Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этапы исторического развития науки экологии

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работах ведущих экологов иногда имеет место неоднозначное толкование отдельных терминов, таких как «природоохранительные меры», «усилия», и т. п., или «охрана природы». В последние десятилетия чаще говорят об охране окружающей среды, а не природы. Это точнее. Действительно, окружающая среда — это всё, что нас окружает, включая звёзды, галактику и т. п. а под термином «природа» часто понимают… Читать ещё >

Этапы исторического развития науки экологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контрольная работа по дисциплине: «Экология»

по теме: «Этапы исторического развития науки экологии»

Введение

Этапы исторического развития науки экологии

1.1 Первый этап развития экологии

1.2 Второй этап развития экологии

1.3 Третий этап развития экологии Заключение Литература

1. Введение

В последние 30 — 40 лет XX в. внимание общественности к проблемам взаимодействия человеческой цивилизации с окружающей средой резко усилилось. Если до 1960 г. слово «экология» знало небольшое число специалистов-биологов, то после 1960 г. экологическим проблемам уделяется все больше внимание, в том числе и средствами массовой информации. Это и понятно: над биосферой Земли нависла угроза со стороны маленькой части этой биосферы — человечества. Влияние человека на природу проявляется как прямо, так и косвенно. Причем, косвенное проявление гораздо сильнее. Оно более масштабно по времени и пространству. Человек пока еще не научился прогнозировать последствия своей деятельности на планете. И это является главной причиной всех экологических бед.

Актуальной стала проблема охраны природы. Однако охранять природу, пользоваться ей невозможно, не зная, как она устроена, как реагирует на воздействие человека, какие предельно допустимые нагрузки на природные системы может позволить себе общество.

Экология — наука о взаимодействии живых организмов и их систем с окружающей средой, об их взаимовлиянии и взаимопроникновении, что позволяет определить пути оптимизации и возможного изменения условий для окружающей среды и живых организмов. Под окружающей средой понимается практически вся Вселенная. Очень часто термин окружающая среда заменяют словом «природа». Под живыми организмами понимается не только человек, но и все живые представители природы: животные, растения, простейшие организмы. Слово «экология» — наука о доме, обители человека («ойкос» — дом, жилище и «логос» — учение).

Экологические знания необходимы при изучении многих наук, и прежде всего биологии, медицины, дисциплин инженерного и социально-экономического циклов. Для изучения основ экологии достаточно иметь знания по общеобразовательным курсам анатомии, зоологии, физики, химии, географии.

Проблема экологических противоречий взаимодействия природы и общества уходит своими корнями в глубины развития человеческого общества. Природа, а следовательно и важнейшая ее составляющая — животный мир, всегда служила естественной основой любого материального производства, предметом личного потребления людей и объектом познания и освоения окружающего мира человеком.

Однако в последнее время происходит изменение мировоззрения человечества: все большему числу людей становиться ясно, во-первых, что человек как существо биологическое — не царь природы, а только ее часть, причем всецело зависящая от состояния биосферы в целом, и, во-вторых, что ресурсы природы конечны и близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы — вот задачи, которые выходят на первый план.

2. Этапы исторического развития науки экологии

2.1 Первый этап развития экологии

Экологические знания античных народов Европы, древних греков, римлян развивалась на основе накопления различной информации в течении многих поколений. Достойный внимания подход к экологическим знаниям сохранился в трудах древнегреческих учёных. И в наши дни ценными являются высказывания Геродота (V-IV вв. до н.э.), раскрывающие понятие о постоянстве количественного соотношения видов в природе и отношений хищник — жертва. Демокритом (460−370 гг. до н.э.) в своих многочисленных трудах («О частях животных», «Возникновение животных», «Описание животных») одним из первых рассматривает животных в связи с их местообитанием. Такие идеи нельзя назвать экологическими, они были естественно-историческими. Труды Аристотеля оставались актуальными для науки почти 2 тысячи лет, до эпохи Возрождения. Ученик Аристотеля Теофраст (370 — 285 гг. до н.э.) в своих книгах «Естественная история растений» и «О причинах растений» описывает естественные группировки растений, приуроченные к определённым местообитаниям, типы деревьев, произрастающих в горной местности на разных высотах. Он указывает на приспособительное значение окраски животных и её изменений. Можно считать, что Теофраст заложил основы геоботаники.

В эпоху средневековья природные объекты, и в первую очередь животные и растения, стали предметом дальнейшего изучения и обобщения ранее накопленных знаний для использования в практических целях. Этому способствовало расширение торговых связей, организация экспедиций, и наступление эпохи великих географических открытий.

Еще в 528 г. Бенедикт Нурсийский объявил одной из важнейших обязанностей своего ордена — занятие наукой.

Своеобразной сводкой о природе являются труды Магенберга фон Конрада. Главный из них: «О природе вещей». В нем на основании анализа 1250 источников, в том числе и древних, даются описания животных и их образа жизни.

Показатель степени развития экологических знаний в средневековье — уровень их использования в практической деятельности. В летописных сводах и хрониках восточных славян отмечалось множество различных видов животных и растений, а феодалы приказывали сохранять охотничьи угодья в их владениях (которые в последствии стали ядром создания заповедников).

Знание экологии отдельных видов позволило развить такое направление как звероводство. В начале XII веке. в Польше проводилась искусственная селекция бобров. К этому времени началась работа ученых по изучению и обобщению опыта народной медицины.

В XIII в. н.э. — авторитетнейший средневековый учёный-схоласт Альберт Больштедтский (Альберт Великий) (1193 — 1280 гг.) изучал влияние почвы на жизнь растений, а также причины «зимнего сна» растений.

2.2 Второй этап развития экологии

Популяризация экологических знаний в XVIII в. способствовало искусство. Изображение объектов природы приводило к более глубокому пониманию особенностей мира природы. Сельское хозяйство постепенно превращалось в товарное производство промышленного масштаба. С этой целью проводились специальные исследования. Одним из главных положений экологии этого периода стало формирование современных понятий биогеоценоза и биогеоценотических отношений. И поскольку оно в разных вариантах встречается у разных авторов, то можно утверждать, что это считалось одним из главных моментов экологии. В 1734—1742 гг. г. — французский естествоиспытатель Рене Реомюр (1683−1757 гг.) в шести томном труде «Мемуары по естественной истории насекомых», публикует огромное количество сведений об условиях жизни насекомых, их общественном устройстве, сезонных явлениях, паразитизме и др. В 1735 году он установил, что сумма средних дневных температур воздуха в тени постоянна для данного сезонного периода в жизни организмов. Концепцию природных взаимоотношений, взаимосвязей, обеспечивающих ее баланс, осветил в своих трудах Карл Линней (крупный шведский естествоиспытатель в 1749 году опубликовал свою диссертацию под названием «Экономия природы», в которой утверждал. Что для поддержания равновесия взаимных отношений организмов, кроме размножения важно и их уничтожение, разрушение, так как гибель одного организма делает возможным существование других). Мысль о значении взаимоотношений в природе и их причинности содержится в статье М. В. Ломоносова «О словах земных» .

В эпоху экспедиции различных стран, привозят массу фактического экологического материала. В Вильнюсском университете создается кафедра истории природы. Сведения экологического характера содержатся в трудах российских ученых П. С. Палласа (петербургский ученый, в нескольких монографиях заложил основы классического описания животного и растительного мира в связи с климатическими и географическими условиями), И. М. Лепехина (опубликовал четыре тома «Дневных записок путешествия доктора и Академии наук адъютанта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства», в которых он приводил множество сведений о взаимозависимости животных и окружающей природы) и др. Интересные экологические сведения содержат труды Н. Я. Озерецкого.

Накопление экологических знаний шло в основном в сфере зоологии и анатомии. Качественный скачёк произошёл в середине XIX в., когда экология оформилась как самостоятельное ответвление анатомии, зоологии, ботаники. По сути это была лишь всего биоэкология. Основоположники её — Ч. Дарвин (в 1859 г.— Чарлз Дарвин публикует свою книгу «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», которая совершила переворот в биологии и подготовила почву для появления экологии как науки), Э. Геккель (немецкий биолог, профессор Иенского университета Эрист Геккель в 1866 г. в книге «Всеобщая морфология организмов» впервые употребляет термин «экология» в его современном понимании. Эта книга была написана под воздействием идей Дарвина, которые восторженно принял молодой Геккель) и профессор МГУ К. Ф. Рулье (основатель первой научной экологической школы. В своих многочисленных статьях, научных трудах и даже популярных изданиях, например в газетных статья он постоянно подчеркивал необходимость изучать животных в связи с условиями их обитания).

В начале ХХ века появились первые экологи, которые трудились в заповедниках, занимались в основном наблюдениями за животным и растительным миром, анализом изменения их численности (популяцией). Чаще их именовали «естественниками» .

Позднее в биоэкологию входят другие науки:

— о климате (Ю.Ганн, А. Воейков);

— о почвах и покровах земли (А.Гумбольд, В. Докучаев)

— ландшафтах (Л.Берг) и др.

Следует отметить особую роль трудов В. Вернадского (1863−1945), который первый применил количественный анализ в экологии, раскрыл понятие о биосфере Земли в комплексе (сам термин «биосфера» — название монографии В. Вернадского, вышедшей в 1926 г., в котором развивается идея эволюции поверхности земного шара как целостного процесса взаимодействия косной материи с живым веществом). Он настолько опередил своё время, что только на третьем этапе развития этой науки, когда она сформировалась как всеобщая (глобальная) экология и стала учитывать влияние человеческой деятельности на все условия окружающей среды, стало понятно, как далеко Вернадский заглядывал в будущее.

В конце второго этапа развития экологии (1945;1955) к биологам добавились гигиенисты-медики, агрономы, лесоводы, инженеры и т. д. Стали отрабатываться нормативы взаимодействия человека с окружающей средой, принципы инженерного подхода к защите среды.

В 1945 году создана ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная Организация ООН) — специализированное учреждение ООН, которое основное внимание уделяет продовольственным ресурсам Земли и развитию в мире сельского хозяйства. В 1946 году — создана ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Одним из главных направлений деятельности является охрана окружающей среды и памятников культуры, ЮНЕСКО возглавляет международное сотрудничество в этой области. Затем в 1948 году — по инициативе ЮНЕСКО создается МСОП — Международный союз охраны природы и природных ресурсов, межправительственная научно-консультативная организация, для сохранения природных богатств Земли и их рационального использования.

Второй этап завершился. Когда человек осознал, какой вред может принести неконтролируемое развитие крупной промышленности окружающей среде, природе. Начался «экологический бум», вызванный интенсификацией промышленной деятельности человека, фактором обнищания, исчезновения биоматресурсов. До этого ресурсы успевали восстанавливаться, теперь же эта цепочка нарушилась.

экология зоология анатомия биосфера

2.3 Третий этап развития экологии

Третий этап развития экологии характеризуется тем, что:

в 1950 — 1960 г. г. — активно развиваются исследования по продуктивности экосистем и переносу энергии в экосистемах (Ю. и Г. Одумы, 1955; Тил, 1957; Эдвардс и Хит, 1963; Макфедьен, 1963; Голли, 1960, Ю. Одум и др., 1962 и т. д.);

в 1953 г. — известный американский эколог Ю. Одум публикует один из лучших учебников по экологии «Основы экологии», который выдержал несколько изданий, в том числе и на русском языке;

в 1955 г. — создан Научный комитет по действию атомной радиации — международная организация ООН, занимающаяся вопросами изучения действия ионизирующих излучений на человека и окружающую среду, особенно связанных с выпадением радиоактивных осадков;

в 1955 г. — появляется первый отечественный учебник «Экология животных» Н. П. Наумова, переизданный в 1963 г.;

в 1959 г. — Ю. и Г. Одумы создали сводку о первичной продуктивности экосистем в различных районах земного шара;

в 1960;1970 г. г. — состоялась первая «зеленая революция» резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных, сопровождавшееся значительным повышением вклада антропогенной энергии в агроэкосистемы и загрязнением почвы и воды пестицидами, уменьшением биологического разнообразия экосистем;

в 1960 -1980 г. г. — в многочисленных работах развиваются идеи о системном подходе в экологии с широким применением математических методов; моделируются на компьютерах процессы, происходящие в экосистемах (Дж. Хатчинсон, К. Уатт, Дж. Смит, Меншуткин, Ляпунов, Полетаев, Одум, Федоров, Гильманов и мн. др.);

в 1964 г. — этого года МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) совместно с ВМО (Всемирной метеорологической организацией) осуществляет сбор данных о концентрации радиоактивных примесей в осадках;

в 1962 г. — Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы», в которой делается упор на сочетание интересов развития общества и охраны окружающей среды;

в 1963 г. — в Москве подписано соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в трех сферах, с этого времени государствам, подписавшим его, разрешалось проводить такие испытания только под землей;

в 1964 г. — с этого года под эгидой ЮНЕСКО осуществляется Международная биологическая программа (МБП), по которой многими странами-участницами стали осуществляться согласованные наблюдения над основными мировыми экосистемами;

в 1965 г. — в Японии появилась экологическая «болезнь Минамата» вызванная отравлением ртутью через рыбу, выловленную в одноименной бухте;

в 1966 г. — МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов) издает первую международную Красную книгу;

в 1968 г. — Генеральная Ассамблея ООН принимает решение созвать в 1972 году в Стокгольме первую Конференцию ООН по охране окружающей среды;

в 1968 г. — американец К. Уатт обосновывает принципы и подходы глобальной экологии в книге «Экология и управление природными ресурсами» ;

в 1970 г. — на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО принята МАЕ (Программа «Человек и биосфера», МАВ — Маn аnd Вiоsрhеге) — широкая международная научно-исследовательская программа, в одну из основных задач которой входит организация в разных странах мира биосферных заповедников;

в 1971 г. — создается Гринпис (Зеленый Мир) — международная неправительственная организация, созданная с целью сохранения природной среды Земли от разрушения;

в 1972 г. — по инициативе ООН в Стокгольме со звана Первая международная конференция по охране окружающей среды. На этой конференции образована Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и установлен Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня). Конференция стала поворотным пунктом в экологической политике государств и международного сообщества;

в 1972 г.— конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия;

в 1973 г. — комиссия по редким и исчезающим видам МСОП публикует «Черный список» видов и подвидов животных, исчезнувших с лица Земли с 1600 года;

в 1974 г. — в Гааге (Нидерланды) состоялся Первый Международный конгресс экологов, в центре внимания которого находились вопросы изучения экосистем, особенно влияния на них антропогенных факторов;

в 1974 г. — выходит книга «Замыкающийся круг» Барри Коммонера, где в популярной форме были изложены основные экологические проблемы человечества;

в 1978 г. — издана Красная книга СССР;

в 1980 г. — генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений» ;

в 1982 г. — на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята ВХП (Всемирная хартия природы) — совокупность программных положений, отражающих основные принципы взаимоотношений человечества с окружающей природной средой;

в 1985 г. — выходит в свет Красная книга РСФСР (Животные);

в 1986 г. — Чернобыльская катастрофа, крупнейшая радиационная катастрофа, заставила человечество впервые серьезно задумать;

в 1998 г. — выходит в свет Красная книга РСФСР (Растения);

в 1991 — 1993 г. г. — в США осуществлен крупнейший в истории проект по созданию искусственной, замкнутой, полностью автономной системы обеспечения человека «Биосфера-2» стоимостью 150 млн. долларов;

в 1992 г. — в Рио-де-Жанейро (Бразилия) собралась Вторая Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию, в которой приняли участие 179 государств; были разработаны основные принципы взаимодействия человеческого общества и природы на ХХI век, принято решение об образовании Международного Зеленого креста (МЭК);

в 1992 г. — принят Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» ;

в 1993 г. — в соответствии с решением Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро создан МЗК — Международный Зеленый Крест, основные цели которого: экологическое образование и воспитание как основа устойчивого развития и изменения системы ценностей, ликвидация последствий холодной войны для окружающей среды;

в 1996 г. — в соответствии с рекомендациями Международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро разработана «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» — программный документ, утвержденный Указом Президента РФ 1 апреля 1996 г. На основе «Концепции» будет разработана стратегия перехода России к устойчивому развитию, которое должно обеспечить нормальное существование нынешнего и будущего поколений населения России;

3. Заключение

Сейчас у экологии две основные функции — прогностическая и формирующая. Первая, как правило, удел деятелей науки, вторая — всеобщая, опирающаяся на прогноз, грамотность человека.

Из чего же состоит экология? У неё по С. Шварцу, около сорока ответвлений и даже их простое перечисление затруднительно. В соответствии с историей развития экологии в ней можно выделить такие отрасли:

а) Биоэкология — экология микроорганизмов, грибов, простейших, животных (отдельно рассматривается биоэкология птиц, рыб и т. д.), а также палеэкология (эволюционная экология);

б) экология систем — тундр, пустынь, полупустынь, лесов, степей и т. д. Сюда же относится радиационная и химическая экология. Термин «экосистема» предложен в 1935 г. английским ботаником А. Гесли;

в) экология человека — историческая, археологическая, собственно человека, города (урбоэкология), промышленная, сельскохозяйственная, рекреационная (экология зон отдыха), правовая, экономическая и т. п.

В последнее время предметом изучения любой области науки стали физико-математические модели. Часто говорят о науке — математической экологии. В перспективе многим экологам видится цельная система экологического управления народным хозяйством и социальными проектами.

В последние годы во всём мире резко возросло внимание к вопросам природопользования. Признано необходимым, чтобы каждый проект, каждое вновь открытое предприятие имели экологическое обоснование, прошли экологическую экспертизу.

Экологический бум нашёл отражение и в публикациях: возросло не только их количество, но улучшилось и качество. Очень много сделали для популяризации знаний и развития экологии отечественные учёные: Н. Реймерс, М. Лемешев, А. Яншин, А. Яблоков и др., а также зарубежные учёные: Б. Коммонер, Д. Одум, К. Уатт, Ф. Дре, М. Танг и др.

В работах ведущих экологов иногда имеет место неоднозначное толкование отдельных терминов, таких как «природоохранительные меры», «усилия», и т. п., или «охрана природы». В последние десятилетия чаще говорят об охране окружающей среды, а не природы. Это точнее. Действительно, окружающая среда — это всё, что нас окружает, включая звёзды, галактику и т. п. а под термином «природа» часто понимают живой мир и неживую материю нашей планеты. В дальнейшем, говоря о природе, будем оперировать более широким понятием — Вселенная, т. е. окружающая среда в этом случае равнозначна природе. Причём последняя по В. Вернадскому, состоит из живой составляющей Земли — «живого вещества» и не живого компонента — атмосферы, гидросферы и литосферы. К последним логично добавить и дальнейший Космос (т.е. космосферу), который всё больше обживается человеком. Область обитания живых организмов называют биосферой (сферой жизни).

Биосфера — относительно тонкая оболочка жизни на Земле, занимающей нижнюю часть атмосферы (12−15 км), всю водную среду планеты и её недра до 3−5 км (в том числе область «былых биосфер» с остатками следов живых организмов). Границы биосферы не остаются застывшими (выходы в космос, проникновение в глубины Земли). Совокупность живых и неживых компонентов биосферы составляет экосистему.

В.Вернадский подчёркивал, что человечество стало «геологической силой», т. е. земной, сравнимой с силами самой природы. Но если силы природы направлены на её благо, т. е. на круговорот в природе, то человечество действует не всегда разумно. Потребляя больше, чем восстанавливая, оно зачастую становится вредной силой, большей, чем природная. Воздействие человека (и всего человечества) на природу является антропогенным фактором, т. е. созданным человеческой деятельностью. Отравил воды реки канализационными сбросами — проявил антропогенное воздействие; провёл очистку то же самое.

Таким образом, антропогенный фактор может иметь и позитивные и негативные стороны. Главные негативные стороны — загрязнение воздуха, воды, поверхности земли и истощение её ресурсов. Позитивные — предотвращение всего этого в рамках биосферы. Преобразуемую человеком биосферу называют по В. Вернадскому, «ноосферой» (или сферой разума). Это название может быть оправдано только в том случае, если человек будет вести себя как «гомо сапиенс» — человек разумный.

Сейчас всё больше людей начинают понимать, что сила человека в его связях с природой, а знание экологии развивает и дополняет их новым содержанием.

Право человека на благоприятную окружающую среду законодательно закреплено в Конституции РФ. Это право должно обеспечиваться и подкрепляться целым сводом законов РФ. Важнейшими из них являются: «Об охране окружающей среды» (1991), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «О животном мире» (1995), «О недрах» (1992,1995), «Об использовании атомной энергии» (1995), «Об экологической экспертизе» (1995), «Водный кодекс» (1995) и др. В основу этих законов положены принципы экономического стимулирования национального природопользования, органической связью между развитием экономики и экологизацией всех сфер жизни. Они же закреплены и в международных соглашениях. Так, в решении Конференции ООН по окружающей среде записано: «Для того, чтобы добиться устойчивого развития, охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью процесса развития». И далее: «Мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» .

1. Гарин В. М., Кленова И. А., Колесников В. И. Экология для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». п/р В. И. Колесников Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Голубев В. С., Шапалова Н. С. Человек в биосфере. Москва. ЛА «Варяг», 1995.

3. Криксунов Е. А., Пасечкин В. В., Сидорин А. П. Экология. Издательский дом «Дрофа», 2000.

4. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Экология. Школьный справочник/ сост. А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарина — Ярославль: «Академия развития», 1998.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой