Феномен интернет-зависимости: социологический анализ
That reduces social involvement and psychological well-being? // American Psychologist. 1998. Vol 53. В последующих публикациях немало авторов выступили с подтверждением тезиса о наличии такой связи — что интернет-зависимые более одиноки и имеют более низкие самооценки, чем не интернет-зависимые. Так, к примеру, шведские исследователи Энгельберг и Шёоберг отмечают статистическую связь между… Читать ещё >
Феномен интернет-зависимости: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Минобрнауки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
" ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Факультет социологии и политологии Кафедра социологии КУРСОВАЯ РАБОТА
" Феномен интернет-зависимости: социологический анализ"
Работу выполнила: студентка 2 курса, 1 группы, Колесникова В.С.
Научный руководитель: Колесникова Е.Ю.
Ростов-на-Дону
2014 г.
- Введение
- 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию феномена Интернет-зависимости
- 1.1 Феномен интернет-зависимости как предмет исследования в западной и отечественной социологии
- 2. Феномен интернет-зависимости в России
- 2.1 Ключевые социальные характеристики российской интернет-аудитории
- 2.2 Условия, мотивы и механизмы формирования интернет-зависимого поведения молодежи: опыт эмпирического анализа (на примере молодежи факультета социологии и политологии Южного Федерального Университета)
- Заключение
- Список использованных источников
Актуальность темы
исследования. В условиях глобализации неизбежно происходят качественные изменения по всем направлениям, в том числе и в направлении развития интернет-технологий. Под воздействием Интернета трансформируются различные сферы общественной жизни. Эти изменения влекут за собой как негативные, так и позитивные последствия, что является объектом интереса многих ученых.
Главным негативным последствием развития Интернета является развитие феномена интернет-зависимости, о котором и пойдет речь в данном курсовом проекте. На протяжении 20 лет он является предметом научных дискуссии на мировом уровне, и уже более 10 лет — на национальном уровне. По данным аналитиков, степень распространенности интернет-зависимости в мире колеблется от 2% до 30%.
Актуальность настоящего исследования обусловлена следующим: во-первых, несоответствием стремительных темпов развития Интернета и научного анализа негативных последствий этого развития и активного интернет-усвоения; во-вторых, необходимостью проведения социологического анализа динамики развития феномена интернет-зависимости; в-третьих, постоянно возникающими и видоизменяющимися негативными последствиями интернет-зависимости.
Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы в той или иной мере изучались социологами, психологами, педагогами и психиатрами. Среди зарубежных исследований, посвященных феномену интернет-зависимости, особое место занимают работы К. Янг, М. Гриффитс, А. Голдберга, Р. Дэвиса, Дж. Грохола, Д. Гринфилда, К. Суррат, Дж. Морэйхэн-Мартина и П. Шумахера, Ч. Чу и ряда других авторов. Они предложили определения интернет-зависимости, критерии и оценочные инструменты. Результаты проведенных исследований послужили для многих специалистов практиков основой для разработки системы профилактических мер. Их работы во многом определяют современное состояние и перспективы изучения проблемы.
Объект исследования — механизм формирования интернет-зависимого поведения.
Предмет исследования — социальные условия, способствующие или препятствующие развитию феномена интернет-зависимости.
Цель исследования — социологический анализ факторов, обусловливающих развитие и формирование феномена интернет-зависимости.
В рамках данной цели предполагается решение следующих задач:
1. рассмотреть феномен интернет-зависимости как предмет исследования в западной и отечественной социологии;
2. изучить макро и микросоциальные факторы феномена интернет-зависимости;
3. выявить ключевые социальные характеристики российской интернет — аудитории;
4. определить условия формирования феномена интернет-зависимости в России и провести эмпирическое исследование.
1. Теоретико-методологические подходы к исследованию феномена Интернет-зависимости
1.1 Феномен интернет-зависимости как предмет исследования в западной и отечественной социологии
В современном обществе область применения Интернета настолько велика, что сейчас крайне сложно встретить человека, который бы не имел представления об его существовании. Безусловно, возможности Интернета масштабны — это и поиск информации, и общение, и работа, и развлечения, но наряду с, казалось бы, положительными аспектами использования Интернета, встали дискуссии и об его вреде.
При этом, говоря об Интернете как о площадке развития зависимости, социологи рассматривают его как существующую объективную реальность, которая имеет свои закономерности развития и формы существования. Изучая Интернет, социологи выявляют, какие изменения вносит этот институт в жизнь людей, как он влияет на свою аудиторию, какие нормы и ценности появляются с его помощью, какие формы коммуникаций превалируют в онлайн среде.
В данный момент дискутируется вопрос о включении Интернет-зависимости в классификацию болезней, наряду с такими нехимическими аддикциями, как гемблинг, лудомания, аддикция к трате денег и т. п., поскольку она также обладает рядом признаков, характерных для других зависимостей. Такими признаками являются: пренебрежение важными делами из-за аддиктивного поведения; конфликты со значимыми людьми по причине аддиктивного поведения; раздражительность или скрытность, когда другие критикуют аддиктивное поведение; безуспешные попытки сократить это поведение и т. д.
В связи с развитием компьютерных и интернет-технологий существенно возрастает количество пользователей Интернета, согласно результатам российских исследований 5−8% из них являются интернет-зависимыми. На сегодняшний день интернет-зависимость стала предметом серьезного изучения, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Степанов Р. Ю. Патологическая зависимость от компьютера или интернета / Р. Ю. Степанов; под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой // Материалы Всерос. 65-й итоговой студенческой конференции им. Н. И. Пирогова (Томск, 26−28 апреля 2006 г.). — Томск: Сибирский гос. мед. ун-т, 2006. — С. 138−140.
Термин «интернет-зависимость» предложил Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Голдберг характеризует интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности». Кимберли Янг считает, что «интернет-зависимость» — это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
Многие исследователи-психологи определяют интернет-зависимость как «навязчивое желание выйти в Интернет и неспособность выйти из Интернет», сравнивают интернет-зависимость с другими видами зависимостей, так как считают сходными механизмы их возникновения. Синонимами интернет-зависимости являются интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция. А. Е. Воскунский полагает, что зависимость от Интернета — это реально существующий феномен. Однако заявлять о таком феномене как о заболевании неправомерно из-за отсутствия в настоящее время достаточного количества исследований. А уже в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1998;1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт). Моркина Т. Б. Феномен «интернет-зависимость» // http: //www.psyhodic.ru/arc. php? page=1471
Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
1. Навязчивое желание проверить e-mail.
2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет. Кимберли С. Янг. Диагноз — интернет-зависимость // http: //septemberfox. ucoz.ru/biblio/kimberly.html
В России исследованием проблемы занимается в первую очередь лаборатория психологии МГУ и её заведующий, кандидат психологических наук Александр Bойскунский. Однако, не только психологи в России изучают эту новую, но важную проблему. Для социологов, Интернет-зависимость — не личностная проблема, а социальная, с вытекающими из нее социальными последствиями. Такие российские социологи как Н. В. Корытникова, Е. Кубякин, Н. Г. Аристова, Е. Ю. Журавлева, И. В. Соколова, Е. Скрипников так или иначе касались этой темы.
Период юности характеризуется наличием кризиса на рубеже школьной и взрослой жизни: это особый период преобразования социальной ситуации развития, когда новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой. На границе двух возрастов открывается новая идеальная форма то, что ждет его в следующем возрасте, и возникает ситуация стресса, сопровождающаяся пересмотром представлений о себе и о мире, с личностной перестройкой, носящей как позитивный, так и негативный характер. В той или иной степени волнение и тревога знакомы каждому человеку. Даже маленькие дети испытывают чувство тревоги, хотя и не всегда осознанно. Бывают случаи, когда тревога выполняет положительную функцию заставляет сконцентрироваться, тщательно подготовиться к предстоящему испытанию (например, к экзамену), повышает чувство ответственности. Но чаще бывает по-другому, страх приобретает совсем иную природу и вместо концентрации и мобилизации ресурсов приводит к их блокированию, начинает тормозить любые формы социальной активности и доставляет человеку (и лицам из его близкого окружения) массу неприятных переживаний. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: новейший справочник// М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Сова, 2003. — 928с.
Здесь представлена попытка анализа литературы по теме «Интернет-зависимость». Для удобства восприятия все работы и их анализ представлены в форме таблицы.
В таблице 1 можно ознакомиться с основными работами отечественных и зарубежных социологов, которые касаются аддикции Интернет-пользователей.
Таблица 1.1 — Анализ литературы
Название | Фамилия | Работа посвящена | Ключевые понятия | |
1. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий (социс 2010 г. № 6). | Н.В. Корыт-никова | 1) Изучению новой формы зависимости. 2) Определению Интернет-зависимости и ее признаков. 3) Выявлению отрицательных последствий интернет-зависимости на личность. | Интернет-зависимость, депривация личности и общества, информационные перегрузки, дефицит неформальных межличностных контактов | |
2. Мотивация пользователей интернета | Бабанин Л.Н., Bойскунский А.Е. | 1) Изучению мотивации пользователей Интернета. 2) Почему люди ежедневно подключаются к Сети? Какие мотивы побуждают деятельность пользователей Интернета? Как изменяется пользовательская мотивация по мере развития Интернета в нашей стране? | Мотивы и потребности пользователей Интернета, цели их деятельности, направленность интересов пользователей, оценка психологических преобразований при работе в Интернете | |
3. Социология Интернет-СМИ | М.М. Лукина | 1) Определению предмета и эмпирических объектов исследований новой области социологии — социологии Интернета. 2) Рассмотрению основных социальных проблем развития интернета, направлений и методов эмпирических исследований в этой области. | Социологический подход к изучению социальных коммуникаций, функции Интернета, методы сбора информации. | |
4. Основные категории пользователей среды сети Интернет | Журавлева Е.Ю. | Целью данной статьи является описание «сетевых ролей», предоставляемых человеку в среде сети Интернет и рассмотрение появляющихся при этом перспектив и проблем личностного развития. | Виртуальная реальность, портрет среднестатистического российского пользователя, информационный поиск, анонимность, трансформация реальности, виртуальная личность, виртуальные сообщества, игровая идентичность, Категории пользователей: 1. посредник — создатель 2. мужчины — женщины 3. проектировщики, разработчики и пользователи 4. Интернет зависимые — Интернет независимые 5. люди, создающие в сети «виртуальные личности» и не создающих их | |
5. Связанные Сетью 2.0 | Сергей Скрипников | Исследованию социальных сетей. Они рассматриваются как новый социокультурный феномен и платформа развития аддикции | Социальная сеть, социальная сила, управление реальностью, прямые и косвенные связи между пользователями при отсутствии иерархии, перманентное частичное внимание, блог, виртуальный образ, социальный контент, коллективный разум | |
6. computer and Cyberspace Addiction | Suler, J. | Автор дает определение, признаки и виды зависимости. Социальные последствия компьютерной и виртуальной зависимости. | Pathological Computer Use, Internet addiction disorder, diagnosis of an «Internet» or «Computer» addiction | |
Хотя, можно заметить, что достаточно много статей и монографий посвящено проблемам общения и зависимости в Интернете, большинство из них носят теоретический характер. Авторы пытаются дать определение новому феномену — виртуальной зависимости, выявить ее признаки, виды. Также имеются попытки изучить мотивы Интернет-пользователей. Так как она находится на стыке социологии и психологии, многие психологи проводят исследования, однако касаются в них проблем исключительно психологического характера (проблемы одиночества в Сети, влияние Интернета на психологическое состояние подростков, агрессия и злость в социальных сетях). При этом социологических эмпирических исследований на тему зависимости от Интернета немного. Поэтому проведенное мной исследование достаточно актуально и полезно для изучения особенностей проявлений Интернет-зависимости.
Таким образом, причиной возникновения интернет-зависимого поведения является слишком быстрое развитие Интернет-технологий. Рассмотрев различные точки зрения, можно сделать вывод, что под феноменом интернет-зависимости следует понимать явление, которому способствуют факторы как личностного, так и социального характера. В силу того, что основной аудиторией Интернета является молодежь, в скором времени одной из важных проблем общества может стать невозможность социальной адаптации.
1.2 Макро и микросоциальные факторы феномена интернет-зависимости
Всемирная паутина все больше затягивает современных пользователей в свои сети. Многие уже не мыслят своей жизни без ежедневного посещения интернет-форумов, общения в чатах, ICQ, сражений в онлайн-играх и подобных занятий. Особенно подвержена этому влиянию молодежь, особенно в подростковом возрасте. Интернет общение становится их излюбленным занятием, ведь для того, чтобы поболтать с другом, не нужно покидать пределов собственной квартиры. И если еще совсем недавно в семье спорили из-за того, кто будет «владеть» пультом дистанционного управления телевизора, то сегодня идут настоящие «бои» за место перед монитором. В мире известны даже смертельные случаи, одной из причин которых стало именно чрезмерное увлечение играми.
М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:
1. Психологические симптомы:
· хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
· невозможность остановиться;
· увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
· пренебрежение семьей и друзьями;
· ощущение пустоты, раздражение, возникающие во время любой деятельности, не связанной с компьютером;
· скрывание от работодателей или членов семьи правды о своей деятельности;
· проблемы с работой или учебой.
2. Физические симптомы:
· синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
· сухость в глазах;
· головные боли, мигрени;
· боли в спине;
· нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
· пренебрежение личной гигиеной;
· расстройства сна, изменение режима cна.
Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
· навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
· предвкушение следующего онлайн-сеанса;
· увеличение времени, проводимого в Сети;
· увеличение количества денег, расходуемых на Интернет. Джолдыгулов Г. А., Гусманов Р. М., Шевченко Ю. С. К вопросу о механиз-мах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми// Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабили-тация: Мат-лы Российской научно-практической конференции/ Под общ. ред. проф. А. В. Худякова. Иваново. 2005. — с. 111−112
Совершенно очевидно, что с ростом компьютеризации в странах СНГ будет неуклонно увеличиваться число и интернет-аддиктов, особенно среди молодой части населения.
Среди Интернет-зависимых отмечается более высокий уровень аффективных с преобладанием депрессии и обсессивно-компульсивных расстройств, а также маскированной депрессии в рамках малопрогредиентной шизофрении. Корейские исследователи обнаружили у старших школьников с Интернет-аддикцией более частую депрессию с повышенным риском суицида. Израильский исследователь Е. Бен Арци, изучая личностные особенности с помощью опросника Айзенка у Интернет-зависимых, обнаружил, что интроверты и экстраверты используют разные ресурсы Интернета, при этом у мужчин экстраверсия положительно коррелирует с использованием Интернета «для развлечения», а нейротизм отрицательно связан с использованием информационных сайтов. У женщин экстраверсия негативно коррелировала, а нейротизм — положительно с использованием информационных ресурсов Интернета. Позже те же авторы установили, что для Интернет-аддиктов, преимущественно женского пола, характерно ощущение одиночества, которое они стараются снизить проводя время за общением в чатах. Американский исследователь С. Каплан выделяет следующие особенности личности Интернет-зависимых лиц: депрессия, одиночество, скромность и самолюбие.
Обобщив результаты всех перечисленных исследований, можно привести следующий список черт Интернет-зависимости:
· сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела);
· сложности в непосредственном общении (замкнутость);
· склонность к интеллектуализации;
· чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом);
· низкая агрессивность;
· эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму;
· наличие хотя бы одной фрустрированной потребности;
§ независимость выступает как особая ценность;
· представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны;
· самооценка занижена;
· склонность к избеганию проблем и ответственности.
Согласно результатам, полученным в ходе исследования, проведенного Р. Краут и его коллегами, более интровертированные неумеренные интернет-пользователи оказывались более одинокими, имели больше негативных эмоций и наиболее заниженные самооценки по сравнению с менее интровертированными. Эти авторы отмечают, что чрезмерно активное пользование Интернетом приводит к ослаблению отношений с членами семьи, часто сопровождается усилением депрессии. Kraut P., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukopadhyay Т., Scherlis W. Internet paradox: a social technology
that reduces social involvement and psychological well-being? // American Psychologist. 1998. Vol 53. В последующих публикациях немало авторов выступили с подтверждением тезиса о наличии такой связи — что интернет-зависимые более одиноки и имеют более низкие самооценки, чем не интернет-зависимые. Так, к примеру, шведские исследователи Энгельберг и Шёоберг отмечают статистическую связь между частым интернет-пользованием и обострением чувства одиночества, более скудной социальной адаптацией и ослабленными эмоциональными навыками. Engelberg E., Sjoberg L. A. Internet use, social skills and adjustment // CyberPsychology & Behavior. 2004. Vol. 7. Исследование Муди показало, что интернет-зависимое поведение связано с высокими уровнями эмоционального одиночества, но низкими уровнями социального одиночества. Moody E. J. Internet use and its relationship to loneliness // Cyberpsychology and Behavior. 2001. Vol. 4, No 3. Каплан обнаружил, что одинокие индивидуумы могут развить предпочтение онлайн-социального взаимодействия, которое приводит к интернет-зависимости. Caplan S. E. Preference for online social interaction // Communication Research. 2003. Vol. 30, No 6.
В то же время многие рассматривают интернет как инструмент преодоления чувства одиночества. Во-первых, человек может легко найти в Интернете собеседника в любое время суток семь дней в неделю для непосредственного общения. При этом преодолеваются физическая отдаленность и чувство дистанции. Интернет расширил социальные сети по всему миру. Во-вторых, онлайн-коммуникация может быть анонимной: во многих случаях человек взаимодействует в сети без показа своей истинной идентичности. В то же время интернет — общение не позволяет восполнить дефицит непосредственного эмоционального общения «лицом к лицу» .
Нам представляется ошибочной попытка выявления единственной или основной причины возникновения интернет-зависимости. Чаще всего имеет место совокупность ее причин. С точки зрения различных социологических и социально-психологических концепций существует ряд факторов, вероятно обусловливающих появление и развитие интернет-зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия, расстройства влечений, злоупотребление психоактивными веществами и т. д. При этом далеко не всегда удается выявить четкую причинно-следственную связь между злоупотреблением Интернетом и сопутствующими ему личными проблемами, такими как одиночество, потеря интереса к учебе, к близким, жизненные и финансовые трудности и т. д.
Таким образом, выделяют следующие факторы интернет-зависимости:
· Личностные особенности. Под личностными особенностями подразумевается наличие предрасположенности к развитию аддиктивности или зависимости.
· Неудовлетворённая потребность. Речь идет о потребностях человека по А. Маслоу, среди которых потребность в безопасности, в любви, уважении и признании. Для некоторых людей реализация вышеперечисленных потребностей крайне сложна или ограничена, что ведет к возникновению дискомфорта с точки зрения психологического состояния.
· Суррогат межличностных контактов. Люди, склонные к аддиктивности не доверяют социальным контактам, так как заведомо знают, что люди непредсказуемы. В следствие этого, аддиктивные личности предпочитают находится на дистанции с собеседниками. Это происходит из-за недостатка общения в детском возрасте.
· Другие факторы. В данном случае имеются ввиду потери, которые для человека стали критическими, как, например, потеря статуса, друзей, уход из семьи и т. д.
интернет зависимость социологический молодежь
2. Феномен интернет-зависимости в России
2.1 Ключевые социальные характеристики российской интернет-аудитории
Сегодня о перспективах развития всемирной сети Интернет говорят часто и много. Интернет меняет привычное мироустройство, ускоряет коммуникационные процессы, в особенности в сфере политики. Ведь человек по Аристотелю, это — существо политическое (Homo politicus). Тогда, главным мотивом социальной деятельности человека является стремление участвовать в политическом процессе.
Современные политические реалии открыто показывают возрастание роли Интернет-коммуникаций, в особенности децентрализованных и неинституционализированных форм взаимодействия акторов. Именно таков лейтмотив политической Интернет-коммуникации в начале XXI века.
Согласно данным, предоставленным ФОМ, по результатам опроса 30 тыс. респондентов месячная аудитория Рунета (тех, кто пользовался Интернетом хотя бы раз в месяц) по состоянию на 2002 год составляла 7,7 млн. пользователей, а данный показатель на зиму 2013 года составил 64,4 млн. пользователей. В 2003 году доля Интернет-пользователей от общего населения страны составляла около 10%, а аналогичный показатель по состоянию на зиму 2013 года достиг уже 55% Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012;2013 // http: //runet. fom.ru/Proniknovenieinterneta/, что свидетельствует об увеличении Интернет-аудитории в 5 раз. При сохранении такой динамики численность Интернет-пользователей в 2015 году составит более 80 млн. человек, т. е. проникновение около 70% от населения страны старше 18 лет.
Аналогичную статистику предоставляет Internet World Stats. Internet Usage in Europe // http: //www.internetworldstats.com/stats4. htm По состоянию на июнь 2012 года, годовая аудитория Интернета в России составляет 67,9 млн. человек, что составляет 47,7% проникновения среди населения страны, что в свою очередь, составляет 13,1% от общего количества пользователей Сети в Европе (по данному показателю Россия занимает лидирующее положение, на втором месте Германия с 13,0% пользователей, и замыкает тройку лидеров Великобритания с 10,2% пользователей).
Численность Интернет-пользователей зимой 2013 года в разрезе суточной, недельной и месячной аудиторией выглядит следующим образом: 43%, 53% и 55% соответственно. Как видно, разница практически нивелирована; кроме того, наблюдается положительная динамика в сторону более интенсивного использования интернет-услуг. Если рассматривать структуру пользователей по степени активности, то наблюдается существенное превосходство суточной (78% от общего количества) над недельной (17% от общего количества) и месячной (5% от общего количества) аудиториями.
Исходя из общего количества Интернет-аудитории в России на зиму 2013 года (64,4 млн. пользователей) можно сопоставить распределение общего количества Интернет-пользователей по регионам России (см. табл. 2.1).
Наблюдая динамику структуры пользователей по данным на зиму 2013 года в Москве к Интернет-пользователям можно отнести более двух третей жителей (71%), в Санкт-Петербурге — приблизительно аналогичный показатель (70%). Через четыре года в Москве Интернетом будут пользоваться примерно восемь из каждых десяти человек (месячная аудитория составит 78%). При сохранении текущих трендов развития в Санкт-Петербурге к концу 2014 года показатели распространения Интернета довольно значительно превысят московские: месячная интернет-аудитория составит примерно 89%. К концу 2014 года численность интернет-пользователей составит около 80 млн. человек, или 71% населения страны старше 18 лет // http: //bd. fom.ru/report/map/bntergum07/intergum0703/pressr_130 611
Таблица 2.1 — Распределение общего числа Интернет-пользователей по регионам
Регион Российской Федерации | Кол-во пользователей, млн. чел. (РФ в целом: 64,4 млн. чел.) | % от общего количества пользователей (РФ в целом: 100%) | |||
2002 год | 2013 год | 2002 год | 2013 год | ||
Центральный | 3,1 | 18,3 | |||
Приволжский | 1,2 | 12,7 | |||
Южный и Северо-Кавказский | 9,3 | ||||
Сибирский | 1,3 | 8,6 | |||
Северо-Западный | 1,3 | 6,9 | |||
Уральский | 0,5 | 6,0 | |||
Дальневосточный | 0,3 | 2,6 | |||
Интересно сопоставить данные по качественному составу Интернет-аудитории. В Рунете доля «неопытных» Интернет-пользователей постепенно снижается. Если в августе 2010 года доля новичков (пользующихся Интернетом до года), составляла 17% по России, 7% в Москве и 10% в Санкт-Петербурге, то в марте 2011 года эти величины сократились до 15% в среднем по стране, 6−7% в обеих столицах, в Екатеринбурге — 10% против 13% летом 2010 года. Это значит, что аудитория Рунета прирастает преимущественно не за счёт новичков, а благодаря более активному пользованию Сетью тех, кто прежде выходил в онлайн редко, а также за счёт более мелких населённых пунктов и сёл, где только сейчас появляются реальные возможности для выхода в Сеть. Рост доли пользователей Рунета во всех группах начинается от 3 лет стажа.
Лидером по проникновению социальных сетей оказался Северо-Западный федеральный округ — 67%. За ним следуют Уральский (63%) и Центральный (61%) округа (см. рис. 2.1).
Рисунок 2.1 — Динамика проникновения по ФО, % Российская аудитория социальных сетей: апрель 2014 // http: //adindex.ru/publication/analitics/100 380/2014/05/7/109 922. phtml
На сегодняшний день Россия вышла на первое место по количеству пользователей сети Интернет в Европе. По данным исследователей ComScore, в сентябре 2011 года количество интернет — пользователей в России составило 50,810 млн. человек. Каждый пользователь провел в интернете в среднем 22,4 часа и просмотрел 2,4 тыс. страниц.
Отмечается, что основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых — студенты.
Рисунок 2.2 — Время, проводимое российскими пользователями в Сети еженедельно (в процентах от числа опрошенных) Асатрян М. К. Интернет-зависимость // http: //www.medlinks.ru/article. php? sid=55 554
Как и любая патология, интернет-зависимость имеет свои проявления. Если Вы обнаружили у себя не менее 4-х симптомов из приведенного ниже списка, и они присутствуют у вас длительное время (более 2-х недель), то, возможно, ваше хобби уже стало перерастать в зависимость.
По мнению русских ученых Е. О. Поляковой и Н. П. Савко Интернет — зависимые девушки гораздо более экстравертированны (т.е. общительны), проявляют большую активность, общительность, более импульсивны и спонтанны, чем Интернет — зависимые юноши. Асатрян М. К. Интернет-зависимость // http: //www.medlinks.ru/article. php? sid=55 554
Если сравнивать изменение социально-демографических показателей аудитории за минувший год, то активнее всего, как выяснилось, выросла в Интернете доля мужчин 45−54 лет (+ 60%), женщин старше 55 лет (+ 100%), зато почти не изменилось соотношение пользователей обоих полов от 12 до 34 лет. Активнее постигают сетевую премудрость пенсионеры, домохозяйки, безработные и простые рабочие, тогда как среди служащих, специалистов и руководителей всех уровней прирост не так велик (от 5% до 13% против 23% - 100%). Аудитория ин J’son & Partners: уровень проникновения мобильного интернета в России в 2 раза выше среднемирового. // http: //hitech. newsru.ru/article/22jan2013/rumobtrfc
Немаловажным фактором, увеличивающим активность пользователей в Сети, является мобильный доступ, который решает функции связи там, где другие методы недоступны. По данным исследования компании J’son & Partners Consulting по состоянию на конец 2012 г. в России проникновение мобильного Интернета составляет 46% (что на 12% больше по сравнением с 2011 г.). По прогнозам, к концу 2016 года суммарный трафик мобильной передачи данных в России достигнет 3 160 Пбайт, увеличившись в 6 раз по сравнению с 2012;м. Проникновение мобильного веб-доступа в РФ приблизительно в два раза превышает среднемировой показатель, но уступает результату пяти государств Западной Европы (Испания, Италия, Великобритания, Германия, Франция), а также США, Японии и Южной Кореи. Активная абонентская база пользователей мобильного интернет-доступа на смартфонах выросла на 88% по сравнению с 2011 годом, достигнув 22,5 млн. человек. Планшетники для подключения к Сети используют 2,5 млн. россиян, а их средний месячный трафик равен 450 Мб. России в 2 раза выше среднемирового. // http: //hitech. newsru.ru/article/22jan2013/rumobtrfcтернета стареет и мобилизуется // http: //rumetrika. rambler.ru/review/2/4678
Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они используют компьютер для выхода в Интернет (57% малообразованных против 86% высокообразованных) и работы (29% против 65%). Малообразованные более склонны сообщать, что слушают музыку или смотрят фильмы (57% против 29% высокообразованных), играют (29% против 13%) либо учатся (29% против 14%).
Наиболее активно россияне пользуются компьютером у себя дома: 63% делают это практически ежедневно или даже несколько раз в день. Для сравнения, на работе с такой частотой его используют 39%, в других местах — лишь 9%. За прошедшие восемь лет россияне стали чаще пользоваться компьютером дома, и реже — на работе, у друзей или в интернет-кафе. Так, начиная с 2002 года с 54% до 9% снизилась доля тех, кто никогда не пользуется компьютером дома и с 26% до 63% выросла группа тех, кто делает это практически ежедневно. Напротив, с 16% до 42% увеличилась доля россиян, которые никогда не пользуются компьютером на рабочем месте и с 41% до 59% - тех, кто не пользуется им в других местах (например, у друзей или в интернет-кафе). Зачем Вам компьютер? Пресс выпуск № 1549. // http: //wciom.ru/index. php? id=268&uid=13 710 Данное исследование также подтверждается цифрами, которые приводят специалисты Romir Monitoring — 67% респондентов ответили, что пользуются Интернетом дома, 40% - в офисе (на работе), 7% - в интернет-кафе. Мониторинг Интернета I квартал 2007 года // http: //www.romir.ru/news/res_results/354.html
Положительная динамика увеличения численности Интернет-пользователей наблюдается среди граждан, которые обладают высокими доходами. Как считает А. Маслоу, потребности человека, согласно принципу иерархии, расположены в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных, и каждый последующий уровень становится актуальным для индивида лишь по мере удовлетворения предыдущего. Таким образом, и стремление индивида к свободному получению информации приобретает смысл лишь после удовлетворения базовых потребностей, что в свою очередь непосредственно связано с уровнем дохода и политической зрелостью.
О зрелости Интернет-аудитории может служить факт размещения информации в Интернете самими участниками коммуникации. В результате события становятся не только достоянием общественности, но и получают широкий резонанс. Всё чаще звучит в повседневной жизни термин «народный ньюсмейкер». Социальные сети позволяют каждому выступать в роли «народного ньюсмейкера» — публиковать в Интернете информацию (фотографии, видео, тексты) о тех или иных событиях и явлениях. Самому их продвигать, позиционировать и рекламировать.
Для наглядности приведем две диаграммы, показывающие созидание интернет-пользователей:
Рисунок 2.3 — Созидание в Сети. Россия целиком Бронников И. А. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ КАК УЧАСТНИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ // PolitBook. № 2.2013. с. 44−59.
Рисунок 2.4 — Созидание в Сети. Москва и Санкт-Петербург Там же.
Все это служит доказательством того, что Интернет в сфере политики используют в основном люди, относящие себя к среднему классу, с хорошим образованием, с потребностью самостоятельно разбираться в происходящем.
В современных условиях развития российской Интернет-среды происходит активное проникновение ИКТ в общественно-политическую реальность, что связано с трансформацией политических технологий. Сегодня власть реализует свои обязанности и соответствующие интересы (управление, подчинение, контроль), не только используя «рычаги власти», но и применяя инновационные технологические средства.
Таким образом, на сегодняшний день российская Интернет-аудитория достигла 14,9 млн. человек. Характеризуя активного пользователя Интернетом можно сказать, что это молодой, обеспеченный, образованный человек, который проживает в довольно-таки большом городе и имеет высокий социальный статус. В географическом разрезе отметим, что 35% пользователей находятся в Москве, при этом доля москвичей с образованием среди молодежи составляет 60%. Основной интерес для пользователей представляют товары, услуги, цены и компании. В целом, отметим, что Рунет как средство маркетинговых коммуникаций весьма привлекателен.
2.2 Условия, мотивы и механизмы формирования интернет-зависимого поведения молодежи: опыт эмпирического анализа (на примере молодежи факультета социологии и политологии Южного Федерального Университета)
Современное поколение российской молодежи формируется в условиях становления информационного общества, с которым связаны процессы ускорения темпа жизни, разрушения традиционных институциональных механизмов социальной регуляции, отмирания старых образцов поведения. Их место занимают новые неинституциональные механизмы саморегуляции, изучение которых представляет научный интерес. Социальное развитие молодежи в ХХI веке происходит под влиянием нового средства массовой коммуникации — Интернета, интернет-сообществ. Гордилов А. В., Бабинцев В. П. АНАЛИЗ МНЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОБЛЕМАХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ // Социологические науки. № 5.2012. — C. 101
Цель исследования: выявить условия, мотивы и механизмы формирования интернет-зависимого поведения молодежи.
Задачи исследования:
1. Подобрать методы и методики для эмпирического исследования.
2. Провести анализ личностных характеристик лиц, склонных к интернет-зависимости.
3. На основе выявленных у испытуемых проблемных зон, связанных в интернет-зависимостью, разработать основе рекомендации по проведению профилактики
Объект исследования: студенты факультета социологии и политологии Южного Федерального Университета (16−21 год).
Предмет исследования: условия, мотивы и механизмы формирования интернет-зависимого поведения.
Итак, реализованная выборка включила в себя 68 респондентов.
Наиболее многочисленная группа — студенты первого и второго курса (70,6%), респондентов-старшекурсников оказалось гораздо меньше (29,4%).
Около половины студентов обучаются на договорной основе (49,3%), другая половина респондентов (50,7%) — бюджетники.
Чуть меньше половины студентов (41,8%) проживают одни (из низ 13,4% в собственной квартире, а 28,4% в общежитии), остальные живут с родителями (58,2%).
Девушек среди ответивших получилось гораздо больше, чем молодых людей (66,2% против 32,4%).
Что касается материального положения, менее 5000 рублей в месяц тратят 13,2% студентов. От 5000 до 10 000 тратят 1/3 респондентов (32,4%). Примерно столько же тратят от 10 000 до 20 000 (30,9%).23,5% студентов располагают 20 000 рублей и больше в месяц.
Прежде чем выявлять наличие Интернет-зависимости у студентов ЮФУ, ее особенности, признаки и последствия, необходимо обозначить общие особенности практик Интернет-пользования среди респондентов.
100% респондентов используют Интернет ежедневно, при этом среди них 64, 2% находятся онлайн более 2 часов в будний день (см. табл.2.2).
Таблица 2.2 — Среднее время в Интернете в будний день
Кол-во респонд. | Среднее время в Интернете в будний день | % | |
меньше 60 минут | 11,9 | ||
1−2 часа | 23,9 | ||
2−4 часа | 40,3 | ||
больше 4 часов | 23,9 | ||
Всего | |||
Из множества признаков Интернет-зависимости я выбрала 5 самых важных и признанных большинством психологов и социологов и затронула их в вопросах анкеты:
1. Использование Интернета как средство от стресса («Похоже ли на Вас следующее ощущение: «студент (ка) чувствует оживление, радость, находясь за компьютером» «)
2. Потеря счёта времени, находясь в Интернете («Похоже ли на Вас следующее поведение: сидя в Интернете, он (она) часто говорит себе «еще секундочку», «еще 5 минут» «)
3. Чувство дискомфорта в отрыве от Интернета («Похожи ли на Вас следующие ощущения: «оказавшись без Интернета более 3 дней, студент (ка) ЮФУ обычно чувствует сильный дискомфорт, непреодолимое желание войти в Интернет», «оказавшись без Интернета более 3 дней, он (она) испытывает легкое беспокойство, тревогу, вдруг кто-то что-то написал» «)
4. Раздражительность, если кто-то пытается отвлечь от пребывания в Сети («Бывает ли, что Вы кричите, ругаетесь или как-то по-другому выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в Сети?»)
5. Предпочтение общения в Интернете реальному общению («Много ли у Вас знакомых, с которыми Вы тесно общаетесь? Много ли у Вас виртуальных знакомых, с которыми Вы тесно общаетесь?»)
Итак, 1/3 студентов испытывает чувство радости и оживления в Сети. Скорее всего, эти респонденты используют Интернет как средство от стресса. Почти половина студентов испытывают потерю чувства времени, находясь онлайн — они говорят себе «еще секундочку, еще 5 минут» и находятся в Интернете больше запланированного времени. Непреодолимое желание войти в Сеть в отрыве от нее более 3 дней испытывают тоже почти половина студентов, а легкую тревогу и беспокойство чуть больше половины респондентов. Однако только 13% респондентов предпочитают виртуальное общение реальному.
Таблица 2.3 — Признаки Интернет-зависимости у студентов ЮФУ
Чувство радости, оживления в Сети | Потеря счета времени | Непреодолимое желание войти в Интернет в отрыве от него более 3 дней | Легкое беспокойство, тревога в отрыве от Сети более 3 дней | Раздражительность, когда кто-то отвлекает от Сети | Предпочтение общения в Интернете | ||
Испытывают | 26,4% | 42,6% | 48,5% | 51,5% | 50% | 13,2% | |
Не испытывают | 67,7% | 57,4% | 51,5% | 48,6% | 50% | 86,8% | |
Изучая таблицу 2.3, бросается в глаза то, что все выбранные мною признаки в той или иной мере проявляются среди студентов ЮФУ.
Юноши и девушки проводят примерно одинаковое количество времени в Интернете (61,1% проводят больше 2 часов среди юношей и 61,3% - среди девушек). Статистической связи между полом и кол-вом времени в Сети не обнаружилось.
Также студенты и студентки имеют примерно одинаковое число виртуальных знакомых. Меньше 10 Интернет-друзей у 81,8% юношей и у 73,3% девушек.
Изначально предполагалось наличие связи между полом и зависимостью от Интернета. Однако оказалось, что она не наблюдается. Зависимых от Интернета среди мужчин и женщин примерно одинаковое количество (р=0,29). Зависимых девушек среди студентов ЮФУ оказалось 25 (36% от всех опрошенных студентов ЮФУ), зависимых молодых людей — 16 (23% от всех студентов ЮФУ).
Больше всего сидят в Интернете те респонденты, которые живут одни. Среди них 1/3 находится online больше 4 часов (33,3%), чуть больше половины (55,6%) сидят в Интернете от 2 до 4 часов и только 11% проводят в Сети меньше 2 часов. Напротив, среди тех кто живет в общежитии только 10,5% проводят во Всемирной паутине большее 4 часов, среди живущих с родителями — 28,2%. Такие данные, как мне кажется, подтверждают мою гипотезу: одиночество — один из главных факторов формирования Интернет зависимости. Студентам, живущим одним, не с кем пообщаться, приходя домой после учебы, и они используют Интернет для восполнения потребности в общении. И напротив, живущим в общежитии студентам приходится общаться круглые сутки — рискну предположить, что поэтому, они проводят в Сети меньше времени.
Живущие одни также больше чем другие студенты испытывают дискомфорт без Интернета (71,4%). Среди живущих в общежитии таких только 22,2%, среди живущих с родителями — половина (52%). Таким образом, теория относительно одиночества, предложенная Цой Н. А. в ее работе «Социальные факторы феномена интернет-зависимости», подтверждаются.
Изучив проявления различных признаков Интернет-зависимости у студентов ЮФУ, я задалась вопросом: «К каким последствиям она ведет?». Для этого был создан блок вопросов об удовлетворенности студентов различными сферами жизни.
В таблице 2.4 представлены распределения студентов по удовлетворенности / неудовлетворенности.
Таблица 2.4 — Удовлетворенность различными сферами жизни (представлены валидные %, по строке)
Удовлетворенность отношениями с семьей | Удовлетворены | Не удовлетворены | |
77,9% | 22,1% | ||
С самыми близкими друзьями | 72,1% | 27,9% | |
Выбранной специальностью | 41,5% | 58,5% | |
Отношениями с любимым человеком | 57,7% | 42,3% | |
Своим хобби | 50% | 50% | |
Отношениями с товарищами по учебе | 44,8% | 55,2% | |
Материальным положением | 50% | 50% | |
Успеваемостью | 35,8% | 64,2% | |
Проанализировав таблицу заметно то, что подавляющее большинство студентов полностью удовлетворяют отношения с семьей и самыми близкими друзьями. Однако распределение по другим вопросам не такое однородное: меньше половины студентов довольны выбранной специальностью, только 50% респондентов устраивает их материальное положением, только 1/3 студентов довольна своей успеваемостью. Конечно же, причин такой неудовлетворенности различными сферами жизни может быть много, однако в рамках темы исследования было бы интересно узнать, оказывает ли увлечение Интернетом на этот показатель.
Как оказалось, выдвинутая гипотеза не подтверждается. Связи между удовлетворенностью успеваемостью и зависимостью от Интернета нет. Примерно одинаковое количество студентов испытывают эмоциональную зависимость и дискомфорт без Сети и среди удовлетворенных, и среди неудовлетворенных респондентов.
Цель нашего исследования достигнута, найдено подтверждение исходной гипотезы, а также части из поставленных гипотез-следствий, в процессе исследования были выдвинуты и новые гипотезы. В ходе проведенного исследования, удалось найти ответы на ранее поставленные исследовательские вопросы.
Заключение
В результате проведенного исследования мы выяснили, что причиной возникновения интернет-зависимого поведения является слишком быстрое развитие Интернет-технологий. Рассмотрев различные точки зрения, можно сделать вывод, что под феноменом интернет-зависимости следует понимать явление, которому способствуют факторы как личностного, так и социального характера. В силу того, что основной аудиторией Интернета является молодежь, в скором времени одной из важных проблем общества может стать невозможность социальной адаптации.
Выделяют следующие факторы интернет-зависимости:
Личностные факторы. Под личностными особенностями подразумевается наличие предрасположенности к развитию аддиктивности или зависимости.
Неудовлетворённая потребность. Речь идет о потребностях человека по А. Маслоу, среди которых потребность в безопасности, в любви, уважении и признании. Для некоторых людей реализация вышеперечисленных потребностей крайне сложна или ограничена, что ведет к возникновению дискомфорта с точки зрения психологического состояния.
Суррогат межличностных контактов. Люди, склонные к аддиктивности не доверяют социальным контактам, так как заведомо знают, что люди непредсказуемы. В следствие этого, аддиктивные личности предпочитают находится на дистанции с собеседниками. Это происходит из-за недостакта общения в детском возрасте.
Другие факторы. В данном случае имеются ввиду потери, которые для человека стали критическими, как, например, потеря статуса, друзей, уход из семьи и т. д.
На сегодняшний день российская Интернет-аудитория достигла 14,9 млн. человек. Характеризуя активного пользователя Интернетом можно сказать, что это молодой, обеспеченный, образованный человек, который проживает в довольно-таки большом городе и имеет высокий социальный статус. В географическом разрезе отметим, что 35% пользователей находятся в Москве, при этом доля москвичей с образованием среди молодежи составляет 60%. Основной интерес для пользователей представляют товары, услуги, цены и компании. В целом, отметим, что Рунет как средство маркетинговых коммуникаций весьма привлекателен.
Прежде всего, у студентов ЮФУ в той или иной степени проявляются все признаки Интернет-зависимости.
Во-первых, существует неопровержимая взаимосвязь между социально-демографическим положением студентов и признаками интернет-зависимости, которые у них могут проявиться.
Во-вторых, в результате проведенного исследования удалось выяснить, что ценностные ориентации влияют на отношение студентов к Интернету и формы практик в нем. Например, обнаружена связь между ценностью творчества и проблемой организации времени в Интернете. Творческие люди, как оказалось, менее дисциплинированы, чем другие группы студентов. С другой стороны, самыми организованными оказались студенты, которые стремятся к материальным благам. Заметно также, что выбравшие ценности престижа студенты наиболее зависимы от Интернета.
Помимо этого, деятельность людей в сети подвержена влиянию их мотивации. В качестве примера можно привести студентов, которые обладают коммуникативным мотивом и аффилиации. У этого типа студентов зачастую более выражено чем у других проявляются тревога вследствие длительного пребывания без интернета.
На современном этапе феномен интернет-зависимости приобретает все большее значение с течением времени. в результате рассмотрения интернет-зависимости в динамике, очевидно, что признаки интернет-зависимости стали проявляться более четко. Например, количество студентов, ощущающих чувство тревоги из-за длительной удаленности от интернета увеличилось вдвое при одновременном увеличении количества любителей посидеть в интернете в два раза.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что гипотеза актуальна. Признаки интернет-зависимости различаются в зависимости от характеристик студентов. Важным аспектом является нарастающая проблема зависимости от Интернета.
Список использованных источников
1. Бронников И. А. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ КАК УЧАСТНИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ // PolitBook. № 2.2013. с.44−59.
2. Гордилов А. В., Бабинцев В. П. АНАЛИЗ МНЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОБЛЕМАХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ // Социологические науки. № 5.2012. — C.101−107.
3. Джолдыгулов Г. А., Гусманов Р. М., Шевченко Ю. С. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми // Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: Мат-лы Российской научно-практической конференции/ Под общ. ред. проф. А. В. Худякова. Иваново. 2005. — с.111−112
4. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: новейший справочник // М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Сова, 2003. — 928с.
5. Степанов Р. Ю. Патологическая зависимость от компьютера или интернета / Р. Ю. Степанов; под ред.В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой // Материалы Всерос.65-й итоговой студенческой конференции им. Н. И. Пирогова (Томск, 26−28 апреля 2006 г.). — Томск: Сибирский гос. мед. ун-т, 2006. — С.138−140.
6. Асатрян М. К. Интернет-зависимость // http://www.medlinks.ru/ article. php? sid=55 554
7. Аудитория интернета стареет и мобилизуется // http://rumetrika. rambler.ru/review/2/4678
8. Зачем Вам компьютер? Пресс выпуск № 1549. // http://wciom. r u/ index. php? id=268&uid=13 710
9. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012;2013 // http://runet. fom.ru/Proniknovenieinterneta/
10. К концу 2014 года численность интернет-пользователей составит около 80 млн. человек, или 71% населения страны старше 18 лет // http://bd. fom.ru/report/map/bntergum07/intergum0703/pressr_130 611
11. Кимберли С. Янг. Диагноз — интернет-зависимость // http://septemberfox. ucoz.ru/biblio/kimberly.html
12. Мониторинг Интернета I квартал 2007 года // http://www.romir.ru/news/res_results/354.html
13. Моркина Т. Б. Феномен «интернет-зависимость» // http://www.psyhodic.ru/arc. php? page=1471
14. Российская аудитория социальных сетей: апрель 2014 // http://adindex.ru/publication/analitics/100 380/2014/05/7/109 922. phtml
15. Engelberg E., Sjoberg L. A. Internet use, social skills and adjustment // CyberPsychology & Behavior. 2004. Vol.7.
16. Kraut P., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukopadhyay Т., Scherlis W. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? // American Psychologist. 1998. Vol 53.
17. Moody E. J. Internet use and its relationship to loneliness // Cyberpsychology and Behavior. 2001. Vol.4, No 3.
18. J’son & Partners: уровень проникновения мобильного интернета в России в 2 раза выше среднемирового. // http://hitech. newsru.ru /article/ 22jan 2013/rumobtrfc
19. Internet Usage in Europe // http://www.internetworldstats.com/stats4. htm