Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Афинская демократия в 5 веке до нашей эры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После убийства Эфиальта демократические реформы продолжил Перикл. Он ввёл мистофории — оплату труда должностных лиц. Эта реформа лишила аристократию монополии на государственные посты. Теперь даже феты могли хоть и не формально, но фактически выставить свою кандидатуру на жеребьевку и стать архонтом. В гелиэе перешли к тайному голосованию, что уменьшило возможность давление аристократии… Читать ещё >

Афинская демократия в 5 веке до нашей эры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ Кафедра Всемирной и Отечественной Истории Тема: «Афинская демократия в 5 в. до н.э.»

Каменская Е. Д Студентка 1-го курса ф-та МЖ Гр. 101

Научный руководитель Кудрявцев Олег Федорович Москва, 2014

В данной работе будет рассмотрена афинская демократия — самая развитая и известная из всех античных демократий. Её формированию поспособствовали реформы Солона и Клисфена (о чем сказано в разделе о становлении афинской демократии), однако своего наивысшей точки своего развития она достигла во времена Перикла. Этот период даже назвали «Перикловым веком». Однако афинская демократия не была совершенна, у нее были свои недостатки, и было ясно, что период расцвета Афин продлится недолго. Несмотря на это, она считается одним из важнейших достижений античной политики, и ее принципы легли в основу устройства многих современных демократий.

Становление демократии в Афинах

Демократический строй в Афинах появился на рубеже архаической и классической эпох благодаря реформам Клисфена. В последующие годы демократия видоизменялась, пока в 5 веке до н.э. не достигла своего наивысшего развития.

Создание Фемистоклом в 80-х годах 5 века до н.э. мощного военного флота поспособствовало приданию голосу фетов, бедных афинян, бывших гребцами на афинских триерах, большую значимость. Демократия оказалась ориентированной на низшие слои населения. Другая же реформа Фемистокла, по которой архонтов стали выбирать по жребию, привела к тому, что высшие посты стали занимать совершенно случайные люди, часто из низших слоев, что снижало значение архонтской магистратуры.

Стремительную радикализацию афинской демократии остановили Греко-персидские войны, а в частности — нашествие Ксеркса. В ситуации войны Афинам было необходимо жесткое руководство, похожее на государственное устройство Спарты, которое нашлось в лице Кимона, решения которого поддерживал Совет ареопага. Ареопагиты достойно проявили себя в сложной ситуации, сумев, например, в 480 году успокоить граждан полиса и устроить экстренную эвакуацию жителей из Афин, однако демократические реформы были приостановлены.

В 461 году до н.э. Кимон был подвергнут остракизму, а пришедшую к власти группировку возглавили Эфиальт и Перикл. По предложению Эфиальта ареопаг лишился незаконно присвоенных по время войны полномочий, а его обязанности были распределены между гелиэей (судом), народным собранием и Советом пятисот. Бузескул пишет: «Реформа ареопага была, можно сказать, завершением предыдущего исторического процесса: ею утверждено в Афинах окончательное господство полной — хотя, как увидим, пока ещё далеко не разнузданной — демократии, к чему в сущности вёл весь предшествовавший ход афинской истории, особенно со времён Фемистокла и греко-персидских войн» В. Бузескул. Перикл. Историко-критический этюд. Харьков, 1889. С. 112 — 115.

После убийства Эфиальта демократические реформы продолжил Перикл. Он ввёл мистофории — оплату труда должностных лиц. Эта реформа лишила аристократию монополии на государственные посты. Теперь даже феты могли хоть и не формально, но фактически выставить свою кандидатуру на жеребьевку и стать архонтом. В гелиэе перешли к тайному голосованию, что уменьшило возможность давление аристократии на рядовых граждан и сделало суд более справедливым. Стало чаще собираться народное собрание. В 451 году до н.э. был принят закон о гражданстве, воспринятый неоднозначно. Согласно этому закону, гражданами Афин считались только лица, которые могли подтвердить свою принадлежность к гражданскому коллективу и по материнской, и по отцовской линии. Гражданский коллектив Афин превратился в сословие «избранных».

Основные принципы афинской демократии

Классическая афинская демократия была не первой, но самой развитой во всей античной истории. Её характеристики были свойственны всем античным демократиям.

Античная демократия была прямой и предусматривала реальное участие всех граждан полиса в управлении государством: демос был суверенным, а народное собрание обладало неограниченной властью. В условиях полиса политическая активность граждан была не столько правом, сколько обязанностью, а демонстративный уход в частную жизнь порицался.

Одним из важнейших принципов была исономия — равенство всех граждан перед законом, отсутствие привилегий у кого-либо по принципу богатства или знатности. В знаменитой речи, воспроизведенной Фукигидом, Перикл говорит: «По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех, что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству» Фукидид. История. / Пер. Ф. Г. Мищенко. В 2 т. М., 1887—1888. —Т. 1, стр. 36−41. Однако для некоторых должностей (должности архонта или казначея) имущественный ценз все же существовал.

Античная демократия гарантировала не только свободу слова и выбора, но и свободу частной жизни граждан в рамках закона. Однако интересы государства ставились выше интересов отдельных людей, демократия была коллективистской.

Государственно устройство Афин

Верховным и ничем не ограниченным органом власти была экклесия — народное собрание. В нем состояли все совершеннолетние взрослые граждане мужского пола, то есть те, которым исполнилось 20 лет. Собрание созывалось 40 раз в год, на нем решались все сколько-нибудь важные государственные вопросы. Местом проведения изначально была Агора, но собрание мешало торговле, и экклесию перенесли на холм Пикс. Решение в народном собрании принималось общим голосованием — хиротонией (поднятием рук). В особо важных случаях голосовали тайно — опускали в урны псефы — простые камешки, замененные впоследствии металлическими дисками. Так как разделения властей в Афинах не существовало, то народное собрание сосредотачивало в своих руках различные государственные функции.

Между заседаниями экклесии собирался буле, или Совет пятисот. Он обладал правом законодательной инициативы, рядом функций исполнительной и судебной власти. Булевты избирались сроком на год, по 50 человек из каждой филы. Основной и важнейшей функцией Совета, собиравшегося на Агоре почти каждый день, было обсуждение и подготовки повестки дня экклесии. Совет пятисот играл важную роль во внешней политике, контролировал военное обучение и состояние флота, следил за казной, порядком в городе. Надо заметить, что экклесия полностью контролировала деятельность буле и могла отменить любое его решение. Совет был разбит на 10 отделений, дежуривших по очереди для большей эффективности. Из пританов, членов дежурного отделения Совета, выбирался на один день их глава — эпистат, на краткий срок являющийся как бы главой государства.

Все еще продолжал существовать Совета ареопага, но его полномочия были урезаны реформой Эфиальта. Теперь он выполнял лишь фунцкию суда по сложным делам об убийствах, преступлениях против религии.

Однако основой афинской судебной системы была гелиэя — суд присяжных. В него входит 600 дикастов, избираемых по жребию на один год из числа афинских граждан не моложе 30 лет. Для разбора дел гелиэя разбивалась на дикастерии — коллегии, в каждою из которых чаще всего входило 500, а впоследствии 501 человек. Гелиэя была высшим государственным судом, в ней можно было оспорить какое-либо решение народного собрания, то есть она была единственным органом, ограничивающим экклесию. Судопроизводство было публичным и носило состязательный характер. Приговор гелиэи не подлежал оспариванию. К сожалению, члены суда присяжных, как правило, не очень хорошо знали законы и руководствовались своей «гражданской совестью».

Исполнительную административную власть исполняли коллегии магистратов. Их было около 700 человек, круг обязанностей каждого был узок. Магистрат занимал свою должность в течение года. Выборная система занятия постов привела к тому, что античный полис не знал бюрократии.

Аристотель пишет: «На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом3 и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук, и избранные таким порядком исполняют обязанности от Панафиней до Панафиней. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности». Считалось, что жребий выражает волю богов и является наиболее демократичным способом назначения на должность.

Архонты, бывшие в Афинах классической эпохи высшими должностными лицами, утратили свои полномочия и сохранили лишь формальный авторитет, надзирая над религиозной жизнью полиса и организовывая государственные праздники.

Самыми же влиятельными должностными лицами были десять стратегов. Они обеспечивали оборону государства, командовали войском и руководили всеми военными мероприятиями. Но из-за неразрывности войн и жизни полиса стратеги приобретали все большую политическую значимость.

перикл магистратура афинский демократия

Недостатки афинской демократии

Афинская демократия, в сущности, была «демократией для меньшинства». У рабов, метеков, женщин не было политических прав. Все полнотой гражданских и политических прав пользовалось 13% населения.

Афины процветали лишь благодаря форосу, присылаемому ежегодно союзниками и составлявшему приличную сумму, беспощадно эксплуатировали города, входившие в Афинскую морскую державу.

Управляющие органы не обладали должной профессиональностью и компетентностью. Непропорционально большую роль в управлении государством играли ничем не занятые бедняки, легко подверженные влиянию демагогов, так как все без исключения граждане не имели физической возможности часто приезжать на заседания экклесии. Непрофессионализм управления объяснялся и широким применением жеребьевки, и на ответственные посты попадали случайные люди.

Роль Перикла в становлении афинской демократии

С именем Перикла связана эпоха наивысшего расцвета Афин. Она даже была названа в его честь «Перикловым веком». Перикл (494−429 до н.э.) принадлежал к знаменитому старинному аристократическому роду Алкмеонидов, но выбрал защиту интересов народу своим приоритетом и стал лидером афинской демократии.

Феномен Перикла заключается в том, что он в течении десятилетий был практически единовластным правителем всей Афинской морской державы при весьма успешном функционировании демократических учреждений. Фукигид пишет: «Перикл, как человек, пользовавшийся величайшим уважением сограждан за свой проницательный ум и несомненную неподкупность, управлял гражданами, не ограничивая их свободы, и не столько поддавался настроениям народной массы, сколько сам руководил народом. Не стремясь к власти неподобающими средствами, он не потворствовал гражданам, а мог, опираясь на свой авторитет, и резко возразить им. Когда он видел, что афиняне несвоевременно затевают слишком дерзкие планы, то умел своими речами внушить осторожность, а если они неразумно впадали в уныние, поднять их бодрость. По названию это было правление народа, а на деле власть первого гражданина».

Внутренняя политика Перикла была направлена на укрепление демократии: именно он ввел мистофорию — плату за исполнение должности, выдачу «театральных денег»; при нем основывались клерухии — военно-земледельческие поселения афинян за пределами Аттики, на территориях союзных полисов. Используя огромные суммы фороса, Перикл превратил Афины в, как он сам говорил, «школу Эллады».

Внешняя политика была посвящена укреплению славы, величия и могущества Афин. Перикл стремился к гегемонии Афин, опираясь в исполнении программы на, казалось, неисчерпаемые финансовые ресурсы.

Заключение

Самый блестящий в истории Афинского полиса период расцвета его экономической, социальной, политической и культурной жизни наступил после окончания греко-персидских войн, и он совпал с временем правления главы «демократической партии», первого стратега Перикла. Во многом благодаря его усилиям в Афинах были доведены до логического завершения демократические реформы, начатые в VI в. до н.э.

Однако первой исторической опыт осуществления «народовластия» не был свободен от ошибок. Оппозиция внутри Афин, неблагоприятная внешнеполитическая ситуация (поражение от Спарты в Пелопоннесской войне) привели к кризису, а затем и быстрому перерождению демократии.

Уже во время Пелопоннесской войны, в 411 г. до н.э., после катастрофического поражения афинян в Сицилии, в Афинах произошёл государственный переворот. Легально, по решению народного собрания демократический строй был заменён на олигархический. Была установлена «тирания тридцати», свергнутая спустя несколько месяцев. Хотя демократия в Афинах была вновь провозглашена, она являлась бледной тенью своей великой предшественницы — демократии середины V в. до н.э.

Список используемой литературы

1. В. Бузескул. Перикл. Историко-критический этюд. Харьков, 1889.

2. Фукидид. История. / Пер. Ф. Г. Мищенко. В 2 т. М., 1887—1888.

3. Аристотель. Афинская полития. Пер. С. И. Радцига. М., Л., 1936. (Переиздание: М., 2007)

4. Древняя Греция: учеб. пособие для вузов / Б. С. Ляпустин, И. Е. Суриков, Москва, Дрофа, 2007

5. Ф. Арский. Перикл. Москва. Молодая гвардия, 1971 г.

6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. / Пер. В. А. Алексеева. М.: Альфа-кн. 2008.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой