Управление маркетингом в компании «Мегафон»
За прошедшие годы МегаФон приобрёл ряд активов, которые, согласно ожиданиям Компании, позволят ей значительно укрепить свои позиции на телекоммуникационном рынке России. В июне 2010 года были приобретены 100% акций ЗАО «Синтерра», тем самым МегаФон усилил свою сетевую инфраструктуру и свои возможности на рынках дальней связи, фиксированного и мобильного широкополосного доступа в интернет, а также… Читать ещё >
Управление маркетингом в компании «Мегафон» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский Государственный Экономический Университет Курсовая работа по дисциплине «Управление маркетингом»
на тему: Управление маркетингом в Компании «Мегафон»
Выполнила:
Студентка 4 курса заочного факультета Ж. Н. Колдова Самара 2015
Содержание Введение
1. Анализ внешней и внутренней бизнес-среды Компании «МегаФон»
2. Управление маркетингом на корпоративном уровне
3. Стратегии функционального и инструментального уровней Заключение Библиографический список
Введение
Тема управления маркетингом предприятия является одной из самых неоднозначно трактуемых в экономической науке. Это доказывается, прежде всего, тем, что не существует единой позиции, единой методики построения и функционирования системы маркетингового управления как среди зарубежных, так и среди отечественных ученых и специалистов.
Маркетинг является разноплановой концепцией. Прежде всего, он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок». Постоянная и планомерная работа по организации управления маркетингом должна осуществляться на основе системы взаимосвязанных показателей, характеризующих ее уровень.
При этом нужны научно обоснованные рекомендации по введению анализа существующей организации маркетинга и оценке мероприятий, разрабатываемых с целью ее улучшения и внедрения в систему управления. Для этого сначала необходимо провести оценку состояния маркетинговой системы предприятия.
Степень эффективности управления маркетингом можно оценить с помощью анализа маркетингового потенциала предприятия; ревизии и аудита маркетинга; оценки эффективности маркетинга на основе изучения проблем управления маркетингом предприятия. Кроме того, существует множество методов изучения факторов организационного порядка, позволяющих косвенно оценить отдельные стороны эффективности управления маркетингом.
Цель данной работы — рассмотреть теоретические и практические аспекты управления маркетинговой деятельностью Компании «МегаФон».
«МегаФон» — один из трех крупнейших сотовых операторов России. Это единственная компания, развернувшая собственную сеть и оказывающая полный спектр услуг мобильной связи на всей территории страны. Помимо этого, дочерние компании «МегаФона» работают в Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии. Число активных абонентов нашей компании превышает 63 млн человек. Впрочем, привлекательность бренда «МегаФон» объясняется не только не имеющей аналогов в России зоной покрытия. Оправдывая слоган «Будущее зависит от тебя», Компания Мегафон старается всегда быть на шаг впереди — рынка, конкурентов, желаний клиентов.
«МегаФон» традиционно внедряет самые передовые технологии. В свое время компания стала первым общероссийским оператором сотовой связи стандарта GSM 900/1800. А сегодня «МегаФон» — первая в России компания, запустившая в коммерческую эксплуатацию сеть нового поколения — 3G — в самом перспективном стандарте связи UMTS, делающую мобильный Интернет удобным и эффективным инструментом для пользователей.
«МегаФон» получил общественное признание, став генеральным партнером и официальным мобильным оператором ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.
«МегаФон» — это второй по числу абонентов и выручке мобильный оператор России с сильным брендом и сервисом европейского уровня.
В соответствие с целью, задачами данной работы являются:
1. Проанализировать внешнюю и внутреннюю бизнес-среду предприятия;
2. Изучить управление маркетингом на корпоративном уровне;
3. Изучить выбор и обоснование стратегий функционального уровня;
4. Разработать стратегии инструментального уровня.
Объектом исследования в данной работе является маркетинговая деятельность Компании «МегаФон».
Предметом исследования — управление маркетинговой деятельностью.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов.
Вопросы управления маркетингом являются предметом внимания как зарубежных, так и отечественных специалистов, хотя основы управления маркетингом изначально, безусловно, были заложены западной наукой и практикой маркетинга. В этой связи следует назвать имена таких общепризнанных авторов, как Ф. Котлер, Т. Амблер, Л. Роджер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз, Д. Р. Эванс и др.
При разработке работы были использованы методы: сравнительного и сопоставительного анализа, сводок, группировок, анкетирования, математической обработки исходных данных и полученных результатов.
конкурент маркетинг стратегия
1. Анализ внешней и внутренней бизнес-среды Компании «МегаФон»
Поволжский филиал открытого акционерного общества «МегаФон» создан на основании решения Совета Директоров и является обособленным структурным подразделением открытого акционерного общества «Мегафон». Открытое акционерное общество «МегаФон» образовано в соответствии с решением Общего собрания акционеров Общества, в результате переименования и изменения типа закрытого акционерного общества «Северо-Западный GSM», созданного по решению его учредителей на основании действующего законодательства Российской Федерации и Договора о создании Общества от 01 июня 1993 г. Полное наименование Филиала Общества — Поволжский филиал открытого акционерного общества «МегаФон». Место нахождения Филиала: Россия, Самара.
Структура управления имеет линейно-функциональный вид. Руководство текущей деятельностью Филиала осуществляется Директором филиала, который непосредственно подчиняется Генеральному директору Общества. Директор филиала назначается и освобождается от должности Советом Директоров Общества по предоставлению генерального директора Общества. Директор филиала руководит всей деятельностью Филиала в соответствии с настоящим Положением, доверенностью и заключенным с ним трудовым договором. Директору филиала подчинены все нижестоящие руководители. Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия.
Функциональные подразделения осуществляют всю техническую подготовку производства, подготавливают варианты решения вопросов, связанных с руководством процессами производства, освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и других вопросов.
Отраслевая принадлежность по основным видам деятельности Отраслевая принадлежность: сотовая связь. «МегаФон Поволжье» уполномочивается предоставлять услуги сотовой радиотелефонной связи сети связи общего пользования с использованием оборудования стандарта DCS-1800 в диапазоне 1800 МГц (СПС-1800). Предоставление услуг сотовой связи осуществляется с использованием сети связи «МегаФон Поволжье», которая должна являться частью единой сотовой сети связи Российской Федерации СПС-1800. «МегаФон Поволжье «должен участвовать в работе органа, уполномоченного Администрацией связи Российской Федерации осуществлять координацию работ по созданию единой сети связи СПС-1800. «МегаФон Поволжье» в рамках данной лицензии может предоставлять услуги сотовой радиотелефонной связи двух полосной (двух диапазонной) сети стандарта GSM-900/1800 с установкой необходимого оборудования, работающего на номиналах частот, выделенных в установленном порядке в диапазонах 1800 и 900 МГц.
Основными видами деятельности Филиала является:
— Разработка, внедрение, эксплуатация и развитие сотовых сетей радиосвязи, оборудования, сооружений, трактов, кабельных и радиорелейных магистралей передачи, средств подвижной связи в Самаре и Поволжском регионе российской Федерации на основе международной кооперации;
— Предоставление телекоммуникационных услуг юридическим лицам и физическим лицам на базе оборудования сотовых сетей радиосвязи в региональном и международном масштабе;
— Взаимодействие с компаниями, входящими в группу МегаФон.
Перечень услуг
Все услуги, предлагаемые операторами мобильной связи, принято разделять на два класса: базовые услуги — это речь, факсимильные сообщения и передача низкоскоростных данных; дополнительные услуги — это передача коротких текстовых (SMS) или мультимедийных (MMS)сообщений, беспроводной доступ в Интернет, контент-услуги (получение на мобильный телефон информации за дополнительную плату), услуги по определению местоположения, мобильный маркетинг, интерактивные услуги, мобильное телевидение, мобильное радио, бизнес-приложения, транзакционные услуги.
Активное предоставление и расширение спектра дополнительных услуг в сетях сотовой связи привело к образованию самостоятельного сегмента телекоммуникационного рынка — рынка VAS и выделению слоя поставщиков услуг, называемых провайдерами.
Провайдеры разрабатывают новые услуги, осуществляют их информационное наполнение, а операторы выполняют доставку услуги абоненту. Доходы от предоставления базовых услуг получают операторы сотовой связи, доходы от VAS услуг разделяются между операторами и провайдерами.
Базовые услуги:
Роуминг — это услуга, предоставляемая оператором, позволяющая пользоваться сетью GSM за пределами своего региона. При этом абонент получает весь или часть перечня услуг предоставляемой домашней сетью.
Переадресация вызова позволяет поступающие (входящие) вызовы переводить на любой указанный заранее городской или мобильный номер (включая междугородний и международный) либо на номер голосовой почты Режим ожидания (удержания) вызова позволяет в процессе разговора с одним абонентом ответить на входящий звонок (или позвонить другому абоненту) и удержать поступивший вызов до завершения текущего разговора, то есть поочередно разговаривать с двумя абонентами.
Запрет вызова: данная услуга позволяет ограничивать передаваемые и принимаемые звонки в случае передачи телефона другому лицу, или в случае если нежелательно отвечать на звонки определенного типа Определитель номера — услуга позволяет увидеть на дисплее сотового аппарата отображение телефонного номера вызывающего абонента при поступлении вызова с сотового телефона или телефона городской телефонной сети.
Антиопределитель номера позволяет запретить определение своего телефонного номера при исходящих звонках на любые телефонные номера абонентов той же сети.
Голосовая почта позволяет не потерять ни одного вызова, даже если телефон занят, выключен или находится вне зоны обслуживания, так как вызовы будут автоматически направлены в персональный «ящик» голосовой почты. Обязательным условием работы данной услуги является наличие активной услуги «переадресация» .
Дополнительные услуги:
Передача коротких сообщений (сервис коротких сообщений), или SMS, Передача факсов и данных, WAP (Wireless Application Protocol), GPRS (General Packet Radio Service, MMS (MultiMedia Service
Технология производства сотовой связи Вся сеть сотовой связи делиться на две подсистемы: подсистема базовых станций и подсистема коммутации. Основными элементами подсистемы базовых станций являются сами базовые станции. Оборудование базовой станции в наиболее общем случае может быть разделено на 3 составляющих: приемопередатчики, антенно-фидерное устройство (АФУ) и вспомогательное оборудование (системы кондиционирования, электроснабжения, пожаротушения, охранный комплекс и др.). Каждая базовая станция, как правило, обслуживает три соты (территории, на которых обеспечивается связь,). Радиосигнал от базовой станции излучается через 3 секторные антенны, каждая из которых направлена на свою соту. Наиболее привычным местом размещения базовой станции является башня или мачта, построенная специально для нее. В крупных городах базовые станции размещаются на зданиях. Как это ни странно, но сотовые операторы часто разрешают своим конкурентам использовать свои башенные сооружения для размещения антенн (на взаимовыгодных условиях). От подсистемы базовых станций сигнал передается в сторону подсистемы коммутации, где и происходит установление соединения с нужным абоненту направлением. В подсистеме коммутации есть ряд баз данных, в которых хранятся сведения об абонентах. Кроме того эта подсистема отвечает за безопасность.
Перечень и характеристики основных поставщиков Доля импорта в поставках «МегаФон Поволжье» в 4 кв. 2012 г. составляет 84% от общего объема поставок. Поставщики компании, на долю которых приходится 10 и более процентов всех поставок товарно-материальных ценностей, с указанием их доли в общем объеме поставок:
Таблица 1
Полное фирменное наименование и место нахождения поставщика | Отчетный период (4 квартал 2012 г.) | ||
Доля импорта в объеме поставок, % | Доля в объеме поставок, % | ||
Nokia Siemens Networks (NSN) | |||
Huawei | |||
NEC | ; | ||
Компания NSN была образована во 2 кв. 2007 г. в результате слияния телекоммуникационных подразделений Nokia и Siemens. Импортные закупки оборудования у компаний Siemens и Nokia в общем объеме закупок «МегаФон Поволжье» составляли существенную долю.
За годы успешного сотрудничества «МегаФон» с Nokia и Siemens сложились партнерские взаимоотношения. «МегаФон Поволжье» провело обучение достаточного количества высококвалифицированного технического персонала на базе своего основного поставщика. Качественная подготовка, глубокое овладение знаниями о принципах работы оборудования Nokia позволяют персоналу компании «МегаФон» осуществлять техническое обслуживание системы GSM на высоком профессиональном уровне.
В настоящее время компания NSN поставляет для «МегаФон Поволжье» оборудование и программное обеспечение системы GSM 900/1800, а именно: центры коммутации подвижной связи, контроллеры базовых станций, базовые станции, оборудование радиорелейных линий, транспортной сети (мультиплексоры) и другое телекоммуникационное оборудование стандарта GSM.
Производимое компанией NSN оборудование успешно используется во многих странах мира. Будущее компании NSN в качестве поставщика оборудования для сетевой инфраструктуры не вызывает сомнений.
Альтернативным источником поставок оборудования стандарта GSM является также такой ведущий иностранный производитель как Huawei. «МегаФон Поволжье» работает с этим поставщиком с 2005 года.
Компания NEC является постоянным поставщиком оборудования для строительства транспортных сетей «МегаФон Поволжье» с 2003 года.
Основные конкуренты, макрои микросреда предприятия Основными конкурентами ОАО «МегаФон» являются «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) и «Вымпел-Коммуникации». Рассмотрим их сравнительные храктеристики в табличной и графической форме:
Таблица 2
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» | ОАО «МегаФон» | «Вымпел-Коммуникации» | ||
Доля на рынке России в 2013 | 30,6% | 27,4% | 24,4% | |
Конкурентоспособность | Компания занимает ведущие позиции на рынке. | Единственный оператор с лицензией, охватывающей все население России. | Высокая и растущая рыночная доля. | |
Роуминг | Роуминг осуществляется в 218 странах мира. | Роуминг более чем в 200 странах мира, в том числе по всей Европе. | Роуминг-оператор № 1 в мире по числу операторов (497) и стран (205) | |
Доля рынка моб. Интернета в России, 2013 г. | 28% | 29% | 24% | |
Чистая прибыль, 2012 г | $ 1,930 млрд. | $ 1,78 млрд. | $ 524 млн. | |
Вывод:
В «Большой тройке» ОАО «МегаФон» занимает второе место, но лишь по некоторым показателям. Во многом компания превосходит своих конкурентов:
· лидер по территориальному охвату рынка в России
· лидер в технологических инновациях МегаФон первым из российских операторов начал экспансию на зарубежные рынки (с сентября 2001 г. дочерняя компания ОАО «МегаФон» — TT-mobile-работает на таджикском рынке под маркой MLT (Мобильные Линии Таджикистана)).
Исходя из всего вышесказанного, влияние конкурентов можно назвать положительным, так как оно стимулирует развитие ОАО «МегаФон» и позволяет сделать свой рынок предложения конкурентно способным.
Клиенты Состав населения, пользующегося услугами компании «МегаФон» можно охарактеризовать так:
· рядовые пользователи
· деловые люди, так как лицензионный охват территории страны составляет 100%, значит, связь будет работать в любом регионе, что удобно при частых командировках;
· юридические лица (корпоративная связь);
· весь Северный Кавказ использует связь «МегаФон», так как она работает даже в горах;
· дети — специальный тарифный план «Смешарики» позволяет выбрать 3 любимых номера, что является большим удобством для родителей;
· некоторые государственные спецслужбы.
Демографическая среда Сложная демографическая ситуация в стране влияет на кадровый рынок. Работоспособное население к середине прошлого года составило 75,2 миллиона человек, то есть 52% от общей его численности. Раньше компания «МегаФон» искала специалистов до 40 лет, а теперь рассматривают кандидатуры и до 50 лет.
Экономическая среда Экономические факторы влияют на доходы и расходы компании. Самое сильное влияние на деятельность компании оказал мировой экономический кризис. В 2008 году «МегаФон» понес дополнительные убытки, что отразилось на темпах роста финансовых показателей компании.
По причине макроэкономической неопределенности «МегаФон» сократил свою инвестиционную программу. При этом оператор финансирует свои капитальные затраты исключительно за свой счет.
Научно-техническая среда Телекоммуникационная отрасль подвержена постоянным изменениям технологии и отличается непрерывной разработкой и появлением на рынке новых продуктов и услуг.
Постоянно меняющиеся запросы рынка мобильной связи требуют перехода на новые технологии, в результате чего большая часть применяемых в настоящее время технологий оказываются устаревшими и неконкурентоспособными. Поэтому для успешного следования инновациям компания «МегаФон» вынуждена делать значительные капиталовложения в развитие технологий. В 2012 году сумма инвестиций в данном направлении составила 1,7 млрд. долларов.
Природная среда Природно-экологическая среда оказывает минимальное влияние на деятельность «МегаФон» в связи с наличием у компании качественного и высокотехнологичного оборудования, устойчивого к негативным воздействиям природы.
Политическая среда Государство и политика оказывает как косвенное (налоги), так и прямое воздействие (законы) на деятельность ОАО «МегаФон». Невыполнение требований государства, в виде нарушения законов, не своевременной уплаты налогов приводит к штрафам и создает плохой имидж для организации.
Стабилизация ситуации в политической сфере привела к общему улучшению ситуации и в других сферах, в том числе и экономической, а, следовательно, появились возможности для более эффективного использования своего потенциала ОАО «МегаФон».
2. Управление маркетингом на корпоративном уровне Управление маркетингом на корпоративном уровне подразумевает управление положением фирмы в экономическом пространстве.
Прежде чем приступить к разработке стратегии менеджмент предприятия должен продумать будущее данной компании, то есть сформулировать стратегическое видение — определить будущий образ компании; это идеальное представление менеджеров об организации и бизнесе, это своеобразный маршрут движения компании в будущее, который определяет технологии, целевые аудитории, географические товарные рынки, перспективные возможности и образ компании какой она должна стать в будущем. Будущий образ компании заключается в ее «миссии». Миссия организации — это основная общая цель организации, ясно выраженная причина ее существования.
Миссия Компании «МегаФон»: «МегаФон» объединяет Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого. Обещание нашего бренда — «Будущее зависит от тебя!»
«МегаФон» исходит из особого отношения к социальной миссии компании, которая состоит в том, чтобы создавать условия для общения людей, без учетов границ и расстояний.
Одним из известных и широко распространенных методов разработки стратегии развития фирмы является «Портфельный анализ» или «Матрица БКГ» — метод, разработанный американской консультационной фирмой «Бостон консалтинг групп» (англ. Boston Consulting Group, BCG). Среди достоинств матрицы БКГ, как инструмента стратегического управления, прежде всего, стоит отметить ее простоту.
Проведем анализ портфеля услуг, предоставляемых ОАО «МегаФон». В таблице представлены показатели для построения матрицы БКГ.
Таблица 3. «Расчет показателей для матрицы БКГ»
Показатели | Передача сообщений | Передача данных | VAS-услуги | Контентные услуги | |
Темпы роста рыночной отрасли | 1,09 | 1,87 | 1,41 | 1,13 | |
Относительная доля рынка | 0,84 | 1,20 | 0,28 | 2,17 | |
Доля в общем объеме выручки, % | 6,09 | 9,61 | 6,22 | 14,02 | |
Матрица БКГ для ОАО «МегаФон» представлена на рисунке
Рис. «Матрица БКГ для ОАО „МегаФон“»
По результатам БКГ-матрицы можно сделать следующие выводы:
1. Услуги под номерами 1 (передача сообщений) и 3 (VAS-услуги) относятся к категории «Кошки», что означает низкая доля рынка, но высокие темпы роста. Данные услуги необходимо изучать. В перспективе они могут стать как «Звездами», так и «Собаками». Если существует возможность перевода в «Звезды», то нужно инвестировать.
2. К категории «Звезды» принадлежат услуги под номером 2 (передача данных) и 4 (контентные услуги). Данные виды услуг занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля за этими ресурсами со стороны руководства. Стратегически важно их оберегать и укреплять с целью поддержания быстрого роста.
Таким образом, можно сделать вывод, что у компании есть «Звезды», которые имеют высокий темп роста и занимают большую долю рынка. Имеющиеся же «Кошки» являются очень перспективными видами услуг. Однако, у ОАО «МегаФон» не хватает «Дойных коров», чтобы компания оказывала финансовую поддержку развивающимся услугам. Также стоит уделять внимание развитию основных видов услуг, предоставляемых компанией (передача данных и контент услуги).
Стратегические цели Компании:
1. Дальнейшее развитие услуг по передаче данных,
2. Развитие услуг VAS (Value Added Services)
3. Продолжение строительства магистральных сетей связи
4. Развитие собственного ритейла.
Перспектива:
1) Лидерство в отрасли;
ОАО «МегаФон» стремится быть лидером отрасли по применяемым технологиям, объемам занимаемого рынка, качеству оказываемых услуг, эффективности ведения бизнеса.
2) Профессионализм;
Высокий профессионализм работников всех уровней является залогом лидерства предприятия. Компания и акционеры заинтересованы в профессиональном и творческом развитии работников.
3) Социальная ответственность.
В основе социальной политики «МегаФона» лежит особая философия: бизнес развивается не только ради получения прибыли, но и для общества. Для Компании важно создавать новые ценности не только в виде дивидендов для акционеров, но для страны и ее населения, а потому деятельность компании в сфере благотворительности является неотъемлемой частью ее социальной ответственности. На протяжении многих лет компания активно принимает участие в различных спортивных социальных и благотворительных проектах. В связи с этим в 2013 году компания утвердила «Политику благотворительной деятельности». Ее основными направлениями стали поддержка детей-сирот и людей с инвалидностью.
3. Стратегии функционального и инструментального уровней
Развитие услуг по передаче данных
Компания «МегаФон» первым на рынке начала строительство сети 3G для развития услуг по передаче данных. Общество продолжает развивать сети третьего поколения, все больше укрепляя своё лидерство в этом сегменте. Для укрепления лидирующей позиции Компания приступила к запуску услуг на базе сетей четвёртого поколения (4G LTE). В феврале 2012 г. МегаФон подписал соглашение с ООО «Скартел» о совместном развитии сетей LTE (4G) в России, что позволило МегаФону начать оказывать услуги по передаче данных в сетях 4G абонентам. 12 июля 2012 года МегаФон стал победителем конкурса, на котором были разыграны частоты для оказания услуг связи в сетях стандарта LTE. По результатам конкурса Общество получило частоты в диапазонах 2 600 МГц и 800 МГц.
В октябре 2013 года Компания закрыла сделку по приобретению 100% доли в Maxiten Co Limited, владеющей 100% долями в ООО «Скартел» и ООО «Йота» («Скартел / Йота»). Используя собственный частотный ресурс и ресурс ООО «Скартел», Компания сможет оказывать услуги на скоростях до 300 Мб/с.
На конец отчетного квартала 2014 года услуги по передаче данных в сетях 4G оказываются в 72 субъектах Российской Федерации и доступны порядка 50% населения (по данным переписи населения в 2010 году).
В 4 квартале 2014 года Компания продолжила развивать LTE роуминг, увеличивая количество роуминг-партнёров. Возможность использования передачи данных в сетях LTE доступно абонентам Компании в 37 странах. Компания и далее будет увеличивать количество роуминг-партнёров.
Строительство магистральных сетей связи
Масштабный рост трафика и запуск сети четвертого поколения выступают ключевыми факторами, определяющими развитие магистральной сети МегаФона. Основные усилия Компании в этом направлении были сосредоточены на расширении ёмкости инфраструктуры и географии сети, а также на модернизации транзитных каналов связи. Протяжённость магистральной сети Компании составляет более 120 000 км и продолжает увеличиваться, в том числе на международном рынке, что позволит Обществу оказывать услуги (доступ в Интернет, аренда каналов, услуги виртуальных частных сетей VPN и др.) российским и зарубежным мультинациональным компаниям.
Компания совместно с «Казахтелекомом» и Interoute запустила евроазиатскую оптоволоконную магистраль Dream, соединившую Франкфурт и Гонконг. Пропускная способность магистрали составила 8 Тбит/с, конечным клиентам будут доступным каналы связи от 1 до 10 Гбит/с. Dream является самым быстрым маршрутом, соединившим Европу и Азию: круговая задержка сигнала по маршруту от Франкфурта-на-Майне до Гонконга составляет 175 мс, а в среднем по рынку этот показатель составляет около 195 мс.
Развитие собственного ритейла
Еще одно ключевое направление развития — развитие собственных салонов продаж, повышающее качество обслуживания и способствующее значительному росту лояльности абонентов, что в свою очередь должно уменьшить отток абонентов и увеличить использование дополнительных услуг (VAS-услуг). В декабре 2012 г. Компанией была приобретена, а в июле — увеличена до 50%, доля в крупнейшем российском сотовом ритейлере Евросеть. Данное приобретение способствует увеличению качества абонентской базы, получению значительной выгоды от синергий, связанных с продажей телефонов, а также существенному снижению стоимости подключения одного абонента к сети МегаФон.
В 4 квартале 2014 года Компания открыла двухтысячный собственный салон продаж. Компания и в дальнейшем планирует развивать собственные салоны продаж, оптимизируя текущую сеть, увеличивая ассортимент и оказывая новые услуги в салонах.
Усиление позиций на корпоративном рынке
ОАО «МегаФон» предоставляет комплексные решения в области мобильной и фиксированной связи корпоративным и государственным заказчикам. Общество располагает обширным спектром тарифных предложений для обеспечения связью сотрудников с учетом специфики деятельности организации и ее размеров. В 2012 году было завершено объединение продуктовых портфелей «МегаФона» и «Синтерры» — Компания стала универсальным оператором связи для B2B и B2G клиентов во всех регионах России, получив тем самым важное конкурентное преимущество на рынке. В ноябре 2013 года окончательно завершена интеграция активов Синтерры в МегаФон. Для привлечения клиентов в сегментах SME и SOHO были разработаны новые тарифные предложения и решения, а также улучшены интерфейсы пользования дополнительными услугами. Компания также продолжила развивать продажи и обслуживание клиентов малого и среднего бизнеса через сеть собственных салонов связи «МегаФон-Ритейл». В рамках реализации комплексной программы по улучшению качества обслуживания корпоративных клиентов оператор построил Федеральный Центр Обслуживания Корпоративных Клиентов (ФЦОКК), основная задача которого — обработка письменных обращений абонентов. Важным направлением работы станет разработка систем самообслуживания, систем поддержки клиентов, инновационных продуктов, обеспечивающих упрощение бизнес-процессов клиентов, и управления качеством услуг в реальном времени.
Приобретение новых активов
За прошедшие годы МегаФон приобрёл ряд активов, которые, согласно ожиданиям Компании, позволят ей значительно укрепить свои позиции на телекоммуникационном рынке России. В июне 2010 года были приобретены 100% акций ЗАО «Синтерра», тем самым МегаФон усилил свою сетевую инфраструктуру и свои возможности на рынках дальней связи, фиксированного и мобильного широкополосного доступа в интернет, а также конвергентных услуг. Использование магистральных каналов ЗАО «Синтерра» способствовало повышению качества предоставляемых услуг в сетях 3G и увеличению скорости передачи данных, заложив мощную платформу для интенсивного развития бизнеса Компании. ЗАО «Синтерра» было присоединено к ОАО «МегаФон» в ноябре 2013 года. В октябре 2010 года, в рамках реализации планов по выходу на рынок широкополосного доступа в Интернет для физических лиц, МегаФон интегрировал ЗАО «ПетерСтар» в Северо-Западный филиал Общества. Также в июне 2011 года к ОАО «МегаФон» было присоединено ОАО «СЗКТИ», предоставляющее услуги фиксированной связи на территории Мурманской области, бизнес которого был интегрирован в Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон». В феврале 2011 года МегаФон интегрировал ЗАО «Синтерра-Урал» в Уральский филиал ОАО «МегаФон». Указанные интеграции позволили увеличить долю рынка Общества в области оказания фиксированной связи на территории Уральского и Северо-Западного филиалов ОАО «МегаФон».
В октябре 2010 года МегаФон приобрел ЗАО «Метроком». В апреле 2011 года МегаФон приобрел 100% акций ЗАО «Вэб Плас», что предоставило Компании дополнительные возможности оказания услуг фиксированной связи в Санкт-Петербурге.
В июне 2011 года Компанией приобретены 100% ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг» (группа компаний NetByNet), что позволило Компании выйти на рынок фиксированного широкополосного доступа в интернет, цифрового телевидения и IP-телефонии в ряде регионов. МегаФон укрепил позиции на рынке услуг фиксированной связи и ШПД в регионах России приобретением ООО «Интернет Центр», ООО «Связьинформ», ООО «Лучше.net».
В июле 2011 года МегаФон приобрел 100% акций ЗАО «ТК «КОМЕТ», которое в ноябре 2011 года было реорганизовано в форме присоединения к Компании.
В ноябре 2011 года МегаФон приобрёл 100% доли в уставном капитале ООО «Находка Телеком», оператора фиксированной связи, осуществляющего свою деятельность в Находке и Владивостоке, что позволило укрепить позиции на территории Дальнего Востока.
В декабре 2011 года МегаФон приобрёл 100% акций ОАО «Югрател», оператора связи, осуществляющего свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ХМАО).
В сентябре 2012 года МегаФон приобрёл 100% акций компании Felebior Holdings Ltd., владеющей группой «ВАС Медиа» — поставщиком мультимедийного контента, рингтонов, услуг геолокации, мобильных платежей и других дополнительных услуг. Данное приобретение позволило более успешно реализовать стратегию Компании по развитию новых сервисов на рынке дополнительных услуг посредством укрепления позиций на смежных рынках.
В декабре 2012 года МегаФон приобрел (через подконтрольные компании) 25% доли в уставном капитале ООО «Евросеть Ритейл» — крупнейшем российском мобильном ритейлере. В июле 2014 года указанная доля была увеличена до 50%. Данное приобретение позволило Компании повысить качество привлекаемой абонентской базы, а также предоставило возможность более широкого продвижения продуктов МегаФона через салоны Евросети.
В октябре 2013 Компания закрыла сделку по приобретению 100% доли в Maxiten Co Limited, владеющей 100% долями в ООО «Скартел» и ООО «Йота» («Скартел / Йота»), с последующей (в апреле 2014 года) реорганизацией ООО «Йота» в форме присоединения к ООО «Скартел».
В 2013 — 2014 годах Компанией (через подконтрольное ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг») также приобретены операторы фиксированной связи ООО «ЛНТ» (г. Лобня), ООО «Ратмир Телеком» (г.Тверь), ООО «Теле Миг» (г. Новый Уренгой), ООО «Астон» (г. Серпухов), ЗАО «Экспресс ТелеКом» (г. Москва), которому принадлежит ООО «АртиКом» (г. Москва) и ЗАО «Адвантэдж Телеком» (г. Дмитров).
Для расширения полосы доступных частот в Волгоградской области в 1 квартале 2014 года Компанией было приобретено ЗАО «СМАРТС-Волгоград».
Выход в новые сегменты бизнеса
Для того чтобы адаптироваться к изменяющимся рыночным реалиям, Компании необходимо активно участвовать в перераспределении создания стоимости от обеспечения простого доступа к оказанию услуг с добавленной стоимостью. С 2011 г. 100% дочерняя компания МегаФона — ЗАО «МегаЛабс» — осуществляет деятельность по продвижению инновационных продуктов и услуг, среди прочего, в области контента и медиа, мобильной рекламы, мобильных финансовых услуг, услуг в сфере облачных вычислений и M2M. Внедрение и запуск этих услуг будут в значительной степени способствовать росту доходов Компании, как прямо, так и косвенно, путём увеличения объёмов трафика в сети Компании, при этом, не требуя значительных инвестиций благодаря нацеленности на партнёрства как с зарекомендовавшими себя разработчиками, так и с начинающими командами разработчиков.
Заключение
Российский телекоммуникационный рынок, в частности, рынок мобильной связи, продолжает рост. Проникновение по состоянию на начало 4 квартала 2014 года составляет 167,62%, при этом в Московском регионе проникновение превысило 200% (по данным AC&M Consulting), что значительно выше проникновения мобильной связи в большинстве Европейских стран и США.
Основным драйвером развития мобильных операторов является мобильная передача данных. Операторы приступили к строительству сетей четвёртого поколения, продолжая при этом строить сети третьего поколения, что приводит к быстрому увеличению потребления мобильного интернета. Росту проникновения мобильного интернета также способствует быстрый рост проникновения смартфонов среди населения. Смартфоны дают возможность абонентам без привязки к местоположению получать доступ к интернету, социальным сетям, полностью использовать возможности мобильных приложений и получать доступ к разнообразному контенту.
Сегодня ОАО «МегаФон» — один из крупнейших универсальных телекоммуникационных операторов России. Более того, Компания является одним из первых операторов, развернувших собственную сеть и оказывающих весь спектр услуг мобильной связи на территории России. Помимо этого, дочерние и подконтрольные организации Компании работают в Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии. По данным AC&M Consulting, на начало 4 квартала 2014 года число абонентов Общества превышало 71,5 млн. (включая 69,1 млн абонентов в России).
ОАО «МегаФон» традиционно внедрял самые передовые технологии. МегаФон — первая в России компания, запустившая в коммерческую эксплуатацию мобильную сеть 3G, а также первая в партнёрстве со Скартел/Yota запустила сеть стандарта LTE. Это позволило Компании занять лидирующие позиции на рынке передачи данных по объему выручки. Для укрепления собственных позиций и развития новейших технологий в Российской Федерации Обществом на территории Москвы и Санкт-Петербурга была запущена сеть LTE-A (LTE Advanced), которая позволяет достигать скоростей до 300 Мб/с.
В целом, можно сказать, что результаты деятельности Компании существенно опережают тенденции развития отрасли.
Библиографический список
1. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. — М.: Типография «НОВОСТИ», 2000. — 256 с.
2. Акмаева Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие / Р. И. Акмаева. — М: Финансы и статистика, 2007. — 208 с.
3. Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф. — СПб. :Питер, 2002. — 420 с.
4. Алексеев А. А., Багиев Г. Л. Основы проведения маркетинговых исследований: учебник / А. А. Алексеев, Г. Л. Багиев. — М.: Экономика, 2011. — 456 с.
5. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 328 с.
6. Багриковский К. А., Бендиков М. А. Корпоративная культура в современной экономике России // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — № 2. — С.59−65.
7. Белковский А. Н. Конкурентная стратегия современных компаний // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — № 4. — С. 3−9.
8. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебник / И. К. Беляевский. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 501с.
9. Бородушко И. В. Стратегическое планирование и контроллинг / И. В. Бородушко, Э. К. Васильева. — СПб. :ПИТЕР, 2006. — 192 с.
10. Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 4. — С.112−124.
11. Волкогонова О. Д. Стратегический менеджмент: учебник / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. — М.: ИНФРА — М, ФОРУМ, 2007. — 256 с.
12. Гапоненко А. Л. Стратегическое управление / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — М.: Омега-Л, 2008. — 464 с.
13. Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации: учеб.пособие. 2-е изд., исправленное и дополненное / И. Б. Гурков. — М.: ТЕИС, 2004. — 239 с.
14. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: учебное пособие / Е. Дихтль, Х. Хершген. — М.: Высшая школа, 2012. — 215 с.
15. Кондратьев В. Корпоративное управление в России: есть ли шанс для улучшения // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 6. — С. 84−98.