Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Юридическая сила нормативных правовых актов

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формой права — лишь специфические «резервуары», в которых содержатся нормы права. Если категория «правовая форма» используется, прежде всего, для того… Читать ещё >

Юридическая сила нормативных правовых актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра «Право»

КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Юридическая сила нормативных правовых актов»

Выполнил студент ЭБЮ-131.0 учебной группы1 курса, Дистанционной формы обучения Гришин Андрей Владимирович Ижевск 2014 год

1. Общая характеристика нормативно-правовых актов

1.1 Понятие и признаки нормативно-правовых актов

1.2 Классификация нормативно-правовых актов

2. Закон — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы

3. Подзаконные нормативно-правовые акты

3.1 Виды подзаконных нормативно-правовых актов

3.2 Степени юридической силы нормативно-правовых актов

Заключение

Список использованных источников

Введение

Тема данной курсовой работы — юридическая сила нормативно-правовых актов. Из всех представленных вариантов тем был выбран именно этот, т.к. данный институт представляется мне наиболее интересным с точки зрения того, что информации и материалов по данной теме достаточно много, но нет четкой систематизации и конкретики по данному вопросу. Изучение дополнительных сведений является важной информацией в моей последующей подготовке к будущей профессии.

Для начала необходимо выяснить сущность темы, что понимается вообще под юридической силой любого нормативно-правового акта, что представляет собой нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Под юридической силой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

Целью данной курсовой работы явилось стремление более подробно изучить нормативно-правовые акты, их влияние на общество. Также будут охарактеризованы вопросы, касающиеся понятия и основных признаков нормативно-правовых актов, их классификация и систематизация …

В разработке курсовой работы я использовал различные источники: от книг и пособий до интернета с системой «Гарант».

1. Общая характеристика нормативно-правовых актов

1.1 Понятие и признаки нормативно-правовых актов Одним из признаков права нормативно-правового акта является формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

Следовательно, формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права», «правовая форма», «источник права».

Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формой права — лишь специфические «резервуары», в которых содержатся нормы права. Если категория «правовая форма» используется, прежде всего, для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием — многообразными общественными отношениями, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера. Осипян Б. А. Трансформация права в закон: духовные, научные и практические аспекты. М., 2006. — С.43.

Нормативно-правовой акт, как и право в целом, не является застывшим в своем развитии институтом, он постоянно изменяется и развивается вместе с изменением и развитием общества. В силу этого меняются в известной степени и взгляды на него, его признаки и черты. Вырабатываются и предлагаются порой весьма противоречивые определения закона и создаются неоднозначные о нем представления. Иванов А. А. Теория государства и права. М., 2007.-С.182.

В Российской Федерации существует довольно сложная система нормативно-правовых актов. Прежде всего, это акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Нормативно-правовой акт — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни. Бабаев А. В. Теория государства и права. М., 2003.-С.45

Первичность нормативно-правого акта, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия — вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда и вытекают и требования к ним:

— законы должны регулировать действительно коренные вопросы,

— они должны быть совершенными по содержанию и по форме;

— их соблюдение должно быть непререкаемым.

Нормативно-правовые акты принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов федерации в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия нормативно-правового акта предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью. В первую очередь это установление и изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры, определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления.

Высшая юридическая сила нормативно-правового акта состоит в том, что: все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами; законы никто не вправе отменить, кроме органа их издавшего.

Нормативно-правовой акт может издаваться в отсутствии какого-либо акта «на пустом месте». И, хотя указания на необходимость принятия конкретного закона и принципиальное регулирование общих вопросов может содержаться в некоторых случаях в Конституции, тем не менее, только законом главным образом осуществляется первичное регулирование общественных отношений, а подзаконным нормативным правовым актом, как правило, осуществляется вторичное регулирование общественных отношений.

Предметы регулирования нормативно-правового акта, во-первых, могут быть определены в Конституции или специальном законе в виде прямого указания на вопросы, входящие в сферу регулирования исключительно определенного вида актов. Во-вторых, в нормативно-правовом акте могут содержаться поручения компетентным правотворческим органам в определенный срок принять подзаконные акты по конкретным вопросам. В-третьих, государственный орган, исходя из закрепленной за ним компетенции, после принятия закона может издавать подзаконный акт в целях реализации положений нормативно-правового акта и в отсутствие специального указания на то в законе. Во втором и третьих случаях применяются различные формы развития и конкретизации положений нормативных правовых актах (воспроизведение, дополнение, развитие, детализация, конкретизация, изъятие из общего правила и т. д.).

Нормативно-правовые акты регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и прежде всего основного из них — конституции — закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти и управления и т. д. Нормативно-правовыми актами определяются формы и виды собственности, основы налоговой политики, предпринимательской деятельности, приватизации, образования и другие важные направления жизнедеятельности общества и государства. По мере стабилизации и развития общества роль закона в нашей жизни будет постепенно возрастать. В государстве, стремящемся быть правовым, наряду с общегосударственными, наиболее значимыми проблемами законом и только законом должны регулироваться все вопросы, затрагивающие права, свободы и обязанности.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие различия, все они опосредуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.

Судебная практика оказывает разнообразное влияние на формирование и развитие права — от убеждения до обязательности. Между этими гранями достаточное количество полутонов, по-разному подчеркивающих воздействие судебной практики.

Нормативно-правовые акты, представляют собой результат правотворчества. Но их разработка и принятие имеют свои обязанности, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества. Создается закон в процессе законотворчества — важнейшей составной части нормотворческой деятельности.

В каждой стране существует свой собственный и особый порядок принятия, изменения и дополнения нормативно-правового акта. Однако все принимаемые нормативно-правовые акты, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса законотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высшей представительный орган, его обсуждения и утверждения и кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.

В том случае, если закон принимается путем референдума, стадии и весь порядок его принятия оговариваются в специальном законе о референдуме.

Итак, нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

Выделяются следующие основные специфические черты нормативно-правового акта. Во-первых, нормативно-правовой акт, принимаемый только высшим представительным органом — парламентом (Федеральным собранием — в России), представляющим, в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума. Во-вторых, нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права. В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего представительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в качестве выразителя «общей воли». В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — положениями или регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой. Алексеев С. С. Гражданское право. Екатеринбург, 2009. — С.345.

1.2 Классификация нормативно-правовых актов Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление, а известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Закон — это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов потребностей населения страны.

Признаками закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, являются:

1) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; Мозолин В. П. Современная доктрина и гражданское законодательство. М., 2008. — С.50

3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно — правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

5) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обуславливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущие и определяющие положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь, законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится, и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе, и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты — это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правого регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определение структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в нем норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правого государства.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Акты судебной власти. Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний, суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.

2. Закон — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы Формирование правового государства связано с повышением роли закона в государственной и общественной жизни. Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов. Занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.

Закон является главной разновидностью нормативно-правовых актов, а также основной категорией законодательной системы страны.

Закон — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам), принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и являющийся (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона.

Признаки закона:

1) Принимается специально уполномоченными органами;

2) Принимается при строгом соблюдении процессуального порядка;

3) Регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения;

4) Общеобязательная трактовка, их отмены, общественные отношения;

5) Стабилен;

6) Обладает высшей юридической силой;

7) Выражает волю и интересы народа.

Все эти признаки закона существуют не изолировано, а в единстве. Их нельзя разрывать. Они позволяют лучше понять природу и особенности закона, смысл законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Органами, уполномоченными принимать законы, являются:

— Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) — федеральные и федерально-конституционные законы России;

— законодательные (представительные) органы субъектов РФ — законы субъектов федерации.

Иные органы не обладают правомочиями принимать законы.

Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются:

— вопросы конституционного характера;

— порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— права, свободы и обязанности человека и гражданина;

— порядок создания и деятельности общественных организаций;

— ключевые вопросы в области экономики;

— вопросы обороны и безопасности;

— международные отношения;

— принятие и изменение бюджета;

— установление налогов.

Высшая юридическая сила закона заключается в том, что:

— он занимает главное (после конституции РФ) место в иерархии нормативно-правовых актов;

— положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов.

акт юридический правотворческий власть

3. Подзаконные нормативно-правовые акты

3.1 Виды подзаконных нормативно-правовых актов Подзаконные нормативно-правовые акты — это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных, интересов.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции. Действие, которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президентами и призванные в необходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованиям, строительством вооруженных сил и т. д. Борисов А. Н. Комментарии к федеральному закону от 18 июля 2009 г. М., 2010. — С.138.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действия этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определение структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Подавляющие большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

3.2 Степень юридической силы нормативно-правовых актов Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся из предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Акты судебной власти. Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт в правоприменительной практике позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда). Обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти.

Заключение

Тема данной курсовой работы — юридическая сила нормативно-правовых актов. Из всех представленных вариантов тем был выбран именно этот, т.к. данный институт представляется мне наиболее интересным с точки зрения того, что информации и материалов по данной теме достаточно много, но нет четкой систематизации и конкретики по данному вопросу. Изучение дополнительных сведений явилось важной информацией в моей подготовке будущей к профессии.

Я выяснил сущность темы. Определил под чем понимается юридическая сила любого нормативно-правового акта, и что представляет собой нормативно-правовой акт.

В заключении необходимо отметить основные моменты данной темы.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Под юридической силой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие, источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Список использованных источников

1. Осипян Б. А. Трансформация права в закон: духовные, научные и практические аспекты. Государство и право. — М.: Наука, 2006. № 10 — С. 43−50.

2. Иванов А. А. Теория государства и права (текст): учебное пособие/Моск. Ун-т МВД России: А. А. Иванов, В. П. Иванов; под ред.: В. П. Малахова; Моск. Ун-т МВД РФ.- М.: Юнити, 2007. -304с.; 60*90/16. — (высшее профессиональное образование, Юриспруденция).-5000 экз.- ISBN 5−238−1 064−8

3. Бабаев А. В. Теория государства и права (текст)/А.В.Бабаев; Юрист. — М, 2003.-592с. — ISBN 5−7975−0239−9

4. Алексеев С. С. Гражданское право (текст)/ С. С. Алексеев; Институт частного права. — Екатеринбург, 2009. — 528с. — ISBN 9−785−9039−9

Бахрах Д. Н. Административное право (текст)/ Д. Н. Бахрах; Корма-Инфра. -М, 2000. — 328с. — ISBN 5−16−109

5. Мозолин В. П. Современная доктрина и гражданское законодательство / В. П. Мозолин; Юстицинформ. — М, 2008. — 77с. — ISBN 978−5-7205−0930−9

6. Борисов А. Н. Комментарии к Федеральному закону от 18 июля 2009 г. (постатейный) (текст)/ А. Н. Борисов; Деловой Двор. — М, 2010. — 176с. — ISBN 978−5-91 550−081−4

7. Лазарев В. В. Основы права (текст) В. В. Лазарев; Юрист, — М, 1996. — 296с.- ISBN 5−7357−0160−6

8. Милехин А. В. Теория государства и права (текст)/ А. В. Милехин; Маркетдс. — М, 2006. — 640с. — ISBN 5−7958−0139−9

9. Правоведение (текст)/под ред. В. А. Козбаненко; Дашков и К. — М, 2006. -1072с. — ISBN 5−94 798−848−8

10. Топорин Б. Н. Теория государства и права (текст)/Б.Н. Топорин; Юрист.-М, 2001. 1272с. — ISBN 5−7975−0429−4

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой