Эстетика И. Н. Крамского: теория и практика
Оценка творчества и общественно-критической деятельности Крамского была сделана уже его современниками. Кроме известных всем картин и портретов он оставил нам неоценимое научное наследство, способствующее решению коренных проблем эстетики. Крамскому, наряду со Стасовым, принадлежит огромная заслуга в обосновании реализма в изобразительном искусстве. В России второй половины XIX века не было…
ДиссертацияГротеск в культуре русского Средневековья
Позиция, предлагаемая автором в диссертационном исследовании, заключается в рассмотрении гротеска как средства художественного выражения хаотического и его адаптирования к языку существующей культуры. Для современной культуры, по мнению автора, потребность в гротеске вызвана периодически возникающей ситуацией усиления влияния хаоса, угрожающего культуре, и отбирающего привычные смыслы бытия, что…
ДиссертацияИзобразительно-символические функции мотива зеркала: на материале живописи
Зотов А. Ф. Современная западная философия. М., 2001. С. 180 смысла, с другой — его границ". 3 Сегодня в информационном пространстве в огромных количествах и с невиданной быстротой продуцируются социальные, политические, художественные, религиозные мифы и, несмотря на свой иллюзорный характер, оказывают вполне реальное воздействие в качестве фактов социальной жизни.4 Практическим следствием этого…
ДиссертацияПроблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры
С одной стороны, мы вынуждены придерживаться необходимой для любого исследования точности и однозначности понятий, с другой стороны, широта одного только понятия «культура», дает нам возможность направить исследование в том или ином направлении. Термин «культура» взят нами в качестве опоры неслучайно, — он имеет значение только в отношении своей концептуализирующей способности, и не будет…
ДиссертацияНегативная эстетика комического: ОБЭРИУ
Особое место в работе уделяется исследованию аксиосферы комического. Комическое сочетает противоположные аксиологические интенции: ценность и антиценность. Представление о ценности сосредоточено в категории прекрасное, безобразное — сфера антиценностных качеств и свойств. Смысл комического состоит в нахождении ценностного равновесия между безобразным и прекрасным, т. е. постоянном балансировании…
ДиссертацияРусская живопись второй половины XVII века в контексте становления отечественной философско-эстетической мысли
Одним из аспектов исследования философско-эстетической мысли этого времени было выявление взглядов на новое иконописание различных представителей культуры и Церкви. Широкое использование в диссертации сравнительного метода исследования, сопоставление взглядов апологета новой живописи Иосифа Владимирова и ее ярого противника протопопа Аввакума, придворного поэта Симеона Полоцкого и патриарха…
ДиссертацияСвоеобразие интерпретации категории «традиция» в эстетической теории и практике постмодернизма: на материале творчества Э. Денисова
Другой точки зрения на происходящие в культуре процессы придерживается Н. Б. Маньковская, считая, что «реалии художественной жизни XXI века отнюдь не внушают пессимизма"2, свидетельствуют о переходе к новому периоду в развитии художественной культуры, а не о конце культуры как таковой. Обращаясь к проблеме хронотипологии неклассического эстетического сознания, исследователь соглашается с В. В…
Диссертация