Основные методы государственного регулирования социальной сферы и направления их развития
Как уже сложилось, выделением средств занимается федеральный бюджет, а регионы их тратят. Но во многих нормативно-правовых актах регионов имеется небольшое уточнение: «…государственная услуга предоставляется по мере выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета». Это уточнение означает, что если финансирование отсутствует, то это становится основание для того, чтобы отказать гражданину… Читать ещё >
Основные методы государственного регулирования социальной сферы и направления их развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы изучения методов государственного регулирования социальной сферы
- 1.1 Особенности развития социальной сфера на современном этапе развития экономики
- 1.2 Особенности государственного управления социальной сферой
- 1.3 Методы государственного регулирования социальной сферы
- Глава 2. Анализ государственного регулирования социальной сферы, проблемы и направления развития
- 2.1 Анализ приоритетов социальной политики в РФ
- 2.2 Сравнительный анализ социальной политики США и России
- 2.3 Проблемы социальной сферы на современном этапе и предложения по совершенствованию
- Заключение
- Использованная литература
- Приложение
- Введение
Актуальность темы
В настоящее время продолжается процесс проведения значительных экономических реформ в нашей стране. Проведение реформ в течение длительного времени связано с тем, что происходит процесс внедрения новых подходов в управлении, в том числе и социальной сферы. Такая модернизация вызвана как общемировыми тенденциями, так и назревшей необходимостью в трансформации и оптимизации управления социальной сферой непосредственно в Российской Федерации. Основными причинами, вызвавшими процесс изменений в социальной сфере являются рост значение в экономике именно человеческих ресурсов, сложная демографическая ситуация, связанная со старением населения в нашей стране.
В девяностые годы происходили процессы, связанные с изменением отношения к собственности, которые привели к значительному уменьшению влияния государства на рыночную экономику. Этот процесс сопровождался сокращением доли оказания помощи тем слоям населения, которые были наименее социально защищены.
В дальнейшем в результате развития рыночных отношений произошел процесс роста доходов населения. Эта тенденция наблюдалась в течение примерно восьми лет, в результате произошло увеличение потребности отдельных слоев населения в росте социальных услуг, а значит, начал расти сектор платных социальных услуг, особенно в области образования и здравоохранения. К сожалению, такая тенденция не смогла решить все проблемы, существующие в социальной сфере. До сих пор качество оказываемых платных услуг в социальной сфере остается довольно низким.
На наш взгляд, эту проблему можно решить только с участием государства, когда будут разработаны новые подходы к регулированию со стороны государства различных отраслей социальной сферы, в том числе как для социально самостоятельных граждан, так и для тех, кто оказался в сложном положении либо в материальном плане, либо по состоянию здоровья, либо по возрасту.
Именно этим и обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Изучением проблем социальной сферы занимались такие ученые, как Г. А. Ахинов, Ю. В. Вертаков, С. Ф. Иванов, С. В. Калашников, Ю. П. Кокин, Т. Г. Пыльнева и другие ученые.
Тема курсовой работы: Основные методы государственного регулирования социальной сферы и направления их развития.
Объект исследования — социальная сфера Российской Федерации Предмет исследования — особенности методов государственного регулирования социальной сферы.
Цель исследования — изучить особенности методов государственного регулирования социальной сферы и направления их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить особенности развития социальной сферы на современном этапе развития экономики;
— выявить особенности государственного регулирования социальной сферы;
— рассмотреть методы государственного управления социальной сферой;
— сделать анализ приоритетов социальной политики РФ;
— проанализировать приоритеты социальной политики в РФ в 2011 — 2014 гг.;
— Выявить проблемы социальной сферы на современном этапе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения методов государственного регулирования социальной сферы
1.1 Особенности развития социальной сфера на современном этапе развития экономики
Понятие социальная сфера в существующей в настоящее время в Российской Федерации смешанной экономике с преобладанием государственного сектора понимается в качестве суммы, совокупности отраслей, которые формируют уровень жизни граждан. Такое понимание является узким.
В широком смысле слова социальная сфера понимается как система экономических отношений, складывающихся в областях здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, ЖКХ. Именно этим и обусловлена актуальность для государства социальной сферы, которая является очень значимым объектом государственного регулирования.
Государственное регулирование социальной сферы осуществляется под влиянием тех приоритетов, которые имеются в стратегии человеческого развития, где развитие — это перспектива расширения возможностей, не сводимая только к повышению уровня материального благополучия и благосостояния, сюда же относятся полноценная, здоровая жизнь и активное долголетие, а также овладение знаниями. [18, с. 5]
Важно признать, что как долголетие, так и получение знаний находится в прямой зависимости от уровня дохода населения. Ведь обладание высоким уровнем дохода предоставляет возможность лучше следить за здоровьем и получать лучшее образование.
Для того, чтобы соответствовать постоянно растущей конкуренции на мировом рынке, необходим инновационный подход в экономике. Именно такой подход способен предоставить рост доходов. Закономерность современного этапа развития общества состоит в том, что для того, чтобы появилась возможность у гражданина нашей страны прожить долгую активную жизнь и получать современные знания, очень важно, чтобы была хорошо развита социальная сфера.
В частности, можно сказать, что здоровье населения зависит от их образа жизни. Роль современной системы здравоохранения должна усиливаться в области проведения лечебно-профилактических мероприятий, чтобы можно было создать условия для достижения высокого уровня здоровья трудоспособных граждан. [16, с. 13]
Еще одним немаловажным фактором, оказывающим значительное влияние на развитие социальной сферы, является старение населения как основная демографическая тенденция, характерная как для стран Европы, так и для России. А это значит, что со стороны государства потребуются дополнительные усилия для разрешения этой проблемы.
В то же время уровень знаний, в отличие от здравоохранения, в котором непростая ситуация, напрямую и полностью зависит от состояния системы образования.
Важно обратить внимание на то обстоятельство, что система образования, которая способна передать гражданам нужные знания, умения и навыки, будет очень необходима в грядущей трудовой деятельности, которая будет способствовать формированию личности. При получении образования происходит, кроме получения необходимых знаний, еще и усвоение ценностей культуры общества. Роль образования велика в создании интеллектуального потенциала страны.
Прямое воздействие на формирование и развитие человеческого капитала оказывает ЖКХ, ведь именно эта сфера непосредственно влияет на жизнь граждан и способствует воспроизводству трудовых ресурсов.
Особенности развития социальной сферы находится в зависимости от отношений к собственности. Сложившийся порядок отношений собственности задает направление развития социальной сферы. А это значит, что оказание услуг в социальной сфере, а также государственное регулирование всей социальной сферы необходимо проводить в зависимости от того, как распределяется собственность в нашем государстве.
При существующей в нашей стране смешанной экономике особенности формирования социальной сферы зависит тем многообразием форм собственности, которые имеются, а также находится в зависимости от ресурсов государства по регулированию социальной сферы.
Россия — это социальное государство, основывающееся на Конституции РФ, политика социального государства заключается в создании условий, которые обеспечивают достойный уровень жизни и развитие гражданина страны. [13, с. 63]
В зависимости от масштабов выполнения социальных обязательств государства принято делать на патерналистские (берут на себя максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность делится с гражданами).
Степень оказания социальной помощи гражданам определяется с помощью таких показателей:
— соблюдение прав на свободу человека;
— гарантии в проведении социальной политики, которая ориентирована на человека;
— наличие стандартов достойной жизни для многих граждан страны;
— адресная поддержка самым нуждающимся группам населения;
— соблюдение прав и гарантий социального партнерства;
— гарантии социальной ответственности;
— соблюдение прав и гарантий, ориентированных на укрепление семьи.
Обязательства социального государства основываются на Всеобщей декларации прав человека, иных международных актах.
1.2 Особенности государственного управления социальной сферой
Основными областями социальной сферы являются: здравоохранение, труд, наука, образование, культура, ЖКХ. Все эти области направлены на то, чтобы удовлетворять различные потребности общества и каждого отдельного гражданина.
Блага создаются в экономике, а в социальной сфере эти блага потребляются.
При этом все население страны является объектом социального управления, однако такое управление проводится на основе индивидуального подхода. С помощью различных рычагов социального управления наше государство оказывает влияние на отношения в обществе, которые связаны с применением различных благ, как материального, так и духовного плана.
Важнейшей стратегической целью социального управления является сохранение народа и всей нации. Это важнейшая цель, осуществлению этой цели не могут служить препятствия национального, религиозного или идеологического характера. [18, с. 8]
Это цель зависит как экономического потенциала страны, так и от социального благополучия. Именно в этом выявляется связь между экономическим и социальным управлением.
Важными частями национального капитала является не только экономика, но и здравоохранение, культура, наука, образование.
Именно развитие этих составляющих важно для роста экономики.
Ответственность и полномочия по управлению социальной сферой распределены между федеральной, региональной и муниципальной уровнями власти.
Очень большой массив проблем, возникающих в социальной сфере, решается на уровне местных властей.
Основной задачей федеральных органов власти является создание направления для проведения государственной политики в отраслях социальной сферы, задаются правила получения лицензий на социальной обслуживание населения, а также решаются самые крупные и неотложные вопросы управления социальной сферой.
Социальная политика может быть реализована только если есть сильная государственная власть, а также институты по согласованию интересов субъектов социальных отношений.
Основу социальной политики составляет предоставление всем гражданам одинаковых возможностей обеспечения собственного благосостояния при незначительном участии государства.
Сущность социального управления состоит не в том, чтобы давать дотации бедным, а в повышении производительности труда и доходов той части населения, которая работает.
Типизация социальной политики производится на основе типов состояний общественной системы: [14, с. 82]
1) социальную политику в социально устойчивых обществах;
2) социальную политику в обществах, которые находятся в кризисе;
3) социальную политику в обществах, которые находятся в деформации;
4) социальную политику переходного периода.
Существует две модели осуществления социальной политики:
1) сакрально-патерналистская (полная ответственностью государства за социальную сферу);
2) либеральная, имеющая 3 варианта — социал-демократический, корпоративный, собственно либеральный.
Государственная социальная политика — это часть внутренней политики государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере, которая направлена на обеспечение благополучия и всестороннее развитие его граждан и общества в целом. Государственная социальная политика соотносится с теми реалиями, в которых существует государство, в тех обстоятельствах, которые имеются, она подкрепляется имеющимися финансовыми ресурсами. Принципы государственной политики в социальной сфере:
* экономическая свобода гражданина;
* ответственность государства за развитие рыночной экономики;
* гендерное равенство;
* создание условий для поддержания достойного уровня благосостояния;
* гарантированность прожиточного минимума;
* адресная поддержка слабозащищенным группам населения;
* повышение обоснованности льгот, преимуществ, привилегий;
* социальная защищенность в экстремальных ситуациях;
* усиление роли местного уровня власти;
* открытость социальной политики;
* государственный и общественный контроль.
Осуществление социальной политики происходит в таких сферах: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, материнство и детство; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование; наука; здравоохранение; обеспечение жильем; культура; физическая культура.
Существуют такие направления социальной политики: [14, с. 85]
* повышение уровня жизни населения;
* создание эффективной системы социальной защиты;
* регулирование трудовых отношений;
* совершенствование пенсионной системы;
* совершенствование системы здравоохранения.
Основные задачи социальной политики государства:
* улучшение общественных отношений;
* создание условий для повышения материального благосостояния граждан;
* обеспечение социальной защиты всех граждан;
* обеспечение разумной занятости в обществе;
* снижение криминализации в обществе;
* развитие образование, здравоохранение, наука, культура;
* обеспечение экологической безопасности страны.
1.3 Методы государственного регулирования социальной сферы
Политика государства в области социальной сферы имеет большое количество различных целей и выполняет множество различных функций.
Инструментами проведения политики в социальной сфере являются: законодательство в области социальной сферы, социальные гарантии, стандарты в виде минимального потребительского бюджета, минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий, пособий, стипендий; а также потребительские бюджеты и иные инструменты.
Для проведения социальной политики государство применяет такие методы разработки и осуществления политики в социальной сфере как: [18, с. 7]
1) социальное целеполагание
2) социальное прогнозирование
3) социальное планирование
4) социальное программирование.
Социальное целеполагание представляет собой разработку и закрепление в практической сфере государственного управления над целевыми социальными ориентирами. Можно сказать, что в реальности социальное целеполагание состоит в формировании показателей спланированного развития социальной сферы государства на определенный период. Результатом социального целеполагания на долгосрочную перспективу будет долгосрочная стратегия социального развития. Что касается среднесрочной перспективы, то тогда это разработка целевых социальных нормативов дохода и потребления (размер прожиточного минимума, уровень оплаты труда, обеспеченность граждан жильем), что касается краткосрочной перспективы, то это разработка гарантируемого государством уровня социального продвижения, подкрепленного экономически.
Социальное прогнозирование состоит из деятельности государства по разработке прогнозов социально-экономического развития страны.
Строятся прогнозы в области демографии, определяется предполагаемые уровни рождаемости и смертности, показатели населения; прогнозируются миграционные процессы, определяется возможный уровень безработицы, среднедушевой доход, а также другие показатели.
Важно подчеркнуть, что социальное прогнозирование очень тесно связано с экономическим прогнозированием.
Прогнозирование социальной сферы производится в таких стратах: отраслевое прогнозирование здравоохранения, демографии, культуры; территориальное прогнозирование на уровне федерации и региона.
Основной продукт работы государства в области социального планирования становятся минимальные государственные социальные стандарты, плановые показатели отраслевого развития, но для них необходимо обязательное наличие экономического обоснования. Социальное планирование проявляется в создании государственных целевых программ.
В сложившейся ситуации, когда Россия переживает кризис в экономике, вызванный санкциями и падением цен на нефть, социальное управление играет роль в первую очередь защиты населения, и что очень важно для социального государства, справедливого распределения его нагрузки без нанесения вреда, причинения ущерба для активизации предпринимательской и трудовой деятельности экономически самостоятельных российских граждан.
Государственная социальная политика осуществляется, проводится также с помощью такого важного механизма, как социальная защита, которая трактуется в нормативно-правовом регулировании РФ как сумма гарантированных государством мер, которые направлены на уменьшение воздействия проблем, которые снижают качество жизни граждан.
Социальная защита является также защитой от различных посягательств на нарушение свобод и прав граждан нашей страны.
Социальная защита является совокупностью следующих мер:
Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает:
— стимулирование трудовой деятельности;
— предотвращение и компенсацию доходов, если появятся социальные риски с помощью страхования;
— оказание социальной помощи самым незащищенным слоям населения;
— равные возможности для граждан в получении образования и медицинской помощи.
Как показывает накопленный другими странами опыт, самыми действенными являются такие системы социальной защиты: социальную помощь, обязательное социальное страхование, систему государственных пособий, пенсионное обеспечение.
Финансирование социальной защиты производится государством, оно же регулирует эту сферу. В том случае, если у государства нет средств, то тогда происходит выделение основных проблемных сфер и их финансирование производится в первую очередь. Такими направлениями первоочередного вложения денег в социальную защиту являются: обеспечение прожиточного минимума всем нуждающимся, социальная адресная поддержка, развитие социальной инфраструктуры.
Основные инструменты политики в социальной сфере являются: социальные стандарты, государственные гарантии, потребительские бюджеты. Обеспечение социальных гарантий происходит с помощью нормативной базы, которая закрепляет ответственность и обязанности и государства перед гражданами и граждан перед государством. Минимальные социальные гарантии составляют первый уровень системы социальных стандартов, они нужны для удовлетворения потребностей за счет бюджетов.
Второй уровень составляют стандарты, которые обеспечиваются за счет средств населения, если же имеется недостаток этих средств, тогда за счет адресной социальной помощи. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством.
Разработка государственных социальных стандартов производится разрабатываются с помощью единой нормативно-правовой база, а также с применением единых методологических принципов.
В основе социальных стандартов лежат принятые законы, регулирующие вопросы прожиточного минимума, потребительского бюджета, минимальной оплаты труда, рекомендации по определению потребительской корзины. На уровне региональном и муниципальном органы власти могут сами назначать местные и региональные дополнительные социальные стандарты, если они могут их обеспечить из имеющихся у них собственных средств.
Потребительские бюджеты показывают количество материальных и духовных благ, приобретаемые на доходы.
Главное место в потребительском бюджете отводится прожиточному минимуму, с помощью которого регламентируется черта бедности и на этой основе создается программа адресной поддержки населения, минимальная оплата труда, пенсии и другие социальные выплаты. Все имеющиеся инструменты социальной политики призваны гарантировать поддержку и повышение уровня жизни населения. Это и является главной функцией и основой социальной политики. Подводя итоги, можно сказать, что основной задачей государственного регулирования социальной сферы является содействие социальной солидарности и социальной справедливости.
Глава 2. Анализ государственного регулирования социальной сферы, проблемы и направления развития
2.1 Анализ приоритетов социальной политики в РФ
Рассмотрим основные приоритеты государственной политики в социальной сфере.
Прежде всего государство регулирует отношения между работодателем и работниками. И здесь государство регулирует не отношения купли-продажи труда работника, а заботится о социальном положении, статусе работающего. В Трудовом Кодексе содержатся правовые нормы, которые призваны защищать работников от незаконных действий со стороны работодателя в виде несвоевременной выплаты заработной платы, отсутствия пособий и других нарушений.
На наш взгляд, необходимо проводить социальную политику в сфере оплаты труда на дифференцированной основе. Необходимость производить регулирование бывает, как правило, тогда, когда уровень профессиональной подготовленности работника бывает не очень невысокой, вследствие этого у работника бывает слабая позиция при выяснении отношений с работодателем. В основном такое положение встречается, если выполняемые трудовые операции состоят из труда низкой квалификации. Для таких работников государство определяет минимальный уровень заработной платы, работодатели не имеют право назначать заработную плату ниже этого уровня.
Государство регулирует и такой показатель, как ритм оплаты труда (например, каждые четырнадцать дней).
Политика, проводимая государством в области труда, направлена на совершение перехода от системы страхования по безработице к созданию мер профилактического характера, чтобы можно было избежать трудности в этой сфере.
Такие меры затрагивают в первую очередь воздействие на потребность в рабочей силе. Можно также оказывать влияние за счет коррекции нормативных актов, которые регулируют применение в РФ рабочей силы, прибывающей из-за границы (иностранной рабочей силы). Вопросы регулирования могут также проводиться с помощью уменьшения доступа отдельным группам работающих на рынок труда (например, за счет уменьшения пенсионного возраста). Влияние, оказываемое государством, происходит также за счет информирования о состоянии рынка труда органов, которые в этом заинтересованы.
Мощным влияющим фактором является также финансирование государством системы повышения квалификации и переобучения работников. [16, с. 15]
Еще одним инструментом влияние на политику в сфере труда является выдача при безработице компенсационных выплат.
Важно эффективно применять финансовые средства из фонда страхования по безработице.
Еще одной важной проблемной областью в социальной сфере является проблема особых групп работающего населения (пожилых людей, женщин, молодежи, инвалидов, иностранцев).
Еще одним инструментом социальной политики является обеспечение жилищных условий нуждающимся. Если в регионе оперативно и без проблем решаются жилищные вопросы, то это приводит у усилению территориальной подвижности рабочей силы. А это очень важно, когда существуют значительные структурные сдвиги в области или районе, так как приводит к повышению эффективности производства.
Таблица 1. Предоставление жилья гражданам [18, с. 6]
год | |||||||||||
Число семей (включая одиноких), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год, тыс. | |||||||||||
в процентах от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях | |||||||||||
Число семей (включая одиноких), состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на конец года), тыс. | |||||||||||
в процентах от общего числа семей (включая одиноких) | |||||||||||
Обычно данное направление оказания помощи социального характера осуществляется с помощью средств из бюджета, которые выделяются для помощи работникам, которые арендуют жилье. Однако имеются и другие способы: государство поощряет самостоятельное жилищное строительство. Для этого применяются разные возможности, в частности, региональные власти могут сами создать недорогие комплексы жилья, а потом сдавать их в наем тем семьям, которые имеют невысокий доход.
Можно также использовать жилье, которое построено частными строительными кооперативами. В таком случае государство на бесплатной основе дает строительным организациям землю, предоставляет льготное кредитование или же смягчает налогообложение. В таком случае государство осуществляет контроль размера оплаты жилья, фиксируя размер максимальной сумму дохода владельца за сдаваемое в наем жилье. Имеются целевые программы абсолютно по всем направлениям социальной политики.
Проведенные за последнее десятилетие рыночные реформы в РФ привели к существенному изменению собственности, структуру власти, системы управления экономикой. В ходе этих реформ произошло резкое падение уровня жизни многих граждан страны. Появилось такое явление, как резкая дифференциация населения социального и материального характера, образовалась зона бедности, в этой зоне оказалась примерно одна треть населения России.
В такой обстановке нельзя оставлять в прежнем виде существующие инструменты осуществления социальной политики, ведь это может привести к нарастанию отрицательных тенденций.
Нужны новые программные средства для осуществления совершенно иной, новой стратегии государственной политики в социальной сфере.
В такой ситуации, в условиях существующего кризиса, социальные расходы государства необходимо распределять в пользу самых незащищенных групп населения.
Перечисли факторы, которые способствовали усугублению кризиса в области осуществления правильной социальной политики:
1. Сохранение у населения ожиданий благ со стороны государства.
Необходимо выработать понимание населением того, что необходимо предпринимать самостоятельные шаги для обеспечения своего социального статуса. Государство нужно проводить поощрение самопомощи населения.
2. В настоящий момент в Российской Федерации социальные отношения отличаются недоразвитостью, незрелостью.
3. Существовавшие в девяностые годы значительные финансовые трудности осложняли решение многих задач социального плана.
В настоящее время стратегия государства в социальной сферы состоит в борьбе с бедностью, сильной дифференциацией, демографическими и кризисами.
Рассмотрим приоритеты социальной политики в Российской Федерации в 2011;2014 гг. Расходы федерального бюджета на 2012;2014 гг. по сравнению с 2011 г. были сформированы с учетом изменения классификации расходов бюджетов.
Расходы федерального бюджета в 2011 — 2014 гг. по разделам классификации расходов бюджетов5 (млрд. руб.) [18, с. 6].
Увеличилось количество разделов классификации расходов бюджетов увеличено с одиннадцати до четырнадцати разделов.
В новом разделе «Межбюджетные трансферты общего характера» отмечены дотации, которые направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность бюджетов субъектов РФ. Иные межбюджетные трансферты, которые предусмотрены из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ и бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ, были распределены по разделам классификации расходов бюджетов в соответствии с их функциональной направленностью.
В структуре общего объема расходов федерального бюджета 1-е место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2012 г. — 27,6%, 2013 г. — 28,3%, 2014 г. — 28,2%), 2-е место — расходы на национальную экономику (2012 г. — 16,5%, 2013 г. — 15,5%, 2014 г. — 13,5%), 3-е место — расходы на национальную оборону (2012 г. — 14,3%, 2013 г. — 14,7%, 2014 г. — 17,2%), которые к 2014 г. спрогнозированы опережающими по сравнению с расходами на национальную экономику.
В номинальном выражении в 2014 г. темпы роста не процентных расходов федерального бюджета предусмотрены были выше темпов роста экономики (ВВП) на 3,5 процентного пункта, при этом сохраняются риски неэффективного расходования бюджетных средств.
Условно утвержденные расходы федерального бюджета (не распределяемые в 2012 г.) предусмотрены были на 2013 г. в сумме 419,3 млрд руб., или 3,7% общей суммы расходов, на 2014 г. — 798,3 млрд руб., или 6,6% общей суммы расходов. Частью 3 статьи 184 Бюджетного кодекса РФ определено, что общий объем условно утвержденных расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на плановый период на первый год планового периода устанавливается в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода — в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета.
Объемы бюджетных ассигнований, которые направлены на исполнение публичных нормативных расходных обязательств в среднесрочном периоде, являются относительно стабильными (на 2012 г. — 296,6 млрд руб., на 2013 г. — 301,9 млрд руб., на 2014 г. — 306,7 млрд руб.) и увеличиваются по сравнению с предыдущим периодом: в 2012 г. — на 10%, в 2013 г. — на 2%, в 2014 г. — на 2%. В структуре общих расходов федерального бюджета указанные расходные обязательства составляют: в 2012 г. — 2,8%, в 2013 г. — 2,7%, в 2014 г. — 2,5%.
При этом индексация социальных выплат запланирована была в 2012 г. на уровне инфляции, установленной на 2012 г. в 6,5%. Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. был предусмотрен механизм индексации социальных выплат по фактическому уровню инфляции, сложившемуся в предыдущем году (в 2010 г., по оценке, 8%).
Результаты контрольных мероприятий, анализ структуры бюджетных расходов позволяют сделать вывод о том, что в 2012 — 2014 гг. существенных резервов их сокращения практически нет.
Значительную часть расходов федерального бюджета в 2012 — 2014 гг. нужно было направить на государственную поддержку инновационных проектов и развития современной транспортной инфраструктуры, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, увеличение денежного довольствия военнослужащих, содержания судей и прокурорских работников, фондов оплаты труда федеральных государственных учреждений, модернизацию здравоохранения, совершенствование образования, исполнение публичных нормативных расходных обязательств, подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке и XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, реализацию федеральных целевых программ, обеспечение национальной обороны, обслуживание государственного долга. [18, с. 7]
С 1 января 2015 года проиндексированы размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей. Коэффициент составил 1,055.
Соответствующие изменения установлены Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
В 2015 году размер отдельных видов пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования РФ, составит:
Таблица 2.
Наименование вида пособия | с учетом индексации на 1,055 | с районным коэффициентом (15%) | |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности | 543,67 | 625,22 | |
Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным при ликвидации организаций | 543,67 | 625,22 | |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 14 497,80 | 16 672,47 | |
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком | 2718,34 | 3126,09 | |
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми | 5436,67 | 6252,17 | |
Возмещение услуг по погребению | 5277,28 | 6068,87 | |
2.2 Сравнительный анализ социальной политики США и России
Сейчас США является одной из мощнейших держав в мире, которая имеет не только развитые экономическую и военную сферы, но добилась больших успехов и в социальной сфере. Именно поэтому многие менее развитые страны, модернизируя свою социальную политику, берут пример именно с США. Россия не является исключением. После долгого советского периода командной экономики и тяжёлых 90-х, когда социальная сфера оказалась почти заброшенной, сейчас для современной России остро стоит вопрос её модернизации. На сегодняшний день во всех развитых странах мира осознали необходимость вкладывания средств в человеческий капитал, что именно он является залогом развития всех остальных сфер, и сегодня в России тоже происходит это осознание. Однако переход на новую модель социальной политики требует реформ и существующего успешного образца, которым и являются США.
Таблица 3. Социальная политика США и России в сфере труда
США | Россия | ||
Задачи социальной политики | Совершенствование трудовых ресурсов, социальная защита работников, упрочение социальной стабильности в обществе, повышение трудовой мотивации и конкурентоспособности граждан, регулирование потока мигрантов | Преодоление нарастающего кризиса и создание условий для притока квалифицированной рабочей силы в ключевые сектора экономики | |
Проблемы | Усиление трудовой миграции, недостаточная конкурентоспособность граждан, слабое регулирование трудовых отношений | Диспропорции на рынке труда, высокий уровень травматизма, дифференциация зарплаты, снижение значимости труда | |
Меры по их преодолению | Регулирование трудовых отношений посредством законодательства, повышение доступности профессионального образования и подготовки, повышение общеобразовательной подготовки | Совершенствование трудового законодательства, повышение минимального размера оплаты труда, регулирование объема подготавливаемых специалистов по тем или иным профессиям | |
Из таблицы 3 видно, что социальная политика на рынке труда в США направлена на регулирование потоков трудовой иммиграции и повышение конкурентоспособности собственных граждан, в то время как в России главными направлениями являются преодоление кризиса, возникшего вследствие накопления массы проблем. Стоит отметить, что, несмотря на слабое регулирование трудовых отношений, в США созданы хорошие условия труда и достойный заработок, который является источником стабильного дохода для большинства граждан и привлекает массу иммигрантов. В России же, несмотря на хорошее трудовое законодательство, трудовая сфера имеет массу проблем, а квалифицированных иностранных специалистов приходится привлекать.
Таблица 4. Социальная политика США и России в сфере борьбы с бедностью
США | Россия | ||
Задачи социальной политики | Уменьшение количества малоимущих граждан, стимулирование программ развития человеческого потенциала, создающих условия для самореализации гражданина | Уменьшение количества малоимущих граждан, увеличение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума, увеличение размера пособий | |
Проблемы | Относительно высокий уровень малоимущих граждан | Высокий уровень бедности, бедность среди работающего населения, большие транзакционные издержки при оказании финансовой помощи | |
Меры по их преодолению | Повышения образовательного уровня неимущих, создание для них программ жилищного строительства, медицинского обслуживания, подготовки и переподготовки низкооплачиваемой рабочей силы, помощь в трудоустройстве | Предоставление льгот, ежемесячных денежных выплат, предоставление «социального пакета» | |
Из таблицы 4 можно сделать вывод, что, несмотря на одинаковую в сущности задачу — борьбу с бедностью, американская социальная политика в сфере борьбы с ней прогрессивнее российской, так как, в отличие от неё, направлена не на выплату не стимулирующих единоразовых пособий и предоставление льгот, а на развитие собственного внутреннего потенциала неработающего, позволяющего ему адаптироваться на рынке труда.
Таблица 5. Социальная политика США и России в области пенсионного обеспечения
США | Россия | ||
Задачи социальной политики | Поддержание государственных и частных пенсионных систем, обеспечивающих пенсионерам гарантированное замещение утраченного трудового дохода после выхода на пенсию и свободу выбора в отношении дополнительных пенсионных накоплений | Увеличение размера пенсий, переход на накопительные пенсии | |
Проблемы | Недостаточность финансирования, низкие размеры пенсий, доходность пенсионных счетов ниже уровня инфляции, сохранение льготных элементов | ||
Меры по их преодолению | Попытки увеличить размеры пенсий и перейти на накопительную систему | ||
Таблица 5 наглядно показывает, что пенсионная система в США намного превосходит российскую по качеству. В то время как в США пенсионеры являются наиболее защищённой социальной группой вследствие работающей эффективной накопительной системы, которая не только обеспечивает пенсионерам достойную старость, но даже приносит доход государству, российское правительство всё ещё пытается поднять финансирование пенсионной сферы и пока безуспешно скопировать американскую модель пенсионных счетов.
Таблица 6. Социальная политика США и России в сфере здравоохранения
США | Россия | ||
Задачи социальной политики | Реализация общенациональных программ по охране здоровья населения | Модернизация здравоохранения, улучшение качества и доступности услуг | |
Проблемы | Недоступность для малоимущих, инвалидов, пенсионеров, низкая эффективность бюджетных расходов федерального правительства | Преобладание стационарной помощи, неэффективная система медицинского страхования, недостаток финансирования, неэффективное распределение бюджетных средств | |
Меры по их преодолению | Создание государственных программ медицинского страхования для неимущих и пенсионеров | Улучшение стандартов медицинских услуг, переход к добровольному медицинскому страхованию, финансирование наиболее проблемных зон | |
Из таблицы 6 видно, что в социальной политике в области здравоохранения России и США государство играет разную роль. В России государство оказывает большее влияние на систему здравоохранения, поэтому сталкивается с проблемами её финансирования и модернизации. В США, где система здравоохранения развивалась на коммерческих началах, роль государства в этой сфере по большей части относится к реализации общенациональных программ по охране здоровья населения, однако средства, выделяемые на эти программы, расходуются неэффективно.
государственный политика социальный здравоохранение
Таблица 7. Социальная политика США и России в сфере образования
США | Россия | ||
Задачи социальной политики | Повышение качества начального и среднего образования, преодоление элитаризма высшего | Преодоление кризиса в системе образования, повышение его престижности | |
Проблемы | Недостаточный уровень начального и среднего образования, недоступность высшего для выходцев из малообеспеченных семей | Смешение функций между различными уровнями власти, недостаточность финансирования и общий спад культурного развития общества | |
Меры по их преодолению | Стимулирование подготовки высококвалифицированных кадров, повышение общего уровня образования до уровня колледжа, компьютеризация школ, библиотек, привлечение частных предпринимателей, развитие социальных программ, программы грантов на обучение для выходцев из беднейших семей | Помощь в развитии лидерам, повышение «прозрачности» образовательной системы и повышение качества педагогических кадров | |
Как может показаться из таблицы 7, в направлении развития образования перед правительствами России и США стоят на первый взгляд разные задачи. Перед Россией стоит проблема преодоления культурного спада и кризиса в образовании, а перед США — повышения уровня начального образования и преодоления элитаризма высшего. В США для этого реализуются социальные программы, происходит компьютеризация школ, библиотек. В России в общем делается то же самое, только со ставкой на лидеров, т. е. помощь в первую очередь оказывается лучшим школам, что не может исправить положение образовательной сферы в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что по ряду направлений социальная политика США отличается большим совершенством и более современным подходом к развитию социальной сферы. Большинство проблем социальной политики современной России связаны с рядом взаимосвязанных факторов, таких как недостаточность финансирования, провал социальных реформ, вялость исполнения и выборочность национальных проектов, общее снижение культурного уровня страны. Проблемы США связаны в первую очередь с регулированием большого потока иммигрантов и в связи с этим с необходимостью повышения конкурентоспособности собственных граждан. Можно сказать, что проблемы России в большинстве случаев являются проблемами недостатка, а в США проблемами роста. Особо ярко это проявляется в финансировании. В большинстве направлений социальной политики России главной проблемой является недостаточность бюджетных средств, в то время как в США главной проблемой является нецелевое расходование бюджетных средств. Для решения накопившихся проблем в США также используются более продвинутые методы социальной политики. Здесь уже давно перешли на путь развития человеческого потенциала как основы для решения проблем в различных отраслях социальной сферы. В России всё ещё придерживаются принципа предоставления льгот и выплат, и это при недостатке финансирования. Вместе с тем стоит отметить, что правительство России обращается к зарубежному опыту для решения накопившихся проблем и работает над их решением. Очевидно также, что простое копирование американского опыта без приспособления к Российским реалиям текущей экономической и социальной ситуации также не принесёт положительного результата, что и доказал провал пенсионной реформы.
2.3 Проблемы социальной сферы на современном этапе и предложения по совершенствованию
Большое влияние на преобразование социальной сферы оказал Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Этот закон создал прецедент для проведения коммерциализации бюджетной сферы, произошел рост числа платных услуг и сокращение услуг, предоставляемых бесплатно. Однако кроме этого данный закон установил новые отношения со стороны федеральных структур исполнительной власти к своим бюджетным учреждениям, это касается вопроса финансирования на возмездной основе. Бюджетные организации, вместо сметного финансирования теперь стали получать государственный заказ, размер этого заказа зависит от количественных показателей оценки, т. е. подушевого финансирования.
В результате проведенной таким образом реформы социальной сферы стало огромное изменение качества работы органов социальной сферы, изменились отношения между социальными подразделениями с населением.
Работники социальной службы оказались зажаты ростом социальных обязательств, которые взяло на себя политическое руководство России, а осуществлять должны именно низовые работники данной сферы, а также тем, что были урезаны социальные фонды, субвенции, вырос дефицит. В такой ситуации для решения возникшей проблемы работники социальной сферы вынуждены были пойти на уменьшение оказываемой социальной помощи гражданам за счет создания различных барьеров к ее получению социальной помощи гражданами.
Основными внутриведомственными механизмами создания подобных барьеров, препятствий много, назовем лишь некоторые из них.
В частности, такую возможность снизить предоставление социальной помощи населению предоставляет принцип децентрализации социальной политики.
К совместным полномочиям правительства РФ, Фонда социального страхования и субъектов Федерации оказались отнесены такие меры, как организация работы детских лагерей отдыха; предоставление санаторно-курортных путевок для лечения пенсионеров, инвалидов и ветеранов; выделение протезов и средств технической реабилитации инвалидов; лекарственное обеспечение лиц льготной категории.
Федеральное законодательство гарантирует на бумаге все названные виды помощи, но в действительности выполнение этих мер находится в ведомстве регионов. [21, с. 65]
Как уже сложилось, выделением средств занимается федеральный бюджет, а регионы их тратят. Но во многих нормативно-правовых актах регионов имеется небольшое уточнение: «…государственная услуга предоставляется по мере выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета». Это уточнение означает, что если финансирование отсутствует, то это становится основание для того, чтобы отказать гражданину в реализации имеющихся у него прав на социальную помощь. Если нет денег, то тогда не будет ни путевок для детей, ни лекарств для льготников, ни протезов для инвалидов, ни путевок для пенсионеров. Последние два-три года такое явление является довольно распространенным. Перераспределение ограниченных средств происходит таким образом, чтобы путевки выделялись не каждый год, как это положено по закону, а через три-четыре года. Что касается муниципального уровня, то здесь положение складывается еще хуже: значительный дефицит местных бюджетов создает эффект дефицита в квадрате. В такой ситуации главным источником доходов для муниципального уровня становятся субвенции регионов, а они также подвергаются сокращению в результате имеющегося дефицита областного бюджета.
В таких условиях происходит уменьшение финансирования таких мер, как обеспечение малоимущих семей школьной формой, школьное питание, ремонт школ, работа молочных кухонь. Во многих муниципальных образованиях даже нет такой статьи расхода денег.
Еще одной проблемой, на решение которой также нет бюджетных денег, это предоставление жилья людям, стоящим в очереди.
У территориальных органов власти отсутствуют средства на масштабное строительство, поэтому очередь продвигается очень медленно. В год обеспечиваются жильем примерно 1−2% стоящих в очереди. Из-за того, что условия получения жилья являются локальными полномочиями, то создается много возможностей для различных махинаций: условия получения жилья содержит норматив для нуждающихся — текущее проживание на более чем 8−10 м.2 жилой площади на человека, чтобы его включили в очередь; чиновники приписывают к жилой площади общедомовую территорию (коридоры, лестничные площадки), ветхие строения оформляются как удовлетворительные для проживания. [21, с. 66]
В результате получается, что действительный объем тех, кто нуждается в жилье, очень занижен, однако, несмотря на это, обеспечить всех нуждающихся не получается.
В результате такой ситуации не выполняются даже те решения, которые принимаются президентом и правительством.
Еще одним важным нарушением является предоставление недостоверных статистических данных государственными органами.
Такое искажение вызвано тем, что если гражданин получает доход ниже прожиточного уровня, то он признается малоимущим. А прожиточный минимум рассчитывается на основании стоимости минимальной потребительской корзины. Однако уже много лет в нашей стране величина товаров в потребительской корзине является заниженной.
В частности, рассчитанная сумма потребления на человека в день равна всего 226 рублей. Физиологическая ценность такого потребления находится на уровне физического выживания, а в действительности голода — 2600 ккал в день. Получается, что корзина, которая рассчитана по принципу сильного недоедания, является основой современной государственной социальной политики, ведь именно от нее определяются получатели коммунальных субсидий, повышенные детские денежные пособия, санаторные путевки. Для сравнения официальный уровень бедности в России равен уровню бедности в Германии. Несмотря на то, что общий уровень бедности в Германии гораздо ниже, а немецкие бедные можно отнести обеспеченному населению в России, статистически Росстат ставит нас на одну строчку. Такой способ расчёта бедности, по границе физического выживания, применяется ООН для развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америке. А для европейских и других развитых стран применяется метод вычисления долевых расходов семьи на питание, транспорт и ЖКХ. Если, основываясь на такой шкале рассчитать уровень бедности в России, то под него подойдут 60−70% населения России. Занижение объема бедности приводит к занижению числа людей, которые нуждаются в государственной социальной помощи. Возникает еще один способ уменьшения предоставления социальной гарантии. В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999, области должны производить социальные доплаты пенсионерам, которые живут за чертой прожиточного минимума в области. Социальная доплата равна денежной величине, доводящей общие доходы пенсионеров до уровня прожиточного минимума. В таком случае, если производится увеличение пенсии, примерно на 200 рублей, то величина социальной доплаты также уменьшается на 200 руб., в результате общий доход пенсионера не изменяется. Такая мера создает иллюзию роста пенсий, а в действительности общие доходы пенсионеров оказываются застывшими на уровне прожиточного минимума.
Кроме перечисленных выше проблем имеется еще в дополнение проблема чрезмерной бюрократизации социальной сферы. Чтобы получить полагающуюся им социальную помощь, гражданам приходится проходить долгие процедуры, когда необходимо все согласовывать и утверждать.
Так, чтобы получить землю многодетная семья должна собрать шесть справок, для получения социального жилья — двенадцать справок, на получение единовременной материальной помощи — одиннадцать справок, на получение пособий для ребенка — десять справок — в соответствие с приказом Минздравсоцразвития от 23 декабря 2009 г. № 1012н.
Что касается нормативно-правового регулирования социальной сферы, то законодательство является очень сложным, излишне регламентированным.
Предложения по совершенствованию управления социальной сферой.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, улучшение законодательства в области регулирования социальной сферы.
2. Вернуть в бюджетные организации сметное финансирование вместо государственного заказа.
3. В связи с кризисом снять финансовую нагрузку с организаций социальной сферы.
4. Не использовать принцип децентрализации при проведении социальной политики.
5. Оказывать помощь муниципальным властям по выполнению социальных обязательств.
6. Уменьшить количество справок, собираемых населением для получения льгот.
7. Счетной палате вести контроль за подачей недостоверных сведений со стороны чиновников социальной сферы.
Заключение
В заключение сделаем некоторые выводы на основании изученного теоретического и аналитического материала по данной теме.
В широком смысле слова социальная сфера понимается как система экономических отношений, складывающихся в областях здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, ЖКХ. Именно этим и обусловлена актуальность для государства социальной сферы, которая является очень значимым объектом государственного регулирования.
Государственное регулирование социальной сферы осуществляется под влиянием тех приоритетов, которые имеются в стратегии человеческого развития, где развитие — это перспектива расширения возможностей, не сводимая только к повышению уровня материального благополучия и благосостояния, сюда же относятся полноценная, здоровая жизнь и активное долголетие, а также овладение знаниями.
Политика государств в социальной сфере состоит из комплекса мер, которые направлены на создание благосостояния общества.
В настоящее время в проводимой государственной политике используются такие методы, как социальное целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование.
Сейчас проводимая государством политика в социальной сфере, с одной стороны, провозглашает и стремиться придерживаться основам социального государства, с другой стороны, для этого в период кризиса сократились возможности для выполнения взятых обязательств, в результате происходит фактическое сокращение расходов на нужны в социальной сфере.
Существующая система оказывает социально значимую помощь нуждающимся в такой помощи гражданам только в минимальном объеме. Это касается незначительной ежегодной индексации пенсий, субсидий по оплате коммунальных услуг.
К сожалению, государство, несмотря на взятые обязательства, испытывает сложности в оказании социальной помощи в сфере доступного образования, медицинского обслуживания, помощь семье, особенно многодетной, социализации инвалидов.
На наш взгляд, назрела необходимость в проведении качественных реформ в социальной сфере.
Таким образом, все задачи, стоящие перед нами, выполнены, и цель достигнута.
Использованная литература
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) / РГ. 10 декабря, 1998 г.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / РГ. 25 декабря 1993 г.
3. Федеральный закон № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 г. // Российская газета. 30.05.2000 г.
4. Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации») от 31 .03.2006 г. (Принят Государственной Думой 10 марта 2006 года) / РГ. Опубликовано 4 апреля 2006 г.
5. Концепция социального государства Российской Федерации / РГ. от 20 января 2004 г.
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
7. Апостолова Т. М., Косевич Н. Р. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации. — М., 2011.
8. Асжина М. А, Чибриков Г. Г., Основы экономической теории" -М.: «Норма», 2006 г.
9. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета. //Человек и труд. — 2011. — № 8. — С. 55−60.
10. Горшков М. К., Свобода, неравенство, братство. Социологический портрет современной России // М., 2012. С. 70−74
11. Горшков М. К., Тихонова Н. Е. Богатство и бедность в представлениях россиян //Социс.-2012. — № 3
12. Гонтмахер Е. Ш. Социальные реформы. Что завтра? — М., 2013, с.45−51.
13. Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в 90-х годах. // СПб., 2003.
14. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — М.: БЕК, 2012.
15. Иванов В. Н., А. В. Суворов, Неравенство и бедность населения: решения проблемы в России и за рубежом // Проблемы прогнозирования. — 2014. — N 3. — С.132−148.
16. Калашников С. В. Функциональная теория социального государства. — М., 2012.
17. Материалы круглого стола. Концепция социального государства. На пути к социальному государству. Материалы круглого стола // 19 ноября 2002 г. — М., АТиСО. 2013. С. 167−203
18. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов // Общество и экономика.-2014.-№ 5.-с.5−12
19. Филиппова Н. П. Роль и функции социальной политики в общественном развитии // Экономические науки. 2012, № 3, с. 13 — 15.
20. Холостова Е. И. Социальная политика: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001.
21. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. — 2014. — № 8.
22. Шевяков А. Ю. Факторы неравенства в экономической и демографической динамике и формирование новой социальной политики государства: Докл. на Совете по экономике Отделения общественных наук РАН. — М., 2013.
23. Ярмиев М. З. Репрезентация бедности как социальной проблемы российских СМИ // Социол. исслед. — 2012. — N 4. — С.67−72.
24. www.rg.ru
25. www.minzdravsoc.ru
26. www.gks.ru
Приложение
Расходы федерального бюджета в 2011 — 2014 гг. по разделам классификации расходов бюджетов (млрд. руб.)
Наименование разделов | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |||||
оценка | в% к итогу | проект | в% к итогу | проект | в% к итогу | проект | в % к итогу | ||
ВСЕГО | 10 232,8 | 10 658,6 | 11 237,9 | 12 175,6 | |||||
Условно утвержденные расходы | 419,3 | 3,7 | 798,3 | 6,6 | |||||
ВСЕГО | 10 232,8 | 10 658,6 | 10 818,6 | 96,3 | 11 377,3 | 93,4 | |||
в том числе: | |||||||||
Общегосударственные вопросы | 800,2 | 7,8 | 863,8 | 8,1 | 794,5 | 7,0 | 771,7 | 6,3 | |
Национальная оборона | 1276,8 | 12,5 | 1517,1 | 14,3 | 1655,7 | 14,7 | 2098,6 | 17,2 | |
Национальная безопасность и правоохр. деятельность | 1109,1 | 10,8 | 1215,5 | 11,4 | 1193,4 | 10,6 | 1182,8 | 9,7 | |
Национальная экономика | 1600,3 | 15,7 | 1760,2 | 16,5 | 1747,7 | 15,5 | 1637,9 | 13,5 | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 223,3 | 2,2 | 216,5 | 2,0 | 94,3 | 0,8 | 78,7 | 0,6 | |
Охрана окружающей среды | 13,3 | 0,1 | 16,8 | 0,2 | 17,4 | 0,2 | 16,7 | 0,1 | |
Образование | 444,0 | 4,4 | 516,6 | 4,8 | 516,0 | 4,6 | 519,4 | 4,3 | |
Культура, кинематография | 74,6 | 0,7 | 82,0 | 0,8 | 78,8 | 0,7 | 76,0 | 0,6 | |
Здравоохранение | 430,1 | 4,2 | 466,1 | 4,4 | 481,7 | 4,3 | 432,9 | 3,6 | |
Социальная политика | 3316,4 | 32,4 | 2940,5 | 27,6 | 3185,8 | 28,3 | 3437,5 | 28,2 | |
Физическая культура | 34,0 | 0,3 | 42,5 | 0,4 | 28,8 | 0,3 | 26,0 | 0,2 | |
Средства массовой информации | 54,8 | 0,5 | 61,3 | 0,6 | 62,3 | 0,6 | 56,0 | 0,5 | |
Обслуживание государственного долга | 280,3 | 2,8 | 389,9 | 3,6 | 518,4 | 4,6 | 600,7 | 4,9 | |
Межбюджетные трансферты общего характера | 575,6 | 5,6 | 569,8 | 5,3 | 443,8 | 4,0 | 442,4 | 3,7 | |