Историческая справка хозяйства
Урал был первым «Настоящим» горным районом, до которого дошла в своём расширении Московская Русь. Горнозаводская промышленность Урала практически начиналась с эпохи Петра! Когда наша страна в высшей степени нуждалась в металле для перевооружения своей армии. Горные богатства Урала осваивались путём раздачи огромных участков земли с обязательством разработки недр и с правом «вывода» труда… Читать ещё >
Историческая справка хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Урал был первым «Настоящим» горным районом, до которого дошла в своём расширении Московская Русь. Горнозаводская промышленность Урала практически начиналась с эпохи Петра! Когда наша страна в высшей степени нуждалась в металле для перевооружения своей армии. Горные богатства Урала осваивались путём раздачи огромных участков земли с обязательством разработки недр и с правом «вывода» труда крепостных крестьян, которые прикреплялись к заводам в качестве рабочей силы.
Пока оставался неизвестным способы выплавки чугуна на каменном угле. Урал богат высокоскоростными рудами, богатейшими лесами и даровой рабочей силой играл очень большую роль в моровой металлургии. В XVII веке Урала вывозил металл за границу, в том числе и в Англию, которая к этому времени успела свести на плавку чугуна все свои леса.
Своё мировое значение Урал потерял вскоре после того, как в конце XVII века в Англии стала применяться плавка на коксе. Реформа 1861 года лишила Уральские металлургические заводы даровой рабочей силы, но сохранила за заводчиками огромные земли, а заводские крестьяне не получили земельных наделов (кроме приусадебных участков) и, будучи привязанными к заводу, поставили заводчикам дешевую рабочую силу. Тем самым в значительной мере сохранялся на уральских заводах и прежний отсталый общественный уклад. А мелкие размеры заводов, связанные с древесной плавкой, обуславливала отсталость техники. При этих условиях Урал, несмотря на высокое качество своих изделий, оказался совершенно бесспорен в конкуренции с новым горнопромышленным районом, который с 70-х годов XIX века стал складываться на юге на базе криворожской руды, донецкого угля иностранных капиталов и новейшей техники. Южная металлургия обогнала Уральскую уже в 90-х годах XIX века.
Древесный уголь хрупок и не выдерживает большого давления, поэтому для работы на древесном угле приходится строить долины гораздо меньших размеров (раз в 5−10), чем для работы на почве.
Механическая энергия получалась от силы падающей воды через простое мельничное колесо, обязательной принадлежностью каждого завода был заводской пруд.
Вокруг завода на расстоянии 30 км размещались углевыжигательные печи. Печи старались располагать так, чтобы можно было доставлять к ним лес сплавом. В тех случаях, когда завод был вне железной дороги, для вывоза продукции пользовались сплавом по реке, что обыкновенно можно было во время половодья. Такой завод требовал для своего обслуживания огромного количества пешей и конной силы вне завода в виде лесорубов, сплавщиков, угольщиков, возчиков руды, возчиков угля и прочее.
На горнозаводской Урал в порядке отхожих промыслов стеклись десятки тысяч крестьян из соседних районов. Крестьянская лошадь была на этих работах главным «Мотором». Урал оставался единственным в мире металлургическим районом, где добыча чугуна зависела от урожая овса. Да и сами рабочие большинства мелких уральских заводов оставались полукрестьянами с усадьбой, огородами, покосами, а иногда и с потребительскими посевами. Для старого Урала в высшей степени характерна была частичная приостановка деятельности заводов в летнее время с целью дать рабочим возможность справиться с полевыми работами.
Новый промышленный подъём, начинавшийся в 1910 году постепенно, привёл к оживлению промышленности на Урале. Этому способствовали большие казенные заказы, в частности связанные с подготовкой первой мировой войны за годы войны заводы Урала дали сотни орудий и несколько миллионов снарядов.
В 1912 году на Урале, как и во всей стране, начинался новый подъём рабочего движения.