Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Монархия в XXI веке: мировые тенденции

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересна точка зрения на рассматриваемый вопрос, высказанная в учебнике по теории государства и права В. Н. Протасовым Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы тео-рии права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. Он, в частности, утверждает, что «безосновательно форму правления, форму государственного устройства и политический режим именовать «элементами» формы… Читать ещё >

Монархия в XXI веке: мировые тенденции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление Введение Глава 1. Общая характеристика формы правления государства

1.1 Понятие и правовая природа формы правления государства

1.2 Основные виды форм правления государства Глава 2. Теоретические и современные практические особенности монархии

2.1 Правовые особенности монархии

2.2 Отличительные черты монархической формы правления на современном этапе Заключение Список использованных источников и литературы Приложение 1. Современные монархические государства Приложение 2. Список современных царствующих монархов

Введение

Тема настоящей курсовой работы «Монархия в XXI веке: мировые тенденции» остается актуальной на протяжении многих веков.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Вплоть до буржуазно-демократических революций монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Именно монархия с ее многовековыми традициями, институтами, атрибутами привлекает внимание, она прошла интересную и сложную систему развития: от раннефеодальной, через сословно-представительную и абсолютную, до конституционной. Изначально монархия обожествлялась, монарх являлся посланником Бога на Земле. Сейчас же роль монарха носит в большинстве своем церемониальные функции, является символом и достояние государства, монарх не обладает реальной властью.

Данная тема получила широкое развитие. Для многих философов и политологов монархия представлялась лучшей формой правления. В различные исторические эпохи выдающиеся мыслители искали наилучшую модель построения государства. Многие из них (Платон, Аристотель, Цицерон, Гоббс, Локк, Ильин, Тихомиров и др.) видели монархическую государственность идеальной формой правления. Кроме того, интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств Серегин А. В. Монархическая форма правления. — Ростов н/Д: изд-во ДЮИ, 2004. — С.1−2.:

Во-первых, монархия — одна из древнейших форм правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей. Это свидетельствует о ее способности существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества.

Во-вторых, на сегодняшний день число монархий в мире довольно велико: если считать также и государства, являющиеся членами британского Содружества, в которых британский монарх представлен генерал-губернатором, то они составляют около шестой части государств мира.

Среди монархий есть крупные страны — Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот тысяч (Свазиленд в Африке), десять тысяч (Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне) и тысячи человек (Тувалу в Океании).

В-третьих, монархия не только существует в современных условиях, но и продолжает развиваться, как в Бельгии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Дании и других королевствах.

В-четвертых, российское государство большую часть своей истории представляло монархический принцип построения власти.

Все вышеперечисленные положения свидетельствуют об актуальности рассматриваемой тематики.

Объектом исследования данной работы является монархическая форма правления.

Предметом исследования выступают наиболее общие закономерности существования и развития монархической формы правления на современном этапе.

Целью данной работы является рассмотрение монархии, выделение общих и частных особенностей. В соответствии с целью, выделяются следующие задачи:

Определить понятие и сущность монархии.

Рассмотреть взгляды исторических деятелей на монархическую форму правления.

Выявить преимущества и недостатки монархии.

Отразить и описать некоторые монархические государства современности.

Анализ использованных источников и литературы:

Теоретическая часть работы написана на основании учебников по конституционному праву зарубежных стран.

Источниковая база для написания практической части настоящей работы состоит, в основном, из текстов конституций отдельных зарубежных государств. Для уточнения некоторых теоретических вопросов, связанных с рассмотрением тематики настоящей работы автор использовал учебник современных российских теоретиков государства и права: проф., д.ю.н., заслуженного деятеля науки Н. И. Матузова и проф., д.ю.н. А. В. Малько.

Методы исследования: в ходе работы были использованы метод исторической ретроспекции, метод сравнения. Автор попытался при описании каждой из систем престолонаследия придерживаться следующего порядка: название, изложение сути — принципа выбора наследника престола, примеры государств, в которых используется та или иная система престолонаследия.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, последовательно разделенных на параграфы, заключения, двух приложений и списка использованной литературы.

Глава 1. Общая характеристика формы правления государства

1.1Понятие и правовая природа формы правления государства Проблема правильного понимания и использования терминологии является одной из ключевых и сложнейших для любой отрасли науки. Категории в исследовании юридических дисциплин и в создании теоретической базы — это основные понятия, которыми возможно и необходимо оперировать для описания и оценки фактов и явлений. Они составляют ту основу, без которой систематизация знаний в области юриспруденции просто немыслима. В силу всего вышесказанного представляется необходимым сначала рассмотреть и чётко определить, что нужно понимать под ключевыми терминами, затрагивающимися в настоящей работе. Сделать это следует также из-за того обстоятельства, что используемые категории могут совпадать с существующими в иных отраслях знания (философии, социологии, юридических науках, экономической теории и др.) понятиями.

Исследование, проводимое в настоящей курсовой работе, непосредственно связано с одной правовой категорией, требующей, на наш взгляд, разъяснения с целью единообразного понимания рассматриваемых терминов и отношений, с ними связанных.

Итак, центральной категорией настоящего небольшого исследования является понятие «форма правления».

Проведём небольшое исследование, в рамках которого выясним, какое определение дают рассматриваемому в рамках настоящей работы понятию «форма правления» отечественные теоретики в области государства и права.

Первым рассмотрим мнение проф., д.ю.н. Анатолия Борисовича Венгерова Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. — М.: Юриспруденция, 2000.. Он традиционно рассматривает форму правления как составную часть формы государства Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. (наряду с формой государственного устройства Форма государственного устройства — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. и политическим режимом Политический (государственный) режим — представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.). Однако говорит о главенствующей роли именно формы правления: «в теоретическом осмыслении государства особое место действительно занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т. е. по критерию формы правления» Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. — М.: Юриспруденция, 2000. .

Вторым рассмотрим точку зрения проф., д.ю.н., заслуженного деятеля науки Н. И. Матузова и проф., д.ю.н. А. В. Малько Малько А. В., Матузов Н. И. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2007.. Они также придерживаются мнения о триедином характере формы государства и о том, что форма правления является одной из основных её составляющих: «форма правления — характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские» там же. .

Проф., д.и.н. С. С. Алексеев Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Российское право, ИНФРА-М, 2001., а также д.ю.н., проф. В. В. Лазарев Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. по аналогии с вышеупомянутыми учёными анализируют форму государственного праления как одну из составных частей более широкого понятия формы государства. Например, С. С. Алексеев придерживается того мнения, что «данная категория [формы правления] показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии» Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Российское право, ИНФРА-М, 2001.. А Лазарев ограничивается следующим утверждением: «Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (разные виды республик и монархий)» Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. .

Проф., д.ю.н. Михаил Николаевич Марченко Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие/М.Н. Марченко — М.: Проспект, 2005. приводит следующее определение формы правления: «Форма правления характеризует способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением» там же. .

Интересна точка зрения на рассматриваемый вопрос, высказанная в учебнике по теории государства и права В. Н. Протасовым Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы тео-рии права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999.. Он, в частности, утверждает, что «безосновательно форму правления, форму государственного устройства и политический режим именовать „элементами“ формы государства. Ибо элемент — это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления представляют собой хотя и основные, но весьма разнородные характеристики такой сложной системы, как государство. Не случайно в теории государства существует позиция, по которой политический режим выносится за пределы формы государства. И надо заметить, что такой подход к истине ближе. „Форма государства“, как уже замечалось, — это достаточно древняя категория государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие знания о системах в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что „политический режим“ характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе. Категории же „форма правления“ и „форма государственного устройства“ имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства» Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы тео-рии права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999.

1.2 Основные виды форм правления государства В предыдущем параграфе мы говорили о том, что форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

В этом параграфе рассмотрим классификацию форм правления и дадим краткую характеристику её основным видам.

Классификация форм правления государства в зависимости от числа стоящих у власти, правящих является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире классификаций. В соответствии с ней формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления; во втором — республиканская.

Таким образом, существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Рассмотрим их более подробно.

Первым видом формы государственного правления является монархия (от греческого — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.).

Среди основных признаков монархии можно выделить следующие:

власть передается по наследству;

власть монарха бессрочна;

власть монарха не зависит от населения.

В свою очередь монархии также делятся на ряд подвидов. Они бывают:

неограниченными, то есть такими, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх,

ограниченными (конституционными), то есть такими, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т. п.).

Необходимо также отметить, что монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Следующим видом формы государственного правления является республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Среди основных признаков республики можно выделить следующие: выборность власти; срочность власти; зависимость власти от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на несколько подвидов, а именно: президентские, парламентские, смешанные.

В президентских республиках (например, США) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (например, Германия, Италия) — парламент, в смешанных (например, Франция) — совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, реальным же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент.

Чтобы проведённое в рамках настоящей работы исследование было полным, рассмотрим особенности формы правления Российской Федерации. Статья 1 Конституции Российской Федерации, определяет Россию как республику Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445. В то же время полномочия Президента РФ по формированию Правительства и контролю за ним являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (точнее у Государственной Думы) имеются важные полномочия в отношении правительства. Во-первых, Государственная Дума РФ даёт согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. А, во-вторых, Государственная Дума РФ может выразить недоверие Правительству РФ, в результате которого Правительство РФ может быть отправлено в отставку.

Выводы по главе 1

Для качественного раскрытия темы настоящей работы необходимо чётко представлять значение понятия «форма государственного устройства». Проанализировав мнения отечественных теоретиков в области теории государства и права, становится понятным, что большинство из них определяют форму правления как одну из составных частей формы государства в целом. Только после полного уяснения того смысла, который вкладывается в вышеупомянутую правовую категорию можно приступать непосредственно к рассмотрению и характеристике формы правления некоторых современных зарубежных государств.

Форма правления бывает нескольких видов, которые также делятся на несколько подвидов. В настоящее время в мире существуют страны, в которых присутствуют все рассмотренные выше виды форм государственного правления.

Глава 2. Теоретические и современные практические особенности монархии

2.1. Правовые особенности монархии Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. .

Главными признаками монархии являются: верховенство, наследственность, бессрочность (или пожизненность), юридическая безответственность (независимость) монарха.

Центральной фигурой монархии является монарх — единоличный глава государства, осуществляющий свою власть самостоятельно, по собственному праву. Одним из основных элементов монархии является престолонаследие Энциклопедия российской монархии. — М.: ЭКСМО, 2002. .

Престолонаследие — порядок преемства верховной власти в установленном законом порядке. Различают три основных вида престолонаследия Энциклопедический словарь Брокгауза иЕфрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001.:

По избранию. В настоящее время данный вид представлен в Малайзии и Ватикане.

По назначению предшественника По наследованию. Данный вид является самым распространенным. В свою очередь он делится на три основных типа:

— Сеньоратный тип — наследование престола старшего в роду. Был представлен в Османской империи, ныне в Саудовской Аравии.

— Майоратный тип — наследование престола старшим сыном покойного монарха.

— Примогенитура — система наследования по праву первородства. Престол переходит сначала к нисходящему потомству в одной линии (наследует старший сын, а если он умер раньше отца, то его старший сын), а после прекращения допустимых престолонаследников в старшей линии к следующей по старшинству линии. По отношению женщин к праву наследования данный тип делится на:

Салическая система. Согласно данной системе, женщины полностью лишены права наследовать престол. В настоящее время данный принцип был отменен во всех странах, за исключением Японии.

Кастильская система. Женщины устраняются от наследования лишь в пределах одной линии, например, младший брат устраняет старшую сестру, но дочь старшего брата исключает дядю. В настоящее время представлена в Великобритании, Испании, Монако.

Шведская система. Наследником является старший ребёнок монарха независимо от пола. Представлена в Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Нидерландах.

В некоторых арабских странах существует так называемая «клановая» форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.

Другой важной формой правления является регентство — временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.

И.А. Ильин отмечал, что у монархической формы правления является еще один критерий — «монархическое правосознание», которое олицетворяетверховную государственную власть, само государство, политическое единство страны и сам народ Ильин И. А. О монархии и республике //Вопросы философии. 1991. № 4. .

«Монархическому правосознанию свойственно воспринимать и созерцать государственную власть как начало священное, религиозно освещаемое и придающее монарху особый, высший, религиозно осмысленный ранг; тогда как для республиканского правосознания характерно вполне земное, утилитарно-рассудочное восприятие и трактовка государственной власти» Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи. — М., 1991. .

Монархическое правосознание имеет давнюю историю. Испокон веков царь отождествлялся с посланником Бога на Земле, с верховным жрецом и священником. Н. Н. Алексеев отмечал: «Ни одна из политических форм не обнаруживает столь тесной связи с религией, как политическая форма монархии, ибо власть царя, подобно божественной власти, совершенно универсальна: власть его простирается на весь мир» Алексеев. Н. Н. Русский народ и государство. — М., 1998. .

Монархическое правосознание стремится к объединению народа вокруг верховной власти правителя, который олицетворяет центр государственного механизма. Сущность монархии заключается в том, что она всегда представляет единую национальную идею.

Монархическая власть в качестве верховной признается и поддерживается той долей нации или той частью национальной души, в которой живет сознание верховенства нравственного начала над всеми остальными. Монархическая верховная власть должна держаться на национальной религии, но также должна всеми силами благоприятствовать прогрессивной эволюции религиозного сознания нации, т. е. приближению души нации к Богу Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. Ч.4. — М: РОССПЭН, 2010. .

Что касается классификации монархии, то этот вопрос достаточно противоречив.

В классическом варианте можно выделить неограниченную (абсолютную) монархию, где правитель является высшим органом государства, и ограниченную монархию, где высшая власть рассредоточена между монархом и другими органами. Так же выделяется «дуалистическая» монархия, сочетающая в себе черты названных видов.

Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства — монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти. История знает много примеров абсолютной монархии: самодержавная Россия, Англия — в период правления Стюартов, Франция — при правлении Бурбонов. В настоящее время абсолютная монархия как форма правления представлена в Бутане и Брунее в «чистом виде», также в Катаре, Бахрейне, Омане, Кувейте, Саудовской Аравии, в которых, несмотря на принятые конституции и созданный парламенты, вся власть принадлежит только монарху, парламенты имеют консультативный характер Абдулаев. М. И. Теория государства и права. — М. Изд. «Экономика», 2006.

Ограниченная монархия такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, действующим на основе конституции. Подразделяются на дуалистические и парламентские.

Дуалистическая монархия — переходная форма правления от абсолютной к парламентской монархии. К числу ее признаков относятся:

Монарх — реальный глава государства.

Наряду с монархом существуют иные высшие органы, такие как парламент и правительство.

Некоторые члены парламента назначаются монархом Члены правительства назначаются монархом, правительство несет ответственность лично перед монархом.

На сегодняшний день к числу таковых государств относятся Кувейт, Иордания, Непал.

Парламентская монархия — форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. К признакам относятся:

Наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти, такие как парламент, правительство и др.

Парламент избирается народом.

Правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте.

Правительство несет ответственность перед правительством.

Принцип разделения властей.

Властные функции монарха ограничены и в основной носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.)

Парламентскими монархиями являются: Великобритания, Дания. Бельгия, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.

2.2 Отличительные черты монархической формы правления на современном этапе Рассмотрим положительные черты монархической формы правления Представляется, что наиболее четко и обоснованно анализ монархической формы правления произвел Б. Н. Чичерин Чичерин Б. Н. Курс государственной науки, политика. — М.: Любимая Россия, 2009. .

К достоинствам монархии он отнес:

Ею наилучше обеспечиваются единство власти, а из единства власти проистекает ее сила. С единством власти связана также ее прочность.

Монархия по независимости своей непричастна духу партий. Монарх стоит все частных интересов; для него все классы, сословия, партии совершенно одинаковы.

В силу предыдущего монархия наилучше обеспечивает порядок. Должно прибавить к подсчету Чичерина, что монарх есть наиболее справедливый третейский судья социальных столкновений.

Нет образа правления более пригодного к совершению крупных преобразований.

Крупной личности точно так же легче всего проявить на общую пользу свои высокие качества именно в монархии.

Теперь рассмотрим отрицательные черты монархической формы правления.

К слабым сторонам монархии в соответствии с мнением Чичерина относятся, например, следующие характеристики:

Замещение власти совершается не по способности, а по случайности рождения. Может родиться гений, но может родиться и малоспособный.

Безграничная власть плохо влияет на некрепкую душу.

К искушениям власти присоединяется лесть и ухаживание окружающих. Монарх — источник всех благ, и их стараются получить лестью и раболепством. Вокруг монарха образуется мираж официальной лжи, заполняющей истинное пространство.

Монархия легко переходит в произвол.

Она легко подчиняет внешний порядок внутреннему. Отсюда беспорядки в управлении: «сверху — блеск, снизу — гниль».

В случае произвола — право теряет ограничение, монархия менее охраняет право, чем другие власти.

Личная и общественная самодеятельность в монархии ослабляется, исчезает инициатива.

В качестве наглядной иллюстрации рассматриваемых теоретических положений проведем сравнительный анализ монархий в Скандинавских странах. Скандинавия представляет собой историко-культурный регион на севере Европы, центром которого является Скандинавский полуостров. Он охватывает территории Норвегии, Швеции и Финляндии. Из рассматриваемых нами стран все они, то есть и Норвегия, и Швеция, и Дания являются конституционными монархиями. Это означает, что во главе каждого из рассматриваемых нами государств находится монарх.

Итак, Швеция является конституционной монархией. Главой государства является король. Государство управляется правительством во главе с премьер-министром, который выбирается парламентом — Риксдагом. Парламент переизбирается всеобщим голосованием каждые четыре года. Исполнительная власть принадлежит правительству, законодательная — народному представительству (Риксдагу). Судебная власть Швеции является независимой. Старейшие исторически достоверные сведения о монархии в Швеции обнаружены в легендах о королевстве свеев, относящихся к IX веку. Эти легенды содержат описание путешествий христианского миссионера Ансгария в торговый центр государства свеев — Бирку. Однако точные имена шведских королей известны только с периода около 980 года.

Норвегия — унитарное государство, основанное на принципах конституционной монархии и парламентской демократии. В стране действует конституция 1814 года с рядом позднейших поправок и дополнений. Король является главой государства и исполнительной власти. Высшим законодательным органом страны является двухпалатный парламент — Стортинг.

Государственный строй Дании — конституционная монархия на основе конституции от 5 июня 1953 года. Согласно Конституции и конституционым законам глава государства — король (королева). Формально главе государства принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Практически с 1901 с введением независимости парламента ветви власти разделены. Король (королева) осуществляет верховную власть через назначаемое правительство, имеет право роспуска парламента. Согласно Конституции, силовые действия против Фолькетинга являются государственной изменой. Король (королева) является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Дании.

Конституционно-правовой статус главы государства с монархической формой правления может отличаться значительными особенностями даже в рамках стран с одной и той же формой правления. Это можно отчётливо проследить и на характере самих конституционных постановлений, регулирующих статус главы государства. Для наглядного подтверждения вышесказанного сравним тексты Конституций Норвегии, Дании и Швеции.

В соответствии с положениями Конституции Норвегии от 17 мая 1814 года: Исполнительная власть принадлежит Королю или Королеве в том случае, если она получила в наследство корону в соответствии с постановлениями № 6, 7 или 48 данного Основного закона. Когда исполнительная власть переходит к Королеве, тогда на нее возлагаются все права и обязанности, которые в соответствии с данным Основным законом и законами страны принадлежат Королю (в ред. Закона от 13 июня 1990 г.). 4. Король должен всегда исповедовать евангелическо-лютеранскую религию, оказывать ей поддержу и покровительство. 5. Особа Короля священна; он не может подвергаться осуждению или обвинению. Ответственность возлагается на его Совет. 6. Престол наследуется по прямой линии детьми, родившимися в законном браке от Королевы или Короля, или тем, кто сам имеет право наследования; при этом ближайшей линии отдается предпочтение перед отдаленной или старшей линии перед младшей. К числу наследников престола относится также еще неродившийся ребенок, который незамедлительно занимает принадлежащее ему место по линии наследства, как только она или он появились на свет. Однако престол никогда не может принадлежать тому, кто не родился по прямой нисходящей линии от самых последних Королевы или Короля либо от их сестер или братьев или сами являются такими сестрами или братьями. При рождении Принцессы или Принца, имеющих право наследовать Норвежскую Корону, ее или его имя и дата рождения сообщаются Стортингу и заносятся в его протокол. Для того, кто родился до конца 1971 года, имеют, однако, силу те положения. 6 Основного закона, которые содержались в тексте постановлений от 18 ноября 1905 года. Для того же, кто родился до конца 1990 года, постановления, касающиеся мужчин, имеют силу также и в отношении женщин. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.). 7. При отсутствии наследных Принцессы или Принца Король должен предложить Стортингу своего преемника, который имеет право и сам сделать выбор в том случае, если предложение Короля не будет принято. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 8. Совершеннолетие Короля определяется законом. Тотчас по достижении определенного законом возраста Король официально объявляет о своем совершеннолетии. (в ред. Закона от 18 ноября 1905 г.). 9. Как только Король по достижении совершеннолетия вступит в правление, он произносит перед Стортингом следующую присягу: «Я обещаю и клянусь, что буду править Норвежским Королевством в соответствии с ее Конституцией и законами; да поможет мне в этом Бог Всемогущий и Всеведущий». Если Стортинг в это время не заседает, то присяга приносится в письменной форме в Государственном совете и торжественно повторяется Королем на первой же сессии Стортинга. (в ред. Закона от 19 августа 1908 г.) Избранные конституции зарубежных стран. Учебное пособие / отв. ред. Б. А. Страшун. — М.: Юрайт, 2011.

Часть II Конституции Дании от 05 июня 1953 года полностью посвящена регламентации правового статуса короля: «5. Король не должен занимать королевский престол в каких-либо других государствах без согласия Фолькетинга. 6. Король должен быть членом Евангелической Лютеранской Церкви. 7. Король вступает в права престолонаследия по достижении 18-летнего возраста. Такое же требование предъявляется к наследнику престола. 8. Король до вступления на престол приносит торжественную Присягу и подписывает ее перед Государственным советом, принимая на себя обязательство неукоснительно исполнять Конституцию. Подписываются два идентичных текста Присяги, один из которых передается Фолькетингу и хранится в его архивах, а второй сдается на хранение в Государственный архив. Если Король отсутствует или в силу каких-либо иных причин не может подписать указанную Присягу непосредственно перед вступлением на престол, правление до подписания Присяги осуществляет Государственный совет, если законом не установлено иное. В том случае, если Король принял указанную Присягу как престолонаследник, он вступает на престол незамедлительно, как только престол становится вакантным. 9. Положения, касающиеся осуществления королевской власти на случай несовершеннолетия, болезни или отсутствия Короля, устанавливаются законом. Если престол вакантен и нет престолонаследника, Фолькетинг избирает Короля и определяет дальнейший порядок престолонаследия. 10. (1) Цивильный лист Короля определяется на все время его правления законом. Указанный закон предусматривает также перечень тех замков, дворцов и иных объектов государственной собственности, которые передаются в распоряжение Короля. (2) Цивильный лист не должен обременяться какими-либо долгами. 11. Члены Королевского Дома получают содержание в порядке, установленном законом. Указанное содержание не может использоваться за пределами Королевства, если Фолькетингом не установлено иное». Глава государства — король (королева), осуществляющий верховную власть через назначаемое правительство: по представлению премьер-министра, по предложению председателя парламента или руководителей парламентских фракций назначает и увольняет премьер-министра и министров, имеет право роспуска парламента. Король (королева) является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Дании и главой официальной государственной церкви Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2006.

В соответствии с относящимися к главе государства положениями Конституции Швеции, состоящей из трёх законодательных актов: «Главой государства является Король или Королева…» Избранные конституции зарубежных стран. Учебное пособие / отв. ред. Б. А. Страшун. — М.: Юрайт, 2011. Согласно новому Акту о престолонаследии 1980 года, сменившему Акт 1810 года, шведский трон наследуется в порядке первородства, то есть трон наследует старший из детей короля и королевы, независимо от его пола. Таким образом, принцесса Виктория, родившаяся 14 июля 1977 года, является наследницей шведского трона.

Одной из непременных составляющих статуса монарха является обладание им определённым набором иммунитетов и привилегий (по аналогии с дипломатическими и консульскими иммунитетами и привилегиями, существующими в международном праве). Среди них наибольшее значение имеет неприкосновенность. Её содержанием является то, что монарх не может быть привлечен к уголовной, административной, гражданской и иной юридической ответственности. Более того, считается, что политическую ответственность за действия монарха по управлению делами государства несут его министры. В настоящее время из этого правила существует только одно исключение — монарх в государстве Бутан. Одной из привилегий является то, что монарх обладает исключительным правом ношения особого титула — короля, царя, императора, шаха, султана и т. д. и использования соответствующих символов, эмблем его верховной власти (государственных регалий) — короны, мантии, скипетра, державы, трона и т. д. Ещё одной из привилегий монарха является то, что он имеет право содержать свой личный двор для обслуживания его самого и семьи, находящийся на содержании государства (например, цивильный лист, то есть принимаемый парламентом в форме закона документ, регулирующий оплату за счёт средств государственного бюджета содержания монарха, царствующего дома и двора).

Выводы по главе 2

Монархия, являясь одной из разновидностей форм правления, в свою очередь также бывает нескольких видов. Так, например, можно выделить такие виды, как абсолютная (неограниченная) монархия, ограниченная и дуалистическая.

К основным признакам монархий относятся верховенство власти и юридическая независимость монарха, наследственность и бессрочность власти, и др.

Кроме того, следует отметить, что в историческом процессе монархия прошла несколько самостоятельных этапов эволюции и развития.

Монархия (как, впрочем, и другая разновидность формы правления — республика) обладает несколькими положительными и отрицательными чертами. К несомненным преимуществам монархической формы правления можно отнести обеспечение единства власти, а также поддержание порядка в государстве. Среди некоторых отрицательных черт монархии, в первую очередь, необходимо отметить то, что власть передаётся не самому достойному, а тому, кому должна быть передана в соответствии с установленным порядком престолонаследия.

Заключение

В рамках настоящей курсовой работы была рассмотрена следующая тема: «Монархия в XXI веке: мировые тенденции». По результатам проведённого исследования можно сделать ряд важных выводов.

Для качественного раскрытия темы настоящей работы необходимо чётко представлять значение понятия «форма правления». Проанализировав мнения отечественных теоретиков в области теории государства и права, становится понятным, что большинство из них определяют форму правления как одну из составных частей формы государства в целом.

Более того, на основе проведённого в первом параграфе первой главы настоящей курсовой работы небольшого исследования можно составить своё собственное определение понятия «форма правления».

Итак, форма правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Форма правления бывает нескольких видов, которые также делятся на несколько подвидов. Основными видами форм государственного правления, которые выделяют большинство современных исследователей, являются монархия и республика.

Монархии бывают абсолютными (неограниченными), ограниченными (конституционными), дуалистическими. Республика в свою очередь бывает парламентской, президентской и смешанной. В настоящее время в мире существуют страны, в которых присутствуют все названные выше виды форм государственного правления.

В современном мире различные виды республиканской формы правления являются преобладающими. По крайней мере, отмечается тенденция к неуклонному росту государств, в которых уже установлен данный вид формы правления, либо которые находятся в процессе трансформации прежних режимов в республиканский.

Монархическая форма государственного правления обладает рядом преимуществ и недостатков. К несомненным преимуществам монархической формы правления можно отнести обеспечение единства власти, а также поддержание порядка в государстве. Среди некоторых отрицательных черт монархии, в первую очередь, необходимо отметить то, что власть передаётся не самому достойному, а тому, кому должна быть передана в соответствии с установленным порядком престолонаследия.

На сегодняшний день, говорить о том, что какая-то форма правления является наиболее лучшей, наверное, нельзя. Так как для каждой отдельно взятой страны и для каждого конкретного народа, а также с учётом экономических, политических, культурных и др. характеристик исторической эпохи, та или иная форма государственного правления является наиболее подходящей.

Государственная власть при монархии достигается тремя способами, а именно:

во-первых, наследованием,

во-вторых, избранием, в-третьих, захватом.

Причем избрание и захват являются рационалистическими способами достижения политического господства. Захватчик власти становится наследственным правителем, избранный президент может сделать то же самое. А наследование — случайность, так как факт рождения неоспорим и бесспорен, легитимация власти происходит безболезненно и последовательно.

Главными признаками монархии являются следующие:

верховенство,

наследственность,

бессрочность (или пожизненность),

юридическая безответственность (независимость) монарха.

Кроме того, одним из основных элементов монархии является престолонаследие, представляющее собой определённый порядок преемства верховной власти в установленном законом порядке.

В настоящее время выделяют три основным порядка престолонаследия, а именно:

По избранию.

По назначению предшественника.

По наследованию.

Итак, все вышеперечисленное свидетельствует об универсальности и жизнеспособности монархии, способной воплощать в себе различные ценности, идеи и постулаты, быть прогрессивной и «наилучшей» формой правления.

Список использованных источников и литературы

Абдулаев. М. И. Теория государства и права. — М. Изд. «Экономика», 2006.

Алексеев. Н. Н. Русский народ и государство. — М., 1998.

Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Российское право, ИНФРА-М, 2001. — 453с.

Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. — 528с.

Избранные конституции зарубежных стран. Учебное пособие / отв. ред. Б. А. Страшун. — М.: Юрайт, 2011.

Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. — М., 1991.

Ильин И.А. О монархии и республике //Вопросы философии. 1991. № 4.

Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Волтерс Клувер, 2006.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.

Малько А.В., Матузов Н. И. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2007. — 541с.

Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие/М.Н. Марченко — М.: Проспект, 2005. — 512с.

Науман Ф. Демократия и императорская власть. — М.: В. М. Солбин, 1907.

Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.

Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. — 240с.

Серегин А. В. Монархическая форма правления. — Ростов н/Д: изд-во ДЮИ, 2004.

Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. Ч.4. — М: РОССПЭН, 2010.

Чичерин Б. Н. Курс государственной науки, политика. — М.: Любимая Россия, 2009.

Энциклопедический словарь Брокгауза иЕфрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001.

Энциклопедия российской монархии. — М.: ЭКСМО, 2002.

Приложение 1

СОВРЕМЕННЫЕ МОНАРХИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА Списках составлен на основании данных по состоянию на 30 августа 2008 года. Отдельным списком представлены доминионы — монархии — бывшие английские колонии, в которых главой государства является королева (король) Великобритании, представленный генерал-губернатором, хотя условия назначения (избрания) и объём полномочий последнего определяются национальным законодательством и зависят от расстановки политических сил в стране

I. ЕВРОПА

1.Андорра

2.Бельгия

3.Ватикан

4.Великобритания

5.Дания

6.Испания

7.Лихтенштейн

8.Люксембург

9.Монако

10.Нидерланды

11.Норвегия

12.Швеция

II. АЗИЯ

13.Бахрейн

14.Бруней

15.Бутан

16.Иордания

17.Камбоджа

18.Катар

19.Кувейт

20.Малайзия

21.Объединённые Арабские Эмираты

22.Оман

23.Саудовская Аравия

24.Таиланд

25.Япония

III. АФРИКА

26.Лесото

27.Марокко

28.Свазиленд

IV. ОКЕАНИЯ

29.Тонга

V. ДОМИНИОНЫ В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором.

АМЕРИКА

30.Антигуа и Барбуда

31.Багамские Острова

32.Барбадос

33.Белиз

34.Гренада

35.Канада

36.Сент-Винсент и Гренадины

37.Сент-Киттс и Невис

38.Сент-Люсия

39.Ямайка

ОКЕАНИЯ

40.Австралия

41.Новая Зеландия (Острова Кука)

42.Папуа — Новая Гвинея

43.Соломоновы Острова

44.Тувалу

Приложение 2

СПИСОК СОВРЕМЕННЫХ ЦАРСТВУЮЩИХ МОНАРХОВ

I. ЕВРОПА

1.Андорра — князья Николя Саркози и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилия

2.Бельгия — король Альберт II (р. 1933, правит с 1993)

3.Ватикан — папа римский Бенедикт XVI (р. 1927, правит с 2005)

4.Великобритания — королева Елизавета II (р. 1926, правит с 1952).

1.Елизавета II является также главой следующих государств-членов Британского Содружества:

oВ Америке: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка;

5.В Океании: Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы Острова, Тувалу.

6.Дания — королева Маргрете II

7.Испания — король Хуан Карлос I (р. 1938, правит с 1975)

8.Лихтенштейн — князь Ханс Адам II

9.Люксембург — великий герцог Анри

10.Монако — князь Альбер II (р. 1958, правит с 2005)

11.Нидерланды — королева Беатрикс (правит с 1980)

12.Норвегия — король Харальд V (правит с 1991)

13.Швеция — король Карл XVI Густав

II. АЗИЯ

14.Бахрейн — король Хамад бен Иса аль-Халифа

15.Бруней — султан Хассанал Болкиа

16.Бутан — король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук

17.Иордания — король Абдалла II

18.Камбоджа — король Нородом Сиамони

19.Катар — эмир Хамад бен Халифа ат-Тани

20.Кувейт — эмир Сабах аль-Ахмад аль-Джабер ас-Сабах

21.Малайзия — король Мизал Зайнал Абидин

22.Оман — султан Кабус бен Саид

23.ОАЭ — шейх Халифа бен Зайед ан-Нахаян

24.Саудовская Аравия — король Абдалла ибн Абдель Азиз аль-Сауд

25.Таиланд — король Пумипон Адульядет Рама IX

26.Япония — император Акихито

III. АФРИКА правление монархия престолонаследие

27.Лесото — король Летсие III

28.Марокко — король Мохаммед VI

29.Свазиленд — король Мсвати III

IV. ОКЕАНИЯ

30.Тонга — король Джордж Тупоу V

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой