Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экологическая функция государства и ее реализация в России

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как мы считаем, основной проблемой, решаемой государством в сфере экологии, остается неблагоприятное влияние на жизнь и здоровье человека. Все большее число заболеваний возникает не на основе личной предрасположенности человека к недугу, а как результат взаимодействия с неблагоприятными условиями окружающей среды. В последнее время можно наблюдать зависимость между типом производства и видом… Читать ещё >

Экологическая функция государства и ее реализация в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет) Факультет «Юридический»

Кафедра «Теории и истории государства и права»

Экологическая функция государства и ее реализация в РФ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Теория государства и права»

Тема работы: Экологическая функция государства и ее реализация в России

Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы экологической функции государства

1.1 История становления и развития экологической функции государства

1.2 Содержание экологической функции. Формы и методы осуществления экологической функции Глава 2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации

2.1 Стратегическая цель и принципы государственной политики в области экологического развития

2.2 Основные задачи государственной политики в области экологического $развития

2.3 Основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития Глава 3. Проблемы экологической направленности государственной политики Российской Федерации Заключение Библиографический список

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что для теории правового социального государства, вопрос о его функциях один из наиболее фундаментальных и значимых. Какой бы аспект теории и практики государственного бытия мы не изучали, он непременно связан с вопросом о функциях государства. Это объясняется тем, что социальное назначение государства и его сущность наиболее ярко проявляются в его функциях. Исследование функций государства помогает реальной оценке его возможностей, способствует более глубокому пониманию механизма его взаимодействия с иными структурами общества в решении наиболее важных социальных, политических, экономических и других задач.

Важность вопроса о функциях государства любой общественно-экономической формации определяется тем, что посредством реализации функций государство решает различные социальные задачи; через функции государство осуществляет целенаправленное воздействие на общественные отношения; в функциях государства реально выражается соотношение «общество — государство». Следует отметить, что на современном этапе формирования гражданского общества в России особое значение приобретает разработка наиболее полного определения понятия «функция правового социального государства».

Экологический кризис, охвативший в последние три десятилетия практически всю планету, заставляет по новому подойти к определению задач, форм и методов осуществления экологической функции государства. Требуется кардинально пересмотреть функциональную деятельность государства, направленную на обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития общества.

Исследования в области теории экологического права проводились такими учеными-юристами, как: С. А. Боголюбов, М. М Бринчук, Н. Н. Веденин, А. К. Голиченков, О. Л. Дубовик, О. С. Колбасов, А. О. Миняев, В. В. Петров, Ю. В. Трунцевский, Ю. И. Тютекин.

За последние годы по проблеме экологической функции государства было защищено несколько диссертационных работ, авторами которых, в частности, являются: А. Е. Кадомцев, М. М. Меркулов, А. А. Попов, В. Е. Сизов, И. С. Уханов.

Целью работы является комплексное исследование экологической функции Российского государства, основных форм и методов ее реализации.

Исходя из поставленной цели намечены следующие задачи:

— рассмотреть историю становления и развития экологической функции государства;

— выявить содержание экологической функции. Формы и методы осуществления экологической функции;

— изучить стратегическую цель и принципы государственной политики в области экологического развития;

— охарактеризовать основные задачи государственной политики в области экологического развития;

— раскрыть основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития;

— проанализировать проблемы экологической направленности государственной политики РФ.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере «общество — природа — экономика».

Предмет исследования — экологическая функция Российского государства, ее понятие, формы и методы осуществления, а также место среди иных функций государства.

Методология исследования. Работа выполнена на основе методологии диалектического материализма с учетом современных отечественных и зарубежных концепций о социальном характере функций государства (в том числе и экологической), о содержании этой функции.

Кроме того, в курсовой работе использовались сравнительный, историко-правовой, структурно-функциональный, логический и ряд иных методов познания.

Теоретическое значение работы заключается в том, что в ней раскрывается с позиций теории права и государства юридическая природа и содержание государственной деятельности в экологической сфере общественных отношений. Курсовая работа ориентирует на дальнейшую теоретическую разработку проблем организации и осуществления экологической деятельности государства, органов внутренних дел в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития общества, а также расширения форм участия граждан и их общественных объединений в осуществлении экологического контроля.

Структура курсовой работы обусловлена задачами и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы экологической функции государства

1.1 История становления и развития экологической функции государства Вопрос о функциях российского государства целесообразно рассматривать в контексте взаимоотношений человека, общества и государства, роли общества в функционировании государства и роли государства в общественном развитии.

Функции демократического государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, определяемые потребностями решения некоторых общих для общества задач. Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамках функций могут решаться некоторые задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что для российского государства в прошлом было традиционным.

Появление экологической функции в системе функций государства является следствием необходимости в государственно-правовой охране природы. До этого времени вопросы использования и охраны природы решались в рамках экономической деятельности государства и рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе функций государства самостоятельной экологической функции.

До середины ХХ в. функция охраны природы, в частности в СССР, осуществлялась через экономическую функцию государства.

Экологическую функцию советского государства отличали преобладание государственных экономических интересов над экологическими интересами общества, приоритет экономики над экологией, система государственного планирования базировалась на жесткой эксплуатации природных ресурсов, не учитывались последствия хозяйственной деятельности для окружающей среды. Нормы природоохранного законодательства во многом были декларативными, на практике их реализация подменялась исполнением директив госплана, партийных решений.

Примерно с 70-х годов прошлого столетия исследователи стали задумываться о выделении среди иных функций государства новой, заметно отличающейся от всех остальных — функции охраны природы. В ряде научных работ делались выводы, что «охрана окружающей природной среды в СССР представляет собой постоянную и основную самостоятельную функцию развитого общенародного социалистического государства».

Первоначально она носила название «охрана природы», либо «охрана окружающей природной среды», и ее существование рассматривалось в основном теоретиками науки государства и права. Но были и исключения.

Так, Ю. И. Тютекин предлагал именовать данную функцию государства — функцией по руководству рациональным природопользованием: «Было бы правильнее, на наш взгляд, именовать природоохранительную функцию — функцией Советского государства по руководству рациональным природопользованием». Тем не менее, важно отметить, что в своей работе он обращал внимание на то, что «рациональное использование природных ресурсов и охрана природы — неразрывно связанные стороны единого понятия «рациональное природопользование».

Начиная с 80-х годов, когда интерес к данному направлению государственной деятельности резко возрос, в советской юриспруденции начинает употребляться термин «экологическая функция государства», но старое название еще сохраняется, используется в ряде случаев как синоним.

Например, у В. Н. Хропанюка мы находим: «Природоохранительная (экологическая) функция — жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом». Однако исследователи уже понимают, что старый термин не в полной мере отражает сущность явления, а характеризует его только с одной стороны. Это не случайно, так как «развитие права всегда сопряжено с обсуждением и формированием терминологии».

В настоящее время в теории государства и права и, особенно, в экологическом праве, используется в основном термин «экологическая функция», хотя есть ученые, которые по-прежнему отдают предпочтение старому варианту.

Акцентируя внимание на одном из аспектов экологической функции — обеспечении экологической безопасности, Б. А. Мухамеджанов предлагает под экологической функцией государства понимать «осуществляемое в экологической сфере объективно-необходимое целенаправленное, законодательно — обусловленное направление (сторону) государственной деятельности по обеспечению экологической безопасности общества», подчеркивая при этом, что проблемы охраны окружающей среды в большей степени должны осознаваться как проблемы обеспечения экологической безопасности.

Экологическое направление деятельности государства рассматривается и развивается сейчас в основном в рамках экологического права. К большому сожалению, можно констатировать, что исследователи теории государства и права, за редким исключением, не уделяют сейчас должного внимания экологической функции государства.

Функции государства обусловливаются объективными потребностями общества на конкретном этапе его развития. В Российской Федерации эта потребность связана с необходимостью поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Такая потребность была осознана еще во второй половине прошлого столетия в связи с резким ухудшением природной среды, деградацией на огромных пространствах естественных экологических систем. С учетом тенденции ухудшения состояния природы в мире и в России еще в большей степени такая потребность имеется сейчас.

Р.Х. Гиззатуллин в своей работе в качестве основания существования функции государства называет признание самим государством необходимости осуществления действий, направленных на решение экологических проблем.

Объективным фактором, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является научно-техническая революция и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем, неизбежно, связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема охраны окружающей среды вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

По мнению Н. Д. Вершило, экологическая функция должна быть не только одной из приоритетных функций, но и основополагающей, так как она призвана оказывать влияние на другие функции государства и в конечном итоге сохранить окружающую природную среду для настоящих и будущих поколений.

Главное назначение экологической функции государства выражается в том, чтобы обеспечить научно-обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации права человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Таким образом, мы видим, что с самого начала индустриальной эпохи ей были присущи черты, содержащие в себе зародыши будущих негативных последствий: расточительное использование сырьевых и энергетических ресурсов, загрязнение почвы, атмосферы, рек и морей промышленными отходами. Противоречия между обществом и природой в настоящее время достигли своей кульминации. Сегодня для человечества острым является вопрос об изменении отношения к природе, поиске гармонии с ней. От этого зависит сохранение самого человечества.

1.2 Содержание экологической функции. Формы и методы осуществления экологической функции Следует заметить, что в литературе имеют место значительные расхождения в подходах к определению содержания экологической функции государства. Причем между специалистами теории государства и права и специалистами по экологическому праву существуют серьезные противоречия.

Первоначально содержание этого направления государственной деятельности составляла лишь охрана природы, что, конечно же, находило свое отражение и в названии, которое мы только что рассмотрели. Постепенно от этого мнения отказались. В настоящее время существует ряд позиций по вопросу содержания экологической функции государства. Одна из них, главенствовавшая на протяжении последних 20 лет и на сегодняшний момент продолжающая оставаться актуальной, заключается в том, что содержание рассматриваемой функции составляют два элемента, а именно: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

В частности, А. И. Денисов и С. А. Раджабов выделяли функцию охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Так как это мнение преобладало на протяжении многих лет, у него и сейчас есть немало приверженцев.

Природоохранительный, исторически первый аспект, в настоящее время ни в коей мере не утратил своей актуальности и заключается в сохранении и восстановлении посредством различных мер окружающей природной среды. Природоресурсный аспект выражается в рациональном использовании природных ресурсов и предполагает деятельность государства по удовлетворению потребностей общества природными богатствами с учетом их количественных и качественных характеристик. Учитывая, что большинство природных ресурсов являются исчерпаемыми и от их грамотного использования, сохранения и воспроизводства зависит процветание как самого государства, так и всех его граждан, нельзя допустить их потребление нерациональными, разрушительными методами.

Этот вопрос особенно актуален для Российской Федерации как страны, которая обладает огромными природными богатствами, но в то же время не имеет большого опыта их грамотного использования. Правильная их эксплуатация позволит развивать экономику и улучшать благосостояние граждан РФ.

Однако на сегодняшний день содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, оно намного шире. Государство и общество заинтересованы в комплексном решении ряда важных задач, касающихся природы и ее ресурсов. В современных условиях государство не будет развиваться, если не будет отражать все стороны экологической деятельности в содержании экологической функции.

Так, М. М. Бринчук считает, что «экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц».

Обратим внимание на то, что здесь в содержание включается новый и очень важный элемент — охрана и защита экологических прав. В связи с закреплением этого института в Конституции РФ, других фундаментальных законах РФ (в частности, в Законе «Об охране окружающей природной среды») не возникает сомнений, что его следует выделить среди элементов содержания. Под экологическими правами граждан принято понимать признанные и закрепленные в законодательстве права физических лиц, обеспечивающие удовлетворение потребностей человека при взаимодействии с природой. За последнее время опубликовано достаточно большое количество работ, посвященных теме экологических прав граждан. К таковым правам можно отнести следующие:

— право на благоприятную окружающую среду;

— право на достоверную информацию о ее состоянии;

— право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия;

— право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением и др.

Несколько аспектов выделяет также А. О. Миняев: «Закрепляемые в законодательстве направления экологической деятельности государства по охране окружающей среды, рациональному использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека, общества и государства». Следовательно, следующим элементом содержания экологической функции государства является обеспечение экологической безопасности.

Экологическая безопасность является составной частью безопасности в целом. В настоящее время выделяют следующие виды безопасности: государственная, общественная, экономическая, оборонная, информационная, безопасность движения.

В научной литературе предложено следующее ее определение: «Экологическая безопасность личности, общества и государства — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от угроз со стороны природных объектов, естественные свойства которых изменены путем загрязнения, засорения в результате либо антропогенной деятельности, либо преднамеренно (с целью экологических диверсий, экологической агрессии), либо в силу природных явлений и стихийных бедствий, обусловленных уничтожением, порчей или истощение природных объектов».

Так же заслуживает внимание точка зрения А. Ф. Черданцева, который считает, что «основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды».

А.В. Васильев считает, что, «осуществляя экологическую функцию, государство обязано обеспечить экологическую безопасность граждан, создание чистой природной жизненной среды, не угрожающей здоровью населения». Аналогичное мнение высказывает и В. К. Бабаев, который считает, что «экологическая функция обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны».

Обратим наше внимание на позицию еще одного исследователя. М. М. Меркулов, определяя внутреннюю экологическую функцию, дает ей следующее определение: «Конституциональное направление (сторона) деятельности государства по охране, рациональному использованию, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды, внутри территориальных границ, без осуществления которого продолжительное существование современного государства невозможно». Здесь внутри элемента «охраны окружающей природной среды» появляются два немаловажных уточнения. В силу того, что окружающая среда за последние десятилетия подверглась существенному негативному воздействию, деградировала, необходимо не только охранять ее от последующего негативного воздействия, но и принимать меры по восстановлению (воспроизводству и оздоровлению) окружающей среды.

Теперь рассмотрим основные функции государства, формы и методы в разрезе реализации экологической функции государства.

Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осуществления. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы.

Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права.

Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом.

Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

К организационным методам осуществления экологической функции государства относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т. п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. Хотя организационные методы не являются правовыми, важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важных общественных отношений по поводу природы регулируется правом окружающей среды или экологическим правом.

Глава 2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

В 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования.

2.1 Стратегическая цель и принципы государственной политики в области экологического развития Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Реализация данных целей осуществляется в соответствии со следующими принципами:

— соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

— обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

— научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

— приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

— ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее — органы государственной власти) за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

— презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

— обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

— запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

— развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и т. д.

2.2 Основные задачи государственной политики в области экологического развития Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением следующих основных задач:

— формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;

— совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

— обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

— предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

— восстановление нарушенных естественных экологических систем;

— обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

— сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

— развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

— совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;

— научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

— формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

— обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

— развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

2.3 Основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития При решении задачи формирования эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, используются следующие механизмы реализации государственной политики в области экологического развития:

— совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

— установление такого критерия оценки эффективности деятельности органов государственной власти, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, определяемого на основе системы объективных показателей и индикаторов;

— повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях;

— внедрение в систему управления качеством окружающей среды методологии определения и оценки экологических рисков с целью повышения обоснованности принятия управленческих решений.

При решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

— принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития;

— создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

— создание нормативно-правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду;

— усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения.

При решении задачи обеспечения экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий используются следующие механизмы:

— формирование эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, ее рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду;

— внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций;

— учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду при государственном регулировании природоохранной деятельности и планировании мероприятий по охране окружающей среды, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.

При решении задачи развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды используются следующие механизмы:

— реализация мер по активизации сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в природоохранной сфере, направленных на более эффективное отстаивание и защиту интересов Российской Федерации при участии в международных договорах природоохранной направленности, а также парирование угроз, связанных с трансграничным загрязнением;

— развитие международного информационного обмена и участие в международных проектах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, защиты природной среды, в том числе в Арктике;

— внедрение международных экологических стандартов, систем подтверждения соответствия экологическим требованиям, приведение их в соответствие с международными системами;

— гармонизация законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды с международным экологическим правом.

Реализация государственной политики в области экологического развития обеспечивается путем осуществления эффективной деятельности органов государственной власти в рамках предоставленных им полномочий во взаимодействии с бизнес-сообществом, научными кругами, общественными и иными организациями.

Государственная политика в области экологического развития осуществляется в соответствии с планом действий по реализации настоящих Основ, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Целевые показатели решения основных задач государственной политики в области экологического развития, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Финансирование реализации государственной политики в области экологического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

Итак, рассмотрев указанные планы государства в области экологического развития, перейдем к непосредственному рассмотрению проблем и перспектив.

Глава 3. Проблемы экологической направленности государственной политики Российской Федерации В условиях глобализации, стремительного развития научно-технического прогресса на первый план выходят такие проблемы, как повышение производительности, увеличение объема выпускаемой продукции, изменение структуры рынка сбыта и т. д., постепенно перевешивая чашу весов в сторону экономического роста, оставляя в стороне вопросы о сохранении ресурсов, не говоря уже о рациональном их использовании. В силу необъятности просторов нашей страны сложилось мнение о бесчисленных запасах природных ископаемых, лесных и биологических ресурсов, следовательно, о ненужности заботы о рациональном их потреблении. Поэтому вплоть до последних времен использовался экстенсивный метод производства, буквально разрушающий природу и ее богатства.

Одна из главных проблем национальной экологической политики? контроль во всех сферах антропогенного развития, сопряженного с высоким уровнем влияния и изменения окружающей среды. Большую роль здесь играет деятельность государства как источника правотворческих мер, слабые стороны которого с каждым годом проступают все более отчетливо: недостаточно высокое качество принимаемых или обновляемых законных или правовых актов, пробелы, нерешенности ряда вопросов, низкий уровень контроля за исполнением экологического законодательства.

Все вышеперечисленные факты приводят к плачевным последствиям, результатом которым являются образования целых регионов с нарушенной экосистемой. В статье «К вопросу о некоторых факторах, определяющих развитие экологического законодательства на современном этапе» Я. А. Гуляев высказал мысль о необходимости дальнейшего развития экологического законодательства, исходя не из сиюминутных, конъюнктурных решений, а с учетом потребностей как настоящего, так и будущих поколений. Мы разделяем точку зрения автора, так как законодательство должно иметь не только природоохранительную направленность, но и социально-прогностическую.

Другой фактор пагубного влияния на состояние экологии страны оказывает загрязнение биосферы продуктами жизнедеятельности человека. Политика государства в наши дни не предполагает развития экологической грамотности населения, моральной ответственности и осознанного содействия в помощи сохранения природы, как и отсутствие стимулов для заинтересованности в данной проблеме. К сожалению, по-нашему мнению, главным руководством в иррациональном использовании ресурсов жителей нашей страны служат выражения «Жить одним днем» или «Моя хата с краю, ничего не знаю». Только этим можно объяснить равнодушное отношение к экологической обстановке в стране.

Из этой проблемы вытекает другая — в сфере технической оснащенности производства. По сравнению со странами Европы, уровень развития техники на заводах, фабриках, в добывающей отрасли РФ намного ниже. Производство неспособно в полной мере обеспечить устранение результатов влияния, сопровождающего его деятельность, на окружающую среду: вредные выбросы в атмосферу; перегруженность и низкая эффективность работы очистных сооружений, приводящая к загрязнению поверхностных вод и истощению запасов питьевых источников (примером может служить всем известная ситуация с целлюлозно-бумажными фабриками, расположенными на берегу оз. Байкал); неспособность утилизировать отходы промышленной деятельности, последующее складирование которых влечет множество необратимых последствий. Транспорт является бесспорной причиной загрязнения воздушного пространства; если в развитых странах нашли множество способов, как уменьшить воздействие «чумы ХХI века» на окружающую среду, — для России, как нам кажется, такой уровень будет достигнут лишь в далеком будущем. Наблюдается устойчивая тенденция халатного отношения к природным ресурсам, и виной этому в том числе низкий уровень развития технологий.

Нам представляется, что еще одна важная проблема экополитики государства — отсутствие специалистов, способных справиться с увеличивающимся числом проблем. Экологов не хватает и для укомплектования природоохранных служб, и на производстве (особенно на предприятиях повышенной экологической опасности), и в органах управления, и в отраслевых и академических институтах, и при организации внешнеэкономической деятельности. Недостаточно эффективны научные исследования, применимые на практике и приносящие по-настоящему действенные результаты.

Однако за этой проблемой, стоит проблема недофинансирования отрасли. Решение задач, связанных с экологической направленностью политики государства, требует больших финансовых вложений и инвестиций. Средств, выделяемых государственным бюджетом, категорически не хватает, так как начисление осуществляется по остаточному принципу. Достаточно сложная для решения проблема требует особенного подхода, дипломатических способностей, а главное, заинтересованности для привлечения внимания инвесторов и общественности.

Как мы считаем, основной проблемой, решаемой государством в сфере экологии, остается неблагоприятное влияние на жизнь и здоровье человека. Все большее число заболеваний возникает не на основе личной предрасположенности человека к недугу, а как результат взаимодействия с неблагоприятными условиями окружающей среды. В последнее время можно наблюдать зависимость между типом производства и видом заболеваний на определенной территории (город, регион). Также возникают новые виды заболеваний или увеличивается количество известных. Сокращается средняя продолжительность жизни населения. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений и хромосомных аберраций. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. Примеры, приведенные Г. Г. Вукович, являются наглядным результатом воздействия экологии на жизнь и здоровье граждан.

Какой же выход есть из сложившегося положения? Возможно ли если не исправить полностью, то хотя бы вернуть хрупкое равновесие в экологию нашей страны?

На эти и другие вопросы можно ответить с перспективой на будущее. Государство, как главный субъект, принимает различные меры для сохранения окружающей среды, создаются международные организации природоохранного типа. Однако в связи с тем, что Россия — страна с многочисленными особенностями географического, климатического, национального, экономического, культурного, геополитического характера, мы должны найти свой, особенный путь в решении многочисленных проблем.

Одним из решений может послужить принятие проекта «зеленой экономики», основные черты которой освещает С. М. Бобылев в статье «Зеленая экономика: перспективы для России». К элементам «зеленой экономики» автор отнес низкие углеродные выбросы, эффективное использование природных ресурсов, сохранение, увеличение и восстановление природного капитала, предотвращение утраты биоразнообразия и экосистемных услуг. Действительно, названы необходимые средства для достижения цели. На наш взгляд, необходимо развить и добавить способы и методы для их реализации на практике.

Совместно с социальными институтами необходимо провести изучение проблемы участия граждан, общества в формировании экологической культуры, повысить возможность получения полноценного образования в этой сфере с последующим трудоустройством, а также проводить социальную пропаганду сохранения окружающей среды, прививая бережливость, умение рационально использовать имеющиеся ресурсы, беря пример с успешной политики стран Европы, преобразуя его для культуры и менталитета граждан нашей страны.

Думается, следующим шагом для улучшения состояния экологической обстановки может послужить усиление государственного контроля, ужесточение законов и наказания за их нарушение в сфере экологии. Законодательству необходимо предъявлять более высокие требования к оснащенности промышленноемких производств техническими средствами, которые снизят нагрузку вредного воздействия на окружающую среду.

Создать систему стимулирования и поощрения как граждан, так и производственных единиц, заинтересованных в сохранении и восстановлении природного комплекса, — один их способов приобщения к бережному отношению к окружающей среде. В статье «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования и инструменты „зеленой“ экономики: точки пересечения в праве» И. А. Игнатьева предлагает конкретные способы привлечения в отрасль энергосберегающих разработок, инвестиций и т. д., что способствует усилению экологической направленности экономики страны.

К сожалению, на наш взгляд, Россия попала в сырьевую ловушку, связанную с формированием в стране экспортно-сырьевой модели экономики. Поэтому необходимо принять соответствующие меры по становлению независимости всей экономики, уменьшению числа производств с большим воздействием на окружающую среду, таких как энергетика и металлургия.

Таким образом, эффективная политика государства в области сохранения экологического состояния страны, его возрождения способна намного улучшить ряд показателей: уровень жизни населения и развития государственной экономики, социальной сферы, снизить уровень смертности и многие другие. Если удастся воплотить в жизнь решения по вопросам, освещенным в статье, поднять на новый уровень экологию и экономику, Российская Федерация сможет бороться с развитыми странами на равных, стать государством, способным самостоятельно решать свои проблемы, превратиться в «здорового» и могучего противника на мировой арене.

Заключение

На современном этапе развития общества, в период экономических реформ и бурного индустриального роста, произошло резкое ухудшение качества окружающей природной среды, что заставило большинство стран, в том числе и Российскую Федерацию, задуматься о проблемах экологии и важности их незамедлительного решения. В этой связи повышается значимость экологической функции государства, реализация которой способствует достойному существованию человека в экологически благоприятной, пригодной для жизни окружающей среде и в конечном счете выживанию человечества как биологического вида.

С учетом сказанного экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. По степени эффективности реализации этой функции можно судить об истинном отношении государства к обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, человеку.

Изучение развития правового регулирования природопользования и охраны природы в историческом аспекте показывает, что экологическая функция не является функцией лишь современного государства. Функции государства — категория объективная как по содержанию, так и по методам осуществления. Чтобы существовать и эффективно развиваться в соответствии с целями и задачами этого развития, государство должно осуществлять общественно значимую деятельность в конкретных направлениях. Потребность в осуществлении экологической функции государства появляется тогда, когда возникает общественная потребность или потребность отдельных социальных групп в решении задач природопользования и охраны окружающей среды. При этом важно иметь в виду динамику ее содержания, правовых и организационных форм и методов осуществления. Содержание функции определяется практическими интересами и задачами государства на разных этапах его развития. Вплоть до XX в. функция охраны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Она была второстепенной и не самостоятельной функцией. экологический конституционный безопасность охрана В настоящее время, актуальность темы экологической функции государства обусловлена проблемами, связанными с неблагоприятным воздействием экономики государства на окружающую среду, что является главным вопросом в сохранении экологии, восстановлении ее состояния.

Несмотря на массив наработанного материала, в силу стремительного развития экономики, интеграционных процессов и, как следствие, чрезвычайно быстрых изменений в окружающей среде, возникают все новые проблемы, в том числе нарушения в исполнении законодательства либо полное неподчинение ему.

В данном исследовании были рассмотрены не только проблемы реализации экономической функции государства в РФ, но и были предложены рекомендации по их устранению. Так же была рассмотрена основная концепция государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Все вышеизложенное позволяет говорить о необходимости проведения дальнейшего изучения экологической функции государства в России, а так же поисков новых решений в целях более совершенной системы охраны природы, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности и защиты экологических прав граждан.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, N 9, ст. 851.

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.

3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012).

4. Бабаев В. К. Теория государства и права. / под ред. Бабаева В. К. — М.: Юристъ, 2003. — С. 124.

5. Бобылев С. М. Зеленая экономика: перспективы для России // Экологическое право. 2011. № 6. — С. 39?41.

6. Бринчук М. М. Экологическое право. — М.: Зерцало, 2010. С. 112.

7. Вербицкий В. В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности РФ. — М.: Зерцало, 2010. — С.98−99.

8. Вершило Н. Д. Экологическая функция российского государства в контексте устойчивого развития. // Экологическое право. — 2005. — № 4. — С. 11.

9. Васильев А. В. Теория права и государства: Курс лекций. М.: РАГС, 2001. — С.7.

10. Вукович Г. Г. Повышение конкурентоспособности предприятия как результат эффективизации его кадровой политики // Вестник Ростовского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2009. № 9. — С. 105.

11. Вукович Г. Г. Рынок труда в инвестиционно-привлекательном регионе // Человек и труд. 2011. № 7. — С. 32.

12. Гизатуллин Р. Х. Экологическая функция государства и экологическое право // Черные дыры в Российском законодательстве. — 2010. — № 4. — С. 58 — 60.

13. Гуляев Я. А. К вопросу о некоторых факторах, определяющих развитие экологического законодательства на современном этапе // Экологическое право. 2011. № 2. — С. 11?14.

14. Денисов А. И., Раджабов С. А. Теория Советского государства. Душанбе: ДОНИШ, 1978. — С.55.

15. Игнатьева И. А Экологическое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования и инструменты «зеленой» экономики: точки пересечения в праве // Экологическое право. 2012. № 4. — С. 37?41.

16. Мамонов В. В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. — № 2. — С. 39−42.

17. Меркулов М. М. Проблемы экологической функции современного российского государства. Теоретико-правовой аспект: Дисс. … канд. юрид. наук. — Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2002. — С.106.

18. Миняев А. О. Конституционные основы экологического права: Дисс. … канд. юрид. наук. — М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2003. — С. 32.

19. Мухамеджанов Б. А. Экологическая функция Советского государства. Автореф. дисс. канд. юрид. наук Б. А. Мухамеджанов; Сарат. гос. акад. права. Саратов, 1990. — С.31.

20. Тютекин Ю. И. Конституционные основы рационального природопользования. Кишинев. 1980. — С.21−26.

21. Хропанюк В. Н. Теория государства и права 3-е изд., дополн. и испр. — М.: Омега-Л, 2008. — С.112.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой