Процессы инициации проектов ГЧП
Процессы подготовки проекта и конкурсной документации Подготовка проекта ГЧП начинается с комплексной оценки документации по проектам ГЧП, предложенным частными компаниями, либо с разработки и утверждения полной документации по проекту ГЧП, инициированному органом ГМУ. Особенности комплексной оценки эффективности проектов ГЧП рассмотрены в параграфе 4.2. Финансовые модели ГЧП сточки зрения… Читать ещё >
Процессы инициации проектов ГЧП (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Хотя проект может быть инициирован как субъектом РФ, так и бизнесом, решение о подготовке и реализации проекта остается за органами государственной власти. Если проект инициирован органами власти, то частная компания подключается к проекту в процессе подготовки к конкурсным процедурам.
При первичном отборе проектов ГЧП в мировой практике принято включать следующие группы критериев (рис. 2.3).
Оценка соответствия проектов региональной стратегии представлена в параграфе 4.3.
Достаточно проработай на практике алгоритм принятия решения о реализации проекта на основе принципов ГЧП в СанктПетербурге. Он встречается в презентациях ОАО «Газпромбанк»[1] и ООО «Пи-Эм-Эй»[2] (рис. 2.4).
Рис. 2.3. Порядок первичной оценки инвестиционных проектов для целей ГЧП-проектов1.
Процессы подготовки проекта и конкурсной документации Подготовка проекта ГЧП начинается с комплексной оценки документации по проектам ГЧП, предложенным частными компаниями, либо с разработки и утверждения полной документации по проекту ГЧП, инициированному органом ГМУ. Особенности комплексной оценки эффективности проектов ГЧП рассмотрены в параграфе 4.2.
Выбор правовой модели реализации ГЧП-ироекта подразумевает определение формы взаимоотношений между властью и бизнесом, наиболее распространенными из которых в России являются концессии, создание совместного акционерного общества, комплексные инвестиционные программы и др.
Особенности управления рисками по проекту ГЧП и карта рисков проекта ГЧП рассмотрены в параграфе 3.3.
Финансовые модели ГЧП сточки зрения применяющихся методов и инструментов управления могут рассматриваться в рамках развития классических методов и процедур проектного финансирования. В общем виде финансовая модель управления проектом в рамках ГЧП представляется, во-первых, как совокупность следующих блоков:
- • описание финансового состояния объекта планирования на начальный момент времени;
- • движение денежных потоков и прав собственности в процессе реализации проекта;
- • блок, позволяющий оценить эффективность результатов.[3]
Рис. 2.4. Алгоритм реализации проекта на основе принципов ГЧП
в Санкт-Петербурге1
1 Приводится по: Практика сопровождения проектов государственно-частного партнерства в Санкт-Петербурге.
И во-вторых, как система сбалансированных (финансовых) показателей (ADSCR, ARR, IRR, NPV)[4].
Однако стоит учитывать, что финансирование проектов ГЧП имеет более сложную структуру статей расходов и источников финансирования по сравнению с традиционными инвестиционными проектами и госзаказом (рис. 2.5)[5][6].
Рис. 2.5. Структура финансирования проекта ГЧП в разрезе статей.
и источников затрат3
В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование капитальных затрат по проекту ГЧП может осуществляться при помощи следующих финансовых инструментов:
- • долевое финансирование, включая собственные средства частного инвестора и средства Фонда национального благосостояния;
- • долговое финансирование:
- — облигационный заем, включая средства пенсионных фондов, привлекаемые посредством выпуска ипотечных, корпоративных и концессионных облигаций,
кредиты российских и международных финансовых институтов (Внешэкономбанк, Европейский банк реконструкции и развития, IFC (международная финансовая корпорация) и др.), в том числе с использованием инструментов проектного финансирования,.
- — кредиты государственных и коммерческих банков;
- • гранты международных финансовых институтов[7].
Более подробно механизм финансирования ГЧП представлен в специальных исследованиях, посвященных именно данной проблематике.
Завершают процессы управления ГЧП-проектами независимая экспертиза проекта и подготовка конкурсной документации.
- [1] Механизмы и примеры реализации проектов в сфере ГЧП // Презентация к конференции «Государственно-частное партнерство в действии: истории успеха, преграды, перспективы», г. Калуга, 18 июня 2013 г. URL: http://www.gosbook.ru/nodc/74 853.
- [2] Практика сопровождения проектов государственно-частного партнерствав Санкт-Петербурге. URL: http://www.spbstu.ru/ppp/2014_tr/Afonin.pdf.
- [3] Приводится по: Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации.
- [4] См.: Малицкая Е. А. Организационно-экономический механизм управленияинфраструктурными проектами (на примере железнодорожного транспорта).
- [5] См.: Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации.
- [6] Приводится по: Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации.
- [7] См.: Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации.