Роль менеджера сестринского дела в организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ
Данная работа выполнена на базе Республиканской детской клинической больницы. РДКБ, многопрофильное лечебное и консультативное учреждение, организационно-методический центр педиатрической службы РБ. Введена в эксплуатацию в 1972. Основные структурные подразделения — стационар на 320 коек, поликлиника на 500 посещений в смену и организационно-методический отдел. В штате больницы более 600… Читать ещё >
Роль менеджера сестринского дела в организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Роль менеджера сестринского дела в организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ
Система здравоохранения за последние годы претерпевает значительные изменения. Происходят изменения в характере медицинского обслуживания, усовершенствования методов профилактики, диагностики, лечения. Возрастает роль оценки качества медицинских работников. Сфера деятельности медсестры широка и многогранна. В связи с этим подготовка медсестры должна быть многоуровневой. Практическое здравоохранение нуждается во все более и более квалифицированно подготовленных медицинских сестрах.
Важнейшим звеном в системе здравоохранения является категория средних медицинских работников, от квалификации которых зависят профилактика ряда заболеваний и жизнь пациента. Важнейшей задачей среднего медицинского персонала является достижение наивысшей эффективности и качества сестринской помощи населению. Для чего должна быть создана база собственных научных знаний, составляющих основу практической деятельности сестер.
Данная работа выполнена на базе Республиканской детской клинической больницы. РДКБ, многопрофильное лечебное и консультативное учреждение, организационно-методический центр педиатрической службы РБ. Введена в эксплуатацию в 1972. Основные структурные подразделения — стационар на 320 коек, поликлиника на 500 посещений в смену и организационно-методический отдел. В штате больницы более 600 сотрудников, в т. ч. 121 врач. В стационаре 21 специализированное отделение: плановой и экстренной хирургии, урологическое, оториноларингологическое, пульмонологическое, кардиологическое, эндокринологическое, реанимации и др. Функционируют 9 вспомогательных кабинетов и отделений. В стационар госпитализируются больные дети преимущественно из сельских районов республики. В 1987 в больнице открыт межобластной детский центр хронического гемодиализа, обслуживающий регионы Поволжья, Урала, Северного Кавказа и функционирующий как отделение экстракорпоральных методов очищения крови. Лечебно-консультативная помощь оказывается по 30 специальностям. Ежегодно в отделениях стационара лечится более 11 тыс. больных детей, до 25 тыс. получают амбулаторную помощь. Больница является клинической базой 4 кафедр Башкирского медицинского государственного университета и повышения квалификации врачей и средних медработников.
Ежегодно число сотрудников повышающих свою квалификацию возрастает, а также увеличивается число специалистов проходящих аттестацию и получающих соответствующую квалификационную категорию.
Одним из основных разделов нашей работы является повышение квалификации средних медицинских работников и организация обучения младшего медицинского персонала. Молодые специалисты — выпускники медицинских учебных заведений, занимающие в ЛПУ здравоохранения должности, соответствующие специальностям «лечебное дело», «сестринское дело», «лабораторная диагностика» могут получить свой первый сертификат через пять лет после получения диплома, когда другие специальности требуют дополнительной подготовки. Периодически проводятся тематические конференции по повышению профессиональных знаний, мастерства медицинских сестер участковой службы, по вопросам теории и практики современной медицины, медицинской этики и деонтологии, совершенствованию лечения и ухода за больными, изучению действующих приказов по дезинфекции и стерилизации изделий медицинского назначения, изучению мероприятий при возникновении особо опасных инфекций и т. д., с последующим принятием зачетов. Одним из основных звеньев в воспитании молодых специалистов является наставничество — прикрепление молодых медсестер к более опытным медсестрам, которые помогают им быстро войти в незнакомый коллектив, освоить принципы работы в поликлинике, ознакомиться с ее традициями, которые бережно сохраняются в коллективе.
Целью исследования является изучение и анализ роли менеджера сестринского дела в процессе организации производственной практики студентов и влияние создаваемых педагогических условий на результаты учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов, а также возможные варианты улучшения и обновления производственного практикума студентам колледжа.
Объект исследования: деятельность менеджера сестринского дела по организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ.
Предмет исследования: педагогические условия организации производственной практики.
Гипотеза исследования: деятельность менеджера сестринского дела по организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ будет успешной при обосновании и реализации педагогических условий, расширяющих возможности учебно-производственной практики в плане подготовки компетентных специалистов среднего звена для системы здравоохранения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить роль менеджера сестринского дела в организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ;
2. Обосновать профессионально развивающие возможности производственной практики в ЛПУ;
3. Определить эффективные педагогические условия организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ.
В данной работе затронута одна из приоритетных проблем совместимости теоретических знаний и практической работы студентов и выпускников медицинских колледжей. В процессе профессионального обучения намерения учащихся работать в дальнейшем по выбранной специальности могут измениться, поэтому нашей задачей на этапе производственной практики студентов медицинского колледжа повысить интерес к работе медицинской сестры в ЛПУ.
Более актуальной становится проблема взаимосвязи сестринского образования с практической работой медсестры на этапе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в ЛПУ, управления качеством и оценка качества персонала на основе стандартов и передовых технологий.
Теория сестринского дела и практическая работа медицинских сестер несколько отличны друг от друга. Все медсестры хотят работать так, чтобы реально помогать пациентам. Поэтому серьезное изучение требует взаимосвязь сестринского образования с практической работой медсестер. К сожалению, студенты не до конца осознают важность производственной практики как составляющей учебного процесса. Каждый специалист обязан отвечать за свою работу. Ответственность, интеллектуальный потенциал, компетентность, интерес выбранной профессии — необходимо выявить и дать проявить студенту на учебно-производственной практике.
медицинский менеджер здравоохранение
1. Аналитический обзор
1.1 Направления и пути развития сестринского образования, практическое значение
В последние годы стал очевидным глубочайший кризис, охвативший российское здравоохранение. Свидетельством его явилось сокращение средней продолжительности жизни и рождаемости, рост дефицитности медицинских услуг, снижение качества медицинской помощи, забастовки медиков и другие негативные явления. Причина кризисов не только и не столько в системе здравоохранения, сколько в самом социальном строе, существующем в нашей стране. Здравоохранение не может развиваться в обществе и быть свободным от него. Здоровье нации есть следствие социального и политического строя общества и как зеркало отражает все его успехи и невзгоды.
В связи с этим становится очевидным, почему для российского здравоохранения сейчас особенно актуальна проблема повышения эффективности медицинской помощи населению. И этого, в некоторой степени, можно достигнуть путем изменения подготовки новых специалистов сестринского дела. Медицинская сестра постоянно находится рядом с пациентом, именно от нее зависит во многом не только уход за больным, но и в конечном итоге выздоровление пациента.
Сфера деятельности медицинской сестры широка и многогранна. Это и здоровый человек с его проблемами, и окружающая среда, и профилактика заболеваний, и больной человек — обеспечение надлежащего сестринского ухода за ним, и, наконец, социально-психологические проблемы человека. В связи с этим подготовка медицинской сестры должна быть в корне изменена.
В последнее время уже наметились изменения в системе подготовки медицинской сестры. Если раньше на сестринские отделения медицинских училищ принимались школьники с восьмилетним образованием, то в настоящее время общепринятым является общее среднее образование — одиннадцать лет. Повсеместно внедряется многоуровневая подготовка медицинской сестры, причем базовое сестринское образование составляет три года.
Проводимые изменения в области базового сестринского образования уже давно были необходимы и совершенно оправданы. Медицинские сестры, самый многочисленный отряд медицинских работников, трудятся в системе общей практики, поликлиниках, больницах, учебных и научно-исследовательских учреждениях, занимают при этом различные должности и выполняют самые разные функциональные обязанности, для чего им и необходим различный объем знаний. Однако, практическое здравоохранение нуждается во все более и более квалифицированно подготовленных медицинских сестрах. Это побуждает отдельные медицинские колледжи вести поиск новых форм и средств обучения медицинских сестер продолжительностью 4 и даже 5 лет. Происходят изменения и в системе постдипломной подготовки медицинских сестер: разрабатываются новые программы, вводятся новые модули, создаются новые методические пособия.
В связи с переходом на рыночные отношения в отечественном здравоохранении, как и в других отраслях производственной и непроизводственной сфер, формируются различные формы собственности; осуществляется переход на бюджетно-страховую систему финансирования; развиваются индивидуально-коллективные формы оказания лечебных и санитарно-профилактических услуг. В условиях перехода на рыночные отношения лечебно-профилактические учреждения, независимо от формы собственности и организационно-правового статуса, должны гарантировать населению квалифицированную медицинскую помощь.
Улучшение эффективности работы лечебных учреждений во многом зависит от профессиональных и личностных качеств сотрудников сестринских служб: медицинских сестер. Новые технологии в здравоохранении, новые методы диагностики и лечения, возросшие требования к качеству сестринского ухода — все это вызывает необходимость совершенно иного уровня сестринского образования, высокой степени компетентности и квалификации медицинской сестры.
Студенты средних медицинских учебных заведений включены в лечебно-профилактическую деятельность лечебно-профилактических учреждений с самого начала обучения, эта связь осуществляется на базе лечебно-профилактических учреждений путем вовлечения студентов в процесс ухода за пациентами. Своеобразие процесса обучения в среднем медицинском учебном заведении состоит в том, что непосредственное педагогическое руководство распределено между преподавателем и медицинской сестрой.
Подготовка студентов к профессиональной сестринской деятельности включает в себя:
1) знание теоретических основ, необходимых в сестринской практике,
2) формирование профессиональных умений и навыков.
И умения, и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение действий, тренировка.
Формирование умений происходит в процессе выполнения студентами соответствующих заданий (решения ситуационных задач, анализа ситуаций и т. п.) на фантомах, тренажерах в кабинете доклинической практики. Обеспечение выполнения будущими медицинскими сестрами таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы профессиональными способами деятельности, возможно на практическом занятии, когда студент под руководством медицинской сестры на рабочем месте выполняет ту или иную сестринскую работу.
В этом отношении обучение на практических занятиях может охватывать все стороны практической деятельности будущей медсестры. Студенты участвуют вместе с медицинской сестрой в реализации сестринского процесса, выполняя разнообразные виды сестринских работ, овладевая более широким кругом умений, чем, если бы они отрабатывали эти умения на тренажерах, фантомах, имитирующих сестринский процесс.
Включаясь в работу сестринского коллектива, участвуя в обсуждении результатов сестринской деятельности, студент непосредственно знакомится с медицинскими понятиями, овладевает коммуникативными умениями, умениями сотрудничать. Воспитательное воздействие на студентов оказывает как сама практическая деятельность, так и коллектив медицинских сестер. Воспитывается производственная дисциплина, коллективизм, уважение к традициям лечебно-профилактического учреждения. С первых дней к студенту относятся как, к полноправному сотруднику ЛПУ и на него возлагается такая же ответственность как на медработников.
Главной функцией производственной практики студентов-медиков в лечебно-профилактических учреждениях является профессионально-развивающая функция, имеющая целью формирование профессионализма будущего медицинского работника.
Формирование клинического опыта будущих специалистов-медиков идет в непосредственной связи с формированием их профессионализма, основными задачами в организации и осуществлении производственной практики выступают:
— связь производственной практики с практической деятельностью, в соответствии с требованиями и стандартами;
— формирование первоначальных элементов профессионального клинического опыта, которые заключаются в общих и специфических видах и формах деятельности медицинского работника.
В процессе производственной практики происходит усвоение студентами значимого опыта, накопленного за период учебы, раскрываются и реализуются положительные личностные качества, что способствует формированию творческой, самостоятельной и социально-активной личности выпускника. Знания студенты могут получить самостоятельно, а овладеть профессиональным поведением — только в процессе практической деятельности.
По сути, производственная практика в лечебно-профилактическом учреждении выступает как преддипломная производственная база, начало многофункциональной, целесообразной деятельности, в которой будущий специалист-медик способен сознательно использовать полученные им научные знания для достижения высокой эффективности своей работы. При этом результативность профессиональной деятельности будущего специалиста зависит не только от содержания выполняемого труда, но и от способности педагогов, выступающих организаторами практики, выработать у студентов положительную установку по отношению к своей будущей специальности и к профессиональной деятельности в целом.
Направленность образовательного процесса медицинского колледжа на формирование клинического опыта, предполагает способность и готовность молодого специалиста к продуктивному взаимодействию в медицинском коллективе, где выделяют понятия «адаптация», «профессиональная социализация» и «интеграция», под которыми понимается следующее: «адаптация» — первый уровень ознакомления с клинической действительностью, «вживания» студента в медицинские коллективы, в дальнейшем — взаимодействия, характеризующиеся приспособлением субъекта образовательной деятельности к новым условиям изменившейся учебной среды и изменяющейся социальной, когда новизной для студента выступает новый вид деятельности — производственная практика; профессиональная социализация — второй, более высокий уровень формирования клинического опыта, характеризующийся эффективным освоением социальных ролей и норм и успешным функционированием молодого специалиста в медицинском коллективе; интеграция — третий самый высокий уровень профессиональной социализации, характеризующийся успешностью и творческой активностью молодого специалиста по преобразованию (развитию) профессиональной сферы в соответствии с ценностями профессии.
Эффективность профессиональной деятельности студентов в ходе производственной практики находится в непосредственной зависимости от качества и своевременности его профессиональной адаптации в лечебно-профилактическом учреждении и в профессии в целом. В силу этого важнейшей функцией производственной практики выступает профессионально-адаптивная функция, направленная на приспособление студента к особенностям лечебно-профилактического учреждения, к своей будущей специальности, условиям работы, новому социальному окружению.
Процесс адаптации студентов (его успешность, время, контактность) в значительной степени зависит от основного коллектива, от сознательности студента, от мотивации и взаимоотношений личности и коллектива. Когда студент без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою деятельность, в полной мере работает профессионально, в соответствии с требованиями преподавателя, то учебная программа позволяет определить его адаптивный потенциал.
Уровень адаптированности студента на базовом этапе образования, его успешность и удовлетворенность ею оказывают воздействие на основные профессиональные качества, создают определенную атмосферу в коллективе в целом. Задача профессиональной адаптации заключается в том, чтобы было постоянное стремление к совершенствованию своей деятельности, способствующей эффективности конечного результата.
Адаптация студента к профессиональной деятельности в лечебно-профилактических учреждениях требует постоянного анализа адаптирующей способности профессии, рабочего места. Профессиональная адаптация является целостным процессом, на адаптацию студента к рабочему месту оказывают влияние все актуализированные факторы.
Профессиональная адаптация — это сложный многосторонний процесс, содержащий в себе психологический, социальный, физиологический, биологический аспекты. Уровни адаптированности студента в период производственной практики, наглядно представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровни профессиональной адаптации студента в период производственной практики
Лечебно-профилактическое учреждение | Медицинский колледж | |
Приобретение профессиональной компетен. | Знакомство со спец. медицинской профессии. | |
Приобретение профес. самостоятельности. | Освоение теоретических знаний. | |
Переход к самост. практической деятельности. | Формирование практических навыков. | |
Ознакомление с лечебным учреждением. | Готовность к профессиональной деятельности. | |
Таким образом, рассмотрение профессионально-адаптивных функций производственной практики позволяет моделировать организацию данного процесса как составную часть формирования профессионализма у будущих медсестер, а само пространство практической деятельности студентов рассматривать как единую гармоническую часть дидактической системы подготовки компетентного специалиста, имеющего не только теоретическую, но и глубоко практическую подготовку.
1.2 Сестринское образование — как часть системы здравоохранения
Важным звеном в системе здравоохранения является категория средних медработников, от квалификации которых зависят профилактика ряда заболеваний и жизнь пациента.
Поскольку сестринское дело является центральной частью индустрии охраны здоровья, в настоящее время резко изменяется отношение общества к медицинским сестрам, престиж данной профессии растет. Эффективность деятельности медицинских сестер во многом зависит от профессиональной грамотности, умения координировать работу, от отношения к сестринской службе руководства всех рангов. 5].
Профессия медсестры одна из самых разнообразных, требовательных, благодарных и волнующих. Содержание сестринского дела на протяжении веков менялось в соответствии с запросами каждой новой эпохи. Уникальной задачей медсестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делает это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. Медсестра проявляет инициативу, она контролирует выполнение этой работы, здесь она хозяйка, кроме того, она помогает пациенту выполнять все назначения, предписанные врачом.
Там, где к медсестре предъявляются высокие требования, ее роль в системе здравоохранения становится значительнее, повышается статус, что, в свою очередь, влияет на самооценку медсестры. 5]
Методологию современного образования можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Основной задачей образовательной методологии является формирование нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности. Сущность гуманитаризации образования — в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия.
Главная задача, которую должно решить среднее профессиональное учебное заведение — выпустить специалиста, готового к саморазвитию, самосовершенствованию, иначе, как писал русский философ Г. П. Федотов в 1938 году, «…есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России… Голая бездушная мощь — это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации».
Главными направлениями реформы российского среднего медицинского образования является обращение к человеку, его духовности, интеграция частных наук: формирование культуры мышления, нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.
Необходимыми условиями для реформы среднего профессионального образования являются:
— возрождение престижности образования;
— активное восприятие наук о человеке и обществе;
— демократизация;
— ориентация на новые технологии обучения.
Сестринское дело как часть системы здравоохранения содержит как профессиональные, так и непрофессиональные элементы, что отражается в философии среднего медицинского образования.
Цель подготовки специалистов со средним медицинским образованием обусловлена общественными потребностями и представляет собой социальный заказ общества, которое требует существенно улучшить качество подготовки медицинских работников среднего звена: их значение в поддержании здоровья населения, удлинении активного образа жизни людей, повышении их трудоспособности общеизвестно.
Формами освоения основной профессиональной образовательной программы среднего медицинского учебного заведения являются очная и очно — заочная (вечерняя).
Главные задачи среднего медицинского образования — обеспечить взаимосвязь знаний и практики; готовность к профессиональной деятельности по профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, научно-исследовательских учреждениях, учреждениях социальной защиты населения. 12].
В каждой стране своя система подготовки медицинских работников, но существуют общие критерии, модели сестринского дела, общие стандарты.
Система образования средних медицинских работников в России и за рубежом — многоуровневая см. табл.2.
Таблица 2. Структура сестринского образования в России и за рубежом
Структура сестр. образования за рубежом | Структура сестринского образования в России | |
Докторские программы Магистерские программы Подготовка сестр. персонала 1-й категории бакалаврские программы Подготовка сест. персонала 2-й категории Технический уровень Подготовка сестринского персонала 3-й категории Вспомогательный уровень | Подготовка медицинских сестер (высшее образование) Подготовка медицинских сестер (повышенный уровень образования) ; Подготовка медицинских сестер ; Подготовка младших медицинских сестер | |
Основные направления после дипломной подготовки сестринского персонала за рубежом:
1. Сестра клинических специальностей:
— коммунальная сестра;
— сестра инфекционного контроля;
— акушерка;
— сестра педиатрическая;
— сестра терапевтическая;
— сестра хирургическая и т. д.
2. Сестра-преподаватель
3. Сестра-менеджер (администратор).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы по специальности «Сестринское дело» при очной форме обучения:
— на базе среднего (полного) общего образования — 2 г. 10 мес.
— на базе основного общего образования — 3 г. 10 мес.
Процесс обучения в средних медицинских учебных заведениях — целостная система, в которой все составляющие ее компоненты (студенты, преподаватели, цели и задачи, содержание и средства, методы и организационные формы) выступают в тесной, органической взаимосвязи.
Подход к процессу обучения с точки зрения системного анализа, который в настоящее время становится все более характерным для современной дидактики, требует рассматривать не только внутреннюю структуру обучения и взаимосвязи между отдельными ее частями, но и структуру взаимосвязи между учебным процессом в учебном заведении и лечебно-профилактическим в практическом здравоохранении.
Соответствие форм образования и учебного режима трудовым режимам лечебно-профилактических учреждений — важный принцип организации учебного процесса в средних медицинских учебных заведениях. Действие этого принципа требует от руководителей учебного заведения и педагогов не только своевременного ознакомления с режимом труда лечебно-профилактических учреждений, но и тесного сотрудничества с их руководством и медицинским персоналом.
Стандарты сестринской практики, условия их применения Студенты средних медицинских учебных заведений включены в лечебно-профилактическую деятельность лечебно-профилактических учреждений с самого начала обучения, эта связь осуществляется на базе лечебно-профилактических учреждений путем вовлечения студентов в процесс ухода за пациентами. Своеобразие процесса обучения в среднем медицинском учебном заведении состоит в том, что непосредственное педагогическое руководство распределено между преподавателем и медицинской сестрой.
Подготовка студентов к профессиональной сестринской деятельности включает в себя:
— с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых в сестринской практике,
— с другой стороны — формирование профессиональных умений и навыков.
И умения, и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение действий, тренировка.
Формирование умений происходит в процессе выполнения студентами соответствующих заданий (решения ситуационных задач, анализа ситуаций и т. п.) на фантомах, тренажерах в кабинете доклинической практики. Обеспечение выполнения будущими медицинскими сестрами таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы профессиональными способами деятельности, возможно на практическом занятии, когда студент под руководством медицинской сестры на рабочем месте выполняет ту или иную сестринскую работу. В этом отношении обучение на практических занятиях может охватывать все стороны практической деятельности будущей медсестры. Студенты участвуют вместе с медицинской сестрой в реализации сестринского процесса, выполняя разнообразные виды сестринских работ, овладевая более широким кругом умений, чем, если бы они отрабатывали эти умения на тренажерах, фантомах, имитирующих сестринский процесс.
Включаясь в работу сестринского коллектива, участвуя в обсуждении результатов сестринской деятельности, студент непосредственно знакомится с медицинскими понятиями, овладевает коммуникативными умениями, умениями сотрудничать. Воспитательное воздействие на студентов оказывает как сама практическая деятельность, так и коллектив медицинских сестер. Воспитывается производственная дисциплина, коллективизм, уважение к традициям лечебно-профилактического учреждения.
Преподаватель вместе с медицинской сестрой намечает согласно учебной программе содержание конкретных заданий, связанных с планируемой сестринской работой, согласовывает критерии оценки за выполнение индивидуальных и групповых заданий с преподавателем учебного заведения. Таким образом, медицинская сестра лечебно-профилактического учреждения вовлекается в учебный процесс, что является составной частью ее профессиональной деятельности. Кроме того, во время профессионально — и учебно-производственной практики медсестры выполняют обязанности непосредственного методического руководства практикой студентов. Это предполагает активное педагогическое руководство со стороны медицинской сестры, которое должно обеспечить тесную взаимосвязь самостоятельной работы студентов с системой групповых занятий в медицинском училище или колледже.
Одна из задач сестринской практики заключается в предоставлении информации, ее объяснении и обеспечении ее понимания пациентами, таким образом, их знания углубляются. Процесс обучения сестринской практике подразумевает взаимосвязанную деятельность медработника и пациента. Результаты этой учебной деятельности во многом зависят от того, какой характер носит деятельность пациентов. Перефразируя слова А. Дистервега, можно сказать следующее: «Плохая медсестра преподносит истину, хорошая — учит ее находить».
Инструктируя пациента, когда ему следует принимать лекарства, медсестра ставит цель научить его делать это в нужное время. Объясняя родителям ребенка все положительные и отрицательные стороны вакцинации, медсестра подбирает убедительные примеры, иллюстрирующие значение вакцинации в профилактике тех или иных заболеваний, в то же время предоставляет им право выбора. Задача обучения решается и в случае демонстрации больному диабетом техники выполнения инъекции инсулина. Большое значение в этом процессе имеет волевая и физическая активность пациентов, особенно когда речь идет о процессе обучения двигательным навыкам, навыкам самоухода. Активность связана с самостоятельностью мысли, действий, играет большую роль в принятии решений.
Медицинская сестра должна так руководить деятельностью пациента, чтобы он был убежден в необходимости данного вывода из знакомых ему фактов и явлений.
Принцип наглядности в просветительской деятельности медицинской сестры опирается на реальные представления пациента. Начинать познание необходимо с чувственного, конкретного восприятия, то есть с живого созерцания. Наглядное восприятие является начальным звеном процесса обучения. Памятки, плакаты, санитарные бюллетени — наглядные средства, которые использует медицинская сестра в своей повседневной работе. Показывая двигательные действия или действия по самоуходу, медсестра почти всегда предлагает пациентам попробовать выполнить их, чтобы тем самым привлечь для осознания свои двигательные ощущения; кроме того, привлекает все виды средств наглядности в процессе обучения пациентов (натуральные, объемные, изобразительные, символические, графические). Примерами изменения отношения и поведения людей к здоровому образу жизни в просветительской сестринской деятельности могут служить распространение мнения о том, что курение антисоциально, обучение людей, как бросить курить, просвещение по поводу «разумного» потребления алкоголя, соблюдения «правильной» диеты, пропаганда физических упражнений.
Практические занятия как форма организации самостоятельной работы под руководством преподавателя преследует цель закрепления, систематизации знаний, однако ведущая цель — выработка у студентов умения применять знания для решения профессиональных задач. Для проведения практического занятия в учебных планах предусматриваются специальные часы, разрабатываются план и технологическая карта, где указываются цели обучения. В примерных и рабочих программах по дисциплинам определяется тематика практических занятий. Студенты отрабатывают практические умения и навыки небольшими группами. Обучение в данном случае коллективно-индивидуализированное. Опираясь на учебные пособия управляющего типа и современные технические средства, преподаватель организует самостоятельную работу студентов, направляет познавательную деятельность каждого из них, что обеспечивает высокое качество усвоения учебного материала. Практическое занятие не всегда обеспечивает управление с обратной связью, что объясняется высокой наполняемостью групп. Однако студенты (при высокой квалификации преподавателя) на каждом практическом занятии получают индивидуальное руководство. С этой точки зрения выигрышным является обучение в «малых группах», которое проводится, например, в форме практических занятий по специальным дисциплинам. Такое обучение требует соответствующего дидактического обеспечения студентов управляющими учебными материалами. Такими дидактическими материалами могут быть методические разработки управляющего типа, технологические протоколы сестринских процедур, схемы, таблицы, карточки-задания и т. д. Преподаватель консультирует, наблюдает и показывает. Каждый студент оформляет результаты практической деятельности на занятии в виде отчета.
На практических занятиях по основам фармакологии, анатомии с физиологией, психологии и других общепрофессиональных дисциплин студенты изучают и анализируют нормативную документацию, справочные материалы, выполняют задания с их использованием, проводят расчет и анализ различных показателей, у студентов формируются умения наблюдения за поведением человека, выписывания рецептов, решения психологических задач, общения с пациентом и его родственниками и т. д., которые в дальнейшем должны быть использованы для выполнения профессиональных умений и навыков.
Особую роль практические занятия должны играть при изучении специальных дисциплин:
— основы сестринского дела,
— сестринского дела в терапии, педиатрии и др.
В ходе практических работ студенты должны овладеть умениями и навыками работы:
— с медицинской документацией, сестринского обследования,
— выявления проблем и нарушения удовлетворения жизненно важных потребностей человека,
— выполнения медицинских манипуляций при реализации сестринского процесса,
— оказания помощи пациенту при неотложных состояниях и др.
Для подготовки студентов к их профессиональной деятельности важно развивать у них интеллектуальные умения, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать, намечать конкретные пути для решения той или иной практической задачи.
Оценка практических знаний студентов Должным образом организованное практическое обучение может приносить реальную пользу не только студентам и преподавателям, но и ЛПУ, как в теоретическом, так и в практическом плане.
На практических занятиях, при прохождении практики в лечебно-профилактических учреждениях для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания, например:
— провести различные измерения,
— собрать набор инструментов,
— определить причины заболевания, настроить прибор,
— заполнить медицинскую документацию,
— изготовить конкретные перевязочные материалы,
— выполнить сестринскую практическую работу,
— проанализировать производственную ситуацию, и т. д.
В процессе наблюдения за ходом таких работ — последовательностью, самостоятельностью, уверенностью в действиях — выявляется сформированность умений общаться с пациентами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (диагностические, ситуационные, имитационные и др.), подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности студента к практической деятельности, развитие таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний в нестандартных ситуациях.
Практика всегда вносит свои коррективы в багаж студенческих знаний. Работа в ЛПУ зачастую удивляет студентов медицинских колледжей, желающих быть верными своему призванию и идеальным представлениям о нем. В то же время медсестры испытывают сегодня трудности в связи с реформированием сестринской практики. Но все медсестры хотят работать так, чтобы реально помогать пациентам. Вот почему серьезного изучения требует взаимосвязь сестринского образования с практической работой медсестер. Уход за пациентом всегда осуществляется в конкретной, порой весьма сложной обстановке. Такое столкновение с действительностью позволяет ясно увидеть дефекты или пробелы в сестринском образовании.
Практическая проверка — это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе деятельности, так и по ее результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность студентов следующие:
— правильность применения приемов работы;
— рациональная организация труда и рабочего места;
— выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструментов, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении задания).
По окончании производственной практики студенты должны предоставить дневник и отчет о производственной практике, заключение руководителя практики от учреждения здравоохранения. Отчет студента по результатам практики должен представлять собой не только описание выполненной работы, но и ее анализ с опорой на пройденный теоретический курс, проработанную в период практики дополнительную и справочную литературу. В отчете должны быть представлены и результаты выполнения индивидуального задания. Только такой отчет может служить основанием для определения приобретенных в период практики умений.
Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения студентов в средних специальных учебных заведениях — не только усвоение ими определенной системы знаний, но и главным образом формирование профессиональной готовности решать практические задачи. Такая готовность определяется степенью развития системы умений и прежде всего профессиональных. Основное внимание обращается при выполнении работы на конечный результат. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. Не менее важно учитывать и овладение студентами наиболее рациональными приемами выполнения практической работы. В процессе выполнения профессиональных заданий студент обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень теоретических положений, т. е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний.
Практика проходит обычно по окончании семестра, целью, которой является дать возможность студентам как можно полнее познакомиться с особенностями работы в подразделениях ЛПУ. По окончании производственной практики студенты должны предоставить дневник и отчет о производственной практике, заключение руководителя практики от учреждения здравоохранения.
К сожалению, студенты не до конца осознают важность производственной практики как составляющей учебного процесса. Частично это связано с проблемой критериев оценки. В конечном итоге, «жалея, прощая, становясь на место студента», старшие сестры чаще оценивают практику на «отлично». И студент приходит на зачет с 6−7 «пятерками» по циклам. Чтобы получить возможность оценить реальные знания практиканта, необходим перечень требований к студенту (или как мы теперь говорим, стандарт), выполнив которые, он вправе рассчитывать на отличную отметку. В них могут входить требования к ведению дневника, внешнему виду, явка на ротации, участие в обсуждении историй, замечания куратора по практике, участие в санитарно-просветительской работе, организация досуга пациентов, работа с родственниками и т. д.
Чтобы получить возможность оценить реальные знания практиканта, необходимо чтобы сестра доверяла, она должна показать и проверить, как справился студент с вверенной ему задачей.
Как оценивают практику сами студенты? Для этого во время прохождения производственной практики даются анкеты — опросники, которые сдаются по окончании производственной практики, где студенты могут написать свои отзыв о практике. Это делается в целях выявления негативных сторон организации практики, и в последующем улучшения и устранения недочетов при организации производственной практики.
Главные задачи среднего медицинского образования — обеспечить взаимосвязь знаний и практики; готовность к профессиональной деятельности по профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, научно-исследовательских учреждениях, учреждениях социальной защиты населения.
2.Педагогические условия производственной практики студентов медицинского колледжа
2.1 Роль менеджера сестринского дела в организация производственной практики в ЛПУ
Производственная практика является самым важным этапом в начале профессиональной деятельности студента.
Важнейшее звено в системе здравоохранения это категория средних медицинских работников, от квалификации которых зависит профилактика ряда заболеваний и жизнь пациента. Поэтому важнейшей задачей правильной организации производственной практики студентов в условиях поликлиники является достижение наивысшей эффективности и качества выполнения практических заданий.
Республиканская детская клиническая больница является крупным лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим все виды специализированной медицинской помощи детскому контингенту.
Травматолого — ортопедическое отделение — является экстренным отделением на 45 коек. В отделении осуществляются следующие виды медицинской помощи: вправление вывихов; репозиция переломов; проведение оперативных вмешательств детям с врожденными дефектами; наложение гипсовых повязок при переломах; лечение вытяжением.
2.1.1 Реализация мотивационного подхода, особенно в начале практики
Студенты средних медицинских учебных заведений включены в лечебно-профилактическую деятельность лечебно-профилактических учреждений с самого начала обучения, эта связь осуществляется на базе лечебно-профилактических учреждений путем вовлечения студентов в процесс ухода за пациентами. Своеобразие процесса обучения в среднем медицинском учебном заведении состоит в том, что непосредственное педагогическое руководство распределено между преподавателем и медицинской сестрой.
Подготовка студентов к профессиональной сестринской деятельности включает в себя:
1) знание теоретических основ, необходимых в сестринской практике,
2) формирование профессиональных умений и навыков.
И умения, и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение действий, тренировка.
Формирование умений происходит в процессе выполнения студентами соответствующих заданий (решения ситуационных задач, анализа ситуаций и т. п.) на фантомах, тренажерах в кабинете доклинической практики. Обеспечение выполнения будущими медицинскими сестрами таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы профессиональными способами деятельности, возможно на практическом занятии, когда студент под руководством медицинской сестры на рабочем месте выполняет ту или иную сестринскую работу.
В этом отношении обучение на практических занятиях может охватывать все стороны практической деятельности будущей медсестры. Студенты участвуют вместе с медицинской сестрой в реализации сестринского процесса, выполняя разнообразные виды сестринских работ, овладевая более широким кругом умений, чем, если бы они отрабатывали эти умения на тренажерах, фантомах, имитирующих сестринский процесс.
Включаясь в работу сестринского коллектива, участвуя в обсуждении результатов сестринской деятельности, студент непосредственно знакомится с медицинскими понятиями, овладевает коммуникативными умениями, умениями сотрудничать. Воспитательное воздействие на студентов оказывает как сама практическая деятельность, так и коллектив медицинских сестер. Воспитывается производственная дисциплина, коллективизм, уважение к традициям лечебно-профилактического учреждения. С первых дней к студенту относятся как, к полноправному сотруднику ЛПУ и на него возлагается такая же ответственность как на медработников.
2.1.2 Работа студентов малыми группами
Заведующая практикой вместе со старшей медицинской сестрой намечает согласно учебной программе содержание конкретных заданий, связанных с планируемой сестринской работой, согласовывает критерии оценки за выполнение индивидуальных и групповых заданий с заведующей практикой учебного заведения.
Практика проходит обычно в марте-апреле по окончании семестра. После третьего курса практика по профилю продолжается 4 недели (1 неделя равна 6 рабочим дням по 4,5 часа), целью, которой является дать возможность студентам как можно полнее познакомиться с особенностями работы в подразделениях поликлиники. Ежегодно на практику в отделение направляется до 25 человек студентов. После окончания практики студент должен представить «Дневник практики», анкетуотзыв на отделение ЛПУ, сотрудников; характеристику с оценкой из отделения на студента, прошедшего практику.
Для проведения производственной практики заведующая практикой (куратор) группы студентов предоставляет старшей медсестре отделения ЛПУ рабочую программу практических занятий по специальности «Сестринское дело», где расписано количество проводимых занятий, время, тема, содержание. По этой программе идет распределение студентов по рабочим местам и цикличный переход студентов в различные подразделения ЛПУ по подгруппам Для полного ознакомления студентов с особенностями работы дается возможность осуществления практических навыков, оказывая различные виды помощи в отделении, которая по времени распределяется следующим образом:
Таблица 3. Распределение времени практики студентов в ТОО РДКБ
Место прохождения практики | Период работы | ||||||
Пост | 3дня Работа на посту: знакомство с работой постовой медсестры, освоение принципов и методов работы | 3дня Изучение документации, заполнение и ведение документации | 3дня Самостоятельная работа под контролем медсестры | ||||
Процедурный кабинет | 3дня. Знакомство с работой, Освоение техники введения инъекций, Самостоятельная работа под контролем медсестры | ||||||
Перевязочный кабинет | 3дня. Знакомство с работой перевязочного кабинета, наложение различных видов повязок больных под контролем медсестры, заполнение мед. документации | 3дня. Самостоятельная работа под контролем медсестры; Знакомство с работой перевязочного кабинета, освоение техники перевязок | |||||
Гипсовая | 1день. Знакомство с работой кабинета, оснащением, вед. док., методом наложения гипсовых повязок | ||||||
Работа в отделении | 1день В раздаточной | 1 день Дезинфекционно-стерилизационной | 1день Приемном отделении | 1день Обход с врачом | |||
Знакомство с особенностями работы медсестры | |||||||
Первое занятие со студентами проходит в виде беседы: старшая медсестра, как руководитель среднего медицинского персонала проводит разъяснительную работу среди студентов, где знакомит студентов с режимом ЛПУ, графиком работы сотрудников, техникой безопасности при работе с электроприборами, затем распределяется места прохождения практики и объем работы. Студенты работают под руководством медсестер или врачей, по утвержденному графику для студентов. Все наблюдения, участия в какой-либо манипуляции, или выполнение самостоятельной работы студенты должны вносить в «дневник практики».
Работа в отделении начинается непосредственно с приемного отделения, откуда больные поступают в отделения.
Студенты, проходящие практику в приемном отделении, знакомятся с оформлением документации при поступлении больного в лечебное учреждение, что в дальнейшем помогает студентам быстро ориентироваться в самостоятельной работе во время производственной практики.
Студенты непосредственно отрабатывают главные задачи медицинского персонала:
— ведет предварительную и неотложную запись поступающих больных в ЛПУ, так и по телефону;
— обеспечивает четкое регулирование интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи;
— проводит своевременный подбор и доставку медицинской документации в отделения.
Медицинскому регистратору — студенту отводится большая роль в деле правильной организации приема больных. Он первым встречает больного, беседует с ним, в необходимых случаях помогает больному разобраться в организации приема.
Медицинский регистратор — студент, чтобы правильно решать вопросы регулирования потока больных, под контролем регистратора разбирается в вопросах сортировки больных по медицинским показаниям.
Пациенты должны иметь исчерпывающие сведения о режиме работы всех подразделений ЛПУ: время и место приема населения главным врачом и его заместителями; адреса дежурных поликлиник и стационаров района (города), оказывающих экстренную специализированную помощь населению в воскресные дни, поэтажный указатель врачебных кабинетов; номера телефонов вызова врачей на дом и вызова дежурных врачей в дневное и вечернее время, часы и объем работы кабинетов доврачебного приема, правила подготовки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализу крови и т. д.).
Далее самое большое обращение больных за медицинской помощью приходится в отделениях стационара, поэтому большая часть студентов распределяется в отделения различного профиля, где студенты принимают непосредственное участие в работе медсестер, помогая выполнять назначения врача под руководством и контролем медсестры. Там, где отсутствует медсестра, некоторые студенты самостоятельно ведут работу под руководством и контролем врача.
В отделениях самая разнообразная работа:
— подготовка документации (журналы, бланки направлений, рецепты, и др.);
— подготовка историй болезни для врача, вновь поступивших больных в отделение на лечение;
— подготовка анализов, пришедших с лаборатории (просмотр и отчет о неблагополучных анализах врачу, подклейка в истории болезни);
— подготовка, необходимых дезинфицирующих растворов для обработки инструментария;
— подготовка необходимого инструментария на обход (термометров, шпателей, тонометров);
— подготовка необходимых лекарственных препаратов для оказания первой помощи (таблеток, ампулированных препаратов для инъекций).
До проведения обхода медсестра проводит беседу и инструктаж студента по предстоящей работе, чтобы не произошло недоразумений во время работы.
Во время проведения обхода студентам предлагается разъяснять больным подготовку на те или иные процедуры, время приема лекарственных препаратов; сопровождение на дополнительные обследование больных.
После обхода медсестры заполняют документацию на посту: температурный лист, выписывают из историй болезни назначения врача, передают в процедурный кабинет, выписывают назначенные лекарственные препараты, составляют требования, и подают заявку старшей медсестре; выписывают назначения врача на дополнительные методы исследования больных; составляют порционные требования для питания больных в отделении и подают заявки в пищеблок.
Работа студентов проходит в процедурном кабинете, непосредственно под контролем медсестры. Работа в процедурном кабинете начинается с подготовки кабинета: обработка поверхностей, подготовка инструментария, стерильного материала и лекарственных препаратов на первую доврачебную помощь (так как медсестра в кабинете работает одна без врача, она должна в случае необходимости оказать больному первую доврачебную помощь); проведение инъекций проводится по графику (так как различные лекарственные препараты, по инструкции делаются в разное время). Под контролем процедурной медсестры студентам доверяется выполнение инъекций, подготовка кабинета к работе, дезинфекция инструментария, подготовка дезинфицирующих растворов, записи в документации (журналы, процедурные листы и др.), при возникновении нестандартных ситуаций (внезапное аллергическое состояние больного), студент принимает решения по оказанию доврачебной помощи, что оценивается процедурной медсестрой.
Следующий этап производственной практики студента — перевязочный кабинет, который предусматривает следующее:
— подготовка кабинета на прием больных: перевязочного материала (бинтов, лангет, марли и др., необходимого инструментария, дезрастворов);
— подготовка инструментов для выполнения каких-либо манипуляций, стерильного материала.
Студент, проходящий практику в перевязочном кабинете, выполняет все предложенные ему манипуляции и мероприятия непосредственно под контролем медсестры.
В перевязочном кабинете под контролем медсестры студенты принимают участие в изготовлении перевязочного материала, подготовку перевязочного материала к стерилизации, самостоятельно накладывают асептические повязки на раны, проводят дезинфекцию инструментария и подготовку к стерилизации.
В лаборатории студенты знакомятся с оснащением, видами проводимых анализов и методами выполнения тех или иных видов исследования, с документацией. В лаборатории студенты ведут наблюдение за выполнением работы лаборантов, помогают в подготовке необходимого инструментария для проведения исследований, заполняют документацию под контролем лаборантов, результаты анализов вносят в журналы и раскладывают в пакеты амбулаторного приема для врачей-специалистов.
Студенты после прохождения каждого цикла практики по графику должны ознакомить старшую медсестру, и каждый этап практики должен быть подтвержден и подписан старшей медсестрой. После окончания практики на каждого студента старшая медсестра составляет отзыв (характеристика на студента прошедшего практику) и выставляется оценка («удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). Студенты сдают дневники практики старшей медсестре на контроль после каждого цикла практической работы, где за каждый цикл выставляется оценка. В конце практики студенты в обязательном порядке должны сдать старшей медсестре «Дневники практики» и предоставить анкету-отзыв о проведенной практике, откуда извлекаются положительные или отрицательные стороны организации производственной практики для студентов.
2.2 Оценка и анализ практической деятельности студента
2.2.1 Сочетание теоретической и практической подготовки
На базе РДКБ был проведен эксперимент. Цель выявить уровень теоретических знаний и практических навыков студентов. В исследовании участвовало 12 студентов из группы 25человек (группа была поделена на 2 подгруппы: 1-ая группа — основная, 2-ая группа — экспериментальная) в различных подразделениях ЛПУ. На начальном этапе была проведена проверка знаний. Проверка знаний проводилась путем опроса студентов, выполнения ими тестовых заданий и практических манипуляций. Нормы оценок следующие:
А) балл «5» ставиться за безошибочное и вполне самостоятельное выполнение всех приемом и способов работы и качественных показателей
(в пределах установленных требований);
Б) балл «4» ставиться за правильное самостоятельное выполнение всех приемом и способов работы в пределах установленных требований, при наличии единичных и несущественных недочетов;
В) балл «3» ставиться за выполнение операций с несущественными недочетами в приемах и способах работы при единичных случаях невыполнения установленных качественных требований;
Г) балл «2» ставиться за выполнение действий с грубыми ошибками в приемах работы или неумение обеспечить установленные качественные показатели в работе, за существенные недочеты в организации деятельности.
Контроль обучения, как часть дидактического процесса ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения.
В этой связи тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) — это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися.
Преимущество тестов в его объективности проверки и оценки знаний от преподавателя. В отличии от других методов контроля, тесты достижений проверяют в основном знания и поэтому являются эффективным средством контроля только с другими методами. Оценка уровня знаний определяется количеством правильно выполненных тестовых заданий. Оценка «Удовлетворительно» соответствует 60% правильных ответов; «Хорошо» 70%; оценка «Отлично» — 80% и более. Требования к испытуемым:
* уметь оказать неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф;
* вводить лекарственные препараты, противошоковые средства (при анафилактическом шоке) больным по жизненным показаниям (при невозможности своевременного прибытия врача к пациенту) в соответствии с установленным порядком действий при данном состоянии;
* обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарств пациентами;
* вести утвержденную учетно — отчетную медицинскую документацию;
* проводить санитарно — просветительную работу по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни;
* обеспечить инфекционную безопасность (соблюдать правила санитарно — гигиенического и противоэпидемиологического режима, асептики, правильно хранить, обрабатывать, стерилизовать и использовать изделия медицинского назначения);
* осуществлять все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами (первичную оценку состояния пациента, интерпретацию полученных данных, планирование ухода совместно с пациентом, итоговая оценка достигнутого);
проводить качественную и своевременную подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям.
Таблица 4. Уровень знаний студентов на начальном этапе в процессе проведения эксперимента.
№ п/п | Испытуемые | № среза | группа | Оценка | Качественная успеваемость (%) | |
1. | Работа в приемном отделении | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
2. | На обходе больных | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
3. | Работа в манипуляционном кабинете (гипсовая) | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
4. | Работа в лаборатории | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
5. | Работа на посту с медсестрой | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
6. | Работа в процедурном кабинете | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
8. | Работа в перевязочном кабинете | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
9. | Работа в хирургическом кабинете | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
Средний балл | Первый | Э | 4,8 | |||
второй | К | 3.6 | ||||
Как мы видим из таблицы уровень знаний студентов на начальном этапе 69%, средний балл 4,8 в экспериментальной группе, а в контрольной группе 58% и средний балл 3,6. Мы видим, что на высоком уровне находятся теоретические знания студентов в экспериментальной группе, а в контрольной группе уровень теоретических знаний остается низким. Поэтому необходимо внедрить современные формы в практическую работу со студентами, повысить уровень практических навыков студентов.
Практическая проверка — это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе деятельности, так и по ее результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность студентов следующие:
— правильность применения приемов работы;
— рациональная организация труда и рабочего места;
— выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструментов, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении задания).
Критерии подготовленности студента по специальности оцениваются по следующим уровням:
— уровень практических умений, продемонстрированных студентом при выполнении практических заданий;
— уровень знаний и умений, позволяющих решать ситуационные профессиональные задачи.
Целью исследования данной темы является студент медицинского колледжа. Что может помочь студенту освоить профессию так, чтобы, придя на рабочее место, ему не пришлось бы заново осваивать те азы, которые он получил в колледже теоретически?
Как один из критериев оценки деятельности студента рассмотрены анкетирование и опрос медсестер травматологического отделения, где студенты проходили практику. В дополнение к анкетированию сотрудников были рассмотрены анкетыотзывы о практике (по мнению студентов).
При решении проблем совершенствования организации труда медсестер важное значение приобретает технология работы. Мною проведен анализ деятельности двенадцати студентов, проходивших производственную практику в отделении.
Продолжительность наблюдения за каждым студентом по графику практики. При его проведении использовалось непосредственное наблюдение, хронометраж и экспериментальный метод.
1. Работа медсестры в отделении (8.00 — 11.00 — 50%):
а) заполнение документации на посту — 20%;
б) проведение обхода (осмотр больных) с врачом — 15%;
в) распределение назначений врача — 10%;
д) раздача лекарств — 3%;
е) санитарно-просветительная работа, проведение бесед с больными -2%;
2. Работа с историями болезней; заполнение форм -13%.
3. Оперативное совещание с 13.00 — 13.30−6%:
а) учеба по гражданской обороне и особо — опасным инфекциям;
б) сестринские конференции.
4. Выполнение самостоятельной работы с 13.30 — 16.00 — 31%:
а) Подготовка информации на следующий день- 10%;
б) выполнение врачебных назначений, беседы с больными, обучение самоуходу- 19%;
в) получение информации о назначении врача — 2%.
Проведенный хронометраж рабочего времени медсестер показывает, что только 19% рабочего времени медсестра тратит на общение с пациентами: выполнение врачебных назначений, беседы с больными и обучение самоуходу, как видно из рис. 2.
Рис. 2 Диаграмма хронометража рабочего времени медсестры травматологического отделения:
50% - Время, затраченное на различные виды работ
19%- Выполнение врачебных назначений, беседы с больными, обучение самоуходу
13%- Работа с историями болезней
10% - Время, затраченное на подготовку информации
6%- Оперативные совещания
2%- Получение информации о назначении врача Были изучены размеры и частота использования на посту отдельных форм медицинской документации. Исследовательская работа проводилась при активном участии медсестер, замечания и пожелания, которые были учтены на следующих этапах исследования. В работе медсестры ведется следующая оперативно — учетная документация:
— история болезни стационарного больного;
— статистический талон для регистрации заключительного (уточненного) диагноза;
— дневник учета работы среднего медперсонала;
— направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты;
— журнал учета проведенных перевязок;
— журнал учета проедур;
— журнал кварцевания;
— журнал санитарного осмотра больных;
— журнал генеральных уборок;
— журнал приема и сдачи смены;
— журнал врачебных назначений;
— журнал движения больных План сестринского ухода отражает основные этапы сестринского процесса. В нем медсестра ежедневно фиксирует различные проблемы пациента (физиологические, психологические, духовные, социальные), сестринские действия, необходимые для их решения, оценивают эффективность вмешательства.
Сестринский процесс, как и врачебный необходимо рассматривать, как два равнозначных элемента лечебно — диагностического процесса, дополняющего один другой. В этом плане теоретическая и практическая подготовка медсестры, как самостоятельного специалиста, работающего вместе с врачом,
(а не «слепого «исполнителя воли врача) приобретает ведущее значение. Для этого медсестра должна знать и уметь выполнять все, что оговорено в «Положении о медсестре ЛПУ» «Сборника технологий и стандартов по выполнению работ палатными медицинскими сестрами».
Предпосылкой качественной работы среднего медперсонала, является организация системы управления и контроля текущих процессов.
Внедренная система контроля и оценки качества работы медсестер на основе контроля элементов текущих процессов, состоит из следующих этапов:
1. Изучение всех элементов, стандартов и технологий «Сборника палатных сестер» старшими медицинскими сестрами.
2. Организация систематической учебы всех медсестер в отделении с принятием зачетов по «Сборнику технологий и стандартов по организации и выполнению работ палатными медсестрами».
3. Обеспечение такими сборниками всех медицинских сестер.
Только после выполнения вышеперечисленных мероприятий можно проводить систему контроля.
Стандарты палатных медсестер, выглядят следующим образом с дополненными элементами для участковых медсестер:
1.Уровень теоретической и практической подготовки, который должен контролировать на основе тестирования персонала не реже одного раза в год по результатам систематических занятий по повышению квалификации в отделении, больнице и на основе квалификационных требований. — Оценка 5 баллов.
2.Соблюдение стандартов ведения медицинской документации, оснащения рабочего места. — Оценка 4 балла.
3.Соблюдение технологий ухода за пациентами. — Оценка 5 баллов.
4.Соблюдение технологий выполнения манипуляций и процедур. — Оценка 6 баллов.
5.Своевременность выполнения врачебных назначений. — Оценка 6 баллов.
6.Соблюдение технологий по отбору и доставке биопроб для клинических исследований. Оценка 5 баллов.
7.Соблюдение санэпидрежима. — Оценка 7 баллов.
8.Соблюдение технологий по подготовке пациентов к различным видам исследования. — Оценка 4 балла.
9. Соблюдение деонтологических принципов (жалобы, мнение пациента о медицинском работнике). — Оценка 3 балла.
Итого: 46 баллов.
В стандартах для палатных медсестер не рассматривается человеческий фактор при оценке качества работников, где рассматривается лишь техническая сторона выполнения должностных инструкций.
Сестринское дело представляет собой диалог — межличностное общение человека с человеком, медсестры с пациентом. При госпитализации пациента, его переводе и выписке из больницы, в процессе дои послеоперационного ухода, обучения и подготовки пациента к различным процедурам медсестре необходимо уметь налаживать, поощрять и поддерживать соответствующее общение с пациентами.
Основой для коммуникации и в конечном итоге для построения взаимоотношений служат участие, открытость, умение слушать, воспринимать принимать чужие взгляды, сопережевать (эмпатия), быть искренним и уважать другого человека. Коммуникация лежит в основе гуманистической сестринской помощи. Сестринское дело — это больше, чем доброжелательное и технически грамотное оказание помощи. Это также ответственные, заботливые взаимоотношения, и значимость этих взаимоотношений требует осмысленности, основанной на осознании самого себя и индивидуальности другого человека. Именно коммуникативные отношения между пациентом и медсестрой должны являться еще одним из критериев оценки качества участковой медсестры, то есть при разработке стандартов были учтены эти критерии для реализации действий медсестры по решению психологических проблем пациента.
Существует девять основных критериев по которым оценивают качество выполнения элементов сестринского процесса участковой медсестры. Поскольку в понятие качественной медицинской услуги входит и мнение пациента — следует осуществлять сбор мнений пациентов о той или иной медсестре, причем, сбор этой информации может осуществляться либо путем раздачи анонимных анкет, либо методом интервью, либо информацией в журнале отзывов и предложений. Мнение пациентов о работе среднего медперсонала позволит раскрыть и психологические аспекты взаимодействия персонала с пациентами. Контроль за качеством работы медсестры осуществляет старшая медсестра, которая в отделении является основным экспертом. Это не исключит возможности привлечения высших экспертов для оценки качества сестринского процесса.
Оценка качества работы медсестры проводиться по трем параметрам:
1 .Выполнение сестринского процесса полностью соответствует нормативам заложенным в сборнике технологий и стандартов. Выставляется максимальное число баллов данного элемента технологии.
2.Выполнение сестринского процесса не полностью соответствует нормативам, заложенным в сборнике технологий и стандартов. Выставляется 50% от максимального числа баллов.
3.Выполнение сестринского процесса не соответствует нормативам заложенным в сборнике технологий и стандартов. Выставляется 0 баллов.
По результатам контроля на рабочем месте конкретной медсестры рассчитывается И.К.К. интегральный коэффициент качества, который составляет отношение суммы фактически набранных баллов к их максимально возможному числу. Число баллов получаемых по итогам контроля несут в себе функцию коэффициента весомости, так как чем для отделения важнее показатель, тем больше число баллов может быть ему присвоено. По итогам месяца, квартала, года подводятся итоги с расчетом И.К.К., от И.К.К. зависит сумма приработка медсестры за месяц (чем ближе И.К.К. приближается к 1, тем больше сумма приработка. По результатам контроля оценка выставляется в контрольную карту медсестры или специальный журнал учета уровня качества работы медсестры.
По результатам контроля, за работой всех категорий среднего медперсонала можно вычислить уровень качества работы медсестры за месяц, квартал, год.
2.2.2 Организация непрерывного процесса управления и контроля за текущими результатами деятельности студентов
Для оценки практической работы студента были применены оценочные карты, где медсестрами проставлялись баллы за практическую работу студентов. Оценочная карта по отдельному студенту, проходившему практику в травматолого-ортопедическом отделении РЛКБ, показала удовлетворительную работу студентов.
Медсестры оценивали данного студента, как работника выполняющего все сестринские процессы удовлетворительно, о чем свидетельствует индивидуальный коэффициент качества (ИКК), выставленный в оценочных картах, где видно отношение суммы фактической (196 и 157 баллов), к их максимальному числу баллов (255 и 204). Полученный коэффициент равен 0,77.
Таблица. Оценочная карта студента
№ п/п | Ф.И.О. студента | Элементы процесса и максимальное число баллов | Итого баллов | Интегральный коэффициент качества | |||||||||||
Соблюдение стандартов ведения медицинской документации | Соблюдение технологии ухода за больными | Соблюдение выполнения техники манипуляционных процедур | Соблюдение выполнения назначений врача | Соблюдение технологии по отбору биопроб для клинич. исследований | Соблюдение санэпидрежима | Соблюдение технологии подготовки больных к разл.исслед. | Соблюдение деонтологических принципов | Умение оценить терапевтич. эффект лечения и выявить побочный эффект от лекарственной терапии | Готовность к оказанию неотложной помощи при острых терапевтических состояниях | Владение методами малой психотерапии | |||||
Исмагилова К.А. | 2,5 | 3,5 | 0,77 | ||||||||||||
Аллагулова З.И. | 2,5 | 2,5 | 3,5 | ||||||||||||
Козлов С.А. | |||||||||||||||
Бычкова Р.С. | 2,5 | 36,5 | |||||||||||||
171,5 | |||||||||||||||
Рахмат. З.А. | 2,5 | 3,5 | 2,5 | 38,5 | 0,77 | ||||||||||
ПудовВ.А. | |||||||||||||||
Овчинникова З.П. | 3,5 | 34,5 | |||||||||||||
Истомина Л.М. | 3,5 | 2,5 | |||||||||||||
Юмангулова Л.Ф. | 3,5 | 46,5 | 0,77 | ||||||||||||
Ахтямова Р.К. | |||||||||||||||
Попова О.В. | 2,5 | 3,5 | |||||||||||||
Селиванова С.В. | |||||||||||||||
171,5 | |||||||||||||||
Итог работы студента на практике медработники оценили следующим образом:
— «Отлично» — 65%
— «хорошо» — 30%
— «удовлетворительно» — 5%,
из чего следует, что к 5% студентов, оцененных «удовлетворительно» относятся студенты, которые легкомысленно отнеслись к приобретенным своим теоретическим знаниям и применения их на практике.
Таблица 5. Уровень знаний студентов в конце практики в процессе проведения эксперимента.
№ п/п | Испытуемые | № среза | группа | Оценка | Качественная успеваемость (%) | |
1. | Работа в приемном отделении | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
2. | На обходе больных | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
3. | Работа в манипуляционном кабинете (гипсовая) | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
4. | Работа в лаборатории | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
5. | Работа на посту с медсестрой | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
6. | Работа в процедурном кабинете | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
7. | Работа в перевязочном кабинете | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
8. | Работа в хирургич. кабинете | Первый | Э | |||
второй | К | |||||
Средний балл | Первый | Э | 4,6 | |||
второй | К | 3,8 | ||||
Как мы видим из таблицы, уровень знаний студентов после проведенной практики на рабочих местах повысился, в экспериментальной группе средний балл 4,6 — качественная успеваемость 77%, отмечается положительный эффект, а также уровень усвоения практических навыков также находится на высоком уровне по сравнению с контрольной группой. В контрольной группе мы видим результат противоположный — средний балл 3,8- качественная успеваемость 69%, откуда видно, что усвоение практических навыков повысился не намного.
Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы получено подтверждение гипотезы о том, что деятельность менеджера сестринского дела по организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ будет успешной при обосновании и реализации педагогических условий, расширяющих возможности учебно-производственной практики.
Проведем также сравнение уровня знаний в целом в экспериментальной и контрольной группах. Данные этого эксперимента представлены в таблице 6 и на диаграммах 4, 5.
Таблица 6. Сформированность уровня знаний в конце опытно-экспериментальной работы
Группа | Уровни сформированности знаний (%) | |||
низкий | средний | высокий | ||
Э | ||||
К | ||||
Рис. 4. Уровень сформированности знаний в конце исследовательской работы в экспериментальной группе.
Данные, показанные на диаграмме 4, наглядно демонстрируют, что в экспериментальной группе в целом преобладает высокий (50,4%) и средний (37%) уровень сформированности знаний.
Рис. 5. Уровень сформированности знаний в конце экспериментальной работы в контрольной группе.
Данные, показанные на диаграмме 5, наглядно демонстрируют, что в контрольной группе 49% студентов находится на низком уровне усвоения знаний и только 30,8% на среднем, и 18,4% на высоком.
Эти результаты подтверждают необходимость в изменении подходов к формированию умений инавыков и правильности выбора методов формирования знаний в данных областях, способствующих развитию профессиональной деятельности менеджера.
2.2.3 Анализ студентами результатов собственной деятельности
А как оценивали практику сами студенты? Рассмотрим анкету-отзыв на отделение. См. Прил.1
Некоторые студенты высказывали, что «время в отделении прошло бесполезно»; «мы мешали врачам и пугали больных», «время, на обходе больных потеряно зря (ходишь и наблюдаешь за работой врача)». Большинство студентов были довольны что, практика организована очень интересно и насыщенно. Ведь в дневнике указаны лишь манипуляции, которые студент должен выполнять автоматически, а в на практике учишься слушать, наблюдать, сочувствовать больным. По результатам анкетирования на вопрос: «Что вы узнали нового?» — 5 человек (20%)ответили «Ничего», 7 человек (28%) «частично», 13человек (52%) «узнали как много разных людей, как много разных характеров и как важно уметь общаться с пациентами и коллегами», из чего выясняется, каким медицинским работником в будущем будет студент, и по призванию ли он пошел учиться. Составив график по результатам анкетирования можно увидеть уровень познавательных способностей студента:
Рис. 6 График познавательных способностей студента Анализ результатов анкетирования показал, что лучше всего отношения у студентов во время практики складывались с сестрами подразделений ЛПУ (45%), на втором месте — пациенты (25%), на третьем месте — старшие медсестры (15%), на четвертом — младший медицинский персонал (10%) и на пятом — отношения с врачами (5%).
Рис. 7 Распределение результатов анкетирования среди медперсонала и пациентов (в %)
Из результатов проведенного анкетирования среди студентов по оценке производственной практики, выявились следующие результаты:
«отлично"-55%
«хорошо"-35%
«удовлетворительно"-10%
«неудовлетворительно" — 0, большинство студентов организацию производственной практики оценили только с положительной стороны.
Рис. 8 Оценки производственной практики (по мнению студентов)
Выводы
В данной работе были затронуты такие основные вопросы как проблема совместимости теоретических знаний и практической работы студентов и выпускников медицинских колледжей, а также проведен анализ процесса организации учебно-производственной практики студентов и влияние этих процессов на результаты профессиональной деятельности будущих специалистов.
Проведенные исследования доказали, что студенты участвуя вместе с медсестрами в реализации сестринского процесса, выполняя разнообразные виды сестринских работ, овладевают более широким кругом умений, чем если бы они отрабатывали эти умения на тренажерах, фантомах, имитирующих сестринский процесс.
Включаясь в работу сестринского коллектива, участвуя в обсуждении результатов сестринской деятельности, студент практически знакомиться с медицинскими понятиями, овладевает коммуникативными умениями, умениями сотрудничать.
Воспитательное воздействие на студентов оказывает как сама практическая деятельность, так и коллектив медсестер.
Благодаря работе медицинского персонала со студентами во время производственной практики и отношению к студентам как к полноправному сотруднику лечебно-профилактического учреждения, у студентов формируется взгляд на выбранную профессию.
Медсестры всегда были первыми помощниками врача, а конечный результат лечения зависит не только от знаний и умений врача, но и от действия медсестры. Среди студентов, проходящих практику много достойных, будущих медицинских работников, и лечебно-профилактическое учреждение дает возможность реализовать свои профессиональные знания студентам на практике, и обеспечивает им в будущем рабочие места.
Теоретический анализ использования совместимости теоретических знаний и практической работы студентов и выпускников медицинских колледжей знаний в профессиональной деятельности менеджера сестринского дела позволил выделить следующие положения:
1. В результате рассмотрения профессиональной деятельности мы выделили некоторые особенности в деятельности менеджера, такие как:
— обязательный опыт работы в учреждениях здравоохранения;
— необходимость владения психолого-педагогическими основами соответствующих научных дисциплин;
— владение спецификой общения с врачебным, сестринским персоналом, администрацией учреждения, а также пациентами и их родственниками, что требует определенной подготовки в плане речевого общения;
— постоянный профессиональный рост на основе самокритики, самообразования на основе полученных знаний, применение их в практической деятельности на основе обретенного опыта.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы получено подтверждение гипотезы о том, что деятельность менеджера сестринского дела по организации производственной практики студентов медицинского колледжа в ЛПУ будет успешной при обосновании и реализации педагогических условий, расширяющих возможности учебно-производственной практики.
В целом выдвинутая гипотеза подтвердилась, поставленные цели и задачи были достигнуты. Исследование можно считать эффективным, так как доля положительных сдвигов в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Таким образом, в ходе анализа результатов исследования были выявлены решения поставленной проблемы: поиск новых методологических подходов и внедрение теоретических разработок в производственную практику студентов медицинского колледжа в ЛПУ.
Список литературы
2. Аверченко Н. А. Опыт работы медсестер с пациентами на дому.- Медицинская сестра.- № 5. -1999. — С.32.
3. Амиров А. Ф. Теория образовательного процесса: основы педагогики.- М.:1998.-192с.
4. Амиров А. Ф. Профессиональная социализация и воспитание студентов медицинского вуза./А.Ф. Амиров, С. М. Серегин.- Уфа.:Башкортостан, 2003.-280с.
5. Глотова И. Г., Стрельникова А. Н. какие знания нужны практической медсестре? — Сестринское дело.-№ 1.-2000 — С.9−12.
6. Евплов В. Справочник старшей (главной) медицинской сестры. Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2000. 672с.
7. Линденбратен А. Л. Оценка качества и эффективности работы среднего медицинского персонала. — Медицинская Помощь. — № 5. 1995.-С.6−8.
8. Материалы I съезда специалистов со средним медицинским образованием РБ.- Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2000.-84с.
9. Обуховец Т.п. Основы сестринского дела: Практикум.- Изд.3-е. — Ростов н/Д: «Феникс». 2005. С.
10. Остапенко А. Л. О воспитании средних медицинских работников в духе милосердия.// Фельдшер и акушерка.- № 6.-1989. С.38
11. ОстапенкоА.Л. Этика и деонтология среднего медицинского работника. — Л.: Медицина.-1985. — 143с.
12. Островская И. В. Уроки студенческой практики. — Сестринское дело. — № 6 -1999 — С. 23 -26.
13. Пшеничная Л. Ф. Педагогика в сестринском деле / Серия «Учебник, учебные пособия». — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс». 2002. — С.
14. Перфильева Г. М. Международная классификация сестринской практики. Медицинская сестра.- № 2. — 1999 — С. 31.
15. Резер Т. М. О воспитании среднего медицинского работника.// Медицинская Помощь.- № 5. 2001, С.12−15.
16. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования. — М., 1993. — 312с.
17. Сестринское дело, том 2 …/ под ред. А. Ф. Краснова.-С.:ГП «Перспектива», 1999.-504с. 1998.-368с. — М., 2000.
18. Сестринское дело, том 1 …/под ред. А. Ф. Краснова.- С.:ГП «Перспектива», 1998.-368с.
19. Харди И. Врач, сестра, больной. — Будапешт. — 1981.-286с.
20. Царькова М. И. и др. Взаимоотношения медицинской сестры и пациента.
21. // Медицинская Помощь -№ 5.С.42−46.
22. Черновский В. Е., Мальцева Н. С. Сборник по сестринскому делу ВУНМЦ по медицинскому и фармацевтическому образованию. — М .:1994. — 96с.
Приложение
Таблица. Анкета по организации производственной практики в отделении ЛПУ
№ п/п | Вопросы | Ответ | ||
Да | Нет | |||
1. | Претензии к медицинскому персоналу | |||
2. | Загруженность практической работой | |||
3. 3.1. 3.2. 3.3. | Выполнение манипуляций: — самостоятельно; — под руководством медсестры; — не принимал никакого участия | |||
4. 4.1. 4.2. 4.3. | Отношение мед. персонала к студенту: — доверие полное; — неполное доверие; — недоверие | |||
5. 5.1. 5.2. 5.3. | Отношение пациентов к студенту: — как к «практиканту»; — как к «специалисту»; — иначе | |||
6. 6.1. 6.1.1. 6.1.2. 6.1.3. 6.2. 6.2.1. 6.2.2. 6.2.3. 6.3. 6.3.1. 6.3.2. 6.3.3. 6.4 6.4.1. 6.4.2. 6.4.3. | Отношение студента с персоналом: — с медсестрами в отделении: «хорошее» (быстрый контакт) «удовлетворительное» (с трудом) «неудовлетворительное» (невозможность найти общий язык) — со старшей медсестрой отделения: «хорошее» (быстрый контакт) «удовлетворительное» (с трудом) «неудовлетворительное» (невозможность найти общий язык) — с младшим медицинским персоналом: «хорошее» (быстрый контакт) «удовлетворительное» (с трудом) «неудовлетворительное» (невозможность найти общий язык) — с врачами: «хорошее» (быстрый контакт) «удовлетворительное» (с трудом) «неудовлетворительное» (невозможность найти общий язык) | |||
7. 7.1. 7.2. 7.3. | Что нового вы узнали на практике? «Многое, что пригодится мне в будущей профессии» «Частично получила необходимую информацию» «Ничего» | |||
8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. | Общее впечатление о практике оцениваю (по бально): «отлично» «хорошо» «удовлетворительно» «неудовлетворительно» | |||
9. | Предложения студента: | |||