Гражданство в Российской Федерации
Понятие гражданства РФ нормативно определено в ст. 3 Федерального закона, посвященной основным понятиям: «Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина». С гражданством связаны самые… Читать ещё >
Гражданство в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- СОДЕРЖАНИЕ
1. становление и развитие института гражданства российской федерации
2. понятие и принципы гражданства российской федерации
3. законодательные основы гражданства в российской федерации
заключение
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Вопросы гражданства как никогда актуальны в наше время.
Актуальность темы
гражданского права на сегодняшний день весьма значительна по причинам изменения всей законодательно-нормативной базы страны, принятию новых законов вследствие прогрессивного развития Российского государства. Это обуславливается также тем, что гражданство утверждается как одно из основных прав человека, т.к. оно присваивается от рождения и носит незыблемый характер. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Институт гражданства является объектом многочисленных научных исследований. Однако несмотря на обилие научных и политических исследований, посвященных различным аспектам проблем гражданства, утверждать о наличии в современном обществе согласованных и общепризнанных точек зрения на институт гражданства не приходится. Скорее наоборот, обилие концепций, взглядов и подходов приводит к неоднозначности понимания института гражданства. Определение понятия гражданства, его содержания — сложная и важная научная проблема, требующая своего разрешения.
Большинство авторов остановились на двух основных направлениях в рассмотрении гражданства — это определение гражданства в виде принадлежности лица к государству или в качестве юридической либо политико — правовой связи лица с государством. Первую точку зрения поддерживают Д. А. Гайдуков, А. И. Лепешкин, Н. Т. Самарцева, И. Е. Фарбер, Б. В. Щетинин. Именно понимание гражданства как принадлежности лица к государству можно встретить во многих учебниках по советскому государственному праву. Второй точки зрения на гражданство придерживаются С. А. Авакьян, Е. И. Козлова, А. В. Мицкевич, В. В. Полянский, Г. И. Тункин, В. С. Шевцов, С. В. Черниченко. Давудова Д. К. Актуальные проблемы института гражданства в Российской Федерации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012.
Курсовая нацелена на изучения истории гражданства как понятия и субъекта права, рассмотрение и раскрытие сущности института гражданства, его значимость для нас, принципы гражданства Российской федерации, их реализацию, а также особенности, подробности и тонкости важнейшего из правовых институтов.
Опираясь на цели для изучения, мною были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть становление и развитие института гражданства РФ;
2. Изучить и дать понятие и определение принципов гражданства РФ;
3. Проанализировать законодательные основы гражданства в российской федерации
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Обратимся к истории. Ничто лучше не раскроет нам секрет образования основных принципов гражданского права как его историческое становление. Рассмотрим различные аспекты становления и развития института гражданства в Российской Федерации: каким оно было и стало.
В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных. В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:
1. природные подданные, в составе которых, выделялись: дворяне, духовные лица, городские обыватели, сельские обыватели.
2. инородцы (евреи и восточные народы);
3. финляндские обыватели. Козлова Е. И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник — 4-е изд. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. С.193
В законодательстве РФ, а раннее — Союза ССР традиционно используется понятие «гражданство» для обозначения правовых связей лица и государства и исключено понятие «подданство».
Разумеется, речь идет не только о формально-правовом различии. Понятие «гражданство» и «подданство» могут теоретически воплощать два разных состояния человека. Граждане — это как бы свободные люди в свободном государстве, сами решающие свои дела и управляющие собою. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации 6-е изд., изм. и доп. 2007 г. Подданный — существо, как бы не принадлежащее себе, а подчиненное воле другого человека — монарху, причем необычного человека, стоящего над всеми.
Став на путь строительства самого передового, как тогда считалось, общества, РСФСР и СССР при определении законодательных основ нового строя четко обозначали соответствующее «наполнение» категорий гражданства и подданства.
Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК от 11 (24) ноября 1917 г. «Об уточнении сословий и гражданских чинов». Козлова Е. И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник — 4-е изд. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. С. 193 В нем провозглашалось, что устанавливается одно общее для всего населения России наименование — граждане Российской Республики. С того времени все существовавшие в императорской России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упразднялись; уничтожались всякие звания и наименования гражданских чинов.
С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР: В ст. 7 Конституции СССР 1924 года были приняты три основных акта, регулирующие вопросы гражданства: Положение о союзном гражданстве 1924 года и Положения о гражданстве Союза ССР 1930 и 1931 годов. Безусловно, идеология отнюдь не всегда подтверждается реальной практикой. Достаточно очевидно, что «гражданин» Советского Союза не мог до самого последнего времени обрести такую же степень свободы, как «подданный» в ряде монархий.
Поясняя эти слова и обобщая характерные черты, свойственные правовой регламентации гражданства в СССР, необходимо отметить следующие его особенности:
1. Отсутствовал институт «лицо без гражданства», Гражданами СССР считались все лица, проживающие в пределах СССР, если они не имели доказательств принадлежности к иностранному гражданству.
2. Гражданство союзных республик, в том числе и РСФСР, имело чисто формальный характер.
3. Признавался и широко использовался институт лишения гражданства. Государство само по своей инициативе выдворяло и лишало гражданства представителей творческих профессий, как нежелательный элемент.
Следующий этап в развитии законодательства о гражданстве был ознаменован принятием Конституции СССР 1977 г.
Согласно Конституции 1977 г. и изданного на его основе Закона «О гражданстве СССР» 1978 г. принятие в гражданство СССР и выход из него, а также его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР. И надо признать, что право Президиума Верховного Совета СССР лишать гражданства СССР было реализовано (и не раз) в отношении инакомыслящих лиц (многие исторические прецеденты, так известные всем: Троцкий ЛВ, Солженицын, и другие). Правовым основанием для таких решений были «действия, порочащие звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или национальной безопасности СССР» .
Начавшаяся в СССР «перестройка», учреждение поста Президента СССР обусловили изменения союзного законодательства о гражданстве. В мае 1990 г. был принят новый Закон «О гражданстве СССР» Гончаров, И. А. Основные этапы развития законодательства о гражданстве в России и зарубежных государствах с. 54−60: полномочия по вопросам гражданства, которые прежде осуществлялись Президиумом Верховного Совета СССР, теперь перешли к Президенту СССР. Были сделаны определенные шаги по пути демократизации правового регулирования отношений гражданства.
Это нашло выражение в следующих нормативных установлениях, отраженных в Законе: полное отрицание возможности лишения гражданства и запрета любому гражданину Российской Федерации изменить своё гражданство; определение в качестве задачи Закона обеспечить осуществление норм и принципов международного права, относящихся к гражданству и правам человека.
В настоящее время в Российской Федерации вопросы гражданства регламентируются Конституцией РФ 1993 г. и Законом «О гражданстве Российской Федерации» Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.02от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями 2008 г.
Таким образом, можно сказать, что уже в Российской империи существовали институты гражданства (подданства). Приход советской власти принесли новые основы и принципы в гражданское право. Конституция РСФСР 1918 года связана с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства. Одноименный закон 1978 года определил, что лишить гражданства СССР можно в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и. наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР Ст. 18 Закона СССР «О гражданстве СССР»
Установление в России демократического режима стало основанием коренных изменению в регулировании вопросов гражданства. С 1 июня 2002 года вступил в силу закон о гражданстве Российской Федерации. Он обуславливает коренные переломы в сфере гражданства, связанные с принятием Конституции РФ 1993 года после распада советского государства.
2. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Определение понятия гражданства, а также его содержания и основных особенностей носит дискуссионный характер. Множественность определений понятия гражданства помимо различных подходов к его изучению объясняется также и непрерывно происходящими в его содержании изменениями. Содержание гражданства связано с конкретными историческими условиями развития государства и находится под влиянием происходящих в нем процессов. Отмеченное дает основания для разногласий среди ученых по поводу того, существует ли общее определение понятия гражданства независимо от социально-политического различия государств.
В правовой науке существуют следующие основные подходы к определению понятия гражданства, являющиеся наиболее проверенными и обоснованными:
1. гражданство определяется как принадлежность лица к государству;
2. гражданство рассматривается в виде правовой или политико-правовой связи лица с государством;
3. третье направление объединяет предыдущие, то есть гражданство трактуется как юридическая связь лица с государством с признаком принадлежности лица к государству;
4. гражданство определяется как состояние лица в государстве.
Гражданство также зачастую определяется как членство лица в государстве, либо в качестве союза лица с государством, как статус лица, как правоотношение между лицом и государством и т. д.
Понятие гражданства РФ нормативно определено в ст. 3 Федерального закона, посвященной основным понятиям: «Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина». С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей. Правовой характер связи лица с государством, образующей отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние.
Однако не следует игнорировать фактические или социальные связи гражданства, лежащие в его основе. Гражданство отражает как юридическую, так и фактическую (социальную) связь лица с государством. В любом государстве основная часть граждан государства, соответствует как правовым, так и социальным критериями гражданства.
В пользу определения понятия гражданства как связи лица с государством указывается, что о гражданстве, как о принадлежности лица к государству некорректно говорить в современную эпоху, поскольку такого рода понимание соответствовало концепции прав человека, базировавшейся на признании приоритета государства в его отношениях с личностью.
С признанием приоритета за правами человека, утверждением концепции взаимной ответственности государства и личности, изменяется и понимание гражданства, проявлением чего применительно к его понятию является характеристика его не как «принадлежности», а как связи человека с государством. Смысл этой замены состоит в том, чтобы отразить в отношениях человека с государством как прямые, так и обратные связи, то есть их взаимосвязь в правах, обязанностях и ответственности.
Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство — это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.
В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать отечество и нести некоторые другие обязанности.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Не случайно поэтому в Законе о гражданстве говорится о документальном подтверждении гражданства.
Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица (ст. 10).
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. В Конституции РФ и в Федеральном Законе «О гражданстве российской федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ закреплены принципы гражданства Российской Федерации.
Принципы гражданства РФ:
I. Первый принцип — принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данный принцип изложен в (ст. 4 ч. 1) Закона 2002 г. о гражданстве, а также в (ст. 19 п.1, 2) Конституции РФ.
II. Второй принцип — гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Эта норма воспроизведена в Законе 2002 г. о гражданстве (ч. 2. ст. 4) и Конституция РФ (ст. 6). Что это значит?
Прежде всего, единство и равенство гражданства следует понимать в том плане, что все лица, имеющие гражданство России, имеют одинаковый конституционно-правовой статус, обладают в равной мере правами, свободами, несут обязанности, вытекающие из российского законодательства. Категория единства и равенства применяются к самому гражданину.
III. Третий принцип — (принцип непрекращения состояния гражданства) проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (ч. 3.ст. 4) Закона 2002 г. о гражданстве. Данный принцип говорит о том, что предусмотрено сохранение гражданства Российской Федерации за лицами, проживающими за её пределами, — ни само по себе проживание, ни его длительность не прекращают этого гражданства.
IV. Четвёртый принцип — гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Данная норма права зафиксирована в (ч. 4.ст. 4) Закона 2002 г. о гражданстве и (ст. 6 п. 3) Конституции Российской Федерации. Правило о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства, было введено Законом о гражданстве 1991 г. впервые в отечественной истории
V. Пятый принцип — гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (ст. 4 ч. 5) Закона 2002 г. о гражданстве. Конституционно закреплён этот принцип в (ст. 61) Конституции Российской Федерации. В юридическом смысле данный принцип особенно проявляется в двух гарантиях:
Первая гарантия — невозможность высылки — была поднята на конституционный уровень при реформе Конституции РСФСР 1978 г., проведенной Законом от 21 апреля 1992 г.
Вторая гарантия — невозможности выдачи другому государству — Конституция пошла здесь дальше Закона о гражданстве 1991 г. Последний определённым образом допускал такую выдачу — п. 3 ст. 1 гласил, что гражданин РФ «не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора» Российской Федерации. Конституция не называет никаких условий возможной выдачи и однозначно запрещает её. Но отказ в выдаче не означает освобождения от наказания и сокрытия государством преступника.
VI. Шестой принцип — Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст. 4 ч. 6) Закона 2002 г. о гражданстве. По Федеральному закону 2002 г. (ст. 5) гражданами Российской Федерации являются: лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Закона (1 июля 2002 г.); лица, которые приобрели российское гражданство в соответствии с настоящим законом (после 1 июля 2002 г.).
В данном принципе уточнено: во-первых, что Россия проводит такую политику лишь в отношении тех лиц без гражданства, которые проживают в нашей стране; во-вторых, не затрагивается такой аспект, как приобретение ими иностранного гражданства. Эта норма означает, что Россия соблюдает международную Конвенцию о сокращении без гражданства от 30 августа 1961 г.
VII. Седьмой принцип — наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (ст. 4 ч. 7 Закона 2002 г. о гражданстве). Федеральный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 19.04.2002 г. с изм. и доп. От 30.12.2008 г. //Консультант +
Принципы института гражданства можно рассматривать как часть более общей проблемы принципов права в целом. Принципы представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Они отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и содержат обобщенную характеристику отрасли права. Якушев, А. В. Конституционное право России. М., 2010. — С.184.
Таким образом, институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой — как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гражданство относится в большей степени к области внутригосударственного права. Так, можно сделать вывод, что гражданство — внутренний институт права каждого отдельно взятого государства. Но гражданство не сугубо внутренний элемент правовой политики государства, оно также носит характер международного правового института, т.к. вопросы гражданства регламентируются государствами на основе не только внутреннего, но и международного права.
Однако гражданство как правовое явление едино: нет внутригосударственного понятия гражданства в отличие от международно-правового.
Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.
В сфере внутригосударственного законодательства нормативной основой гражданства в Российской Федерации являются положения Конституции Российской Федерации, нормы Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., подзаконных акты о гражданстве России.
Первый Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» (1991 г.) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, и в нем не были учтены особенности последующего развития России, характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами.
Значительная часть лиц, приобретших российское гражданство в новых независимых государствах, продолжает там проживать и, имея вопреки национальному законодательству наряду с гражданством государства проживания российское гражданство, поставила себя под угрозу санкций со стороны местных властей. Данное обстоятельство являлось одновременно источником потенциальных осложнений для межгосударственных отношений.
Таким образом, в Российской Федерации в области гражданства сложилось совершенно ненормальное положение, при котором практика деятельности как федеральных, так и региональных органов находилась в явном противоречии с Конституцией РФ.
В значительной мере это объяснялось тем, что сам действующий Закон о гражданстве 1991 г. устарел, и многие его положения не соответствовали ни Конституции, ни реалиям российского общества.
Решение о разработке новой редакции Закона «О гражданстве Российской Федерации» было принято Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации во главе с председателем Комиссии, членом-корреспондентом Российской академии наук О. Е. Кутафиным и при участии европейских экспертов в 1997 г. 19 апреля 2002 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», законопроект которого был внесен Президентом РФ. 15 мая 2002 г. он был одобрен Советом Федерации, а 31 мая 2002 г. подписан Президентом РФ.
1 июля 2002 г. Закон «О гражданстве Российской Федерации» вступил в силу.
По структуре и содержанию Закон приведен в соответствие с современными российскими и международными технико-юридическими требованиями.
В Законе о гражданстве содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации.
Новый закон исходит из того, что гражданство Российской Федерации является единым и равным, независимо от оснований его приобретения. Этот принцип базируется на мировой практике федерализма, которая основана на отказе от возможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства.
Отказ от конституционного закрепления суверенитета республик в составе Российской Федерации является одной из наиболее важных гарантий государственной целостности России, поскольку он одновременно означает и отказ от закрепления в федеральной Конституции и права выхода любых субъектов Федерации из ее состава.
Нормативные документы вносящие поправки или изменения, несущие законодательный характер в сфере гражданства:
1. Указ президента Российской федераци о внесении изменений в положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное указом президента РФ от 14 ноября 2002 года.
2. Постановление правительства РФ от 1 ноября 2002 года об утверждении о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание с изм. внесенными решениями Верховного суда РФ от 29.11.2006 в редакции Правительства РФ от 23.01.2007.
Сравнительный анализ этого Закона с зарубежным законодательством в области гражданства выявил его уникальный либерализм. Особенно это касалось условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки множественного (двойного) гражданства, а следовательно, и сбалансированности интересов государства и личности.
Также в качестве Нормативной основы гражданства в Российской Федерации является совокупность правовых актов, в числе которых имеются и международно-правовые соглашения по вопросам гражданства:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), согласно которой каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
2. Конвенция о сокращении безгражданства, принятая 30 августа 1961 г. Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 896 (IX) Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1954 г., установила, что договаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., где устанавливается, что каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну. Эти права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или других прав и свобод и совместимы с признаваемыми в Пакте другими правами.
4. Исключительно важную роль в регулировании вопросов гражданства играет Европейская конвенция о гражданстве. 6 ноября 1997 г. в Страсбурге Министерством иностранных дел России от имени Российской Федерации была подписана Европейская конвенция о гражданстве.
Конвенция — единственный многосторонний документ, регулирующий практически все важнейшие аспекты гражданства: принципы, вопросы приобретения, сохранения, утраты и восстановления; процедурные права, множественное гражданство, гражданство в условиях правопреемства государств, воинская обязанность в случаях множественного гражданства, сотрудничество государств в области гражданства.
Отношения гражданства для развития государства имеют существенное значение. Развитие этого института является одним из условий развития государства, т. е. повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства — и государства по защите своих граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
гражданство российский подданство правовой В данной работе рассмотрен институт гражданства Российской Федерации: историю становления данного института, конституционно-правовые принципы, а также законодательные основы гражданства в Российской Федерации. Наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство.
Мною были сделаны следующие выводы:
1. Институт гражданства представляет собой один из важнейших элементов правового статуса личности и гарантия его свобод. Оно первооснова взаимоотношений человека и государства.
2. В Российской империи существовали институты гражданства (подданства) и государство различало граждан и иностранных граждан (инородцев), у которых правовой статус был различным от подданных. Приход советской власти принесли новые основания и принципы в правовой институт. Это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Установление в России демократического режима стало основанием коренных изменению в регулировании вопросов гражданства.
3. В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (ред. 21.07.14)//РР
4. Развитие этого института является одним из условий развития государства, т. е. повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства — и государства по защите своих граждан.
5. Гражданство означает официальную принадлежность человека к народу определенной страны, вследствие чего он находится в сфере юрисдикции данного государства и под его защитой.
Принимая во внимание все вышесказанное, можно констатировать, что гражданство — явление, затрагивающее все аспекты жизни современного общества: международные отношения, социальную составляющую, экономику, демографию, региональную политику. Следовательно — возникает необходимость в построении правильной политики в сфере гражданства. При правильном направлении эта политика может оказать значительное влияние на многие важные процессы в обществе. При этом необходимо принимать во внимание как государственные, так и интересы граждан. Законодательство о гражданстве в Российской Федерации все еще находится на стадии формирования. Но, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что и в теории еще не установились единые взгляды на понятие гражданства, природу двойного гражданства, что является одним из причин существования соответствующих проблем и в законодательстве.
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
2. Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г.
3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (ред. 21.07.14)
4. Федеральный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 19.04.2002 г. с изм. и доп. От 30.12.2008 г. //Консультант +
5. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп./ М. В. Баглай — М.: Норма, 2007.
6. Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации — 1994 г.
7. Якушев, А. В. Конституционное право России. М., 2010.
8. Голубкина К. В. конспект лекций по предмету Конституционное право
9. Козлова Е. И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник — 4-е изд. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г.
10. Мещеряков, А. В. Институт гражданства: Возникновение, содержание, типы /А.В. Мещеряков.//Право и политика. -2003. — № 4.
11. Гончаров, И. А. Основные этапы развития законодательства о гражданстве в России и зарубежных государствах — 2006. — № 7
12. Севостьянов Н. В., Заплаткин Ю. М. Экзамен по конституционному праву: 100 ответов на 100 возможных экзаменационных вопросов. Ростов-на-Дону. 1998 г.
13. Комментарий к Федеральному Закону «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный). Издание второе, переработанное и дополненное/ под ред. В. И. Шкатуллы. — М.: Юстицинформ, 2005.
14. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б. Н. Топорина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. — М.: Издательство БЕК, 2006.
15. Давудова Д. К. Актуальные проблемы института гражданства в Российской Федерации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012.