Программирование математических задач
Вводит с клавиатуры 4 матрицы размерностью строк n и столбцов m. Затем массив M1, M2, M1, M4 (матрицы) заполняется случайным образом. Если элементы, стоящие на одинаковых позициях в этих матрицах, равны — поместить их в новую матрицу (Mnew) на соответствующие позиции. Остальные элементы новой матрицы приравнять к нулю. Вывод наибольшего элемента матрицы. Затем вывод нормализованной матрицы. Класс… Читать ещё >
Программирование математических задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсовой работе по дисциплине Программирование и алгоритмизация на тему Программирование математических задач
- Нормативные ссылки
- Введение
- 1. Задание № 1
- 1.1 Формулировка задачи
- 1.2 Спецификации задачи
- 1.3 Математическая постановка задачи
- 1.4 Схема алгоритма. Описание
- 1.5 Текст программы и схема алгоритма
- 1.6 Результат машинного тестирования программы
- 2. Задание № 2
- 2.1 Формулировка задачи
- 2.2 Спецификация задачи
- 2.3 Математическая постановка задачи
- 2.4 Схема алгоритма. Описание
- 2.5 Текст программы и схема алгоритма
- 2.6 Результат машинного тестирования программы
- Заключение
- Список рекомендуемой литературы
задача алгоритм программа язык
Нормативные ссылки
В настоящей пояснительной записке используются ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 7.32−2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» .
ГОСТ 2.105−95 «Общие требования к текстовым документам»
ГОСТ Р 7.0.5−2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»
ГОСТ 7.1−2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
ГОСТ 7.80−2000. «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»
ГОСТ 19.701−80 — ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем.
Класс является основой языка С#, так как все действия в любой программе на этом языке происходят внутри класса. Реализация механизма подпрограмм в C# возложена на функциональный член класса, который именуется методом и реализует вычисления или другие действия, выполняемые классом или экземпляром. Методы определяют поведение класса.
Данная курсовая работа направлена на подробное изучение классов и методов языка C#. С этой целью будет реализовано программирование математических задач. Также данная курсовая работа способствует закреплению полученных на занятиях навыков алгоритмизации и программирования задач на языке высокого уровня C#.
1. Задание № 1
1.1 Формулировка задачи
Получить все четырехзначные натуральные числа, в записи которых нет одинаковых цифр. Вывести последнее число в виде гистограммы.
1.2 Спецификации задачи
Входные данные:
— четырехзначные натуральные числа.
Выходные данные:
— Получить все четырехзначные натуральные числа, в записи которых нет одинаковых цифр;
— Вывести последнее число в виде гистограммы.
1.3 Математическая постановка задачи
Таблица 1- Характеристика переменных.
Характеристика переменных | ||||
Имя переменной | Смысл переменной | Назначение переменной | Ограничения | |
T | Переменная, в которой останется последнее число | Исходная | ||
А1 | первая цифра числа | Результат | ||
А2 | вторая цифра числа | Результат | ||
А3 | третья цифра числа | Результат | ||
А4 | четвертая цифра числа | Результат | ||
p | Вспомогательная | Промежуточная | ||
w | Переменная, в которой останется последняя цифра | Результат | ||
В таблице 1 приведен ряд переменных, представляющих исходные данные и результаты работы программы. Этот ряд может быть дополнен на стадии разработки алгоритма.
После запуска программы она ищет первую цифру А1, вторую А2, третью А3 и четвертую А4. Затем программа сравнивает все эти цифры, нет ли там повторений и записывает все полученные цифры в одно число, в переменную T.
1.4 Схема алгоритма. Описание
Схема алгоритма содержит следующие типовые структурные элементы: внутренний цикл, ветвление, внешний цикл. При выполнении внешнего цикла, мы последовательно, начиная с 1000 элемента, сравниваем их с 10 000 элементом. В этом же цикле находим первую цифру и записываем её в а1, затем ищем вторую цифру и записываем в а2, третью в а3 и четвертую в а4. Затем проверяем на сходство цифры если первая цифра не равна второй и если первая цифра не равна третьей и если первая цифра не равна четвертой и если вторая цифра не равна третьей и если вторая цифра не равна четвертой и если третья цифра не равна четвёртой, то записываем её в переменную T.
1.5 Текст программы и схема алгоритма
using System;
using System.Collections.Generic;
using System. Linq;
using System. Text;
namespace ConsoleApplication1
{
class Program
{
static void Main (string[] args)
{
Console.BufferHeight = 5000;
Console.WriteLine («Натуральные числа:»);
int t = 0;//переменная в которой останется последнее число
for (int i = 1000; i < 10 000; i++)
{
int a1 = i / 1000;//первая цифра числа
int a2 = (i % 1000) / 100;//вторая цифра числа
int a3 = (i % 100) / 10;//третья цифра числа
int a4 = i % 10;//четвертая цифра числа
//проверяем на сходство цифры
if (
a1 ≠ a2 &&//если первая цифра не равна второй И
a1 ≠ a3 &&//если первая цифра не равна третьей И
a1 ≠ a4 &&//если первая цифра не равна четвертой И
a2 ≠ a3 &&//если вторая цифра не равна третьей И
a2 ≠ a4 &&//если вторая цифра не равна четвертой И
a3 ≠ a4//если третья цифра не равна четвёртой
)
{
Console.WriteLine ();
Console.Write (i);//выводим число на экран
t = i;
}
}
Console.WriteLine ();
//строим гистограмму
Console.WriteLine («Вывод последнего числа в виде гистограммы»);
int p = 1000, w;
for (int j = 0; j < 4; j++)
{
w = t / p;
for (int jj = 0; jj < w; jj++)
Console.Write («*»);
t = t % p;
p = p / 10;
Console.WriteLine (+w);
}
Console.ReadKey ();
}
}
}
1.6 Результат машинного тестирования программы
Вывод всех четырехзначных натуральных чисел, в записи которых нет одинаковых цифр. Вывод последнего числа в виде гистограмы
Рисунок 1- Результат программы № 1.
2. Задание № 2
2.1 Формулировка задачи
Даны четыре матрицы размера m*n. Если элементы, стоящие на одинаковых позициях в этих матрицах, равны — поместить их в новую матрицу на соответствующие позиции. Остальные элементы новой матрицы приравнять к нулю. Нормализовать новой матрицы.
2.2 Спецификация задачи.
Входные данные:
— число m;
— число n;
Выходные данные:
— новая матрицы mnew[i, j];
— наибольший элемент в матрице max;
— нормализованная матрица mnew1[i, j];
2.3 Математическая постановка задачи
В таблице 2 приведен ряд переменных, представляющих исходные данные и результаты работы программы. Этот ряд будет дополнен на стадии разработки алгоритма. Переменная M — двумерный массив (матрица), элементы которого будут менять индексы по ходу работы программы, т. е. положение элементов в матрице будет меняться.
Общее описание алгоритма. Пользователь вводит с клавиатуры 4 матрицы размерностью строк n и столбцов m. Затем массив M1, M2, M1, M4 (матрицы) размером mxn заполняется случайным образом. Если элементы, стоящие на одинаковых позициях в этих матрицах, равны — поместить их в новую матрицу (Mnew) на соответствующие позиции. Остальные элементы новой матрицы приравнять к нулю. Для нормализации матрицы необходимо найти наибольший элемент (max) в новой матрице (Mnew) и разделить его на каждый элемент в новой матрице.
Таблица 2 — Характеристика переменных
Имя | Смысл переменной | Назначение | Ограничения | |
n | Размер матрицы | Исходная | Целый тип данных | |
m | Размер матрицы | Исходная | Целый тип данных | |
m1 | Исходный массив | Результат | ||
m2 | Исходный массив | Результат | ||
m3 | Исходный массив | Результат | ||
m4 | Исходный массив | Результат | ||
Mnew | Новая матрица | Результат | ||
max | Наибольший элемент в новой матрице | Результат | ||
Mnew1 | Нормализованная матрица | Результат | ||
i | Счётчик цикла | Промежуточная | ||
j | Счётчик цикла | Промежуточная | ||
r | Счётчик цикла | Промежуточная | ||
2.4 Схема алгоритма. Описание
Схема алгоритма содержит следующие типовые структурные элементы: внешний цикл и вложенные друг в друга структуры ветвления.
В первую очередь пользователь вводит с клавиатуры четыре матрицы с m столбцов и n строк. Затем при помощи метода Next объекта r — экземпляра класса Random массив M1, M2, M1, M4 заполняется случайным образом во вложенном цикле.
Далее над матрицами производится следующие действие:
Если элементы, стоящие на одинаковых позициях в этих матрицах, равны — поместить их в новую матрицу (Mnew) на соответствующие позиции. Остальные элементы новой матрицы приравнять к нулю.
Для того чтобы нормализовать матрицу Нам необходимо найти наибольший элемент в новой матрице. Для этого мы создаем еще один цикл, где выполняется условие: если элемент массива больше max, то записываем это значение в max. Затем мы каждый элемент новой матрицы (Mnew) делим на наибольший элемент в матрице (max). Результат выводим на экран.
2.5 Текст программы и схема алгоритма
using System;
using System.Collections.Generic;
using System. Linq;
using System. Text;
namespace ConsoleApplication2
{
class Program
{
static void Main (string[] args)
{
Console.WriteLine («Ввод матрица 1»);//вывод строки
Random r = new Random ();//объявление переменной для генерации значений элементов массивов
int m = 10, n = 10;//максимальное количество строк и столбцов в масииве
int[,] m1 = new int[m, n]; //объявление первого массива
Console.WriteLine («Введите значение m1 (строк) < 10:»);//выводим запрос на ввод размерности строк первого массива
m = Convert. ToInt32(Console.ReadLine ());//считываем количество строк в первом массиве
Console.WriteLine («Введите значение n1 (столбцов) < 10:»);//выводим запрос на ввод размерности столбцов первого массива
n = Convert. ToInt32(Console.ReadLine ());//считываем количество столбцов в первом массиве
Console.WriteLine («матрица 1»);//выводим соответствующую надпись
for (int i = 0; i < m; ++i)// проходим по всем строкам
{
for (int j = 0; j < n; ++j)//проходим по всем столбцам
{
m1[i, j] = r. Next (1, 3);//заполняем первый массив случайными числами
Console.Write («» + m1[i, j]);//выводим элемент массива на экран
}
Console.WriteLine ();//перейти на строчку ниже
}
Console.WriteLine ();//перейти на строчку ниже
Console.WriteLine («Ввод матрица 2»);//вывод строки
int[,] m2 = new int[m, n]; //объявление второго массива
Console.WriteLine («Введите значение m2 (строк) < 10:»);//выводим запрос на ввод размерности строк второго массива
m = Convert. ToInt32(Console.ReadLine ());//считываем количество строк во втором массиве
Console.WriteLine («Введите значение n2 (столбцов) < 10:»);//выводим запрос на ввод размерности столбцов второго массива
n = Convert. ToInt32(Console.ReadLine ());//считываем количество столбцов во втором массиве
Console.WriteLine («матрица 2»);
for (int i = 0; i < m; ++i)// проходим по всем строкам
{
for (int j = 0; j < n; ++j)//проходим по всем столбцам
{
m2[i, j] = r. Next (1, 3);//заполняем второй массив случайными числами
Console.Write («» + m2[i, j]);//выводим элемент массива на экран
}
Console.WriteLine ();//перейти на строчку ниже
}
Console.WriteLine ();//перейти на строчку ниже
Console.WriteLine («Ввод матрица 3»);//вывод строки
int[,] m3 = new int[m, n]; //объявление третьего массива
Console.WriteLine («Введите значение m3 (строк) < 10:»);//выводим запрос на ввод размерности строк третьего массива
m = Convert. ToInt32(Console.ReadLine ());//считываем количество строк в третьем массиве
Console.WriteLine («Введите значение n3 (столбцов) < 10:»);//выводим запрос на ввод размерности столбцов третьего массива
n = Convert. ToInt32(Console.ReadLine ());//считываем количество столбцов в третьем массиве
Console.WriteLine («матрица 3»);//вывод строки
for (int i = 0; i < m; ++i)// проходим по всем строкам
{
for (int j = 0; j < n; ++j)//проходим по всем столбцам
{
m3[i, j] = r. Next (1, 3);//заполняем третий массив случайными числами
Console.Write («» + m3[i, j]);//выводим элемент массива на экран
}
Console.WriteLine ();//перейти на строчку ниже
}
Console.WriteLine ();//перейти на строчку ниже
Console.WriteLine («Ввод матрица 4»);//вывод строки
int[,] m4 = new int[m, n]; //объявление четвертого массива
Console.WriteLine («Введите значение m4 (строк) < 10:»);//выводим запрос на ввод размерности строк четвертого массива
m = Convert. ToInt32(Console.ReadLine ());//считываем количество строк в четвертом массиве
Console.WriteLine («Введите значение n4 (столбцов) < 10:»);//выводим запрос на ввод размерности столбцов четвертого массива
n = Convert. ToInt32(Console.ReadLine ());//считываем количество столбцов в четвертом массиве
Console.WriteLine («матрица 4»);//вывод строки
for (int i = 0; i < m; ++i)// проходим по всем строкам
{
for (int j = 0; j < n; ++j)//проходим по всем столбцам
{
m4[i, j] = r. Next (1, 3);//заполняем четвертый массив случайными числами
Console.Write («» + m4[i, j]);//выводим элемент массива на экран
}
Console.WriteLine ();//перейти на строчку ниже
}
Console.WriteLine ();//перейти на строчку ниже
int[,] mnew = new int[m, n]; //объявление вспомогательного массива
for (int i = 0; i < m; i++)// проходим по всем строкам
{
for (int j = 0; j < n; j++)//проходим по всем столбцам
{
if ((m1[i, j] == m2[i, j]) && (m2[i, j] == m3[i, j]) && (m3[i, j]== m4[i, j]))//если элементы стоящие на одном и том же месте в четырех массивах равны
{//то этот элемент заносим в вспомогательный массив
mnew[i, j] = m1[i, j];
}
else
{//иначе в вспомогательный массив вносим 0
mnew[i, j] = 0;
}
}
}
Console.WriteLine («Новая матрица»);//вывод строки
for (int i = 0; i < m; i++)// проходим по всем строкам
{
for (int j = 0; j < n; j++)//проходим по всем столбцам
Console.Write («» + mnew[i, j]);//выводим элемент вспомогательного массива
Console.WriteLine ();//перейти на строчку ниже
}
Console.WriteLine ();//перейти на строчку ниже
int max = mnew[0, 0]; //объявлям переменную max
for (int i = 0; i < m; ++i)// проходим по всем строкам
{
for (int j = 0; j < n; ++j)//проходим по всем столбцам
if (mnew[i, j] > max) max = mnew[i, j]; //если текущий элемент массива больше max, то записываем это значение в max
}
Console.WriteLine («Наибольший элемент в матрице «+ max);//выводим Наибольший элемент в матрице
Console.Read ();//ждем от пользователя нажатия на Enter
int[,] mnew1 = new int[m, n]; //объявляем массив в которм будет находиься нормированный вспомогательный массив
for (int i = 0; i < m; ++i)// проходим по всем строкам
{
for (int j = 0; j < n; ++j)//проходим по всем столбцам
{
mnew1[i, j] = mnew[i, j] / max;//нормируем вспомогательный массив и заносим в массив значение
Console.Write («» + mnew1[i, j]);//выводим на элемент нормированного массива на экран
}
Console.WriteLine ();//перейти на строчку ниже
} Console. WriteLine ();//перейти на строчку ниже
Console.ReadLine ();
}
}
}
2.6 Результат машинного тестирования программы
Вводит с клавиатуры 4 матрицы размерностью строк n и столбцов m. Затем массив M1, M2, M1, M4 (матрицы) заполняется случайным образом. Если элементы, стоящие на одинаковых позициях в этих матрицах, равны — поместить их в новую матрицу (Mnew) на соответствующие позиции. Остальные элементы новой матрицы приравнять к нулю. Вывод наибольшего элемента матрицы. Затем вывод нормализованной матрицы.
Рисунок 2- Результат программы № 2
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы были реализованы алгоритмы решения поставленных задач и написаны соответствующие коды программ. Программы были написаны с использованием методов, что позволило значительно сократить и оптимизировать коды.
В результате были созданы две работоспособные программы по решению математических задач. Первая получить все четырехзначные натуральные числа, в записи которых нет одинаковых цифр. Выводит последнее число в виде гистограммы. Вторая создает четыре матрицы размера m*n. Если элементы, стоящие на одинаковых позициях в этих матрицах, равны — поместить их в новую матрицу на соответствующие позиции. Остальные элементы новой матрицы приравнивает к нулю. Нормализует новую матрицу.
Список рекомендуемой литературы
Павловская Т.А. C#. Программирование на языке высокого уровня: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Шилдт Г. C#. Серия «Полное руководство». Пер. с англ. — М.: ЭКОМ Паблишерз, 2009. — 976 с.
Фаронов В. В. Создание приложений с помощью C#. Руководство программиста. — М.: Эксмо, 2008. — 576 с.
Малыхина М. П. Программирование на языке высокого уровня: учеб. пособие. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
Фролов А.В., Фролов Г. В. Язык C#. Самоучитель. — М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2012.
Шильд Г. Полный справочник по C#. Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2009.