Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка дистанционного курса по дисциплине «Правовые основы прикладной информатики»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные… Читать ещё >

Разработка дистанционного курса по дисциплине «Правовые основы прикладной информатики» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление Введение Глава 1. Организация дистанционного обучения

1.1 Особенности, модели и возможности дистанционного обучения

1.2 Приложения и ресурсы, с помощью которых осуществляется дистанционное обучение Выводы по первой главе Глава 2. Разработка дистанционного курса

2.1 Правила размещения курсов в СДО «Moodle»

2.2 Порядок действий для разработчика курса

2.3 Разработка структуры курса Выводы по второй главе Заключение Литература Введение дистанционный образование moodle информатика Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий — технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т. д.

Развитие информационных технологий на сегодняшний день влияет на все сферы нашей жизнедеятельности. В том числе и на образование. Раньше образование требовало неполного вмешательства информационных технологий, но сейчас образование приобретает новый облик. При помощи интернет технологий.

На сегодняшний день вопрос дистанционного образования стал наиболее рассматриваемый в области обучения.

Последнее десятилетие активно развиваться направление дистанционного обучения — технологии обучения, основанной на использовании средств информационных и коммуникационных технологий для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний.

Дистанционное образование, в свою очередь, это общение, передача знаний от учителя ученику на расстоянии реализуемая с помощью интернет технологий и других средств, предусматривающих интерактивное отображение. Процессу дистанционного образования присущи все компоненты, которые содержатся в обычном процессе образования, цели, подходы, средства обучения, методы, организация обучения и так далее. На сегодняшний день это самостоятельная отрасль в образовании.

Цель: разработка дистанционного курса по дисциплине «Правовые основы прикладной информатики» с дальнейшей реализацией этого курса в системе дистанционного обучения Moodle.

Объект: организация дистанционного обучения в среде Moodle.

Предмет: разработка курса по дисциплине «Правовые основы прикладной информатики» .

Глава 1. Организация дистанционного обучения

1.1 Особенности, модели и возможности дистанционного обучения Дистанционное обучение — это обучение, при котором его субъекты разделены в пространстве и, возможно, во времени, реализуется с учетом передачи и восприятия информации в виртуальной среде, обеспечивается специальной системой организации учебного процесса, особой методикой разработки учебных пособий и стратегией преподавания, а также использованием электронных или иных коммуникационных технологий. Дистанционное образование позволяет удовлетворить индивидуальные потребности каждого человека в обучении и решить такие проблемы традиционного образования, как отсутствие индивидуального подхода к учащимся, недостаточное использование активных форм обучения, директивность образовательного процесса, слабая мотивация к самостоятельной познавательной деятельности учащегося, жесткая привязка к территории и во времени, субъективность оценки результатов обучения. [1]

Таким образом, дистанционное обучение способно оптимально преодолеть недостатки традиционного образования и отличается от него по ряду показателей:

— повышает посещаемость мероприятий за счет онлайн участников и просмотров записей;

— привлекает тех участников, кто не может присутствовать на занятиях в силу нехватки времени или географической удаленности;

— предоставляет возможность доступа к электронным материалам и видеозаписям после лекции;

— привлекает новых слушателей, предоставляя им возможность в любое свободное время присоединиться к онлайн занятию;

— обеспечивает доступность и экономичность образования для всех категорий граждан, в том числе социально незащищенных и маломобильных;

— обеспечивает возможность выбора индивидуального содержания обучения, а также эффективность и результативность обучения;

— дает возможность выбора индивидуального темпа освоения знаний;

— стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащегося.

Так же Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ перед традиционной очной формой [2]:

— Большая свобода доступа — учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.

— Более низкие цены на доставку обучения — процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы.

— Возможность разделения содержания электронного курса на модули — небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов.

— Гибкость обучения — продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

— Возможность обучения на рабочем месте — учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы, а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета.

— Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов, и преподаватели, и студенты, развивают свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

— Возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Применение дистанционных технологий нуждается в тщательной подготовке материалов: программного обеспечения, планов, учебных пособий по управлению программой, руководства, индивидуализации инструкции, а также предъявляет требования к технической оснащенности, информационной компетентности учащегося и преподавателей, к личностным качествам учащегося в связи со сложностью учебной мотивации при данной форме обучения. Особую сложность при подготовке к реализации дистанционного курса представляет проблема аутентификации студента при дистанционной проверке знаний.

При этом дистанционные курсы могут быть использованы в качестве дополнения к основному курсу, в качестве основного курса с поддержкой куратора или без поддержки куратора. Кроме того могут быть использованы различные модели дистанционного обучения:

— очная форма + дистанционная;

— сетевое обучение (автономные курсы или информационно-образовательная среда — виртуальные кафедры, школы, университеты);

— сетевое обучение + кейс-технологии;

— обучение, построенное преимущественно на видеоконференцсвязи. [1]

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

— среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

— методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий.

Введение

стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — это международный стандарт, который определяет требования к организации учебного материала и всей СДО. Соответствие электронных курсов стандарту SCORM обеспечивает совместимость компонентов и возможность их многократного использования. Учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться в СДО независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML. [22]

— Перечень популярных СДО, совместимых со стандартом SCORM.

— Moodle;

— iSpring Online;

— SharePoint LMS;

— Claroline

— WebTutor;

— ATutur;

— AcademLive;

— ILIAS;

— ShareKnowledge;

— SAKAI;

— OLAT;

Формы взаимодействия:

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины» .

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.

Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R. Bot 100. Сейчас в Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.

1.2 Приложения и ресурсы, с помощью которых осуществляется дистанционное обучение Программа ICQ. (Рис. 1.)

Рис. 1. «Пейджер ICQ»

Эта программа представляет электронный пейджер. Предоставляет возможность общаться посредством сообщений с конкретными пользователями, зарегистрированными в ICQ. Каждому пользователю выделяется номер, например 442 963 545. При вбивании в поиске этого номера можно найти соответствующий контакт. Эта программа имеет дружелюбный интерфейс, предоставляет возможность пересылать ссылки интернет, звонить через интернет и организовывать чат. Общение может быть организованно при условии, что участники разговора находятся в сети. ICQ использует протокол OSCAR (система для передачи сообщений и общения в данное время).

Использование данной программы бесплатно.

Состояния протокола:

— Offline — отключён

— Do not disturb (DND) — не беспокоить

— Online — доступен

— Away — вдали от компьютера (долго не работал)

— Occupied — занят

— Not available (N/A) — недоступен

— Free for chat (F4C) — свободен

— Invisible — невидим Бесплатная служба. Компания Mirabilis является разработчиком. В 1998 году владельцем стала компания AOL, с апреля 2010 года российскому фонду DST. После чего ICQ завладела компания Mail.Ru. Существует долгое время. Много раз менялась и выпускала множество клиентов. Ежемесячно в России это приложение используют 7,9 миллионов человек.

Электронная почта и телеконференция.

Можно общаться группами или один на один. Если группамито сообщение от одного человекаполучают все люди в группе. Письмо вопрос-ответ — увидят все участники группы. Можно осуществлять видеоконференцию и помощью программы skype.

Обобщая, мы можем сделать вывод, что электронное обучение стало легальным, хотя с точки зрения закона и учитывая новизну понятия в нашей стране, глубина данного термина не отражена в законе. Помимо прочего рассматривается законом не столько отдельным, самостоятельным видом обучения, сколько дополнением к традиционному.

Учитывая то, что сейчас, наблюдается крайне высокая динамика в развитии информационных технологий, в обиходе всё чаще используется термин e-Learning 2.0.

Впервые данный термин использовал в своих работах Стефан Доун. Под данным определением он подразумевает производную для всего спектра тенденций в цифровом обучении, которые были созданы в комбинации со средствами Web 2.0. Web 2.0 не как технология или определенный стиль Web-программирования. В данном случае под определением Web 2.0 мы понимаем комплексный подход к осуществлению организации, реализации, а так же поддержке Web-ресурсов. [5]

Говоря о возможностях, предоставляемых e-Learning, то они ничем не ограничены.

Рассмотрим плюсы e-Learning по порядку: Во-первых это возможность получения образовательных материалов в любом возрасте.

Во-вторых, одной из основных достоинств e-Learning является коммуникация. Возможность осуществлять коммуникацию с людьми, которые могут находится в любой точке земного шара, где есть доступ к интернету. Можно осуществлять коммуникацию сразу с большим количеством людей, с одной областью научных исследований и в общении с ними нарабатывать собственную информационную базу.

В-третьих, e-Learning обычно самый дешевый вид образования. Это возможно благодаря снижению расходов на такие необходимые для очного обучения аспекты, как переезды, расходы на учебную площадь, административный аппарат и так далее.

В-четвертых, e-Learning — Это общее информационное поле, не имеющее рамками определенной программы. Это возможность и удобства получения любой нужной информации, возможность параллельного получения образования в разных учебных заведениях и выбора наиболее необходимых и лучших образовательных программ.

В-пятых выбирая e-Learning человек постоянно находится в среде современных и актуальных технологий, что, безусловно, является одним из важнейших аспектов для человека в условиях двадцать первого века.

Увеличение мобильности и самостоятельности обучающихся.

Цифровое обучение встроено в структуру современного общества, является одним из его основополагающих элементов.

Сейчас на рынке есть два системных решения для интернет-обучения: это LMS (Learning Managment System) и LCMS (Learning Content Managment System).

LMS создана для удобства обучающихся, преподавателей, руководства и для всех остальных участников процесса обучения, а так же предоставляет функции контроля и управления процессом обучения. Контроль успеваемости, предоставление возможности для совместной работы студентов. При помощи LMS удается осуществлять управление как цифровым обучением, так и классическим учебным процессом.

LCMS создана для разработчиков учебных материалов и учащихся, как потребителей индивидуального контента. 7] LCMS является системой, которая занимается созданием, хранением, сбором и проигрыванием персонализированного образовательного материала в форме учебных объектов или КСО (Компьютерных средств обучения), а так же предоставляет возможность навигации по контенту.

Рассмотрим некоторые системы дистанционного обучения.

Рис. 2 Система дистанционного обучения «Прометей»

Данная система состоит из образовательных модулей. Имеется возможность использовать мультимедиа и графику в текстовых материалах, соединять несколько систем в одну общую образовательную среду и управлять всем спектром цифрового обучения.

Программа имеет несколько лингвистических пакетов — русский, украинский, узбекский, казахский, английский. [8]

Имеется сертификат «Росинфорсерт» о том, что данная программа соответствует требованиям к программным продуктам и может легально использоваться в учебных заведения в РФ и странах СНГ.

Данная система имеет один существенный недостаток в виде цены- 90 000 рублей.

Система дистанционного обучения «Доцент». Рис. 3.

Рис. 3 Система дистанционного обучения «Доцент»

Это автоматизированная система дистанционного обучения, созданная фирмой «УНИАР», представляет из себя совокупность средств, созданных для автоматизации процесса дистанционного донесения знаний.

Система дистанционного обучения «Доцент» имеет в своей структуре средства поддержки централизованной базы данных учебного центра, задачами которой является ведение статистики и учет.

Так же в «Доцент» входит административная подсистема, которая разделена на автоматизированные рабочие места (АРМ) «Администратор», «Куратор» и «Преподаватель.

Среди минусов — ограниченная масштабируемость, малый функционал и привязка к продукта Microsoft.

Elearning Server (Рис. 4)

Рис. 4. Elearning Server

Elearning Server (Рис. 4) — система, позволяющая организовать в сети интернет учебный центр, обеспечивающий полный цикл ДО или смешанного обучения. В своем арсенале система содержит инструменты для разработки электронных курсов, огромное количество заготовленных шаблонов, большое количество адаптивных способов проверки усвоенного материала, имеет поддержку разнообразных стандартов.

Помимо прочего, данная СДО рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации [10], имеет низкую стоимость в сравнении с аналогичными продуктами.

Уже есть версия для высших учебных заведений, имеющая возможность организации ДО в высшей школе. В её функционал входит: создание планов разных специальностей и направлений, перевод, зачисление и отчисление, а так же включена кредитная система.

Из распространяемых свободно систем, можно отметить «Sakai», «Claroline» и «Moodle» .

Рис. 5. Система ДО Sakai

" Sakai" (Рис. 5) — это система имеющая открытый исходный код, предоставляется по лицензии GNU PGL и состоит из нескольких отдельных модулей, что дает возможность использовать именно те компоненты, которые в той или иной ситуации нужны пользователю.

" Sakai" позволяет загружать, редактировать и предоставлять пользователю учебные материалы.

Система так же имеет возможности автоматического тестирования, осуществления проведения лекций и семинаров в режиме реального времени и может собирать и выдавать готовые задания в заданные промежутки времени.

СДО «Claroline»

Рис. 6. Система ДО «Claroline»

СДО «Claroline» (Рис. 6) — так же является системой с открытым исходным кодом, создана с учетом потребностей преподавателей. В её арсенале такие функции, как генерация викторин, создание форумов. Встроен календарь и разумеется система контроля успеваемости обучающихся.

С помощью «Claroline» можно создавать и управлять курсами в режиме реального времени. Каждый курс содержит в себе ряд инструментов, позволяющих преподавателю:

— Указать описание курса; - управлять публичными и приватными форумами; - планировать пути обучения; - объединять студентов в группы; - вести подготовку упражнения для обучающихся; - публиковать новости; - размещать информацию о текущих заданиях; - контролировать статистику активности пользователей; - использовать wiki технологию для совместного написания документов.

Система насчитывает 35 языков. Сейчас она используется в более чем 90-та странах и в тысячах организаций.

Благодаря открытому исходному коду система легко настраивается и изменяется под нужды пользователя.

" Moodle"

Рис. 7. СДО «Moodle»

На данный момент самой популярной среди систем управления в свободном доступе является «Moodle» (Рис. 7). Эта программа ДО, рассчитанная на создание полноценных дистанционных курсов обучения. Сейчас «Moodle» используется повсеместно университетами, школами, компаниями, независимыми преподавателями, а так же тренинговыми школами. На начало 2015 года эта система используется более чем 85 000 сайтов в 240 странах мира.

Преимущества «Moodle» :

— система имеет открытый исходный код, как следствие — имеется возможность доработки и внесения исправлений и дополнений;

— позволяет организовывать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач;

— широкие возможности для коммуникации: обмен файлами разных форматов, форум, чат, рецензирование работ обучающихся;

— использование балльно-рейтинговой системы оценивания с возможностью комментирования ответа.

Однако анализ сообщений многочисленных форумов показывает, что пользователи отмечают его сложность по причине широких функциональных возможностей и далеко не каждый способен разобраться в системе. Для решение этой проблемы зачастую требуется отдельный специалист, специализирующийся в данной системе, это предполагает дополнительные финансовые затраты, и в свою очередь по-прежнему не гарантирует стабильной работы системы после изменений в исходном коде.

К основным недостаткам системы можно отнести следующие:

— не смотря на легкость адаптации к одной образовательной организации, систему сложно внедрить и адаптировать для использования совместных сетевых программ;

— необходимость реализации системы в сетевом формате потребует создание отдельной команды разработчиков для всех университетов стран-участниц с серьезным аппаратно-техническим и кадровым потенциалом, что представляет собой дополнительные затраты;

— обладает достаточно сложным визуально-графическим пользовательским интерфейсом, который требует крайне высокий уровень подготовки профессиональных кадров для работы в системе;

— необходимость постоянной модернизации системы штатом квалифицированных программистов по запросам отдельных участников образовательного процесса.

Выводы по первой главе Сейчас на дворе XXI-й век и мир стремительно меняется, так же меняется и система образования. Мир движется все быстрей, в ускоренном темпе. Цифровые устройства получают всё большее распространение и невозможно уже представить мир без интернета, телефонов, планшетов и прочих устройств. По сравнению с тем, что было 100лет назад, когда средства коммуникации только начинали развиваться и входить в нашу жизнь или даже 20−30 лет назад, когда телевизор был в каждой семье, сейчас мы получаем в тысячи раз больше информации за ту же единицу времени благодаря интернету. К сожалению увеличение количества информации имеет и существенный минус — нам становится сложно ориентироваться в этом потоке. Все эти факторы приводят нас к тому, что мы и сами сильно меняемся и нам необходимо адаптироваться к стремительно меняющейся объективной реальности и использовать все новейшие средства и достижения. Это же касается и образования.

Сейчас активно развиваются системы дистанционного образования, они ещё далеки от совершенства и использовать их в наших реалиях как отдельную систему образования для получения образования в университетах ещё нецелесообразно. Но с другой стороны они дают возможность сделать существующую систему образования эффективней и удобней для всех участниковруководства, преподавателей и студентов.

Постепенная интеграция СДО в учебный процесс позволит добиться сразу нескольких положительных результатов: 1. Сделать обучение эффективней и сократить расходы 2. Адаптировать системы дистанционного образования под текущие нужды, освоить работу в них, ввести адекватные системы оценки. 3. Со временем подготовить программы для 100%-го дистанционного обучения и вести набор студентов для обучения посредством сети интернет.

Глава 2. Разработка дистанционного курса

2.1 Правила размещения курсов в СДО «Moodle»

Moodle — система дистанционного обучения, включающая в себя средств для разработки курсов дистанционного образования (ДО).

Moodle доступен в свободном доступе и распространяется бесплатно, является программным обеспечением с открытым исходным кодом (по лицензии GNU Public License). 14] Согласно данной лицензии, Moodle охраняется законом об авторских правах, но имеется возможность вносить в программу изменения и доработки в широком диапазоне. По сути можно делать с программой всё, что угодно, при соблюдении правил:

— предоставление исходного когда в свободный доступ для всех желающих.

— Запрещено изменять и удалять исходные лицензии и авторские права.

— Все производимые вами работы будут иметь такую же лицензию.

Для установки Moodle необходимо иметь на компьютере Webсервер с поддержкой PHP, должна быть установленная SQL база данных. Имеется клиент для всех популярных операционных системwindows, mac и для некоторых дистрибутивов linux. Благодаря популярности Moodle и открытому исходному коду, существует большое количество партнеров, а так же форумов посвященных Moodle, где можно получить техническую поддержку и консультацию по работе с данной программой.

Преподавателю в системе Moodle предоставляется очень широкий набор инструментов для создания дистанционных курсов.

Возможности Moodle:

— позволяет составить курс для дистанционного, так и для традиционного обучения;

— Moodle совместим с любым браузером;

— Moodle использует только одну БД;

— есть возможность разбить курсы по категориям;

— можно искать нужный курс из всех;

— предоставляется высокая безопасность;

— есть встроенный редактор.

Функциональные возможности:

1. Управление пользователями:

— виды регистрации: ручная, использование LDAP, саморегистрация и администратором;

— через почту есть возможность восстановления пароля;

— итоги по курсу хранятся в профайлах;

— есть защита от взлома;

— для управления в курсе используются роли;

2. Управление сайтом:

— ведет администратор;

— конфигурация сайта — в любое время;

— настраиваемые шрифты цвета, расположение объектов;

— есть языковые пакеты для любой страны;

— открытый код.

3. Управление курсами:

— преподаватель — обладатель всех прав над курсом;

— лента последних изменений;

— можно осуществлять импортирование с одного курса в другой;

— каждый курс имеет свои настройки;

— есть много различных элементов для добавления в курс;

— графа успеваемости;

— использование почты;

— курсы имеют возможность располагаться в одном ZIP-пакете

3. Взаимодействие пользователей:

— блог;

— чат;

— вики;

— форум.

Интерфейс системы Темы оформления:

— набор пиктограмм;

— набор использующихся цветов;

— перечень шрифтов;

Тема может определяться всеми ролями пользователя.

Язык настраивается из интерфейса системы, где установлен Moodle.

Определяется пользователем или администратором. Может быть на любом языке, но на некоторых есть не достоверный перевод. Перед установкой пакета — нужно его проверить.

Для того чтобы преподаватель смог разместить курс в электронной среде Moodle, ему необходимо пройти процедуру регистрации в системе через администратора.

Затем нужно авторизоваться на сайте дистанционного обучения. Для этого необходимо в адресной строке браузера ввести адрес сайта и перейти по ссылке «Вход», затем ввести с помощью клавиатуры логин и пароль, которые были сообщены ему администратором. После успешного прохождения данной процедуры преподаватель получает возможность создавать и редактировать учебные курсы.

В электронной обучающей среде Moodle предусматривается градация ролей для всех участников (как студентов, так и преподавателей — руководителей и исполнителей курсов). Чтобы зарегистрированный и прошедший авторизацию преподаватель мог размещать материалы учебного модуля, редактировать их и осуществлять контроль учебного процесса, администратор присваивает преподавателю роли «Teacher» и «Non-editing teacher» («Управление» > «Назначить роли»). Эта операция производится в момент присвоения логина и пароля, т. е. до момента авторизации пользователя. Также преподавателю автоматически присваивается роль «Student», которая позволяет временно переключиться к роли студента, проходящего данный курс, и посмотреть, как курс будет выглядеть для студента.

Переключение ролей доступно на панели переключения ролей в правом верхнем углу экрана. Важно, чтобы преподаватель, работающий в среде Moodle, всегда знал, в какой роли он в данный момент находится на сайте («Teacher» или «Student»), а также периодически менял роль «Teacher» на роль «Student» и проверял размещенные материалы с точки зрения их восприятия студентом.

2.2 Порядок действий для разработчика курса Для того чтобы создать новый курс, нужно выбрать блок «Администрирование» > «Курсы» > «Добавить/редактировать курсы» и внизу страницы кликнуть по кнопке «Добавить курс» (Рис. 3).

Далее необходимо заполнить появившуюся форму «Редактировать настройки курса», которая содержит следующие настройки:

1. Блок параметров «Основные» :

Категория — здесь необходимо указать категорию, которая наиболее близко подходит для создаваемого курса. От того какая будет указана категория зависит то, в какой тематической рубрике курс будет представлен, чтобы студентам было проще его найти.

Полное имя — название, которое будет отображаться в верхней части экрана.

Короткое имя — сокращенное название курса. Это название будет использоваться для обозначения курса.

ID курса — идентификационный номер курса необходим только при использовании его во внешних системах. Это поле можно оставить пустым.

Краткое описание — информация о курсе, его цель, структура, продолжительность.

Формат курса — определяет форму организации занятий, а также расположение материала на странице курса.

Курс может быть представлен в формате:

" Структура" - организация курса как совокупности тематических модулей, не привязанных к определенному расписанию;

" Календарь" - организация курса на основе расписания работы (неделя за неделей) с точным сроком начала и окончания курса. На странице курса для каждой недели появляется секция, в которую помещаются материалы, предназначенные для изучения в данный период времени;

" Форум" - организация курса на основе одного большого форума. Может использоваться не только как курс, но и как одна большая доска сообщений.

Наиболее удобным считается формат «Структура» .

Количество нед/тем — определяет количество модулей курса. В зависимости от того, какой формат курса задан разработчиком, эта цифра будет обозначать количество недель («Календарь»), тем («Структура»), разделов форума («Форум»).

Дата начала курса — здесь задается время начала обучения на курсе. Если используется формат «Календарь», то блок первой недели будет виден в день, установленный в этом поле.

Отображение скрытых секций — селектор: «В неразвернутом виде», «Полностью невидимы». По умолчанию отображается небольшая область, чтобы было видно, где находится скрытая секция. Учащимся не видно содержимое такой секции. Такой подход полезен в формате «Календарь», чтобы было видно наличие прошедших и будущих недель. Если выбрано, что скрытые секции «Полностью невидимы», то студенты не будут знать об их существовании.

Новости — специальный форум, предоставляющий возможность для размещения сообщений, которые должны увидеть все студенты. Необходимо указывать, сколько новостей может появляться на главной странице курса. Если поставить значение «0», то рамка с новостями не появится.

Показывать оценки — селектор: «Нет», «Да». Многие модули позволяют проводить их оценивание. По умолчанию результаты оценки курса могут быть просмотрены в разделе «Оценки», который находится на главной странице курса в блоке «Управление». Чтобы студенты не видели оценки, преподаватель может выбрать «Нет», предварительно запретив показывать результаты оценивания в блоке «Установки» > «Оценки» .

Показать отчет о действиях — селектор: «Нет», «Да». Если выбрать «Да», то все действия студентов будут автоматически отображаться на первой странице курса. Не рекомендуется выбирать «Да», если в курсе обучается большое количество студентов, так как это может привести к неоправданному увеличению нагрузки на сервер.

Максимальный размер загружаемого файла — указывается максимальный размер файла, который может загрузить ученик в пределах курса.

Это МЕТАКУРС? — селектор: «Нет», «Да». Если выбрать «Да», то курс может быть использован как общая область, чтобы допустить участников других связанных курсов. Метакурс может использоваться, чтобы сгруппировать курсы (например, связанные предметные области или курсы, которые имеют специфическую характеристику).

2. Блок параметров «Подписка» :

Метод записи — селектор: «Сайт по умолчанию (Internal Enrolment)», «Internal Enrolment». Этот параметр можно оставить по умолчанию, что будет означать использование внутренней регистрации.

Роль по умолчанию — выбирается роль, которой будет наделен ученик (по умолчанию эта роль — «Student»).

Курс доступен для самозаписи — определяет, будут ли студенты иметь возможность записаться на курс самостоятельно («Нет», «Да», «Период»).

Начальная дата — устанавливается начальная дата обучения. Эту опцию можно отключить.

Конечная дата — устанавливается конечная дата обучения. Эту опцию можно отключить.

Продолжительность обучения — определяется продолжительность обучения курсу. Селектор: «Неограниченно» или указывается точное количество дней (от 1 до 365).

3. Блок параметров «Уведомление об окончании подписки» :

Оповещать — устанавливается, уведомлять ли об окончании регистрации. Селектор: «Нет», «Да» .

Оповещать учеников — устанавливается, уведомлять ли учеников об окончании регистрации. Селектор: «Нет», «Да» .

Порог — устанавливается, за сколько дней уведомлять об окончании регистрации (от 1 до 30).

4. Блок параметров «Группы» :

Групповой метод — селектор:

— «Нет групп» — здесь нет разделения учеников на группы, каждый обучающийся является частью одного большого сообщества;

— «Отдельные группы» создаются изолированные группы, глее ученикам кажется, что их группа — единственная, работа учеников других групп для них не видна;

— «Доступные группы» ученики каждой группы работают только в пределах своей группы, но могут видеть, что происходит в других группах.

Принудительно — селектор: «Нет», «Да». Если установить «Да», то ко всем элементам данного курса будет применяться выбранный групповой режим. Изменение режима для отдельных элементов курса становится невозможным. Это полезно, когда необходимо создать курс для нескольких полностью отдельных групп.

5. Блок параметров «Доступность» :

Доступность — селектор: «Курс доступен», «Курс не доступен». Позволяет скрыть курс на время его редактирования. Доступ к этому курсу будет только у преподавателя и администратора.

Кодовое слово — средство для контроля состава участников курса. Игнорирование этой опции означает, что разработчик делает свой курс открытым для любого пользователя, создавшего учетную запись на сайте. Если разработчик вносит в это поле слово, набор цифр или фразу, то они становятся кодом, и каждый пользователь должен будет использовать его для того, чтобы записаться на курс.

Доступ для гостя — разработчик может разрешить гостевой доступ в курс. В этом случае любой пользователь может зайти на курс, используя кнопку «Зайти гостем» на странице идентификации.

6. Блок параметров «Перевод» :

Принудительный язык — указывается язык, на котором ведется обучение курсу: «Не вынужденный», «Русский», «English» .

7. Блок параметров «Переименование ролей» отвечает за изменение отображаемых имен для ролей, используемых в курсе. Например, можно изменить «Учитель» на «Инструктор» или «Преподаватель» .

Рекомендуется устанавливать неизвестные настройки по умолчанию, например, такие настройки, как «Доступность», следует изменять лишь в том случае, если преподаватель преследует цель сделать курс недоступным до его полной разработки.

После установки требуемых преподавателю настроек и нажатия на кнопку «Сохранить» (в нижней части страницы), курс будет размещен в электронной обучающей среде Moodle и доступен для дальнейшего редактирования.

Система перейдёт на главную страницу курса и на экране в центре появится столбец «Заголовки тем», под которым высветятся блоки, предназначенные для разработки модулей курса.

Приведем несколько практических советов, которые основаны на рекомендациях по разработке дистанционных курсов в системе Moodle [17, 18, 19, 20, 21]:

— необходимо распределить учебный материал на несколько относительно самостоятельных модулей;

— тщательно изучайте ресурсы сети Интернет на соответствующую тематику и создайте каталог полезных ссылок с подробным описанием ресурсов;

— для организации входного контроля лучше использовать инструмент «Опрос», так как он позволит оценить подготовленность студентов к изучению курса;

— основные положения изучаемого содержания лучше разместить в виде веб-страниц;

— можно использовать гиперссылки для структурирования материала и разбиения его на небольшие смысловые блоки (учебные элементы);

— для улучшения визуального восприятия учебного материала нужно применять графические иллюстрации;

— наименования ресурсов и интерактивных элементов курса должны быть краткими и ёмкими;

— размещать презентации, аудио, видео файлы и другие мультимедийные файлы на страницах курса можно с помощью ресурса «Ссылка на файл» ;

— для размещения большого объема информации лучше использовать элемент «Вики» в формате сборника статей;

— наполняя банк вопросов, нужно использовать разные виды вопросов;

— необходимо обязательно создать глоссарий, так как автоматическое связывание текста с определениями из глоссария поможет студентам лучше усваивать терминологию;

— применять методику совместной познавательной деятельности учащихся можно с помощью форумов и семинаров;

— для отработки навыков и умений можно использовать инструмент «Лекция» — он позволяет проводить детальный анализ знаний учащихся;

— завершать каждый учебный модуль рекомендуется контрольным тестом для оценки качества обучения;

Прежде, чем приступить к созданию курса в Moodle, нужно определить цели и подходы к преподаванию курса, затем подготовить ресурсы и инструменты для активной деятельности обучаемых, и только потом выставить их в Moodle. После этого начинается постоянная работа по использованию и совершенствованию курса, поскольку одно из основных преимуществ On-line курсов — возможность их постоянной модификации и улучшения.

При создании курса в него автоматически включается только «Новостной форум». Он может использоваться преподавателем для различных объявлений, указаний об изменении расписания, о дополнительных заданиях и прочее. Всем пользователям курса, по указанным почтовым адресам, автоматически посылаются копии этих сообщений. Студенты не должны отвечать на эти сообщения. Если учащиеся захотят, то они могут задать любой вопрос через другие источники общения: форумы, обмен сообщениями, почту.

Система Moodle располагает большим разнообразием модулей, которые могут быть использованы для создания курсов любого типа. В зависимости от содержания курса и концепции преподавания, создатель курса включает наиболее подходящие элементы и ресурсы, предоставляемые Moodle.

2.3 Разработка структуры курса Для разработки структуры электронного курса была использована программа BPwin. Эта программа позволяет наглядно представить любой вид деятельности или структуру в виде модели, что, в свою очередь, позволяет выполнить оптимизацию работы предприятия, исключить ненужные функции, создать организационную структуру и так далее. BPwin поддерживает 3 нотации моделирования: IDEF0, IDEF3 и DFD.

Сначала была разработана контекстная диаграмма.

Контекстная диаграмма структуры курса.

Дальше разбиваем диаграмму на декомпозиции, чтобы показать сколько разделов будет содержать данный дистанционный курс.

Декомпозиция контекстной диаграммы.

В последнем этапе разработки структуры дистанционного курса стала декомпозиция каждого раздела на лекции, практические, лабораторные и самостоятельные работы.

Декомпозиция раздела 1.

Выводы по второй главе Среди всех систем дистанционного образования была выбрана система Moodle и выбор этот был не случайным. В ходе использования данной системы мы на практике убедились в правильности и целесообразности данного решения. Moodle отвечает всем требованиям и стандартам как технически, с точки зрения цифрового продукта, так и с точки зрения образовательной системы, как эффективное, легкое в использовании как для преподавателей, так и для студентов средство обучения, контроля успеваемости решение имеющее интуитивно понятный интерфейс и широчайший спектр возможностей.

Moodle имеет открытый исходный код, что открывает широкие возможности для доработки и адаптации системы под потребности современного высшего образования. Помимо прочего, доработкой программного кода могут заниматься и сами студенты БГПУ IT-специальностей, что будет для них отличной практикой и позволит совместно с преподавателями и руководством университета постоянно улучшать и совершенствовать программу.

Moodle распространяется бесплатно и нет необходимости тратить деньги ни на серверную часть, ни повышать стоимость обучения для студентов. К тому же разработка Moodle началась в 1991 году и за эти 24 года постоянно улучшалась и адаптировалась для разных целей, разных учебных заведений, разных курсов, программ. Наработки за четверть века крайне обширны и это делает программу ещё более гибкой и удобной в использовании.

Модульность данной СДО позволяет очень точно настраивать её под определенные потребности и использовать в самых разнообразных целях, имеет широкий спектр средств коммуникации между всему участниками обучения, распространяется на многих языках и имеет крайне качественную Русскую локализацию, что не создает лишних трудностей при использовании.

Безусловно, возможности Moodle в использовании его как системы дистанционного образования практически не ограничены и будут постоянно развиваться и соответствовать всем требованиям.

Заключение

В ходе проделанной работы была проведена аналитическая деятельность и сделано сравнительно описание существующих и пользующихся наибольшей популярностью систем дистанционного обучения.

Выбрана наиболее оптимальная система, которой стала СДО Moodle, которая является одним из лучших средств дистанционного обучения на сегодняшний день. Были изучены возможности, преимущества и недостатки системы Moodle и возможности её текущего использования в нашем университете и перспективы работы в ней.

1. Педагогическое образование в России. 2013. № 4 / ГСНТИ 15.81.21 // Марчук Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620 017, г. Екатеринбург.

2. Ширшов Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий: монография / Е. В. Ширшов, Е. В. Ефимова. — М.: Унив. кн.; М.: Логос, 2006. — 272 с.

3. Грачев Н. Н. Выбор и построение системы дистанционного Интернет обучения в вузе [Текст] // Н. Н. Грачев, В. В. Порошин. — Научный вестник МГИИТ. — 2009. — № 2

4. Министерство образования и науки РФ. Приказ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] /федеральный закон принят в 06.05.2005 — Режим доступа: www. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d05/m137.html

5. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст] / Л. В. Занков. — М.: Учпедгиз, 2010.

6. Демкин В. П., Можаева Г. В. Телекоммуникации для образования. [Текст] / Санкт-Петербург: «БХВ-Петербург», 2004.

7. О Moodle [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. URL: http://docs.moodle.org/ru/О_Moodle

8. Никульшин Б. В. Дистанционное обучение — образовательная среда XXI века [Текст] // Б. В. Никульшин, В. В. Голенков, В. М. Бондарик, Г. И. Малыхина, В. В. Нелаев, В. А. Прытков, — Материалы VII Международной научно-методической конференции — Минск: БГУИР, 2011.

9. Дистанционное образование [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. URL: http://www.scherbakov.biz/main/distant/intro.htm

10. Официальный сайт LMS Moodle. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. URL: — http:// moodle.org/

11. Преимущества Moodle [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. URL: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd

12. Овсянников В. И. Вопросы организации обучения без отрыва от основной деятельности. [Текст]/ М.:МГОПУ, 1998.

13. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч. 2. Педагогические измерения [Электронный ресурс] / И. А. Морев. — Режим доступа: www. URL: http://www.pedlib.ru/Books/0195/index.shtml.

14. Мясникова Т. С., Мясников С. А. Система дистанционного обучения MOODLE. [Текст] / Харьков: Издательство Шейниной Е. В., 2008.

15. Устюгова В. Н. Практикум для изучения возможностей работы в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. Казань, ТГГПУ, 2010. — 54 с.

16. https://ru.wikipedia.org/wiki [Электронный ресурс]

17. Андреев А. В. Практика электронного обучения с использованием Moodle [Текст] / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. — 146 с.

18. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебное пособие / А. М. Анисимов. — Харьков, ХНАГХ, 2009. — 292 с.

19. Белозубов А. В. Система дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Белозубов, Д. Г. Николаев. — СПб., 2007. — 108 с.

20. Гильмутдинов А. Х. Электронное образование на платформе Moodle [Текст] / А. Х. Гильмутдинов, Р. А. Ибрагимов, И. В. Цивильский. — Казань, КГУ, 2008. — 169 с.

21. Инструменты контроля знаний [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uztest.com/lms.php?file=glava5.html. — Загл. с экрана.

22. Электронный ресурс (http://www.ispring.ru/elearning-insights/course-scorm/)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой