Методы принятия управленческих решений
Управленческие решения, таким образом, всегда неотрывны от изменений, происходящих в организации, а их генератором, как правило, выступает должностное лицо или соответствующий орган, на которые возложена ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. При этом границы компетентности и ответственности, в рамках которых принимается решение, четко обозначены в требованиях… Читать ещё >
Методы принятия управленческих решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Высшая школа бизнеса Учебный центр специальных программ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине: Менеджмент
Методы принятия управленческих решений
Выполнил (а) студент Очно-заочной формы обучения Направление «Менеджмент»
Профиль «Финансов менеджмент»
2 Курса ФМ-СБ-13(2) ________ __
Руководитель работы ________ _
Москва 2015
Содержание Введение Глава 1 Теоретические основы принятия решения
1.1 Определение управленческого решения
1.2 Методы принятия решений
1.3 Уровни принятия решений и их реализация Глава 2 Решение задачи Глава 3 Стратегические решения
3.1 Структура стратегического решения
3.2 Функции стратегий Заключение Список используемой литературы
Введение
Актуальность вопроса о принятии решения обуславливается необходимостью самого процесса выработки и реализации управленческих решений для жизнедеятельности организации. Качество принятых управленческих решений отражается в эффективности управления. Рассматривая полный цикл управленческой деятельности, включающий в себя целеполагание, планирование, организацию, координацию, контроль и оперативную корректировку целей, можно увидеть, что он, в общем, представлен двумя элементами управления: разработка и реализация управленческого решения. Именно поэтому управленческие решения играют центральную роль при управлении организацией.
При этом учёные до сих пор не пришли к единому мнению какие решения считать управленческими. Ряд учёных относят к таковым именно организационные вопросы персонала (приём, развитие, увольнение). Другие ученые придерживаются позиции, что для управления организацией важно регулирование взаимоотношения внутри организации.
Управленческие решения, таким образом, всегда неотрывны от изменений, происходящих в организации, а их генератором, как правило, выступает должностное лицо или соответствующий орган, на которые возложена ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. При этом границы компетентности и ответственности, в рамках которых принимается решение, четко обозначены в требованиях формальной структуры самой организации. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.
Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.
Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана — прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, т. е. непосредственные исполнители.
Таким образом, цель работы определяется как применение управленческого решения при выборе одного из ряда вариантов.
В соответствии с целью работы, определяются и задачи:
— дать определение управленческому решению;
— изучить методы принятия управленческих решений;
— определить уровни, на которых принимаются управленческие решения;
— решить задачу, с учетом полученных знаний;
— разобрать такой вид управленческого решения, как стратегическое.
Объектом работы является управленческое решение.
Предметом работы является способы, применяемые при принятии решения.
Общие вопросы теории принятия управленческих решений решались: Едвардсом 1961 г., Моррисом 1963 г., Вагнером 1975 г., Емельяновым, Наппельбауманом 1977 г., Хоффманом, Кини, Райфом, Березовским 1981 г., Подиновским, Ногиновым, Орловским 1982 г., Стейном 1983 г., Вольским, 1988 г. Различные аспекты многоцелевого принятия решений разрабатывали: Дэвид Белл, Говард Райфа, Ральф Кини, Амос Тверски, и многие другие авторитетные авторы. Математико-вероятностные аспекты принятия решений анализировались в работах: Джона Пратта, Райфа Тверски, Роберта Шлейфера, Кахнемана и др.
Глава 1 Теоретические основы принятия решения
1.1 Определение управленческого решения управленческое решение менеджер Управленческое решения — это направленные действия менеджера на решение проблем, которые появляются при управлении организации. Процесс принятия решения проходит имеет три основных этапа. Это:
— Уяснение проблемы. На этом этапе менеджеру необходимо получить информацию по возникшей проблеме; выявить её актуальность и определить условия, в которых принятое решение приведёт к максимальной эффективности результата.
— Составление плана решения. На этом шаге менеджеру необходимо разработать несколько альтернативных вариантов достижения желаемого результата; определить необходимые ресурсы для выполнения плана, соблюдая условие их доступности. Также важно определить социальные последствия каждого предполагаемого варианта решения и оценить их экономическую эффективность. По полученным результатам составить программу решения и разработать детальный план решения.
— Выполнение решения заключается в доведении решения до определённых исполнителей, которым также необходимо сообщить о сопутствующих мерах поощрения и наказания. Также данном этапе важную роль играет контроль над выполнение решения.
На каждом из этапов принятия решения менеджер должен пройти такие этапы, как:
— определение цели управления;
— диагностика проблемы;
— сбор информации актуальной информации, которая подразделяется на основную и дополнительную;
— выделение критериев и ограничений;
— разработка вариантов решений, как основных, так и второстепенных;
— оценка всех вариантов решений;
— определение окончательного варианта решения.
Из выше сказанного можно определить, что процесс принятия решения является задачей руководящего звена на организации и определяет тот круг действий, который необходимо предпринимать управленческой системе или её подразделениям для достижения организацией поставленных перед ней целей и задач.
Поэтому, можно утверждать, что управленческое решение это определение альтернативы из набора возможных действий, предполагающей ряд эффективных шагов при совершенствовании предприятия.
Последствия принятых управленческих решений отражаются на внешней и внутренней среды предприятия по разному. Так при влиянии на внешнюю среду принятые решения затрагивают ближнее окружение: партнёров, клиентов, кредиторов.
Во внутренней среде решения оказывают влияния на систему в целом или на определённые подсистемы. Таким образом принятое решение может оказывать производственную и финансово-хозяйственную деятельность организации, так как определяют точные сферы изменений, вплоть до дальнейшего развития самой организации либо затрагивать только текущие вопросы конкретных подсистем организации. Как управлять конкурентными преимуществами в периоды спаса и подъёма эеономики: Монография. // под ред. А. П. Градова. СПб: Изд-во СПГПУ, 2013. 609с.
Принимая во внимание ограниченность ресурсов организации, которые могут быть направлены на достижение принятого решения, становиться важным тот нюанс, что число предлагаемых альтернатив решения также приобретает ограниченное количество и определяется в рамках направлений, заданных организацией, с обязательным соблюдением нормативов, правил, стандартов и т. д., принятых на законодательном уровне и на уровне самой организации. При этом решения в малых организациях в основном направлены на оперативное управление, а по мере роста и развития организации больше времени уделяется стратегическим решениям.
1.2 Методы принятия решений При разработке управленческого решения применяют конкретные приёмы (методы), которые позволяют достичь целей, поставленных принятым решением.
Всё многообразие применяемых методов можно классифицировать по следующим видам:
1. Декомпозиция определяет сложную проблему как совокупность элементарных вопросов.
2. Диагностика заключается в вычленении из списка вопросом наиболее значимых и требующих первоочередного решения. Этот метод наиболее актуален для принятия решений в условиях ограниченных ресурсов.
3. Математическое моделирование.
4. Экспертные методы принятия управленческих решений, основываются на выводах эксперта. В данном случае под экспертом понимают человека, являющегося профессионалом необходимого уровня в определённом вопросе, и который проводит экспертизу, результаты которой признаются базой для принятия необходимого решения. Эксперта к принятию решения привлекает лицо, ответственное за принятие решения, или аналитическая группа, которая работает над разработкой плана решения. В рамках данного метода, выделяют неэкспертный способ принятия решения, смысл которого заключается в привлечении лиц, не имеющих опыта в решении проблем данной области, но которые признаются специалистами в смежных областях. Латфиллин Г. Никитин а., Серебреннико С. Теория менеджмента: Учебник для вузов 2-е изд. // СПб.: Питер, 2014. — 464 с.: ил.
5. Линейное программирование — это метод, направленный на решение оптимизационных задач, в рамках которых целевая функция и функциональные ограничения признаются линейными функциями относительно переменных, принимающих разные значения из ограниченного ряда значений.
6. Метод теории игр применяется в условиях полной неопределённости, то есть тогда когда процесс реализации решения становится неопределённым или конкуренты сознательно противодействуют, либо операция не имеет ясных и четких целей. Поэтому успех операции зависит не только от принимающих решение людей, но и от решения или действий других людей. Решения принятые таким методом являются одноразовыми. Если ситуация повторяется, то уже лучше применять статистический метод принятия решения. Цветков А. Н. Менеджмент. // СПб.: Питер, 2010. — 256с.: ил.
7. Метод аналогий строиться не на самостоятельных решения, а на базе заимствования решения из подобных ситуаций.
8. Методы, основывающиеся на психологических приёмах творческого мышления индивида или работы в группах.
Для правильного выбора применения необходимого метода менеджеры обязаны понимать преимущества и недостатки, которые имеет каждый подход к решению проблемы, уметь их комбинировать и определять типичные управленческие задачи, при решении которых можно применять структурированные методы принятия решений, но помимо этого, менеджеру необходимо разрабатывать и собственные методы решения проблем организации.
1.3 Уровни принятия решений и их реализация По мнению учёных уровень принятия решения зависит от различий, которые существуют в типах решений, и различий в трудности проблем, подлежащих решению. В основном выделяют четыре уровня, каждый из которых предъявляет свои требования к управленческих навыкам менеджера:
— рутинный, к которому относятся решения текущих вопросов деятельности организации.
— селективный уровень подразумевает проявление инициативы и свободы действий, в определённых рамках и границах.
— адаптационный уровень принятия решения требуется от менеджера грамотный подход к управлению рисками, которые возникают при применении абсолютно нового решения из уже предложенных.
— инновационный уровень призван для решения проблем путём. выработки нового подходя для решения возникших вопросов. На данном уровне менеджер обязан обладать творческими навыками и умениями в управлении, уметь применять стратегическое планирование и разрабатывать системное развитие Веснин В. Р. Основы менеджмента // М.6 Проспект, 2013.
При этом на каждом уровне менеджеру необходимо обладать соответствующей управленческой классификацией.
Глава 2 Решение задачи Имеется фирма, которая продаёт кофе как оптовым покупателям, так и небольшим кафе, ресторанам магазинам. Фирма закупает различные сорта: зелёный кофе в зёрнах, жаренный кофе в зёрнах, растворимый кофе в банках. При закупке жаренного и растворимого кофе фирма платит большую таможенную пошлину, чем при закупке зелённого кофе. Зелённыё кофе фирма обжаривает на одном старом заводе, в результате полчая кофе низкого качества, идущий по более низкой цене. У руководителей фирмы есть следующие альтернативы:
— покупать только обжаренный и растворимый кофе;
— построить новый завод и перейти на покупку зелённого кофе.
Руководство фирмы хочет добиться от учредителей компании дополнительного финансирования с целью строительства собственного завода. Если же деньги выделены не будут, тогда должна быть осуществлена программа широкомасштабного маркетинга, с выполнением которой руководство рассчитывает на хотя бы временное увеличение объёмов продаж.
Оценить экономическую эффективность каждой из альтернатив.
Решение. При выработке возможных альтернатив развития компании обязательно проводиться анализ рынка, на котором фирма осуществляется свою деятельность.
Для этого компании необходимо проанализировать рынок кофе по следующим моментам:
— сегментация рынка кофе (базовые характеристики самого товара, которые зависят не только от места продажи, но и от места производства и обработки);
— основные количественные характеристики рынка кофе, которые основываются на таких показателях, как производство, экспорт и импорт на рынке изучаемого товара. Для выработки правильного поведения на требуемом рынке необходимо также знать и такие показатели, как объём, темпы роста и ёмкость рынка;
— изучить игроков рынка, которые представлены производителями, конкурентами и, непосредственно, конечными потребителями;
— для максимально эффективного сбыта товар необходимо изучить каналы сбыта, которые представлены оптовой и розничной формой продажи;
— по мимо анализа существующей ситуации необходимо правильно оценить и основные тенденции и перспективы развития требуемого рынка.
И только проведя такое исследование можно вырабатывать варианты решений, оказывающих влияние на функционирование и развитие компании.
Для решения поставленной задачи будем считать, что подобное исследование проведено, и предлагаемые варианты обоснованны.
Принятие альтернативы 1 определяет исключение второго варианта, так как доступные средства необходимо будет направить на реализацию маркетинговой программы.
При этом необходимо руководствоваться результатами маркетинговых исследований, которые показывают, что текущие условия выпуска и реализации продукции не соответствует ожиданиям клиента. Реализация программ повышения качества требует затрат, которые в будущем планируется окупить более высокой ценой качественного товара.
Вопрос о строительстве нового завода может быть определён коллективным решением. Принятие конкретного варианта в задаче решения основывается на групповом выборе, то есть требуется согласовать индивидуальные предпочтения и трансформировать их в групповое. При этом согласование индивидуальных предпочтений придерживается следующих принципов:
— принцип большинства голосов всех членов группы или представителей отдельных её коалиций, которые имеют различные функции предпочтения. Тут может быть применён критерий: решение будет считаться принятым при:
· - согласии половины участников группы;
· - при большинстве присутствующих (то есть голосов «за» больше двух трети участником);
· - при абсолютном большинстве (единогласно или при отсутствии голосов «против»).
— принцип диктатора, подразумевающий предпочтения только первого лица, которое по собственному желанию может учитывает мнение остальных членов группа или игнорировать мнения других членов группы. При этот такое лицо берёт на себя всё ответственность за решение на себя Гончарова Е. В. Процесс принятия управленческих решений [Электронный ресурс]/ Волгоград: ВолгГТУ, 2013. CD-ROM.- номер гос. регистрации 321 302 878.
Так как оба этих случаев не дают возможности брать во внимание мнение и интерес каждого члена группы, то необходимо применять V-оптимальности, которые учтены в следующих принципах:
— принцип Курно, при реализации которого все члены группы оцениваются как одноэлементные коалиции, и создаётся такая ситуация при которой ни одному из участников не выгодно менять решения, так как по мнению участника лучшего не существует. при этом поведение участников определяется тремя условиями:
· держаться вместе, обеспечивая допустимые условия существования для каждого, но при этом сохранять статус-кво;
· создавать условия конфронтации, при этом руководствоваться в принятии решения не о возможной выгоде, а о нанесении ущерба оппоненту любым путём.
· отстаивать только собственные интересы основанные на рациональных действиях, при которых сама группа может не ощутить ущерба.
— принцип Эджворта объединяет уже озвученные модели поведения и является самым распространённым Краев В. Н Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие [Электронный ресурс] // Киров: МЦНИП, 2014. 322 с.
Для определения экономической выгоды по альтернативам, стоящим перед компанией, нам потребуются следующие данные:
Таблица 1
Первоначальные данные по альтернативным вариантам решения
Показатели | Альтернативные варианты | ||
Единовременные затраты в повышении качества товара, у.е.: | |||
год t | |||
год (t+1) год внедрения | |||
Прогноз себестоимости товара, у.е.: | |||
год (t+2) | |||
год (t+3) | |||
год (t+4) | |||
Годовая программа выпуска товара, шт. | |||
год (t+2) | |||
год (t+3) | |||
год (t+4) | |||
Доля налогов и сборов из прибыли от реализации продукции, % | |||
Коэффициент (индекс) изменения полезного эффекта товара | 1,1 | ||
Нормативная рентабельность товара, единая для всего периода выпуска, % | |||
Процентная ставка, % | |||
Инфляция, % в год | |||
Фактор риска (единый по годам) | 0,5 | 0,6 | |
Сопутствующий эффект | не изменяется | ||
На основании этих данных рассчитаем экономический эффект первой альтернативы:
Экономия в году (t+2) равна:
Экономия в году (t+3) равна:
Экономия в году (t+4) равна:
Ожидаемый экономический эффект от разработки и внедрения варианта 1 составят:
На основании данных таблицы рассчитаем экономический эффект второй альтернативы:
Экономия в году (t+2) равна:
Экономия в году (t+3) равна:
Экономия в году (t+4) равна:
Ожидаемый экономический эффект от разработки и внедрения варианта 2 составят:
На основании расчётов можно сделать вывод о том, что наиболее экономически эффективен вариант 2.
Основываясь на рассчитанных показателях и при условии принятия второй альтернативы, фирме не обходимо принимать стратегические решения, которые должны будут привести фирму на новый уровень развития.
Стратегические решения рассмотрим в следующей главе.
Глава 3 Стратегические решения
3.1 Структура стратегического решения Стратегическое решение представляет собой набор действий и решений менеджмента, ориентированных на разработку определённых стратегий для достижения целей организации. Структура стратегического решения состоит из нескольких элементов и представлена на рисунке:
Рисунок 1 Основные элементы стратегического решения Кусков А. Н, Чумаченко А. П. Менджмент: Учебное пособие. // М.: МГИУ, 2008. — 318 с.
1. Стратегия решения направлена на достижение решения, объединяющего результаты нескольких решений.
2. Конъюнктура рынка эта внешняя среда организации, в которой основным критериями является экономическая ситуации на рынке определённого товара.
3. Конкурентоспособность товара определена способностью самой продукции соответствовать требованиям рынка данного товар. При этом следует учесть обязательное наличие определённых свойств:
— обладание абсолютно нового качества, представленного товара;
— возможность реализации при наличии аналогичных товаров.
Так же необходимо учитывать и какой результат получает потребитель данного товара и издержки, которые он (потребитель) несёт при потреблении данного товара.
Результат потребления включает:
— удобство приобретения товара;
— удобство потребления товара;
— качество товара (способность удовлетворить потребность);
— услуги, предоставляемые во время приобретения товара и при последующем его потреблении;
— гарантии продавца.
Издержки потребителя при использовании товара определяются при:
— приобретении товара (цена продукции);
— при потреблении (расходы при эксплуатации на весь срок службы продукции).
Таким образом, все свойства, которые оказывают на конкурентоспособность продукции (кроме качества) зависят не от самого продукта, а от организационных и финансовых возможностей продавца и производителя конкретного товара.
4. Управленческая культура представляет собой совокупность ценностей, знаний, отношений и норм поведения, которые используются при управлении организацией. Управленческая культура проявляется в эстетике работы.
5. Потенциал организации подразумевает все доступные её природные, экономические и трудовые ресурсы, которые она может использовать для достижения совей цели. Таким образом, от потенциала зависит совокупная способность организации реализовывать производственно-экономическую деятельность Михайлов Я. В. Управленческое решение: суть дела, технологии, рекомендации: пособие для управленцев-практиков // М.: Экономика, 2011. — 142с.
Учитывая структуру стратегического решения, можно определить этапы процесса его принятия:
1. оценка — менеджеры проверяют конкурентоспособность фирмы, определяя сильные и слабые стороны
2. выбор — опираясь на результаты оценки, менеджеры разрабатывают стратегические альтернативы с тем, чтобы выбрать наиболее подходящую стратегию
3. исполнение — после принятия стратегии разрабатываются обеспечивающие планы, совершенствуются методы и процедуры планирования, мобилизуются людские, финансовые и материальные ресурсы фирмы
4. анализ — приведенный в действие план должен периодически подвергаться анализу с тем, чтобы можно было вносить необходимые коррективы.
К стратегическим планам предъявляют следующие требования:
1. соответствие плана миссии организации
2. увязка плана с имеющимися ресурсами, его соответствие стилю управления фирмой
3. совместимость планов структурных подразделений фирмы
4. объективная оценка складывающейся ситуации
5. развернутое описание мероприятий и сроков их осуществления, описание ожидаемых последствий
6. наличие большого фактического материала
3.2 Функции стратегий В таблице 2 представлены основные элементы функциональных стратегий, которые применяются при определении будущего развития организации.
Таблица 2
Элементы функциональных стратегий
Функциональные области предприятия | Направленность общей стратегии предприятия | |||
Стратегия роста | Стратегия стабильности | Стратегия сокращения | ||
маркетинг | — анализ рынка, исследование потребностей; — обновление ассортимента; — дифференциация цен; — усиление рекламы; — активизация сервисного обслуживания | — комплексное изучение рынка; — поиск новых ниш на рынке; — уступки в ценах с целью увеличения продаж; — сокращение сроков поставки | — сокращение производства продукта; — отказ от мер стимулирующих продажи; — сокращение контрактов со средствами массовой информации | |
производство | — повышение уровня автоматизации; — использование комплектующих, изготовленных другими фирмами | — определение оптимального размера партии; — контроль за поставками (цена, условия, кондиция, выбор поставщика); — отмена сверхурочных работ | — разработка планов остановки нерентабельных отраслей производства | |
кадры | — обучение персонала нескольким профессиям; — увеличение численности занятых сервисным обслуживанием | — временное прекращение приема на работу; Установление сокращенного рабочего дня | — разработка социальных планов по увольнению кадров | |
финансы | — отказ от инвестиций при высокой степени риска; — совершенствование контроля затрат; — своевременное вложение средств в новые проекты | — отказ от расширения инвестиций; — осуществление лизинга оборудования; — проведение ФСА для осуществления программ снижения издержек | — поиск потенциальных покупателей и партнеров; — продажа части стратегических хозяйственных подразделений | |
При этом необходимо учитывать задачи, на решение которых и направлены все стратегии:
— обеспечить выживаемость фирмы в экстремальных условиях;
— рациональное использование производственных мощностей;
— создание условия для внедрения новых систем;
— адаптация внутренней среды организации к внешним условиям воздействия.
— планирование и разработка программ развития.
Заключение
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:
1. Управленческое решение это определённые действия менеджера, результат которых направлен на получение определённых показателей при реализации принятого плана действий.
2. Выполнение принятого плана даёт возможность введения системы поощрения и наказания.
3. Одним из важных моментов управленческого решения является процесс его разработки, в ходе которого собирается необходимая информация, определяется более конкретная проблема, нуждающаяся в решении, определяются цели решения и задачи. которые потребуется решить на пути достижения результата. Так же на этом этапе определяются доступные ресурсы, которые будут задействованы в процессе реализации решения.
4. В процессе разработки решения менеджером применяются различные методы, способствующие выбору максимально эффективного решения из ряда альтернатив.
5. Требования, которые предъявляются к менеджеру при разработке и реализации решения, зависят от уровня управленческого решения. В основное это выражается в проявлении творческих подходов к решению проблем и умении принимать на себя риски, которые связан с принятым решением.
6. В ходе решения задачи было выявлено несколько принципов, на которых строится групповое принятие управленческих решений.
7. Проведён анализ экономической эффективности выработанных альтернатив, принятие которого ведёт к разработке новых стратегических управленческих решений, так как ведёт к кардинальному изменению стратегии развития самой организации.
Список используемой литературы
1. Веснин В. Р. Основы менеджмента // М.6 Проспект, 2013.
2. Гончарова Е. В. Процесс принятия управленческих решений [Электронный ресурс]/ Волгоград: ВолгГТУ, 2013. CD-ROM.- номер гос. регистрации 321 302 878
3. Как управлять конкурентными преимуществами в периоды спаса и подъёма эеономики: Монография. // под ред. А. П. Градова. СПб: Изд-во СПГПУ, 2013. 609с.
4. Краев В. Н Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие [Электронный ресурс] // Киров: МЦНИП, 2014. 322 с.
5. Кусков А. Н, Чумаченко А. П. Менджмент: Учебное пособие. // М.: МГИУ, 2008. — 318 с.
6. Латфиллин Г. Никитин а., Серебреннико С. Теория м енеджмента: Учебник для вузов 2-е изд. // СПб.: Питер, 2014. — 464 с.: ил.
7. Михайлов Я. В. Управленческое решение: суть дела, технологии, рекомендации: пособие для управленцев-практиков // М.: Экономика, 2011. — 142с.
8. Цветков А. Н. Менеджмент. // СПб.: Питер, 2010. — 256с.: ил.