Эффективность модернизации судовой энергетической установки
Поскольку эффективность СЭУ оценивается при условии ее монтажа на заданном проекте судна, то определение экономической эффективности основывается на сопоставлении расчетных эксплуатационно-экономических результатов, достигаемых судном с базой СЭУ и судном с новой СЭУ. Для построения кривой Ср = f1(Tд) задаемся последовательно значениями пк = 0,1,2,3, для каждого из которых рассчитываем величину… Читать ещё >
Эффективность модернизации судовой энергетической установки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Выбор и расчет эксплуатационных показателей
2. Расчет годового объема продукции
3. Расчет строительной стоимости судна с новой СЭУ
4. Расчет эксплуатационных затрат на годовой объем продукции судов
4.1 Состав годовых эксплуатационных издержек
4.2 Расчет суммарных затрат на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питания и отчислениями на социальные нужды
4.3 Расчет затрат на топливо и энергию по главным двигателям
4.4 Расчет размера амортизационных отчислений и затрат на ремонт СЭУ
5. Расчет сопутствующих капитальных вложений (оборотных средств в грузах)
6. Расчет показателей экономической эффективности Литература
Важнейшим этапом экономического обоснования модернизации СЭУ является выбор показателей, которые бы достаточно полно и всесторонне показывали бы ее более высокую эффективность.
Поскольку эффективность СЭУ оценивается при условии ее монтажа на заданном проекте судна, то определение экономической эффективности основывается на сопоставлении расчетных эксплуатационно-экономических результатов, достигаемых судном с базой СЭУ и судном с новой СЭУ.
При этом обеспечена сопоставимость сравниваемых вариантов по следующим условиям:
району (линии) и периоду эксплуатации;
объему производимой продукции (работы);
качественным параметрам продукции (работы) судов;
принципам и методам расчета эксплуатационно-экономических показателей;
составу учитываемых затрат;
социальным факторам производства и использования продукции, включая влияние на окружающую среду.
Обеспечение сопоставимости сравниваемых вариантов по объему производимой продукции (работы) приводит к тому, что стоимостные результаты работы нового судна и эквивалентного ему судна-прототипа во всех случаях будут совпадать. Следовательно, экономическая эффективность будет определяться лишь разницей затрат на строительство и эксплуатацию судна-прототипа и нового судна.
При экономическом обосновании нового судна его эффективность обычно проверяется по целому ряду показателей. Такими показателями могут служить:
срок окупаемости дополнительных капитальных вложений, осуществляемых как за счет собственных средств предприятий, так и за счет банковского кредита;
удельные капитальные вложения на единицу продукции экономия капитальных вложений;
себестоимость перевозок (для транспортных судов);
производительность труда экипажа судна и т. д.
1. ВЫБОР И РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Тип и номер проекта судна | Мощность главных двигателей, кВт | |||
до модернизации | после модернизации | |||
Сухогрузные теплоходы | ||||
Сормовский, пр.1557 | 16 вариант | |||
Средние балансовые стоимости судов-прототипов | ||||
Тип и номер проекта судна | Марка главного двигателя | Мощность СЭУ кВт (об/мин) | Балансовая стоимость, тыс. $США | |
Сормовский, пр.1557 | 6NVD-48AU | 2Х485(330) | ||
Эксплуатационные показатели судов | ||||||
Показатели | Нагрузка на 1 т. Грузоподъёмности Ег | Период эксплуатации tэ | Коэффициенты составляющих tэ | |||
Тип судна | ахг | ахп | ап | |||
Сухогрузные суда смешанного плавания проектов: 1557 | 0,9 | 0,305 | 0,125 | 0,57 | ||
где , — длительность эксплуатации судна-прототипа и нового судна.
Длительность эксплуатационного периода:
где — ходовое время с грузом;
— ходовое время порожнем;
— время погрузочно-разгрузочных операций и простоев судна по различным причинам.
Расчет составляющих эксплуатационного периода проводится по формулам:
где — период эксплуатации.
Численные значения коэффициентов отражающих распределение по составляющим устанавливаются, исходя из условия:
Коэффициент учитывает среднестатистическую полезную нагрузку на 1 т грузоподъемности
tхг= | 103,7 сут. | |
tхп= | 42,5 сут. | |
tп= | 193,8 сут. | |
tэ | 340 сут. | |
Эксплуатационные показатели сравниваемых судов | |||||||||
Судно | Эксплуатационные показатели | ||||||||
Длительность эксплуатационного периода, сут. | Техническая скорость, м/с (км/ч) | Нагрузка за 1 т. Грузоподъёмности Eг | Относительная протяжённость линии эксплуатации | ||||||
Всего tэ | в том числе | с грузом Uг | порожнем Uп | ||||||
ходовое время с грузом tхг | ходовое время порожнем tхп | прочие составляющие tп | |||||||
Прототип | 103,7 | 42,5 | 193,8 | 16,7 | 20,7 | 0,9 | |||
Новое вар.2 | 106,5 | 44,1 | 189,8 | 15,9 | 19,7 | 0,9 | |||
Новое вар.3 | 103,7 | 42,5 | 193,8 | 15,9 | 19,7 | 0,9 | |||
Техническая скорость нового судна определяется:
где Nн и Nn — мощность СЭУ нового судна и судна-прототипа.
Мощность главного двигателя после модернизации: <845кВт
Экономия эксплуатационного времени | ||
дtхг=Uнг-Uпг/Uпг*tпхг | — 5 | |
дtхп=Uнп-Uпп/Uпп*tпхп | — 2,1 | |
ходовое время с грузом нового судна с тем же числом рейсов | ||
tн.хг1 | 108,7 | |
ходовое время с грузом при выполнении доп. рейсов | ||
tд.хг=tн.хг/(tэ-д.tхг)*д.tхп | — 2,2 | |
ходовое время с грузом нового судна с учётом доп. рейсов | ||
tн.хг2=tн.хг1+tд.хг | 106,5 | |
д.t=дtхг+дtхп | — 7,1 | |
ходовое время порожнем нового судна с тем же числом рейсов | ||
tн.хп1 | ||
ходовое время порожнем при выполнении доп. рейсов | ||
tд.хп=tн.хп/(tэ-д.tхп)*д.tхп | — 0,9 | |
ходовое время порожнем нового судна с учётом доп. рейсов | ||
tн.хп2=tн.хп1+tд.хп | 44,1 | |
прочие сост. при доп. рейсах | ||
tд.п.=tп.п.(tэ-д.t)*д.t | — 4 | |
ходовое время прочих сост. нового судна с учётом доп. рейсов | ||
tн.п=tп.п.+tд.п. | 189,8 | |
2. РАСЧЕТ ГОДОВОГО ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ
За среднегодовой объем продукции может быть принята транспортная работа, выраженная в тонно-километрах (грузооборот):
где — коэффициент использования грузоподъемности;
— грузоподъемность судна, т.
Q = 2700 т Расчет годового объема продукции (работы) производится как для судна-прототипа, так и нового судна.
Вп = 24 · 103,7 · 16,7 · 0,9 · 2700 = 100 997 993 (ткм) Вн 2= 24 · 106,5 · 15,9 · 0,9 · 2700 = 98 756 172 (ткм) Вн 3= 24 · 103,7 · 15,9 · 0,9 · 2700 = 96 159 766 (ткм)
3. РАСЧЕТ СТРОИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ СУДНА С НОВОЙ СЭУ
Расчёт себестоимости СЭУ | ||||
Наименование показателей | Источник данных или норматив для расчёта | Сумма затрат по составляющим, тыс. руб. | ||
СЭУ судна-прототипа | СЭУ нового судна | |||
6NVD-48AU | 6NVD-48А-2U | |||
1. Количество главных двигателей, nдв | ||||
2. Закупочная цена СЭУ | Табл.4.1 | 7 729 200 | 6 952 296 | |
3 Затраты на сооружение фундаментов и монтаж | (6−10)% от п.2 | 556 183,68 | ||
4. Затраты на редукторную передачу | (10−25)% от п.2 | |||
5.Стоимость запасных частей | 3% от п.2 | 208 568,88 | ||
6. Заготовительно-складские расходы | 5% от сумы затрат по п. 2,п.4 и п.5 | 398 053,8 | 358 043,244 | |
7. Затраты на транспортировку | 15% от суммы затраты по п. 2,п.4 и п.5 | 1 194 161,4 | 1 074 129,732 | |
ИТОГО себестоимость СЭУ для завода-строителя судов | 10 171 627 | 9 149 222 | ||
СпЭУ | СнЭУ | |||
Закупочная цена на двигатель той же марки, но другой мощности определяется по соотношению:
где — цена двигателя определенной марки мощностью N1, кВт;
— цена двигателя той же марки, но мощностью N2 < N1, кВт.
Плановая прибыль от реализации СЭУ, как и для судна в целом, также определяется сложившемся уровнем рентабельности продукции:
где Рп, р — средняя рентабельность продукции судостроительного предприятия, соответственно, в процентах и долях единицы.
= 10 171 627 · 0,25 = 2 542 907 (руб.)
= 9 149 222 · 0,25 = 2 287 305(руб.)
Формула для нахождения строительных стоимостей СЭУ на основе уровня рентабельности продукции:
= 10 171 627 · (1+0,25) = 12 714 534 руб.
= 9 149 222 · (1+0,25) = 11 436 527 руб.
= 1 950 000 · 30 = 58 500 000 руб.
= 58 500 000+(9 149 222−10 171 627) = 57 477 594 руб.
4. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ НА ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ПРОДУКЦИИ СУДОВ
4.1 Состав годовых эксплуатационных издержек
Годовые эксплуатационные издержки:
где Сui — расходы по содержанию судна в эксплуатации по i-ой статье затрат, зависящие (изменяющиеся) от технико-эксплуатационных показателей СЭУ, тыс. руб.;
— расходы по содержанию судна в эксплуатации по i-ой статье затрат, не зависящие (не изменяющиеся) от технико-эксплуатационных показателей СЭУ, тыс. руб.;
— коэффициент распределяемых расходов по управлению и обслуживанию флота (содержание служебно-вспомогательного флота, портового хозяйства и т. п.); = 1.2
К изменяющимся элементам себестоимости содержания судов в эксплуатации, величина которых зависит от типа и мощности СЭУ, можно отнести:
затраты на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питания и отчислениями на социальные нужды, Сзп;
расходы на топливо и энергию, Стэ;
амортизационные отчисления на реновацию СЭУ, СА;
затраты на ремонт СЭУ, Ср.
сумма затрат на содержание судна в эксплуатации по изменяющимся элементам:К не изменяющимся статьям затрат относятся:
амортизация судна без СЭУ;
вспомогательные материалы;
износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
платежи за хозяйственное и техническое обслуживание флота (ХТО);
прочие расходы;
налоги, сборы, платежи. Затраты на годовой объем перевозок:
По судну-прототипу на годовой объем продукции Вп:
где — затраты на перевозки по i-му изменяющемуся элементу, тыс. руб.;
— доля i-й статьи затрат в себестоимости перевозок, %.
По новому судну на годовой объем перевозок Вн (по двум вариантам):
4.2 Расчет суммарных затрат на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питании и отчислениями на социальные нужды
Суммарные затраты на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питания и отчислениями на социальные нужды находятся из выражения:
где — затраты на оплату труда экипажа, тыс. руб.;
— затраты на рацион бесплатного питания, тыс. руб.;
— норматив отчислений на социальные нужды, %.
Затраты на оплату труда экипажа судна определяются по формуле:
где — месячный фонд основной заработной платы всего экипажа судна, рассчитанный по должностным окладам, тыс. руб.;
— коэффициент, учитывающий доплаты, премии и дополнительную зарплату, принимается равным 0,8;
— время подготовки судна в эксплуатационное и зимовочное состояние, сут.;
— число дополнительных дней отдыха, предоставляемых за работу сверхустановленной продолжительности рабочего дня, сут.;
— среднемесячное число календарных дней в эксплуатационном периоде, принимается равным 30,6 сут.;
— среднемесячное число рабочих дней в межнавигационном периоде, принимается равным 21,1 сут.
Затраты на рацион бесплатного питания рассчитываются по формуле:
где — норматив месячных затрат на рацион бесплатного питания, тыс. руб./чел.;
Ч — численность экипажа, чел.
Наименование групп работников и должностей | Кол-во раб. чел. | Мес. оклад (средний), руб. | Месячная основная зарплата, руб. | |
1. Руководители и специалисты | ||||
Судоводители | ||||
Судомеханки | ||||
Электромеханики по электрооборудованию | ||||
Боцман | ||||
2. Служащие | ||||
Матросы-мотористы | ||||
Начальник радиостанции | ||||
3. Младший обслуживающий персонал | ||||
Повара-буфетчики | ||||
Всего: | ||||
Зп=87 300*(1+0,8)(340+0,85*8/30,6 + 104,6/21,1)= 2 559 917 руб.
Рп=340/30,6*130*30*16=693 333 руб.
Сзп=(1+26/100)*2 559 917+693333=3 918 828,00
4.3 Расчет затрат на топливо и энергию по главным двигателям
Расходы на топливо и энергию включают в себя затраты на топливо Ст и затраты на масло См.
судно двигатель топливо вложение
Затраты на топливо могут быть рассчитаны по выражению:
где — цена 1 т топлива для главных двигателей, тыс. руб.;
— расход топлива за навигацию главными двигателями, т.
где — удельный расход топлива главными двигателями, г/кВт-ч;
— суммарная мощность главных двигателей, кВт;
— коэффициент использования мощности главных двигателей на ходу с грузом и порожнем;
— коэффициент, учитывающий расход топлива во время швартовок и маневров; принимается равным 1,04.
Затраты на масло для главных двигателей определяются из выражения:
где — цена 1 т масла;
— удельный расход масла главными двигателями, г/кВт-ч.
Судно-прототип:
Ст=5500(2,4*0,1*1,04*160*970(0,8*103,7+0,65*42,5)= 2 354 000 руб.
См=2,4*0,1*14000*1,04*970*1,2(103,7+42,5)= 59 467 руб.
Стэ=2 354 000+ 59 467 =2 413 467 руб.
Новое судно 2:
Ст= 2 101 000 руб.
См= 53 047 руб.
Стэ= 2 154 047 руб.
Новое судно 3:
Ст= 2 040 500
См= 51 497
Стэ= 2 091 997
4.4 Расчет размера амортизационных отчислений и затрат на ремонт
Размер амортизационных отчислений по СЭУ зависит от ее срока службы и стоимости. Экономически обоснованный амортизационный срок службы СЭУ определяется по минимуму среднегодовых затрат на реновацию и ремонт судовой энергетической установки на основании построенных графиков «среднегодовые затраты — срок службы».
Кривая Ср = f1(Tд) отражает функциональную зависимость величины среднегодовых затрат на ремонт СЭУ от срока ее службы.
где пт, пс, пк — количество, соответственно, текущих, средних и капитальных ремонтов главного двигателя за срок его службы;
ST, Sc, SK — стоимость, соответственно, текущего, среднего, капитального ремонта главного двигателя, тыс. руб.;
пд — количество главных двигателей на судне;
Тд — срок службы двигателя, лет;
кн — коэффициент, учитывающий затраты на неплановые ремонты и модернизацию СЭУ.
Значения коэффициента кн находится в зависимости от надежности работы главных двигателей и срока их службы, то есть складывается из двух коэффициентов
кн = кнр + км | |
где кнр — коэффициент, учитывающий затраты на неплановые ремонты. Чем больше гарантированный заводом-изготовителем технический ресурс двигателя, тем меньше вероятность его отказа и, следовательно, тем меньше значение кнр;
км — коэффициент, учитывающий затраты на модернизацию двигателя. Чем больше капитальных ремонтов двигателя, тем больше затраты на его модернизацию и, следовательно, тем выше значение км.
Для построения кривой Ср = f1(Tд) задаемся последовательно значениями пк = 0,1,2,3, для каждого из которых рассчитываем величину Тд. Если технический ресурс двигателя после капитального ремонта будет обеспечен в пределах в = 0,6 — 0,8 предыдущего ремонтного цикла, то:
где Rk — технический ресурс двигателя до первого капитального ремонта;
tг — среднегодовая наработка главного двигателя.
— продолжительность j-го ремонтного цикла (j=nk+l), годы. Среднегодовая наработка может быть принята на основании отчетно-статистических данных или рассчитана по следующей формуле:
Величина среднегодовых амортизационных отчислений СА для судна прототипа и для нового судна:
Составление ремонтной схемы ПРОТАТИП:
Tг=24*1,04(103,7+42,5)=3700
Число оборотов: 330
Технический ресурс до КР: 25 000 часов
стоимость ТР | 183 089,29 | |
стоимость СР | 1 322 311,54 | |
стоимость КР | 4 882 381,06 | |
Первый ремонтный цикл: | ||||
РЦ=(В *Rк)/tг | ||||
Рц1 | 6,76 | лет | ||
Значит будет 1 СР | 4 ТР | |||
Ср= | 342 445 | |||
Са= | 1 627 460 | |||
Во втором ремонтном цикле | ||||
РЦ2= | 5,41 | лет | ||
1СР | 3ТР | |||
Итого: 2ср | 7 тр | лет | ||
Ср= | 864 847 | |||
Са= | 887 706 | |||
В третьем производственно цикле | ||||
РЦ3= | 4,324 324 324 | года | ||
1СР | 2ТР | |||
итого:3 ср | 9 тр | лет | ||
Ср= | 1 138 083 | |||
Са= | 650 984 | |||
В четвёртом производственно цикле | ||||
РЦ4= | 3,459 459 459 | года | ||
1 ср | 1 ТР | |||
итого: 4 ср | 10 тр | лет | ||
Ср= | 1 390 687,47 | |||
Са= | 542 486,78 | |||
П — Т — ТС — ТТ- К | — Т — С — Т — Т — К | — Т — С — ТК | — Т — С — Сп | |
Число капитальных ремонтов двигателя | nk=0 | nk=1 | nk=2 | nk=3 | |
Срок службы двигателя | |||||
Среднегодовые затраты на все виды ремонта, тыс .руб | 342 444,78 | 864 847,23 | 1 138 083,02 | 1 390 687,47 | |
Амортизационные отчисления | 1 627 460 | 887 706 | 650 984 | 542 487 | |
Суммарные среднегодовые затраты | 1 969 905,13 | 1 752 552,87 | 1 789 067,16 | 1 933 174,26 | |
Топт=11(лет) Составление ремонтной схемы Нового Судна:
Среднегодовая наработка=24*1,04*(106,5+44,1)=3800
стоимость капитального ремонта | 4 391 626 | |
стоимость среднего | 1 189 399 | |
стоимость текущ. рем | 164 686 | |
Первый ремонтный цикл: | ||||
РЦ=В в степени*Rл/tг | ||||
Рц1 | 6,76 | лет | ||
Значит будет 1 СР | 4 ТР | |||
Ср= | 308 024 | |||
Са= | 1 463 875 | |||
Во втором ремонтном цикле | ||||
РЦ2= | 5,41 | лет | ||
1СР | 3ТР | |||
Итого: 2ср | 7 тр | лет | ||
Ср= | 777 917 | |||
Са= | 798 478 | |||
В третьем производственно цикле | ||||
РЦ3= | 4,32 | года | ||
1СР | 2ТР | |||
итого:3 ср | 9 тр | лет | ||
Ср= | 1 023 688 | |||
Са= | 585 550 | |||
В четвёртом производственно цикле | ||||
РЦ4= | 3,46 | года | ||
1 ср | 1 ТР | |||
итого: 4 ср | 10 тр | лет | ||
Ср= | 1 250 902 | |||
Са= | 487 958 | |||
Число капитальных ремонтов двигателя | nk=0 | nk=1 | nk=2 | nk=3 | |
Срок службы двигателя | |||||
Среднегодовые затраты на все виды ремонта, тыс .руб | 308 023,79 | 777 916,72 | 1 023 688,10 | 1 250 901,90 | |
Амортизационные отчисления | 1 463 875 | 798 478 | 585 550 | 487 958 | |
Суммарные среднегодовые затраты | 1 771 899,24 | 1 576 394,24 | 1 609 238,28 | 1 738 860,38 | |
Топт= | лет | ||
Суммы затрат С для протатипа | 8 084 847,87 | |
Суммы затрат Снов. В2 | 7 649 269,24 | |
Суммы затрат Снов. В3 | 7 763 377,87 | |
Не изменяющиеся затраты по протатипу | ||
15 648 093 | ||
Корректировка на объём | 15 300 756,82 | |
Ин нов 2= | 15 125 398,29 | |
Ин нов 3= | 15 262 328,66 | |
Корректировка на объём | 14 898 483,40 | |
Ип= | 28 479 528,64 | |
ИнВ2= | 27 329 601,03 | |
ИнВ3= | 27 630 847,84 | |
5. РАСЧЕТ СОПУТСТВУЮЩИХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ (ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В ГРУЗАХ)
Важным экономическим показателем при сравнительной оценке транспортных средств является скорость доставки грузов, от которой зависит среднегодовой размер оборотных средств, заключенных в грузах во время их нахождения в транспортной сети, а, следовательно, и общий размер капитальных вложений.
Размер оборотных средств в грузах пропорционален продолжительности нахождения грузов на транспорте:
где К' - среднегодовой размер оборотных средств в грузах, тыс. руб.;
— годовой объем перевозок грузов, т;
— средняя цена 1 т груза, тыс. руб.;
— время доставки груза, сутки.
Годовой объем перевозок рассчитывается по формуле:
где В — грузооборот судна, ткм;
1ср — средняя протяженность линии, км.
Время доставки грузов включает в себя собственно ходовое время с грузом, время выполнения всех прочих транспортных операций, связанных с погрузкой и выгрузкой, а также время хранения грузов на складе до момента отправления или выдачи их получателю. Для его расчета может быть использована эмпирическая зависимость, согласно которой время доставки грузов судном-прототипом определяется следующим образом:
где — ходовое время с грузом;
— прочие составляющие эксплуатационного периода;
0,75 — коэффициент, учитывающий наличие в tn затрат времени, не связанных с доставкой грузов;
— среднегодовое количество рейсов.
где — скорость судна с грузом, км/ч.
Для нового судна, при условии его эксплуатации на линии той же протяженности, время доставки груза определяется из выражения:
где Un, Uн — техническая скорость судна-прототипа и нового судна, км/ч.
Лсрп | ||
Лср2 | ||
Лср3 | ||
В= | ||
Прототип | 100 997 993 | |
Новое вар.2 | 98 756 172 | |
Новое вар.3 | 96 159 766 | |
Q | ||
Прототип | ||
Новое вар.2 | ||
Новое вар.3 | ||
np | ||
Прототип | 29,68 782 857 | |
tдоставки протатип | 8,59 | |
tновое2 | 8,77 | |
tновое3 | 8,59 | |
К протатип | 46 689 062 | |
Кнов2 | 46 609 547 | |
Кнов3 | 46 687 121 | |
6. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Для оценки эффективности нового судна по сравнению с судном-прототипом достаточно рассчитать срок окупаемости капитальных вложений (если КН > КП), экономию капитальных вложений (если КН < КП), удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы), производительность труда экипажа и себестоимость перевозок.
Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений с учетом платы за банковский кредит рассчитывается по формуле:
где — расчетный срок окупаемости банковского кредита, годы;
— дополнительные капитальные вложения, тыс. руб.;
— снижение годовых эксплуатационных издержек, тыс. руб.;
— коэффициент, учитывающий затраты на оплату банковского кредита.
В свою очередь дополнительные капитальные вложения определяются из выражения:
где Цн, Цп — строительные стоимости нового судна и судна-прототипа, тыс.руб.;
— размер оборотных средств в грузах, тыс. руб.;
Вн, Вп — годовые объемы продукции.
Величина ДИ рассчитывается по формуле:
где Ип, Ин — годовые эксплуатационные издержки, рассчитанные на объем продукции (работы), производимой новым судном, тыс. руб.;
В случае, когда КН < КП, рассчитанные дополнительные капитальные вложения ДКД имеют знак (-), т. е. на самом деле место экономия капитальных вложений ДКЭ.
Удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы) суднапрототипа и нового судна находятся по формулам:
Производительность труда экипажа рассчитывается по формуле:
где Пэ — производительность труда экипажа за навигацию, млн. ткм/ чел-год;
В — годовой объем продукции, ткм;
Ч — численность экипажа, чел.
Эффективность транспортных судов также оценивается сопоставлением величины себестоимости перевозок, рассчитываемой по формуле:
где S — себестоимость перевозок в тыс. руб. на 1000 ткм;
И — годовые эксплуатационные издержки, тыс. руб.;
В — годовой объем продукции, ткм.
Капитальные вложения:
ПРОТАТИП: | ||||||
Пэ=В/Ч*10−6 | 6,31 | |||||
Себестоимость перевозки на 1000 ткм | ||||||
S=И/В*10−3 | 281,98 | |||||
Удельный капитальные вложения на единицу продукции | ||||||
Куд=Цп+К'п/Вп | ||||||
1,041 | ||||||
ВАРИАНТ 2: | ||||||
Кн=Цн+К'н | ||||||
104 087 140,91 | ||||||
Кп=Вн/Вп*(Цп+К'п) | ||||||
102 854 213,40 | ||||||
Кд= | 1 232 928 | |||||
д.И=Ип-Ин | 1 149 928 | |||||
Ток Срок окупаемости банковского кредита: | ||||||
1,2 | ||||||
Пэ=В/Ч*10−6 | 6,17 | |||||
S=И/В*10−3 | ||||||
276,74 | ||||||
Удельный капитальные вложения на единицу продукции | ||||||
Куд=Цн+К'н/Вн | ||||||
1,054 | ||||||
Вариант 3 | ||||||
Кн=Цн+К'н | ||||||
104 164 715,02 | ||||||
Кп=Вн/Вп*(Цп+К'п) | ||||||
100 150 065,07 | ||||||
Кд= | 4 014 649,95 | |||||
д.И=Ип-Ин | 848 680,80 | |||||
Ток Срок окупаемости банковского кредита: | ||||||
8,98 | ||||||
Пэ=В/Ч*10−6 | 6,01 | |||||
S=И/В*10−3 | ||||||
287,34 | ||||||
Куд=Цн+К'н/Вн | ||||||
1,083 | ||||||
Сопоставление технико-экономических показателей судов | ||||||
Наименование | Величина показателя | Соотношение | ||||
показателя | судно-прототип | новое судно В2 | новое судно В3 | новое судно В2 | новое судно В3 | |
Исходные данные | ||||||
Тип и мощность главных двигателей, кВт | ||||||
6NVD-48AU | 6NVD-48A-2U | 6NVD-48A-2U | ||||
86,60% | 86,60% | |||||
Масса двигателя, т | 19,1 | 19,1 | 19,1 | 100,00% | 100,00% | |
Технический ресурс до первого капитального ремонта, тыс.час. | 100,00% | 100,00% | ||||
Техническая скорость судна: | ||||||
порожнем, м/с | 20,7 | 19,7 | 19,7 | 95,17% | 95,17% | |
в грузу, м/с | 16,7 | 15,9 | 15,9 | 95,21% | 95,21% | |
Расчетные показатели | ||||||
Строительная стоимость судна, руб. в т. ч. СЭУ | 58 500 000 | 57 477 594 | 57 477 594 | 98,25% | 98,25% | |
10 171 627 | 9 149 222 | 9 149 222 | 89,95% | 89,95% | ||
Годовой объем продукции (работы), млн. ткм | 100 997 993 | 98 756 172 | 96 159 766 | 97,78% | 95,21% | |
Эксплуатационные затраты на сопоставимый объем продукции, тыс. руб. | 28 479 528,64 | 27 329 601,03 | 27 630 847,84 | 95,96% | 97,02% | |
Капитальные вложения в сфере эксплуатации, тыс. руб. | 46 689 062 | 46 609 547 | 46 687 121 | 99,83% | 100,00% | |
Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений, годы | 1,2 | 8,98 | ||||
Экономия капитальных вложений, руб. | ||||||
Удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы), руб./ткм | 1,041 | 1,054 | 1,083 | 101,20% | 104,01% | |
Производительность труда экипажа, млн. ткм/чел. | 6,31 | 6,17 | 6,01 | 97,74% | 95,21% | |
Себестоимость перевозок, руб./ткм | 281,98 | 276,74 | 287,34 | 98,14% | 101,90% | |
ВЫВОД
В данной курсовой работе я произвела расчет экономической эффективности модернизации СЭУ. Рассчитав себестоимость СЭУ для судна-прототипа и нового судна, мы видим что при повышении мощности СЭУ у нас повышается себестоимость на 41,12%. Но при этом строительная стоимость нового судна возрастает на 6,3%. Примерно в таком же диапазоне повышается годовой объем продукции (4,2%), эксплуатационные затраты на 4,6%.
Рассмотрев все эти показатели и рассчитав капитальные вложения в сфере эксплуатационных затрат мы можем увидеть, что они снижаются на 18%, и снизится себестоимость на 11%. Эти два показателя дают возможность снизить цену одной тонны перевозимого груза. При этом дополнительно получить прибыль. Так же одним из важнейших показателей является производительность труда, которая возрастает на 3,9%, по отношению к судну-прототипу.
1. Лазарев А. Н. Экономика судостроительного и судоремонтного производства. Эффективность модернизации судовой энергетической установки. / Методические указания по выполнению курсовой работы. — СПб.: СПГУВК, 2006, — 41 с.
2. Лазарев А. Н., Филиппов Н. М., Селиванов Е. Н., Силантьев В. А., Смирнов С. П. Справочные материалы для выполнения курсовых и дипломных проектов и практических занятий. Методические указания. — СПб.: СПГУВК, 2003, — 23 с.
3. Справочник по серийным речным судам. Т. 7. — М.: Транспорт, 1981.
4. Интернет ресурс: http://www.sanopract.ru/sormovsky.html