Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государство и право Древнего Вавилона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высшим должностным лицом в государстве являлся правитель царского дворца (нубанда). С расширением власти царя за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководил строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ. Общественный строй рассматриваемого государства в основных своих характеристиках напоминает… Читать ещё >

Государство и право Древнего Вавилона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественный строй рассматриваемого государства в основных своих характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории: авилум («сыны человека» или «сыны мужа»), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, и мушкену («падающий ниц»). Обе категории относились к высшему сословию рабовладельцев, хотя последняя категория рабовладельцев занимала более низкое положение по сравнению с авилум. Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары — торговые агенты, самые обеспеченные люди Вавилона. Они занимались внутренней (розничной) и внешней торговлей.

Воины (илку), как явствует из Законов Хаммурапи, находились на царском содержании.

Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении государством. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение, поэтому основными производителями материальных благ были свободные крестьянеобщинники и ремесленники. В период военных походов они составляли ополчение.

Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (в храмах), так и в частной собственности. Патриархальный характер рабовладения обусловливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина — господину.

Государственный строй представлял собой восточную деспотию с характерными чертами, уже названными при рассмотрении государства и права Древнего Египта.

Во главе древнейших шумерских городов стояли патеси (наместник бога на земле). Когда его господство начало простираться на значительную часть всей страны, к титулу патеси был прибавлен титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории, правители Древнего Вавилона, начиная с Аккадской династии, стали называть себя «Царями четырех стран» и «Царями Вселенной», даже богами. Правда, в Законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается только как наместник бога на земле.

Высшим должностным лицом в государстве являлся правитель царского дворца (нубанда). С расширением власти царя за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководил строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

При царе появляется и другой правитель-наместник — исакку — правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен третьей Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь функции жрецов, превращая их в подчиненных областных правителей — шакканакку. Помимо шакканакку известны правители более мелких территориальных единиц — рабианумы, по-видимому, правители городов или старосты территориальных общин.

Судебная система, как и в других древних государствах Востока, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы. Судебные функции находились также в руках «наместника» и рабианума — председателей судебных коллегий. В суде наместника судебная коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а под председательствованием «рабианума» заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе. В больших городах судебные функции выполняли специальные «царские судьи», подчиненные непосредственно царю. Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и свидетельствовали ее. Можно предположить, что существовали храмовые суды для рассмотрения дел, сторонами в которых являлись жрецы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой