Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Понимающая психология В.Дильтеая

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Противопоставление объяснения и понимания является центральным моментом в понимающей психологии Дильтея. Данное противопоставление стало формой критики натурализации в психологическом исследовании, свойственной естественнонаучно ориентированной психологии. Понимание в качестве метода понимающей психологии отлично принципиально от интроспекции. Интроспекция ограничивает познающего содержанием его… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. «Понимающая» психология В. Дильтея
  • Заключение
  • Список использованных источников

Понимающая психология В.Дильтеая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Противопоставление объяснения и понимания является центральным моментом в понимающей психологии Дильтея. Данное противопоставление стало формой критики натурализации в психологическом исследовании, свойственной естественнонаучно ориентированной психологии. Понимание в качестве метода понимающей психологии отлично принципиально от интроспекции. Интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного. Понимание не тождественно и рациональному познанию в понятиях: психология призвана выяснить невозможность того, чтобы переживания были возведены в понятия. Понять — означает оценить субъективные переживания как осмысленные, включить их в более широкие смысловые связи.

Идеи Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Эдуарда Шпрангера. Задачей ее выступает исследование отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмет общей психологии как науки о духе) и выявление типов, или форм, смысловой направленности, которые получили название «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме.

Понимающая психология представляет собой направление в немецкой психологии конца 19 — начала 20-го столетий, важнейшая задача которого состоит в психологическом исследовании не причинного объяснения душевной жизни человека, а понимания ее интуитивно переживаемой целостности и соотнесения с миром культурно-исторических ценностей.

Идею разработки данного направления была выдвинута немецким философом В. Дильтеем, который утверждал, что природу необходимо объяснять, а душевную жизнь понимать. В основе идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе, отрицание самой возможности экспериментальными методами исследовать человеческое сознание. Выступление В. Дильтея против экспериментальной психологии как науки встретило со стороны ее передовых представителей решительные возражения, в частности Г. Эббингауза, который указывал, что программа понимающей психологии сводится к интуитивному постижению психики, которое не имеет объективных критериев и причинных оснований и неизбежно тем самым выпадает из общей системы научного знания о человека.

Идеи понимающей психологии получили наиболее полную реализацию в работах Э. Шпрангера, которым и был введен термин «понимающая психология». Им были выведены шесть типов личности, или «духовной индивидуальности», подвергнутые в дальнейшем экспериментальной проверке в работах Г. Олпорта и др.

Предложенный Дильтеем в противовес причинно-аналитическому феноменологическому подход оказал влияние на множество психологов (А. Пфендер, Ф. Крюгер и др.), а также на некоторых философов-экзистенциалистов (К. Ясперс, М. Хайдеггер).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

.

Власова О. А. Биографика понимающей психологии // Философские науки. — 2013. — № 5.

— С. 13−21.

Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. — М.: Юрайт, 2013. — 479 c.

Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник / М. И. Еникеев. — М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 640 c.

Понимающая психология // Краткий психологический словарь / Под ред. А. Л. Свенцицкого. — М.: Проспект, 2011. — 511 с.

Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум / Д. М. Рамендик. — М.: Форум, 2013. — 304 c.

Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. — М.: Юрайт, 2013. — С. 219.

Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум / Д. М. Рамендик. — М.: Форум, 2013. — С. 189.

Власова О. А. Биографика понимающей психологии // Философские науки. — 2013. — № 5.

— С. 16.

Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник / М. И. Еникеев. — М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — С, 86.

Понимающая психология // Краткий психологический словарь / Под ред. А. Л. Свенцицкого. — М.: Проспект, 2011. —С, 328.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Биографика понимающей психологии // Фило-софские науки. — 2013. — № 5. — С. 13−21.
  2. П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. — М.: Юрайт, 2013. — 479 c.
  3. М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М. И. Еникеев. — М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 640 c.
  4. Понимающая психология // Краткий психологический словарь / Под ред. А. Л. Свенцицкого. — М.: Проспект, 2011. — 511 с.
  5. Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д. М. Рамендик. — М.: Форум, 2013. — 304 c.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ