Механизм формирования государственной кадровой политики
Сложность проблем государственного управления в условиях реформирования экономической и политической систем общества выдвигает комплекс задач психологического обеспечения кадровой политики: имеется в виду подготовка и совершенствование методического инструментария непрерывного отслеживания соответствия качеств личности руководителей и специалистов должностным и функциональным обязанностям… Читать ещё >
Механизм формирования государственной кадровой политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
" Алтайский государственный университет"
Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем Кафедра «Экономики, социологии труда и управления персоналом»
Реферат Механизм формирования государственной кадровой политики Выполнила: студентка
1 курса, группы 2424 м Ю. А. Ощепкова Научный руководитель:
к.э.н, доцент, Г. А. Булатова Барнаул 2015
- Введение
- 1. Механизм формирования государственной кадровой политики
- 1.1 Нормативно-правовое обеспечение государственной кадровой политики
- 1.2 Научно-методическое обеспечение государственной кадровой политики
- 1.3 Организационно-экономический механизм формирования кадров
- 1.4 Информационное обеспечение государственной кадровой политики
- 1.5 Система управления подготовкой руководящих кадров
- Заключение
Список используемой литературы
Эволюционные процессы, происходящие в экономике и политике Российской Федерации, определяют необходимость изучения развития хозяйственной системы на уровне государства в целом.
Вопросы формирования кадровой политики продиктованы необходимостью совершенствования ее реализации в условиях изменения среды хозяйствования. Следовательно, в новых условиях развития экономики России должны быть решены вопросы координации деятельности, согласования интересов, устранения противоречий и определения новых функций институциональных структур, занимающихся разработкой и реализацией кадровой политики.
Государственная кадровая политика (ГКП) заключается в определении стратегии работы с кадрами на общегосударственном уровне, целью которой является формирование, развитие и рациональное использование трудовых ресурсов страны. [1]
В потоке книг и статей, выходящих в нашей стране, обращает на себя внимание недостаточная проработанность вопросов, посвященных механизму формирования кадровой политики.
Цель работы — описать механизм формирования государственной кадровой политики.
В изучении проблематики была использована научная литература, учебно-методические пособия, словари, справочники, публикации СМИ.
1. Механизм формирования государственной кадровой политики
1.1 Нормативно-правовое обеспечение государственной кадровой политики Современное общество давно переросло стадию стихийной передачи профессионального опыта от поколения к поколению. Кадровый потенциал превратился в важнейший фактор общественного развития, что предполагает регулирование его востребованности, как в интересах личности, так и в интересах общества. Важнейшим субъектом такого регулирования, как показывает опыт развитых экономик, выступает государство.
Формирование управленческого кадрового потенциала рассматривается как непрерывный интегрированный процесс, который включает подготовку, расстановку и оценку кадров. Качество процесса формирования кадров государственного управления зависит от реализации требований, предъявляемых к государственной кадровой политике и механизму ее реализации.
Внутренняя организационная структура системы формирования кадров государственного управления определяется целями и приоритетными направлениями кадровой политики и ее принципами.
Рассмотрим нормативно-правовое обеспечение — одну из важнейших подсистем государственной кадровой политики.
Правовая база в виде нормативных актов определяет порядок работы с кадрами, продолжительность и формы их подготовки, модели подготовки, а также критерии требований, предъявляемые к кадрам государственного управления. Особое место в нормативно-правовом обеспечении формирования кадров для органов государственного управления принадлежит разработке и реализации государственных стандартов подготовки и дополнительного профессионального последипломного образования (для переподготовки и повышения квалификации государственных служащих).
Может сложиться впечатление, что в странах с развитыми рыночными отношениями государство не занимается кадровой политикой в широком смысле. Однако это процесс существует, воплощаясь в законотворчестве, правовых нормах, установлении определенных требований к выстраиванию трудовых и кадровых отношений. Совокупность этих требований составляет содержание кадровой политики.
1.2 Научно-методическое обеспечение государственной кадровой политики Подсистема научно-методического обеспечения создает научную основу содержания обучения и переподготовки кадров государственного управления. С этой целью представляется особо актуальным решение таких проблем, как:
· разработка методик и тестов, критериев для отбора лиц на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации в сфере управленческой деятельности;
· разработка методики планирования карьеры и ротационной стратегии подготовки кадров, обоснование содержания подготовки управленческого персонала для работы в условиях многообразия форм собственности и рыночной экономики;
· определение мотивов и стимулов повышения квалификации;
· разработка учебников, учебно-методических пособий, деловых игр;
· подготовка образовательных программных модулей и др.
Научное сопровождение реализации основных направлений формирования кадров государственного управления связано также и с развитием методической базы профессиологии и кадроведения.
Сложность проблем государственного управления в условиях реформирования экономической и политической систем общества выдвигает комплекс задач психологического обеспечения кадровой политики: имеется в виду подготовка и совершенствование методического инструментария непрерывного отслеживания соответствия качеств личности руководителей и специалистов должностным и функциональным обязанностям на протяжении всего «жизненного цикла» карьеры руководителя с учетом особенностей модели развития нашего общества, национально-культурных традиций, менталитета народа. Особую актуальность приобретает проблема повышения психологической грамотности руководителей.
1.3 Организационно-экономический механизм формирования кадров Организационно-экономический механизм формирования кадров в области государственного управления находит реализацию через следующие элементы рассматриваемой системы:
· определение требований к управленческим кадрам и потребностей в них;
· организацию прогнозирования, стратегического планирования и управления интеллектуальным развитием общества и формированием кадрового потенциала государства;
· организацию диагностики и отбор кандидатур для обучения;
· формирование сети учебных образовательных учреждений;
· формирование методической базы подготовки и переподготовки управленческих кадров;
· определение спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческого персонала для органов государственного, хозяйственного управления;
· организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров;
· финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение кадрового потенциала;
· создание современных условий для подготовки квалифицированных кадров, их переподготовка и повышение квалификации;
· контроль и анализ использования руководящих кадров в органах государственного, хозяйственного управления;
· разработку и реализацию программы развития кадрового потенциала на основе анализа фактического состояния кадрового корпуса и степени удовлетворения запросов государства в управленческих кадрах;
· кадровое обеспечение учебного процесса системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров.
Ключевую роль в организационно-экономическом механизме функционирования системы формирования кадров играет объективная оценка современных требований к управленческому персоналу, которая базируется на определении функций управления, профессионально-должностной и квалификационной структуре органов управления.
Задача формирования кадрового потенциала тесно связана с прогнозированием систем управления на основе современных информационных технологий управления и определения на этой основе количественного и качественного состава управленческого персонала.
Проблема отбора и диагностики для обучения представляет собой два направления:
· определение признаков и набор критериев, по которым можно будет судить о том, будет ли успешной в дальнейшем деятельность претендента. Для подготовки будущих руководителей очень важно понимать, какие качества обусловливают эффективность руководителя, какие личностные характеристики предопределяют успешную профессиональную деятельность, насколько они универсальны и какова роль специфических требований, предъявляемых конкретной управленческой деятельностью;
· оценка профессионально-деловых и личностных качеств. Практика показала, что наиболее формализованным методом проверки квалификации, деловых и личных качеств управленческих кадров являются тесты.
Существующие тесты позволяют оценить следующие характеристики:
· профессиональную подготовку (знания и навыки);
· интеллектуальный уровень (общий интеллектуальный потенциал и умение решать управленческие проблемы);
· наклонности (специальные качества — склонности к лидерству, способности работать в группе, перспективное видение и т. д.);
· личностные качества (нравственные, волевую и мотивационную сферу личности);
· физические характеристики.
Обоснование потребности государства в профессионалах — управленцах реализуется через организацию их подготовки, переподготовки и повышение квалификации.
Подсистема подготовки, переподготовки и повышения квалификации строится на принципах интегрированности, системности, непрерывности, обязательности, дифференцированного полхода. Периодичность, сроки продолжительности обучения каждой категории работников обуславливаются уровнем иерархии работника в системе управления, а также уровнем базовой профессиональной подготовленности, значимостью задач, стоящих перед руководящими кадрами.
Подсистема подготовки, переподготовки и повышения квалификации строится на принципах интегрированности, системности, непрерывности, обязательности, дифференцированного подхода.
Содержание и уровень профессиональной подготовки управленческих кадров должны носить опережающий характер, учитывать высокий динамизм социальных процессов, задачи становления новой модели государственного управления, потребность иметь руководителей нового типа, способных реализовать государственную политику. В этих условиях особую значимость приобретает воспитание идейной убежденности управленческих кадров.
1.4 Информационное обеспечение государственной кадровой политики Формирование государственной кадровой политики возможно лишь при достаточно полном информационном ее обеспечении. Главной целью информационного обеспечения государственной кадровой политики является создание информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие субъектов инфраструктуры, формирующей и реализующей кадровую политику, а также кадрового корпуса республики.
Информационное пространство государственной кадровой политики состоит из совокупности информационных ресурсов в различных сферах кадровой политики, взаимодействующих на основе соответствующих нормативных и правовых документов и объединенных единой информационной инфраструктурой. Формирование информационного пространства позволит проводить согласованную государственную кадровую политику.
В области информационного обеспечения существуют закономерности, общие для всех сфер кадровой работы и специфические для каждого из них.
До настоящего времени в республике не сложилось единое информационное пространство. Программно-технические комплексы, используемые для ведения кадровых баз и банков данных в министерствах, ведомствах, исполнительной вертикали, разнородны как по применяемым вычислительным средствам и программному обеспечению, так и по формам представления информации. Это не позволяет организовать взаимообмен информацией и создать стройную систему ее сбора и обработки.
Причиной такого состояния информационного обеспечения кадровой политики явилось отсутствие согласованных на государственном уровне мероприятий и условий по развитию информационного взаимодействия в различных сферах кадровой политики в целях обеспечения и удовлетворения информационных потребностей государственных органов, участвующих в проведении национальной кадровой политики.
В соответствии с целями и задачами государственной кадровой политики система информационного обеспечения должна включать три подсистемы:
· формирования информационных ресурсов — для создания и постоянной актуализации интегрированных баз и банков данных о кадровом потенциале республики с регламентированным и многоуровневым доступом к накапливаемым ресурсам. Подсистема должна обеспечивать ввод, хранение, поиск, отображение и взаимообмен мультимедиа информацией (анкетные данные, характеристики, справки, копии документов, фотографии и т. д.). Она должна существовать в реальном масштабе времени и осуществлять интеграцию информационных ресурсов органов государственного управления;
· динамического мониторинга руководящих кадров — для изучения кадрового потенциала республики. Она должна обеспечивать постоянное дистанционное тестирование руководящих кадров в различных сферах управления, экономики и политики, возможность предварительных оценок управленческих и деловых качеств кадрового корпуса;
· анализа кадровых ресурсов — для обеспечения принятия решений по выдвижению и перестановке кадров на различных уровнях управления, повышения их квалификации, выявления слабых мест в подготовке и становлении кадрового потенциала.
Функционирование учреждений и организаций, осуществляющих государственную кадровую политику, требует финансового и материально — технического обеспечения. Кадровые программы, как правило, дорогостоящие. Система финансового обеспечения и социальной защиты кадров является обязательным и зачастую важнейшим условием реализации эффективной кадровой политики. Необходимо усиление мотивации и стимулирования труда социальной защищенности государственных служащих путем повышения стимулирующей роли должностных окладов, стабильных правовых гарантий занятости и социальной защищенности, в том числе в случае увольнения с должности. Условия оплаты труда должны соотноситься с результатами их аттестации, оценкой профессиональной деятельности, должностной дифференциацией, уровнем ответственности.
Необходим четкий механизм административного, общественного и судебного контроля деятельности должностных лиц. В то же время должны быть предусмотрены возможности защиты прав государственных служащих через нормативно определенные процедуры проведения служебных расследований, создания апелляционных комиссий, порядка обжалования действий должностных лиц.
Государственная кадровая политика реализуется через людей и для людей. Поэтому человеческое измерение в ней было и остается главным.
1.5 Система управления подготовкой руководящих кадров государственный кадровый политика руководящий Система управления подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации руководящих кадров включает следующие блоки:
· организационно-правовой базы;
· формирования контингента обучаемых;
· материально-технического и финансового обеспечения учебных заведений и образовательных учреждений;
· научно-методического обеспечения учебного процесса;
· информационное обеспечение.
Организационно-правовая база формирует правовую основу подготовки переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственного управления, что находит отражение в:
· подготовке декретов, указов, распоряжений по вопросам реализации государственной кадровой политики;
· создании, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
· организации аккредитации, аттестации и лицензирования учебных заведений;
· разработке образцов документов о подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководящих кадров;
· установлении требований к условиям функционирования образовательных учреждений данной сферы деятельности;
· разработке положений и определении профессионально-квалификационных требований к руководителям государственного управления.
Формирование контингента обучаемых объединяет комплекс задач, связанных с:
· созданием и ведением банка данных о руководящих кадрах органов государственного управления;
· формированием госзаказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих кадров;
· организацией аттестации руководящих работников органов государственного управления;
· формированием резерва, отбором руководителей и специалистов органов государственного управления для последипломного обучения;
· планированием и прогнозированием потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководящих кадров.
Материальное и финансовое обеспечение учебных заведений и образовательных учреждений включает следующий перечень основных задач:
· установление нормативов финансирования расходов учебных заведений из средств госбюджета и централизованных фондов;
· нормирование материально — технического обеспечения учебных заведений.
Научно-методическое обеспечение учебного процесса направлено на:
· поддержание нормативной базы учебного процесса на уровне современных требований и реализацию государственных стандартов профессионального образования по направлениям подготовки, корректировку тематических учебных планов и программ в соответствии с требованиями стандартов;
· внедрение в учебный процесс обучающих компьютерных комплексов, обучающих модулей;
· научно-методическое сопровождение и реализацию международных образовательных и исследовательских программ в рамках межправительственных соглашений;
· организацию подготовки к изданию учебников, учебно-методических пособий, дидактического материала в соответствии с тематическими планами и учебными программами. [2]
Заключение
Мировая практика свидетельствует, что кадровая политика в сфере государственной службы приобретает все возрастающее значение для жизни общества. Ведь от качества работы государственного аппарата зависит прогресс нации.
Таким образом, можно сделать вывод, что под кадровой политикой на государственной службе понимается общий курс и последовательная деятельность государства по формированию требований к государственным служащим, по их отбору, подготовке и рациональному использованию с учетом состояния и перспектив развития государственного аппарата, прогнозов о количественных и качественных потребностях в кадрах государственных служащих. [3]
Главной целью кадровой политики в сфере государственной службы является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношениии позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и развитие общества.
Предметом кадровой политики в сфере государственной службы являются разнообразные механизмы, направленные на формирование кадрового потенциала государственного аппарата. Основные из которых были описаны в данной работе.
Список используемой литературы
1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. — Курс лекций. М.: 1997.
2. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кадроведение. — Курс лекций. — М.: РАГС, 1997.
3. Матирко В. И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. — М.: 1996.