Традиционные обряды одного из народов России и ближнего зарубежья
В XIX веке в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого. Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей… Читать ещё >
Традиционные обряды одного из народов России и ближнего зарубежья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нестеровский лицей»
Конкурс проектно-исследовательских работ, посвящённый формированию толерантности учащихся: «Мы разные, но мы вместе»
Номинация: «Традиционные обряды одного из народов России и ближнего зарубежья»
Выполнила: Ульянцева Анастасия ученица 8 «А» класса Руководитель: Назарова Нина Анатольевна учитель русского языка и литературы
2014 г.
Аннотация В своей проектноисследовательской работе я хочу рассказать о традиционных обрядах народов России и ближнего зарубежья, а именноказаков. Какие это будут обряды? Их множество, но я решила остановиться на свадебных и проводах и встречах казаков.
Моя работа адресована читателям, которые хотят больше узнать о традиционных обрядах казаков.
В исследовании я постараюсь подробно описать свадебные обряды, а также встречи и проводы казаков и их самих.
Я поставлю в работе цели и задачи, после окончания исследования удостоверюсь, что мои задачи выполнены.
Цель Цель работы: усовершенствовать свои знания в области исследовательской деятельности; изучить традиционные обряды казаков; доказать, что без них жизнь казачества развивалась бы по-другому.
При выполнении исследовательской работы ставлю себе следующие задачи:
* подобрать сведения об обрядах казаков;
*описать свадебные обряды, встречу и проводы казаков;
*изучить традиции этих обрядов;
*создать проект, интересный и понятный для моих ровесников, заинтересовать их проектно-исследовательской деятельностью.
Проблема.
В современном мире уменьшается интерес молодежи к изучению национальной культуры народов России и ближнего зарубежья.
Актуальность исследования.
Большинство людей, которые посещают разные уголки России и страны ближнего зарубежья, совершенно ничего не знают о традициях народов, их населяющих. Я считаю, что мы должны иметь знания не только о русских традициях, но и о традициях других народов, населяющих нашу страну, ведь это не только увлекательно, но и показатель того, насколько человек образован и интересуется жизнью общества.
Практическая значимость.
Мои исследования пригодятся мне на уроках истории, духовного краеведения Подмосковья и классных часах.
Методики исследования и их описание.
Методы исследования — это способы, приёмы, при помощи которых осуществляется исследование. Я буду использовать следующие методы:
1). Теоретический научно — конкретный метод (знакомство с литературой) — является одним из методов получения первичной информации на ранних стадиях исследования для предварительного знакомства с объектом.
2). Анализ — метод исследования, при котором целое явление мысленно расчленяется на составные части, но при этом выделенная «часть» осознается именно как часть целого. 1]
Традиционные свадебные обряды, проводы и встречи казаков Казаки.
Казаки — социальные группы, в различные времена обладавшие самостоятельными военными, политическими и сословными привилегиями и выделяемые в силу культурной специфики. Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории современной Украины и России; впоследствии расселялись также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока.
Понятие «казак» или «козак» образовалось из двух скифских слов «кос» (белый) и «сак» (олень). Племя белого оленя скифского (ираноязычного) народа было прародителем казачьего народа. До сих пор герб Донских казаков — Белый олень, раненный стрелою, но не побежденный.
Впрочем, существуют и другие версии происхождения слова «казак», но истинность их остаётся под сомнением. 2]
Помни, брат, что у казаков:
Дружбаобычай;
Товарищество — традиции;
Гостеприимство-закон! [3]
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает обычаи и традиции. Соблюдение традиций, обычаев, обрядов, поверий являлось жизненно-бытовой необходимостью каждой казачье семьи наряду с заповедями Господними. Несоблюдение или нарушение их осуждалось жителями хутора или станицы.
Свадебные обряды.
Одним из важных обрядов был свадебный, который, как никакой другой, несет в себе элементы народной драмы. Все её участники в одно время были и зрителями, и действующими персонажами. В народе есть два понятия свадебного обряда — «играть» свадьбу и «справлять» свадьбу. Первое показывает сущность обряда, а второе хозяйственные заботы, связанные с этим событием.
До того как засылать сватов, родители жениха обсуждали на семейном совете плюсы и минусы возможной родни. Тут вспоминалось, кто в их роду нарушал правила общины, не выполнял обычаи, был скуп и нелюдим, пьянствовал, воровал. Все эти отрицательные черты могли сказаться и на характере невесты. Только всесторонне обсудив «природу невесты», семья жениха принимала решение начать сватовство.
Свадьбы справляли в любое время, кроме постов. Начиналось всё со смотрин невесты, а потом уже в дом невесты засылались сваты жениха. Для этого выбирали опытных людей, которые умели красноречиво изъясняться, убеждать. Сваты говорили, что одна семья хочет вступить в родство с другой семьёй. Благодарность за мнение о дочери, но в то же время сообщение о том, что в семье нет всего необходимого для свадьбы, означало отказ. В случае согласия отец невесты назначал день, в который сватам надо было прийти за ответом.
Следующий этап — рукобитье. Жених с отцом, матерью и роднёй приходил в дом к суженой. Родители в знак согласия давали друг другу руки, а невесту и жениха ставили рядом и, соединяя их руки, говорили: «Дочь, вот тебе жених, а тебе, сын, невеста, да благословит Господь Бог союз ваш».
Далее шел сговор. Приглашались гости со стороны жениха и невесты. Готовили 10 или 20 блюд (в зависимости от достатка) с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками. Сговор заканчивался тем, что жених и невеста подносили всем гостям вино. Затем начинались игры, танцы под балалайку, а потом под звуки оркестра, состоящего из двух скрипок, дудочки и цимбалов. Невеста должна была сменить два-три платья, показывая тем самым достаток.
За несколько дней до свадьбы смотрели приданое невесты: постель, платья в сундуках. По искусно сделанной вышивке, сплетенному кружеву судили о том, какая хозяйка входит в дом. Накануне свадьбы устраивали девичник. Приходили подруги невесты, и здесь она как бы прощалась со своей девичьей волей, со своими подружками и прежней жизнью.
И вот наступал день свадьбы. Это было всегда в воскресенье. Невесту убирали в брачную одежду. Отец с матерью благословляли дочь. Жених, также получив благословение родителей, отправлялся к невесте в сопровождении «храброго поезда», т. е. холостых друзей жениха. Из дома невесты все отправлялись в церковь, где над молодыми совершалось таинство венчания. После этого молодые и гости направлялись в дом жениха. На крыльце молодожёнов встречали родители жениха с хлебом и солью, осыпали их орехами, зерном, конфетами, мелкой монетой — символами добра, счастья, благополучия. Всех приглашали за столы, произносили три тоста — «за князя с княгинею», за родителей жениха и невесты, после чего выходил дружка и говорил: «Сыр, каравай принимай, молодых одаряй!». Караваем закладывали хозяйственную основу новой семьи. Дарили новобрачным скот, материю, посуду, деньги, иногда даже дом с садом. После даров начинался пир, веселье, которое продолжалось до самого утра.
На второй день свадьбы носили «калину» — символ чести невесты. Сваха со стороны жениха наряжала красными лентами две зелёные ветви любого дерева и вместе с родственниками жениха шла к родителям невесты благодарить за дочь, по пути приглашая всех гостей на вторые столы. Когда носили «калину», все ее участники старались одеться посмешнее. Мужчины одевались в женскую одежду, а женщины — в мужскую. Но бывало и по-другому. Если невеста не сохранила свою честь, то на её родителей надевали хомут с намеком на то, что они не сумели удержать свою дочь, а иногда даже такую невесту на второй день возвращали родителям.
Проводы и встречи казаков.
Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы. Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в XVII в., когда казаки собирались в сухопутные или морские походы за «зипунами» [4], перед отправлением весь народ собирался около часовни или церкви. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи. Потом все выходили на площадь, где были приготовлены мёд и вино, пили прощальный ковш, провожали походное войско до судов. На берегу еще запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду.
Если поход был удачен, день возвращения казаков праздновался с особенным торжеством. Все население стекалось на берег Дона. Победители, одетые в лучшие одежды, с распущенными знаменами, с песнями при звуках литавр, торжественно проплывали мимо стоявшей толпы, приветствуя родные берега пушечными и ружейными выстрелами.
В XIX веке в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого. Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».
По обычаю все казаки, уходившие на службу, собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.
После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, — обращался к жене, — жди меня, быть может, Бог даст — вернусь!»
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей. (Приложение 3)
Традиции, обряды помогают сохранять нравственность и духовность народа. Без соблюдения традиций, обрядов и поверий жизнь казачества развивалась бы совсем иным путём.
казак традиция обычай свадебный Заключение Итак, моя работа подошла к концу, и я могу сделать следующие выводы:
поставленные задачи выполнены:
* подобраны сведения об обрядах казаков;
*описаны свадебные обряды, обряды встречи и проводов казаков;
*изучены традиции этих обрядов;
* создан проект, интересный и понятный для моих ровесников. Надеюсь, что я заинтересовала их проектно-исследовательской деятельностью.
Я добилась своей цели: усовершенствовала свои знания в области исследовательской деятельности, изучила историю казаков в их традиционных обрядах, доказала, что без них жизнь казачества развивалась бы по-другому.
Постаралась решить проблему, результат увидим в дальнейшем.
Я уверена, что мои исследования пригодятся мне на уроках истории, духовного краеведения Подмосковья и классных часах.
Приложение
«Зипун" — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами. В XVIII — начале XX века зипун как наплечная одежда входил в состав костюма донского казака. Он надевался на рубаху под бешмет. На большей же части территории России в XVIII — начале XX века зипун бытовал только как верхняя одежда, он использовался как будничная и праздничная одежда крестьян весной и осенью, а также как одежда, надевавшаяся поверх основной верхней одежды в дорогу или во время ненастья. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна — чёрного, синего цветов; будничные — из серого или белого сукна домашней выработки, так называемого домотканного сукна. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, без воротника или с небольшим стоячим воротником, застёгивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли.
.ur