Рыночные субъекты инновационной деятельности
Эксплеренты. Это фирмы, которые специализируются на создании новых ли радикально измененных старых сегментов рынка. Они являются разработчиками новой продукции, для чего создают у себя мощные исследовательские отделы и конструкторские бюро. Внедряя принципиально новые продукты, они получают сверхприбыль за счет их большой наукоемкости и вследствие пионерного вывода их на рынок. Такие фирмы… Читать ещё >
Рыночные субъекты инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инновационная деятельность служит основой конкурентоспособности, поэтому каждый рыночный субъект заинтересован в создании и использовании инноваций. Фирмы, которые не способные самостоятельно создать инновацию, подключаются к инновационному процессу на стадии его диффузии. По времени привлечения к инновационному процессу и подходом к выбору инноваций рыночные субъекты разделяют на четыре категории: эксплеренты, патиенты, коммутанты и виоленты.
Эксплеренты. Это фирмы, которые специализируются на создании новых ли радикально измененных старых сегментов рынка. Они являются разработчиками новой продукции, для чего создают у себя мощные исследовательские отделы и конструкторские бюро. Внедряя принципиально новые продукты, они получают сверхприбыль за счет их большой наукоемкости и вследствие пионерного вывода их на рынок. Такие фирмы наибольше рискуют, но в случае успеха получают наибольшую отдачу.
Патиенты. Создают инновации для потребностей узкого сегмента рынка. Они избегают конкуренции с большими корпорациями, выискивая недоступные для них сферы деятельности, придавая товару уникальные свойства. Их товары как обычно имеют эксклюзивный характер, являются высококачественными и дорогими. Такие фирмы могут быть творцами инноваций или их усовершенствователями.
Коммутанты. Используют инновации, созданные другими (как правило, виолентами), обогащая их индивидуальными характеристиками, приспосабливаясь к небольшим по объемам потребностей конкретного клиента. Они повышают потребительскую ценность товара не за счет сверхвысокого качества (как патиенты), а благодаря индивидуализации. Повышенная гибкость коммутантов (за что они получили название «серых мышей») дает возможность им удерживать конкурентные позиции. Почти всегда коммутанты — это мелкие фирмы, которые используют инновации на стадии их старения.
Виоленты. Ориентируются на инновации, которые удешевляют изготовления продукции, вместе с тем обеспечивая ей уровень качества, которого требует основная масса потребителей. За счет низких цен и среднего качества фирма всегда конкурентоспособная. Виолентом может стать фирма-эксплерент на этапе использования инновации, которая получила массовое признание.
Отнесение фирм к определенной категории есть условным, так как они реализуют преимущественно не один вид продукта, а стратегия относительно любого из них может быть разной. В какой-либо момент фирма-эксплерент превращается в виолента или патиента. Однако существуют фирмы, которые занимаются сугубо инновациями, усматривая в этом способ получения сверхприбыли через вывод на рынок отсутствующего на нем продукта. За свою склонность к риску, связанную с созданием радикальных инноваций, такие фирмы получили название венчурных.
Венчурные (англ. vеnturе — рискованное предпринимательство) фирмы — преимущественно малые предприятия в прогрессивных с технологической точки зрения областях экономики, которые специализируются в сферах научных исследований, разработок, создание и внедрение инноваций, связанных с повышенным риском.