Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические преступления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, за исключением указанных в статье 250 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или… Читать ещё >

Экономические преступления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Карагандинский Государственный Медицинский Университет Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин Реферат на тему:

" Экономические преступления"

Выполнили: Журавлёва А., Ивасеев В.

104 гр. стом.

Проверила: Бакирова А.М.

Караганда 2010

План

  • Введение
  • 1. Общая характеристика экономических преступлений
  • 1.1 Понятие и сущность экономических преступлений
  • 2. Виды экономических преступлений
  • 2.1 Экономическая контрабанда1
  • 2.2 Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
  • 2.3 Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг
  • 2.4 Статья 194. Незаконное получение и нецелевое использование кредита
  • Заключение
  • Список использованной литературы

На сегодняшний день экономическая преступность является одной из наиболее серьезных проблем в нашей республике, и поэтому мотивы актуальности данной темы очевидны. Особенность социальной опасности современной экономической преступности заключается в вытеснении легитимных социальных норм и соответствующих социальных ролей в обществе их антиподами, воспроизводящими антисоциальные жизненные стандарты, установки, нормы и стереотипы поведения.

Опасность экономической преступности заключается не только в причинении существенного материального ущерба обществу и гражданам, но и в ее способности к дестабилизации, как базисных экономических отношений, так и надстроечных структур.

Экономическая преступность оказывает значительное влияние на общее состояние пре6ступности. С определенными оговорками можно утверждать, что она в известном смысле является тем «фундаментом», на котором держится «здание» всей преступности.

Объектом исследования является проблемы борьбы с экономическими преступлениями. Предмет исследования — это общие закономерности возникновения, функционирования и развития экономических преступлений (как способа реализации замыслов преступных сообществ), их сущность, структура, основные элементы.

Целью исследования является изучение уголовно-правовых аспектов борьбы с экономической преступностью, отражение недостатков и пробелов в законодательстве, свидетельством этому служит то, что до сих пор так и не выработана государственная стратегия, противодействующая этому масштабному явлению, а меры, которыми сегодня пытаются оказать на нее воздействие оцениваются профессионалами в большей степени как имитация государственной активности, поскольку они значительно малоэффективны.

Задачами исследования являются вопросы совершенствования борьбы с экономической преступностью.

1. Общая характеристика экономических преступлений

1.1 Понятие и сущность экономических преступлений

С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране наполнилась новыми явлениями: приватизация акционирование, банкротство, слияние и разукрупнение предприятий, возникновение новых форм собственности и новых способов передачи, приобретения собственности. В связи с этим наполнилось новым понятиями все отрасли юриспруденции: в частности, и уголовное право. Самостоятельно понятие экономическое преступление сформировалось недавно. В дотрансформационный период его определяли как преступление против социалистической собственности. В 70−80 е годы кража имущества, производимая различными способами, посягательство на личное имущество с целью обогащения составляли единую группу корыстно насильственных преступлений. В дальнейшем в самостоятельный вид были выделены злоупотребления служебным положением. Однако в современных условиях такой подход не является обоснованным. Особое значение имеют исследования проблем предупреждения экономических преступлений, то есть их криминологический аспект. Криминологическая ситуация в экономике переходного периода определяется: — совокупностью различных форм экономических преступлений, которые отражены в судебной статистике; - наличием значительного количества латентной экономической преступности, неизвестной правоохранительным органам; - проявлением новых форм экономического поведения, которое согласно действующему законодательству, характеризуется, как опасное для общества и граждан и обусловлено трансформационными макроэкономическими преобразованиями. На мой взгляд, существенный недостаток такого подхода состоит в том, что совершенное преступление характеризуется узко и односторонне. Причины и условия их совершения, пути и способы возможного предупреждения, личность преступника, преступные проявления социального поведения не учтены. В качестве внешних факторов способствующих возникновению экономических преступлений особое значение имеют: — макроэкономическая ситуация в стране; - институциональные условия, регламентирующее экономические отношения между субъектами: юридическими и физическими лицами. В качестве яркого примера влияния внешних факторов на противоправные действия можно привести возрастающее количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Внутренние факторы могут быть представлены в виде структурных элементов криминалистической характеристике преступлений в сфере экономики, которые позволяют определить общие и специфические стороны преступления. С моей точки зрения, состав структурных элементов может быть следующим: — структурный элемент, содержащий сведения о физическом лице, совершившем противоправные действия, или юридическом лице, нарушившем договорные обязательства; - способы совершения преступных действий; - следы преступления. Способы совершения экономического преступления условно можно разделить на три группы: профессиональные, практические, инструментальные. К профессиональным способам относятся: знания в финансово-экономической деятельности, технологические знания, знания компьютерных технологий и прочие. К практическим умение использовать недостатки учета и аудита, способность фальсифицировать документы и ценные бумаги. Инструментальные способы заключаются в применении специального оборудования и приспособлений. Следы преступлений — документы, товарно-материальные ценности, криминалистические следы. Таким образом, применение системного подхода при исследовании криминологических аспектов экономических преступлений позволяет комплексно охарактеризовать и проанализировать их. Экономическая преступность имеет вид живого организма, она не только имеет место существования, но и к величайшему сожалению растет развивается и совершенствуется. В своем самосохранении изощряется для достижения поставленной цели. Современная экономическая преступность несет в себе криминогенную и социальную опасность, поэтому не вызывает сомнений в ее актуальности.,

2. Виды экономических преступлений

2.1 Экономическая контрабанда1

В Республике Казахстан уголовная ответственность за контрабанду предусмотрена статьями 209 и 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

1. Перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, за исключением указанных в статье 250 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев с конфискацией имущества либо без таковой, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со 1. Перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, за исключением указанных в статье 250 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием 1- Ст 209 УК РКзапрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев с конфискацией имущества либо без таковой, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей или в размера заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового. 2. То же деяние, совершенное: а) неоднократно; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; г) в особо крупном размере, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные: а) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения; б) организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а в случаях, предусмотренных пунктом а), — до семи лет с конфискацией имущества.

Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено Ст. 250 УК РК

1. Перемещение через таможенную границу государства, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, военной техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества.2. То же деяние, совершенное: а) неоднократно; б) должностным лицом с использованием своего служебного положения; в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, г) группой лиц по предварительному сговору, — д) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, — наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), — наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, связанные с наркотическими средствами или психотропными веществами, совершенные в особо крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с конфискацией имущества либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества.

Непосредственным объектом преступления (ст. 209 УК РК) являются отношения в сфере экономической деятельности, обеспечивающие совокупность прав участника

внешнеэкономической деятельности. Предмет преступления УК РК — любые товары или иные предметы. По таможенному законодательству КАЗАХСТАНА товар - это любое движимое имущество, в том числе движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности. Ст 209 УК РК

С объективной стороны преступление выражается в перемещении через таможенную границу Казахстана товаров или иных предметов, товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Ст. 209 УК РК предусматривает квалифицированный состав преступлений, предусмотренных ч.1 или 2 ст. 209 УК РК. В число квалифицирующих признаков входят: совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения; применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Лицо сознает, что незаконно перемещает предметы или товары через таможенную границу Казахстана, и желает совершить эти действия.

2.2 Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности Ст189 УК РК

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, а равно совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившие крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от трехсот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в пятьсот раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 189 УК РК, являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение законодательно гарантированного права на занятие предпринимательской или иной деятельностью. С объективной стороны преступление характеризуется совершением ряда неправомерных (незаконных) альтернативных действий или бездействия:

отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;

уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;

экономическое преступление кредит законный ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;

ограничение самостоятельности либо иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица означает создание препятствий в возможности самостоятельно:

формировать производственную программу;

выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены;

привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;

осуществлять внешнеэкономическую деятельность, административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием и т. д. Сюда же, по весьма распространенному в юридической литературе мнению, Ст. 189 УК РКследует относить издание должностным лицом акта общего характера, ограничивающего права предпринимателей, поскольку подобный акт общего характера непосредственно затрагивает интересы конкретных предпринимателей, противоречит Конституции РК. По своей законодательной конструкции анализируемый состав преступления является формальным. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из альтернативно перечисленных в диспозиции ч.1 ст. 189 УК РК деяний. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что своим действием (бездействием) без каких-либо законных оснований препятствует предпринимательской или иной деятельности, и желает этого. Мотивы и цели не имеют в данном случае обязательного значения. Если, однако, отказ или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя (юридического лица) либо выдачи им лицензии, а также иные действия по ограничению прав и законных интересов субъектов экономической деятельности выступали способом вымогательства у них взятки, содеянное надлежит квалифицировать не только как воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, но и как получение либо покушение на получение взятки, сопряженное с ее вымогательством.

Субъект преступления — специальный. Им может быть должностное лицо федерального органа исполнительной власти, в чьи служебные обязанности входит регистрация субъектов предпринимательской деятельности либо выдача специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Иные лица, лишь способствующие, при наличии сговора с должностным лицом (лицами), уполномоченным на принятие решения, могут быть признаны соучастниками данного преступления. Субъектом незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть любое должностное лицо государственных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений, а также представитель власти. Важно лишь, чтобы воспрепятствование предпринимательской деятельности осуществлялось должностным лицом с использованием служебного положения.

Часть 2 ст. 189 УК РК содержит два квалифицирующих признака: совершение деяния, предусмотренного ч.1 ст. 189 УК РК, в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившее крупный ущерб. Как уже отмечалось при анализе ч.1 ст. 189 УК РК, отказ в государственной регистрации или уклонение от регистрации, отказ в выдаче лицензии, ограничение самостоятельности оспорен в суде. Оспариванию могут подлежать другие действия (бездействие), препятствующие осуществлению законной предпринимательской или иной деятельности. В случае если суд примет решение о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от регистрации либо о признании недействительным какого-либо иного акта органа исполнительной власти, нарушающего права индивидуального предпринимателя или юридического лица, то совершение одного из деяний, предусмотренных ч.1 ст. 189 УК РК и составляющих объективную сторону воспрепятствования предпринимательской или иной деятельности, после вступления в силу решения суда влечет уголовную ответственность по ч.2 ст. 189 УК РК. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в силу судебного акта следует отличать от неисполнения приговора. Крупный ущерб в настоящее время категория не оценочная. Ч.2 ст 189 УК РК

В соответствии с примечанием к ст. 189 УК РК крупным ущербом признается ущерб в сумме, превышающей 250 тыс. тг. (?Злоупотребление должностными полномочиями?), Ст. 189 УК РК

Обязательными условиями привлечения к ответственности являются: последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также наличие специального мотива корыстной или иной личной заинтересованности. Статья 189 УК РК содержит формальный состав преступления, уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности наступает за совершение самих действий (бездействия), перечисленных в диспозиции статьи, вне зависимости от наступивших от этого последствий. Не имеет значения и мотив совершения преступления. Между тем, если должностное лицо в интересах какого-либо конкретного индивидуального предпринимателя или юридического лица препятствует доступу на рынок новым хозяйствующим субъектам, отказывая им в регистрации или лицензировании, в действиях его образуется совокупность двух преступлений — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 189 УК РК) и монополистические действия и ограничение конкуренции Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности осуществляется должностным лицом из корыстной заинтересованности, оно может нести ответственность не только по ст. 189 УК РК.

2.3 Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг Ст 202 УК РК

Утверждение проспекта выпуска эмиссионных ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверную информацию, а равно утверждение заведомо недостоверного отчета по выпуску эмиссионных ценных бумаг — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 185 УК РК, являются общественные отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг.

Предмет преступления — эмиссионные ценные бумаги. Согласно Закону о рынке ценных бумаг эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Это акции, облигации, опцион эмитента. Понятие эмиссионных ценных бумаг дается в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг.

Под выпуском эмиссионных ценных бумаг понимается совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Республики Казахстан. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если в соответствии с законом выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, — идентификационный номер. Эмитентами могут быть юридические лица, органы исполнительной власти или местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная Законом о рынке ценных бумаг последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, включающая: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

С объективной стороны рассматриваемое преступление образует ряд альтернативных действий:

внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации;

утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг; Ст. 202 УК РК

размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых Ст 202 УК РКне прошел государственную регистрацию.

Обязательными признаками объективной стороны преступления являются помимо деяния причинение крупного ущерба владельцу гражданам, организации или государству и наличие причинной связи между перечисленными выше действиями и причинением крупного ущерба. Согласно ст. Закона о рынке ценных бумаг проспект эмиссии должен содержать краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг; основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска; подробную информацию об эмитенте; сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента; подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента; сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность; бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию; подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг; дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах. Состав перечисленных сведений определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Внесение заведомо недостоверной информации в проспект эмиссии ценных бумаг — это включение в его содержание по вышеуказанным данным сведений, не соответствующих действительности.

Утверждение проспекта эмиссии ценных бумаг — действия уполномоченного органа, направленные на придание официального значения проспекту эмиссии ценных бумаг. В свою очередь, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии ценных бумаг - придание официального значения проспекту эмиссии ценных бумаг, содержащему в своем составе сведения, не соответствующие действительности.

Ст. 202 УК РКПо общему правилу эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено данным Законом. Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом на основании заявления эмитента. Под размещением эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, следует понимать совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам; внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг) либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением); выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения), при отсутствии у выпуска данных эмиссионных ценных бумаг индивидуального государственного Ст 202 УК РКрегистрационного номера, идентифицирующего конкретный выпуск ценных эмиссионных бумаг.

Утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг — это действия уполномоченного органа, направленные на придание официального значения отчету об итогах выпуска ценных бумаг. В нем указывается информация по датам начала и окончания размещения ценных бумаг; фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг; количество размещенных ценных бумаг; доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска; общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе: объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг; объем денежных средств в иностранной валюте, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг и выраженных в валюте Республики Казахстан по курсу Национального Банка на момент внесения; объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Республики Казахстан; о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые совершены в процессе размещения ценных бумаг. Утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг - придание официального значения отчету об итогах выпуска ценных бумаг, имеющему в своем содержании по требуемым вопросам сведения, не соответствующие действительности. Внесение в проспект эмиссии заведомо недостоверной информации по изложенным выше вопросам, а равно утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещение ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию влекут недействительность всех ценных бумаг данного выпуска и соответственно возвращение их эмитенту. В случае же причинения такими действиями крупного ущерба гражданам, организациям или государству содеянное, при наличии причинной связи между вышеуказанными действиями и причинением крупного ущерба, подлежит уголовной ответственности.

Крупный ущерб согласно примечанию к ст. 202 УК РК Ст. 202 УК РК — это ущерб, превышающий 1 млн руб. По конструкции состав преступления относится к материальным, преступление следует считать оконченным с момента причинения эмитентом крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

С субъективной стороны преступление выражено прямым умыслом. Лицо сознает, что его действия образуют злоупотребления при выпуске ценных бумаг, и желает этого.

Субъект преступления — эмитенты, которыми по Закону о рынке ценных бумаг могут быть руководители организаций или должностные лица органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

2.4 Статья 194. Незаконное получение и нецелевое использование кредита

1. Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита, дотаций либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении, финансовом состоянии или залоговом имуществе индивидуального предпринимателя или организации, или об иных обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита, дотаций, льготных условий кредитования, а равно несообщение банку или иному кредитору информации о возникновении обстоятельств, могущих повлечь прекращение кредитования, дотирования, отмену льгот либо ограничение размеров выделенного кредита или дотаций, если эти деяния причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Использование государственного целевого кредита либо кредита, выданного под гарантии государства не по прямому назначению, если это деяние причинило крупный ущерб гражданину, организации или государству, Наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Объект анализируемого преступления (ст. 194 УК РК) Ст. 194 УК РК

общественные отношения, регулирующие кредитование экономических субъектов. Предмет преступления — кредит либо льготные условияСт.194 УК РК кредитования. В ст 194 УК РК под кредитом следует понимать как денежный, так и товарный и коммерческий кредиты.

К льготным условиям кредитования как предмету преступления, предусмотренного ст. 194 УК РК, следует относить любые условия предоставляющие заемщику те или иные преимущества в отношении размера предоставляемого кредита, размера процентов за предоставленную ссуду и срок возврата кредита. Как правило, это отсрочка или рассрочка возвращения денег или товаров, предоставляемых в кредит, предоставление заемщику банком большей суммы кредита, уменьшение процентной ставки за пользование денежными средствами или товарами и т. д. Не могут составлять предмета данного преступления льготы, предоставленные банком в пределах свободы кредитного договора по усмотрению кредитора.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 194 УК РК, состоит в получении индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб.

Под сведениями о хозяйственном положении или финансовом состоянии понимаются сведения, подтверждающие основания получения и гарантии возврата кредита. К заведомо ложным сведениям о хозяйственном положении относятся неверные сведения об основных средствах и в целом о собственности, имущественных правах и обязательствах, составе учредителей, основных партнерах, об основных направлениях использования заемных средств; фиктивные гарантийные письма, поручительства и т. д.

К заведомо ложным сведениям о финансовом состоянии относятся неверные сведения о бухгалтерском балансе, прибылях, убытках, данные о движении кассовых поступлений, внутреннего оперативного учета, сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, о полученных кредитах и займах в иных банках, выписки из расчетных и текущих счетов и др. Обязательным условием уголовной ответственности по ст. 194 УК РК является предоставление кредитору только таких ложных сведений, которые получатель кредита обязан представлять в истинном виде как условие оферты, запроса кредита, а не только его получения. Они должны быть официальными, документальными, всем своим внешним видом создающими для кредитора видимость их достоверности. Устные сообщения и сведения, лично заверительного характера не могут образовывать состава данного преступления.

Заведомо ложный характер сведений должен при этом выражаться в том, что в них сознательно не вносятся верные или недостаточно полно отражаются данные фактического характера, приводящие либо к искажению их смысла и содержащей в них информации, либо приводящие к их неадекватной оценке. Под представлением заведомо ложных сведений понимается момент доведения их до лиц, принимающих решение о кредите, определяемый нормами гражданского законодательства.

По конструкции состав преступления, предусмотренный ст. 194 УК РК, Ст. 194 УК РК является материальным, а потому независимо от того, что кредит считается полученным с момента зачисления ссуды на расчетный счет заемщика или с момента передачи ему товаров, наделенных родовыми признаками, преступление считается оконченным с момента наступления в результате незаконного получения кредита крупного ущерба.

Крупный ущерб - это ущерб в сумме, превышающей 250 тыс. руб.

Незаконное получение кредита в организации, не имевшей лицензии на проведение кредитных операций, следует квалифицировать как покушение на незаконное получение кредита (ст. 194 УК РК) Ст. 194 УК РК. В данном случае имеет место ошибка в объекте, при которой квалификация, как известно, наступает по направленности умысла.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Лицо сознает, что при заключении кредитного договора использует незаконные способы получения кредита, вводя кредитора в заблуждение относительно своего хозяйственного положения или финансового положения; предвидит неизбежность либо возможность наступления в результате этого крупного ущерба и желает его или сознательно допускает. Мотив и цель не указаны в качестве обязательных признаков субъективной стороны преступления

При незаконном получении кредита умысел преступника направлен на временное получение кредита с последующим возвращением денежных средств, взятых в кредит.

Субъект преступления — специальный. Им может быть индивидуальный предприниматель либо руководитель организации.

Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по целевому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Государственный целевой кредит - это ссуда в денежной или натуральной форме, выдаваемая государством субъектам РК, отраслям хозяйственного комплекса, организациям и гражданам под определенные экономические программы или на определенные цели (конверсионные, инвестиционные программы, жилищное строительство, поддержка регионов, развитие фермерского хозяйства, малого и среднего бизнеса, реконструкция промышленных объектов и т. д.). Целевое назначение кредита определяется в нормативных правовых актах и решении о предоставлении данного кредита

Незаконное получение целевого кредита (путем предоставления ложных сведений о тех или иных целевых программах — их необходимости, стоимости и т. д.) либо нарушение заемщиком условий целевого использования кредита предоставляют кредитору право требовать от заемщика досрочного возврата суммы кредита и уплаты причитающихся процентов, а также право отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору. В том же случае, если данными действиями заемщик причинил крупный ущерб гражданам, организациям или государству, содеянное должно подлежать уголовной ответственности по ст. 194 УК РК. Ст. 194 УК РК

Незаконное получение государственного целевого кредита означает умышленное нарушение лицом, получающим кредит, установленных нормативными правовыми актами правил, определяющих материально — правовые основания получения данного кредита применительно к категории лиц, которые его запрашивают, их хозяйственно-экономического положения. Не составляет по общему правилу признака незаконности, нарушение процедурных правил получения кредита.

Использование государственного целевого кредита не по прямому назначению означает получение его на законном основании, но использование не на те цели, что были определены при выделении кредита.

Нецелевым считается такое использование бюджетных средств, которое хотя и приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, но сопровождается неправомерными действиями.

Неправомерными действиями признаются: направление этих средств на банковские депозиты; приобретение на них различных активов с цель последующей продажи; осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица; оказание финансовой поддержки; недостача материальных ценностей, приобретенных за счет выделенных из бюджета средств; расходование средств при отсутствии оправдательных документов; использование на учебу своих детей или детей своих родственников, знакомых, на приобретение квартир, автомобилей, поездки за рубеж, аренду помещений и другие действия. Понятие крупного ущерба и содержание субъективной стороны преступления аналогичны здесь соответствующим понятиям, рассмотренным в ч.1 ст. 176 УК РК. Ст. 194 УК РК

Субъект преступления — лицо, в компетенцию которого входит окончательное утверждение предоставляемых в различной форме заявок на получение целевого кредита, либо лицо, имеющее право на принятие решений о распоряжении полученными кредитными средствами.

Незаконное получение кредита следует отграничивать от мошенничества.

Заключение

Рассмотрев вышеизложенный материал, можно сделать некоторые выводы по данной теме: Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов. В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности — укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для «включения» защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций. Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления. Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

Нарушения правовых, нравственных и иных норм, отклонения от их требований приносят существенный ущерб интересам личности, общества и государства, вызывают естественное осуждение со стороны граждан. Борьба с негативными социальными явлениями (правонарушениями) ведется в нашей республике на научной основе, фундамент которой был зал советское время. Парламент и юридические организации постоянно обращаются к проблемам совершенствования социальных норм, борьбы в частности с преступлениями в сфере экономической деятельности, развития законодательства и его эффективного функционирования, дальнейшей разработке и конкретизации тех фундаментальных положений, которые определяют отношение к различным видам правонарушений.

I. Нормативно-правовые акты Конституция РК от 30 августа 1995 года (с изменениями от 7 октября 1998 г) Уголовный кодекс РК от 16 июля 1997 года № 167−1 (с изм. И допол. От 22.02.02г)

II. Учебные пособия и монографии

1. Комментарии к УК РК

2. Кудрявцев В. Н. Уголовное право, часть особенная, М. 1997 Уголовное право. Особенная часть: учебник / отв. ред. У26 И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. — 4-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2008. — 1008 с.

3. Уголовное право Р. К. Особенная часть: Учебник. Под. ред. И. Ш. Борчашвили, С. М. Рахметова. Алматы: Данекер, 2000 г.

III. Веб-литература

1. www.akorda. kz

2. www.base. spinform.ru

3. www.pavlodar.com/zakon

4 www.google. kz

5 www ru. Wikia.org

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой