Методология юридической науки
Переходными от всеобщих, философских категорий к специально-научным понятиям являются так называемые общенаучные категории. Общенаучные категории — это категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучными являются категории системы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности… Читать ещё >
Методология юридической науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 2.1. Общее понятие метода в науке. Методологическое значение философского знания.
- 2.2. Общенаучные категории и подходы.
- 2.3. Системный подход.
- 2.4. Иерархия методов юридической науки.
- 2.5. Частнонаучные методы юридической науки.
- 2.6. Формально-логические методы.
Общее понятие метода в науке. Методологическое значение философского знания
Термин «метод» введен в научный оборот древними греками и в переводе означает «способ, путь следования» .
Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что метод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом. Таким образом, метод как определенное средство может касаться любой сферы человеческой деятельности, в том числе и такой ее разновидности, как исследовательская, познавательная деятельность.
Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Фрэнсис Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Известный российский физик-теоретик Лев Ландау говорил, что метод важнее самого научного открытия, ибо он позволяет делать новые открытия.
Метод в науке, в научной деятельности — это знание, с помощью которого добывается новое знание. Имеетсяв виду, что один и тот же фрагмент знания в одном отношении может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в другом — как метод (знание, с помощью которого разрабатывается другая теория). Это в полной мере относится к общей теории права, становление которой как теории происходит на базе своей методологии, но, в свою очередь, объем ее знаний выступает как метод по отношению к отраслевым юридическим наукам.
Как соотносятся понятия «метод» и «методология» ?
Слово «методология» в научной литературе трактуется двояко:
как учение о методе;
как система методов, используемых в той или иной науке, теории.
В основе методологии (системы методов) общей теории права и юридической науки в целом лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство. Можно выделить следующие аспекты методологической роли философии:
- — законы и категории философии могут использоваться в изучении явлений права непосредственно (например, в исследовании формы и содержания права или правоотношения);
- — в рамках философии разрабатывается общее учение о методе — теория методологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: качественного и количественного анализа, формализации и содержательного изучения, абстрагирования и конкретизации, сравнения и обобщения, раскрытия причинно-следственных связей и т. п.;
- — философское знание является базой для формирования как общенаучных методов, так и частных методов науки.
Специфическим научным методом является математический, который своим предметом имеет количественную сторону явлений, немаловажную в изучении права и государства. В свое время Иммануил Кант утверждал, что наука становится таковой только тогда, когда использует математику. Известно высказывание Пифагора, что «все есть число». Поэтому математический метод, как и философский, является всеобщим.
Общенаучные категории и подходы
Предметом философии является всеобщее, т. е. те стороны, качества, свойства, отношения, которые являются общими для всех объектов, явлений, предметов. Философия изучает у права и государства те стороны и качества, которые объединяют их со всеми явлениями действительности. У философской науки есть свой категориальный аппарат, своего рода костяк, понятийный скелет, который образован категориями, обладающими качествами всеобщности. Основателем учения о таких категориях является древнегреческий философ и ученый-энциклопедист Аристотель (которого еще называли Стагиритом по названию города Стагиры в Македонии, откуда он родом). Аристотель считал, что имеется 10 исходных категорий, к которым относятся, например, такие, как «сущность», «количество», «качество», «отношение», «место», «время», «действие» .
Переходными от всеобщих, философских категорий к специально-научным понятиям являются так называемые общенаучные категории. Общенаучные категории — это категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучными являются категории системы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности, симметрии и др. Общенаучные категории — это качественно новый тип понятий, появившийся как следствие интеграции научного знания и выступивший теоретическим основанием новых методологических подходов, которые являются общенаучными', системного подхода, информационного метода, метода моделирования, вероятностного (синергетического) метода, метода экстраполяции и др. Особо следует остановиться на таком общенаучном методе, как системный подход, поскольку как право и государство в целом, так и многие связанные с ними явления — системы.