Трагическое.
Эстетика
Для античного человека трагизм бытия если еще не сводится к онтологической проблеме, то уже обретает явные онтологические черты. Жизнь человека наполнена как радостью, так и страданьем, причем зачастую последнее доминирует. Светлую, радостную, блаженную жизнь небожители оставили исключительно для себя, предопределив страдание для всех людей. Образ страдающего бога, тем не менее, античному… Читать ещё >
Трагическое. Эстетика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под трагическим понимается такое не разрешаемое через синтез противоречие, которое делает неизбежным страдание (нравственное и физическое) героя и зачастую приводит его к смерти.
Осмысление трагического в жизни и искусстве начинается уже в античности, в связи с развитием жанра трагедии. Несмотря на то что античная эстетика не рассматривает трагическое в виде категории, анализ античной драматургии позволяет сделать вывод о тех общих представлениях о трагическом, которые были актуальны для античной культуры. Во-первых, в основе трагического лежит этический конфликт, разрешение которого неизбежно связано со страданием и возможной смертью героя. Страдающим героем трагедии всегда является человек или антропоморфный бог, обладающий свободой действия, но весьма ограниченной, причем обычно эти ограничения связаны с априорными этическими установками, выйти за пределы которых герой не может. Иногда такой трагический конфликт раскрывается как конфликт двух этических норм, законов, согласовать которые невозможно, а корнем конфликта является своеобразная диалектика жизни, в которой человек выступает носителем различных этик, одновременно являясь, например, отцом и гражданином, сыном преступной матери, убившей своего мужа — отца героя, и т. д. В результате в конфликт оказывается вовлеченным долг по отношению к родственникам, долг по отношению к обществу или правителю, религиозный долг и т. п. Иногда конфликт усиливается вмешательством судьбы, рока, который не может быть изменен даже божественным вмешательством.
Для античного человека трагизм бытия если еще не сводится к онтологической проблеме, то уже обретает явные онтологические черты. Жизнь человека наполнена как радостью, так и страданьем, причем зачастую последнее доминирует. Светлую, радостную, блаженную жизнь небожители оставили исключительно для себя, предопределив страдание для всех людей. Образ страдающего бога, тем не менее, античному искусству известен, но, во-первых, не может быть непротиворечивой мифологии, и, во-вторых, страдающий бог часто является аллегорическим изображением страдающего человека, как это имеет место в образе Прометея.
Квинтэссенцией античного понимания трагического является представление о трагизме добровольного выбора в условиях отсутствия «правильного решения», ситуация, которую христианские теологии и моралисты рассматривают как моральное затруднение.
В христианской культуре происходит переосмысление природы трагического. Трагизм мира есть следствие человеческой греховности. Постепенно меняется взгляд и на причины трагического. Причиной его является не рок и не конфликт объективных этических законов, а сам человек, раздвоенность его духовного мира, в котором уживаются противоборствующие силы.
Принято считать, что трагическое отличается от ужасного степенью свободы и личной ответственности. Ужасное характеризуется несвободой, герой оказывается жертвой обстоятельств, влиять на которые он не может, тогда как в трагическом обстоятельства, приведшие к страданию героя и его смерти, обусловлены его непосредственными действиями. Отсюда проистекает специфическая трагическая ирония. Стремясь управлять ходом событий, человек вопреки собственным надеждам и желаниям усиливает трагизм ситуации, т. е. желая избежать трагической развязки, он на самом деле только ускоряет ее. Иногда ужасное понимают как трагическое, лишенное катартического начала, но здесь мы скорее сталкиваемся либо с низменным, либо с отвратительным.