Особенности реализации прав и свобод граждан в Российской Федерации
Характер гарантий прав и свобод человека и гражданина имеют также недопустимость осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц (статья 17 часть 3), обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права… Читать ещё >
Особенности реализации прав и свобод граждан в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реферат Объект работы — граждане Российской Федерации.
Цель исследования — выявить особенности реализации прав и свобод граждан в РФ.
Методы исследования: анализ теоретического материала, законодательных актов и постановлений, а также систематизация и анализ полученной информации.
В процессе работы был выполнен анализ первоисточников, законодательства РФ и Краснодарского края, в результате чего было выявлено, что особенности реализации прав и свобод граждан в РФ, связаны с тем, что в целях гарантии из обеспечения государство создает институты, способствующие реализации таких прав, среди которых законодательные акты (законодательная база), система судебных и правоохранительных органов, специальные институты, уполномоченные по правам человека, а также институт гражданства.
Новизна работы заключается в том, что на основании проведенной работы была предпринята попытка выявления особенностей реализации прав и свобод граждан в РФ и г. Краснодара.
Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках работы был проведен анализ законодательства РФ и Краснодарского края, в результате которого были выявлены особенности реализации прав и свобод граждан РФ и г. Краснодара.
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема обеспечения гарантий прав и свобод человека является одной из острых проблем в вопросе соблюдения прав и свобод личности.
Понятие обеспечения прав и свобод человека по международному праву предполагает процесс создания необходимых условий для соблюдения и исполнения государствами принятых на себя международных обязательств в сфере прав и свобод человека путем заключения международных договорных и иных норм.
При этом обеспечивать права и основные свободы человека в международном праве должны, прежде всего, органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека, которые являются одним из важнейших элементов в механизме обеспечения прав и свобод человека.
Государства, заключая международные договоры, закрепляют обеспечение определенных стандартов прав и свобод человека. Каждый договор содержит и обеспечение, стандарт гарантий человеческих прав и институциальные механизмы их обеспечения.
Гарантии прав и свобод — это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту. Можно выделить несколько групп гарантий прав и свобод: экономические, политические, правовые, организационные. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение. Велико значение деятельности государственных органов в этом направлении. Большую роль играют правомочия самого человека по защите своих прав и свобод.
Для человека, его повседневной жизни важно не только провозгласить его права и свободы, но и обеспечить их фактическое осуществление. Необходимо создать благоприятные условия для претворения в жизнь прав и свобод человека, обеспечить их охрану и защиту, устранить препятствия, мешающие использованию людьми своих правомочий. Гарантии прав и свобод призваны решать эти задачи, что обуславливает, таким образом, актуальность изучения данной проблемы.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучения гарантий и свобод граждан в Российской Федерации рассматривается в работах многих научных работников.
М. Л. Энтин определяет особенности понятий гарантии прав и свобод человека в системе международного и российского права.
Б. А. Алменов определяет специфику изучения проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека на территории Российской Федерации.
Л. Д. Воеводин исследует широкий круг вопросов, связанных с сущностью, правовым закреплением и практикой реализации основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
А. С. Мордовец и Н. И. Матузов определяют особенности защиты прав и свобод граждан на территории РФ.
И. В. Ростовщиков основное внимание уделяет анализу деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод личности, соблюдения сотрудниками полиции прав человека при осуществлении ими правоохранительных функций.
А. Г. Тарасова характеризует основные подходы к определению места юридической процедуры в процессе реализации прав и свобод человека и гражданина, отражая значимость юридической процедуры для полноценной и эффективной реализации прав и свобод.
К. Н. Евдокимов проводит сравнительное исследования информационных прав и свобод личности в международном праве, конституционном праве России и зарубежных стран, предлагая расширить объем конституционно-правовых гарантий информационных прав и свобод личности с целью защиты ее здоровья, психики и интеллектуального развития и дополнить перечень информационных прав и свобод человека и гражданина в России.
Таким образом, проблемы изучения гарантий и свобод граждан в Российской Федерации имеет достаточную теоретическую разработанность в научной литературе.
Объект исследования — граждане Российской Федерации.
Предмет исследования — особенности реализации прав и свобод граждан РФ.
Цель исследования — выявить особенности реализации прав и свобод граждан в РФ.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие гарантий и свобод граждан в Российской Федерации;
— изучить гарантии прав и свобод граждан в РФ;
— исследовать институт реализации прав и свобод граждан г. Краснодара и Краснодарского края.
Гипотеза. Особенности реализации прав и свобод граждан в РФ, связаны с тем, что в целях гарантии из обеспечения государство создает институты, способствующие реализации таких прав, среди которых законодательные акты (законодательная база), система судебных и правоохранительных органов, специальные институты, уполномоченные по правам человека, а также институт гражданства.
Теоретической основой стали труды, посвященные проблеме изучения гарантий и свобод граждан в Российской Федерации таких авторов, как Д. Х. Эльназаров Д. Х. («Особенности обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в Республике Таджикистан: конституционно-правовое исследование») [26], Т. И. Мирская («К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации») [27], С. А. Авакьян («Конституционное право России») [28], С. С. Кравчук («Советское государственное право») [29], Л. А. Нудненко («Конституционные права и свободы личности в России») Н. И. Матузов, А. В («Малько Теория государства и права») [31], А. В. Зиновьев («Проблемы теории и практики прав человека») и др.
Методологическую базу работы составили законодательные акты, в которых затрагиваются проблемы гарантий и свобод граждан в Российской Федерации: Конституция РФ [1], Уголовный кодекс Российской Федерации [2], Гражданский кодекс Российской Федерации [3], Международный Пакт «О гражданских и политических правах» [4], Конвенция о защите прав человека и основных свобод [5], Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.
В исследовании использовались такие методы, как анализ данных, обобщение и анализ полученных данных Эмпирической базой является анализ законодательства Краснодарского края, регулирующий вопросы, связанные с реализацией прав и свобод граждан г. Краснодара и Краснодарского края.
Новизна работы заключается в том, что на основании проведенной работы была предпринята попытка выявления особенностей реализации прав и свобод граждан в РФ и г. Краснодара.
Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках работы был проведен анализ законодательства РФ и Краснодарского края, в результате которого были выявлены особенности реализации прав и свобод граждан РФ и г. Краснодара.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Гарантии реализации прав и свобод граждан в Российской Федерации
1.1 Понятие гарантий и свобод граждан в Российской Федерации Гарантии прав и свобод личности в Российской Федерации являются одной из тем, никогда не теряющих актуальности как в научной среде, так и на практике.
Это связано тем, что поскольку, как только речь заходит о правах и свободах человека и гражданина, незамедлительно встает вопрос об их реализации, так как, как справедливо замечает Д. Х. Эльназаров, «обеспечение какого-либо явления или процесса принято связывать с созданием необходимых для его успешной реализации условий, совершением по отношению к нему в связи с этим определенных положительных действий» Эльназаров Д. Х. Особенности обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в Республике Таджикистан: конституционно-правовое исследование [Электронный ресурс] // Правовая инициатива. 2012. № 4. URL: http://49e.ru/ru/node/105 (дата обращения 10.05.2015).
Вместе с тем, в научной литературе вопрос гарантий не решен однозначно. Отсутствует единое определение понятия гарантий, что влечет за собой разногласия при анализе системы гарантий и их классификации.
Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Слово «гарантия» было заимствовано в эпоху Петра I из немецкого или французского языка и означает в общем смысле ручательство, поруку в чем-нибудь, обеспечение; то, что подтверждает осуществление, исполнение чего-либо.
Таким образом, Конституция РФ не только устанавливает права и свободы, но и закрепляет обязательность их обеспечения. В связи с этим в современной юридической литературе преобладает точка зрения, что система гарантий прав и свобод человека и гражданина выступает составной частью правового статуса личности.
Вместе с тем, в середине XX в. среди отечественных юристов наиболее распространенным было представление о конституционном статусе личности как о совокупности прав, свобод и обязанностей. Так, например, Е. А. Лукашева гарантии оценивает как категорию, выходящую за пределы правового статуса.
Под правовым статусом (или положением) обычно понимают систему прав и обязанностей личности, которые закреплены и гарантированы ей по закону Мирская Т. И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 23.
С.А. Авакьян указывает на то, что одним из четырех элементов конституционного статуса личности, наряду с принципами конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации, гражданством РФ и основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина в Российской Федерации выступают гарантии и защита статуса личности Авакьян С. А. Конституционное право России. М.: Юридическая литература, 2015. С. 499.
Убедительным представляется мнение Л. Д. Воеводина, который выделяет пять институтов в правовом положении личности, а именно: гражданство; правосубъектность; права, свободы и обязанности личности; принципы правового статуса личности; гарантии реальности основных прав человека и гражданина Советское государственное право / под ред. С. С. Кравчука. М. Наука, 2914. С. 139.
Аналогичное мнение высказывает Л. А. Нудненко. Ученый отмечает, что, несмотря на то, что в настоящее время все цивилизованные государства признают права и свободы за всеми индивидами, объем таких прав и свобод всже ставится в зависимость от наличия у лица гражданства данного государства Нудненко Л. А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.: Питер, 2012. С. 51.
Таким образом, гражданство является неотъемлемым и определяющим элементом правового положения личности.
Вторым элементом правового статуса личности является правосубъектность, включающая в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года в ст. 16 провозгласил, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994.
Именно правосубъектность определяет способность индивида иметь права, реализовывать их, выполнять обязанности и нести ответственность.
Еще одним неотъемлемым элементом правового статуса личности являются принципы правового статуса личности, представляющие собой руководящие начала, идеи, отражающие наиболее важные отношения между личностью, с одной стороны, и государством, обществом, коллективом — с другой. Принципы пронизывают содержание остальных четырех элементов правового положения личности.
Ядром правового положения личности в Российской Федерации являются права, свободы и обязанности, поскольку, как справедливо отмечает Л. А. Нудненко, характеризуют наибольший объем отношений между личностью, обществом и государством в различных сферах общественной и государственной жизни Нудненко Л. А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.: Питер, 2012. С. 54.
Средством и способом обеспечения действенности и действительности прочих элементов конституционно-правового статуса личности выступают гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Их основная роль заключается в недопущении препятствий для осуществления прав, свобод и обязанностей и устранении этих препятствий в случае их возникновения Нудненко Л. А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.: Питер, 2012. С. 54.
Таким образом, не анализируя подробно категорию «правовой статус личности», все же стоит согласиться с позицией ученых, признающих гарантии прав и свобод человека в качестве одного из элементов правового статуса личности, поскольку для того, чтобы закрепление прав и свобод не было декларативным, необходимо обеспечить возможность их осуществления и, в случае необходимости, защиты.
А.С. Мордовец отмечает, что гарантии представляют собой объемное социально-политическое и юридическое явление, которое характеризуется, по меньшей мере, тремя моментами:
— познавательным, позволяющим раскрыть предметные теоретические знания об объекте их воздействия, получить практичесведения о социальной и правовой политике государства;
— идеологическим, используемым политической властью в качестве средства пропаганды демократических идей внутри страны и за ее пределами; при этом истинное состояние прав человека и гражданина может существенно отличаться от официально декларируемых властями лозунгов и «обслуживать» национальные, классовые, партийные, групповые и даже личные интересы;
— практическим, признаваемым в качестве инструментария юриспруденции, предпосылки удовлетворения социальных благ личности Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л, 2013. С. 311.
Наиболее распространенным является определение гарантий как совокупности условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту того или иного права человека и гражданина.
Встречаются отдельные вариации приведенного определения гарантий.
Л.А. Нудненко указывает, что под гарантиями принято понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека и гражданина.
При этом она отмечает, что условия — «это политико-правовой режим, обстановка, в которой осуществляются конституционные права, свободы, исполняются обязанности».
Средства представляют собой правовой механизм, при помощи которого личность или государственный орган обеспечивает реализацию того или иного конституционного права либо его защиту и восстановление[ Нудненко Л. А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.: Питер, 2012. С. 54.].
А. В. Зиновьев добавляет, что условия и средства должны действовать синхронно[ Зиновьев А. В. Проблемы теории и практики прав человека // Конституция РФ: доктрина и практика / отв. ред. В. Д. Зорькин. М.: Инфра-М, 2012. С. 174.].
Н. В. Витрук, рассматривая гарантии в качестве общих условий и специальных (юридических) средств, которые обеспечивают правомерную реализацию прав и свобод, а в необходимых случаях их охрану, указывает на то, что под гарантиями прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности понимаются именно положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану и защиту для всех и каждого. Негативные факторы ту для всех и каждого. Негативные факторы в число гарантий осуществления прав, свобод и обязанностей личности не входят Витрук В. Н. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2013. С. 21.
Подобной позиции придерживается и К. К. Гасанов, по мнению которого гарантии представляют собой благоприятные условия, создание которых является «сердцевиной процесса обеспечения основных прав человека"[ Гасанов К. К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М.: Наука, 2014. С. 187.].
Как считает А. С. Мордовец, гарантии — это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов[ Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л, 2013. С. 311.].
С. А. Авакьян предлагает рассматривать гарантии как материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств Авакьян С. А. Конституционное право России. М.: Юридическая литература, 2015. С. 692.
О. Е. Кутафин полагает, что гарантии — это меры, обеспечивающие возможность реализации физическим лицом принадлежащих ему прав и свобод.
Л. Н. Федорова, определяя гарантии как условия реализации и средства защиты прав человека, отмечает, что система гарантий отражает, с одной стороны, многообразие общественных связей, с другой — уровень взаимоотношений личности и государства в конкретном государстве, то есть система гарантий имеет конкретно-исторический характер[ Государственное право РФ / под ред. О. Е. Кутафина. М.: Юридическая литературв, 2014. С. 220.].
Гарантии можно обозначить как определенные нормами конституционного права средства и условия, обеспечивающие фактическую социальную исполнимость, охрану и защиту, в случае нарушения прав, свобод и законных интересов личности.
С. В. Калашников полагает, что гарантии прав и свобод — это совокупность средств, способов и процедур, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией РФ, законодательными актами и текущим законодательством свои права и интересы, признаваемые, соблюдаемые всем обществом и защищаемые государством[ Калашников С. В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. 2012. № 10. С. 17.].
Ряд ученых рассматривает гарантии прав и свобод личности в качестве более объемного понятия, включая в него, помимо условий и средств, также иные элементы.
Так, например, согласно одной из позиций условия и средства, обеспечивающие возможность пользоваться правами, установленными конституцией и другими законами, представляют собой гарантии прав человека и гражданина в узком смысле.
В широком смысле понятие гарантий охватывает совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления.
Хотя эти факторы и весьма разнообразны, по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве: условий, средств, способов, приемов, методов правильного его осуществления Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю. А. Дмитриева // СПС «КонсультантПлюс».
А. А. Югов, рассматривая гарантии реализации прав, свобод и обязанностей, обращает внимание на то, что в последнее время в понимании правовой природы гарантий обозначился новый подход, который был воспринят в законодательной практике.
Суть его в том, что под гарантиями в широком смысле понимаются не только условия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные субъективные права участников правовой жизни.
Однако гарантии, в отличие от субъективных прав, не создают новой материальной формы жизнедеятельности, а представляют собой правовую форму, которая обеспечивает реализацию требований и предписаний, содержащихся в нормах, устанавливающих субъективные права участников правоотношения. Гарантии носят обеспечительный характер, и «если субъективные права закрепляются в нормах материального права, то гарантии, как правило, представлены в процессуальных правовых нормах» Югов А. А. Механизм реализации конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей — ключевой компонент подлинного народовластия // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 12.
В определенной мере данный подход схож с точкой зрения Н. А. Марокко, рассматривающей гарантии как права, предоставленные законом, возможности поведения лица, участвующего в судопроизводстве; обязанности государственных органов, принципы судопроизводства, однако ее подход отличается тем, что речь идет уже не только о реализации, но и о защите прав и свобод[ Марокко Н. А. Проблемы конституционной судебной защиты прав и свобод гражданина // Право и государство: теория и практика. 2012. № 5. С. 28.].
Что касается гарантий защиты, то Е. А. Еремеева указывает, что они состоят из субъектов правозащитной деятельности, а также форм и методов защиты, где формы — предоставленные законом условия для защиты нарушенных прав, а методы — средства и способы воздействия, с помощью которых любой субъект правозащитной деятельности может защитить основные права и свободы.
Причем каждой форме защиты должен соответствовать определенный способ или средство защиты, то есть метод защиты нарушенного права. Субъекты правозащитной деятельности и формы защиты занимают, таким образом, основное, главенственное, подчиненное[ Еремеева Е А. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 2. С. 55.].
Для обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина необходимо соблюдение нескольких условий.
Во-первых, необходимо закрепить гуманистические принципы организации и функционирования всей правовой системы, устанавливающие приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе ценностей, неотчуждаемость и гарантируемость прав и свобод, верховенство права и др.
Во-вторых, если устанавливаются чьи-то права, то устанавливаются и субъекты, которые не должны эти права нарушать, а также субъекты, обязанные предоставить возможность осуществления этих прав.
Так, согласно положениям Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2); права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Отсюда следует ряд выводов:
— права защищены запретом их нарушения со стороны кого бы то ни было; дому возможность реализации его прав без каких-либо препятствий;
— государство должно обеспечить каждому возможность реализации его прав без каких-либо препятствий;
— государство должно обеспечить защиту прав и свобод.
В-третьих, исходя из изложенных выше выводов, именно государство обязано создать благоприятные условия для реализации прав.
Условия при этом понимаются как политико-правовая и социально-экономическая ситуация в государстве и обществе, предполагающая стабильность, а также правовую и социальную защищенность; законодательное закрепление прав и свобод, обязанностей и ответственности за нарушения; исполнение законов и контроль за их исполнением; сильную судебную власть — как критерии выполнения государством возложенных на него обязанностей по обеспечению прав и свобод личности.
И, наконец, в-четвертых, необходимо предусмотреть специальные средства осуществления и защиты прав и свобод, представляющие собой правовой механизм, действующий на основе ранее описанных принципов и включающий способы (приемы, пути) реализации и защиты прав и свобод, выраженные в законодательно закрепленных процессуальных правах — гарантиях иных прав и свобод личности Мирская Т. И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 27.
Итак, в результате анализа различных точек зрения относительно понятия гарантий прав и свобод личности, можно сделать вывод, что основное предназначение гарантий состоит в обеспечении реализации прав и свобод личности, а в случае нарушения — в обеспечении их защиты.
Таким образом, гарантии прав и свобод личности в широком смысле представляют собой систему принципов, условий и средств реализации и защиты прав и свобод личности.
В узком смысле гарантии прав и свобод личности — это законодательно закрепленные процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту иных прав и свобод личности.
гражданство правосубъектность личность свобода
1.2 Гарантии прав и свобод граждан в РФ Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст. 2 Конституции РФ)[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.].
Соблюдение официально признанных государством прав и свобод — обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии — экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение.
Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"[ Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: СПС Гарант, 2013 г. С. 41.].
Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.
В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав.
Во-первых, это законодательные акты (иначе — законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений.
Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов.
В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"[ Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 марта 1997. № 9. Ст. 1011.].
Защита прав и свобод человека — ключевая обязанность государства. На практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях — наказаны. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.
Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы» Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 26 февраля 1996. № 9. Ст. 774.; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. № 20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. № 20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» // Собрание законодательства Российской Федерации. 26 февраля 1996. № 9. Ст. 775.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 8 января 2001. № 2. Ст. 163.), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.
Следующий механизм, гарантирующий конституционные права — институт гражданства (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации"[ Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 июня 2002. № 22. Ст. 2031].
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина.
Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.
Конституционными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются:
— государственная защита прав и свобод. В соответствии со статьей 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
— право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ «Самозащита гражданских прав»), в уголовном законодательстве (статья 37 «Необходимая оборона», статья 39 «Крайняя необходимость» УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению;
— судебная защита прав и свобод. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд, судебной защиты прав, судебного обжалования, судопроизводства устанавливается Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Уголовно-процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами;
— право на международную защиту. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;
— квалифицированная юридическая помощь. Статьей 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь;
— защита прав потерпевших. В соответствии со статьей 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба;
— право на возмещение вреда. Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ — ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда;
— недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Характер гарантий прав и свобод человека и гражданина имеют также недопустимость осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц (статья 17 часть 3), обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24 часть 2), запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34 часть 2), запрет произвольного лишения имущества (статья 35 часть 4), запрет должностным лицам скрывать факты и обстоятельства, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (статья 41 часть 3), право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением (статья 42), общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях (статья 43 часть 2), запрет устанавливать обратную силу законов, вводящих новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков (статья 57), а также некоторые другие конституционные нормы.
В системе гарантий прав и свобод человека и гражданина особо выделяются конституционные гарантии судопроизводства, то есть правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального характера). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголовного процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления. К таким гарантиям относятся:
— гарантии подсудности (статья 47). Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей;
— право на защиту (статья 48). Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно;
— презумпция невиновности (статья 49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого;
— недопустимость повторного осуждения (статья 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление;
— недействительность незаконно полученных доказательств (статья 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона;
— право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50). Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (Уголовно-процессуальным кодексом), а также право просить о помиловании или смягчении наказания (в УК РФ смягчение наказания охватывается понятием «помилование»);
— освобождение от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определён федеральным законом. Статья 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т. п.);
— принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (статья 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В Конституции РФ имеется положение об охране законом прав жертв преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию за причиненный ущерб (ст. 52).
Конституция предусматривает и право на возмещение государством ущерба, нанесенного незаконными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей (ст. 53).
Важная гарантия прав и свобод человека и гражданина связана с установлением Конституцией РФ презумпции невиновности. Она раскрывается в ст. 49 следующими положениями:
— обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;
— обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
— неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Конституция РФ содержит также важные правила о действии законов, устанавливающих юридическую ответственность, ограничения прав граждан:
— закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет: никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;
— если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон;
— закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке.
Конституция РФ зафиксировала освобождение тех или иных лиц от обязанности давать свидетельские показания в некоторых случаях: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения человека от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51).
Конституция РФ закрепляет ряд основных обязанностей. Наряду с ними, также устанавливаются:
— обязанность граждан соблюдать Конституцию России и законы;
— обязанность каждого платить законно установленные налоги сборы (причем законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют);
— обязанность каждого человека сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
— обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
— обязанность и долг гражданина РФ защищать Отечество.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Если же его убеждениям, а также вероисповеданию несение военной службы противоречит или имеются иные установленные федеральным законом обстоятельства, он обладает правом на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).
Таким образом, гарантия конституционных прав и свобод — это, прежде всего, обязанность государства. В целях гарантии прав и свобод государство создает институты, способствующие реализации таких прав.
Во-первых, это законодательные акты (иначе — законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. В-четвертых, институт гражданства.
Глава 2. Институт реализации прав и свобод граждан г. Краснодара и Краснодарского края Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека высшей ценностью. Это значит, что соблюдение законных прав личности является первостепенной задачей государства и гражданского общества, основным условием улучшения качества жизни всех граждан нашей страны.
Государственным органом, призванным содействовать соблюдению и защите прав личности является институт Уполномоченного по правам человека.
Деятельность уполномоченного по правам человека регулируется в соответствии со статьей 17 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 г. № 287-КЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае».
В соответствии со ст. 1 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае», «должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан в крае, их соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления крае и должностными лицами».
Закрепленные в ст. 5 краевого Закона задачи Уполномоченного по правам человека аналогичны задачам федерального омбудсмена, закрепленным в ст. 1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Закон также закрепляет принципы независимости омбудсмена, его политической нейтральности, конституционности и законности, уважения достоинства личности; конфиденциальности проводимых расследований и субсидиарности.
Процедурная форма правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае (ст. ст. 11−14 Закона Краснодарского края «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае»), а также формы реагирования на нарушения прав граждан (ст. ст. 15−17 Закона) аналогичны используемым федеральным омбудсменом.
Реализация личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина в г. Краснодаре происходит в следующих направлениях:
— право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, независимый суд. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46) и закрепляет, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч.1 ст. 47). Судебная защита — один из государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством;
— право на исполнение судебных решений. Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения должником предъявленного к исполнению в службу судебных приставов исполнительного документа не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства;
— право на справедливое и законное расследование уголовных преступлений и административных правонарушений. Законодательством Российской Федерации установлен исключительно процессуальный порядок рассмотрения жалоб на решение и действия (бездействие) органа дознания, следствия, прокурора и суда, осуществляющих уголовное преследование. Непосредственно в уголовном законодательстве определен круг должностных лиц, которые имеют право принимать самостоятельные решения, за которыми закреплены определенные процессуальные права и обязанности.
Законами Российской Федерации Уполномоченный не наделен функциями надзорного органа. Он не может обеспечить контроль за проведением следственных действий, принимать решения по жалобам на действия сотрудников правоохранительных органов;
— право на содержание в местах принудительного содержания в соответствии с требованиями законодательства;
— право на получение гражданства Российской Федерации. Согласно ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его;
— право граждан на квалифицированную юридическую помощь. Конституция РФ предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Регулирование права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции РФ свидетельствует об общегосударственном значении указанного права и создает правовую основу для обеспечения единого федерального стандарта оказания юридической помощи.
В статье 48 Конституции РФ используется понятие «каждый», поэтому право на квалифицированную юридическую помощь распространяется на всех без исключения лиц — граждан РФ, лиц без гражданства, иностранных граждан. В соответствии со ст. 55 Конституцией РФ право на квалифицированную юридическую помощь не подлежит ограничению ни при каких условиях, включая и чрезвычайное положение.
Федеральными законами установлено, что граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», соответствующим краевым законодательством.
К социально-экономическим правам и свободам граждан в г. Краснодаре относятся:
— право на социальное, медицинское обеспечение и социальные гарантии. Право на образование. Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 октября 1966 г., закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
— право на жилище, благоприятные условия проживания и окружающую среду. Как гласит ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
— право на труд. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственным органом, призванным содействовать соблюдению и защите прав личности в является институт Уполномоченного по правам человека.
В Краснодарском крае институт Уполномоченного по правам человека появился в 2000 году. Именно тогда был принят закон Краснодарского края от 4 июля 2000 г. № 287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае».
Заключение
В научной литературе вопрос гарантий не решен однозначно. Отсутствует единое определение понятия гарантий, что влечет за собой разногласия при анализе системы гарантий и их классификации.
Конституция РФ не только устанавливает права и свободы, но и закрепляет обязательность их обеспечения. В связи с этим в современной юридической литературе преобладает точка зрения, что система гарантий прав и свобод человека и гражданина выступает составной частью правового статуса личности.
Под правовым статусом (или положением) обычно понимают систему прав и обязанностей личности, которые закреплены и гарантированы ей по закону.
Гарантии можно обозначить как определенные нормами конституционного права средства и условия, обеспечивающие фактическую социальную исполнимость, охрану и защиту, в случае нарушения прав, свобод и законных интересов личности.
В широком смысле понятие гарантий охватывает совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления.
В результате анализа различных точек зрения относительно понятия гарантий прав и свобод личности, можно сделать вывод, что основное предназначение гарантий состоит в обеспечении реализации прав и свобод личности, а в случае нарушения — в обеспечении их защиты.
Таким образом, гарантии прав и свобод личности в широком смысле представляют собой систему принципов, условий и средств реализации и защиты прав и свобод личности.
В узком смысле гарантии прав и свобод личности — это законодательно закрепленные процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту иных прав и свобод личности.
Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.
Соблюдение официально признанных государством прав и свобод — обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии — экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение.
Государственным органом, призванным содействовать соблюдению и защите прав личности является институт Уполномоченного по правам человека.
Таким образом, особенности реализации прав и свобод граждан в РФ, связаны с тем, что в целях гарантии из обеспечения государство создает институты, способствующие реализации таких прав, среди которых законодательные акты (законодательная база), система судебных и правоохранительных органов, специальные институты, уполномоченные по правам человека, а также институт гражданства.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // «Парламентская газета», N 241−242, 22.12.2001.
5 Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994
6 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 8 января 2001. № 2. Ст. 163.
7 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 марта 1997. № 9. Ст. 1011.
8 Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 26 февраля 1996. № 9. Ст. 774.
9 Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. № 20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» // Собрание законодательства Российской Федерации. 26 февраля 1996. № 9. Ст. 775.
10 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 июня 2002. № 22. Ст. 2031.
11 Закон РФ от 27.04.1993 N 4866−1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // «Российская газета», N 89, 12.05.1993.
12 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // «Российская газета», N 3, 06.01.1997.
13 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об исполнительном производстве» // «Российская газета», N 223, 06.10.2007.
14 Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Российская газета», N 263, 23.11.2011.
15 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Российская газета», N 95, 05.05.2006.
16 Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 104, 05.06.2002.
17 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462−1) (ред. от 29.12.2014) // «Ведомости СНД и ВС РФ», 11.03.1993, N 10, ст. 357.
18 Закон Краснодарского края от 4.7.2000 N 287-КЗ Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае // «Кубанские новости», N 142 от 1 августа 2000 г.
19 Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М.: Международные отношения, 2012. 324 с.
20 Алменов Б. А. Проблема обеспечения гарантий прав и свобод человека // Успехи современного естествознания. 2012. № 10. С. 102−103.
21 Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. 300 c.
22 Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / Мордовец А. С.; Под ред.: Матузов Н. И. Саратов: Изд-во Сарат. ВШ МВД РФ, 2013. 286 c.
23 Ростовщиков И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград: Академия, 2012. 192 с.
24 Тарасова А. Г. Юридическая процедура как средство обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2011. № 2. С. 258 264.
25 Евдокимов К. Н. О Конституционно-правовых гарантиях информационных прав и свобод человека и гражданина // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 3. С. 106−109.
26 Эльназаров Д. Х. Особенности обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в Республике Таджикистан: конституционно-правовое исследование [Электронный ресурс] // Правовая инициатива. 2012. № 4. URL: http://49e.ru/ru/node/105 (дата обращения 10.05.2015).
27 Мирская Т. И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Юридическая наука 2013 № 2. С. 23−27.
28 Авакьян С. А. Конституционное право России. М.: Юридическая литература, 2015. 808 с.
29 Советское государственное право / под ред. С. С. Кравчука. М. Наука, 2014. 444 с.
30 Нудненко Л. А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.: Питер, 2012. 351 с.
31 Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л, 2013. 560 с.
32 Зиновьев А. В. Проблемы теории и практики прав человека Конституция РФ: доктрина и практика / отв. ред. В. Д. Зорькин. М. Инфра-М, 2012. С451 с.
33 Витрук В. Н. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2013. 210 с.
34 Гасанов К. К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М.: Наука, 2014. 230 с.
35 Калашников С. В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. 2012. № 10. С. 17−25.
36 Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю. А. Дмитриева // СПС «КонсультантПлюс».
37 Югов А. А. Механизм реализации конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей — ключевой компонент подлинного народовластия // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 12−32.
38 Марокко Н. А. Проблемы конституционной судебной защиты прав и свобод гражданина // Право и государство: теория и практика. 2012. № 5. С. 28−33.
39 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: СПС Гарант. 2013. 259 с.
.ur