Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе

СтатьяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти ресурсы могут быть активно использованы в процессе обучения. Однако нельзя забывать о том, что Интернет — лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс занятия. Мною разработаны несколько различных по своим целям и задачам занятий с использованием интернет ресурсов. Подробнее мне бы… Читать ещё >

Инновационные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Черных В.Л.

В данной статье рассматривается проблема использования компьютерных технологий на уроках английского языка. Описываются некоторые интернет технологии и предлагаются методические рекомендации по их использованию на занятиях английского языка.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Это не только новые технические средства, а так же новые формы и методы, новые подходы в обучении. Количество информации, которое должны усваивать обучающиеся, резко увеличивается, и педагоги в новых условиях ищут и используют на практике новые методы, включая использование компьютерных технологий на своих занятиях [1,c.28]. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на занятии иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

1. электронную почту (e-mail);

2. телеконференции (usenet) и видеоконференции (video chat);

3. возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage);

4. доступ к информационным ресурсам;

5. справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

6. поисковые системы (Alta Vista, HotBob, OpenText, Web Crawler, Excite).

Эти ресурсы могут быть активно использованы в процессе обучения. Однако нельзя забывать о том, что Интернет — лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс занятия. Мною разработаны несколько различных по своим целям и задачам занятий с использованием интернет ресурсов. Подробнее мне бы хотелось бы остановиться на следующих интернет технологиях при подготовке материала для урока:

1) использование Интернет-ресурсов (hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, web-quest);

2) использование скайпа и социальных сетей в обучении ИЯ;

3) использование интернет-сайтов для поиска дополнительной/ новой (по отношению к учебнику) информации как обучающимися по заданию преподавателя, так и самим преподавателем для интеграции полученной информации в материал занятия.

Для эффективного обучения иностранному языку, наиболее интересными, с точки зрения преподавателя, являются сайты. Они помогают решать целый ряд задач:

· формировать навыки чтения;

· пополнять словарный запас;

· расширять кругозор студента, формируя его социокультурную компетенцию;

· повышать мотивацию к изучению иностранного языка [1, c.29].

Примером использования интернет-cайтов для расширения кругозора студентов может являться bbclearningenglish.net. Этот сайт предлагает различные учебные и методические материалы, а так же позволяет студентам проверить себя. Доступ к новой информации может осуществляться круглые сутки. Особый интерес у меня вызывает раздел «Video Stories». Сначала диктор сообщает тему сюжета и называет активную лексику с полным дефенициями по представленной теме. Студенты просматривают сюжет первый раз: диктор четко и ясно начитывает текст на фоне видеоряда; во время второго просмотра они могут видеть субтитры с новой лексикой на экране по мере ее появления в тексте. И заключительное задание по теме, это вставить новые лексические единицы в другой контекст. Такая презентация новой лексики по темам способствует быстрому усвоению лексического материала. Существенным минусом использования данного сайта может являться низкий уровень владения иностранным языком у студентов. В этом случае, преподавателю необходимо проработать лексику заранее и дать хотя бы некоторое представление и теме сюжета.

Общение онлайн с носителями языка, несомненно способствует обогащению словарного запаса студента, формирует адекватную реакцию на сказанное собеседником и погружает в языковую среду, что как известно очень эффективно при изучении иностранного языка. Скайп (skype) позволяет вести диалог в реальном времени, пересылать файлы, вести записную книжку, оставлять сообщения и т. д. Многие носители языка проводят конференции и обучение по средствам скайпа. Студенты имеют возможность следить за мимикой, интонацией и фразовым ударением собеседника. В процессе общения по скайпу студенты развивают навыки восприятия иностранной речи на слух, формируют навыки чтения и письма (оставление сообщений), пополняют словарный запас разговорными выражениями, за счет чего их речь становится более естественной. Однако, следует отметить некоторые недостатки такого общения:

· слишком быстрая речь собеседника;

· сложные структуры предложений;

· большое количество новых слов в речи говорящего;

· использование в речи большого количества разговорной и ненормативной лексики;

· сильный акцент собеседника [1, c. 30].

В англоязычной культуре существует 5 видов учебных Интернет-ресурсов: hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, web-quest. Эти технологии можно использовать для организации продуктивной самостоятельной работы студентов независимо от их уровня владения языком. Поподробнее остановимся на каждом из них.

Hotlist представляет собой список интернет-сайтов по заданной тематике. Его очень просто создать, достаточно просто ввести ключевое слово в поисковую строке.

Multimedia scrapbook — представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. Здесь содержится не только текстовая информация, но и ссылки на аудио, видео-файлы и виртуальные путеводители. Вся это информация может быть легко скачана студентами и использована для изучения той или иной темы.

Treasure hunt содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме, с той только разницей, что эти ссылки содержат вопросы по содержанию сайта. С помощью treasure hunt преподаватель может направлять поисковую деятельность студентов. Например:

Тема: the USA sightseeng

Task: For this lesson you will need find out some information about the USA sightseengs. Use the Web for discovering any interesting information about well-known sightseengs. Below you’ll have a list of questions. Good luck!

Questions: Where is the largest house in America located?

How many tows/cities in the USA named Hollywood?

What is the largest living history museum?

What sight you can find interesting in Silicon Vallay? Why?

What are the greatest festivals in the USA? When are they celebrated?

Resourses: http://www.latraveltours.com/Los-Angeles-Fun-Facts.html

http://gosoutheast.about.com/od/toursattractions/tp/attractions_funfacts.htm

http://gosoutheast.about.com/od/eventsfestivalsholidays/a/eventsfestivals.htm

http://traveltips.usatoday.com/new-york-city-sightseeing-teenagers-11 517.html

Subject Sampler — здесь так же содержаться ссылки на интернет-источники, но в отличии от treasure hunt студентам необходимо не просто ознакомиться с предложенным материалом, но и составить и выразить свое аргументированное мнение по одному или нескольким дисскусионным вопросам.

Topic: Healthy Living Guide

Resourses: http://www.healthcommunities.com/healthy-living-guides/index.shtml

http://www.dds.ca.gov/ConsumerCorner/docs/GuideHealthyLiving_English.pdf

http://www.bicountyhealth.org/Forms/Healthy%20Living%20Guide%20(Revised)%207−23−12.pdf

Questions:1) Obesity and physical inactivity are the main teenager’s problems.

2) Do you know that only 13% of the population smoke in the USA, but in Russia — more than 76%. Why there is a such problem in Russia?

3) One in five 11-to16-year-olds skip breakfast. Many eat only pizza, chips, crisps and cola for lunch. What have the parents to do?

При работе в группах, необходимо разбить одну тему на несколько аспектов. После обсуждения в группе, студенты могут представить свои результаты всем остальным.

Webquest — это сценарий организации проектной деятельности обучающихся по любой теме с использованием ресурсов интернет. Вэбквест включает в себя элементы четырех вышеупомянутых технологий, а так же позволяет студентам детально изучить предложенную тему. Студенты могут объединятся в небольшие группы для изучения одного из аспектов предложенной темы для самостоятельной работы. На занятии они познакомят других студентов с проработанным ими материалом и предложат задания и упражнения для закрепления [2, c. 161].

Мы с вами видим, что каждый из этих пяти видов интернет-ресурсов вытекает из предыдущего и постепенно усложняется. Хотлист и мультимедиа скрепбук направлены на поиск необходимой или дополнительной информации по предложенной теме. Трэже хант, сабджект сэмпл и вебквест содеожат элементы проблемного обучения.

Итак, преимущества использования Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку:

Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают передачу знаний и доступ к разной учебной информации гораздо быстрее и эффективнее, чем традиционные средства обучения.

Обучение с использованием ресурсов Интернет можно смело отнести к новым педагогическим технологиям. Меняется позиция преподавателя — он перестает быть единственным источником знаний, а становится организатором процесса поиска, переработки информации (возможно, ее адаптации к уровню владения языком обучаемых той или иной группы) и координатором исследования и создания творческих работ студентов.

Интернет развивает общеучебные навыки учащихся, связанные с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, обобщение, а также механизмы вероятностного и смыслового прогнозирования, языковую догадку, их лингвистическую наблюдательность.

Обучая студентов языку, Интернет-ресурсы помогают преподавателю в формировании продуктивных умений и навыков разговорной речи, обеспечивая подлинную заинтересованность обучаемых в результатах обучения. Задача преподавателя — научить студентов спонтанно и адекватно реагировать на высказывания носителей языка или одногруппников, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь или перестраиваясь на ходу, т. е. осуществляется деятельный подход в обучении иностранному языку.

Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и способность работать как индивидуально, так и в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу сотрудничества, выступая как средство интерактивного подхода. Интерактивность заставляет обучаемых адекватно реагировать на реальные жизненные ситуации посредством иностранного языка. И когда это начинает у них получаться, то можно говорить об уровне сформированности языковой компетенции, пусть даже и при наличии лексико-грамматических ошибок (они неизбежны при изучении языка в искусственных условиях, вне языковой среды).

обучение иностранный язык интернет

1. Алиев З. Г. Проблемы использования компьютерных программ //Преподавание иностранных языков и культур: Теоретические и прикладные аспекты. Материалы международного научно-методического симпозиума. Пятигорск, 2004. С. 68−71.

2. Амирова Е. А. Использование интренет-ресурсов в обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей// Вестник ВолГУ. Серия 9. Выпуск 11. 2013. С. 160 — 162.

3. Артамонова Л. А., Архипова М. В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 2. С. 28 — 33.

4. Ивайловская Ю. В. Использование компьютерных программ в обучении иностранным языкам// Вестник Московского университета. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация.2004. № 3. С. 108 — 119.

5. Кудрявцева Л. В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 49 — 53.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой