Юридическая ответственность в сфере миграционных правоотношений: противодействие нелегальной миграции
Административные правонарушения, которые посягают на установленный режим Государственной границы и режим пребывания на территории РФ иностранцев и апатридов, могут быть совершены как в форме активных действий, так и в форме бездействия. Так, в качестве действия будет рассматриваться активное невыполнение иностранным гражданином или лицом без гражданства правового предписания в виде выполнения… Читать ещё >
Юридическая ответственность в сфере миграционных правоотношений: противодействие нелегальной миграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Контрольная работа по дисциплине: «Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов»
Тема: Юридическая ответственность в сфере миграционных правоотношений: противодействие нелегальной миграции Москва
Содержание Введение
1. Основные причины возникновения негативных явлений в сфере миграции
2. Юридическая ответственность мигрантов за нарушение порядка въезда, выезда, транзита и пребывания на территории Российской Федерации Заключение Тестовые задания Задача Список литературы
Актуальность темы
обусловлена тем, что миграция, включая ее законодательное регулирование, относится к числу комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на миграционную ситуацию.
На сегодняшний день неотъемлемой чертой человеческой цивилизации является высокий уровень миграционных процессов. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по количеству прибывающих мигрантов. От того, как будут развиваться миграционные процессы, какой они примут вектор движения, зависит не только политическая стабильность и территориальная целостность страны, но также социальное и экономическое развитие, уровень жизни населения, реализация национальных и геополитических интересов, участие в мировом разделении труда и в конечном итоге рациональная интеграция России в мировую экономику. В России потребность в миграционном труде стала постоянной структурной составляющей экономики. В индустриальном мире достижение адекватного количества квалифицированной рабочей силы и рост производства напрямую зависят от интернационализации этой самой рабочей силы. В связи с чем главным вызовом для России является разработка политики, способной увеличить число легализованных трудовых отношений с иностранными работниками, обеспечив при этом поддержание социального единства и безопасности в стране.
Незаконная трудовая миграция является сложным явлением социально-экономического характера, имеющим международные масштабы, содержанием которого является увеличение потока трудовых мигрантов и неготовность или невозможность государств их принять и трудоустроить. Неготовность или невозможность государств обусловлена не только сложившейся социально-экономической или политической ситуацией, но и недостаточным уровнем развития законодательства в сфере трудовой миграции.
1. Основные причины возникновения негативных явлений в сфере миграции
мигрант правоотношение юридический
По данным независимых экспертов, границы России ежегодно пересекают 21−23 млн. человек, однако из них официально регистрируются лишь 1,5−2 млн.
К основным причинам возникновения негативных явлений в сфере миграции можно отнести следующие:
— несоответствие и несовершенство миграционного законодательства Российской Федерации и законодательств стран СНГ;
— пролегание по территории России маршрутов миграции из азиатского и дальневосточного регионов мира в Европу;
— высокая степень «прозрачности» государственной границы;
— безвизовый режим въезда в РФ граждан большинства стран — участниц СНГ;
— относительная мягкость визового режима на внешних границах СНГ;
— недостаточно эффективный контроль, в том числе иммиграционный, за пребыванием, деятельностью и перемещением иностранных граждан и лиц без гражданства Волокитина М. В. Закономерности и структура преступности мигрантов-иностранцев в г. Москве // Административное и муниципальное право. — 2011. — № 7. — С. 14.
Миграцию сопровождают указанные асоциальные явления. Нельзя не согласиться и с мнением экспертов о том, что среди основных рисков для России в экономической сфере следует выделить криминализацию экономики и утечку капитала из страны См.: Прудников А. С., Акимова С. А. Нелегальная миграция и административно-правовая ответственность за отдельные правонарушения в сфере миграции // Lex russica. — 2013. — № 9. — С. 957. В условиях кризиса значительное число гастарбайтеров не могут найти работу, но и возвращаться на родину они не хотят. Наиболее приемлемым выходом из ситуации им представляется преступная деятельность. Нередко групповая преступная активность формируется в условиях закрытых диаспор и этнических сообществ (что объясняет высокую латентность преступлений, совершаемых иностранцами). Подавляющее большинство таких преступников (до 91,6%) выходцы из стран СНГ Севрюгин М. А. Основные проблемы противодействия нелегальной миграции в России // Административное право и процесс. — 2014. — № 6. — С. 75.
Количество преступлений, совершаемых как мигрантами, так и против них, имеет тенденцию к росту. В значительной степени это связано не с криминальными наклонностями приезжих, а, прежде всего, с отсутствием должного контроля за ними.
Криминальная активность, агрессия, ксенофобия могут быть порождением различных девиантных тенденций, которые доминируют в среде мигрантов. Мигранты и вынужденные переселенцы давно привлекали внимание не только криминологов, но и психологов, социальных работников, психиатров, так как у них чаще обнаруживаются различные социальные отклонения и психические расстройства, чем в общей популяции. Помимо различных девиаций, специалистами изучались социальные и средовые факторы, влияющие на миграционную активность и формы миграционного поведения. Так, например, крайне негативную роль в плане дезинтеграции и дезадаптации мигрантов оказывает масштабный кризис, поразивший экономику и социальную сферу страны. Приходится констатировать, что в последние годы усилились социально-негативные процессы, подпитывающие преступность (инфляция, безработица, резкая поляризация граждан по уровню доходов, алкоголизм, наблюдается значительный рост числа потребителей наркотиков и наркоманов). На фоне указанных явлений у некоторых мигрантов фиксируются клинические варианты психических расстройств, которые связаны с нарушением адаптации. Данные нарушения объединяют широкий спектр различных отклонений — от психологических до психопатологических (психологический шок, внутреннее напряжение с чувством безысходности и отчаяния, параноидальные реакции, депрессивные расстройства и т. д.).
Весомым фактором, стимулирующим разнообразные негативные явления в сфере торговли людьми, является высокий спрос со стороны обывателей на рынке эксплуатации подневольного труда. Значительное число граждан охотно пользуются сексуальными услугами проституток; посещают порносайты, приобретают порно-, видеоматериалы и порножурналы, в том числе с изображением несовершеннолетних; многие предприниматели активно используют труд подневольных мигрантов (в том числе и внутренних), грубо нарушая их права и законные интересы. Подобная практика формирует большой спрос на «живой товар» в сфере торговли людьми и, естественно, провоцирует криминальных бизнесменов на значительную интенсификацию своей преступной деятельности Сакаева О. И. Реализация международно-правовых норм в сфере противодействия торговле людьми в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2014. — № 2. — С. 114.
К сожалению, приходится констатировать, что государственные и общественные структуры Российской Федерации не обладают достаточным опытом в сфере работы с мигрантами, вынужденными переселенцами, что проявляется в слабой организованности, непрофессионализме ряда сотрудников Федеральной миграционной службы. Все перечисленное в конечном итоге нередко приводит к ухудшению социальной и психологической адаптации мигрантов.
Для ослабления и нейтрализации различных девиантных тенденций среди мигрантов, а также для профилактики групповых преступлений необходимо создать завершенную законодательную модель противодействия эксплуатации труда нелегальных мигрантов Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации: Криминологический и уголовно-правовой справочник / НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ; ВНИИ МВД России; Департамент УР МВД России; Под общ. ред. А. Я. Сухарева, С. И. Гирько. — М.: Экзамен, 2014. — С. 238. Следует провести кардинальную реформу деятельности Федеральной миграционной службы РФ, уточнить вопросы координации и взаимодействия этого ведомства с органами прокуратуры, МВД, ФСБ.
Следует принять федеральную программу, направленную на создание необходимых условий, способствующих «безболезненной» интеграции трудовых мигрантов в российское общество; при этом должен учитываться как отечественный, так и зарубежный опыт.
Необходимо признать, что если экономика Российской Федерации не может обходиться без трудовых мигрантов, то следует в кратчайшие сроки решить проблему интеграции путем качественного изменения внутренней политики в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Борьба против незаконных мигрантов не должна противоречить принципам демократического государства.
Требуется тщательный контроль (цензура) за СМИ в вопросах, касающихся недопустимости разжигания экстремистских настроений и ксенофобии. Необходима постоянная пропаганда нравственных ценностей и терпимости как среди населения страны, так и среди мигрантов. Целесообразно организовать работу общественных и государственных структур по разъяснению истории, традиций и обычаев нашей страны, по обучению русскому языку Бакин А. А. Особенности криминологической профилактики групповых преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства // Миграционное право. — 2011. — № 2. — С. 27.
Для борьбы с незаконной трудовой миграцией власти чаще идут по пути воздействия на миграционные процессы силовыми или запретительными мерами. Однако практика показывает, что «полицейские механизмы» в демократическом государстве лишь тогда эффективны, когда применяются точечно, тщательно просчитываются и имеют реальный механизм реализации. В остальных случаях эти меры оказываются малоэффективными по воздействию на миграционную сферу, лишь способствуют увеличению незаконной трудовой миграции и оттоку трудовых мигрантов в теневой сектор экономики.
Для устранения негативных явлений в сфере трудовой миграции эффективными можно считать следующие меры:
1. Необходимо разработать систему действенных методов борьбы с коррупцией. Работодатели знают, что достаточно дать взятку «нужному» человеку, и им удастся избежать административной ответственности.
2. Борьба с бюрократизмом. Несмотря на то что миграционным законодательством установлены четкие сроки осуществления отдельных процессуальных действий (выдача разрешений на работу, разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы и другие), очень часто эти сроки не соблюдаются. Приходится ждать и иностранцам, и работодателям, что подталкивает их к нарушению правил привлечения иностранной рабочей силы. Необходим четкий контроль за соблюдением сотрудниками территориальных органов Федеральной миграционной службы процессуальных сроков, предусмотренных миграционным законодательством.
3. При реализации правительственных решений по установлению допустимой доли иностранных работников в отраслях экономики руководители территориальных органов ФМС России должны обеспечить на местах постоянный контроль за выдачей разрешительных документов только тем работодателям, которым по итогам заявочной кампании предыдущего года региональными органами власти дано согласие на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Необходимо изменить принципы квотирования либо установить особый порядок квотирования для мигрантов, прибывших в Россию в безвизовом порядке. Размер квот на привлечение трудовых мигрантов в перспективе необходимо решать иначе. Заявки работодателей не могут служить единственным основанием для определения потребностей региона в иностранной рабочей силе.
4. Установить обязанность работодателей уведомлять соответствующий налоговый орган о привлечении и использовании труда иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Такая норма позволит уменьшить масштабы уклонения работодателей от уплаты налогов и платежей, связанных с привлечением к труду иностранных граждан.
5. Разработать систему мер по обеспечению эффективного управления миграционными процессами, привлечению в Российскую Федерацию квалифицированной рабочей силы, созданию необходимых условия для ее приезда в страну. Для этого следует заимствовать у развитых зарубежных стран практику организованного набора иностранной рабочей силы для удовлетворения потребностей России в работниках определенных специальностей, квалификации, возраста, уровня владения русским языком.
6. Снизить финансовую нагрузку на работодателей, возникающую у них при привлечении ими иностранной рабочей силы.
7. Увеличить количество мер, направленных на информирование как иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности, так и работодателей, имеющих потребности в иностранной рабочей силе, о правилах осуществления иностранцами трудовой деятельности на территории России, о правилах и порядке привлечения и использования труда иностранцев, об изменениях и нововведениях миграционного законодательства, а также об ответственности, предусмотренной за нарушения требований миграционного законодательства.
8. Установить для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, обязательное требование соответствия цели их визита роду деятельности, осуществляемому на территории России.
2. Юридическая ответственность в сфере миграции в Российской Федерации
Особое место в системе мер государственного принуждения, воздействующих на миграционные процессы, занимают специальные правовые режимы. Что касается охранительных норм, которые представлены главным образом нормами, устанавливающими юридическую ответственность, то их по общему правилу принято рассматривать за рамками правовых режимов, поскольку нормы, закрепляющие ответственность, вторичны по отношению к нормам, непосредственно регулирующим миграционные правоотношения. Это объясняется тем, что из установленных государством миграционных правил должна с «неизбежностью вытекать необходимость закрепления составов правонарушений в охранительных нормах, направленных на охрану указанных миграционных правил» Жеребцов А. Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации (комплексный анализ теории и практики). — М.: Спарк, 2014. — С. 15.
Важность административной ответственности обусловлена тем, что наряду с функцией охраны правоотношений она выполняет функцию регулирования миграционной сферы Шитова Н. Б. Миграционные правоотношения: эффективность административной ответственности // Миграционное право. — 2011. — № 3. — С. 19−20.
Административные правонарушения, которые совершаются иностранными гражданами и лицами без гражданства в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания на территории России, могут быть подразделены на две основные группы:
а) административные правонарушения, за совершение которых к ответственности на общих основаниях привлекаются как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства (нарушение режима Государственной границы РФ (ст. 18.1 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст. 18.4 КоАП РФ); нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания (ст. 18.12 КоАП РФ));
б) административные правонарушения, за совершение которых к ответственности могут быть привлечены только иностранные граждане и лица без гражданства, в силу того что иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать установленные правила пребывания на территории Российского государства и исполнять возложенные на них дополнительно юридические обязанности, которые не распространяются на российских граждан, в силу чего последние не могут являться субъектами второй категории правонарушений (ст. 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации»; ст. 18.11 КоАП РФ «Нарушение иммиграционных правил»).
Исходя из содержания составов административных правонарушений, включенных в гл. 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации», административными правонарушениями, совершаемыми в области защиты Государственной границы и обеспечения режима пребывания на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, являются:
1) нарушения правил пересечения Государственной границы РФ;
2) нарушения установленного порядка следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении;
3) нарушения правил въезда в пункты пропуска через Государственную границу РФ, пребывания и выезда из них, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемых исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля;
4) нарушения, выразившиеся в несоблюдении установленного порядка регистрации (передвижения), порядка выбора места жительства; уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания; в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации (со стороны иностранного гражданина и лица без гражданства);
5) нарушения иммиграционных правил;
6) нарушения правил проживания на территории России со стороны беженцев и вынужденных переселенцев.
В общем виде данные административные правонарушения, совершаемые достаточно часто со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, по факту совершения которых уполномоченные органы и должностные лица назначают те или иные административные наказания, изложены в ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.11, 18.12 КоАП РФ Севрюгин М. А. Основные проблемы противодействия нелегальной миграции в России // Административное право и процесс. — 2014. — № 6. — С. 76.
Административные правонарушения, которые посягают на установленный режим Государственной границы и режим пребывания на территории РФ иностранцев и апатридов, могут быть совершены как в форме активных действий, так и в форме бездействия. Так, в качестве действия будет рассматриваться активное невыполнение иностранным гражданином или лицом без гражданства правового предписания в виде выполнения возложенной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы (например, несоблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленного порядка пересечения Государственной границы, правил, образующих режим в пунктах пропуска через Государственную границу, порядок регистрации, передвижения и выбора места жительства; уклонение от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, несоблюдение правил транзитного проезда; нарушение должностным лицом порядка регистрации иностранных граждан и пр.) Мандрюков А. В. Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2014. — № 3. — С. 67.
Бездействие, которое, в свою очередь, предполагает пассивное поведение лица, будет, наоборот, выражаться в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (в частности, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 18.7 КоАП РФ, характеризует противоправное действие (бездействие), заключающееся в неповиновении законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ).
В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 2.6 Кодекса устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами). Особые правила пребывания и регистрации иностранных граждан на территории РФ могут быть предусмотрены международным договором, заключенным Российской Федерацией.
В интересах обеспечения общественного порядка, создания для иностранных граждан нормальных условий во время их пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию нашей страны устанавливаются определенные обязательные правила для иностранных граждан и лиц без гражданства. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими эти правила, являются: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Федеральный закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3032. и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 20.04.2014, с изм. от 04.06.2014 // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 34. — Ст. 4029.
Объектом посягательств являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства.
Объективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ выражается в следующих действиях (бездействии): нарушение установленных правил въезда в РФ, проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, утрата документов, подтверждающих право на проживание без обращения с заявлением об их утрате, несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены условия и порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, передвижения этих лиц в пределах России. Предусмотрена возможность принудительной высылки (депортации) указанных лиц в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в России, а также привлечения этих лиц к установленной законодательством ответственности. Конкретным видом этой ответственности являются санкции ст. 18.8 КоАП РФ и других статей настоящего Кодекса.
В гл. V Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указано, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете. С 15 января 2007 г. вступил в действие Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» Федеральный закон Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 30. — Ст. 3285.
В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (ред. от 29.05.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 5. — Ст. 653.
В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая подлежит возврату в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из России (ст. 25.9). Основания для привлечения такого лица к ответственности установлены ст. 25.10 указанного Закона. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, могут передвигаться по территории РФ и избирать место жительства в РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Общее правило состоит в том, что иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами Кайль А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (постатейный). — М.: Статут, 2014. — С. 188.
Временно проживающий в России иностранный гражданин (и лицо без гражданства) не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ (ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации (ст. ст. 25.7, 29 и др. Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ).
Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину и лицу без гражданства в случаях, если они:
1) совершают беспосадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;
2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением вынужденной остановки (стихийных бедствий, необходимости ремонта транспортного средства, болезни и др.). В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производится органом по контролю и надзору в сфере миграции в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства;
3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.
Объективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ выражается в несоответствии фактически осуществляемых в период пребывания и проживания в России иностранного гражданина или лица без гражданства деятельности или рода занятий заявленной цели въезда в Российскую Федерацию.
Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.
Субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также судьи районных судов, с учетом возможного назначения административного выдворения за пределы РФ (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А. Г. Авдейко, С. Н. Антонов, И. Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н. Г. Салищевой. — М.: Проспект, 2014. — С. 523.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства РФ. Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства. Указано, что должностные лица, обеспечивающие обслуживание или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места их жительства, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (ред. от 29.05.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 5. — Ст. 653. утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.
Ст. 18.9 КоАП РФ определяет ответственность указанных выше должностных лиц, юридических лиц, а также граждан за нарушение установленных правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
Объективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ выражается в нарушении должностными лицами организаций и юридическими лицами, принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства, обеспечивающими их обслуживание, соблюдение условий их пребывания и транзитного проезда, установленного порядка их регистрации, оформления для них документов на право пребывания, проживания, передвижения и изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации, а также выезда за ее пределы.
Субъектом правонарушения могут быть должностные лица организаций, которые принимают в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечивают их обслуживание или выполняют перечисленные в ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ обязанности, а также сами такие организации.
Объективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ выражается в необеспечении российскими гражданами и постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами установленного порядка выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших к ним по частным делам, которым они предоставили жилое помещение.
Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ могут быть граждане РФ и иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ.
Объективная сторона правонарушения по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ выражается в предоставлении жилого помещения или транспортных средств либо оказании иных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ, может быть гражданин РФ, должностное лицо или юридическое лицо.
Объективная сторона правонарушения по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» Федеральный закон Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 30. — Ст. 3285. и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (ред. от 29.05.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 5. — Ст. 653.
Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
При совершении правонарушений, предусмотренных данной статьей, в отношении нескольких иностранных граждан и лиц без гражданства виновное лицо несет административную ответственность в отношении каждого из них в отдельности Ефремова О. Н. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. А. Е. Епифанова, В. М. Абдрашитова. — М.: Статут, 2014. — С. 191.
Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов и органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Тестовые задания ФМС России предназначена для:
А. Реализации правоприменительных функций в сфере миграции Б. Реализации законотворческой деятельности в сфере миграции В. Реализации функций контроля, надзора, оказания государственных услуг и правоприменительных функций, законотворческой функции в сфере миграции Правовой статус ФМС России:
А. Федеральный орган государственной власти в составе Администрации Президента Российской Федерации Б. Служба подведомственна МВД России В. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ФМС России предназначена для:
В. Реализации функций контроля, надзора, оказания государственных услуг и правоприменительных функций, законотворческой функции в сфере миграции.
Правовой статус ФМС России:
В. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.
Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
Задача Необходимо ли получение разрешения на работу для трудоустройства граждан Беларуси и Казахстана? Следует ли уведомлять органы ФМС России о заключении (расторжении) трудовых договоров с гражданами Беларуси и Казахстана?
Ратифицированное Российской Федерацией Соглашение между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» вступило в силу 1 января 2012 года.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Соглашения деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон.
Уведомление органов ФМС России о заключении (расторжении) трудовых договоров с гражданами Беларуси и Казахстана не требуется.
Заключение
Миграционное законодательство Российской Федерации представляет собой сложную, многоплановую, бурно развивающуюся юридическую конструкцию. Сейчас наступил этап мониторинга правоприменительной практики и точечного совершенствования тех или иных законодательных недоработок. При совершенствовании миграционного законодательства необходимо полное осознание нововведений, их «встраиваемости» в государственную миграционную политику с учетом всесторонней оценки различных факторов — демографических, экономических, политических и иных. В будущем неизбежно станет актуальным вопрос о систематизации и кодификации всего имеющегося массива законодательных и подзаконных актов в сфере миграции. Это сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться в определенной последовательности в соответствии с требованиями законодательной техники, опираться на широкий круг научных данных с использованием результатов не только юридических, но и социологических, психологических и других научных исследований.
Эффективно управлять миграцией можно только с помощью установления правовых режимов, в частности миграционного режима, который бы учитывал особенности этого социального явления. При этом важно заметить, что миграционный режим, представляя собой комплекс мер, способных воздействовать на общественные отношения, должен включать в качестве одного из элементов административную ответственность, способную осуществлять регулирование миграционных отношений.
Было бы более логично расположить нормы, регулирующие ответственность за нарушение трудового законодательства, в отдельной главе или выделить их структурно каким-либо иным образом. Именно выделение в структуре КоАП РФ норм института административной ответственности за нарушение трудового законодательства подчеркнуло бы значимость данного института.
Нормативная правовая литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. № 237.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 30. — Ст. 3285.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 20.04.2014, с изм. от 04.06.2014 // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 34. — Ст. 4029.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3032.
6. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (ред. от 29.05.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 5. — Ст. 653.
7. Бакин А. А. Особенности криминологической профилактики групповых преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства // Миграционное право. — 2011. — № 2. — С. 26−28.
8. Волокитина М. В. Закономерности и структура преступности мигрантов-иностранцев в г. Москве // Административное и муниципальное право. — 2011. — № 7. — С. 13−16.
9. Ефремова О. Н. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. А. Е. Епифанова, В. М. Абдрашитова. — М.: Статут, 2014.
10. Жеребцов А. Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации (комплексный анализ теории и практики). — М.: Спарк, 2014.
11. Кайль А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (постатейный). — М.: Статут, 2014.
12. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А. Г. Авдейко, С. Н. Антонов, И. Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н. Г. Салищевой. — М.: Проспект, 2014.
13. Мандрюков А. В. Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2014. — № 3. — С. 64 — 71.
14. Облезова А. О. Новое в миграционном законодательстве: введение ответственности за непринятие приглашающей стороной мер по обеспечению приглашенного иностранного гражданина // Миграционное право. — 2013. — № 1. — С. 37 — 40.
15. Прудников А. С., Акимова С. А. Нелегальная миграция и административно-правовая ответственность за отдельные правонарушения в сфере миграции // Lex russica. — 2013. — № 9. — С. 953 — 960.
16. Сакаева О. И. Реализация международно-правовых норм в сфере противодействия торговле людьми в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2014. — № 2. — С. 110 — 118.
17. Севрюгин М. А. Основные проблемы противодействия нелегальной миграции в России // Административное право и процесс. — 2014. — № 6. — С. 75 — 77.
18. Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации: Криминологический и уголовно-правовой справочник / НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ; ВНИИ МВД России; Департамент УР МВД России; Под общ. ред. А. Я. Сухарева, С. И. Гирько. — М.: Экзамен, 2014.
19. Шитова Н. Б. Миграционные правоотношения: эффективность административной ответственности // Миграционное право. — 2011. — № 3. — С. 19−20.