Информационное сопровождение перевозок грузов
Элемент 4. Передача сообщений со станции расформирования поезда До прибытия поезда оператор делает в АСУ станции запрос на выдачу ТГНЛ (З.ТГНЛ). После прибытия поезда оператор посылает в АСУ станции сообщение о прибытии. Автоматически оно передается в АСОУП в виде С. 201. По прибытии на станцию поезда выполняется контрольное считывание состава. Если есть расхождения с ранее полученной ТГНЛ… Читать ещё >
Информационное сопровождение перевозок грузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Кафедра: «Управление эксплуатационной работой»
Практическая работа по теме:
Информационное сопровождение перевозок грузов Выполнила Е. В. Мордвинова Студентка группа УПП-105
Проверил проф. А. Г. Котенко Санкт-Петербург, 2015
- Введение
- 1. Характеристика участка следования поезда
- 1.1 Общие сведения
- 1.2 Расчет контрольных знаков для кодов станции
- 2. Выбор типа подвижного состава и кодирование
- 2.1 Выбор подвижного состава
- 2.2 Нумерация вагонов
- 2.3 Номер и индекс поезда
- 2.4 Кодирование грузов
- 2.5 Коды грузоотправителей и грузополучателей
- 3. Составление макетов информационных сообщений
- 3.1 Виды сообщений
- 3.2 Макет сообщения 02 (ТНГЛ)
- 3.3 Макет сообщения 09
- 3.4 Макеты сообщения об операциях с поездами 200, 201, 202, 203, 241 и 242
- 4. Разработка структурной схемы информационной обработки при его пропуске по участку
- Заключение
Список литературы
и источников
Информационные технологии сегодня — это не просто средства поддержки управления, а основной элемент инфраструктуры железнодорожного транспорта. Из раздела вспомогательных средств они переместились в раздел основных и превратились в один из главных механизмов совершенствования управления перевозками. Сегодня можно сказать, что информационные технологии стали бизнес образующим фактором для железнодорожного транспорта и во многом определяют, насколько эффективно он может работать на рынке перевозок.
Информационная система — система обработки информации и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию. Информационная система предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определенной предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.
АСОУП (автоматизированная система оперативного управления перевозками) — базовая система АСУЖТ в области управления перевозочным процессом. Основной составляющей АСОУП служит база данных дорожного уровня. В ее состав вошли оперативные номерные модели: поездная, вагонная, контейнерная, локомотивная, локомотивных бригад, отправочная, модель заявок, а также массивы информации о состоянии, дислокации и работе отдельных единиц подвижного состава.
ДИСПАРК — автоматизированная система контроля за дислокацией и регулированием вагонного парка. Цель разработки и внедрения системы ДИСПАРК состоит в переходе от обезличенных, балансовых методов управления вагонным парком к полномерному учёту, непрерывному мониторингу места дислокации, анализу использования и регулированию парка на всем полигоне сети железных дорог России.
ДИСЛОК — автоматизированная система управления локомотивами.
АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, а также персонала, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. Важнейшая задача АСУ — повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления.
1. Характеристика участка следования поезда
1.1 Общие сведения
На участке Выборг — Каменногорск Октябрьской ж.д. расположены следующие станции:
· Таммисуо (Ленинградская обл.)
· Гвардейское (Ленинградская обл.)
· Возрождение (Ленинградская обл.)
· Ханнила (Ленинградская обл.)
На участке находится ФЛ «Вагонное депо Тосно» (ВЧДР-15), которая предоставляет услуги по ремонту, техническому обслуживанию и переделке ж/д локомотивов, трамвайных и прочих моторных вагонов и подвижного состава.
На станции Чудово расположено дом отдыха локомотивных бригад.
Участок электрифицирован.
Поезд имеет остановки на:
· Рябово — для расформирования и отцепки 1 группы вагонов;
· Любань — для расформирования и отцепки 2 группы вагонов;
· Чудово — конечная станция, станция назначения 3 группы вагонов.
Станции Тосно и Ушаки прикреплены к 3 сетевому району; станции Рябово, Любань, Торфяное и Чудово прикреплены к 4 сетевому району.
Рисунок 1 — Схема участка Тосно — Чудово
1.2 Расчет контрольных знаков для кодов станции
Код станции в АСУЖТ состоит из шести цифр. Первые пять цифр — основная часть кода, шестая — контрольный знак. Первая и вторая цифры кода — есть порядковый номер сетевого района, которому принадлежит станция. Сеть разделена на 99 сетевых районов, нумерация которых возрастает с запада на восток. Три последующие цифры кода — порядковый номер станции внутри сетевого района. Для станций, открытых для грузовых операций, пятая цифра всегда ноль. Поэтому для них применяются упрощенные коды, состоящие из пяти цифр. Первые четыре цифры есть код ЕСР, а пятая — контрольный знак. Коды станций на участке возрастают в четном направлении. В каждом сетевом районе выделяется важнейшая станция, открытая для грузовых операций, имеющая на конце кода два нуля.
Расчет контрольного кода станции выполняется по модулю 11. С помощью контрольного знака проверяется правильность записи кодов указанных объектов в сообщение. Он позволяет выявить следующие ошибки: искажение одной цифры, перестановка двух соседних цифр, перестановка двух любых цифр и прочие ошибки.
Расчет контрольных знаков для кодов станции Контрольная цифра определяется как остаток от деления на число 11 суммы поразрядных произведений соответствующих цифр кодов ЕСР на 1,2,3,4. Если остаток равен 10, то следует выполнить аналогичные расчеты, но каждая цифра кода ЕСР умножается на 3,4,5,6. Если и во второй раз остаток равен 10, то контрольная цифра принимается равной 0.
1. Тосно 3 130
0 + 6 + 3 + 12 = 21 11 / 11 1
так как остаток равен 10, то необходим перерасчет
0 + 12 + 5 + 18 = 35 11 / 33 1
Код станции Тосно 31 302.
2. Ушаки 0312
0 + 6 + 3 + 8 = 17 11 / 11 1
Код станции Ушаки 31 206
3. Рябово 0425
0 + 8 + 6 + 20 = 34 11 / 33 3
Код станции Рябово 42 501
4. Любань 0424
0 + 8 + 6 + 8 = 30 11 / 22 2
Код станции Любань 42 408
5. Торфяное 0422
0 + 8 + 6 + 8 = 22 11 / 22 2
Код станции Торфяное 42 200
6. Чудово 0420
0 + 8 + 6 + 0 = 14 11 / 11 1
Код станции Чудово 42 003.
2. Выбор типа подвижного состава и кодирование
2.1 Выбор подвижного состава
Для перевозки грузов, указанных в задании необходимо выбрать следующие типы подвижного состава:
· для перевозки труб железобетонных целесообразно выбрать соответствующую платформу (рис. 2):
Рисунок 2 — Платформа для перевозки труб железобетонных
Характеристика подвижного состава:
4-осная платформа с 4-мя промежуточными секциями и 2-мя торцевыми стенами для труб, толстолистового проката (штрипсов), пиломатериалов и лесоматериалов. Предназначена для перевозки труб, толстолистового проката (штрипсов) пиломатериалов и лесоматериалов.
· для перевозки паросиловых станков и машин для землеройных работ выбираю 4-осную универсальную платформу (рис. 3)
Рисунок 3 — Платформа для перевозки паросиловых станков и машин для землеройных работ
Характеристика подвижного состава:
4-осная универсальная платформа. Предназначена для перевозки колесных и гусеничных машин, грузов в ящичной упаковке, металлоконструкций, длинномерных и других грузов.
2.2 Нумерация вагонов
Номер вагона грузового парка кодируется цепочкой из восьми цифр. В коде, кроме собственно номера, заложены также характеристики вагона.
Первая цифра номера обозначает род вагона. Для платформы это цифра 4.
Вторая цифра обозначает осность. Для 4-х-осных вагонов это цифры 0−8.
Третья цифра содержит дополнительную характеристику вагона;
Четвертая, пятая и шестая не содержат характеристик вагонов и совместно с остальными цифрами служит для формирования номера вагона.
Седьмая - содержит сведения о наличии у вагона переходной площадки (0−8 — нет, 9 — есть).
Восьмая цифра — контрольный знак Метод расчета контрольного разряда по модулю 10 позволяет обнаружить все ошибки, вызванные искажением одной цифры кода и большую часть двойных ошибок от перестановки соседних цифр.
Расчет контрольной цифры для номера вагона выполняется следующим образом. Все цифры номера, стоящие в нечетных позициях начиная слева, умножаются на 2, а в четных на 1. Затем выполняется сложение цифр полученных произведений. Цифра, дополняющая последнюю цифру полученной суммы до 10, включая ноль — есть контрольный знак.
Номера вагонов для перевозки труб железобетонных:
4 411 725, 4 513 226, 4 612 312, 4 316 528, 4 515 214, 4 712 221
Расчет контрольных знаков:
4 4 1 1 7 2 5 4 5 1 3 2 2 64 6 1 2 3 1 2
2 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 22 1 2 1 2 1 2
8+4+2+1+14+2+10=41 8+5+2+3+4+2+12=36 8+6+2+2+6+1+4=29
10 — 1= 910 — 6 = 410 -9 = 1
4 3 1 6 5 2 8 4 5 1 5 2 1 44 7 1 2 2 2 1
2 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 22 1 2 1 2 1 2
8+3+2+6+10+2+16=47 8+5+2+5+4+1+8=33 8+7+2+2+4+2+2=33
10 — 7 =310 — 3 =710 — 3 = 7
Номера вагонов для перевозки станков паросиловых:
4 808 267, 4 503 175, 4 201 128, 4 306 585, 4 603 451, 4 305 312.
Расчет контрольных знаков:
4 8 0 8 2 6 74 5 0 3 1 7 54 2 0 1 1 2 8
2 1 2 1 2 1 22 1 2 1 2 1 22 1 2 1 2 1 2
8+8+0+8+4+6+14=48 8+5+0+3+2+7+10=35 8+2+0+1+2+2+16=31
10 — 8 =210 — 5 = 510 — 1 = 9
4 3 0 6 5 8 54 6 0 3 4 5 14 3 0 5 3 1 2
2 1 2 1 2 1 22 1 2 1 2 1 22 1 2 1 2 1 2
8+3+0+6+10+8+10=45 8+6+0+3+8+5+2=32 8+3+0+5+6+1+4=27
10−5 = 510 — 2 = 810 — 7 = 3
Номера вагонов для перевозки машин для землеройных работ:
4 608 915, 4 305 525, 4 101 723, 4 803 416, 4 701 584, 4 206 341,
4 608 914,4502417.
Расчет контрольных знаков:
4 6 0 8 9 1 54 3 0 5 5 2 54 8 0 3 4 1 6
2 1 2 1 2 1 22 1 2 1 2 1 22 1 2 1 2 1 2
8+6+0+8+18+1+10=51 8+3+0+5+10+2+10=38 8+8+0+3+8+2+12=41
10−1 = 910 — 8 = 210 — 1 = 9
4 1 0 1 7 2 34 7 0 1 5 8 44 2 0 6 3 4 1
2 1 2 1 2 1 22 1 2 1 2 1 22 1 2 1 2 1 2
8+1+0+1+14+2+6=32 8+7+0+1+10+8+6=40 8+2+0+6+6+4+2=28
10 — 2 =810 — 10 = 010 — 8 = 2
4 6 0 8 9 1 44 5 0 2 4 1 7
2 1 2 1 2 1 22 1 2 1 2 1 2
8+6+0+8+18+1+8 =49 8+5+0+2+8+1+14=38
10 — 9 =110 — 8 = 2
2.3 Номер и индекс поезда
Поезд идентифицируется номером и индексом. Номер поезда имеет четыре знака. В данной работе принимается 2001 номер.
Ввод индекса поезда связан с тем, что номер поезда неоднозначно его определяет. В пути следования поезд может поменять номер, а также имеются случаи повторения номеров. Индекс поезда сохраняется на всем пути его следования. Он имеет 10 знаков. Первые четыре цифры — код станции формирования (без контрольного знака), две последующие — номер поезда по порядку 01−99 (отправляемые поезда нумеруются по каждому направлению), последние четыре цифры — код станции назначения поезда.
Индекс поезда: 0313−01−0420
2.4 Кодирование грузов
Коды грузов имеют шесть знаков. Они содержатся в алфавитном списке Тарифного руководства. Две первые цифры кода указывают тарифную группу в Тарифном руководстве. Третья цифра — номер позиции в группе. Четвертая и пятая — наименование груза в позиции. Шестой знак — контрольный, который рассчитывается по модулю 11 аналогично коду станции.
Трубы железобетонные — 25 417 8
Контрольный знак: 2 5 4 1 7
1 2 3 4 5
2+10+12+4+35 = 63/11 = 5 (остаток 8)
Станки паросиловые — 35 139 7
Контрольный знак:3 5 1 3 9
1 2 3 4 5
3+10+3+12+45=73/11 = 6 (остаток 7)
Машины для землеройных работ — 35 103 9
Контрольный знак:3 5 1 0 3
1 2 3 4 5
3+10+3+0+15=31/11 = 2(остаток 9)
2.5 Коды грузоотправителей и грузополучателей
Имеют 4 знака. Для кодирования грузоотправителей и грузополучателей выделен диапазон номеров 1001—9999. Для грузоотправителя выбираю код 1001, для грузополучателя — 2002 (ст. Рябово), 2003 (ст. Любань), 2004 (ст. Чудово).
автоматизированный информационный документооборот груз
3. Составление макетов информационных сообщений
3.1 Виды сообщений
Информация поступает в АСОУП в виде сообщений.
Сообщения подразделяются на:
· информационные, с помощью которых информация о различного рода объектах управления (состав поезда, поезд, локомотив и др.) и эксплуатационных событиях с ними (прибытие, отправление, смена локомотива, грузовые операции и др.) заносится в базу данных;
· корректирующие для внесения изменений в базу данных;
· сообщения запросы, которые посылаются пользователями АСОУП для получения из системы различных справок, отчетов и др.
Каждое сообщение, поступающее в ЭВМ, имеет свою структуру, называемую макетом. Макету присваивается номер, по которому ЭВМ распознает, например, в какой массив базы данных следует поместить поступающую информацию, а также определяет программу ее первичной обработки (форматный и логический контроль).
Сообщения имеют служебный (один) и информационный блоки (может быть несколько блоков). В служебном блоке передается, как правило, информация, относящая ко всему объекту, по которому передается сообщение, а в информационном блоке к отдельным составляющим объекта. Отдельные позиции блока называются словами. Каждое слово имеет фиксированное число знаков, а также определенный диапазон их значений. Ошибки в структуре и содержании сообщения выявляются ЭВМ и приводят к непринятию сообщения и требованию повторного ввода.
3.2 Макет сообщения 02 (ТНГЛ)
Служебный блок Информационный блок Итоговая часть ТНГЛ
1) Осей 80/0
2) Окт — 20
3) Состав поезда — ПЛ
4) ГР20
5) ПОР0
6) НРП0
7) ПАСС — 00НДЛМ — 00ВСЕГО УЧ.ВАГ. — 20
8) ВЕС: ТАРА — 506НЕТТО — 1290БРУТТО — 1796 УДЛ. — 026
9) ВСЕГО ФИЗ.ВАГ. — 20
10) КНТ — 0/0
3.3 Макет сообщения 09
Сообщение 09 передается в случае несоответствия состава поезда ранее переданной в ДВЦ ТГНЛ. Наиболее частой причиной такого несоответствия являются плановая отцепка или прицепка вагонов к составу поезда в пути следования, отцепка вагона по причине его технической или коммерческой неисправности.
Служебный блок Информационный блок
3.4 Макеты сообщения об операциях с поездами 200, 201, 202, 203, 241 и 242
Макет сообщения 200 об отправлении поезда:
Служебный блок Информационный блок Макет сообщения 201
Служебный блок Информационный блок Макет сообщения 202
Служебный блок Информационный блок Макет сообщения 203 о расформировании поезда Макет сообщения 241 (о погрузке груза) Служебный блок Информационный блок Макет сообщения 242 (о выгрузке груза) Служебный блок Информационный блок
4. Разработка структурной схемы информационной обработки при его пропуске по участку
При проследовании поезда от станции формирования до станции его назначения в АСОУП с выделенных станций дороги передаются сообщения о составе поезда и его дислокации. В структурной схеме информационной обработке поезда (рис. 4) показываются все сообщения, которые передаются в АСОУП и АСУ станций при перемещении поезда по участку.
Элемент 1 — Отправление поезда со станции формирования По окончании выставки состава в парк отправления оператор СТЦ вводит в ЭВМ сообщение о факте выставки. После чего автоматически система выдает оператору заготовку натурного листа (НЛ). Одновременно оператор получает результаты списывания выставляемого состава, по которым текст НЛ корректируется при необходимости. После корректировки автоматически в АСОУП АСУ станции посылает С. 02, а оператору по отправлению выдает натурный лист (НЛ), итоги натурного листа (ИНЛ), справку для заполнения маршрута машиниста (ММ) и справку для охраны (ОХР).
После отправления поезда оператор при ДСП фиксирует в АСУ станции факт его отправления (отпр). Одновременно это сообщение передается в АСОУП в виде С. 200. В регламенте ДСП соседней по ходу движения станции выдается справка 43 о поезде, которая ему необходима для организации безопасного приема поезда или его пропуска, а для ДНЦ выдается справка о поезде 1042 для ведения ГИД. Справка 43 посылается для ДСП также после передачи С. 202. На схеме все справки, выдаваемые по инициативе АСОУП, т. е. в регламенте, показаны пунктиром.
Элемент 2 — Передача сообщений со станции перецепки групп вагонов.
До прибытия поезда оператор СТЦ запрашивает в АСУ станции ТГНЛ (З.ТГНЛ). После прибытия оператор посылает в АСУ станции сообщение о прибытии. Одновременно АСУ станции передает его в виде С. 201 в АСОУП. При приеме поезда на станцию плановой отцепки/прицепки групп вагонов во входной горловине выполняется списывание номеров вагонов состава. Оператор СТЦ сверяет полученный список вагонов с ТГНЛ на поезд. При наличии расхождений оператор посылает в АСУ станции корректирующее сообщение, автоматически АСУ станции в виде С. 09 посылает его в АСОУП.
После корректировки для организации работы с поездом оператор делает запрос в АСУ станции на выдачу скорректированного текста ТГНЛ (З.ТГНЛ). И далее после свершения операций отцепки/прицепки вагонов посылает в АСУ станции корректирующее сообщение, которое в виде С. 09 автоматически передается в АСОУП. Далее оператор делает запрос в АСУ станции на выдачу документов на поезд (3.НЛ, ИНЛ, ММ, ОХР). Затем посылается в АСУ станции сообщение об отправлении поезда, которое автоматически передает его в виде С. 200 в АСОУП.
После отправления поезда вводится информация о выгрузке отцепленной группы вагонов, которое передается в АСОУП в виде сообщения С. 242.
Элемент 3 — Передача сообщений со станции контрольного считывания Перед прибытием поезда оператор посылает в АСУ станции запрос на выдачу ТГНЛ (З.ТГНЛ). После прибытия в АСУ станции вводится сообщение о прибытии, и автоматически оно передается в виде С. 201 в АСОУП. По прибытию поезда выполняется контрольное считывание состава. При наличии расхождений посылается корректирующее сообщение в АСУ станции, одновременно в АСОУП посылается С. 09. После корректировки делается запрос в АСУ станции на выдачу скорректированных документов на поезд (3.НЛ, ИНЛ, ММ, ОХР). По отправлению поезда оператор фиксирует факт отправления в АСУ станции, одновременно это сообщение в виде С. 200 передается системой в АСОУП.
Элемент 4. Передача сообщений со станции расформирования поезда До прибытия поезда оператор делает в АСУ станции запрос на выдачу ТГНЛ (З.ТГНЛ). После прибытия поезда оператор посылает в АСУ станции сообщение о прибытии. Автоматически оно передается в АСОУП в виде С. 201. По прибытии на станцию поезда выполняется контрольное считывание состава. Если есть расхождения с ранее полученной ТГНЛ, то выполняется в АСУ станции его корректировка. Одновременно посылается в АСОУП сообщение С. 09. Для расформирования состава оператор посылает в АСУ станции запрос на выдачу размеченного текста ТГНЛ (РТГНЛ) и сортировочного листка — СЛ (З.РТГНЛ, СЛ). По окончании расформирования в АСУ станции посылается сообщение о расформировании, автоматически в АСОУП идет С. 203, а оператору — накопительная ведомость.
Заключение
Информационные технологии с использованием автоматизированных систем предусматривают уменьшение затрат на подготовку и оформление документов. Практически полностью исключаются трудозатраты на передачу и обработку информации. Получит развитие оптимизация при решении задач оперативного планирования перевозочного процесса на основе достоверной базы данных в автоматизированных системах.
Наибольший эффект железнодорожный транспорт получит от применения электронного документооборота при перевозке грузов, когда перевозочные документы не будут следовать вместе с грузом, а сведения о грузе в объеме документов станут передаваться по каналам связи — от станции погрузки до станции выгрузки. В результате уменьшаются затраты на перевозку и обработку документов в пути следования, исключаются непроизводительные простои, которые были неизбежны при утрате документов во время перевозки.
Автоматизированные системы продолжают развиваться, поэтому информационные технологии на линейном уровне будут применяться во все большем количестве.
Следующий этап в развитии автоматизированных систем заключается в разработке информационно-управляющих технологий на всех уровнях управления перевозками.
Список литературы
и источников
1. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Информационные системы на железнодорожном транспорте» для студентов дневного и заочного обучения специальности 240 100 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)». Составитель: В. М. Савина. — Самара: СамИИТ, 2002 г.
2. Информационные технологии на железнодорожном транспорте: учебное пособие. Г. В. Санькова. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009.
3. Грузовые перевозки. Подвижной состав
4. АСОУП — основа информационных технологий
5. Основные принципы организации АСУЖТ
6. Википедия
7. Единая сетевая разметка