Система прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики
Полномочия Прокурора Приднестровской Молдавской Республики по руководству системой прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики прокуратура надзор право закон Прокурор Приднестровской Молдавской Республики руководит деятельностью всех органов прокуратуры и осуществляет контроль над их работой, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми органами и работниками… Читать ещё >
Система прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава 1. Основные направления деятельности прокуратуры ПМР.
1.1 Задачи и принципы осуществления прокурорской деятельности.
1.2 Основные функции прокуратуры.
Глава 2. Система и организация органов прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики.
2.1 Система прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики.
2.2 Полномочия Прокурора Приднестровской Молдавской Республики по руководству системой прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики Глава 3. Прокурорский надзор
3.1 Общий надзор
3.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
3.3 Надзор за исполнением Конституции, законов ПМР органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
3.4 Надзор за исполнением Конституции и законов ПМР администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
3.5 Надзор за исполнением законов судебными исполнителями Глава 4. Акты прокурорского реагирования Заключение Библиография.
Введение
Для прохождения производственной практики в Прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с заданием на производственную практику, мною были определены следующие цели прохождения практики:
1. Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных мною в процессе обучения;
2. Закрепление и углубление практических умений и навыков, необходимых в работе юриста.
В соответствии с поставленными целями, мною так же были поставлены необходимые для их выполнения задачи:
1. Изучить основные направлениями деятельности прокуратуры ПМР;
2. Изучить задачи и принципы осуществления прокурорской деятельности;
3. Рассмотреть основные функции прокуратуры ПМР;
4. Изучить все виды прокурорского надзора;
5. Рассмотреть систему и организация органов прокуратуры ПМР;
6. Изучить акты прокурорского реагирования и особенности их применения;
7. Рассмотреть и документально закрепить знания о правовых средствах реагирования прокурора на нарушение закона.
Характеристика места прохождения производственной практики.
Прокуратура является важной составной частью правоохранительной системы государства, ее деятельность направлена на охрану законности как основы его существования, условия реализации законных прав и интересов человека и гражданина, общественных и государственных.
Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики, являясь единой централизованной системой органов, осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Приднестровской Молдавской Республики и государственного законодательства, защищает права и свободы граждан Приднестровской Молдавской Республики.
Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I. Значительный рост преступности, казнокрадства и взяточничества в конце XVI — начале XVII веков вызвал историческую потребность создания государственной службы по борьбе с этими негативными явлениями. Сначала указом царя в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы тайно надсматривать за всеми делами. Но, со временем такая служба показала свою неэффективность и Указом от 12 января 1722 года Петр I учреждает Прокуратуру Российской империи. С тех пор надзор за исполнением законов осуществляется только гласно.
На протяжении всей истории развития нашего государства органам прокуратуры принадлежит одно из важных мест среди институтов власти. С момента провозглашения ПМССР 2 сентября 1990 года, начался процесс создания государственного аппарата. Основой формирования структур государственного аппарата стали Тираспольские городские органы власти и управления с передачей им полномочий и функций республиканского уровня.
За сравнительно небольшой в историческом плане период своей деятельности органами прокуратуры ПМР проведены сотни прокурорских проверок и рассмотрены тысячи обращений и жалоб граждан, результатами которых стали вопросы восстановления законности, нарушения прав граждан, государства и общества; расследованы и направлены в судебные органы десятки уголовных дел по тяжким преступлениям против жизни и здоровья граждан, государственной власти, интересов государственной и муниципальной службы.
Повествуя историю становления органов прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики, нельзя обойти вниманием произошедшие изменения действующего законодательства в 2012 году, вызванные созданием Следственного комитета ПМР. В результате внесенных изменений в Конституционный закон ПМР «О Прокуратуре ПМР», Уголовно-процессуальный кодекс ПМР органы прокуратуры утратили полномочия по предварительному следствию и поддержанию государственного обвинения в судах.
Глава 1. Основные направления деятельности прокуратуры ПМР.
1.1 Задачи и принципы осуществления прокурорской деятельности Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики составляет единую централизованную систему органов и учреждений (далее — органы прокуратуры) и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Прокурору Приднестровской Молдавской Республики.
Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, обеспечение единства и укрепления законности, социального и межнационального согласия в обществе.
Согласно ст. 3 Конституционного Закона Приднестровской Молдавской Республики «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики» смыслом прокурорской деятельности является защита от неправомерных посягательств на:
а) закрепленные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики суверенитет и независимость, общественный и государственный строй, политическую и экономическую системы, права национальных групп и территориальных образований;
б) гарантированные Конституцией, другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, международными договорами Приднестровской Молдавской Республики социально-экономические, политические, личные права и свободы человека и гражданина;
в) права местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц независимо от форм собственности.
Деятельность органов прокуратуры осуществляется на основе принципов:
а) единства и централизации всех органов прокуратуры;
б) осуществления полномочий в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, общественных объединений и политических партий и в строгом соответствии с законом;
в) защиты в пределах своей компетенции прав и свобод граждан на началах их равенства перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, образования, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, имущественного или служебного положения и других признаков;
г) гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны;
д) информирования органов государственной власти, а также населения о состоянии законности.
1.2 Основные функции прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Приднестровской Молдавской Республики осуществляет:
а) надзор за исполнением законов исполнительными и представительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
б) надзор за исполнением законов юридическими лицами, гражданами, а также индивидуальными предпринимателями;
в) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина исполнительными и представительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, юридическими лицами, гражданами, а также индивидуальными предпринимателями; г) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
д) надзор за исполнением законов судебными исполнителями;
е) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
ж) надзор за соблюдением законности в Вооруженных силах, в органах безопасности, военного управления, иных воинских формированиях, личный состав которых имеет статус военнослужащих;
з) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
и) координацию деятельности правоохранительных органов по защите правопорядка, соблюдению законности, прав и свобод граждан и по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики участвуют в рассмотрении дел судами, Арбитражным судом, вносят представления на незаконные и необоснованные акты судов.
Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики принимает участие в правотворческой деятельности.
Глава 2. Система и организация органов прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики.
2.1 Система прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики Систему прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики составляют прокуратура Приднестровской Молдавской Республики, прокуратуры городов и районов, межрайонные прокуратуры, военная и другие специализированные прокуратуры.
В системе прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики могут создаваться научные и образовательные учреждения, редакции средств массовой информации, являющиеся юридическими лицами.
Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики может иметь в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.
Образование, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры, определение их статуса и компетенции в соответствии с настоящим Конституционным законом, а также штатной численности в пределах установленного фонда заработной платы осуществляются Прокурором Приднестровской Молдавской Республики.
Создание и деятельность на территории Приднестровской Молдавской Республики органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики, не допускаются.
Прокурором Приднестровской Молдавской Республики может быть назначен гражданин Приднестровской Молдавской Республики, достигший возраста 30 (тридцати) лет, имеющий высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением квалификации (степени) «специалист» или «магистр» по специальности юриспруденция, и стаж работы по юридической специальности не менее 10 (десяти) лет.
Прокурор Приднестровской Молдавской Республики назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики большинством голосов от установленного Конституцией Приднестровской Молдавской Республики общего числа депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
Если предложенная Президентом Приднестровской Молдавской Республики кандидатура на должность Прокурора Приднестровской Молдавской Республики не получит требуемого количества голосов депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, то Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение 30 (тридцати) дней представляет Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики новую кандидатуру.
Председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики приводит к присяге лицо, назначенное на должность Прокурора Приднестровской Молдавской Республики.
Прокурор Приднестровской Молдавской Республики приносит следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Прокурора Приднестровской Молдавской Республики свято соблюдать Конституцию Приднестровской Молдавской Республики и законы Приднестровской Молдавской Республики, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства».
Полномочия Прокурора Приднестровской Молдавской Республики начинаются с момента принесения им присяги. Срок полномочий Прокурора Приднестровской Молдавской Республики — 5 (пять) лет.
В отсутствие Прокурора Приднестровской Молдавской Республики или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Прокурора Приднестровской Молдавской Республики и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Прокурора Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.
Сообщение о назначении Прокурора Приднестровской Молдавской Республики на должность и об освобождении его от должности публикуется в средствах массовой информации.
Городские, районные, межрайонные прокуроры, военный прокурор Приднестровской Молдавской Республики и прокуроры специализированных прокуратур назначаются и освобождаются от должности сроком на 5 (пять) лет Прокурором Приднестровской Молдавской Республики, ему подчинены и подотчетны.
Сообщения об их назначении на должность и об освобождении их от должности публикуются в средствах массовой информации.
Прокуратуру Приднестровской Молдавской Республики возглавляет Прокурор Приднестровской Молдавской Республики.
На срок полномочий Прокурора Приднестровской Молдавской Республики по его представлению Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики назначаются первый заместитель и два заместителя Прокурора Приднестровской Молдавской Республики. Первый заместитель и два заместителя Прокурора Приднестровской Молдавской Республики освобождаются от должности Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики по представлению Прокурора Приднестровской Молдавской Республики. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Прокурором Приднестровской Молдавской Республики.
В прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики образуется коллегия в составе Прокурора Приднестровской Молдавской Республики (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, определяемых Прокурором Приднестровской Молдавской Республики.
Городские, районные, межрайонные и специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами.
Прокуроры городов, районные, межрайонные и специализированные прокуроры имеют первых заместителей, заместителей, старших помощников и помощников.
2.2 Полномочия Прокурора Приднестровской Молдавской Республики по руководству системой прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики прокуратура надзор право закон Прокурор Приднестровской Молдавской Республики руководит деятельностью всех органов прокуратуры и осуществляет контроль над их работой, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми органами и работниками прокуратуры. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики вправе отменить любое решение подчиненных прокуроров, противоречащее закону. Прокурором Приднестровской Молдавской Республики устанавливаются права и обязанности структурных подразделений, численность территориальных и специализированных прокуратур, распределяются средства на их содержание.
Прокурор Приднестровской Молдавской Республики заключает с соответствующими органами иностранных государств в установленном законом порядке соглашения о сотрудничестве.
Коллегия прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики является совещательным органом и рассматривает наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры, кадровые вопросы, обсуждает отчеты руководителей подразделений, территориальных и специализированных прокуроров, иных прокурорских работников. Решения коллегии реализуются приказами Прокурора Приднестровской Молдавской Республики и доводятся до сведения всех прокурорских работников.
Глава 3. Прокурорский надзор
3.1 Общий надзор Предметом общего надзора является:
а) исполнение Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики исполнительными и представительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами;
б) исполнение Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики юридическими лицами, общественными объединениями, политическими партиями, гражданами, а также индивидуальными предпринимателями;
в) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в подпункте а) пункта 1 настоящей статьи. Органы прокуратуры не подменяют другие органы государственной власти, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проверка исполнения законов в порядке общего надзора проводится по заявлениям и сообщениям о нарушениях законности, требующим прокурорского реагирования, а также по собственной инициативе прокурора.
В соответствии со статьей 23 Конституционного закона «О прокуратуре ПМР» прокурор в пределах своей компетенции при осуществлении общего надзора вправе:
а) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов и лиц, указанных в подпунктах а) и б) пункта 1 статьи 22 Конституционного закона «О прокуратуре ПМР» (за исключением граждан);
б) с соблюдением требований действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики об охране сведений, составляющих коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, получать информацию по вопросам проводимой проверки;
в) по письменному либо устному требованию незамедлительно получать от руководителей или других должностных лиц указанных органов необходимые документы, материалы или их заверенные копии, статистические и иные сведения по вопросам проводимой проверки;
г) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов проведения проверок, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, выделения специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз, для выяснения возникших в процессе надзора вопросов, которые подлежат исполнению незамедлительно;
д) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по вопросам проводимых проверок;
е) получать доступ к ознакомлению с материалами дел, находящихся в судах.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производства об административных либо дисциплинарных правонарушениях, а также выносит представление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Прокурор или его заместитель, установив факт нарушения законодательства Приднестровской Молдавской Республики о труде и при отсутствии спора о праве, выносит постановление о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику.
Постановление прокурора или его заместителя о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику, является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики об исполнительном производстве.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона лицами, указанными в пункте 1 статьи 22 Конституционного закона «О прокуратуре ПМР»:
а) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
в) вносит представление об устранении нарушений закона;
г) предостерегает о недопустимости нарушения закона;
д) обращается в суды с заявлениями в интересах государства, общества и граждан;
е) сообщает Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики, Президенту Приднестровской Молдавской Республики и Правительству Приднестровской Молдавской Республики о несоответствии принятых (изданных) ими правовых актов Конституции и иным законам Приднестровской Молдавской Республики.
В необходимых случаях при осуществлении надзорной деятельности Прокурор Приднестровской Молдавской Республики, прокуроры городов и районов, межрайонные и специализированные прокуроры вправе выносить постановления о привлечении сотрудников правоохранительных органов для обеспечения безопасности надзорной деятельности и реализации полномочий, предусмотренных Конституционным законом «О прокуратуре ПМР».
3.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Согласно статье 29 Конституционного Закона «О прокуратуре ПМР» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина исполнительными и представительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления и их должностными лицами, юридическими лицами, общественными объединениями, политическими партиями, гражданами, а также индивидуальными предпринимателями.
Органы прокуратуры не подменяют другие органы государственной власти, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
а) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
б) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
в) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
г) использует иные полномочия, предусмотренные статьей 23 настоящего Конституционного закона.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор или его заместитель принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
Прокурор или его заместитель, исходя из нарушения законодательства Приднестровской Молдавской Республики о труде и при отсутствии спора о праве, выносит постановление о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор или его заместитель возбуждает производство об административном правонарушении и передает необходимые материалы в органы или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административном правонарушении.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер дисциплинарного правонарушения, прокурор или его заместитель возбуждает производство о дисциплинарном правонарушении и передает необходимые материалы органу или должностному лицу либо организации, уполномоченным на принятие мер дисциплинарного взыскания.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в судебном порядке, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах граждан в соответствии с процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
3.3 Надзор за исполнением Конституции, законов ПМР органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие Согласно статье 32 Конституционного Закона «О прокуратуре ПМР» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики, осуществлять от имени государства надзор за соблюдением Конституции Приднестровской Молдавской Республики и законов Приднестровской Молдавской Республики органами дознания и органами предварительного следствия.
В ходе производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
а) проверять исполнение требований действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
б) вносить мотивированное представление о решении вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства с направлением соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания;
в) проверять законность и обоснованность решений следователя (дознавателя) или руководителя следственного органа, принимаемых в ходе дознания или предварительного следствия;
г) вносить представление следственному органу или органу дознания об устранении выявленных нарушений действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики;
д) осуществлять надзор за исполнением приговоров суда;
е) отзывать необоснованные представления нижестоящего прокурора;
ж) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя (дознавателя) о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
з) обращаться в суд с представлением в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
и) присутствовать в судебных заседаниях в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела и снимать с них копии.
В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя (дознавателя) с представлением прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с представлением об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа либо в суд в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
3.4 Надзор за исполнением Конституции и законов ПМР администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу Согласно статье 35 Конституционного Закона «О прокуратуре ПМР» Предметом надзора является:
а) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом;
б) соблюдение установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
в) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов имеет право:
а) посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 35 настоящего Конституционного закона;
б) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
в) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
г) требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
д) проверять соответствие действующему законодательству Приднестровской Молдавской Республики приказов, распоряжений, постановлений администраций органов и учреждений, указанных в статье 35 настоящего Конституционного закона;
е) требовать объяснения от должностных лиц органов и учреждений, указанных в статье 35 настоящего Конституционного закона;
ж) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель вправе вносить протесты и представления — а при наличии оснований полагать, что выявленное нарушение имеет характер преступления — вносить представление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия либо в орган дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
При наличии оснований полагать, что выявленное нарушение имеет характер административного или дисциплинарного правонарушения, прокурор или его заместитель вправе возбуждать производство об административном или дисциплинарном правонарушении.
Прокурор или его заместитель вправе вносить представление об освобождении каждого, содержащегося без законных оснований в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Постановления и требования прокурора по соблюдению установленных законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или другому наказанию, а также лиц, к которым применены меры принудительного характера, являются обязательными и подлежат немедленному исполнению.
3.5 Надзор за исполнением законов судебными исполнителями Согласно статье 38 Конституционного Закона «О прокуратуре ПМР» предметом надзора являются:
а) законность совершения исполнительных действий, производимых судебными исполнителями при исполнении судебных решений и актов других органов;
б) соблюдение судебным исполнителем установленных законодательством Приднестровской Молдавской Республики прав сторон исполнительного производства;
в) соответствие законам правовых актов, издаваемых исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнительного производства, и его должностными лицами.
Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов имеет право: а) посещать органы и учреждения, входящие в структуру исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнительного производства;
б) опрашивать стороны исполнительного производства;
в) знакомиться с материалами исполнительного производства;
г) требовать от органов и учреждений, входящих в структуру исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнительного производства, создания условий для обеспечения прав сторон исполнительного производства и устранения выявленных нарушений;
д) участвовать в судебных заседаниях при разрешении вопросов исполнительного производства и законности выносимых судебных актов и актов других органов.
Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов судебными исполнителями вправе вносить протесты и представления, возбуждать производство об административных или дисциплинарных правонарушениях, а также вносить представление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия либо в орган дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Глава 4. Акты прокурорского реагирования Акты прокурорского реагирования — это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в предусмотренном законе порядке. Актами прокурорского реагирования являются протест, представление, постановление и объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.
Протест — приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании, но в исключительных случаях прокурор может сократить срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, то о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест может быть отозван принесшим его лицом до его рассмотрения. Протест приносится в письменном виде. Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта (ст. 24 Закона ПМР «О прокуратуре ПМР»).
Содержание рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие (несоответствующие) закону акты, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт, либо суду в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Представление — вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме (ст. 25 Закона ПМР «О прокуратуре ПМР»).
Постановление — прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.
Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона — направляется прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Руководители организаций, не исполнившие требования, изложенные в предостережении, могут быть привлечены к ответственности в установленном законе порядке (ст. 26 Закона ПМР «О прокуратуре ПМР»).
Заключение
В связи с созданием Следственного комитета ПМР законодатель существенно ограничил возможности прокурора в возбуждении производства в защиту других лиц, поскольку предполагается, что защитой прав и свобод человека и гражданина должны заниматься суды, роль которых в жизни нашего общества все более возрастает. Такой подход вполне соответствует современным представлениям о роли суда в демократическом правовом государстве. Однако деятельность суда не может и не должна олицетворять собой всю систему защиты прав и законных интересов граждан, организаций и общества. Системы защиты прав и свобод в современных государствах включают различные правовые механизмы, объединяют деятельность органов государства и гражданского общества. В Приднестровье эта система находится в стадии становления, поэтому представляется необходимым включение в данную систему всех правоохранительных механизмов.
Между тем, правоохранительная функция прокуратуры реализуется гражданско-процессуальными средствами минимально, что не всегда оправданно. Мы полагаем, что прокурорская защита является эффективным средством защиты прав и свобод граждан, нуждающихся в особой защите со стороны государства. К числу таких граждан относятся, в частности, несовершеннолетние, которые требуют особой защиты и заботы со стороны всех государственных и общественных институтов.
Полагаю, что законодателю необходимо признать, что в суде первой инстанции прокурор, независимо от формы его участия в процессе реализует правоохранительную функцию, его участие в производстве в суде первой инстанции — результат волеизъявления законодателя, а не самого прокурора. Заключению прокурора, по делам, в которых его участие признается законом обязательным необходимо придать статус акта прокурорского реагирования на нарушение законности. Такое заключение укрепит процессуальные позиции той стороны состязательного процесса, права которой нарушены, что не противоречит сути состязательности процесса. Прокурор, вступающий в процесс для дачи заключения по делу, не может ни дублировать суд, ни выступать в качестве надзорной инстанции.
Итак, за время прохождения производственной практики я ознакомилась с основными направлениями деятельности прокуратуры: мною была освоена нормативно-правовая база, на которой основывается деятельность прокуратуры ПМР, детально изучен правовой статус и положение прокурора в гражданском процессе.
Библиография.
1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики — Тирасполь, ГУ «Юридическая литература», 2014 г.;
2. Гражданский процессуальный кодекс Приднестровской Молдавской Республики — Тирасполь, ГУ «Юридическая литература», 2014 г.;
3. Конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики «О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики» — сайт Министерства юстиции ПМР http://www.ulpmr.ru/;