Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование тактики защиты «зонный прессинг» юных баскетболистов (13-14 лет)

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Баскетболисты опытно-экспериментальной группы в констатирующем педагогическом эксперименте в беге на 20 метров имеют результат в среднем 4,08. В конце сезона, в формирующем педагогическом эксперименте (май, 2011 год) средний результат экспериментальной группы составлял 3,84. Сравнивая полученные данные тестирования мы выявили прогресс. Так же положительная тенденция к улучшению результатов… Читать ещё >

Формирование тактики защиты «зонный прессинг» юных баскетболистов (13-14 лет) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление Введение Глава I. Теоретико-методические особенности формирования тактических взаимодействий в защите

1.1 Общая характеристика тактики защиты «зонный прессинг»

1.2 Анатомо-физиологические и морфо-функциональные особенности развития подростков (13−14 лет)

1.3 Методика обучения игровой деятельности в защите «зонный прессинг»

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности тактики защиты «зонный прессинг» в игровых действиях

2.1 Организация исследования

2.2 Средства формирования тактики защиты «зонный прессинг»

2.3 Результаты исследования Выводы Список литературы Приложения

Введение

Актуальность. Современный баскетбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям спортсменов. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении активно бороться за мяч или место на каждом участке площадки, также постоянно улучшается результативность и реализация бросков. И чтобы препятствовать результативности нападения, сбить темп и увеличить количество потерь мяча у команды соперника, используют защиту прессингом.

При формировании умений у юных баскетболистов зонного прессинга тренер должен учитывать возрастные особенности, а также применять все многообразие средств и методов для более эффективного решения данной задачи. Для применения рациональной методики обучения юных баскетболистов необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.

Под термином «защита прессингом» подразумевают использование наступательной, атакующей тактики защиты. Целью ее является расстроить игру противника, вызвать неточные передачи мяча, нарушения правил 8 секунд и лишения инициативы. Успешное применение этой защиты требует хорошей физической подготовки игроков и тщательного изучения тактики защитных приемов при использовании зонного прессинга.

Даже если команда не имеет возможности часто применять зонный прессинг, его изучение выгодно с двух точек зрения. Во-первых, разучивая защиту в реальных игровых ситуациях, игроки начинают понимать принципы основных взаимодействий и в дальнейшем могут активно действовать в нападении, встречаясь с этим видом защиты. Во-вторых, это хороший вспомогательный вид защиты, который может быть успешно применен, если этого потребуют обстоятельства.

Командная защита, являясь одним из важнейших технических элементов, представляет собой координированные усилия всех членов команды, направленные на предотвращение взятия корзины и овладения мячом. Команду, постоянно усиливающую свою защиту, понимающую важность овладения мячом и всегда играющую с хорошим настроением, агрессивно и решительно, победить очень трудно.

Тему данной работы считаем актуальной, так как на данном этапе развития баскетбола результативность игры зависит не только от технической оснащённости игроков, но и от эффективности тактических взаимодействий, как в нападении так и в защите.

Цель: совершенствование тактики защитных действий у юных баскетболистов (13−14лет).

Объект: учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов (13−14 лет) на этапе 3-го года обучения.

Предмет: эффективность методики формирования тактики защиты «зонный прессинг» у юных баскетболистов (13−14 лет).

Гипотеза: предполагается, что для повышения эффективности использования приёма защиты «зонный прессинг» во время тренировочного процесса у юных баскетболистов (13−14 лет) необходимо:

1) сформировать способности для эффективного применения защиты зонным прессингом в период тренировочного процесса;

2) подобрать и разработать ряд специальных упражнений способствующих эффективности применения защиты зонным прессингом в игровой ситуации.

Задачи:

1. Определить теоретико-методические аспекты формирования тактических действий у юных баскетболистов (13−14 лет).

2. Разработать комплекс упражнений по взаимодействию игроков в процессе применения зонного прессинга.

3. Экспериментально обосновать эффективность разработанного комплекса упражнений в тактической подготовке юных баскетболистов (13−14 лет).

Методы:

1. Анализ литературы и передового педагогического опыта по организации учебно-тренировочных занятий начинающих баскетболистов.

2. Метод педагогического наблюдения.

3. Метод контрольного упражнения (тестирование).

Глава I. Теоретико-методические особенности формирования тактических взаимодействий в защите

1.1 Общая характеристика тактики защиты «зонный прессинг»

Активизация действий в баскетболе напрямую зависит от успешного использования определённой тактики защиты или нападения. Прежде чем перейти к содержанию определения «зонный прессинг» необходимо обратиться к содержанию понятия «тактики», так как тактика является одной из основных составляющих в баскетболе. 12,16]

Характер и содержание индивидуальных действий и взаимодействий игроков-партнеров в каждый игровой момент обусловлены изменяющимися условиями их выполнения, а осмысленный выбор диктуется избранной тактикой игры. 11]

Тактика игры — это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенности конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры.

Уровень тактической оснащенности игроков создает предпосылки для максимального использования в игре их технического потенциала. В тоже время, чем совершеннее техника баскетболиста, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовленности, выработки разнообразной командной тактики. Таким образом, понятия тактика и техника имеют тесную и взаимообусловленную связь.

Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций в баскетболе соответствует наличие многочисленных адекватных тактических действий отдельных игроков, группы игроков и команды в целом. Их можно систематизировать согласно общим признакам. 5,14,20]

По направленности деятельности выделяют два раздела: тактику нападения и защиты. По особенностям организации тактика защиты состоит из трех групп действий: индивидуальные, групповые и командные.

Индивидуальные действия — это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.

Групповые действия — это взаимодействия двух или трех игроков в рамках выполнения командной задачи.

Командные действия — подразумевают взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение задач ведения игры. (Приложение № 1)

Одним из эффективных действий игры в защите является использование тактики защиты «прессингом». Существует два типа защиты прессингом: личный и зонный прессинг. Каждый тип может применяться на всей площадке, на трех четвертях площадки или на ее половине. Прессинг на всей площадке может начинаться при введении мяча в игру из-за пределов площадки или когда первая линия обороняющихся игроков начинает активные действия у линий штрафного броска команды противника. Прессинг на трех четвертях площадки начинается у вершины области штрафного броска команды противника. Прессинг на половине площадки начинается в одном шаге перед линией, разделяющей площадку на две половины.

Использование защиты прессингом предъявляет особые требования к команде. Команда нуждается в длинной скамейке игроков и в достаточном тренировочном времени для совершенствования как личного, так и зонного прессинга.

Командный прессинг на площадке необходим в тех случаях, когда игровая обстановка требует немедленного овладения мячом. Срочное овладение мячом обязательно в том случае, когда команда проигрывает одно или два очка за несколько секунд до окончания игры, а противник «замораживает» мяч. Поскольку результативность бросков постоянного улучшается (сейчас процент попаданий самый высокий за всю историю баскетбола), качество владение мячом ухудшается. Поэтому защита прессингом может препятствовать результативности нападения, увеличивая количество потерь мяча в команде противника[15,23].

Зонный прессинг — это активная форма игры в защите, организованная по зонному принципу опеки нападающих. Защищающаяся команда развертывает агрессивные противодействия атакующим, расположившись в несколько линий и начиная давление еще до вбрасывания мяча соперниками. Основные цели данного вида защитызатруднить розыгрыш и продвижение мяча, создать ситуацию группового отбора, провоцировать удобные для перехвата мяча передачи.

В настоящее время в практике наиболее часто встречаются варианты зонного прессинга 1−2-1−1; 1−2-2; 2−2-1 и 1−3-1, которые выбирают в зависимости от задач, решаемых командой в данном матче, подготовленности соперников и их основной системы нападения против зонного прессинга.

К трудностям «зонного прессинга» следует отнести:

1. трудности, возникающие перед командой, когда несколько игроков соперника концентрируются на одном фланге;

2. трудности, возникающие при быстрой расстановке игроков и организации давления на соперника, овладевшего мячом при борьбе за отскок и стремящегося перейти в быструю контратаку. В этом случае команде необходимо некоторое время, чтобы два высокорослых игрока, принимавшие участие в борьбе за отскок, отошли на заднюю линию, а два игрока, действовавших в нападении сзади, вышли вперед.

При использовании любого варианта зонного прессинга, важно соблюдать следующие рекомендации:

* не допускать позиционного разрыва между оборонительными линиями ;

* не давать нападающему беспрепятственно выполнить длинную передачу вперед, постоянно и решительно воздействовать на игрока с мячом;

* при групповом отборе мяча не нужно стремиться, во что бы то ни стало отнять или выбить мяч из рук соперника, (это повлечет за собой персональную ошибку); прежде всего, важно ограничить выбор направлений передачи мяча для облегчения перехвата;

· Стараться не оставлять мяч у себя за спиной, отступая на линии движения мяча;

· Игроки передней линии зонного прессинга должны вынудить соперника вбрасывать мяч в желаемую, выгодную для обороны сторону площадки или нападающему, который хуже других владеет техникой ведения и передачи мяча.

Прессинг требует от игроков соблюдения следующих правил:

а) когда владеющий мячом игрок блокирован, его действия затруднены и ориентировка ограничена, остальные обороняющиеся должны располагаться между подопечными и мячом, на линии вероятной его передачи (особое внимание надо обратить на возможность длинных передач) для перехвата;

б) когда существует прямая опасность выхода игрока соперника к щиту и передачи ему мяча от партнера, его следует держать сзади, располагаясь между ним и своим щитом;

в) защитнику нужно заставить нападающего с мячом начать ведение в сторону слабейшей (обычно левой) руки, не дать ему пройти по центру, оттеснив к боковой линии или в угол площадки, вынудив его остановиться и повернуться спиной к площадке;

г) нападающего, ведущего мяч или прекратившего ведение, необходимо атаковать с максимальной активностью силами двух игроков защиты (для группового отбора мяча второй игрок временно оставляет своего подопечного, которого в этот момент подстраховывают партнеры), стараясь выбить у него мяч или заставить сделать рискованную, ошибочную передачу;

д) несмотря на то, что игроки защиты рассредоточены по всей площадке, они должны осуществлять заранее предусмотренную подстраховку и своевременно решительно переключаться на более опасного в данный момент соперника. 3,8,16,27]

Игрокам важно привыкнуть к мысли, что, правильно и активно действуя в зонном прессинге, они не столько обороняются, сколько атакуют и каждая секунда удержания соперника на его половине площадки существенно уменьшает атакующий потенциал. Каждая передача поперек площадки или верхняя передача создает благоприятную возможность для перехвата мяча и быстрой ответной контратаки [2,12].

Применение зонного прессинга провоцирует быструю игру и как следствие — более частые ошибки. Когда зонный прессинг не используется на протяжении всей игры, он может применяться:

— После успешного броска с игры или штрафного броска;

— Когда команда противника вводит мяч в игру из-за боковой линии и делает это очень медленно;

— После минутного перерыва, особенно если перед этим зонный прессинг не применялся;

— В любой обусловленный момент как элемент неожиданности[4,15]

У защиты зонным прессингом есть как сильные, так и слабые стороны.

Сильные стороны защиты прессингом:

1. при надлежащем составе команды может быть основной командной защитой.

2. эффективна в конце игры при отставании в счете.

3. эффективна против медленной команды.

4. баскетболисты могут быть «распределены» в обороне в соответствии со своими способностями.

5. эффективна против команд, находящихся не в лучшей спортивной форме.

6. помогает прессингующей команде забросить мяч после перехвата передач.

7. повышает настроение команды.

8. эффективна против команды, слабо играющей с подстраховкой.

9. вынуждает команду противника делать такие ошибки, которые она обычно не делает.

10. нервирует игроков атакующей команды.

11. ускоряет темп игры, как в защите, так и в нападении.

Слабые стороны защиты прессингом:

1. требует от игроков высокой скорости и большой агрессивности.

2. возможна лишь при «длинной» скамейке команды.

З. все игроки должны быть прекрасно подготовлены физически.

4. вызывает много фолов.

5. хороший дриблер в состоянии разрушить прессинг.

6. может вызвать панику, если команда противника быстро забрасывает несколько мячей.

7. требует от игроков хорошего настроя, упорной работы в защите и отличного взаимодействия.

8. защита часто рискует, оставляя игроков без опеки.

9. ведущий игрок может легко выбыть из игры за 5 фолов [11,25].

1.2 Анатомо-физиологические и морфо-функциональные особенности развития подростков (13−14 лет) зонный прессинг баскетболист подросток Подростковый возраст — период развития детей от 11−12 до 15−16 лет. Подростковый возраст называется также переходным возрастом, так как он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст — типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток — растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма; в это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем[12,17].

У обоих полов созревание затрачивает сначала внутренние органы, а затем тело, У девочек расширяется таз, а плечи остаются узкими. У мальчиков наблюдаются обратные пропорции: увеличение ширины плеч, таз же остается узким[9].

Специфическими моментами физического развития юношей является рост, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков (пубертатный скачок в росте).

С 11−12 до 14−15 лет девочки обгоняют мальчиков в росте, у мальчиков усиленный рост замечается в среднем с 13 лет, за период от 13 до 16 лет мальчики обгоняют девочек в росте.

Увеличение массы мышц и мышечной силы идёт наиболее интенсивно в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек — по женскому типу; это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности. Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребёнка, общие пропорции тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность, неприятные переживания, принимающие иногда патологические формы. Возрастное несоответствие в развитии сердечнососудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого — головокружение, учащённое сердцебиение, головные боли, быстрая утомляемость и т. д.

У подростка может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Нервная система подростка ещё не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения [11,14,29].

В подростковом возрасте нервные процессы отличаются большой подвижность, возбудимость коры головного мозга повышена, возбудительные процессы преобладают над тормозными. Нервные клетки коры способны к быстрому восстановлению энергетического баланса, что обеспечивает их высокую работоспособность[5].

Л. С. Выготский говорит о том, что все согласно называют этот возраст возрастом полового созревания. Но вместе с тем это возраст созревания личности и миросозерцания.

В подростковом возрасте совершаются глубокие изменения в духовной жизни человека. Стремление к самоутверждению, желание стать личностью, добиться общественного признания вызывают у подростка внутренний порыв духовных сил. Он ощущает потребность действовать.

Центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии.

Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие — с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии, причём, прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущество по сравнению с детьми.

Для нравственного развития в подростковом возрасте характерно формирование нравственных убеждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении и которые формируются под влиянием окружающей среды (семьи, товарищей и др.), в процессе учебно-воспитательной работы. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются идеалы подростков[1].

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Это стремление к познанию и оценке морально — психологических качеств людей к себе, к собственной психической жизни и качествам своей личности, потребность сравнить с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности[12].

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми.

В работе с подростком следует учесть особенности в развитии умственной деятельности ребёнка. Например, у детей (у девочек 13, у мальчиков с 14 лет) понижается скорость простых и сложных реакций (ответных движений на внешнее раздражение). Процесс образования новых временных связей в полушариях головного мозга замедляется, и они оказываются непрочными (забывание в следствии заучивании). В возрасте, предшествующем половую зрелость, временные связи вырабатываются довольно быстро, а после 13 лет образование условных рефлексов значительно замедляются. Такого рода явления объясняются тем, что в младшем возрасте преобладает механическое запоминание. В подростковом возрасте выступают более глубокие и сложные формы познания окружающего мира. Простое запоминание дополняется и углубляется элементами отвлечённого, критического и логического мышления. Подросток выбирает, обдумывает, пытается понять смысл окружающих явлений. Вполне естественно, на это уходит больше времени, чем при непосредственном предметном познании.

1.3 Методика обучения игровой деятельности в защите «зонный прессинг»

Выделяют следующие этапы изучения техники зонного прессинга:

I этап. Ознакомление с прессингом начинается с создания представления о нем. Занимающиеся должны иметь перед собой образец, который следует воспроизвести. Для этого им нужно не только сообщить сведения о приеме, о месте и значении в игре, но и дать возможность получить первые двигательные ощущения, возникающие при выполнении движения.

Задачи обучения на данном этапе:

1. сообщение предварительных сведений об изучаемом приеме его месте и значении в игре, основном назначении наиболее эффективном применении и т. п.;

2. создание зрительного и двигательного представления о правильных движениях и их последовательности;

3. выявление знаний ученика об изучаемом приеме, а также ощущений имеющихся в его двигательном опыте.

Эти задачи решаются с помощью наглядного и словесного методов и самостоятельного выполнения упражнения. В зависимости от характера изучаемого материала и задач обучения можно использовать схемы, фото, записи и т. п. после создания представления о приеме, об образце движений, которыми должен овладеть ученик, он пробует самостоятельно выполнять его. Только после этого может быть сформировано правильное представление о трудностях, связанных с овладением данным приемом. Занимающиеся получает двигательные представления о характере движений, последовательность их выполнения.

II этап. Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях. Главная задача этого этапа обучения — освоить основную структуру двигательного действия, овладеть правильным ее выполнением. Для этого необходимо:

а) овладеть структурой приема;

б) устранить напряжение и ликвидировать лишние движения, неизбежно возникающие при первых попытках выполнения;

в) устранить появляющиеся ошибки.

Внимание игроков последовательно переключается от исходного положения на основные звенья, а затем — на детали. В этот период необходимо добиться прочного освоения основной структурой приема.

Способы упрощения обстановка всегда конкретны и зависят от характера изучаемого материала.

При изучении тактики обстановка может быть облегчена — можно уменьшить или увеличить число партнеров, конкретизировать цель, которая должна быть достигнута, создать наиболее благоприятные условия определенной расстановкой, количеством тактических задач, решаемых одновременно или последовательно, указать возможные пути решения задачи и т. д.

III этап. Совершенствование приема в усложненной обстановке.

Когда основная структура движений усвоена, в занятия вводят сбивающие факторы, приближая обстановку занятий к игровой. Для того чтобы решать задачи этого этапа обучения, занимающиеся должны решить следующие задачи:

а) изучить варианты выполнения приема;

б) научиться ориентироваться в обстановке и оценивать её;

в) выполнять прием в условиях противодействия (условного и безусловного).

Обстановку усложняют различными путями: включают факторы, отвлекающие внимание, изменяют характер перемещений, амплитуду движений и т. п. Факторы, усложняющие обстановку, на первых порах включают в занятия по одному, а затем в различных сочетаниях.

IV этап. Закрепление приема в игре. Умение выполнять прием изолированно, вне игры еще не значит, что он полноценно будет использован в игре. Закрепление приема в игре предусматривает овладение умениями выбирать момент и своевременно выполнять прием, внезапно переходить к нему в имеющейся обстановке при наличии эмоциональных окрасок, различного физиологического фона, разной степени противодействия. На данном этапе должны быть решены следующие задачи:

— закрепление навыка и умение применять его в неожиданно складывающейся обстановке;

— совершенствование подвижности и вариативности приема;

— выполнение приема при внезапно возникающем противодействии;

— совершенствование индивидуального стиля выполнения приема;

— свободное применение приема в игре.

Упражнения этого типа должны носить соревновательный характер. Главное внимание обращают на творческое применение приема и его вариантов в зависимости от условий[17].

Тренер должен показать на схемах принципы взаимодействия игроков при зонном прессинге. После изучения схемы, необходимо провести теоретические занятия, используя по возможности грифельную доску для демонстрация на площадке, и настоять на том, чтобы игроки задавали вопросы. После рассмотрения рисунков тренер: показывает каждому игроку его место на площадке при тех или иных защитных взаимодействиях; затем команда проделывает эти взаимодействия в медленном темпе и, наконец, играет вполсилы против слабого спарринг-партнера.

Тренироваться в прессинге нужно ежедневно, а вводить в игру только после того, когда игроки достигнут совершенства. Сначала тренер вводит прессинг в игровых ситуациях, когда команда не подвергается риску проигрыша при его применении или как крайнее средство в проигрываемой игре, когда требуется неожиданное изменение тактики[13].

Зонный прессинг использует основные принципы зонной системы защиты, распространяя их на всю площадку, три четверти или половину площадки, с целью вывести из равновесия противника и разрушить его нападение.

Защитные позиции и передвижения в защитной стойке, при зонном прессинге игрокам часто приходятся выполнять рывки, поскольку им необходимо прикрывать значительно большие участки площадки, чем при обычной зонной защите.

Даже если команда не имеет возможности часто применять зонный прессинг, его изучение выгодно с двух точек зрения. Во-первых, разучивая защиту в реальных игровых ситуациях, игроки начинают понимать принципы основных взаимодействий и в дальнейшем могут активно действовать в нападении, встречаясь с этим видом защиты. Во-вторых, это хороший вспомогательный вид защиты, который может быть успешно применен, если этого потребуют обстоятельства. Тренеры не должны ожидать немедленной или быстрой отдачи от защиты зонным прессингом. Преимущество проявляется не сразу, но накапливается по мере того, как тактика становится все более эффективной[22].

При зонном прессинге, так же как и при обычной зонной защите, в первой линии может располагаться четное или не четное число игроков. Нечетное количество игроков первой линии зонного прессинга в защите по всей площадке, на трех четвертях или на половине ее включает построения 1 -2 — 1 — 1, 2−2 — 1 — 1, 1−3 -1, 1 -2−2.(Приложение № 2) Построения с четным количеством игроков в первой линии зонного прессинге в защите могут быть следующими: 2−2- 1, 2- 1 -2 и 2−3. Для всех видов построений при зонном прессинге в защите характерны одинаковые взаимодействия после введения командой противника мяча в игру.

Рассмотрим основные позиции игроков на примере зонного прессинга 1 — 2 — 1 — 1 на половине площадки .

Защитник 1 — средний игрок, обычно игрок задней линии, располагается во внутреннем полукруге области штрафного броска. Это должен быть невысокий, подвижный игрок, одинаково активный в защите и нападении. Он оттесняет противника в направлении, выгодном для его команды. Средний игрок подключается вторым к партнеру с целью отобрать мяч и в случае необходимости должен уметь быстро отступить назад.

Крайние защитники 2 и 3 — более высокие игроки, обычно нападающие, находятся на разных концах линии штрафного броска, несколько сместившись в направлении боковых линий. Более подвижный из них становится в позицию защитника 2, когда защищающаяся команда хочет форсировать развитие атаки в его направлении. Игроки 2 и 3 в зависимости от перемещения мяча должны уметь быстро смещаться в тыловую зону, прикрывая слабое место под корзиной.

Защитник 4 — должен хорошо чувствовать обстановку и предвидеть развитие событий, становится перед центральным кругом. По возможности на этом месте должен играть высокий игрок задней линии. Ему приходится много перемещаться, поскольку на нем лежит ответственность за игру в середине площадки.

Защитник 5 — обычно центровой, самый высокий, сильнее других играющих под щитом, становится на вершине охраняемой области штрафного броска. Последняя линия защиты прикрывает корзину, и этот игрок предотвращает легкие броски с близкой дистанции.

Разберем последовательность действий каждого игрока при перемещении мяча от места вбрасывания к охраняемой корзине.

Защитник 1.

1. Провоцирует первую передачу влево, при необходимости смещаясь вправо.

2. Предотвращает обратную передачу вбрасывающему игроку при его прорыве по центру.

3. Если крайнему игроку опекать противника с мячом, не давая последнему уйти с поворотом в центр.

4. Если крайний игрок вынуждает дриблера повернуться, агрессивно идет на отбор мяча во время поворота, закрывая дриблеру путь между собой и крайним игроком.

5. Если мяч возвращен вбрасывающему игроку, использует те же приемы во взаимодействии с другим крайним игроком, предварительно сместившись в его сторону. Правда, это займет больше времени, поскольку придется смещаться назад.

6. Если мяч передан вперед над головами первой линии, делает рынок в тыловую зону, на ходу определяя самое выгодное место для перехвата возможных передач свободным игрокам.

7. Если мяч посылается в центр, в верхнюю зону охраняемой области штрафного броска, агрессивно атакует игрока, получившего мяч, вынуждая его сделать обратную передачу в середину площадки.

8. Если мяч направлен в угол, прикрывает среднюю часть области штрафного броска со стороны мяча.

Защитники 2 и 3.

1. Если вбрасывание и позволяет сделать открыто, то только в сторону игрока № 2. Если игрок № 3 не имеет противника перед собой, он смещается назад в направлении ближайшего нападающего на своей стороне или в середину, предотвращая передачи над игроком № 1 и другим крайним игроком.

2. Если игрок противника принимает мяч в одном из углов, отступают назад достаточно далеко, чтобы при вбрасывании предотвратить передачу в тыловую зону над своей головой. Если игрок противника колеблется при вбрасывании мяча, спустя несколько секунд атакуют нападающего в своем углу, вызывал нарушение 5 секунд или длинную, поспешную передачу.

З. Если мяч вброшен на их стороне, быстро сближается с игроком, владеющим мячом, контролируя свои действия и используя техники игры в защите один против одного.

4. Не позволяют дриблеру пройти между собой и боковой линии.

5. Атакуют агрессивно, если дриблер остановился, затрудняя ему хорошую передачу вперед вдоль боковой линии. Руки должны быть подняты вверх, вызывал навесную передачу, и надо стараться хотя бы изменить направление полета мяча.

6. Если мяч введен в игру на другой стороне площадки, смещаются в центр тыловой зоны противника между центральным кругом и кругом области штрафного броска. Надо стараться предвидеть возможную обратную передачу прорывающемуся вбрасывающему игроку или другому игроку тыловой зоны противника; занимал игрока, владеющего мячом, сделать вроде бы безопасную передачу. Перехватывают поперечные и навесные передачи.

7. Если мяч возвращен вбрасывающему игроку, используют со средним игроком защитную технику двое против одного, не забывая об оставленной стороне площадке. Надо стараться, чтобы дриблер не прошел в эту сторону.

8. Если игрок, принявший мяч на стороне одного из крайних игроков, сумел передать его вдоль боковой линии, нужно немедленно следовать за этой передачей для возможной помощи игроку № 4.

9. В тыловой зоне двигаются за мячом глубоко в угол, если он передан туда. Помогают защитнику № 5 атаковать игрока с мячом.

10.Прикрывают зону под кольцо быстро, насколько возможно, если мяч в противоположном от них углу. Прикрывают середину области штрафного броска, когда мяч находится у противоположной боковой линии в районе воображаемого продолжения линии штрафного броска.

11. Стараются предвидеть и перехватывать передачи в центр в верхнюю зону области штрафного броска, когда мяч находится в дальнем от них углу у центральной линии.

12.Делают рынок под корзину, если нападающие смогли быстро пройти первую линию обороны на дальней от них стороне.

13.При перехвате подают сигнал голосом: «Мяч!» — и сразу же находят игрока впереди, обычно игрока № 21. передан ему мяч, прорываются. Нельзя забывать о возможном нарушении правил 8 секунд. Применяют ведение только в том случае, когда открыт путь к корзине.

Защитник 4.

1. Изучает позиции нападающих при игре против защиты зонным прессингом. Предупреждает передачи поверх первой линии обороны, играя на перехвате возле игрока, располагающегося в средней зоне. Положение рук и тела вбрасывающего игрока служит для игрока № 4 опознавательными знаками. Если вбрасывающий игрок сделал поворот при замахе, он может выполнять длинную передачу; если он обращен лицом к игроку № 4 и держит мяч двумя руками, обычно последует короткая передача.

2. При вбрасывании мяча двигается к боковой линии на стороне вбрасывания в позицию примерно на уровне мяча.

З. Должен быть готов к перехвату мяча при передаче игроку, располагающемуся в средней зоне на этой стороне площадки, но не упускает из виду и подстраховку возможного прохода по центру, а также поперечных и навесных передач.

4. Если два игрока первой линии обороны удачно атакуют нападающего с мячом, старается предвидеть возможное направление передачи и перехватить ее или изменить направление полета мяча.

5. Если дриблер обошел крайнего игрока по боковой линии, немедленно переключается на него в готовности перехватить передачу или изменить направление полета мяча. Если дриблер продолжает вести мяч, пытается остановить его и применить вместе с крайним игроком защитную технику двое против одного, пока игрок № 1 и другой крайний игрок оттягиваются назад.

6. Если мяч миновал позицию игрока № 4 на дальней стороне, делает рывок в области штрафного броска охраняемой корзины в сторону мяча, стараясь предугадать возможную передачу.

7. Если мяч миновал позицию игрока № 4 на ближней стороне, делает рывок в область штрафного броска охраняемой корзины по своей стороне, наблюдая во время движения за возможным направлением передач.

8. Если мяч передан в угол площадки, делает рывок к нижней зоне области штрафного броска на стороне мяча и прикрывает нападающего, находящегося в этой зоне. Остается в этой позиции, даже если в ней нет игрока противника, и готов противостоять любому броску из этой позиции.

Защитник 5.

1. Старается не позволять игроку за своей спиной получить длинную передачу.

2. Если в опекаемой зоне нет противника, двигается вперед, сменяясь в дальнюю от мяча сторону. Игрок № 4 должен прикрывать сторону с мячом в готовности перехватить мяч, посланный поверх первой линии обороны.

3. Использует во взаимодействии с крайним игроком защитную технику двое против одного, когда мяч передан в угол площадки.

4. Опекает центрового игрока, не допуская передачи ему от боковой линии в центре.

5. Прикрывает корзину от быстрых перемещений нападающих и никогда не позволяет им выполнить бросок с близкой дистанции. Использует агрессивную защитную тактику при численном превосходстве, а также финты, провоцируя броски с дальних дистанций, и агрессивно борется за отскочивший от щита мяч.

6. Перехватывает длинные передачи (при его ошибке противник может поразить корзину).

7. Анализирует движение мяча, нападающих и помогает партнерам в отборе мяча, не забывал о своей основной позиции. Выходит на перехват передач в своей зоне, когда полностью уверен в успехе.

8. Играет в области штрафного броска со стороны мяча и готов атаковать игрока в углу, если туда последует передача.

9. Агрессивно играет на мяч при передаче центровому, не забывая о возможном проходе его свободного партнера к корзине. В этом случае использует принятую в зонной системе защиты тактику задерживания, разрешал дальний бросок, если это необходимо[2].

Глава II. Организация и результаты исследования

2.1 Организация исследования Для опытно-экспериментальной работы была сформирована одна экспериментальная группа СДЮШОР № 5 города Оренбурга (директор Ценаев Леонид Борисович), в количестве 12 юных баскетболистов в группе. В течении сезона 2010/11 в тренировочных занятиях применялся комплекс упражнений повышения эффективности обучения защите «зонный перссинг».

За экспериментальный период экспериментальная группа принимала участие в городских соревнованиях, которые были проведены как в начале так и в конце сезона 2010/11. Составы команд участников соревнований не изменялись. Во время городских соревнований сезона 2010/11 были учтены статистические данные игр экспериментальной группы для сравнительного анализа, целью которого является подтверждение эффективности составленного комплекса. (Приложение № 3)

Уровень подготовленности для исследования определяется тестированием. Исследование заключается в том, чтобы учащиеся после 7 месяцев обучения зонному прессингу показали наиболее успешные результаты. Тестирование юных баскетболистов проводится в 2 этапа:

I. Этап: сентябрь 2010 г. — констатирующий эксперимент;

II. Этап: апрель 2011 г. — формирующий эксперимент.

Программа тестирования включает в себя 4 контрольных испытания:

1. Бег 20 метров (сек.).

2. Челночный бег (3×10) (сек.).

3. Прыжок в длину с места (см.).

4. Тест на спортивную реакцию (сек.).

Во время проведения тестирования учащиеся должны показать максимальный результат. Подход к комплексной оценке уровня физической подготовленности учащихся позволяет своевременно диагностировать и определить направленность и объем индивидуальных заданий, вести целенаправленную работу на достижение гармонии в развитии физических и тактических качеств, создать реальный мотив осознанной деятельности учащихся.

В процессе исследования изучалась литература по теме исследования. Анализ литературы и передового педагогического опыта по организации учебно-тренировочных занятий начинающих баскетболистов осуществлялся для постановки задач, подбора методов исследования.

Традиционно-педагогические методы:

— Метод педагогического наблюдения проводился с целью изучения организационно-методических особенностей подготовки юных баскетболистов. Педагогическое наблюдение за действиями юных баскетболистов проводилось в процессе учебно-тренировочного занятия для подбора контрольной и экспериментальной групп. Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях базы исследования.

— Метод контрольного упражнения (тестирование). Особое место в системе методов исследования занимает тестирование. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и задачам, для выявления индивидуальных различий тестируемых. Тестирование применялось для определения уровня общей физической подготовленности юных баскетболистов.

Во время проведения тестирования учащиеся должны показать максимальный результат. А такая мотивация реально лишь тогда, когда в ходе тестирования создается соревновательная обстановка внутри группы участников. Отбор 12 учеников для экспериментальной группы осуществлялся от наилучшего результата к худшему.

Метод тестирования включает в себя 4 контрольных испытания:

1) Бег 20 метров (сек.).

2) Челночный бег (Эх 10) (сек.).

Э) Прыжок в длину с места (см.).

4) Тест на спортивную реакцию (сек.).

Описание теста «Бег на 20 м» Отмечаются линии старта и финиша. В конце дистанции должно быть достаточно места для финиширования. В маленьком спортивном зале для безопасности необходимо закрыть стену матами. По сигналу учащиеся стартует с высокого старта, и стремиться как можно быстрее пробежать дистанцию 20 м. Бегают по одному, каждому участнику дается по 2 попытки. Время бега измеряется с точностью до 0,1 с. При фальстарте бег прерывается и учащиеся стартуют снова.

Результат — лучшее время бега из 2 попыток.

Для проведения задания нужен секундомер, измерительная лента, помощник на старте (дает сигнал) и помощник на финише (засекает время секундомера).

Описание теста «Челночный бег (Зх10)» Челночный бег (3×10 м) в исходном положении лицом вперед.

Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит З0 м с предельно высокой скоростью. Учитель следит, чтобы учащийся не снижал темп бега перед финишем.

После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 м и финиширует (рис.1). Тест закончен.

Результат — время бега на З0 м (показатель скорости) с точностью до десятой доли секунды (условное обозначение — Т1) время челночного бега (Зх10 м) с точностью до десятой доли секунды (Т2). Т2 является абсолютным показателем КС в циклических локомоциях (беге). Относительный (латентный) показатель КС определяется по разности Т2 — Т1. Чем меньше эта разность, тем выше латентный показатель КС.

Общие указания и замечания. В беге на 30 м разрешаются 1−2 попытки. В челночном беге испытуемый имеет 2 попытки. В протокол заносятся лучшие результаты (Т1 и Т2). В забеге могут участвовать двое испытуемых. Хронометрист не засчитывает попытку, если испытуемый не обегает мяч. Дорожка должна быть не скользкой, в хорошем состоянии. Учащиеся выполняют задание в резиновых кедах или полукедах. Челночный бег можно проводить в зале.

Челночный бег 3×10м.

Описание теста «Прыжок в длину с места». Из исходного положения, стоя, стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет туловище вперед, смещая вперед центр тяжести тела и с махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Определяется длина прыжка с двух ног в см. Для этого теста целесообразно в спортивном зале разметить краской место — черту, от которой будет выполняться прыжок, и перпендикулярную ей черту с размеченными делениями через 1 см для определения длины прыжка. При тестировании дается три попытки.

Описание теста «Тест на спортивную реакцию (сек.)». Оборудование: Секундомер. Процедура тестирования. Испытуемый движется спиной к направлению бега. По свистку он должен принять положение упор присев, руки касаются пола. После этого он делает оборот вокруг себя, встает и бежит к обозначенной цели, удаленной на 3 м.

Результат — время от свистка до достижения цели во время бега.

2.2 Средства формирования тактики защиты зонный прессинг Направленность комплекса формирования тактики защиты зонный прессинг в тренировочном процессе юных баскетболистов состоит в разработке методики обучения активной форме командной защиты с постоянным «давлением» на мяч и готовностью к стремительному переходу в контратаку, улучшении техники и быстроты перемещений в защите, освоении групповых и командных взаимодействий при зонном прессинге.

Защита «зонный прессинг» предусматривает для этой цели использование специальных индивидуальных, групповых и командных упражнений, позволяющих ускорить процесс обучения игроков различных амплуа.

Комплекс упражнений формирования тактики защиты «зонный прессинг» рассчитан на баскетболистов, прошедших начальный этап подготовки в группах начальной подготовки и 1-го, 2-го и 3-го года обучения в учебно-тренировочных группах, то есть на игроков, владеющих индивидуальными приемами защиты и знакомых с концентрированной зонной защитой.

Комплекс защиты «зонный прессинг» в формировании тактики защиты юных баскетболистов" включает два раздела: «теория» и «практика».

Теоретические знания преподносятся юным баскетболистам в ходе учебно-тренировочных занятий с использованием макета баскетбольной площадки, просмотра учебного видеофильма, а также посещения игр Чемпионатов России по баскетболу с участием женской команды «Надежда» и мужской команды «ОГПУ ИФКиС».

Практическая часть программы осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий, в ходе товарищеских встреч с командами ровесников, а также во время участия в городских соревнованиях по баскетболу среди общеобразовательных школ.

Экспериментальный комплекс «Зонная защита в системе подготовки юных баскетболистов» рассчитана на 7 месяцев учебно-тренировочных занятий (с октября 2010 года по март 2011 года), что составляет 252 часа 4 раза в неделю по 3 академических часа.

В экспериментальной группе в течение эксперимента особое внимание уделялось обучению: тактическим и комбинационным взаимодействиям команды в защите «зонный прессинг». Так же внимание уделялось повторению и совершенствованию техники перемещений в защите, индивидуальных приемов защиты, перехвату, отбиванию передач, накрыванию бросков и других групповых и командных взаимодействий при зонном прессинге.

Игроки команды должны иметь четкое представление о своей позиции и действиях на площадке при зонном прессинге. Изучение зонного прессинга начинается с показа расстановки игроков на макете баскетбольной площадки, объяснения позиций игроков различных амплуа в той или иной зоне на площадке. Затем показываются и объясняются задачи и действия игроков в зоне с мячом и зонах, где нет мяча. После освоения игроками этих теоретических знаний на макете, приступают к расстановке игроков на баскетбольной площадке и объяснению их действий в той или иной ситуации в статичном положении.

Для лучшего понимания и представления своих действий при зонном прессинге комплекс предусматривает просмотр видеофильма по баскетболу, где применяется зонный прессинг. С этой же целью предусмотрен просмотр игр регулярных Чемпионатов России среди мужчин и женщин.

Практический раздел комплекса основан на принципах спортивной тренировки и состоит из нескольких частей:

Изучение и совершенствование индивидуальных приемов защиты.

Изучение и совершенствование групповых взаимодействий в различных зонах площадки. Изучение и совершенствование командных действий.

Применение зонного прессинга в товарищеских и официальных играх.

Тестирование.

Следуя принципам спортивной тренировки, в начале каждого недельного микроцикла повторяются приемы индивидуальной защиты, необходимые для изучения действий игроков при зонном прессинге, изучаются новые взаимодействия. В середине микроцикла отрабатываются и совершенствуются изученные групповые и командные взаимодействия. В конце недельного микроцикла при накоплении утомления применяются упражнения, требующие общей и специальной выносливости, в игровых условиях применяются хорошо изученные взаимодействия при зонном прессинге.

Примерно по такой же схеме планируются и отдельные занятия. В подготовительной части тренировки повторяются способы перемещений в защите, в начале основной части совершенствуются приемы перехвата мяча, накрывания и отбивания бросков, изучаются действия против игрока с мячом, действия игроков в зонах, где нет мяча. В середине основной части отрабатываются защитные взаимодействия в игре 2×2 и 3×3, 3×2, 4×3. После изучения командных действий при зонном прессинге, в конце тренировок эта система защиты применяется в двухсторонних играх.

Для изучения и совершенствования индивидуальных приемов зашиты были включены упражнения на совершенствование техники перемещений в защитной стойке, выбивание мяча из рук и при ведении, вырывание и перехват мяча.

Упражнения, обучающие технике и согласованности перемещений в защите. Эти упражнения в обязательном порядке применяются многими тренерами [18,21,26] для изучения совершенствования индивидуальных действий в защите баскетболистов любого уровня подготовленности.

Упражнение «Зигзаг» применяется для обучения перемещению в защитной стойке. Команда делится на две группы на лицевой линии. В каждой группе игроки разбиваются на пары. Первые пары каждой группы выходят на площадку. Один из игроков пары становится дриблером, а второй — защитником. Дриблеры ведут мяч вдоль площадки зигзагом, используя каждый свою сторону площадки. Их опекуны двигаются в защитной стойке вместе со своими дриблерами на дальнюю сторону площадки.

Приставные шаги и переговоры применяются для обучения переговорам в защите, чтобы игроки не сталкивались, умели переключаться и подстраховывать друг друга.

Команда выстраивается в колонну под корзиной на лицевой линии с капитаном, выполняющим роль лидера. Каждый игрок в защитной стойке передвигается до центра площадки, назад до линии штрафного броска, вправо до боковой линии, и затем поперек площадки к левой боковой линии. Каждый игрок, вслед за капитаном, начинает движение, как только предыдущий игрок достигнет центральной линии, и двигается точно по тем же линиям. Никому не разрешается оглядываться через плечо. Пути четырех игроков перекрещиваются у линии штрафного броска, поэтому переговоры и подсказки абсолютно необходимы, чтобы избежать столкновений.

Упражнения, применяемые для изучения активных действий в защите с целью овладения мячом, такие как выбивания, вырывания и перехваты.

Выбивание в группах. Группа встает в одну шеренгу. По команде тренера игроки, передвигаясь в защитной стойке вперед, имитируют выбивание мяча у предполагаемого противника. После имитации выбивания они быстро отскакивают назад и принимают защитную стойку.

Выбивание в парах. Игроки разбиваются на пары. Один держит мяч, укрывая его, другой старается выбить его снизу или сверху. Задание то же, но нужно вырвать мяч из рук.

Перехваты поперечных передач мяча. Задание выполняется в тройках. Два игрока, находящиеся в 5−6 м один от другого, передают мяч друг другу. Третий стоит в нескольких шагах от них. Выбрав удобный момент, он делает рывок и перехватывает мяч. Овладев мячом, игрок должен сразу остановиться или начать ведение. Затем он передает мяч одному из партнеров и перехватывает мяч с другой стороны. После нескольких попыток игроки меняются местами.

Перехваты продольных коротких передач мяча. Игрок с мячом стоит вблизи средней линии площадки. Навстречу ему из угла площадки движется партнер, которого сопровождает защитник. Первый игрок передает мяч партнеру, но из-за его спины выскакивает защитник, стремясь перехватить мяч. Смена игроков — по кругу.

Перехваты продольных длинных передач мяча. Игрок с мячом стоит вблизи корзины. Два его партнера ждут мяча, стоя на месте вблизи боковых линий в середине площадки. Защитник находится в центре площадки на дальней от игрока с мячом стороне. Игрок с мячом выполняет передачу одной рукой одному из игроков, стоящих у боковых линий. Защитник должен быстро определить направление передачи и перехватить мяч. Смена игроков — по кругу.

Задания, применяемые для изучения активных индивидуальных действий в зоне броска.

Блокирование бросков. Игроки разбиваются на пары. Нападающий с мячом и защитник располагаются в 4−6 м от щита. Нападающий медленно бросает мяч в кольцо. Защитник накрывает мяч в верхней точке или в момент отрыва мяча от рук нападающего; то же, но бросок выполняется в обычном (игровом) темпе; то же, но нападающий перед броском выполняет обманные движения; то же, но нападающий ведет мяч, затем останавливается в заранее обусловленном месте и выполняет бросок.

Для совершенствования групповых взаимодействий в различных зонах площадки мы применили упражнения, изучение и отработанность которых позволяют в дальнейшем организовать командные действия при зонном прессинге.

После изучения зонного прессинга на макете баскетбольной площадки и отработки групповых действий приступают к изучению командных взаимодействий непосредственно на баскетбольной площадке, которое проводится в следующей последовательности:

Игроки занимают позиции, соответствующие их скоростным, ростовым и технически возможностям. Затем подробно разъясняются задачи и действия каждого игрока во всех точках площадки при положении мяча во всех пяти зонах защиты.

Изучаются и отрабатываются действия трех игроков передней линии защиты против двух нападающих, пытающихся вбросить мяч из-за лицевой линии и вывести его за среднюю линию площадки.

К трем игрокам передней линии присоединяется четвертый игрок, располагающийся в середине площадки. Сначала отрабатываются действия защитников в численном большинстве, затем 4×4.

После освоения действий четырех игроков изучаются действия всей пятерки, то есть с участием самого высокого игрока, который располагается ближе всех к своему щиту. Изучение также проводится сначала при численном преимуществе защитников 5×3, 5×4, а затем в равных составах.

Зонный прессинг 1 -2 — 1 — 1 на половине площадки.

Защитник заставляет игрока 1 вести мяч к левой боковой линии. Защитник № 4 смещается влево на уровне дриблера. Защитник №З оттягивается в центр площадки. Защитник № 2 помогает партнеру № 1 агрессивно атаковать дриблера (если дриблер направлен в правую сторону, его атакуют защитники № 2 и № 3).

Защитник № 4 занимает теперь позицию, которая позволяет ему перекрыть возможные передачи игрокам 3 и 5. Защитник № 3 готов к перехвату передач игрокам 4 и 5. поскольку самой опасной в данном случае является передача игроку 5 в позиции центрового, защитник № 3 № 4 нацелены на перехват в первую очередь этой передачи. Игрок № 5 страхует корзину, располагаясь достаточно близко к игроку № 5, чтобы также иметь возможность перехватить возможную передачу в позицию центрового.

Зонный прессинг 1−2- 1 — 1 на половине площадки.

Игрок № 1 передал мяч поперек площадки игроку № 2. Стрелками показаны передвижения защитников при этой передаче. Игроки № 1 и № 3 вдвоем атакуют игрока с мячом. Защитник № 4 смещается так, чтобы иметь возможность перехватить мяч, передачу игроку № 4. Игрок № 2 оттягивается назад, чтобы прикрыть игрока № 5 в позиции центрового. Опять основной задачей игроков № 2 и № 4 является подстраховка передачи игроку № 5. Игрок № 5, располагается за спиной игрока № 5, слегка смещается в сторону мяча.

Зонный прессинг 1−2-1 -1 на половине площадки.

Игрок № 1 передал мяч игроку №З. Защитники № 2 и № 4 вдвоем атакуют игрока с мячом. игрок № 5 ушел в угол площадки. Защитник № 5 должен сопровождать его после того, как защитники № 1 и № 3 займут места в области штрафного броска. Защитник № 1 располагается на пути возможной передачи игроку № 4 в верхней зоне области штрафного броска. Защитник №З уходит под корзину с дальней от мяча стороны для подстраховки этой зоны.

Зонный прессинг 1−2-1−1 на половине площадки.

Игрок № 3 передал мяч игроку № 5. Защитник № 2 продолжает движение вдоль боковой линии и помогает партнеру № 5 атаковать игрока с мячом.

Игрок № 4 сместился в нижнюю зону области штрафного броска и защитник № 4 должен поставить преграду в этой зоне. Защитник № 1 оттягивается к линии области штрафного броска в готовности перехватить передачи назад. Защитник № 3 подходить сзади к игроку № 4, чтобы перехватить мяч, если последнему сделают навесную передачу, или включиться в борьбу за отскок в случае броска.

После освоения командных взаимодействий на тренировках, можно применить зонный прессинг в товарищеской встрече со слабой командой, игроки которой уступают в быстроте и технической подготовке. Если зонный прессинг принес успех в этой игре, следующую встречу нужно провести с более подготовленным соперником. В каждой следующей игре необходимо встречаться с более сильной командой, исправляя ошибки предыдущих встреч, и заставляя игроков действовать все более активно и решительно.

После нескольких таких игр можно принимать участие в официальных соревнованиях. В программу включено участие команды экспериментальной группы в городских соревнованиях среди школьников 13−14 лет.

2.3 Результаты исследования На проведение тестирования учащихся экспериментальной группы выделено два занятия — в начале и конце исследования. Показатели физической подготовленности юных баскетболистов опытно-экспериментальной группы в констатирующем педагогическом эксперименте (Сентябрь, 2010 года) представлены в таблице № 1.

Таблица 1.

Имя, фамилия

Возраст

Показатели тестирования

Бег 20метров, сек.

Челночный бег (3Ч10), сек

Прыжок с места, см.

Тест на быстроту реакции, сек.

Андреев Игорь

13 лет

3.9

13.2

5.9

Зимин Павел

13 лет

3.8

13.0

5.4

Зайцев Антон

14 лет

4.0

12.7

5.7

Исаков Артем

13 лет

4.2

12.6

5.4

Кузнецов Сергей

14 лет

3.7

12.7

5.9

Конев Дмитрий

14 лет

4.2

12.6

5.2

Кузин Дмитрий

14 лет

4.0

12.4

5.9

Шевчук Влад

14 лет

3.9

12.8

5.7

Широков Олег

14 лет

4.1

13.0

5.3

Шлыков Алексей

13 лет

4.2

12.5

5.7

Яковлев Михаил

13 лет

4.1

12.7

5.6

Якорев Илья

13 лет

4.0

12.6

5.5

Сумма

48.1

152.8

67.2

Таблица 2. Показатели физической подготовленности юных баскетболистов опытно-экспериментальной группы в формирующем педагогическом эксперименте (май, 2011 год).

Имя, фамилия

Возраст

Показатели тестирования

Бег 20 метров, сек.

Челночный бег (3Ч10) сек.

Прыжок с места, см .

Тест на быстроту реакции (сек).

Андреев Игорь

13 лет

3.7

12.4

5.4

Зимин Павел

13 лет

4.0

12.9

5.2

Зайцев Антон

14 лет

3.9

12.7

5.6

Исаков Артем

13 лет

3.7

12.4

5.3

Кузнецов Сергей

14 лет

3.9

12.9

5.2

Конев Дмитрий

14 лет

3.7

12.6

5.4

Кузин Дмитрий

14 лет

4.1

12.7

5.6

Шевчук Влад

14 лет

3.7

12.6

5.2

Широков Олег

14 лет

3.9

12.4

5.6

Шлыков Алексей

13 лет

3.7

12.7

5.4

Яковлев Михаил

13 лет

4.0

12.5

5.5

Якорев Илья

13 лет

3.8

12.6

5.4

Сумма

46.1

151.4

64.9

Баскетболисты опытно-экспериментальной группы в констатирующем педагогическом эксперименте в беге на 20 метров имеют результат в среднем 4,08. В конце сезона, в формирующем педагогическом эксперименте (май, 2011 год) средний результат экспериментальной группы составлял 3,84. Сравнивая полученные данные тестирования мы выявили прогресс. Так же положительная тенденция к улучшению результатов в формирующем педагогическом эксперименте (май, 2011 год) была выявлена во всех тестах. Наиболее выраженное повышение показателей было в прыжке с места: в констатирующем педагогическом эксперименте — 183,9; в формирующем педагогическом эксперименте 189,0.

Таким образом, по показателям физической подготовленности можно отметить, что группа имеет положительную тенденцию к улучшению своих результатов во всех исследуемых показателях.

Во время городских соревнований сезона 2010/11, в начале сезона (с сентября по октябрь) состоялись встречи, в которых команда СДЮСШОР № 5 потерпела поражения. Рассматривая статистические данные игр можно выделить следующее:

1. Количество подборов как на своем так и на чужом щите не велико и составляет в среднем: СЩ (свой щит) — 16,5;

ЧЩ (чужой щит) — 13,5.

2. Количество перехватов меньше чем у команд соперников и составляет в среднем 12 перехватов за игру.

3. Велико количество технических потерь, а так же фолов.

Проведенные в конце сезона 2010/2011 встречи показали эффективность применяемых средств формирования тактики защиты. Сравнивая статистические данные встреч команд в начале и в конце сезона 2010/2011 можно отметить следующие положительные изменения показателей:

1. Количество подборов как на своем так и на чужом щите возросло:

— СЩ — с 16,5 до 31,6;

— ЧЩ — с 13,5 до 20,5.

2. Количество перехватов так же увеличилось с 12 до 20,5 перехватов за встречу.

3. Положительные тенденции были выявлены и в количестве технических потерь и фолов: их число значительно уменьшилось.

На протяжении всего периода экспериментальных исследований (сезон 2010/11 г.) учебно-тренировочные занятия имеют четкую направленность на формирование тактики защиты «зонным прессингом». Комплексный учет физической подготовленности и тактических действий, их анализа позволил значительно расширить комплекс действий в защите и тем самым повысить результативность игры. За экспериментальный период команда СДЮСШОР № 5 выступала в городских соревнованиях и показывала хорошие результаты. Так в сезоне 2010/11 команда СДЮСШОР № 5 заняла 2-ое призовое место.

Выводы Характер и содержание индивидуальных действий и взаимодействий игроков в каждый игровой момент обусловлены изменяющимися условиями их выполнения, а осмысленный выбор диктуется избранной тактикой игры, то есть рациональным, целенаправленным использованием способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенности конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства.

Термин «защита прессингом» подразумевает использование наступательной, атакующей тактики защиты. Успешное применение этой защиты требует хорошей физической подготовки игроков и тщательного изучения тактики защитных приемов при использовании зонного прессинга.

В ходе успешного формирования тактических умений зонного прессинга у среднего школьника тренер должен учитывать возрастные особенности и закономерности возрастного развития главнейших систем организма, а также пользоваться всем многообразием средств и методов для более эффективного решения данной задачи.

В результате изучения теоретико-методологических аспектов был разработан комплекс упражнений по взаимодействию игроков в процессе применения зонного прессинга, состоящий из специальных индивидуальных, групповых и командных упражнений, позволяющих ускорить процесс обучения игроков с различными амплуа.

Умения, полученные в тренировочном процессе с использованием вышеуказанного комплекса, были апробированы экспериментальной группой в ходе городских соревнований. Сравнительный анализ статистических данных по игре до применения комплекса упражнений в ходе формирования тактических умений и после стал доказательством эффективности выбранных упражнений, сформировавших отличные командные взаимодействия в защите.

Таким образом, при постоянном совершенствовании командных взаимодействий, целесообразном применении тактических умений, возможно не только эффективно играть в защите, но и уметь обратить ход матча в свою пользу.

1. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000 456с.

2. Анискина С. Н. Методика обучения технике баскетбола. М.: 1986.

3. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 174 с.

4. Баскетбол: Учебник для институтов физ. культуры/ Под ред. Ю. М. Портнова. — Изд. З-е перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 288 с.

5.Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры. /под общ. ред. Ю.М. Портнова/. 6-е издание, переработанное. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 241 с.

6. Баскетбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ, М.: Физкультура и спорт, 1982. — 241 с.

7. Башкин С. Г. Уроки по баскетболу.- М.: Физкультура и спорт, 1996. — 205 с.

8. Бабушкин В. З. Подготовка юных баскетболистов. — Киев, 1985. — 164 с.

9. Бондарь А. Н. Учись играть в баскетбол. — Минск, 1986. — 293 с.

10. В. М. Касьянов. Физиологические основы физического воспитания. Пособие для учителей. — М.: 1957. — 35с.

11. Гальперин С. И. Физиологические особенности детей. — М.: «Просвещение», 1965. — 243 с.

12. Гомельский А. Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. — М., 1997. — 154 с.

13. Грасис А. М. Методика подготовки баскетболистов разрядников. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — 250 с.

14. Грасис А. М. Специальные упражнения баскетболистов. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 198 с.

15. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. — М.: Физкультура и спорт, 1987. -361 с.

16. Донченко П. И. Баскетбол юным. — Ташкент, 1989. — 254 с.

17. Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М. Спортивные игры: учебник для студ. выс. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001.

18. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с.

19. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие) / Пер. с фр. — М.: Педагогика, 1991. — Пер. изд.: Бельгия, 1986. — 176с.: ил

20. Кондратъева С. В. Педагогическая и возрастная психология. Гродно, 1996.

21. Коузи Б. и Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ. Сокращенный перевод с английского: Е. Р. Яхонтова. М., «Физкультура и спорт», 1975.

22. Петров П. К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРРЕСС, 2002. — с. 112. — (Б-ка студента).

23. Петровский А. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.

24. Прикладные проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левковоич — М., 1983.

25. Солодкова А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. — М.: Тера — Спорт, Олимпия Пресс, 2001.

26. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 520 с.

27. Фомин Н. А. Физиология человека: Учеб, пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1982.

28. Яхонтов Е. Р. и Генкин З. А. Баскетбол. М., «ФК и С», 1978.

29. Яхонтов Е. Р. Юный баскетболист. — М., 1987.

30. Яхонтов ЕР. Баскетбол: концепции и анализ. Сокр. пер. с англ. — М.: «ФК и С», 1975.

Приложение № 1

Начальная расстановка защитников при зонном прессинге 1−2-2.

Начальная расстановка защитников при зонном прессинге 2−2-1 на половине соперника.

Начальная расстановка защитников при зонном прессинге 1−3-1 на своей половине.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой