законодательства — это «организационная цегтна». Чаще всего обжалуются действия избирательных комиссий, связанные с исчислением сроков избирательных действий.

Нередки ошибки, связанные с составлением списков избирателей. Следует четко разграничивать понятия «фактического нахождения места жительства» и «фактического временного пребывания» .

В действующем законодательстве как одна из возможных форм осуществления населением местного самоуправления закреплена возможность граждан создавать территориальные общественные самоуправления. Сущность и специфика этого института до конца не ясна. В частности, ставится вопрос о том, в чем принципиальное различие между территориальным общественным самоуправлением и собраниями и конференциями граждан как формами участия населения в осуществлении местного самоуправления. На федеральном уровне предпринимались попытки принять закон о территориальном общественном самоуправлении, однако неоднократно представляемый в Государственную Думу законопроект так и не был принят.

Между тем, практика показывает, что территориальное общественное самоуправление в некоторых муниципальных образованиях все — таки создается. Чаще всего с помощью такой самоорганизации население осуществляет хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально — бытовых потребностей граждан.

Проблема организации территориального общественного самоуправления связана с тем, что вопросы их создания и организации регулируются либо Уставом Муниципального образования, либо иным нормативно — правовым актом, принятым представительным органом муниципального образования. Такое законодательное положение иногда влечет зависимость органов территориального общественного самоуправления от органов местного самоуправления. Так, отдельные муниципалитеты «подминают» под себя органы территориального общественного самоуправления, формируя их как низовые структуры местного самоуправления.

Процедура отзыва депутата, выборного должностного лица и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования и его преобразования связана с институтом учета мнения населения. Федеральный закон — 131 переносит на федеральный уровень правовые гарантии принятия во внимание мнения населения при решении вопросов доверия вопросов территориального устройства. Данный императив ограничивает свободу усмотрения законодателя и правоприменителя при принятии ими соответствующих решений.

Практика нормативно — правового регулирования отношений, связанных с реализацией права граждан на сходы, имеет свои особенности. В Федеральном законе — 131 сам вопрос освещен не так конкретно, как другие формы осуществления населением местного самоуправления. Региональное законодательство представляет собой достаточно широкий спектр моделей регулирования, который еще больше увеличивается на местном уровне. Часто это приводит к тому, что положения Уставов муниципальных образований не соответствуют законодательству.

Заключение

Местное самоуправление как один из способов осуществления народом власти по своей специфике является наиболее приближенной к населению формой власти. Исходя из этого, необходимо признать, что формы осуществления народом своей власти является наиболее важным элементом института местного самоуправления.

Законодательство Российской Федерации устанавливает достаточно широкий спектр форм осуществления населением местного самоуправления. Другое дело, что некоторые из них редко используются и фактически являются факультативными формами.

Само законодательство о местном самоуправлении в целом демократично и соответствует основным международным принципам в сфере муниципального права. Однако при более тщательном анализе законодательства можно выявить такую тенденцию. Государство при помощи тех или иных правовых норм использует институт местного самоуправления в своих целях. В частности, государство в некоторых случаях перекладывает с себя некоторые важные полномочия, стремиться подчинить себе местное самоуправление, не позволяет институту местного самоуправления стать более самостоятельным. Так, например, в главе 2 данной работы «Осуществление местного самоуправления непосредственно населением» отмечалось, что к фактически осуществляемым полномочиям исключительно прямым волеизъявлением населения, относится лишь введение и использование средств самообложения граждан. Это условие продиктовано не особой значимостью вопроса о самообложении, а желанием избежать коллизий с налоговым законодательством. Вместе с проблемой черных дыр в российском законодательстве сочетается другая проблема — некачественное исполнение и применение уже существующего законодательства.

В целом, роль местного самоуправления в Российской Федерации недооценивается. Местное самоуправление не воспринимается народом как реальный способ решения своих проблем, достижения уже поставленных целей. Можно сказать, что прожилка гражданского общества, которая должна присутствовать при реализации института местного самоуправления, в реальности отсутствует.

В заключение работы необходимо отметить, что возникающие при реализации местного самоуправления проблемы требуют немедленного разрешения. Местное самоуправление — основа всего общества. Произошедшие в его структуре качественные изменения повлекут существенные улучшения в функционировании общества, всей государственной системы в целом.

Список используемой литературы Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 // Российская газета. — 2009. — № 7.

2. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 24. — Ст. 2253

3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоу правления» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003 г. — № 40. — Ст. 3822

4. Федеральный закон от 26.11.1996 г. №-ФЗ «Об обеспечении конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» //Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 49. — Ст. 5497.

Книги

1. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. Т. 1. — М.: Юристъ, 2011. — 749 с.

2. Баглай М. В. Конституционное право России / М. В. Баглай. — М.: Норма, 2008. — 856 с.

3. Козлова Е. И. Конституционное право России / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2010. — 608 с.

4. Комарова В. В. Формы непосредственной демократии в Российской Федерации. — М.: Ось — 98, 1998. — 304 с.

5. Кутафин О. Е. Конституционное право / О. Е. Кутафин. — М.: Юрист, 2008. — 456 с.

6. Кутафин О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2007. — 672 с.

7. Пешин Н. Л. Проблемы становления отрасли муниципального права в условиях реформы местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 15. — С. 2−6.

8. Руденко В. Н. Институты «Отзыва» и «Роспуска» в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования // Журнал Российского права. — 2002. — № 4. — С. 44−53.

9. Сергеев А. А. Институт местного референдума в законодательстве Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2004. — № 2. — С. 8−12.

10. Сергеев А. А. Судебная практика: законодательство муниципальной реформы // Российский судья. — 2007. — № 7. — С. 5−7.

11. Уваров А. А. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 15. — С. 6−9.

12. Шугрина Е. С. Гарантии выявления и учета мнения населения в местном самоуправлении // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 16. — С. 23−31.

13. Система местного самоуправления [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/87.htm

14. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления [Электронный ресурс] Режим доступа: http://all-books.biz/munitsipalnoe-uchebnik/golosovanie-otzyivu-deputata-chlena-vyibornogo.html

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой