Классификация информационных технологий
П. Г. Кузнецов предложил в качестве универсальной меры затрат общественного труда использовать понятие «социальное время», введенное академиком В. Г. Афанасьевым. Опираясь на их идеи, можно предложить использование понятия социального времени и в качестве общего показателя для количественной оценки характеристик любых видов технологий. Действительно, технология имеет целью рациональную… Читать ещё >
Классификация информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Информационные технологии рассматриваются в двух формах представления: в виде спецификаций ИТ, например, в виде стандартов, описывающих функциональные возможности или поведение объектов ИТ, синтаксис и семантику языков программирования и пр.; в виде реализаций ИТ (систем, продуктов, сервисов ИТ, информационных содержаний или ресурсов, электронных коллекций и пр.), т. е. в виде материализованных программным, информационным и (или) аппаратным способами сущностей, представляющих собой реализации спецификаций ИТ.
Дадим еще одно определение технологии как представленное в проектной форме1, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать любой процесс с целью экономии затрат труда, энергии материальных ресурсов или же социального времени, необходимых для реализации этого процесса[1][2].
Целесообразно выделить три основных класса технологий:
- 1) производственные — направлены на оптимизацию процессов в сфере материального производства товаров и услуг и их общественного распределения;
- 2) информационные — предназначены для рациональной организации процессов, протекающих в информационной сфере общества, включая науку, культуру, образование, средства массовой информации и информационные коммуникации;
- 3) социальные — ориентированы на рациональную организацию социальных процессов.
П. Г. Кузнецов[3] предложил в качестве универсальной меры затрат общественного труда использовать понятие «социальное время», введенное академиком В. Г. Афанасьевым. Опираясь на их идеи, можно предложить использование понятия социального времени и в качестве общего показателя для количественной оценки характеристик любых видов технологий. Действительно, технология имеет целью рациональную организацию некоторого производственного, социального или информационного процесса. При этом может достигаться экономия не только необходимого для реализации этого процесса астрономического времени, но и экономия материальных ресурсов, энергии или оборудования, обеспечивающих данный процесс. Учитывая тот факт, что затраты общественного труда на производство и доставку указанных обеспечивающих средств к месту реализации рассматриваемого технологического процесса, в свою очередь, также могут быть выражены некоторым количеством затрат социального времени, можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что социальное время является универсальным общим показателем любых технологических процессов.
В соответствии с приведенным ранее определением информационная технология—это представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной информационный процесс с целью экономии затрат труда, энергии или материальных ресурсов, необходимых для реализации этого процесса.
Информационные процессы широко используются в различных сферах деятельности современного общества. Они часто являются компонентами других, более сложных процессов — управления, производства, социальных процессов. Для организации этих процессов используются и соответствующие им технологии — производственные или социальные, поэтому и информационные технологии могут быть компонентами этих более сложных технологий.
Главная особенность ИТ заключается в их целевой направленности на оптимизацию информационных процессов, т. е. процессов, выходным результатом которых является информация. В качестве общего критерия эффективности ИТ будем использовать экономию социального времени, необходимого для реализации информационного процесса, организованного в соответствии с требованиями и рекомендациями этой технологии.
Критерий экономии социального времени требует, в первую очередь, совершенствования наиболее массовых информационных процессов, оптимизация которых и должна дать наибольший выигрыш по этому критерию именно благодаря их широкому и многократному использованию.
Информационные технологии делятся также на классы: предметные, обеспечивающие, функциональные, распределенные, объектно-ориентированные и др.
- [1] т. е. в виде формализованных представлений (технических описаний, чертежей, схем, инструкций, наставлений и т. п.).
- [2] См.: Колин, К. К. Информатика сегодня и завтра: фундаментальные проблемыи информационные технологии / К. К. Колин // Тезисы пленарных докладов Международного конгресса «Информационные процессы и технологии». Международный форум информатизации МФИ—93. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 23.
- [3] См.: Кузнецов, П. Г. Бюджет социального времени «По ту сторону отчуждения»: сборник политико-экономических гипотез / П. Г. Кузнецов. -— М.: Изд-воМГУ им. Ломоносова, 1992. — С. 52.