Основные этапы регулирования и формы завершения конфликтов
Угасание или затухание конфликта: временное отступление конфликтующих сторон или прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта, конфликт переходит из явной формы в латентную: Разрешение конфликта (изменение установок, эффективно приводящих к окончанию конфликта), устранение основных противоречий или различий, являющихся причинами конфликта или минимизация проблем… Читать ещё >
Основные этапы регулирования и формы завершения конфликтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Регулирование конфликта — это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия.
Регулирование конфликта начинается с признания его реальности. Легитимация конфликта становится фактом выведения конфликта из скрытой, латентной формы в проявленное взаимодействие, у которого могут и должны быть все структурные элементы противостояния.
Основные технологии на этом этапе — структурирование групп и институциализация конфликта. На этой стадии регулирование состоит в том, чтобы выработать общие нормы конфликтного взаимодействия, определить институты или конкретных носителей этих норм. Кроме того, используют технологий смягчения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений.
Выбор средств регулирования:
- — использование силы;
- — посредничество;
- — прямые переговоры.
Выбор методов регулирования:
— уклонение; компромисс; насилие.
Группы методов: правовые, административные, политические, нравственные, эстетические, религиозные, психологические.
- — Реализация решений.
- -Анализ последствий.
Структурные методы регулирования конфликта:
- — изменение структурных факторов, изменение состава участников конфликта;
- — разъяснение требований к работе составление должностных инструкций, распределения прав и ответственности по уровням управления;
- — координационные и интеграционные механизмы создание структурных подразделений в организации, которые могут вмешаться и при необходимости разрешить спорные вопросы;
- — использование институциональных форм и механизмов разрешения конфликтов (властные, позитивные и негативные санкции со стороны руководства или согласительной комиссии);
- — разработка и реализация общих суперординарных целей организации (в частности, общий враг);
- — увеличение доступных ресурсов;
- — экспертные методы использование координационных механизмов, систем вознаграждения и поощрения.
Устранение конфликта, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта:
- — разделение оппонентов, например, прекращение отношений участников конфликта (увольнение с работы);
- — устранение (уничтожение) одной из сторон или обеих сторон конфликта;
- — исчезновение или изъятие объекта конфликта;
- — устранение дефицита объекта конфликта.
Угасание или затухание конфликта: временное отступление конфликтующих сторон или прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта, конфликт переходит из явной формы в латентную:
- — снижение значимости объекта конфликта, потеря мотива к борьбе, переориентация мотивов;
- — истощение сил, ресурсов.
Перерастание в другой конфликт при смене объекта конфликта. Подавление или отмена конфликта.
Урегулирование конфликта:
- — выработка соглашения в результате переговоров (изменение поведения в результате уступок методом компромисса или процедуры выбора победителя при прочих равных условиях);
- — разрешение конфликта (изменение установок, эффективно приводящих к окончанию конфликта), устранение основных противоречий или различий, являющихся причинами конфликта или минимизация проблем.
Отметим, что формы завершения конфликта чаще всего подразделяются на самостоятельные или вмешивающиеся, т. е. с использованием третьих лиц. В последнем случае на современном этапе говорят об использовании переговоров через медиатора.