Тяговая характеристика трактора ДТ-75М
![Курсовая: Тяговая характеристика трактора ДТ-75М](https://niscu.ru/work/1701774/cover.png)
Рассчитывается без регуляторная (перегрузочная) ветвь характеристики в диапазоне частот вращения от номинального режима nн до режима максимального крутящего момента n0. При перегрузках крутящий момент двигателя продолжает несколько возрастать, главным образом за счет корректора, увеличивающего цикловую подачу топлива в цилиндры двигателя. При частоте вращения nо крутящий момент двигателя… Читать ещё >
Тяговая характеристика трактора ДТ-75М (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Тяговый расчет трактора
2. Определение тягового диапазона
3. Определение эксплуатационного веса трактора
4. Расчет буксования в зависимости от нагрузки на крюке трактора
5.Определение номинальной мощности двигателя трактора
6. Расчет и построение регуляторной характеристики дизельного двигателя
7. Расчет касательных сил тяги, передаточных чисел трансмиссии, теоретических (расчетных) скоростей движения трактора
8. Расчет и построение теоретической тяговой характеристики трактора Список литературы
1. Тяговый расчет трактора тяговый трактор мощность двигатель Основными параметрами фактора, от которых зависят его тяговые показатели, являются: вес (сила тяжести), передаточные числа трансмиссии (скорости движения) и мощность двигателя. Эти параметры определяют при тяговом расчете трактора.
2. Определение тягового диапазона Трактор должен быть рассчитан на выполнение всех работ, соответствующих его тяговому классу, и некоторой части работ, относящихся к тяговой зоне соседнего с ним предыдущего класса. Для определения минимальной силы тяги на высшей рабочей передаче (основного ряда передач) необходимо знать тяговый диапазон трактора T, который можно определить, но формуле:
;(1)
где — номинальная сила тяги трактора предыдущего тягового класса;
— коэффициент расширения тяговой зоны, учитывающий степень перекрытия смежных тяговых зон.
Для тракторов тяговых классов до 30 кН можно принять =1,25…1,30, принимаем = 1,25:
Зная тяговый диапазон и номинальную силу тяги, определяют минимальную силу тяги
кН;(2)
Подставляем значения в формулу (2):
кН.
3. Определение эксплуатационного веса трактора Следует различать конструктивный (сухой) вес Gм и эксплуатационный (полный) вес Gэ. Под конструктивным весом понимается вес трактора в не заправленном состоянии без тракториста, дополнительного оборудования и балласта. Эксплуатационный вес, т. е. вес трактора в работе всегда больше конструктивного веса. Для большинства тракторов Gэ. min= (1,07… 1,10)Gм.
Эксплуатационный вес колесных тракторов часто специально увеличивают, чтобы улучшить их тягово-сцепные качества. Максимальное значение должно быть выбрано таким образом, чтобы при работе трактора в соответствующих условиях с установленной на него по типажу номинальной силой тяги на крюке буксование движителей не превышало допустимых в этом случае пределов .
кН (3)
где — значение коэффициента использования сцепного веса, которого можно достичь в данных почвенных условиях при допускаемом буксовании ведущих колес;
к и f — коэффициенты нагрузки ведущих колес и сопротивления качению, соответствующие принятым условиям работы.
Для тракторов с задними ведущими колесами 4×2 принимают к = 0,75…0,80; для тракторов со всеми ведущими колесами 4×4 к =1.
Для тракторов с пневматическими шинами расчетные значения коэффициента использования сцепного веса = 0,50…0,65 в зависимости от конструкции и размеров шин ведущих колес, принимаем = 0,5.
Определяем максимальный вес:
кН;
Иногда балласт, требуемый для повышения эксплуатационного веса до значения Gэ. max, полностью используют непосредственно для догрузки ведущих колес трактора, например при навешивании на колеса дополнительных грузов или заливке воды в шины.
4. Расчет буксования в зависимости от нагрузки на крюке трактора Характер кривой буксования зависит от физико-механических свойств агрофона и конструктивных параметров трактора. Величина коэффициента буксования для ориентировочных расчетов при курсовом проектировании может быть определена с помощью вспомогательных графиков .
Определяем сцепной вес
кН;(5)
кН.
Таблица 1
Pkp, kH | |||||||||
Pkp/Gц | 0,05 | 0,101 | 0,15 | 0,20 | 0,25 | 0,30 | 0,35 | 0,40 | |
д,% | 4% | 6% | 8% | 11% | 15% | 17% | 23% | 27% | |
5.Определение номинальной мощности двигателя трактора Требуемая мощность тракторного двигателя определяется исходя из заданных номинальной силы тяги на крюке, соответствующей этому тяговому усилию рабочей скорости движения и установленными предыдущими расчетами веса трактора и буксования его движителей. При определении потребной мощности тракторного двигателя необходимо резервировать некоторую часть мощности для преодолевания систематически возникающих пиковых сопротивлений движению. Чем больше может быть перегрузка двигателя во время работы, тем больше должен быть резерв мощности.
При определении потребной мощности двигателя резерв учитывается введением коэффициента эксплуатационной нагрузки тракторного двигателя чэ.
кВт;(6)
где Ркр. н и V , — заданные номинальное тяговое усилие в кН и рабочая скорость движения трактора при номинальной силе тяги в км/ч;
— коэффициент эксплуатационной нагрузки тракторного двигателя,
= 0,85…0,90, принимаем чэ=0,85;
— тяговый коэффициент полезного действия, который можно представить в следующем виде
(7)
где — КПД, учитывающий механические потери в трансмиссии;
— КПД, учитывающий потери на буксование ведущих колес;
— КПД, учитывающий потери на качение трактора;
(8)
где — КПД цилиндрической пары шестерен,
— КПД конической пары шестерен;
и количество пар шестерен, работающих в трансмиссии на
данной передаче, соответственно, цилиндрических и конических;
; .
— КПД, учитывающий потери холостого хода трансмиссии. На
основе имеющихся опытных данных можно принимать, что при
достаточно прогретом масле в механизмах трансмиссии
=(0,95…0,97)=0,96
Подставляем данные в формулу (8):
;
Коэффициент определяют из выражения:
;(9)
Для этого необходимо знать коэффициент д буксования ведущих колес в заданных условиях работы. Зависимость буксования от тягового усилия рассчитана выше.
Определяем КПД буксования
;
Коэффициент, учитывающий потери на качение трактора, определяется из выражения
;(10)
где Pf — сила сопротивления качения, кН.
Ркасательная сила тяги, равная при установившемся движении трактора по горизонтальному участку:
кН;(11)
При расчете сопротивления качению используют уравнение:
кН;(12)
Подставляем данные в формулу (12):
кН;
Подставляем данные в формулу (11):
кН;
Подставляем данные в формулу (10):
;
Подставляем полученные значения в формулу (7):
;
6. Расчет и построение регуляторной характеристики дизельного двигателя Регуляторная характеристика дизельного двигателя показывает изменение эффективной мощности, частоты вращения коленчатого вала, крутящего момента, удельного и часового расходов топлива в зависимости от скоростного и нагрузочного режимов при работе двигателя на регуляторе.
Расчет и построение регуляторной характеристики двигателя в функции частоты вращения коленчатого вала выполняется в следующем порядке.
1.Рассчитывается регуляторная ветвь характеристики в диапазоне частот вращения от холостого хода до номинального режима.
Частота вращения холостого хода двигателя определяется по формуле
мин (13)
где — коэффициент неравномерности регулятора, для современных тракторных дизелей = (0,07…0,08) = 0,07;
— номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя мин,
мин.
На регуляторной ветви характеристики принимают изменение мощности Ne и крутящего момента М двигателя по закону прямой линии от до Neн и = 0 до
Крутящий момент определяется по формуле:
кНм;(14)
где Nе — эффективная мощность, кВт;
n — частота вращения, об/мин.
Определяем номинальный крутящий момент:
кН•м.
По удельному расходу топлива при номинальной мощности двигателя определяют максимальный часовой расход топлива по формуле:
кг/ч;(15)
кг/ч.
Для холостого хода принимают:
кг/ч;
кг/ч.
Промежуточные точки часового расхода топлива на регуляторной ветви принимают по закону прямой линии. По часовому расходу топлива и соответствующей мощности двигателя на регуляторной ветви определяют удельный расход топлива по формуле
г/кВт•ч;(16)
Кривая удельного расхода топлива по мере снижения мощности (нагрузки) двигателя поднимается вверх.
2.Рассчитывается без регуляторная (перегрузочная) ветвь характеристики в диапазоне частот вращения от номинального режима nн до режима максимального крутящего момента n0. При перегрузках крутящий момент двигателя продолжает несколько возрастать, главным образом за счет корректора, увеличивающего цикловую подачу топлива в цилиндры двигателя. При частоте вращения nо крутящий момент двигателя достигает максимального значения Мкрmах. При дальнейшем снижении частоты вращения крутящий момент уменьшается из-за ухудшения условий протекания рабочего процесса.
На участках характеристики с частотами вращения ниже nо двигатель работает неустойчиво и при малейшей дополнительной перегрузке может заглохнуть.
На режиме максимального крутящего момента двигателя трактор развивает максимальные касательные силы тяги и тяговые усилия на крюке. В диапазоне частот вращения от nн до nо текущие значения эффективной мощности двигателя определяют по эмпирической формуле
кВт;(17)
где ni и nн — текущее и номинальное значения частот вращения коленчатого вала, об/мин;
с =0,5; с=1,5 — для дизелей с непосредственным впрыском топлива, с =0,7; с=1,3- для дизелей с вихрекамерным смесеобразованием.
Задаваясь значениями частот вращения коленчатого вала двигателя, определяют текущие значения Nei и крутящего момента Мкрi. Шаг изменения частот вращения от nн до nо принимают равным 50…100 об/мин.
Расчеты с изменяющейся частотой вращения коленчатого вала двигателя производят до определения максимального крутящего момента и соответствующей ему частоты вращения.
Удельный расход топлива на безрегулягорной ветви при максимальном крутящем моменте двигателя принимают равным:
г/кВтч;(18)
Зная удельный расход топлива на безрегулягорной ветви, определяют соответствующий часовой расход топлива GTi по формуле
кг/ч;(19)
Результаты расчетов показателей работы двигателя заносят в сводную таблицу для построения регуляторной характеристики (табл. 2).
Таблица 2
Параметры регуляторной скоростной характеристики
Nоб/мин | Ne, кВт | Мкр, кНм | Gт, кг/ч | ge, г/кВт | |
3,700 785 079 | |||||
63,2 612 834 | 0,335 781 759 | 14,80 314 032 | |||
61,22 199 649 | 0,344 072 667 | 14,89 898 506 | 243,36 | ||
58,66 204 057 | 0,350 290 847 | 14,82 507 089 | 252,72 | ||
55,64 649 929 | 0,354 436 301 | 14,58 383 453 | 262,08 | ||
52,24 045 625 | 0,356 509 028 | 14,18 014 944 | 271,44 | ||
50,41 133 521 | 0,356 768 119 | 14,15 550 293 | 280,8 | ||
Пользуясь полученными расчетными данными, строят график регуляторной скоростной характеристики тракторного дизельного двигателя в функции частоты вращения коленчатого вала.
7. Расчет касательных сил тяги, передаточных чисел трансмиссии, теоретических (расчетных) скоростей движения трактора Разнообразие работ, выполняемых тракторами, вызывает необходимость иметь у них соответствующий набор различных передач. В задании представлены три группы передач:
а) основные передачи, на которых производятся большинство сельскохозяйственных операций;
б) транспортные передачи, применяемые для перевозки грузов и для холостых переездов;
в) технологические передачи для работ, при производстве которых допускаемые скорости движения ограничиваются по условиям выполняемого технологического процесса.
Обычно в основу построения ряда основных передач трактора закладывается принцип геометрической прогрессии. Такой ряд передач называется геометрическим и имеет вид
;(20)
где VH — номинальные или расчетные скорости, индексы при номинальных скоростях VH обозначают порядковый номер передачи;
q — знаменатель геометрической прогрессии.
Номинальными или расчетными скоростями трактора VH называются его теоретические скорости при номинальной частоте вращения коленчатого вала.
Аналогично можно записать геометрический ряд и для касательных сил тяги, имеющих прямо пропорциональную зависимость от передаточных чисел
;(21)
где Рк и индексы при них указывают значения касательных сил тяги и порядковые номера передач.
Знаменатель геометрической прогрессии:
;(22)
где z — число передач основного ряда
;(23)
;(24)
Подставляем данные:
кН;
кН;
;
Определяем передаточные числа трактора на первой передаче:
;(25)
где rk — теоретический радиус качения ведущих колес, м;
м;(26)
где d — посадочный диаметр шины в дюймах;
b — ширина профиля шины в дюймах;
(0,80…0,85) — коэффициент деформации (усадки) шины ведущих колес.
Размеры шин подбираются (таблица 6, стр. 22) в зависимости от нагрузки на одно ведущее колесо трактора:
кН;(27)
где Nk — количество ведущих колес:
кН;
Выбираем шины 20−15
Подставляем известные данные м;
.
Остальные передаточные числа основного ряда передач подсчитываются по формуле:
, .
;
;
.
, .
кН;
кН;
кН;
кН;
кН.
кН.
Номинальная расчетная скорость движения определяется, но формуле:
км/ч;(28)
где nн — номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин:
км/ч;
С целью проверки правильности предыдущих расчетов целесообразно сравнить величины расчетных скоростей, полученных по формуле (28) и рассчитанных из выражения:
км/ч (29)
где V — рабочая скорость движения на первой передаче при номинальной силе тяги на крюке:
км/ч;
Ошибка расчётов:
%, что меньше 1%.
Остальные расчетные (номинальные) скорости движения на передачах основного ряда определяются по формуле:
км/ч;(30)
км/ч;
км/ч;
км/ч.
км/ч.
Высшая транспортная скорость принимается согласно заданию. При наличии двух транспортных скоростей (передач) по заданию, промежуточную транспортную скорость определяют как среднегеометрическую величину между высшей транспортной VTp. max = VTp.2 и высшей скоростью основного ряда VZ по формуле
км/ч;(31)
км/ч.
Определяем передаточные числа и касательные силы тяги на транспортных передачах;
;(32)
кН; (33)
кН;
кН.
Для расчета передаточного числа трансмиссии и касательной силы тяги на технологической (замедленной) передаче необходимо выбрать скорость движения.
Допустимая скорость движения при выполнении посадочных работ ограничивается, с одной стороны, агротехническими условиями возделывания данной культуры, диктующими величину шага посадки, а с другой — техническими возможностями, определяющими пропускную способность посадочной машины. На некоторых посадочных работах скорость движения должна быть меньше 0,28 м/с или 1 км/ч. В некоторых случаях применяют также диапазон скоростей 0,5… 1,0 м/с (1,8…3,6 км/ч).
;(34)
кН;(35)
Расчётная частота вращения и момент равны
;(36)
об/мин;
кНм;(37)
кНм;
Так как на технологической передаче используют ходоуменьшитель, то КПД трансмиссии на технологической передаче:
;
.
Подставляем данные в формулы (34), (35):
;
кН.
Результаты расчетов касательных сил тяги, передаточных чисел и теоретических скоростей движения заносят в сводную таблицу 3.
Таблица 3
Расчётные значения, и
Передача | кН | км/ч | кНм | об/мин | ||
1 осн. 2 осн. 3 осн. 4 осн. 5 осн. | 26,32 215 503 24,4 280 977 21,960 842 534 20,59 161 532 18,32 215 502 | 51,14 900 976 46,71 980 354 42,67 414 077 38,977 880 882 35,60 347 109 | 7,66 640 472 8,39 320 759 9,188 914 010 10,60 056 267 11,13 785 958 | 0,335 781 759 0,335 781 759 0,335 781 759 0,335 781 759 0,335 781 759 0,335 781 759 0,335 781 759 | ||
1 тр. 2 тр. | 13,596 585 927 10,89 814 684 | 26,420 781 481 19,6 064 505 | 14,84 168 855 | |||
технолог. | 8,643 215 835 | 115,4 057 461 | 3,6 | 0,50 367 263 | 1907,1 | |
8. Расчет и построение теоретической тяговой характеристики трактора Определив основные конструктивные параметры тракторного двигателя и трактора в целом, приступают к аналитическому расчету и построению теоретической тяговой характеристики. Тяговая характеристика строится в функции силы тяги на крюке применительно к установившейся работе на горизонтальном участке. Характеристика рассчитывается и строится для заданного агрофона на основных и технологической передаче. Для транспортных передач в качестве агрофона принимается гравийное шоссе или сухая грунтовая дорога.
На каждой передаче основного и транспортного рядов трактора расчеты выполняются для четырех расчетных режимов: номинальный режим работы двигателя nн и Мкрн, режим максимального крутящего момента Мкрmax и n0, режим крутящего момента, а также режим холостого хода трактора (Ркр=0,Рк=Рf).
На технологической передаче расчеты выполняют для расчетного режима работы двигателя и холостого хода трактора (Ркр=0, Рк =Рf).
Для построения теоретической тяговой характеристики трактора расчетные тяговые показатели для каждой передачи заносятся в таблицу 4 параметров тяговой характеристики.
Основные расчетные зависимости для определения Рк и Ркр приведены выше.
Для конкретных значений крюкового усилия Ркр буксование д определяется из графика д= f (Ркр), построенного по результатам таблицы 1.
Теоретическая скорость определяется из выражения:
(38)
Зная величину буксования д и теоретическую скорость движения, рабочие скорости подсчитываются по формуле:
.(39)
Мощность на крюке для каждой передачи и каждой расчетной точки определяют по формуле
(40)
Для оценки топливной экономичности трактора определяется удельный расход топлива по формуле
(41)
где Gт — соответствующий часовой расход топлива по регуляторной скоростной характеристике, кг/ч.
Тяговый КПД трактора подсчитывается по формуле
(42)
Проверку зтяг производят по формуле
(43)
Если расчет по двум формулам для зтяг произведен правильно, то результаты расчетов должны совпадать или быть близкими.
Выполнив расчеты параметров теоретической тяговой характеристики, приступают к построению теоретической тяговой характеристики.
Уравнение мощностного баланса Таблица 5
Мощностной баланс трактора
Pkp, kH | д | Ne | Nтр | Nk | Nб | Vt | Vp | Nf | Nкр | Nen | |
0,04 | 63,2 612 834 | 7,23 649 452 | 56,2 478 888 | 2,240 991 555 | 5,400 587 757 | 5,184 564 246 | 43,41 466 883 | 10,36 912 849 | 63,2 612 834 | ||
0,06 | 63,2 612 834 | 7,23 649 452 | 56,2 478 888 | 3,361 487 333 | 4,527 683 089 | 4,256 022 104 | 35,63 921 313 | 17,2 408 842 | 63,2 612 834 | ||
0,08 | 63,2 612 834 | 7,23 649 452 | 56,2 478 888 | 4,48 198 311 | 3,897 693 375 | 3,585 877 905 | 30,2 753 834 | 21,51 526 743 | 63,2 612 834 | ||
0,11 | 63,2 612 834 | 7,23 649 452 | 56,2 478 888 | 6,162 726 777 | 3,421 605 257 | 3,45 228 679 | 25,50 023 267 | 24,36 182 943 | 63,2 612 834 | ||
0,15 | 63,2 612 834 | 7,23 649 452 | 56,2 478 888 | 8,403 718 332 | 3,49 161 958 | 2,591 787 665 | 21,7 031 939 | 25,91 787 665 | 63,2 612 834 | ||
0,17 | 63,2 612 834 | 7,23 649 452 | 56,2 478 888 | 9,52 421 411 | 2,749 840 555 | 2,282 367 661 | 19,11 216 284 | 27,38 841 193 | 63,2 612 834 | ||
0,23 | 63,2 612 834 | 7,23 649 452 | 56,2 478 888 | 12,88 570 144 | 2,504 031 917 | 1,928 104 576 | 16,14 562 337 | 26,99 346 407 | 63,2 612 834 | ||
0,27 | 63,2 612 834 | 7,23 649 452 | 56,2 478 888 | 15,126 693 | 2,298 563 041 | 1,67 795 102 | 14,5 087 957 | 26,84 721 632 | 63,2 612 834 | ||
Выводы по трактору По результатам выполненной работы можно сделать следующие выводы:
на поле под посев лучше всего работать на третьей передаче, так как достигается наибольший тяговый КПД, при этом рабочая скорость равна 7,259 242 068 км/ч, удельный тяговый расход топлива — 540,3 077 021 г/кВтч
1. Методические указания к курсовой работе по теории тракторы и автомобиля подготовленные доцентом Третьяковым В. И., 2009.
2. Конспект лекций по предмету «Трактора и автомобили».