Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности юридической ответственности государственных служащих в Российской Федерации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также характеризуя вышеуказанную точку зрения на понятие и содержание юридической ответственности, необходимо отметить, что она (как и большинство иных точек зрения) была высказана в советский период государства и права — в начале 60-ти десятых годов, в различных отраслях права, в том числе и в гражданском праве доминировали интересы государства, включая и пониженную его ответственность в самых… Читать ещё >

Особенности юридической ответственности государственных служащих в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимирский филиал Кафедра истории государства и права Специальность: Юриспруденция КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Теория государства и права»

На тему Особенности юридической ответственности государственных служащих в Российской Федерации

Выполнила: Пестова Анастасия

студентка СПЮбз-214 группа

Проверил преподаватель: Гроза

г. Владимир — 2015 г.

1. Понятие и виды юридической ответственности

2. Понятие государственных служащих

3. Юридическая ответственность государственных служащих в Российской Федерации Заключение Список литературы

1. Понятие и виды юридической ответственности

Общая теория государства и права обратилась к проблемам ответственности после того, как наибольшую разработку получили два вида ответственности: имущественная и уголовная.

В современной правовой действительности категория «ответственность» пронизывает всю систему законодательства Российской Федерации. Но в тоже время, в самых различных отраслях законодательства России, а тем более в тех, где стержневой основой являются соответствующие Кодексы (ГК, УК, УПК и ТК РФ, ГПК РФ, КоАП и др.), мы не увидим легального определения ответственности. Понятие юридической ответственности — удел теории и ученых исследователей. Как известно, законодатель также не дает легальных понятий «гражданская ответственность» или «гражданско-правовая ответственность», «административная ответственность».

Что же следует понимать под «юридической ответственностью»?

Обратимся, прежде, к понятию ответственности.

Следующее определение можно встретить в словаре русского языка: «Ответственность — обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего либо». Но это не юридическое понятие, а «обиходное», как же определяют юридическую ответственность в специализированной литературе?

Наряду с «ответственностью», «юридической ответственностью», в литературе выделяют понятие «социальной ответственности». Социальная ответственность — диалектическая взаимосвязь между личностью и обществом, характеризующаяся взаимными правами и обязанностями по соблюдению предписаний социальных норм, их выполнение, влекущее одобрение, поощрение, а в случаях безответственного поведения, несоответствующего предписаниям этих норм, — обязанность претерпеть неблагоприятные последствия и их претерпевание. Социальная ответственность и юридическая ответственность соотносятся друг к другу как категория рода и вида.

Юридическая ответственность — феномен социальной действительности.

К настоящему времени, примерно с 1960 гг., о юридической ответственности опубликовано много статей, сборников, монографий. В разработке ее тематики имеется ряд несомненных достижений. Однако и само понятие ответственности, и ряд ее узловых проблем — предмет не прекращающейся много лет дискуссии, в процессе которой закономерно выявилась настоятельная потребность разработки ряда методологических вопросов.

Итак, существуют различные концепции юридической ответственности.

Одни авторы понимают под юридической ответственностью обязанность отвечать (или дать отчет) за свои противоправные действия, другие — обязанность претерпевать определенные лишения. То есть, ответственность определяется через категорию «обязанность». Как отмечают Черданцев А. Ф., Кожевников С. Н., «юридическая обязанность как абстрактная категория юридической науки и практики — это мера должного поведения, обеспеченная государством.

Юридическая ответственность как разновидность обязанности, следовательно, — также мера должного поведения субъектов, принудительно обеспеченная". И также: «Юридическая ответственность есть разновидность обязанности, наступающей при наличии определенных деяний или их результатов, отрицательно оцениваемых законодателем и очерченных в нормах права. Такая обязанность выступает как мера определенных неблагоприятных для субъекта лишений, ограничений личного и имущественного характера».

С.Н. Братусь в своих трудах отмечал, что юридическая ответственность — это та же обязанность, но принудительно исполняемая. В своих рассуждениях он приходит к выводу, что по своему характеру общая обязанность всех и каждого удерживаться от причинения имущественного вреда другому лицу приравнивается к обязанности не совершать правонарушения. В случае нарушения этой обязанности возникает другая, уже не пассивная, а активная обязанность возместить ущерб конкретному лицу — потерпевшему, восстановить нарушенное равновесие, привести имущественное положение потерпевшего в такое состояние, в каком оно находилось до нарушения права. Добровольное исполнение этой обязанности способствует прекращению возникшего правоотношения. Если исполнения не произойдет, то эта обязанность реализуется принудительным способом.

В современно правопонимании, трактовка ответственности как обязанности представляется неудачной. Исходя из такой трактовки, пришлось бы признать, что правовая ответственность существует и тогда, когда правонарушитель не установлен или если он избегает применения к нему санкций и не претерпевает никаких лишений за свое противоправное поведение. При таком понимании ответственности ее суть ставится в зависимость от применения принудительных мер воздействия, что создает неверное представление, будто без, наказания нет ответственности.

Другие исследователи определяют юридическую ответственность как — реализацию санкции. Однако, данное определение верно только для имущественной ответственности, где соответствующие обязанности правонарушителя возникают (на основе санкций) из факта правонарушения и могут быть выполнены добровольно. Но оно не подходит для уголовной, административной, дисциплинарной ответственности, где применению санкции (и тем более ее реализации) предшествует официальное обвинение определенного лица в совершении правонарушения и исследование обстоятельств дела управомоченными на то государственными органами и должностными лицами.

Определяли юридическую ответственность и как применение или возложение мер государственно-принудительного характера, также — сами меры государственного принуждения или реакцию государства на нарушение правовых норм, то есть на совершение правонарушения. Правовая ответственность имеет внешний по отношению к правонарушителю государственно-принудительный характер. По мнению О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородского, она есть мера принуждения к соблюдению норм права, применяемая органами государства к тем, кем эти нормы нарушаются; юридические последствия, не связанные с мерами государственного принуждения, нельзя относить к области правовой ответственности. Между тем, сторонники данной точки зрения упускают из внимания, что юридическая ответственность и государственное принуждение — разные по объему понятия. Кроме того, слово «мера» затрудняет дифференциацию ответственности как таковой и ее видов, также называемых мерами. Более того, ведь наказание в свою очередь определяется как государственное принуждение. Получается, что ответственность и наказание — одно и то же. Подобное отождествление недопустимо.

Также характеризуя вышеуказанную точку зрения на понятие и содержание юридической ответственности, необходимо отметить, что она (как и большинство иных точек зрения) была высказана в советский период государства и права — в начале 60-ти десятых годов, в различных отраслях права, в том числе и в гражданском праве доминировали интересы государства, включая и пониженную его ответственность в самых различных правоотношениях по сравнению с гражданами и структурами иной формы собственности. Да, собственно и вплоть до распада Союза ССР почти все было «государственным», а какая-либо частная собственность, как таковая, носила уродливый характер (человек мог иметь один дом, одну квартиру, одну машину и т. д.). Именно по указанной причине, то есть, приоритете государственных интересов, по нашему мнению, и заложен «государственно-принудительный» взгляд ученых-правоведов на само понятие «ответственность».

Еще одна группа исследователей определяет юридическую ответственность как способность субъекта отдавать отчет за свое противоправное деяние и претерпевать меры принудительного воздействия, иначе: «юридическая ответственность есть необходимость держать ответ за неисполнение правовой обязанности, существовавшей в том же правоотношении или вне его; необходимость, которая возникает и прекращается вследствие наступления определенных юридических фактов».

Как верно подчеркнул В. А. Тархов, рассуждая об определении юридической ответственности — «основной недостаток большинства определений — их односторонность, невозможность охвата ими различных случаев ответственности во всех отраслях права, что необходимо для общетеоретических определений». М. Н. Марченко в этой связи подчеркивает: «тревогу вызывает не столько обилие точек зрения и определений ответственности, сколько умозрительность ряда из них, уход от изучения права, его принципов, практики осуществления к схоластическому теоретизированию».

При столкновении с проблематикой и дискуссиями в определении юридической ответственности, может возникнуть логичный вопрос: стоит ли вообще рассматривать собирательную, единую категорию «юридическая ответственность»? Быть может достаточно рассмотреть отраслевые виды юридической ответственности, и, тем самым, избавиться от теоретических проблем?

Ответ на поставленный вопрос — однозначный — Да. Дело в том, что «существует тесная связь разных аспектов и подвидов юридической ответственности, что послужило одним из аргументов для подтверждения необходимости рассматривать ответственность как единую категорию».

Итак, обратимся к дальнейшему исследованию категории «юридическая ответственность».

В науке общепризнанно, что «ответственность — есть разновидность юридических последствий, наступающих при наличии определенных фактов, что это форма воздействия норм права на общественные отношения».

Особенностью юридической ответственности является то, что она наступает лишь в результате нарушения правовых норм. Следовательно, юридическая ответственность как определенное социальное явление возможна лишь при условии регулирования поведения людей с помощью правовых норм.

В связи с вышесказанным, необходимо выделить еще один ключевой «источник» в определении понятия ответственности — законодательство Российской Федерации. Именно четкое представление о том, какое понятие обозначает сам законодатель тем или иным термином в различных нормативных актах, в каком значении указанный термин употребляется в языке юридической практики, и является ключом в его определении.

Если мы обратимся к языку права, то увидим, что в нормативных актах под термином «юридическая ответственность» подразумевается обязанность субъекта к определенным действиям, поведению: нести лишения имущественного характера (уплата штрафа, конфискация, возмещение причиненного ущерба), личного характера (лишение свободы, обязанность претерпевать лишения, связанные с ущербом социальному престижу).

Из анализа нормативных актов следует, что наступление ответственности как разновидности юридических последствий нормы права связывают лишь с определенными юридическими фактами, отрицательно оцениваемыми правом (неисполнением обязанностей, нарушением запретов, субъективных прав).

Как мы уже подчеркнули, в настоящее время существует множество разработок посвященных юридической ответственности. Одним из результатов поиска определения юридической ответственности стала идея так называемой «правовой позитивной ответственности», под которой понимается не ответственность лица, совершившего правонарушение, а наоборот, правомерное поведение лица, не совершающего правонарушений, а точнее «способность человека предвидеть результаты своей деятельности и определять ее исходя из того, какую пользу или вред она принесет обществу», как «осознание своего долга перед обществом и государством».

Таким образом, ответственность означает осознание лицом своих обязанностей и способность отвечать за свои поступки.

Впрочем в современной юридической литературе, теория «позитивной ответственности» подвергнута критике. Как отмечает К. Нам, «нет сомнения в том, что подобные концепции „позитивной ответственности“ в советской литературе были продуктом системы социалистического хозяйства и коммунистической идеологии. С развитием рыночной экономики, с установлением частноправовой основы гражданского общества высказывания о „позитивной“ ответственности в том виде, в каком они звучали, фактически теряют смысл. Подтверждением служит зарубежное право, которому несвойственна позитивная ответственность. Хотя определенный смысл, лежащий в идее такой ответственности, все-таки имеется. И что касается гражданско-правовых, торговых, коммерческих отношений, то этот смысл, как показывает зарубежная и международная коммерческая практика, прекрасно реализуется через принципы добросовестности и честной деловой практики».

В современной учебной юридической литературе юридическая ответственность определяется, преимущественно, следующим образом — это «применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке».

В новейшей юридической литературе звучат такие определения: Юридическая ответственность — это правовое явление, рассматриваемое в динамике, имеющее своей сутью взаимосвязь диспозиции и санкции правовой нормы, позитивной ответственности, мер государственного принуждения, обеспечивающих должное поведение физических лиц и ответственность юридических лиц.

В юридической литературе дается и такое определение: юридическая ответственность — это юридическая обязанность соблюдения и исполнения требований, предусмотренных нормой права, реализующаяся в правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае ее нарушения — обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение прав материального, правового или личного характера и их реализация.

Итак, какое же из представленных определений наиболее точно характеризует юридическую ответственность?

Основной вывод, который необходимо сделать в первую очередь: юридическая ответственность — это сложное многоплановое правовое явление.

До настоящего времени не выработано четкого определения юридической ответственности и ее признаков. Большинство исследователей останавливаются на «однобокой» трактовке понятия юридической ответственности. В этой связи автор предлагает универсальное определение юридической ответственности, но прежде рассмотрим сущность, цели и принципы юридической ответственности.

Сущность юридической ответственности не сводится к государственному принуждению, а проявляется в процессе его осуществления и возникает после установления факта правонарушения, который является основанием ее возникновения.

Обобщая все вышесказанное, считаем необходимым, дать следующее определение юридической ответственности: Во-первых, — это сложно правовое явление, состоящее в применение к лицу (субъекту), совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Рассмотрим виды юридической ответственности.

Право регулирует и охраняет от нарушений различные отношения и разнородными методами. Это отражается и на видах ответственности. Известно множество классификаций ответственности по различным основаниям.

Обычно ответственность подразделяется на виды в зависимости от отраслей права: гражданскую, уголовную, административную и т. д.

Отдельные исследователи отмечают, что виды юридической ответственности соответствуют видам правонарушений:

— гражданско-правовая ответственность (гражданское правонарушение);

— дисциплинарная ответственность (дисциплинарный, служебный проступок);

— административная ответственность (административный проступок);

— уголовная ответственность (преступление).

Но данное деление не совпадает с отраслевой структурой права уже по той причине, что видов ответственности меньше, чем отраслей права, причем за нарушение норм права различных отраслей может применяться ответственность одного и, того же вида.

Отраслевая классификация не объясняет также, почему в пределах одной отрасли права могут существовать различные виды ответственности, и, наоборот, разные отрасли права регулируют один вид ответственности (уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое право).

Если отталкиваться от отраслевой классификации ответственности, то в литературе различают следующие виды ответственности: конституционную, гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную.

Отраслевую ответственность также можно классифицировать по разным признакам.

1) по основанию (например, договорная и деликатная ответственность в гражданском праве);

2) по цели (штрафная, правовосстановительная),

3) по характеру содержания мер ответственности (ответственность в виде лишения свободы, штрафа и т. д.).

2. Понятие государственных служащих

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы в Российской Федерации», государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном этим законом, обязанности по государственной должности государственной службы (категории «Б» и «В») за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.

По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации.

Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т. д.

В субъектах федерации сосредоточена основная часть государственных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.

Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, Палаты Федерального собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников.

Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов) подбираются специалисты — практики, ученые в области государственного управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечить нормальную работу парламента.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно — управленческую, исполнительно — распорядительную функцию обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более % государственных служащих. Управление требует, прежде всего, способности к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения и другим служащим принимающим участие в подготовке таких решений. Главным критерием для занятия той или иной должности категории «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная власть, согласно статье 118 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция — возможность контроля за законностью актов государственных органов (ч.2 ст. 120 Конституции РФ).

Обеспечение исполнения полномочий судей возложено, прежде всего, на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции, а также по исполнению судебных актов и актов других органов. Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов. Федеральный закон от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» определил требования к профессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров различного уровня, а также меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, являющихся государственными служащими.

Исходя из текущей и перспективной потребности в государственных служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необходимого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом согласно Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года обязательную профессиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие должности федеральной государственной службы (не ниже заместителя начальника отдела), в течение первого года работы на этих должностях, а затем — обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года). Обязательная профессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Ежегодно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, замещающих государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации. Марченко М. Н. Общая теория права. Академический курс. М.: Зерцало, 2009.

По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей — с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем — утратило свое значение. Теперь характер государственно-служебных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими должностей категории «А». «Б» и «В». Поскольку деятельность государственных служащих по обеспечению и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственные служебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения — это отношения служебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства в связи с замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной или судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность, а следовательно и увольнять с государственной службы. Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками — с момента замещения государственной должности — по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как правило, определяются должностными инструкциями.

Внешними считаются государственно-служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственными служащими и не подчиненными им гражданами, государственными и не государственными организациями в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения им государственной должности. Но в качестве представителя государства (органа исполнительной власти) может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделен государственно-властными полномочиями в сфере исполнительной власти, — должностное лицо (представитель власти).

К должностным лицам можно отнести работников государственных органов, чьи властные полномочия публичного характера выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия (полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных им по службе. К числу таких государственных служащих, которых называют представителями власти, относятся: прокуроры, следователи, сотрудники милиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных контрольно-надзорных органов, представители государства в акционерных обществах. Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных органах Российской Федерации», должностными лицами являются граждане занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены установленные этим законом специальные звания (от прапорщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы Российской Федерации).

В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную службу на неопределенный срок (например на должность категории «В»), на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установлением испытательного срока (при поступлении на государственную службу).

В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовки государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие). Основы государства и права. Учебное пособие / Под общ. ред. С. А. Комарова — М.: Манускрипт. — 2008

юридический ответственность государственный служащий

3. Юридическая ответственность государственных служащих в Российской Федерации

Ответственность государственных служащих может быть политической, моральной, юридической. Возможны и другие виды ответственности.

Политическая ответственность наступает в сфере политической деятельности за нарушение норм, регулирующих политические отношения. Она выражается в основном в отстранении от политической деятельности, например, в лишении возможности участвовать в работе политических партий, движений, в переизбрании с поста политического руководителя.

Моральная ответственность выражается в нравственном осуждении лица, которое допустило аморальный поступок.

Юридическая ответственность всегда связана с государством, нормами права, юридической обязанностью и противоправным поведением субъекта права.

Наступление юридической ответственности обусловлено объективными и субъективными предпосылками.

Объективные предпосылки включают в себя следующие обстоятельства: наличие норм права, предусматривающих права и обязанности сторон и меры ответственности правонарушителя, существование и законную деятельность органов следствия, суда, судебных исполнителей, исправительно-трудовых учреждений, других органов, обеспечивающих исполнение наказаний.

Субъективные предпосылки представляют собой наличие у правонарушителя свободы воли и поведения во время противоправных действий, а также вины в форме умысла или неосторожности.

Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой правоотношение ответственности. Правонарушение является юридическим фактом и порождает правоотношение ответственности, создает для правонарушителя определенную юридическую связь с правоохранительными органами государства — милицией, прокуратурой, судебной властью, у которых возникает право рассматривать правонарушение и привлекать виновных к ответственности.

На правонарушителя накладывается обязанность выполнять указания государственных органов и нести юридическую ответственность.

Юридическая ответственность представляет собой обязанность правонарушителя претерпевать предусмотренные законом неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. Для физических лиц они могут быть личностного или имущественного характера, а для юридических лиц — имущественные или организационные.

Личностные неблагоприятные последствия оказывают воздействие непосредственно на человека, который может быть лишен свободы, т. е. помещен в пенитенциарные учреждения, и тем самым ограничен в общении с близкими, лишен привычных обычных условий жизни, уволен с должности. Имущественные неблагоприятные последствия выражаются в лишении права собственности на недвижимость, денежные средства, другое имущество.

Неблагоприятные последствия организационного характера в отношении юридических лиц представляют собой реорганизацию или ликвидацию предприятия, изменение структуры его руководящих органов.

Выполнение названных и других видов неблагоприятных последствий, т. е. наступление юридической ответственности, как правило, обеспечивается принудительно. Общая теория права и государства / B.C. Афанасьев, А. П. Герасимов и др. / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2009. Тема 19. Раздел IV. Ст.112−114

Основные черты или признаки юридической ответственности:

— возникает из правонарушения;

— представляет собой правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем;

— государство имеет право привлекать к ответственности правонарушителя, который обязан претерпевать лишения и неблагоприятные последствия правонарушения;

— выполнение правонарушителем обязанностей обеспечивается в принудительном порядке.

Существует несколько видов ответственности, которые соответствуют видам правонарушений. Каждый вид правонарушений порождает и определенный вид ответственности. Так, уголовные правонарушения влекут за собой уголовную ответственность; гражданские правонарушения соответственно гражданскую ответственность; административные — административную и дисциплинарные — дисциплинарную.

Следует отметить, что каждому виду ответственности соответствует определенная санкция и определенная процедура привлечения к ответственности.

Уголовное законодательство предусматривает следующие виды ответственности: смертную казнь, лишение и ограничение свободы, условные меры наказания, штраф, конфискацию имущества и др.

Процедура привлечения к уголовной ответственности довольно сложная. Вначале ведется дознание и предварительное расследование совершенного преступления, а затем дело передается в суд, который определяет меру ответственности.

Мерами административной ответственности являются штрафы, освобождение от занимаемой должности, лишение специального права, например, права управления автомобилем, административный арест и другие.

При привлечении к административной ответственности сначала составляется протокол о совершении административного правонарушения, а затем, на основании протокола, судья единолично, административная комиссия, органы санитарной, пожарной, налоговой, других инспекций привлекают к ответственности.

Гражданская ответственность носит имущественный характер и представляет собой возмещение причиненного ущерба, выплату штрафа, пени, упущенной выгоды.

Решения о привлечении к гражданской ответственности принимают суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды в соответствии с нормами гражданско-процессуального или арбитражно-процессуального законодательства по заявлению потерпевшей стороны.

За дисциплинарные проступки виновным лицам может быть объявлен выговор, строгий выговор, они могут быть переведены на нижеоплачиваемую работу, понижены в должности или уволены.

Накладывает дисциплинарные взыскания руководитель предприятия, учреждения, организации. Перед наложением взыскания от лица, совершившего дисциплинарное правонарушение, должно быть получено письменное объяснение о причине происшедшего.

Процессуальная ответственность представляет собой отказ заявителю в принятии искового заявления, оформленного с нарушением норм процессуального законодательства, отказ в удовлетворении ходатайства, например, о вызове в судебное заседание и допросе свидетеля по гражданскому делу, заявленного не в соответствии с требованиями гражданского процессуального кодекса. Васильев А. В. Теория права и государства: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000;Тема 13 ст.98−101

При совершении правонарушений в сфере исполнительных правоотношений ответственность, в зависимости от характера правонарушения, может быть уголовной, административной либо гражданской. Аналогичное положение существует и в международных правоотношениях. Здесь возможна уголовная, либо гражданско-правовая ответственность, в зависимости от субъекта и характера правонарушения.

В отношении государств как субъектов международных правонарушений возможна и иная юридическая ответственность, предусмотренная международным правом, двухсторонними и многосторонними соглашениями.

Необходимо отличать наступление неблагоприятных последствий, применяемых государством к юридическим и физическим лицам, совершившим правонарушение, от других форм государственного принуждения. Главная отличительная особенность заключается в том, что юридическая ответственность наступает за правонарушение и представляет собой наказание правонарушителя, а ныне формы государственного принуждения не связаны с правонарушением и представляют собой меры, применяемые государством в условиях чрезвычайных обстоятельств — стихийных бедствий, аварий, эпидемий, либо носящие превентивный, предупредительный характер, с целью недопущения правонарушений. Так, например, в условиях эпидемий возможно проведение принудительных прививок, реквизиция транспортных и иных средств для борьбы с заболеваниями.

К превентивным мерам относятся, например, досмотр грузов и багажа, перевозимых воздушным транспортом; таможенный досмотр товаров, пересекающих границу государства; осмотр и проверка состояния противопожарного оборудования на предприятиях и т. п.

Возможны также принудительные меры с целью пресечения правонарушений. Например, задержание правонарушителя и заключение его под стражу.

Итак, юридическая ответственность представляет собой личностные, имущественные или организационные отрицательные последствия, которые наступают по решению соответствующего государственного органа для правонарушителя в связи с совершенными им неправомерными действиями.

Принципы юридической ответственности Юридическая ответственность есть средство наказания правонарушителя за причиненный вред гражданам, юридическим лицам, существующему в обществе правопорядку, иным социальным ценностям, а также способ восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. Поэтому порядок привлечения к ответственности и меры, применяемые государством при наступлении юридической ответственности, не могут быть произвольными, они должны соответствовать определенным требованиям, которые в юридической науке получили название принципов юридической ответственности. К их числу относятся принципы законности, обоснованности, справедливости, права на защиту, презумпции невиновности, неотвратимости ответственности, целесообразности, своевременности и однократности.

Законность юридической ответственности означает, во-первых, соблюдение государственным органом законодательства, предусматривающего процедуру привлечения к ответственности и, во-вторых, могут быть применены только те меры наказания, которые предусмотрены действующим законодательством, и в пределах полномочий данного органа.

Принцип обоснованности выражается в применении ответственности, в соответствии с имеющимися законно установленными объективными доказательствами, подтверждающими вину правонарушителя.

Принцип справедливости представляет собой точное соответствие ответственности опасности правонарушения и степени вины правонарушителя.

Предоставление правонарушителю права на защиту, в соответствии с действующим законодательством, является очень важным принципом юридической ответственности, поскольку в противном случае возможен произвол в отношении лиц как совершивших, так и не совершивших правонарушение. Никто не может быть привлечен к юридической ответственности до тех пор, пока не доказана вина правонарушителя — таково основное содержание принципа презумпции невиновности.

Принцип неотвратимости ответственности означает, что никто не может быть освобожден от ответственности по основаниям, не предусмотренным в законе. Любой правонарушитель должен быть привлечен к ответственности вне независимости от его должностного положения, национальных, религиозных или иных особенностей. Однако при привлечении к юридической ответственности должны учитываться изменения в состоянии здоровья правонарушителя, его поведение после совершения правонарушения, материальное, семейное положение и другие обстоятельства, которые дают основания полагать, что применение ответственности не соответствует ее целям и задачам. Учет перечисленных обстоятельств образует принцип целесообразности.

Принцип своевременности означает привлечение правонарушителя к ответственности сразу после совершения правонарушения или, во всяком случае, не позднее сроков, установленных законодательством.

Принцип одноразовости юридической ответственности заключается в том, что правонарушитель не может быть привлечен несколько раз к юридической ответственности одного вида или к разным видам юридической ответственности. Например, за уголовное правонарушение он не может быть дважды судим. Не может также привлекаться, допустим, к уголовной и административной ответственности. Она должна быть разовой и одного вида, в зависимости от вида правонарушения. Васильев А. В. Теория права и государства: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000;Тема 13. Ст.69−72

Основания, условия юридической ответственности и ее прекращение. Основанием юридической ответственности является правонарушение. Его совершение означает возникновение правоотношения ответственности.

Существуют три стадии отношений ответственности:

1) совершение правонарушения и возникновение правоотношений ответственности;

2) оценка правонарушения и личности правонарушителя компетентными государственными органами и определение меры ответственности;

3) реализация юридической ответственности. Условием юридической ответственности являются принятые, в соответствии с законом, акты государственных органов о привлечении правонарушителей к юридической ответственности. Условия юридической ответственности, содержащиеся в акте, включают в себя вид и меру реальной ответственности, порядок ее исполнения, характер и способы принудительного воздействия на правонарушителя в случае невыполнения им возложенной обязанности.

Следует различать правоотношение ответственности и несение ответственности. Правоотношение ответственности — это обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения, которые определил управомоченный государственный орган. Несение ответственности представляет собой выполнение обязанности претерпевать лишения, в том числе принудительно.

Прекращение юридической ответственности, как и ее наступление, связано с юридическим фактом. Для различных видов юридической ответственности юридическое значение имеют разные факты. Уголовная ответственность прекращается в связи с амнистией, помилованием, отбытием наказания, истечением срока давности. Административная, гражданская и дисциплинарная ответственность прекращаются, в основном, в результате выполнения обязанности ответственности.

В этом случае прекращается и правоотношение ответственности, т. е. несение обязанности претерпевать наказание правонарушителем и наличие права у уполномоченных органов применять принуждение. При прекращении правоотношения ответственности юридическое или физическое лицо вновь приобретает статус полноценного субъекта права и перестает быть правонарушителем.

Заключение

Из предоставленного в данной работе материала можно вывести следующее определение юридической ответственности — это сложно-правовое явление, состоящее в применение к лицу (субъекту), совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Также из данной работы стало известно, что государственно-служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственными служащими и не подчиненными им гражданами, государственными и не государственными организациями в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения им государственной должности.

Из этой работы, стало видно, что ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Она заключается в применении к государственным служащим тех или иных наказаний, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершения ими правонарушений, то есть за проступки и действия, юридически признаны противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Особенностью ответственности государственного служащего является то, что он действует не от своего имени, а от имени соответствующих органов. Тогда как правильнее было бы — от имени государства. Из указанного положения следует, что субъектом ответственности за действия должностного лица является государственный орган, организация, от имени которой выступает данное должностное лицо. Значит для управляемых субъектов административного права — гражданина, юридического лица — отставка или физическое отсутствие должностного лица, совершившего, по мнению гражданина, неправомерные действия, не имеет значения.

В заключении хотелось бы выразить надежду, что в России будет как можно меньше нарушений, преступлений, проступков со стороны государственных служащих, ведь именно от них зависит будущее нашей страны и именно добросовестная работа государственных служащих обеспечит лучшее существование в будущем граждан РФ и заложит основу возрождения России как великой мировой державы.

Учебная литература:

1. Общая теория права и государства / B.C. Афанасьев, А. П. Герасимов и др. / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2009. Тема 19. Раздел IV.

2. Васильев А. В. Теория права и государства: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000;Тема 13.

3. Липинский Д. А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. Р. Л. Хачаурова. — Спб.: Юридический центр Пресс. — 2003. ;

4. Черданцев А. Ф., Кожевников С. Н. О понятии и содержании юридической ответственности // Правоведение. — 2005 № 5.

5. Тархов В. А. Понятие юридической ответственности // Правоведение. — 2010. — № 2. ;

6. Марченко М. Н. Общая теория права. Академический курс. М.: Зерцало, 2009. ;

7. Основы государства и права. Учебное пособие / Под общ. ред. С. А. Комарова — М.: Манускрипт. — 2008.

8. Овсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: Законодательство, 2003. — С. 87−90.

9. Административное право: Учебник. / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. — М.: Юристъ, 2003. — С. 215.

10. Овсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: Законодательство, 2003. — С. 90.

11. Волошина В. В., Титов К. А. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико-правовые аспекты. — М.: Издательство «Луч», 2001. — С. 69.

12. Скобелкин В. И. Трудовое правоотношение. — М.: НОРМА-М, 2002. — С. 152.

Юридическая база:

13. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

14. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ

15. Федеральный закон от 31. 07.1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» № 119 — ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 № 35-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ).

16. Федеральный закон от 31. 07.1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» № 119 — ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 № 35-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой