Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Национальная правовая культура России: особенности, проблемы

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В культурном плане, в том числе и в политико-правовой сфере, конец ХХ — начало XXI вв. отмечены в России новой мощной волной вестернизации, может быть, более мощной, чем в петровские времена, и благодаря современным СМИ и торговле, более широкой, охватившей не только верхи общества, но и народные массы. Результатом этой волны явилось не только свободное приобщение образованных слоев общества… Читать ещё >

Национальная правовая культура России: особенности, проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КУРСОВАЯ РАБОТА.

По курсу «Теория государства и права».

По теме «Национальная правовая культура России: особенности, проблемы».

1. Понятие и сущность правовой культуры России.

2. Национально-исторические особенности правовой культуры России.

2.1 Развитие правовой культуры России в период абсолютной монархии.

2.2 Развитие правовой культуры России в советский период.

2.3 Развитие правовой культуры России в постсоветский период.

3. Актуальные проблемы формирования правовой культуры России.

4. Пути повышения правовой культуры России Заключение Список использованных источников.

Правовая культура является одним из важнейших элементов правовой системы любого государства. Поэтому можно бесспорно констатировать тот факт, что в настоящее время проблемы и развитие правовой культуры являются наиболее актуальными вопросами. Безусловно, национальная правовая культура России в наши дни не менее актуальна. Подтверждением этого является то, что правовая культура определяет уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики. Данные понятия имеют не маловажное значение в период становления правового государства в России. Очевидно то, что между этими понятиями существует прямая зависимость. При низкой правовой культуре правосознание граждан не будет высоким, соответственно, и уровень законности в данной ситуации не будет достаточным. Из этого не трудно сделать вывод о том, что не стоит пренебрегать важностью и значимостью правовой культуры в правовом государстве. От качества и эффективности правовой культуры зависит развитие многих правовых институтов.

Вопросы понятия, сущности, развития правовой культуры разрабатывались большинством учёных, юристов, политологов на протяжении многих веков. Многообразие учёных трудов обусловлено тем, что проблемы становления, развития правовой культуры имели интерес как в прошлом веке, так и в современное время не оставляют равнодушными учёных-юристов. Немало научных статей посвящено значимости элементов правовой культуры при становлении правового государства.

Целью курсовой работы является комплексный анализ особенностей развития и становления национальной правовой культуры России.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:

· составить общее представление о понятии правовой культуры;

· рассмотрение исторического развития правовой культуры в России;

· необходимо рассмотреть особенности правовой культуры в тот или иной период развития Российского государства;

· следует сформулировать наиболее актуальные проблемы национальной правовой культуры России;

· предложить наиболее эффективные и действенные пути повышения правовой культуры России.

Безусловно, решение поставленных задач не может заключаться в решении конкретной задачи по отдельности, ведь данные задачи взаимозависимы, поэтому и решение их должно проводиться в совокупности. Например, невозможно понять проблемы правовой культуры, а точнее их возникновение и природу, без исторического становления и развития самой правовой культуры. Ведь любое историческое событие не проходит бесследно, оно является причиной и основой для появления последующих явлений. Можно сказать, что корень всех проблем находится в прошлом. Поэтому качественный анализ истории правовой культуры России является своего рода обоснованием или оправданием тех или иных проблем, с которыми приходится сталкиваться как на практике, так и при изучении теоретических вопросов, касающихся правовой культуры России. В свою очередь существующие в правовой культуре проблемы обуславливают то, какими должны стать пути её повышения.

В результате на основе проведённого исследования необходимо иметь чёткое представление об особенностях правовой культуры России, убедиться в том, насколько длительное развитие получила правовая культура, каким многочисленным реформам подверглась правовая культура в процессе становления.

1. Понятие и сущность правовой культуры России.

Понятие «правовая культура» широко употребляется в различных государственных документах, в научной и учебной литературе. Однако степень его разработанности на теоретическом уровне оставляет желать лучшего, несмотря на то, что ценность и необходимость использования данного понятия признаётся большинством теоретиков права. Уже в самом термине «правовая культура» содержится указание на наличие двух сторон: права и культуры. Поэтому в юридической науке имеются многочисленные, иногда противоречивые определения данного понятия. Например, А. П. Семитко определяет правовую культуру как «качественное состояние жизни общества». Однако З. Ч. Чикеева полагает, что, рассматривая правовую культуру только в этом аспекте, мы характеризуем лишь внешнюю форму данного явления; внутреннее же содержание заключается в развитии самого человека. Левина С. В. Воспитательная функция права и правовая культура // Российский юридический журнал. 2010. № 6. С. 39.

Помимо приведённых трактовок, изучение сущности правовой культуры позволяет выделить ещё несколько основных подходов к её пониманию, сложившихся в юридической учебной и научной литературе.

Понимание сущности правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей органически связывает её с определённым уровнем развития правового сознания и поведения, оно тесно связано с состоянием правовой жизни общества, составляющих его социальных групп и индивидов. Такое понимание сущности правовой культуры определяется социально-экономическим и общественно-политическим уровнем развития общества, наличием или же отсутствием в нём реальной демократии. Особенно важным показателем этого состояния является степень гарантированной государством свободы поведения личности, связанной с реализацией её прав в единстве с ответственностью перед обществом. Чекмачёв Д. В. Правовая культура и демократические ценности в современном российском обществе // Закон и право. 2009. № 7. С. 57. Не вдаваясь в подробности дискуссий об определении понятия, ограничимся её пониманием как разновидности общественной культуры, отражающей определённый уровень правового сознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

Нередко в правовую культуру общества в юридической литературе включают право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок, правовое поведение. Правовую культуру трактуется нередко через понятие уровня развития её компонентов, при этом в числе показателей уровня правовой культуры называются развитость правовых взглядов, широта и гарантированность прав, уровень правоохранительной деятельности, уровень юридического образования и воспитания. Выделяют правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культуру, а также правовую культуру должностных лиц. Правовая культура общества охватывает его духовную сферу, ценности, накопленные правовой историей (памятники права и юридические мысли, нормативные правовые акты, акты применения права); групповая правовая культура — это культура группы, коллектива; индивидуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умение пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Правовая культура как составная часть общей культуры призвана разрешать противоречия, являться основой диалога через нормы права для разных сил, общественных движений, наций.

На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:

1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;

2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;

3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;

4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;

5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;

6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;

7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;

8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;

9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;

10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

При формировании правовой культуры необходимо решить ряд задач. Во-первых, обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства. Во-вторых, создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права. Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но и организованность общественных отношений, их подчинённость общественному порядку. В-третьих, необходимо обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы, преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры — чувство законности и справедливости — должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности, и вести борьбу против правового нигилизма, который овладел за последнее время массовым сознанием. В-четвёртых, осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание законе не освобождает от ответственности». В-пятых, необходимо активизировать правовое поведение граждан. От активности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе. Поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности. Левина С. В. Воспитательная функция права и правовая культура // Российский юридический журнал. 2010. № 6. С. 40.

Чрезвычайно важными характеристиками правовой культуры являются ее национально-исторические особенности, традиции, корни. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. С. 24. Они представляют собой «правовую преемственность». Старые правовые ценности не должны отбрасываться, отвергаться только потому, что они служили прежнему, отвергнутому строю. Каждая историческая эпоха передаёт другой свой опыт как основу, из которой должны развиваться новые формы, новое право. Преемственность выражает связь старого с новым в процессе развития.

2. Национально-политические особенности правовой культуры России.

Правовая культура определяется условиями и традициями национальной истории и представляет собой продукт длительного развития. Известный английский политик и философ 18 века Г. Болингброк говорил, что истоки конституции любого государства следует искать не в абстрактных теориях, а в его истории. Государство является небезразличным к своей правовой культуре, оно на неё опирается, стремится её регулировать и использовать в своих интересах. В истории каждого государства бывают периоды, когда его воздействие на правовую культуру особенно велико. Они совпадают с крупными реформами и революциями, как удавшимися, так и неудавшимися. правовая культура россия В России последних трёх столетий, чрезвычайно богатых разного рода потрясениями, выделяется несколько периодов особой активности государства в формировании правовой культуры. Мартышин О. В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 9. С. 5.

2.1 Развитие правовой культуры России в период абсолютной монархии.

Прежде всего, это эпоха реформ Петра I. Создание «регулярного государства». Внедрение официального петербургского западничества на основе абсолютной монаршей власти. Стремление к обновлению и прогрессу, презрение к прошлому. Ломка, как правило, варварскими методами, традиционного уклада Московской Руси. Данные преобразования Петра I оказали значительное влияние на формирование в данный период правовой культуры государства. В ранний период царствования Екатерины II петровские реформы были подкреплены абстрактными идеями «просвещенного абсолютизма», которые в конституционном плане так и остались на бумаге, но развитию просвещения, а также правовой культуры, несомненно, способствовали.

С именем Петра I связывают начало юридического образования в России. Но действительно научный характер правовой подготовки специалистов в области юриспруденции стал осуществляться в Московском университете, который был открыт в 1755 году. В 1767 году Екатерина II активизирует деятельность по составлению нового Уложения, определив в «Наказе»: «Исходя из необходимости подготовки умов к осуществлению законов, следует во всех школах учить детей грамоте не только по церковным книгам, но и книгам, которые содержат в себе изложение законов». В 1783 году вышла в свет специальная книга «О должностях человека и гражданина», предназначенная служить учебным пособием по вопросам изучения общественного строя, государства и основных норм общежития в народных городских училищах. Так была заложена традиция изучения правоведения, которое предполагало пересказ действовавшего российского законодательства.

В 1786 году в России был принят первый Устав школы, и школьная жизнь официально подвергается системной правовой регламентации. Согласно этому документу в гимназиях изучалось законоведение, предполагавшее основательное знакомство обучаемых с существующими правовыми установками. От них требовали неукоснительного соблюдения предписаний государственной власти.

Воспитательный процесс осуществлялся под строгим надзором со стороны властей, при этом не допускались никакие оппозиционные взгляды и мысли. Певцова Е. А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2003. № 10. С. 122.

В николаевскую эпоху была выдвинута теория официальной народности: самодержавие, православие и народность, которая стала следствием выступления декабристов.

Правовые реформы 60-х годов 19 века встрепенули общественное сознание и повлекли не только развитие правовой мысли, но и широкое обсуждение правовых проблем в обыденной жизни; гласность судопроизводства привела к полным залам на судебных заседаниях, широкому обсуждению громких процессов и известности ключевых фигур юридической элиты, в сущности, привела к окончательному формированию юридического сословия в России.

В XIX веке образование становится еще более прагматичным, что весьма актуально соотносилось с бурным развитием промышленности, техники и науки. Потребность в изучении права еще больше возрастает. По Уставу учебных заведений (1804 г.) предполагалось изучение в выпускных классах общественного строя, государства, основ права в содержании учебных предметов «Право естественное» и «Право народное». Однако стремление не допустить распространения идей философов-просветителей привело к исключению из учебных планов гимназий и училищ этих предметов (Устав 1828 г.). Такой шаг вызвал осуждение со стороны правоведов.

В период правления Николая I актуальными становятся концепции «практической подготовки воспитанников, намеревающихся выйти из гимназии на службу». С этой целью в некоторых учебных заведениях Западной России и Кавказа было введено преподавание законоведения, включающее в себя элементарное знакомство с отечественным законодательством. Чуть позже последовало новое изменение Устава (1849 г.), согласно которому обучение законоведению начиналось с пятого класса. Министерство народного просвещения запретило преподавателям глубоко и подробно рассматривать правовые проблемы в процессе обучения или учить рассуждать, дабы «в сознание учащихся не проникли вредные теории». После отмены крепостного права потребности в изучении правовых вопросов заметно возросли, но новый Устав гимназий (1864 г.) исключил законоведение из учебного плана образовательного учреждения. Подготовленные указания к Уставу позволяли лишь «проводить беседы в послеурочное время по правовым темам, которые должны были контролироваться либо директором гимназий, либо назначенным им преподавателем» .

Александр II возрождает прогрессивные идеи правового обучения, сформулированные в предшествующие годы, предоставив возможность университетам получить относительную автономию. Стали активно создаваться новые кафедры на юридических факультетах: истории русского права, истории важнейших иностранных законодательств, истории славянских законодательств. На протяжении многих лет российское юридическое образование было запрещено для женщин. В 60-е годы XIX века в Санкт-Петербургском университете на правах вольнослушательниц можно было встретить женщин, которые изъявили желание познавать юриспруденцию. Однако только к 1911 году представительницам слабого пола с высшим образованием было разрешено держать экзамен на диплом правительственных высших учебных заведений. Многочисленные споры велись и по вопросам организации правового воспитания. Например, известный педагог К. Д. Ушинский считал, что студентам следовало бы сначала преподавать частные юридические дисциплины, а затем уже науки, в которых содержались бы общие сведения о праве.

Октябрьский манифест 1905 г. и Основные законы 1906 г., изданные в период правления Николая II, не вызвали столь широкого резонанса, как преобразования 60-х годов.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что как в 18, так и в 19 веке государство способствовало развитию и формированию правовой культуры России. Государство начинает бороться с правовой неграмотностью населения. Человек не был изолирован от права и законодательства свой страны. Правовое воспитание школьников и студентов посредством введения в учебные заведения правоведческих наук позволяет говорить о резком скачке в развитие государства на тот момент. Однако в 19 веке правовое просвещение населения всё же было ограниченным в целях предупреждения народных восстаний и революций.

2.2 Развитие правовой культуры России в советский период.

Советская эпоха представляет собой самый яркий в нашей истории пример целенаправленного и мощного, как разрушительного, так и созидательного, воздействия государства на правовую культуру. Вся она подвергалась принципиальной переделке в соответствии с марксистским мировоззрением. По резкости изменений и грубости (варварству) форм социалистическая революция напоминает петровские преобразования, но её масштабы и глубина несравненно больше.

Февральская революция вошла в историю как разрушительница царского режима. В силу своей скоротечности и неспособности создать основы нового государственного строя она привела к разгулу анархии и не оставила заметного следа в формировании национальной правовой культуры. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. С. 26.

Октябрьская революция и установление советской системы перевернули социально-экономические и идеологические основы системы. Традиции самодержавия, православия и народности ликвидировались. Место православия занял атеизм, место соборности — классовая борьба и диктатура пролетариата.

Сколь бы решительным отрицанием прошлого ни представлялся советский строй, он не мог не нести на себе печати национальных традиций и национальной истории.

Революционные события начала XX века в нашей стране сформировали неоднозначное отношение общественности к правовым явлениям в жизни. Идеологи революционного правосознания отстаивали идеи субъективного правопонимания. Вера в могущественную силу права, призванного защитить человека от произвола власти и конфликтов, была подорвана. В 1937 году в структуре образования советской школы появилась новая учебная дисциплина «Конституция СССР», в рамках которой школьники изучали вопросы права. Преподавание этого курса входило в образовательную программу школы до 1961;1962 гг. Изучение Основного закона государства было подчинено задачам правового воспитания и просвещения учащихся. Обучаемые знакомились с конкретными событиями в стране и за рубежом и приучались «к единомыслию в их оценках». Новая учебная дисциплина была обеспечена пособиями для школьников, для учителей разработаны методические указания. Несомненно, курс корректировался на протяжении многих лет. А в соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) от 5 октября 1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» обучение в школах в рамках указанного курса было нацелено именно на формирование правовых знаний у ребят.

С середины 50-х годов в целях преодоления перегрузки учащихся объем правового материала для изучения сокращается. В первую очередь из школьных программ были исключены разделы и вопросы теории права. Образовательная деятельность строилась на основе изучения текста юридического документа и конкретизации его с опорой на жизненные примеры.

В 60-е годы после XX съезда КПСС начинается общеизвестный процесс по обновлению законодательства. Возрастает роль права в регулировании общественных отношений, что напрямую было связано с активным вовлечением граждан в охрану общественного порядка через добровольные дружины. Появляется необходимость в правовом образовании граждан, в обеспечении его практической направленности. Впервые учебной программой было предусмотрено формирование у учащихся системы правовых знаний трех уровней: знание некоторых вопросов общей теории права; знание Конституции СССР; знание норм трудового, семейного, гражданского, административного и уголовного права. В курсе «Основы советского законодательства» обращено внимание на необходимость воспитания у школьников потребности соблюдать нормы законов на базе знаний возможных моделей правомерного поведения. Предусмотренное программой изучение ряда законодательных актов расширяло возможности создания у учащихся конкретных представлений о роли законов в регулировании общественных отношений, формирования уважения к праву. Однако было недостаточно времени на отработку правовых вопросов, особенно практической направленности, изучение текста новых законодательных актов, включенных в программу. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г. о введении курса «Основы политических знаний» в средних школах и средних специальных учебных заведениях из школьного образования исключается курс «Конституция СССР», который являлся хотя и локальной, но системой правового обучения в стране.

С введением в 1962/63 учебном году курса «Обществознание», заменившего «Основы политических знаний», коренным образом изменились условия изучения учащимися вопросов права. Теперь правовое обучение стало составляющим компонентом обществоведческой подготовки детей. В небольшом числе школ в старших классах проводились факультативные занятия по курсу «Основы советского законодательства». В течение ряда лет правовое обучение и воспитание учащихся не определялись в системе первоочередных задач школы и не играли самостоятельной роли в учебно-воспитательном процессе. Правда, под влиянием правоохранительных органов, констатировавших усиление преступности в стране, особенно среди молодежи, элементы правового просвещения и воспитания включаются в систему дополнительного образования. Речь шла в первую очередь о необходимости проведения правовых мероприятий во внешкольной работе с детьми. По правовым вопросам проводятся олимпиады, организуются специальные встречи с работниками юстиции, суда, прокуратуры, МВД.

В 1975 году в восьмых классах общеобразовательных школ страны вводится специальный правоведческий курс «Основы Советского государства и права». Проведя предварительный эксперимент с внедрением данного учебного предмета, специалисты согласились, что он необходим для профилактики правонарушений, формирования законопослушной личности, знающей свои права и обязанности. Появление нового правоведческого курса расширило возможности изучения важных правовых вопросов общественной жизни. Дети знакомились с основными правилами, сложившимися в области семейного, гражданского, уголовного, административного и конституционного права.

В 70-е годы правовое воспитание граждан становится одним из стратегических направлений деятельности государственных органов страны. В качестве условия повышения правовой культуры детей выдвигается идея создания в средней школе системы правового образования, которая должна охватывать весь период обучения школьников с первого по десятый класс. В ее рамках были выделены две подсистемы: осуществление правового просвещения и воспитания на уроках при изучении основ наук и создание комплекса внеурочной и внешкольной работы.

На основе выше сказанного можно сделать вывод о том, что с приходом советской власти в России происходят кардинальные перемены в области национальной правовой культуры. Правовая культура подверглась большим изменениям, которые невозможно однозначно оценить. В первую очередь были ликвидированы все прежние ценности царской России, на смену которым пришли новые идеи марксизма и социализма. Создание основного закона страны, Конституции, и введение его в образовательный процесс также указывает на новую ступень в развитии государства. Следует также отметить то, что все эти преобразования были проведены за очень короткие сроки.

2.3 Развитие правовой культуры России в постсоветский период.

В постсоветское время опять возникает проблема формирования новой правовой культуры в принципиально изменившихся условиях, на основе восстановления в правах частной собственности со всеми вытекающими отсюда последствиями. И вновь государство играет активную роль в этом процессе, который развивается не на пустом месте, а испытывает давление прошлого.

В 90-е годы в России произошла новая революция, политическая, социальная и культурная. Снова, как и в 1917 г., она вылилась в полное отрицание прежнего строя и прежних традиций, правда, при этом не так быстро и не так открыто, как в 1917 г. Неоспоримые и осязаемые результаты переворота заключаются в разрушении социалистической системы общественных отношений со всеми ее не только отрицательными, но и положительными свойствами.

В плане демократии результаты революции 90-х годов далеко не столь очевидны. Установление впервые в истории России (за исключением короткого периода от февраля к октябрю 1917 г.) широкой свободы слова, творчества, политической агитации и борьбы явилось неоспоримым, хотя и далеко не гарантированным на будущее достижением этих лет. Но расширение пределов личной свободы и введение ряда формальных атрибутов конституционного правления не равнозначно власти народа. В стране сложилась замкнутая, клановая система власти, свободная от общественного контроля и ответственности. В рамках этой системы, без участия и одобрения народа принимались основные решения, приведшие к коренному изменению общественного строя. Первое время эта власть пользовалась доверием избирателей, приобретенным в ходе борьбы со старым режимом. Затем она перешла к манипулированию общественным мнением, которое при использовании государственных средств и аппарата, СМИ и привлечении значительных ресурсов за счет бывшей социалистической собственности оказывалось до сих пор эффективным. Когда манипулирования, называемого политическими технологиями, окажется недостаточно, власть способна прибегнуть к прямому принуждению, что она уже демонстрировала.

В культурном плане, в том числе и в политико-правовой сфере, конец ХХ — начало XXI вв. отмечены в России новой мощной волной вестернизации, может быть, более мощной, чем в петровские времена, и благодаря современным СМИ и торговле, более широкой, охватившей не только верхи общества, но и народные массы. Результатом этой волны явилось не только свободное приобщение образованных слоев общества к мировой культуре, но и основательный подрыв нравственных устоев народа, которому навязываются худшие образцы западной поп-культуры. В сочетании с процессом становления капитализма в варварских и незаконных формах, культом эгоизма, потребительства и стяжательства это ведет к разрушению остатков патриархальной культуры и добропорядочности, которые пережили первое наступление капитализма (с 60-х годов XIX в. до 1917 г.) и советскую власть. Надо сказать, что при всей коррумпированности советской власти, при всем ее лицемерии в последние десятилетия, она культивировала на основе социалистической идеологии моральные ценности, многие из которых носили вечный характер и входили в патриархальное народное сознание. Теперь они растоптаны. А на капиталистической основе, характерной для Запада, нравственные ценности сложиться у нас не успели.

Принципы, положенные в основу Конституции РФ 1993 года, в известной степени явились продолжением тенденций, складывавшихся в годы перестройки. Упор делался на общечеловеческих ценностях. Особое место занимали свобода, права человека, демократия, развитие институтов гражданского общества, плюрализм, гласность.

Конституция 1993 года покончила с советской системой и коммунистической идеологией, поставив на первое место в перечне видов собственности частную собственность и не установив для неё никаких ограничений. В то же время идея общечеловеческих ценностей сохраняла значение, приобретя несколько иную форму «мировых стандартов». Последние распространились не только на экономику, товары, но и на государственную и правовую систему, на правовую систему.

В целом идеология новой правовой культуры при первом Президенте РФ ориентировалась на мировые стандарты, декларировалось стремление как можно быстрее воплотить их в жизнь. Ситуация несколько изменилась, когда меры второго Президента по укреплению вертикали власти вызвали критику внутри страны и за рубежом. В этих условиях в политическую идеологию была внесена существенная поправка. Было заявлено, что, руководствуясь общими принципами и идеалами демократии, Россия не может не считаться с национальными традициями и условиями. Мартышин О. В. Идеология и формирование новой политической культуры в Российской Федерации // Государство право. 2010. № 9. С. 7.

Становление современной системы правового воспитания и формирования правосознания можно датировать началом 90-х гг. XX века. С одной стороны, в этот период изучение правовых вопросов в девятых классах временно было перенесено на факультативные занятия. Многие школы не были готовы по-новому преподавать правовые проблемы. Однако именно в это время структурируются новые концепции правового образования, разрабатываются различные региональные программы правового воспитания. Не дожидаясь нормативных установок Министерства образования РФ на внедрение учебных правовых курсов в школе, образовательные учреждения самостоятельно начинают «экспериментировать» и создают результативные программы формирования правосознания и правовой культуры личности. Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.) создал юридическую основу для структурирования образовательной деятельности в России. С его учетом в 1995 году Министерством образования РФ принят Базисный учебный план. Он стал важным документом, в котором были определены образовательные области, учебные предметы, а также количество учебного времени на их изучение, но «право» как самостоятельный учебный предмет перестало существовать юридически. Отдельные педагоги сами отказываются от проведения уроков по основам государства и права. Возникли многочисленные трудности из-за отсутствия учебников, методических рекомендаций по организации правового обучения и воспитания. Противоречия в законодательстве порождали формирование негативного отношения к праву. Проводимые социологические опросы свидетельствуют о том, что уровень правосознания людей крайне низок, и попытки многих участвовать в правовой жизни сталкиваются с различными проблемами. Исследователи обнаружили популярность смертной казни, ужесточения уголовного закона, пыток и насилия. Обращает на себя внимание низкая оценка деятельности правоохранительных органов и государства как гаранта и защитника прав и свобод. Большинство респондентов считают, что государство нарушает их права (63% учащихся), обманывает своих граждан (77, 5%), существует несправедливость системы правосудия, поскольку она нарушает принцип равенства граждан перед законом (38, 5% учащихся). Правовой нигилизм присущ 57% учеников. Поведенческий аспект правовой культуры определяется мировоззренческими установками. Большинство ставят под сомнение возможность добиться материального благополучия без нарушения законов (60% учащихся). Основной мотив подчинения закону — не осознанная необходимость, а страх наказания (54, 9% учащихся).

Попытки кардинально обновить общество проявились в принятии ряда нормативных актов. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р утверждается Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В этом документе развиваются принципы образовательной политики в России, которые были определены в Законе «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Но изучение права как самостоятельного учебного предмета оказалось возможным только за счет часов регионального или школьного компонента. Почти 40% школ страны удалось ввести правовые курсы в учебные планы в форме самостоятельных предметов. Рассмотрение правовых вопросов в рамках интегрированного курса «Обществознание» оказалось недостаточным и потребовало иных подходов к правовому обучению детей. Большинство школ в 2001;2002 гг. проводили занятия по курсу права за счет часов школьного компонента преимущественно на третьей ступени образования (10−11-е классы), а в 1137 общеобразовательных учреждениях право стало изучаться также и в 7−9-х классах. Появились программы начального этапа обучения праву. Однако они носили эпизодический характер и были представлены в виде модулей в образовательной области «Окружающий мир». Исследования, проведенные Институтом общего среднего образования Российской академии образования, показали, что более 600 российских школ работает по программам углубленного изучения права — в их числе государственные школы с лицейскими классами, школы с классами, ориентированными на вузы, лицеи, гимназии и экспериментальные школы.

Накоплен значительный опыт правовой подготовки школьников. Весьма успешно проводились специализированные, профильные и интегрированные курсы, в которых особо актуализировались вопросы права. Более 40 процентов экспериментальных школ вели работу по созданию моделей нетрадиционных учебных заведений. Существенное место в их учебных планах занимает право как основа гуманитарной подготовки школьников. Усиление заинтересованности самих обучаемых в получении правовых знаний подчеркивает тот факт, что в 2001/02 учебном году учащиеся старших классов более 1000 школ России сдавали право в качестве экзамена по выбору.

В результате следует подчеркнуть то, что события, происходящие в 90-е годы, очень схожи с событиями начала 20-го века. Оба периоды были ознаменованы революционными изменениями формирования национальной правовой культуры, полным отрицанием прежде существовавших в государстве ценностей, однако советская власть в скором времени предложила взамен новые ценности для государства, что не произошло в постсоветский период. Характерным для развития правовой культуры в 90-е годы является то, что произошёл своеобразный кризис, который заключался в снижении правосознания у граждан, недоверии к правоохранительным органам и к государственной власти в целом со стороны населения. Следует заметить и то, что на формирование правовой культуры в демократической России оказало большое влияние западной видение на данный вопрос.

В итоге хочется заметить тот факт, что период абсолютной монархии, советский и постсоветский коренным образом изменили сущность правовой культуры. В каждый из периодов национальная правовая культура словно создавалась заново, подвергаясь кардинальному обновлению.

3. Актуальные проблемы формирование правовой культуры России.

Всё чаще и чаще, анализируя, пытаясь понять и осознать всю огромную сферу общественных отношений, регулируемую правом, мы приходим к выводу, что совсем не достаточно создать идеальную, с точки зрения логики, содержания, формы, правовую норму. Важно сделать её работоспособной, создать настоящий, действенный регулятор общественных отношений, который способен решить поставленные задачи правового регулирования и привести к намеченной цели. Мазков Е. Ю. Актуальные проблемы формирования российской правовой культуры в период становления рыночной экономики // Культура: управление, экономика, право. 2004. № 2. С. 38.

Над решением этой проблемы работает не только правовая мысль в лице её выдающихся представителей, но и философия, социология, экономика, политология, поэтому без комплексного применения знаний решить эту проблему будет невозможно.

По существу норма права и её адекватная реализация являются главным и решающим эталоном правовой культуры.

Суровые уроки действительности приводят к мысли, что ликвидация пропасти между действительностью и правом на бумаге — задача, решение которой требует смелого и нестандартного решения, зерно которого в национальных особенностях, закономерностях развития правовой мысли России, специфике общественных отношений, кардинальном отличии правового сознания российского гражданина. Актуальность формирования проблем современной правовой культуры в период коренной перестройки экономической основы общества не вызывает сомнений, тем более в моменты, когда законодатели и правоприменители, теория и практика приходят к одной мысли, что практическая реализация норм современного российского законодательства затруднена и виной тому — особенности национального менталитета и правовой культуры (особенности, а не отсутствие или кризис!), нехватка квалифицированных юридических кадров при наличии огромной армии юристов, правовая неграмотность населения (или тотальное нежелание знать право!), разница между правоприменением и писанным правом.

Сегодня мы исходим из тезиса не об отсутствии кризиса в российской правовой культуре, а о неоднозначном её формировании и формировании в новых условиях, непривычных как для общества в целом, так и для отдельного индивида.

Сегодня основная проблема не в отсутствии правовой культуры, а в её конфликте, конфликте как внешнем — с системой ценностей нового экономического порядка, с новыми идеями и веяниями, так и внутреннем, зиждущимся на противоречиях исторического развития правовой действительности России, неминуемом столкновении менталитетов различных национальных групп, конфликте психологическом, решающем вопрос о месте человека и его идеалов в механизме правового воздействия, об осознании человеком ценности и эффективности права. Конфликте, возникающем из поиска общественного идеала, идеальной модели общественного устройства, которую право в современных условиях дать не может.

Правовая культура по сути своей представляет иерархию правовых ценностей, построенную в виде пирамиды. Каждая ценность является по отношению к другой более высокой, соответственно каждая ценность может быть рассмотрена как цели или как средство. Идеальная картина для нас — это вершина пирамиды ценностей каждого человека — правовое государство, то есть ценность — цель, всё остальной — средства. Но это в идеале; основной проблемой формирования правовой культуры в данном случае будет отсутствие желаемой системы ценностей, потому что её никто не создавал, а идеальные конструкции правового государства и гражданского общества оказались для России трудно воспринимаемыми. Право, таким образом, не опиралось на общественное сознание и мнение — оно, наоборот, рушило существовавшие ценности и создавало новые…

Что нужно сделать, чтобы индивид воспринял и понял их, ведь никогда человек не поймёт правовую норму, в основе которой лежит ценность, отсутствующая в ценностной иерархии человека?

Для этого нужно, чтобы эти нормы стали значимыми для каждого, затрагивающими интересы каждого человека и направленными на прекрасное его существование.

Не требует доказательств тот факт, что в современной России наблюдается кризис правовой культуры. Он проявляется и в часто встречающихся пробелах в праве, и в наличии коллизий между правовыми нормами различных источников, и в несовершенстве механизма реализации права, в низком уровне правосознания граждан. В большей степени он определён переходным этапом экономической, политической, социальной и иных сферах нашего общества. Наша сегодняшняя задача — не просто констатировать существование кризиса, но формулировать пути его преодоления. Однако при определении практических мер, безусловно, требуется учитывать особенности «носителей» правовой культуры — общества, государства, личности, которые следует искать в культуре в целом, в т. ч. и в менталитете.

Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьёзной проблемой в обеспечении реализации принципов верховенства права.

Особую актуальность приобретает проблема формирования правовой культуры студентов юридических вузов, представляющих собой многочисленную социально-активную часть молодежи, которой предстоит профессионально обеспечивать решение важных государственных задач, исходя из новых принципов и в новых социально-экономических условиях.

4. Пути повышения правовой культуры России.

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов.

В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства.

В России давно назрела необходимость принятия нормативного акта, официально закрепляющего направления государственной политики по формированию высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить его способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения.

Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.

В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные институты — семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно.

Что касается взрослого населения России, здесь также в первую очередь возникает проблема «правового минимума» — обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Исследования показывают, что примерно треть россиян не ориентируются в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму. Все это снижает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственной деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а также на состоянии общественного порядка и преступности. Саакян М. В. Пути повышения правовой культуры российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 2 (59). С. 127.

К сожалению, государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Правовоспитательные мероприятия проводятся, как правило, бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации зачастую демонстрируют пренебрежительное отношение к праву, правовым принципам, законодательным нормам, во многих публикациях и выступлениях бросается в глаза низкий правовой уровень журналистов. Некоторые государственные и политические деятели нередко допускают в своих высказываниях примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции.

Необходимо отметить, что состояние правовой культуры общества во многом определяется степенью участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственным уровнем культуры. Правовое воспитание и пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми средствами.

В советские времена, в годы перестройки в России немало делалось для правового информирования граждан, повышения их правовой культуры: велась активная лекционная и издательская деятельность с привлечением ученых-правоведов, практиков из числа правоохранительных органов, юрисконсультов. Сегодня участие юристов в правовом воспитании практически и правовой пропаганде практически не рассматриваются как их служебная обязанность. А между тем имеет смысл вернуться к разъяснению действующего законодательства, к правовой пропаганде и правовоспитанию с непосредственным участием в них юристов путем консультирования, чтения лекций, выступления в печати, по телевидению и радио.

Успешное решение задач правового воспитания неразрывно связано с активной научной разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан, внедрением рекомендаций юридической науки в повседневную практику правовоспитательной работы. Юристов-ученых должны интересовать не только практические модели правовоспитательной деятельности, но и теоретические основы проблемы. Так в последние годы научному исследованию подвергались проблемы взаимодействия правового воспитания и правовой культуры общества, изучались различные аспекты деформации правосознания граждан и др.

Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам правовой культуры, правосознания, правового воспитания и юридического образования. Важное место среди них должно быть отведено конкретно-социологическим исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, а также их научно-исследовательских учреждений. Активное участие в их реализации могут принять юридические и педагогический институты, занимающиеся повышением квалификации кадров.

Вместе с тем нельзя забывать, что не меньшее, а может быть и большее воспитательное значение имеет и вся повседневная практическая деятельность юридических органов и учреждений. Представления, взгляды, отношение граждан к действующей правовой системе формируются не только в результате ознакомления с законодательством и другими нормативными актами, но в значительной мере в зависимости от информации о работе правоохранительных органов и учреждений. Сегодня становится очевидным, что совершенствование деятельности юридических органов невозможно без существенного повышения общей и правовой культуры самих юристов. Отрицательное отношение к правоохранительным органам складывается под влиянием публикаций в периодических изданиях, телепередач о неправомерных действиях стражей порядка, фильмов, в которых героями являются авторитеты преступного мира, а милиционеров, которые должны выступать защитниками и помощникам в борьбе с ними, называют «ментами».

При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений: от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм (пренебрежение к праву) к правовому негативизму (отвержение права). В этом усматривается основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву.

В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, было бы целесообразно:

1) продолжить проведение экономических реформ. В нашей стране в первую очередь необходимо повысить благосостояние граждан-собственников, необходимо «накормить», «одеть» людей, предоставить им жильё, а потом уже требовать от них «отдачи» в форме социально-активного правомерного поведения, высокой степени правового развития.

2) повысить авторитет власти, государства. Приходится констатировать: доверие россиян к государству почти потеряно. Для решения данной проблемы следует предпринять следующие меры:

2.1. Вести решительную борьбу с коррупцией путём ужесточения санкций.

2.2. Ввести всеобщую и обязательную сдачу экзаменов на профессиональное соответствие кандидатов на занятие государственных должностей.

2.3. Расширить сферу гласности в деятельности государственных структур.

2.4. Повысить правовую культуру чиновников путём непрерывного правового воспитания.

3) совершенствовать механизм правового регулирования, правовую защиту граждан:

3.1. Повысить эффективность, усовершенствовать процесс правотворчества, систематизировать нормативные акты, свести к минимуму коллизии норм, а также пробелы в праве.

3.2. Усовершенствовать процесс правоприменения путём своевременного выявления ошибок в правоприменительной деятельности государственных органов, ликвидации их последствий и путём профилактики правоприменительных ошибок (стимулирование, меры поощрения надлежащего применения права, планирование деятельности). Цыремпилова М. А. Кризис правовой культуры в современной России: пути преодоления // Культура: управление, экономика, право. 2004. № 2. С. 42.

4) Министерству Юстиции РФ возглавить работу по правовому просвещению населения, а также осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями;

5) разработать и принять Указом Президента Российской Федерации федеральную программу развития правовой культуры в стране;

6) создать определенный совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности населения, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и форм их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний; Саакян М. В. Пути повышения правовой культуры российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 2 (59). С. 129.

7) разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ специального курса по изучению основ российского законодательства, восстановить практику подготовки преподавателей права. Самый эффективный и доступный способ повысить уровень правовой культуры граждан в целом — начать правовое воспитание детей, молодёжи:

ѕ проводить в школах уроки правоведения в игровой форме.

ѕ организовывать конкурсы среди писателей, кинематографов, музыкантов, художников по поводу.

ѕ проводить конференции, конкурсы, диспуты, деловые и ролевые игры среди школьников и студентов по проблемам становления правового государства в России.

ѕ повышать уровень подготовки будущих юристов, т.к. именно им предстоит бороться за соответствие реалий общества.

8) разработать и осуществлять конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;

9) организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству;

10) определить объем юридических знаний, которыми должны обладать специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;

11) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения, т. е. обеспечить граждан социально-значимой информацией, государству необходимо создать условия для распространения данной информации;

12) создать единые центры правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер.

13) довести до народа через СМИ убеждённость в том, что его активное, законопослушное поведение — выгодно и ему самому, и государству;

14) уверить граждан в том, что право — это нравственно, что закон отражает нормы морали. Одновременно всемерно стремиться, где это возможно, чтобы право выражало основные моральные нормы общества.

15) создать новую идеологию, реально действующий принцип деятельности государственных органов: «Государство — защитник прав своих граждан».

Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Заключение.

Ознакомившись с понятием, сущностью и особенностями правовой культуры, не трудно убедиться в том насколько большое значение имеет правовая культура для правовой системы любого государства. С первого взгляда может показаться то, что такое понятие как правовая культура не может иметь какой-либо особой важности, ведь помимо неё есть целый комплекс правовых явлений, без которых невозможно говорить о наличии самой правовой системы. Но это мнение является ошибочным, поскольку правовая культура также выполняет определенную роль в правовой системе, важность которой ни в коем случаем нельзя умалять. Безусловно, в современной России национальная правовая культура имеет немало важное значение, особенно в период становления правового государства.

Очевидно то, что существуют общие представления о понятии, значении, сущности, особенностях правовой культуры, но при этом нельзя отрицать наличие характерных, типичных для определённой правовой системы особенностей правовой культуры. Национальная правовая культура России, несомненно, обладает определёнными особенностями, отличающими её от правовой культуры любой другой страны. Выявить эти характерные особенности можно, проследив историю развития национальной правовой культуры. Ведь изучив историю становления и развития правовой культуры, можно объяснить те или иные проблемы, существующие сегодня в правовой культуре.

Рассмотрев три периода развития правовой культуры России, можно выявить закономерность того, что развитие правовой культуры нельзя назвать постепенным, последовательным. Путём сравнения трёх периодов становления правовой культуры, можно говорить о том, что национальная правовая культура пережила три, абсолютно непохожих, этапа развития. С каждым новым этапом развития предшествующий этап заканчивается, и правовая культура словно заново начинает развиваться под влиянием новых политических и правовых условий. Период современной России — это новый этап формирования национальной правовой культуры. Пережив период Советского Союза, его распад, Россия пытается создать новую, пригодную для современного общества правовую культуру.

Рассмотрев актуальные проблемы формирования правовой культуры России, можно определить эффективные способы повышения национальной правовой культуры. При этом следует выявить в первую очередь приоритетные меры повышения правовой культуры, которые в большей степени должны исходить от самого государства. Государство должно быть заинтересованным в высоком уровне правовой культуры, ведь от правовой культуры зависит качество правотворчества, уровень законности и правосознания, совершенство законодательства и юридической практики, поэтому оно также должно принимать активное участие в поиске эффективных решений существующих проблем в формировании правовой культуры, государство должно выступать своего рода инициатором путей преодоления кризиса национальной правовой культуры.

Согласно «Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Список использованных источников.

1. Берсиров Т. Б. Формирование правового сознания: историко-юридический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 4. С. 73−74.

2. Левина С. В. Воспитательная функция права и правовая культура // Российский юридический журнал. 2011. № 6. С. 39−43.

3. Мазков Е. Ю. Актуальные проблемы формирования российской правовой культуры в период становления рыночной экономики // Культура: управление, экономика, право. 2007. № 2. С. 38−41.

4. Мартышин О. В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 9. С. 5−15.

5. Мартышин О. В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации // Государство и право. 2008. № 4. С. 9−17.

6. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2007. № 10. С. 24−30.

7. Мейдер В. А. Некоторые аспекты философии образования и правовой культуры // Вестник Вологодского государственного университета. Сер. 6, Университетское образование. 2012. № 6. С. 81−92.

8. Осипов М. Ю. Правовая культура и механизм её формирования // Журнал российского права. 2012. № 1. С. 75−81.

9. Певцова Е. А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2009. № 10. С. 122−133.

10. Петручак Л. А. Правовая социализация студентов юридических вузов // Право и политика. 2011. № 9. С. 43−52.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой