Исполнительная власть в Японии
Кабинет министров обладает также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, относящихся к делам государства, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда, за исключением главного судьи, а также всех судей судов низших инстанций; представляет к назначению императором кандидатуру главного судьи; принимает решения о созыве… Читать ещё >
Исполнительная власть в Японии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Понятие и особенности исполнительной власти в Японии
- 1.1 Особенности конституционного строя Японии
- 1.2 Высшие органы власти Японии: формирование, полномочия, структура
- 1.3 История исполнительной власти в Японии
- 2. Кабинет министров — высший орган исполнительной власти в японии
- 2.1 Структура Кабинета Министров Японии
- 2.2 Основные полномочия, права и обязанности Кабинета Министров Японии
- Заключение
- Список использованных источников
Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.
По своей сути исполнительная власть — власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов.
Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, которые собственно и определяют ее сущность и основные черты. Следует отметить, что в административном праве исполнительная власть в советский период рассматривалась либо как правоприменительная (правоисполнительная) власть, либо как система органов государственного управления.
Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей. Однако это не означает, что ранее в структуре власти данный элемент отсутствовал. Во времена Древнего мира и средневековья в монархических государствах функции исполнительной власти выполняли главы этих стран, являвшиеся одновременно и источниками законодательного нормотворчества.
В республиках же доиндустриальной эпохи исполнительная власть осуществлялась различными высшими должностными лицами (консулы в Древнем Риме, дожи в Венеции, государственный капитаны в Генуе, посадники и архиепископы в Новгороде).
В Новое и Новейшее время сложилась конституционная практика, согласно которой в президентских республиках исполнительная власть принадлежит президенту: в конституционных монархиях и парламентских республиках главой исполнительной власти номинально считается монарх или президент, но реально эту роль выполняет глава правительства.
По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.
Объект работы — исполнительная власть в Японии.
Предмет работы — особенности организации и функционирования исполнительной власти в Японии
Основной целью данной работы выступает изучение исполнительной власти в Японии.
Задачи работы следующие:
рассмотреть понятие и особенности института исполнительной власти в Японии;
изучить компетенцию Кабинета Министров — высшего органа исполнительной власти в Японии.
Теоретическую основу данной работы составили данные публикаций, диссертаций, данные учебных пособий и иные публикации.
Методологическую основу данной работы составили методы толкования правовых норм, метод систематизации и обобщения, а также индуктивный и дедуктивный методы.
исполнительная власть япония орган
1. Понятие и особенности исполнительной власти в Японии
1.1 Особенности конституционного строя Японии
Одна из важнейших особенностей Конституции заключается в том, что, формально являясь монархией, согласно Конституции Япония сохраняет монархические атрибуты чисто номинально, по существу став республикой. Император согласно его статусу, установленному в Конституции, не имеет никаких властных полномочий, даже «скрытых», в отличие от монарха в Великобритании. В частности, в ст. 4 Конституции прямо указано, что Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, то есть, он не может рассматриваться как глава государства.
В ст. 1 Конституции определено, что император является символом государства и единства народа; в этом, собственно, и состоит его конституционная функция. «Действия, относящиеся к делам государства» а именно: объявление всеобщих парламентских выборов, созыв парламента, пожалование наград, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов и т. д. он осуществляет от имени народа (ст.7), которому принадлежит суверенная власть, в том числе по определению статуса императора [11, c.41].
В Конституции нашел закрепление принцип народного суверенитета. Любые, даже самые формальные, действия император осуществляет не самостоятельно, а по инициативе («по совету и с одобрения») Кабинета министров, а назначение премьер-министра — по представлению Парламента. Императорская семья лишена даже права без согласия парламента получать какое-либо имущество (ст.8).
Престол наследуется по салической системе: трон передается старшему сыну, а женщины ни при каких обстоятельствах не могут наследовать престол. За соблюдением порядка наследования наблюдает Совет императорского двора, в состав которого входят два члена императорской фамилии, а также ряд высших должностных лиц по должности. При канцелярии премьер-министра создано Управление императорского двора, которое занимается обеспечением нужд императорской фамилии и деятельности императора. На нужды императорской фамилии выделяются денежные средства из бюджета [23, c.26].
Вторая особенность Конституции Японии обусловлена временем ее принятия — после поражения в войне, что и определило заметные миролюбивые ноты. В Преамбуле Конституции указано, что народ Японии желает вечного мира, «полагается на справедливость и честь миролюбивых народов мира», «хочет занять почетное место в международном сообществе», «убежден, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами» .
В главе II провозглашен отказ от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы, от права на ведение государством войны. Более того, закреплен отказ от создания армии. Вместо нее тем не менее в Японии были созданы «силы самообороны» по существу мало чем от армии отличающиеся. Конституция Японии также закрепляет запрет военным быть премьер-министром или другими государственными министрами (часть вторая ст.66) [23, c.29].
История права Японии знает только два конституционных акта. Долгое время, вплоть до второй половины XIX века, Япония находилась в добровольной изоляции, не поддерживая практически никакой связи с внешним миром. Только в 1858 году после падения сегунатаЭдо японские порты открылись для иностранных судов. С этого времени начинается период интенсивной интернационализации, в том числе и в сфере японского права. Растет интерес к идеям французских просветителей. НакаэтиЁмин — «восточный Руссо» — переводит на японский язык «Теорию общественного договора». В стране становятся все более значительными демократические настроения. Становится очевидной необходимость принятия основного закона государства [15, c.39].
В результате реставрации Мэйдзи 11 февраля 22 года эпохи Мэйдзи (1889 г.) вступает в силу Конституция Великой Японской Империи, так называемая Конституция Мэйдзи. Образцом для нее стала монархическая прусская Конституция 1850 года, что послужило основой для дальнейшего распространения германского влияния на правовую систему Японии. Согласно Конституции особа Императора объявлялась священной и неприкосновенной (ст.3), Император обладал всей полнотой верховной власти (ст.4), императорские указы имели высшую юридическую силу. Он имел право объявлять войну и являлся верховным главнокомандующим [9, c.23].
По Конституции Император выступал гарантом конституционных прав «всем добропорядочным гражданам японской Монархии». Но таких гарантированных прав было немного. К ним относились: право свободного выбора места жительства, профессии, неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний и право на справедливый суд. Конституция 1889 года прокламировала принцип разделения властей. Высшей фигурой в государстве был Император, законодательной властью при нем обладал Парламент, административной — Кабинет, судебные полномочия осуществляли суды.
Поражение Японии во второй мировой войне и ее оккупация войсками США были основной причиной, определившей коренную ломку устаревших конституционных и административных норм. Основой послевоенной перестройки общества стала совместная Декларация, подписанная главами США, Англии, Китая и Советского Союза в июле 1945 г. в Потсдаме.
В Потсдамской декларации в качестве целей оккупации Японии провозглашались: демилитаризация страны, демобилизация японских вооруженных сил, наказание всех военных преступников. В ней указывалось, что: «Должны быть устранены любые препятствия на пути возрождения и усиления демократических тенденций в японском народе. Должно быть установлено уважение к свободам слова, вероисповедания и идей, а также к основным правам человека» .
В октябре 1945 г. премьер-министр Японии КидзюроСидэха-ра сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непосильную задачу — примирить заложенные в Конституции Японской Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства [15, c.41].
В феврале 1946 г. японское правительство опубликовало конституционный проект, вносящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотрения Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской декларации, то он был сразу отклонен. А уже в марте правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дугласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Новая Конституция была принята Парламентом в октябре 1946 г., промулъгирована Императором и опубликована 3 ноября 1946 г. Через шесть месяцев — 3 мая 1941 г. — она вступила в силу.
Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции. Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по многим важным аспектам.
Основными являются [4, c.31]:
особа Императора более не признается священной и существует лишь в качестве символа государства и единства нации, а единственным носителем государственного суверенитета становится народ (ст.1);
принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции. Например, он лишь формально утверждает назначение премьер-министра и главного судьи Верховного суда. Само назначение премьер-министра осуществляется Парламентом, а главного судьи — Кабинетом министров. По совету и с одобрения Кабинета министров Император провозглашает от имени народа законы и договоры, созывает сессии Парламента, присуждает награды (гл.1);
круг основных прав и свобод человека значительно расширен (гл.3);
Япония «отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров» (ст.9); ликвидация всех аристократических институтов (ст.14). Бывшая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены которой избираются как представители всего народа; местное самоуправление осуществляется в широких масштабах (ст.92−95) [6, c.108].
К особенностям Конституции 1947 года относится наиболее четкое закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.
Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в ст. 1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (ст.41).
Конституция содержит широкий перечень личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан.
Особое значение имеет 9-я статья Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регулярных вооруженных сил. Включение в Конституцию данной статьи имело целью предотвратить возрождение японского милитаризма.9-я статья Конституции является, пожалуй, самой проблемной.
С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой — выступает препятствием для осуществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным участием в миротворческих миссиях (Камбоджа, Мозамбик, Руанда) и в спасательных операциях при стихийных бедствиях [4, c.38] .
На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японские силы самообороны, созданные в июле 1950 года в качестве «резервного полицейского корпуса» после начала войны на Корейском полуострове. Это мощная, хорошо обученная и прекрасно экипированная армия численностью 130 тысяч человек, по расходам на которую страна занимает седьмое место в мире, хотя и осуществляется это всего в пределах 1% ВНП.
Контроль за соблюдением Конституции возложен на суды. Конституция не запрещает низшим судам осуществлять конституционный контроль, но устанавливает, что окончательное решение по подобным вопросам принимает только Верховный суд. Юридической основой для института конституционного контроля является норма ст. 98, провозгласившая Конституцию верховным законом страны и указавшая, что никакие законы, указы и иные государственные акты, противоречащие основному закону в целом или частично, не имеют законной силы. Последствиями вынесенного Верховным судом решения является неприменение нормы, признанной неконституционной.
До сих пор Конституция 1947 г. ни разу не подвергалась пересмотрам, хотя вопрос об отмене или пересмотре отдельных ее статей стоял буквально с первых дней ее обнародования. Критика в основном касалась «импортного», навязанного стране характера Конституции. Наиболее острая борьба развертывалась вокруг отмены или изменения «мирной» 9-й статьи, в отношении которой применяется расширительное толкование Конституции.
Одна из причин конституционной стабильности Японии — «жесткий» порядок изменения основного закона, установленный ст. 96. Для изменения Конституции, осуществляемого по инициативе Парламента, требуется согласие не менее двух третей общего числа членов обеих палат. Одобренные таким образом поправки затем представляются на специальный референдум либо на рассмотрение Парламента после его новых выборов (способ ратификации определяется решением Парламента). Существующий в Японии баланс политических сил не позволяет партиям, выступающим за изменение Конституции, достичь в Парламенте необходимого для этого кворума [9, c.58] .
1.2 Высшие органы власти Японии: формирование, полномочия, структура
Глава государства — император.7 января 1989 г вступил на престол император Акихито. Императорский трон наследуется членами императорской семьи по мужской линии. Согласно конституции император не обладает суверенной властью. Все действия, относящиеся к государственным делам, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несёт за них ответственность. Однако реальная власть императора практически сведена к нулю, поскольку он отстранен от самостоятельного решения вопросов государственной политики. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения Кабинета министров [15, c.52] .
Среди таких действий наиболее важными являются: назначение премьер министра (по представлению парламента) и главного судьи Верховного суда (по представлению правительства); промульгация поправок к конституции, законов, указов правительства; созыв парламента и роспуск палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Парламент (Коккай) — высший орган государственной власти в Японии и единственный в государстве законодательный орган.29 ноября 1990 г. парламент отметил 100-летнюю годовщину первых выборов. Он состоит из палаты представителей (500 мест) и палаты советников (252 места) [5, c.29].
Члены палаты представителей избираются на 4 года, однако этот срок может быть прерван до истечения 4 лет, если палата распускается.300 членов палаты избираются в одномандатных округах, остальные — по пропорциональной системе, партийным спискам.
Члены палаты советников избираются на 6 лет. Половина палаты переизбирается каждые 3 года.100 ее членов избираются от так называемых общенациональных округов посредством пропорционального представительства, что означает избрание от страны в целом. Остальные 152 члена избираются по 47 префектурам.
Конституция предусматривает 2 способа принятия закона.
Первый — одобрение закона проекта обеими палатами.
Второй — повторное одобрение палатой представителей (не менее чем 2/3 присутствующих членов) законопроекта, отклоненного палатой советников. Последнее слово остается за палатой представителей и при решении вопросов о бюджете, и при заключении международных договоров, и при назначении премьер министров
Японские граждане, достигшие 25 лет, могут быть избраны в палату представителей, а достигшие 30 лет — в палату советников. В Японии существует всеобщее избирательное право, и все мужчины и женщины, достигшие 20 лет, могут принимать участие в выборах.
Исполнительная власть осуществляется правительством Японии (Кабинет министров). Кабинет министров — высший орган исполнительной власти в Японии [5, c.31] .
Кабинет министров Японии действует в составе: глава кабинета — премьер-министр — и 20 министров. Премьер министр — высшее должностное лицо в системе исполнительной власти Японии.
Избираемый парламентом премьер-министр является чаще всего лидером правящей партии, обладающей в парламенте большинством мест. Партийная дисциплина обязывает депутатов правящей партии подчиняться премьер-министру как своему партийному лидеру и голосовать за предложения и решения кабинета министров. Фактически не парламентское большинство руководит кабинетом, а кабинет в лице лидеров правящей партии руководит парламентским большинством.
Если должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, согласно Конституции, должен в полном составе уйти в отставку. В случаях, когда премьер-министр временно не может осуществлять своих функций или на время оставил свой пост, его обязанности берет на себя один из министров кабинета, при условии, что он заранее был уполномочен на это премьер-министром. Премьер-министр возлагает на себя обязанности любого из других министров либо поручает их другому министру, если кто-либо из министров оставил свой пост или не может осуществлять своих функций [5, c.32] .
При Канцелярии премьер-министра имеется ряд управлений и комитетов, некоторые из них возглавляют государственные министры.
Согласно Конституции, не менее половины министров должно быть депутатами парламента. Всем министрам, как гласит Конституция, надлежит быть гражданскими лицами, что подразумевает лицо, не состоящее на военной службе и не бывшее в прошлом профессиональным военным. Практика последних кабинетов свидетельствует о том, что обычно не половина, а все министры или подавляющее большинство — депутаты парламента. Глава кабинета — премьер-министр — назначается императором по представлению парламента.
При кабинете министров имеется секретариат, возглавляемый генеральным секретарем кабинета (государственный министр). Секретариат регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. Повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем. Наряду с секретариатом непосредственно при кабинете министров действуют Законодательное бюро кабинета, Совет по делам персонала и Совет национальной безопасности.
Все министерства Японии построены, в общем, по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а департаменты — на отделы и секции. Некоторые из министерств имеют еще и самостоятельные управления. Почти при каждом из министерств имеется ряд консультативных комитетов, комиссий и советов, а также всевозможные учреждения, исследовательские институты, учебные заведения, постоянные выставки и т. п. [8, c.225]
У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному парламентскому вице-министру. Исключение составляют министр финансов, министр сельского, лесного и рыбного хозяйства и министр внешней торговли и промышленности, которые имеют по два парламентских вице-министра.
Парламентские вице-министры назначаются и смещаются кабинетом в соответствии с представлениями министров. Парламентские вице-министры оказывают помощь министрам в их парламентской деятельности, в выработке различных планов, в решении административных дел, а также являются исполняющими обязанности министров в отсутствие последних. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства [8, c.26] .
Современная судебная система Японии сложилась в результате после конституционных реформ 1947;1948 гг. Она включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды. Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми ниже стоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Его правилам обязаны следовать прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14-ти членов суда.
Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решение и приговоры ниже стоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из 5-ти судей. К разбирательству Верховным судом принимается жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела. Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать конституцию или внести в неё изменения либо требуется изменить прежние решения самого Верховного суда [23, c.17] .
Важнейшие звено судебной системы Японии — территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше одного года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией [23, c.21] .
Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве, а также дел о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет.
Первичные суды — низшая судебная инстанция (их около 600) — рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верхним судам, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды, а праве приговорить не более чем к трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судья. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей [12, c.57] .
Прокуратура в Японии входит в систему министерства юстиции, являющегося одним из важнейших (оно ведает и тюремными заведениями, а также контролирует иммиграционные службы и «подрывные организации»). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных, и других судах. Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет.
1.3 История исполнительной власти в Японии
Кабинет Министров — высший орган исполнительной власти в Японии.
В его истории можно выделить два этапа:
с 1885-го по 1945 г.;
с 1945 г. по настоящее время.
В 1868 г. в результате Реставрации Мэйдзи, ликвидировавшей правительство сёгуната Токугава, был учрежден Высший государственный совет (Дадзёкан), по образцу такого же, учрежденного после реформы Тайка в VII в. Он состоял из семи ведомств: администрации, религии, финансов, военных дел, иностранных дел, юстиции и консультативного совета (гисэйкан).
Консультативный совет обладал законодательной властью, пять ведомств — исполнительной властью, а Министерство юстиции — судебной властью. Просуществовал Высший государственный совет до 1885 г. — до момента создания кабинета министров Японии по европейскому образцу [7, c. 20] .
Первый кабинет министров начал свою работу 22 декабря 1885 г., с этого времени перерывов в работе этого государственного органа не было. Сущность довоенного кабинета определяла прусская модель, по которой кабинет назначался императором по рекомендациям гэнро — старейших и особо доверенных политических деятелей — и был подотчетен императору. Он не нес ответственности перед парламентом и не являлся высшим исполнительным органом в государстве. Более того, конституция Мэйдзи никак не регулировала его статус и полномочия.
В состав первого кабинета входил премьер-министр и девять государственных министров, возглавлявших следующие министерства: иностранных дел, внутренних дел, Вооруженных сил, Военно-морского флота, юстиции, образования, сельского хозяйства, торговли и коммуникаций.
Первоначально действовал принцип непартийности кабинета, а решающую роль в нем играли представители высшей знати. Функции премьер-министра были ограниченны: ему приходилось делить власть с гэнро, управляющим императорского двора, членами Тайного совета и военачальниками, он не имел права по своему усмотрению отстранять от должности министров [5, c.28] .
С начала ХХ в. кабинетная система стала отходить от принципа непартийности, и хотя по-прежнему премьер-министр назначался императором по рекомендациям гэнро и других советников трона, все чаще этот пост занимал лидер партии парламентского большинства.
После второй мировой войны статус кабинета министров сильно изменился.
Полномочия и порядок работы кабинета министров — высшего исполнительного органа власти — были официально определены Конституцией и «Законом о кабинете министров» от 16 января 1947 г.
Кабинет министров Японии действует в составе: глава кабинета — премьер-министр — и 20 министров. В непосредственном подчинении у главы кабинета находится Канцелярия премьер-министра, а в непосредственном подчинении у министров — 12 министерств: юстиции, иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности, транспорта, связи, труда, строительства, местного самоуправления [15, c.31] .
При Канцелярии премьер-министра имеется ряд управлений и комитетов, некоторые из них возглавляют государственные министры.
В составе кабинета министров Японии отсутствуют официальные посты министра внутренних дел, а также военного и морского министров. Эти должности были упразднены в результате послевоенных реформ государственного аппарата, чтобы исключить возможность возрождения полицейского произвола и милитаризма. Функции военного министра фактически выполняет государственный министр, возглавляющий Управление национальной обороны, а большинство прежних функций министра внутренних дел возложено на министра по делам местного самоуправления, который одновременно возглавляет и Государственный комитет общественной безопасности.
Согласно Конституции, не менее половины министров должно быть депутатами парламента. Всем министрам, как гласит Конституция, надлежит быть гражданскими лицами, что подразумевает лицо, не состоящее на военной службе и не бывшее в прошлом профессиональным военным. Практика последних кабинетов свидетельствует о том, что обычно не половина, а все министры или подавляющее большинство — депутаты парламента. Глава кабинета — премьер-министр — назначается императором по представлению парламента.
Конституция возлагает на кабинет министров осуществление исполнительной власти. Наряду с общими функциями управления кабинету вменяется в обязанность". добросовестное проведение в жизнь законов; ведение государственных дел, руководство внешней политикой, заключение договоров; при этом требуется предварительное или в зависимости от обязательств последующее одобрение парламента.
Организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом. Составление бюджета и внесение его на рассмотрение парламента. Издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов; при этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с разрешения соответствующего закона. Принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах" [4, c.33].
Кабинет министров обладает также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, относящихся к делам государства, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда, за исключением главного судьи, а также всех судей судов низших инстанций; представляет к назначению императором кандидатуру главного судьи; принимает решения о созыве чрезвычайных сессий парламента, созывает чрезвычайные сессии палаты советников в случае, если считает это «крайне необходимым в интересах страны», несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов через регулярные промежутки времени, но не менее чем один раз в год.
Конституция и «Закон о кабинете министров» провозглашают принцип «коллективной ответственности кабинета перед парламентом». Кабинет уходит в отставку в случае выражения парламентом недоверия кабинету или отклонения резолюции о доверии, если премьер-министр не распускает палату представителей в течение 10 дней со дня принятия решения. Каждая из палат может вести расследование деятельности правительства, которое обязано предоставлять парламенту любую требуемую им информацию и отчеты [9, c.57] .
Как указывается в «Законе о кабинете министров», кабинет министров «осуществляет свои функции в форме заседаний кабинета». В соответствии с давно установленным порядком очередные заседания кабинета проводятся два раза в неделю. Помимо очередных заседаний проводятся иногда чрезвычайные заседания кабинета. В отдельных случаях некоторые документы получают утверждение кабинета опросным путем. Заседания кабинета министров проводятся при закрытых дверях.
При кабинете министров имеется секретариат, возглавляемый генеральным секретарем кабинета (государственный министр). Секретариат регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. Повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем. Наряду с секретариатом непосредственно при кабинете министров действуют Законодательное бюро кабинета, Совет по делам персонала и Совет национальной безопасности [4, c.36] .
При кабинете министров создаются также время от времени на тот или иной срок комиссии и советы, призванные решать различные специальные вопросы.
Центральные административные учреждения кабинета министров подразделяются на Канцелярию премьер-министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии входит решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношение ко всем министерствам или к значительной их части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию каких-либо министерств.
Канцелярия состоит из собственно канцелярии и находящихся при ней комитетов и управлений. При канцелярии, но вне ее рамок (на правах самостоятельных ведомств) функционируют, в частности, четыре комитета и семь управлений. В число комитетов входят: Комитет по делам справедливой торговли; Государственный комитет общественной безопасности (шесть членов во главе с председателем в ранге государственного министра), имеющий в своем подчинении Управление полиции; Комитет по урегулированию земельных вопросов; Комитет по делам столичной зоны [4, c.67] .
В число управлений входят: Управление Императорского двора; Управление общих дел и координации; Управление по развитию Хоккайдо; Управление национальной обороны; Управление экономического планирования; Управление по науке и технике. Комитеты и управления, действующие при Канцелярии премьер-министра, обладают широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений — Государственный комитет общественной безопасности с подчиненным ему Управлением полиции, Управление национальной обороны, Управление экономического планирования и некоторые другие — выполняют фактически функции министерств [18, c.21] .
Все министерства Японии построены, в общем, по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а департаменты — на отделы и секции. Некоторые из министерств имеют еще и самостоятельные управления. Почти при каждом из министерств имеется ряд консультативных комитетов, комиссий и советов, а также всевозможные учреждения, исследовательские институты, учебные заведения, постоянные выставки и т. п.
У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному парламентскому вице-министру. Исключение составляют министр финансов, министр сельского, лесного и рыбного хозяйства и министр внешней торговли и промышленности, которые имеют по два парламентских вице-министра. Парламентские вице-министры назначаются и смещаются кабинетом в соответствии с представлениями министров [15, c.40] .
Парламентские вице-министры оказывают помощь министрам в их парламентской деятельности, в выработке различных планов, в решении административных дел, а также являются исполняющими обязанности министров в отсутствие последних. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства.
Численность персонала министерства устанавливается законом. Особое место в системе японской администрации занимает Ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому-либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Во главе этого органа стоит Совет ревизоров.
Все перечисленные выше учреждения образуют в совокупности центральный административный аппарат Японии, именуемый в японской юридической литературе «вспомогательным». Слово «вспомогательный» подчеркивает при этом верховенство кабинета министров над этим аппаратом, призванным, согласно официальной юридической схеме, быть лишь органом, осуществляющим решения кабинета. В сущности же эти учреждения представляют собой костяк всей государственной машины Японии [11, c. 20] .
В рамках проводящейся административной реформы и исходя из принятых в 1999 г. законов кабинет министров подлежит серьезной реорганизации, которая должна быть завершена к январю 2001 г. Реформа центральных правительственных учреждений предполагает смягчение государственного регулирования и передачу части прав и функций центра органам местного самоуправления, рационализацию и упрощение структуры и повышение эффективности работы административного аппарата.
В состав кабинета министров войдут премьер-министр и до 17 государственных министров, трое из которых могут при необходимости быть задействованы главой правительства для выполнения особых поручений. Расширяются права премьер-министра, за ним закрепляется инициатива в определении принципиального курса кабинета по важнейшим направлениям политики, соответственно укрепляется аппарат, занимающийся под его руководством планированием и разработкой предложений по правительственной политике. Усиливается координирующая роль секретариата кабинета министров, в которую преобразуется нынешняя Канцелярия премьер-министра [11, c.21] .
Резко сокращается число министерств и управлений, возглавляемых государственными министрами. Вместо Управления общих дел и координации, Министерства по делам самоуправления и, частично, Министерства связи будет учреждено Министерство общих дел; Управление по делам государственных земель, Управление по развитию Хоккайдо, Министерство транспорта и Министерство строительства сольются в Министерство государственной территории и коммуникаций; Министерство здравоохранения и социального обеспечения будет объединено с Министерством труда, а Министерство просвещения — с Управлением по науке и технике. Управление по делам окружающей среды станет министерством. Реорганизация затронет также Министерство финансов: часть его прежних функций, которая ныне передана недавно созданному Комитету финансового оздоровления, в дальнейшем будет возложена на Управление денежного обращения.
Затем намечено провести рационализацию, сокращение, перевод в разряд самостоятельных административных юридических лиц многочисленных вспомогательных учреждений, находящихся в подчинении у министерств и управлений. Планируется также сокращение общей численности правительственных чиновников на 25%.
Таким образом, исполнительной властью обладают император и Кабинет министров (правительство). Фактически исполнительную власть осуществляет Кабинет министров, император выполняет лишь церемониальные функции.
В Японии действует салическая система престолонаследия, то есть к наследованию призывается старший сын действующего монарха, женщины вообще не допускаются к наследованию престола. Император является неприкосновенным лицом, он не несет никакой ответственности за свои действия и решения. В тоже время император не обладает никакими полномочиями осуществления государственной власти, все его решения принимаются по согласованию, либо по указанию Кабинета министров. Император служит только символом единства нации.
2. Кабинет министров — высший орган исполнительной власти в японии
2.1 Структура Кабинета Министров Японии
Исполнительную власть в Японии осуществляет Кабинет министров, статус которого определен Законом о Кабинете министров 1947 г. Кабинет состоит из премьер-министра и не более 20 других государственных министров (так называются все министры, в том числе премьер-министр).
Как было указано выше, в состав Кабинета по устоявшейся в стране традиции входят 11 собственно министров — руководителей министерств, министр (генеральный секретарь) Кабинета, по сути дела, являющийся руководителем аппарата — Секретариата Кабинета, а также министры без портфеля, как правило, руководители подразделений Канцелярии премьер-министра, одновременно являющиеся советниками премьер-министра [4, c.40].
К подразделениям Канцелярии премьер-министра относятся такие важные государственные институты, как Управление национальной обороны, руководящее силами самообороны, начальник которого традиционно является министром без портфеля, Комитет по делам государственной безопасности (фактически, орган, управляющий полицией) [9, c.60].
Как отмечалось, подразделением Канцелярии является и Управление императорского двора, хотя его руководитель членом Кабинета не является.
Кабинет Министров Японии состоит из:
премьер-министра, назначаемого императором по представлению парламента,
министров;
государственных министров, назначаемых также императором, но по представлению премьер-министра. При этом действует правило о том, что не менее половины министров должны быть избраны из числа парламентариев.
На практике правительство формируется нижней палатой парламента.
Решающую роль в правительстве играет премьер-министр, он руководит его работой, обеспечивает единство проводимой политики, фактически смещает министров.
Заседания правительства закрытые, решения принимаются методом консенсуса.
При кабинете министров существует большое количество консультативных органов, осуществляющих взаимосвязь с другими органами власти, представителями промышленности и других отраслей хозяйства. Данные органы осуществляют подготовку и экспертизу решений, принимаемых кабинетом министров.
2.2 Основные полномочия, права и обязанности Кабинета Министров Японии
Особенностью организации исполнительной власти в Японии является наличие в каждом министерстве, помимо собственно министра, административного министра. Он руководит текущей деятельностью министерства и не смещается с должности со сменой Кабинета, обеспечивая профессионализм работы министерства. В законодательном процессе велика также роль парламентских секретарей — заместителей министра, отвечающих за связи соответствующего министерства с парламентом.
Состав Кабинета определяется по результатам выборов в парламент. Премьер-министра выдвигает парламент из числа своих членов, кандидатуру которого выдвигает каждая из палат парламента. Обычно они совпадают. Если же выдвинуты разные кандидатуры и компромисс между палатами не был достигнут (на объединенном заседании палат, процедура и порядок принятия решений на котором Конституцией не устанавливается, но предполагается, что голосование проводится большинством голосов от совокупного числа членов палат), решение Палаты представителей становится решением парламента. Если Палата советников не приняла решения о выдвижении кандидатуры в течение 10 дней после решения Палаты представителей, премьер-министром также становится кандидатура, выдвинутая Палатой представителей [22, c.56].
Таким образом, должность премьер-министра обычно занимает лидер партии, получившей парламентское большинство, по крайней мере, большинство в Палате представителей. В случае если устойчивого большинства нет, создается либо коалиционное правительство (соответственно, между партиями распределяются министерские портфели), либо техническое правительство, которое политически нейтрально и устраивает различные политические силы в парламенте. Такие правительства, как правило, бывают неустойчивыми, и изменение баланса интересов в парламенте приводит к прекращению их полномочий.
Премьер-министр утверждается императором, хотя это сугубо формальный акт, предопределенный решением парламента. Император утверждает назначение премьер-министром других министров, так же как и отставку министров. На самом деле премьер-министр самостоятелен в определении состава Кабинета (назначении и освобождении от должности), если, конечно, не связан политическими обязательствами перед партнерами по коалиции. При этом в Конституции закреплено требование, согласно которому большинство министров должны быть членами парламента, что на практике достигается без особых усилий [11, c.54].
Функции и полномочия Кабинета определяются Конституцией и Законом о Кабинете министров. Согласно ст. 73 Конституции, наряду с другими общими функциями управления, Кабинет выполняет следующие обязанности: добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел, составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента, издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов и пр.
Но помимо функций и полномочий собственно исполнительной власти к ведению Кабинета относятся функции и полномочия, традиционно принадлежащие главе государства, например руководство внешней политикой, заключение договоров и даже такое традиционно принадлежащее главе государства полномочие, как принятие решений о частных (наряду со всеобщими) амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (по существу, речь идет о помиловании). Причиной такого положения дел является отсутствие, как отмечалось выше, у императора каких-либо властных функций. Поэтому Кабинет министров можно считать, по сути, коллективным главой государства.
Ключевую роль в Кабинете играет премьер-министр. Его реальная власть предопределена прежде всего возможностью назначать и освобождать от должности членов Кабинета, которая уменьшается, если правительство является коалиционным или техническим. В отношении министров у него есть еще одна важная прерогатива: он дает или не дает согласие на привлечение министров к судебной ответственности в период занятия ими должностей [11, c.56].
Отсутствие согласия не препятствует привлечению их к ответственности после прекращения, замещения должности. Премьер координирует деятельность министерств, контролирует ее, осуществляет полномочия, отнесенные к компетенции Кабинета, но требующие совершения единоличных действий (например, проведение международных переговоров как элемент руководств внешней политикой). Он вносит на рассмотрение парламента законопроекты, докладывает парламенту об общем состоянии государственных и внешнеполитических дел.
Кабинет министров издает правительственные указы, которые подписываются соответствующим министром (по отраслям управления) и премьер-министром. Конституция Японии допускает даже включение в правительственные указы статей, предусматривающих уголовную ответственность, но только если разрешение на это предоставлено законом. Согласно положениям Конституции правительственные указы промульгируются императором, но это сугубо формальный акт. Решения принимаются Кабинетов министров единогласно или на основе консенсуса.
Полномочия Кабинета министров прекращаются:
а) если должность премьер-министр становится вакантной (например, в случае его смерти);
б) после созыва первой сессии вновь избранного парламента;
в) в случае выражения Палатой представителей недоверия Кабинету министров или отказа в доверии. В последнем случае Кабинет министров сохраняет полномочия, если в течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения Палата представителей будет распущена. Однако полномочия сохраняются вплоть до избрания нового состава указанной Палаты, перед которой Кабинет все же слагает свои пoлномочия [15, c.48].
Заключение
Таким образом, исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, которые собственно и определяют ее сущность и основные черты. Следует отметить, что в административном праве исполнительная власть в советский период рассматривалась либо как правоприменительная (правоисполнительная) власть, либо как система органов государственного управления.
Япония — конституционная монархия. Император осуществляет определенные церемониальные функции (присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках). На основании решения кабинета министров он подписывает официальные документы, подготовленные правительством, законы, международные договоры, созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент, заверяет назначения и отставки министров и других высших должностных лиц, подтверждает полномочия своих послов и принимает иностранных послов, подтверждает объявление амнистии, жалует награды и почетные звания. По решению парламента император назначает премьер-министра, а по представлению последнего — членов кабинета министров и главного судью Верховного суда. Юридически император безвластен и лишен права голоса в вопросах государственного управления. Однако его особа остается важной фигурой, поскольку служит, как сказано в конституции, «символом государства и единства нации» .
Конституция была принята парламентом страны и вступила в силу 3 мая 1947. По закону поправки к конституции должны быть инициированы парламентом и приняты 2/3 общего числа каждой из двух палат парламента, после чего проводится всенародный референдум, который должен засвидетельствовать их поддержку большинством населения. Вместо референдума возможно вторичное рассмотрение поправок новым составом парламента, для чего могут быть проведены специальные выборы. До настоящего времени поправки не вносились, хотя и выражалось недовольство в отношении ряда положений конституции, в частности — девятой статьи, констатирующей отказ от ведения войны и содержания армии.
Законодательную инициативу в Японии во многих случаях проявляют чиновники. Когда назревает необходимость пересмотра существующих законов или введения новых, они готовят соответствующие законопроекты, которые затем рассматриваются правительством и в случае одобрения представляются парламенту. Парламент состоит из палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя). Палата представителей насчитывает 500 депутатов, 300 из которых избираются в одномандатных округах и 200 — от партий по системе пропорционального представительства в 11 избирательных округах. Срок их полномочий — четыре года, но он может быть сокращен в случае роспуска палаты представителей, например, если в результате вотума недоверия правительство сочтет необходимым объявить новые парламентские выборы. После этого выборы должны быть проведены в течение 40 дней. Палата советников насчитывает 252 члена, которые избираются на шесть лет.
За формирование и осуществление национальной политики, проведение в жизнь конституции и законов, внешнюю политику отвечают премьер-министр и кабинет министров, состоящий из министров и государственных министров. Члены кабинета, которыми практически всегда являются политики, избранные в парламент, возглавляют министерства и специализированные управления (например, управление национальной обороны).
В состав кабинета министров входят также министр кабинета (управляющий делами правительства) и глава законодательного бюро (органа, через который проходят все законопроекты). В министерствах и управлениях работают чиновники, назначаемые по результатам специальных конкурсных экзаменов.
Список использованных источников
1. Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. С. Автономов. — М., 2008.
2. Алебастрова, И. А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник.2-е изд. / И. А. Алебастрова. — М., 2009. — 624 с.
3. Андреева, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах: Учебное пособие / Г. Н. Андреева. — М., 2004.
4. Елисеефф, В., Елисеефф, Д. Японская цивилизация / В. Елисеефф, Д. Елисеефф. — М.: АСТ, 2008. — 528 с.
5. Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. — М.: Норма, 2003.
6. Избранные конституции зарубежных стран. Учебное пособие / Отв. ред. Б. А. Страшун. — М., 2014. — 854 с.
7. Комкова, Г. Конституционное право зарубежных стран. Базовый курс / Г. Комкова. — М., 2013. — 416 с.
8. Конституции государств Европейского Союза / Общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Окунькова. — М.: НОРМА, 2001.
9. Конституции государств Европы: В 3-х т. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Окунькова; Ин-т законодательства и сравнит, правоведения при Правительстве РФ. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. — Т.1: Австрия-Ирландия. Т.2: Исландия-Португалия. Т.3: Россия-Югославия.
10. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост.В. В. Маклаков. — М.: Волтерс Клувер, 2003.
11. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост.В. В. Маклаков. — М., 2003.
12. Конституции зарубежных стран / Сост.В. Н. Дубровин. — М., 2001.
13. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б. А. Страшун. — М., 2013. — 304 с.
14. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. М. В. Баглая. — М., 2008. — 1056 с.
15. Кузнецов, Ю.Д., Навлицкая, Г. Б. История Японии: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / Ю. Д. Кузнецов, Г. Б. Навлицкая. — М.: Высш. шк., 1988. — 432 с. — 30 000 экз.
16. Маклаков В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / В. Маклаков. — М.: 2012. — 896 с.
17. Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. — 16-е изд., стереотип / А. А. Мишин. — М.: Юстицинформ, 2010. — 560 с.
18. Официальный сайт Европейского суда / Электронный ресурс — режим доступа: http://www.echr. coe. int/. — Дата доступа: 15.03.2015.
19. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред А. Я. Сухарев. — М.: Норма, 2003.
20. Сафонов, В., Миряшева, Е. Конституционное право зарубежных стран. Общая и Особенная части. Учебник (комплект из 2 книг) / В. Сафонов, Е. Миряшева. — М., 2013. — 208 с.
21. Сравнительное избирательное право: Учебное пособие. — М.: НОРМА, 2003. — 154 с.
22. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран / В. Е. Чиркин. — М.: Юристъ, 2008. — 608 с.
23. Япония / Отв. ред. Я. А. Певзнер, Д. В. Петров. Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. — М.: Мысль, 1973. — 456 с. — (Экономика и политика стран современного капитализма). — 31 000 экз.