Министерство внутренних дел и его структура
Повышение доверия к милиции со стороны населения через развитие прозрачности в ее деятельности (общество должно знать основные бюджетные затраты на финансирование милиции, владеть информацией о правах задержанных, иметь доступ к подзаконным актам, ограничивающим права человека; необходимо обеспечить для населения прозрачность и доступность отчетной информации милиции всех уровней, обеспечить… Читать ещё >
Министерство внутренних дел и его структура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
История создания министерства внутренних дел
Реформа МВД в 2011 году
Современная структура МВД России
Основные положения Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции»
Заключение
Библиографический список
Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Спарк, 2002.-400с.
Министерство внутренних дел (МВД) — орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в большинстве стран, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка, борьбы с преступностью. В отдельных странах на органы МВД возложены функции обеспечения национальной безопасности и вопросов иммиграции, охраны мест лишения свободы, разрешительные функции в сфере оборота оружия, наркотических средств, печатей и штампов, другого, а также вопросов цензуры в средствах массовой информации.
В странах с федеративным устройством министерство внутренних дел часто имеет отделения на уровне всего государства и субъектов федерации.
В различных странах министерство внутренних дел может иметь разные названия, например, в США его функции выполняет Министерство национальной безопасности и Министерство юстиции. Правда в США существует министерство внутренних дел, но в отличие от министерств внутренних дел в других странах его основная функция — не полицейские мероприятия и организация безопасности, а управление землёй www.wikipedia.ru .
В истории России такая государственная структура, как Министерство внутренних дел (МВД), всегда занимала значимое место в системе государственной власти. Главной задачей структуры органов внутренних дел является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, Федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и подконтрольны.
ОВД осуществляют множество различных функций: обеспечение общественной безопасности; организация и проведение профилактики правонарушений; охрана общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определенной законом компетенции; охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам; обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения и т. д.
Актуальность изучения структуры министерства внутренних дел обусловлена тем, что это дает возможность объективно оценить достоинства и недостатки сложившейся системы органов внутренних дел. Ошибки, неоднократно допущенные в России при реформировании экономической, военной, правоохранительной и других сфер государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной социальной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества являются на сегодняшний день объективными факторами, способствующими сохранению, расширенному воспроизводству и нарастанию преступности и коррупции. Последствия названных просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальными элементами и структурами.
1. История создания министерства внутренних дел
До XIX века органами центрального управления в России были сначала приказы, потом коллегии. 8 сентября 1802 года Александр I создает взамен коллегий восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Был учрежден также Комитет министров.
Управление страной было разделено на две большие сферы: внутреннюю и внешнюю. Внешнюю деятельность в основном осуществляло Министерство иностранных дел, а во время войн — также военное и морское ведомства.
Внутренние задачи решали остальные министерства, из них самый значительный объем работы приходила на Министерство внутренних дел.
К обязанностям МВД были отнесены забота о повсеместном благосостоянии народа, о гражданском порядке и благоустройстве империи; в его ведении находились все отрасли государственной промышленности, кроме горной, построение и содержание всех общественных зданий в государстве, обеспечение населения продовольствием и товарами широкого потребления.
МВД занималось торговлей (ярмарками), промыслами; наделением казенными землями; реализацией всех мер сначала по усилению крепостничества, а потом по освобождению: крестьян от крепостной зависимости; переселением (в том числе иностранными выходцами); содержанием и обустройством дорог, а также судоходством; медициной и ветеринарией по всей стране; статистикой; почтой; цензурой; обустройством и управлением присоединяемых территорий; приказами общественного призрения; реализацией городских, земских, рекрутских повинностей; взиманием податей и недоимок МВД России: история и современность. Сайт МО МВД г. Гусь-Хрустальный — http://www.uvd.gus-info.ru/histori/history-mvd-ru.php .
Чисто полицейские задачи ставились несколько позже, ими были: установление и поддержание спокойствия, борьба с беглыми и дезертирами, взятие под стражу и т. д. По задачам, их характеру и объему МВД того времени существенно отличалось от современного.
Первым министром внутренних дел был назначен видный государственный деятель, граф, В. П. Кочубей. Ему довелось работать министром внутренних дел дважды: в 1802—1807 и 1819−1823 годах. Всего же в этой должности за два века работал 61 человек.
С момента создания МВД контролировало управление территориями всей страны через губернаторов, которые являлись и старшими полицейскими начальниками в своих губерниях. До создания министерств губернаторы подчинялись непосредственно царю и докладывали ему о положении дел. Такой порядок был сохранен и в дальнейшем, но с некоторыми изменениями. Всем военным и гражданским губернаторам было предписано «относиться к министру внутренних дел как по личным обязанностям… так и вообще по всем делам губернского правления, особенному рассмотрению и разрешению Императорского Величества подлежащим, и доставлять через него Государю Императору рапорты как обыкновенные, так и о чрезвычайных происшествиях». С МВД координировали свою работу также губернские предводители дворянства.
30 ноября 1806 года самодержец всероссийский обнародовал указ о том, чтобы в стране создали «повсеместно временные ополчения или милицию». Именно тогда слово «милиция» впервые в России вошло в употребление. Службе в милиции подлежал всякий свободный гражданин с 17 лет. Продолжалась служба многие годы (двадцать походов для пехоты). Заслуженные, прослужившие весь срок, отпускались на отдых с почестями — награждались землями или другими знаками внимания. При желании они могли оставаться на службе и назывались ветеранами.
При министре был образован Департамент внутренних дел с подразделением на четыре экспедиции.
Сразу после образования МВД в 1802 году появились такие службы, действующие и поныне, как канцелярия МВД, архив и подразделения статистики (теперь аппарат министра и Главный информационный центр МВД), подразделения хозяйственного департамента МВД (ныне Главное управление ресурсного обеспечения МВД), Хозяйственное, Главное финансово-экономическое, Контрольно-ревизионное управления МВД, типография и др.).
17 августа 1810 года по проекту М. М. Сперанского из МВД выделилось министерство полиции. После разделения МВД на два ведомства в ведении Министерства внутренних дел остались фабрики и заводы, торговля, промыслы, сельское хозяйство, реализация мероприятий по крепостному состоянию крестьян, переселенческие дела, строительство, почтовое управление.
К министерству полиции отошли продовольственная часть, губернское управление, соблюдение порядка, руководство полицией, в том числе политической, благоустройство дорог, деревень, городов, приказы общественного призрения, врачебная часть.
Однако создание министерства полиции было признано неоправданным, и в 1819 году было упразднено, а его аппарат вновь включен в состав МВД.
Восстание декабристов в 1825 году, политические настроения в обществе заставили власть провести новую реорганизацию.
В июне 1826 года на базе особой канцелярии МВД, занимавшейся делами политической полиции, было создано III Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии во главе с графом А. Х. Бенкендорфом, и до 1880 года политическая полиция и жандармы были выведены из структуры МВД. Параллельное существование органов руководства политической и общей полицией приводило к постоянному соперничеству между III Отделением и МВД. Это соперничество продолжалось все последующие годы, вплоть до наших дней. Такое противостояние, борьба за власть временами побуждали политическое руководство то к разделению этих органов, то к их новому объединению МВД России: история и современность. Сайт МО МВД г. Гусь-Хрустальный — http://www.uvd.gus-info.ru/histori/history-mvd-ru.php .
За два века своего существования они восемь раз разъединялись (1810, 1826, 1917, 1923, 1941, 1943, 1954, 1992 гг.) и семь — объединялись (1819, 1880, 1919, 1934, 1941, 1953, 1991 гг.). С момента создания МВД органы политической и общей полиции (милиции) существовали вместе примерно одну треть названного срока, а раздельно — две трети всего времени.
В 30−70-е годы XIX века Министерством внутренних дел было немало сделано на порученных участках, особенно при подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 года и отмене крепостного права. В то же время положение дел в дореволюционной полиции чаще всего оценивалось критически. Проведенные проверки показывали, чаще всего неудовлетворительное положение дел.
В то же время значительное внимание в дореволюционные годы МВД уделяло совершенствованию своей нормативной базы и систематизации документов. По указанию министра внутренних дел Д. Г. Бибикова была проведена большая и полезная работа по изданию «Сборника циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел с его учреждения в 1802 году по 1853 год», т. е. более чем за полвека. Труд этот составил 8 томов, содержал 4870 циркуляров и инструкций, систематизированных по видам деятельности министерства и годам. Издание имеет хороший справочный аппарат: алфавитный, хронологический указатели, общее для восьми томов оглавление.
Таким образом, в XIX веке Министерство внутренних дел формировало и осуществляло всю внутреннюю политику в стране, обладая широкими законодательными и карательными полномочиями.
Ни одно государственное ведомство не претерпело за свою историю столько кардинальных реформирований, как Министерство внутренних дел: полномочия и возможности его неоднократно либо непродуманно выхолащивались, вплоть до поглощения МВД структурами государственной безопасности, либо расширялись.
Более чем за два века в условиях различных политических систем органы внутренних дел накопили уникальный управленческий опыт, который дает редкую возможность мобилизовать научные силы и кадровый потенциал на внимательное изучение этого опыта, его осмысление в новой исторической обстановке для решения задач настоящего и будущего МВД России: история и современность. Сайт МО МВД г. Гусь-Хрустальный — http://www.uvd.gus-info.ru/histori/history-mvd-ru.php .
2. Реформа МВД в 2011 году
В 2011 году руководство Министерства внутренних дел пришло к пониманию несовершенства существующей структуры органов внутренних дел.
Реформа МВД России явилась очередным важнейшим шагом модернизации страны и системы государственного управления. Инициатором реформы ведомства стал Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, который в 2009;2010 гг. принял ряд принципиальных решений, касающихся оптимизации деятельности системы МВД России. Главной целью реализуемой реформы являлись создание современной и эффективной правоохранительной системы в России, формирование нового облика сотрудника XXI века.
Принципиально важной для органов внутренних дел стала еще одна инициатива главы государства, предложившего вернуться к традиционному названию профессиональной правоохранительной структуры и переименовать российскую милицию в полицию. Поскольку новый закон предусматривал формирование именно современной правоохранительной структуры полицейского типа, то данное название является абсолютно логичным и адекватным.
Основополагающей целью реформы ведомства являлись кардинальное изменение социальной роли органов внутренних дел в обществе, в первую очередь, предусматривающее постепенное вытеснение из их деятельности карательной функции.
Главной отличительной чертой полиции должна была стать ее социальная функция, выраженная в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.
Анализ общественного мнения в 2011 году показал, что базовые потребности населения России в безопасности и защите от преступных посягательств остаются в значительной степени неудовлетворенными. Как свидетельствуют результаты опросов населения, проводимых различными социологическими центрами и службами, уровень доверия населения к правоохранительным органам, в том числе и к органам внутренних дел, на протяжении длительного времени оставался очень низким. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что реально ни отдельная личность, ни общество в целом не ощущают себя теми субъектами, на защиту интересов которых в полной мере направлена деятельность сил правопорядка.
Возвращение взаимного доверия между органами внутренних дел и населением — одна из самых главных задач проведенной реформы. Милиция традиционно была и остается силовым ведомством, постоянно взаимодействующим с населением. Потому новые законы и положения, регламентирующие деятельность структуры органов внутренних дел, на первое место выводят формирование партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. В Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» присутствует целый ряд разделов, детально регламентирующих эти отношения.
Федеральный закон «О полиции» разрабатывался в условиях высокой общественной потребности в изменении подходов к организации деятельности сил правопорядка в Российской Федерации. Закон подвел итог многомесячного общественно-политического обсуждения будущего российских органов внутренних дел, закрепив законодательную основу организации деятельности полиции в России. Закон был принят после масштабного общественного обсуждения, в ходе которого от граждан поступило более 33 тысяч откликов и конкретных предложений по совершенствованию текста законопроекта. В результате многие положения законопроекта были изменены или дополнены.
В данном правовом акте заложены принципиальные положения, направленные на повышение уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка. В их числе:
- общественный контроль за деятельностью органов полиции, их должностных лиц; формирование системы оценки работы подразделений полиции на основе общественного мнения и уровня удовлетворенности граждан правоохранительными услугами;
- обеспечение четкого соблюдения полномочий, предоставленных сотрудникам полиции;
- жесткие требования к профессиональной пригодности лиц, проходящих службу в обозначенной государственной структуре, постоянное совершенствование уровня профессионализма каждого сотрудника;
- развитие правоохранительной деятельности на основе использования достижений инновационных технологий и др.
В целом предполагалось, что принятие закона обеспечит условия для решения широкого круга текущих политико-правовых проблем, касающихся деятельности системы МВД России, а также вопросов социально-экономического развития страны, связанных со снижением уровня преступности, действенностью системы профилактики преступлений и правонарушений, повышением уровня защищенности личности и качества услуг, оказываемых населению правоохранительными органами.
При разработке закона о полиции одновременно ставилась задача комплексной модернизации отечественного законодательства, касающегося сферы деятельности органов внутренних дел, включая: его приведение в соответствие с достигнутым уровнем общественных отношений; устранение несогласованности, разрозненности и пробельности правового регулирования данной сферы деятельности; сосредоточение основной деятельности сил правопорядка на выполнении задач по противодействию и профилактике преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также исключение дублирующих и несвойственных полиции функций Портал Краснозерского района. — www. byte54.ru .
Рабочая группа правозащитных организаций по стратегии взаимодействия с органами внутренних дел и содействию реформированию МВД была создана осенью 2008 года. В нее вошли организации, которые рассматривают вопросы соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов в числе своих приоритетов. Неправительственные правозащитные организации - участники Рабочей группы - на постоянной основе занимаются правовым, информационным, экспертным сопровождением «милицейской» темы.
Предлагаемая Концепция реформирования МВД была подготовлена членами Рабочей группы по реформе МВД в январе-марте 2010 года, обсуждена и принята Рабочей группой на ее заседании 18 марта 2010 года.
Итогами реформы, согласно предлагаемой Концепции, должны были стать Концепция реформирования МВД. Правозащитная рабочая группа. — Сайт «Полит.ру» — www.polit.ru:
— разделение милиции на федеральную и муниципальную (два критерия: территориальный признак и задачи функционирования). Основными задачами федеральной полиции должны стать задачи общефедерального значения: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, где производство предварительного следствия обязательно (тяжких и особо тяжких преступлений), организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приоритетом деятельности федеральной полиции должны стать защита потерпевших и минимизация последствий преступлений для них. Основной задачей муниципальной милиции должна стать обеспечение безопасности общества и защита интересов граждан с учетом их ожиданий от работы милиции. Деятельность муниципальной милиции должна планироваться и реализовываться с учетом особенностей и потребностей муниципального образования. Основные задачи: обеспечение безопасности личности, безопасности локальной среды, профилактика правонарушений, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам, где производство предварительного следствия не обязательно. Приоритетом деятельности муниципальной милиции должны стать профилактика правонарушений и создание комфортной, безопасной среды в муниципальном образовании. Решение этих задач должно осуществляться в повседневном взаимодействии с другими муниципальными службами.
— структурная оптимизация, в т. ч. исключение несвойственных МВД функций (предлагается упразднить медицинские вытрезвители, экспертные учреждения в системе МВД, предлагается вывести ФМС из подведомственности МВД РФ, вывести психологическую службу из системы милиции и др., предлагается развивать негосударственные формы охраны общественного порядка).
— модернизация профессионального образования и переподготовки сотрудников милиции (подразумеваются следующие направления осуществления модернизации: практико-ориентированное обучение, аттестация, приоритетность интересов людей, изменение программ подготовки, общественная экспертиза программ обучения, дифференциация профессионального обучения сотрудников полиции/милиции и «гражданского» высшего и среднего образования. Предлагаемые меры должны привести к тому, что в рамках профессиональной подготовки сотрудники милиции получат установки и навыки, позволяющие выполнять служебные обязанности, не нарушая права человека).
— совершенствование кадровой политики в системе МВД России в процессе ее реформирования (представляется целесообразным в процессе реформирования предусмотреть ряд изменений по основным критериям приема лиц на службу (работу) в систему МВД: ценз гражданства, возрастной ценз, ценз по здоровью, образовательный ценз, антикоррупционный ценз, недискриминация и соответствие структуре общества, изучение кандидатов, ответственность за прием на службу, постоянное повышение профессиональной квалификации, регулярная аттестация сотрудников внутренних дел, социальный пакет и стимулирование).
— изменение оценки деятельности милиции (в процессе реформирования важно разделить систему оценки и систему отчетности. Система оценки должна стать самостоятельной, не основанной на системе отчетности, а система отчетности стать источником надежных данных ведомственной статистики).
— повышение доверия к милиции со стороны населения через развитие прозрачности в ее деятельности (общество должно знать основные бюджетные затраты на финансирование милиции, владеть информацией о правах задержанных, иметь доступ к подзаконным актам, ограничивающим права человека; необходимо обеспечить для населения прозрачность и доступность отчетной информации милиции всех уровней, обеспечить физическую прозрачность дежурных частей, всех отделов и участков милиции, где проводятся следственные и оперативные действия, и происходит прямой контакт сотрудников милиции с гражданами, создать на улицах населенных пунктов РФ инфраструктуру указателей и объявлений о местонахождении, близлежащих отделений милиции, обеспечить доступность для населения всех административных регламентов МВД, ввести в практику систему видеонаблюдения за деятельностью милиции внутри помещений милиции, с целью оградить работников милиции и граждан от взаимных претензий и возможностей для совершения преступлений как с одной, так и с другой стороны).
3. Современная структура МВД России
министерство внутренний дело реформа
1 марта 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», который, в свою очередь, утверждает Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации Официальный сайт Президента России — http://www.kremlin.ru/news/10 478 .
На сегодняшний день структура Министерства внутренних дел представлена Официальный сайт МВД России — http://mvd.ru/mvd/structure1 в следующем составе:
Министром внутренних дел является генерал-полковник полиции Колокольцев Владимир Александрович. Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — генерал-полковник полиции Горовой Александр Владимирович. Руководство МВД РФ:
— статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел РФ Зубов Игорь Николаевич;
— заместитель Министра внутренних дел — начальник Следственного департамента МВД РФ Алексеев Юрий Федорович;
— заместитель Министра внутренних дел РФ Ваничкин Михаил Георгиевич;
— заместитель Министра внутренних дел РФ Герасимов Сергей Александрович;
— заместитель Министра внутренних дел РФ Гостев Аркадий Александрович;
— заместитель Министра внутренних дел РФ Кирьянов Виктор Николаевич;
— заместитель Министра внутренних дел — главнокомандующий внутренними войсками МВД РФ Рогожкин Николай Евгеньевич.
В структуре МВД России выделено 8 Департаментов Официальный сайт МВД России — http://mvd.ru/mvd/structure1 :
— Следственный департамент (обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел РФ).
— Департамент государственной службы и кадров (функции Министерства в области кадрового обеспечения системы МВД России, организации профессиональной подготовки кадров МВД России, обеспечения в соответствии с международными договорами Российской Федерации подготовки кадров для правоохранительных органов зарубежных стран; мобилизационной подготовки, мобилизации и гражданской обороны в системе МВД России).
— Департамент информационных технологий, связи и защиты информации (функции МВД России в области совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, автоматизированных информационных систем, систем и средств связи, радиои радиотехнического контроля, обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, противодействия техническим разведкам, технической (в том числе криптографической) защиты информации, радиоэлектронной борьбы, использования электронной подписи, формирования и ведения информационных ресурсов, межведомственного информационного взаимодействия, реализации государственных и ведомственных программ в области информатизации, навигационно-мониторинговых систем органов внутренних дел МВД России. Основными приоритетными задачами Департамента являются создание на базе единой информационно-телекоммуникационной системы единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, переход к предоставлению государственных услуг (функций) в электронном виде, координация работ по созданию и развитию государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, внедрение цифровых технологий в ведомственных сетях радиосвязи, участие в создании и развитии глобальной навигации спутниковой системы «ГЛОНАСС» и Системы «112» и другие).
— Договорно-правовой департамент (функция совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, информационно-правового обеспечения органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, внутренних войск МВД России, а также координации международного сотрудничества, соблюдению основных положений государственного протокола и общепризнанных в международной протокольной практике норм. Департамент выполняет функции головного подразделения Министерства в области правовой работы и организации, координации и контроля в сфере международного сотрудничества).
— Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций (область документационного обеспечения управления, рассмотрения обращений граждан и организаций, защиты государственной тайны).
— Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий (бюджетное планирование и финансовое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, внутренних войск, государственных целевых программ, организации бюджетного учета и отчетности органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, оплаты труда, социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, пенсионного обеспечения граждан — бывших сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации).
— Организационно-аналитический департамент (функция определения общей стратегии в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, выработки комплексных управленческих решений в органах внутренних дел, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, и контроля за их исполнением).
— Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению (обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области имущественных отношений, организации государственных закупок, материально-технического, медицинского, санаторно-курортного, жилищного, геральдического, метрологического обеспечения, строительства, реконструкции и капитального ремонта, строительного контроля, территориального планирования, государственного метрологического и ведомственного пожарного надзора).
Главные управления МВД России Официальный сайт МВД России — http://mvd.ru/mvd/structure1 :
— главное командование внутренних войск;
— главное управление на транспорте;
— главное управление вневедомственной охраны;
— главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения;
— главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— главное управление по противодействию экстремизму;
— главное управление собственной безопасности;
— главное управление уголовного розыска;
— главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
Управления:
— Управление «К» МВД России;
— Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
— Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации;
— Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;
— Организационно-штатное управление;
— Контрольно-ревизионное управление;
— Управление по организации дознания;
— Оперативное управление;
— Национальное центральное бюро Интерпола;
— Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
Центры:
— Главный информационно-аналитический центр;
— Экспертно-криминалистический центр;
— Главный центр связи и защиты информации;
— Главный центр спецперевозок;
— Главный центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения;
— ФКУ НПО «Спецтехника и Связь»;
— Всероссийский научно-исследовательский институт.
На территориальном уровне Министерство внутренних дел представлено 8 главными Управлениями МВД РФ: ГУ МВД РФ по Дальневосточному Федеральному округу, ГУ МВД РФ по Центральному Федеральному округу, ГУ МВД РФ по Приволжскому Федеральному округу, ГУ МВД РФ по Сибирскому Федеральному округу, ГУ МВД РФ по Северо-Кавказскому Федеральному округу, ГУ МВД РФ по Северо-Западному Федеральному округу, ГУ МВД РФ по Уральскому Федеральному округу, ГУ МВД РФ по Южному Федеральному округу, а также Управление на транспорте МВД России Официальный сайт МВД России — http://mvd.ru/mvd/structure1 .
На межрегиональном уровне территориальные органы МВД представлены: оперативными бюро МВД России, центрами специального назначения МВД России, линейными управлениями МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
На региональном уровне:
— министерства внутренних дел по республикам РФ (21 министерство);
— главные управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (20 главных управлений);
— управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (39 управлений).
На районном уровне:
— управления МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям,
— отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям,
— управления МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах,
— отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах,
— линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте,
— управление МВД России на комплексе «Байконур» Сайт «Википедия» — www.wikipedia.ru .
Кроме того, Министерство внутренних дел Российской Федерации имеет своих представителей за рубежом Официальный сайт МВД России — http://mvd.ru/mvd/structure1.
4. Основные положения Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции»
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» — Федеральный закон Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 2011 года и заменивший закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции».
Общественное обсуждение законопроекта было организовано в Интернете по инициативе президента РФ Д. А. Медведева. Проект был опубликован на сайте www. zakonoproekt2010.ru 7 августа 2010 года и собрал более 20 тысяч комментариев, некоторая часть из которых была учтена при работе над текстом будущего закона.
Закон содержит 11 глав, в том числе две новые статьи, которые отсутствовали в законе «О милиции»: ст. 8 «Об открытости и публичности» и ст. 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан».
В отличие от закона «О милиции» в законе «О полиции» нет положений о социальной защите сотрудников МВД, которая была прописана в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В общих положениях Федерального закона «О полиции» прописаны функции полиции по защите жизни здоровья и прав граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, охране порядка, собственности и безопасности. В законе прописано, что полицейский должен прийти на помощь каждому, кто в этом нуждается. Там же описаны 12 основных направлений деятельности полиции — защита, предупреждение и раскрытие преступлений, охрана правопорядка, контроль за оборотом оружия, присмотр за частными детективами, охрана (в том числе на договорной основе), защита потерпевших, свидетелей и прочих, кому положена госзащита, экспертно-криминалистическая деятельность. Кроме того, особым пунктом указывается, что полицейские могут участвовать в поддержании международного мира и безопасности (если прикажет президент).
В законе прописано, что полицейский обязан соблюдать права человека и гражданина, кроме особых случаев, но даже в этих случаях деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан должна быть прекращена, если достигнута законная цель или становится понятно, что такими методами цель не достижима. Законом полицейским запрещено пытать людей, унижать или применять жестокость.
Полицейский должен быть внимателен к гражданам — при обращении к нему должен представиться, выслушать и попробовать помочь либо направить к тому, кто может помочь. Если полицейский по службе узнал какие-то подробности личной жизни граждан, он не должен о них распространяться (кроме особых случаев, когда это требуется по закону).
Полицейский должен быть беспристрастен. В законе прописано, что он должен в равной степени защищать людей вне зависимости от пола, цвета кожи, языка, религии или количества денег у гражданина. Полицейский не может состоять в партии. Даже в нерабочее время полицейский должен вести себя так, чтобы никто не усомнился в его беспристрастности.
Полицейский должен вызывать доверие. Согласно закону, он должен так работать, чтобы вызывать поддержку и доверие граждан, а если кого-то обидел — полиция должна принести извинения и восстановить законность. С извинениями полицейские должны прийти туда, куда пожелает гражданин — на работу, по месту учебы или проживания.
Полицейский должен пользоваться достижениями науки и техники, должен уметь использовать информационные системы, сети связи, пользоваться аудио-, видеои фотоаппаратурой для фиксации правонарушений.
В обязанности полиции внесено 38 пунктов, в том числе регистрация заявлений о преступлениях, немедленный выезд на место преступления, оказание первой помощи пострадавшим, расследование преступлений, обеспечение порядка, в условиях ЧС спасение людей и их имущества и многое другое.
В число прав полиции внесено 37 пунктов, в т. ч.: требовать от граждан прекратить нарушать закон, при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в различные учреждения (в рамках расследования дела), патрулировать, выгонять посторонних с места преступления, осуществлять досмотр граждан (если есть информация, что гражданин переносит нечто противозаконное), узнавать налоговую тайну, привлекать граждан к добровольному сотрудничеству, а также — в крайних случаях, — пользоваться автотранспортом организаций или граждан для преследования преступника, а также транспортировки раненых или отбуксировки транспортных средств после ДТП.
Полицейский может задерживать на 48 часов. При задержании полицейский должен озвучивать права «на адвоката», «на один звонок», «на отказ от дачи показаний» и «на переводчика».
Полицейский не может входить в дом, против воли хозяев. Есть четыре исключения — спасение граждан при ЧС и массовых беспорядках, для задержания подозреваемых, для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая. В этих случаях полицейский имеет право взломать замок. Проникая, полицейский должен предупредить граждан о своем намерении, ничего не громить без надобности, не рассказывать о подробностях частной жизни, которые ему стали известны, кроме особых случаев.
Полицейские имеют право вести базы данных, в которые вносятся: подозреваемые, осужденные, отправленные на принудительное лечение, несовершеннолетние правонарушители, амнистированные, потерпевшие, разыскиваемые, пропавшие без вести, автовладельцы, владельцы водительских удостоверений, охранники, детективы, лица, прошедшие дактилоскопию или геномную регистрацию, лица, подлежащие госзащите, владельцы оружия, депортированные. Эту базу полиция обязуется защищать от взлома и копирования.
Полицейский может пользоваться оружием или применять физическую силу, а если под рукой нет оружия и спецсредств, то может пользоваться подручными средствами — когда это необходимо для выполнения его работы или для самообороны. Чтобы пользоваться оружием и спецсредствами, полицейский будет проходить аттестацию. Если результат аттестации отрицательный — полицейский должен пройти проверку на соответствие должности.
Полицейский не несет ответственности за вред, который он причинил гражданам или организациям, применяя оружие, спецсредства или физическую силу, если делал это по закону. Если полицейский вознамерился применить оружие или силу, он должен предупредить об этом, указав, что он полицейский. Если на это нет времени (промедление может угрожать жизни граждан или самого полицейского), то может не предупреждать. Если полицейский воспользовался силой или оружием и нанес повреждения человеку, он должен оказать ему помощь, и сообщить об этом его близким, если полицейский человека убил — то прокурору.
У полицейского имеются следующие знаки отличия: удостоверение, жетон и нагрудный знак. Полицейский должен ходить в форме с нагрудным знаком, «позволяющим идентифицировать сотрудника полиции». Все полицейские проходят обязательную дактилоскопию.
Сотрудникам полиции присваиваются следующие звания: рядовой полиции; младший начальствующий состав — младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции; средний начальствующий состав — младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции; старший начальствующий состав — майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции; высший начальствующий состав — генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации. Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При увольнении со службы к специальному званию добавляются слова «в отставке». Сотрудник полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.
В полиции не могут служить: недееспособные граждане, судимые, в т. ч. и с погашенной или снятой судимостью, отказавшиеся хранить гос. тайну, имеющие заболевание, которое правительство России посчитает препятствием для службы в полиции, имеющие близкое родство с другим полицейским при условии подчинения ему, вышедшие из российского гражданства, получивших гражданство другой страны, предоставление подложных документов.
Полицейский несет ответственность за свои действия или бездействие, в т. ч. противоправные, за вред, причиненный противоправными действиями.
Заключение
За всю свою история структура МВД неоднократно реорганизовывалась и изменялась, иногда в лучшую сторону, иногда — реформа не приносила видимых результатов.
Анализируя реформу МВД 2011 года и введение в действие Федерального закона «О полиции», можно сказать, что и эта реформа носит двойственный характер. С одной стороны, законопроект реформы с самого начала подвергся резкой критике со стороны общественности, действующих сотрудников милиции и экспертов. Глубокие сомнения в правильности идеи, принадлежавшей тогдашнему президенту России Д. А. Медведеву, сохранялись и после того, как Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции» был принят с многочисленными поправками к первоначальному тексту законопроекта. 30 октября 2013 года министр внутренних дел Владимир Колокольцев в рамках «правительственного часа», отчитываясь о работе ведомства перед Советом Федерации, официально признал неудачу проводимой реформы МВД. «Результаты, которых от нас ожидало общество по итогам реформы, не достигнуты», — сообщил министр Сайт «Интерфакс» — www.interfax.ru (дата публикации 30.10.2013 г.). В тот же день фонд «Общественный вердикт» опубликовал очередной «Индекс доверия полиции». Исследование, проведенное правозащитниками и социологами «Левада-Центра», выявило, что 55% россиян по-прежнему не видят положительных результатов реформы МВД и не верят, что представители ведомства могут защитить их от преступников. Впрочем, необходимо отметить, что индекс доверия немного вырос по сравнению с февралем 2013 года — десять пунктов против прежних семи, однако основные показатели, от которых зависит реальное доверие к полиции, остались неизменными и на критично низком уровне, отмечают социологи. Уверены в том, что полиция способна защитить от преступников лишь 4% опрошенных, полностью удовлетворены работой полиции — те же 4%. О своем доверии полиции заявили 39% респондентов, о недоверии — 51% граждан. Был задан и вопрос о замеченных изменениях в работе полиции после проведения реформ. В итоге 55% опрошенных заявили, что не видят никаких изменений, 20% считают, что положительные изменения есть. 15% уверены, что реформа привела к отрицательным изменениям. Также половина респондентов уверена, что полицейские не способны защитить их самих и их семью от преступников. В обратном убеждены лишь 30% респондентов. Отвечая на вопрос о том, какие чувства внушают им полицейские, 40% россиян назвали их положительными, столько же — отрицательными. 30% опрошенных не смогли назвать конкретное чувство, которое они испытывают при виде полицейского. Были заданы и вопросы о возможном сотрудничестве граждан и полиции. Около 80% уверены, что люди должны помогать полиции в ее работе, в обратном уверены 15% опрошенных. Также 75% опрошенных заверили, что, если они станут свидетелями ДТП или преступления, дадут свидетельские показания Сайт www.newsru.com (время публикации 11.11.2013 г. 09:19).
С другой стороны необходимо отметить, что «даже при низком уровне доверия россиян к деятельности полиции граждане готовы к сотрудничеству», как прокомментировала газете «Новые известия» результаты исследования директор фонда «Общественный вердикт» Н. Таубина. По ее мнению, у власти есть уникальный шанс получить «заинтересованного союзника, готового активно участвовать в реализации правоохранительной функции государства» Сайт www.newsru.com. Указ. публикация.
В. Колокольцев также подчеркнул, что за последний год число принятых на службу сотрудников ведомства в 1,5 раза превысило число уволенных (на долю руководителей пришлось три четверти уволенных, что означает жесткую практику применения дисциплинарных взысканий) и отметил, что состав сотрудников ведомства становится все более профессиональным, и именно это позволит министерству выполнить все возложенные на него задачи Сайт «Интерфакс» — www.interfax.ru. Указ. публикация.
В Федеральном законе от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» подробно прописаны права и обязанности полицейского новой формации, учтены практически все моменты, с которыми могут столкнуться сотрудники полиции при осуществлении своей профессиональной деятельности, прописаны исключительные случаи, как, например, при использовании оружия и спецсредств или проникновении в жилище. Все сотрудники милиции перед реорганизацией прошли аттестацию на сотрудника полиции, непременными условиями при этом были все те требования, которые предъявляет к полицейскому новый Федеральный закон. Сотрудники полиции проходили военно-врачебную комиссию, обследовались в центре психоневрологической диагностики, сдавали зачеты по боевой, служебной и правовой подготовке, а особенно — на знание Федерального закона «О полиции». Таким образом, в полиции должны были остаться «лучшие из лучших».
Глава Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексей Кудрин, недавно включенный министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым в Общественный совет ведомства, планирует представить концепцию реформы правоохранительных органов. Эксперты Института проблем правоприменения (ИПП) Европейского университета в Петербурге и фонда «Индем», подготовившие концепцию для КГИ, предлагают разделить полицию на федеральный, региональный и муниципальный уровни, а МВД и ФСКН как отдельные ведомства ликвидировать.
По мнению авторов концепции, нынешняя структура правоохранительных органов тормозит экономический рост и порождает нестабильность в обществе из-за отсутствия доверия к стражам порядка. Как считают эксперты, причина этого в сверхцентрализации управления, поэтому предлагается разделить полицию на три уровня — федеральную, региональную и муниципальную.
Федеральная полиция займется расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, региональная — нетяжкими деяниями и регулированием дорожного движения, муниципальная — охраной общественного порядка. При этом муниципальная полиция будет отчитываться перед главой муниципалитета и местным собранием, региональная — перед губернатором и Законодательным собранием, федеральная — перед президентом.
Авторы проекта реформы предлагают отнести патрульную службу, участковые и дежурные части к муниципалам, следователей МВД и дознавателей министерства и ФСКН, ОМОН и ГИБДД — к регионалам, а федеральный уровень создать на базе Следственного комитета. Часть непрофильных функций предлагается передать в другие ведомства — выдачу лицензий на частную охранную и детективную деятельность передать Минюсту, водительских прав — Минтрансу, внутренние войска — Минобороны. После перераспределения функций у МВД не останется, и его можно будет фактически ликвидировать, считают эксперты ИПП.
Эти предложения уже получили первые отклики, преимущественно негативные. Так, председатель Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в беседе с журналистами отметила, что реформа полиции в таком виде является нецелесообразной. «Предложение комитета гражданских инициатив об упразднении следственного комитета, ФСКН и МВД и о создании на их базе трехуровневой полиции можно прокомментировать только так: „оригинально“, затратно и разрушительно», — заявила Яровая «Интерфаксу».
Глава ФСКН Виктор Иванов, чье ведомство эксперты предлагают ликвидировать наравне с МВД, высказал мнение, что реформирование полиции в последнее время стало сродни национальной забаве. «Что касается вопроса, связанного с реформирование МВД и ФСКН, мне представляется, что в последние годы это стало национальным увлечением, — цитирует Иванова ИТАР-ТАСС. — Преступность подавляется прежде всего социальноэкономическими мерами: развитием экономики, большей социальной справедливостью, использованием активных видов производства, а не за счет реформ МВД и ФСКН» Сайт www.newsru.com. Указ. публикация.
Как мы видим, структура Министерства внутренних дел изменчива, изучение, анализ и обобщение информации о системе МВД являлось и является весьма актуальной темой. Можно допустить предположение, что реформирование структуры МВД, проведенное в 2011 году, не последнее, и что в обществе всегда будет неоднозначное отношение к полиции (милиции).
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» — интернет-ресурс — www.consult.ru
2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — интернет-ресурс www.garant.ru
3. Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» — http://www.kremlin.ru
Учебная литература:
4. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Спарк, 2002.
Иные источники:
5. Концепция реформирования МВД. Правозащитная рабочая группа. — Сайт «Полит.ру» — www.polit.ru
6. МВД России: история и современность. Сайт МО МВД г. Гусь-Хрустальный — http://www.uvd.gus-info.ru/histori/history-mvd-ru.php
7. Официальный сайт МВД России — http://mvd.ru/mvd/structure1
8. Официальный сайт Президента России — http://www.kremlin.ru/news/10 478
9. Портал Краснозерского района. — www. byte54.ru
10. Сайт «Википедия» — www.wikipedia.ru
11. Сайт «Интерфакс» — www.interfax.ru (дата публикации 30.10.2013 г.)
12. Сайт www.newsru.com (время публикации 11.11.2013 г. 09:19)