Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественная культура франции: время шедевров. От берлиоза до делакруа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Слушайте музыку революции", — писал Блок в период октябрьских событий в России. Эти слова в полной мере относятся и к эпохе Великой французской революции. Ее сравнение с Революцией 1917 года в России — «общее место» в историко-философских исследованиях. Выдающийся искусствовед Б. Астафьев констатирует: «С Французской Революции начинается новая эра музыки — музыкальный XIX век…». Художественная… Читать ещё >

Художественная культура франции: время шедевров. От берлиоза до делакруа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Художественная культура Франции романтической эпохи — явление общеевропейского, даже мирового значения. Имена Берлиоза и Мейербера, Оффенбаха и Давида, Делакруа и Жерико, Домье и Энгра навсегда вписаны в историю искусства. Две сферы отличаются особым богатством и глубиной, несущей печать национального своеобразия: это музыка и живопись.

На вершинах музыкальной культуры

«Слушайте музыку революции», — писал Блок в период октябрьских событий в России. Эти слова в полной мере относятся и к эпохе Великой французской революции. Ее сравнение с Революцией 1917 года в России — «общее место» в историко-философских исследованиях. Выдающийся искусствовед Б. Астафьев констатирует: «С Французской Революции начинается новая эра музыки — музыкальный XIX век…».

Содействуя демократизации общественной жизни Европы, революция повлияла, — в чем мы многократно убеждались, — не только на ее литературу, но и на всю художественную культуру, особенно на музыку и изобразительное искусство. Начало революции во Франции — как и многих революций — характеризуется взлетом надежд и энтузиазмом. Общественная атмосфера была раскалена. «…Люди и вещи, как бы озарены бенгальским огнем, каждый день дышат экстазом», — писал об этом времени Маркс.

Для Франции была органична песенная традиция, пронизанная народностью, вольнолюбием. После падения Бастилии и монархии она переживала расцвет. Музыкальное искусство было поставлено на службу революции. В 1792 г. была создана «Музыкальная школа национальной гвардии». Получили развитие театрализованные представления (в чем-то аналогичные действа массового характера происходят на площадях и у нас в первые революционные годы). Народ творил песни, находя тематику, отвечающую вызовам времени и текущего момента, находя необходимые интонации и слова. Так родились знаменитые песни «Qa 1га», «Карманьола», «Гимн Свободы» и другие. Их значение выходит за рамки конкретного исторического момента. И прежде всего это относится к бессмертной «Марсельезе». Ее автор, офицер Руже де Лилль, не был музыкантом. Он сочинил «Военную песнь Французской армии», отправляющейся в поход. Это было в ночь на 25 апреля 1792 г.; де Лилль, вдохновленный известием о победе революционных сил, пережил удивительный прилив творческой энергии. (Стефан Цвейг посвятил этому событию новеллу «Гений одной ночи».) Позднее песня была подхвачена солдатами из Марселя и превратилась в «Марсельезу». Она открывалась словами:

Мужайтесь, мужайтесь, граждане Пришел день нашей славы, На нас тиранов рать идет, Поднявши меч кровавый!

К оружию, граждане!

Позже «Марсельеза» станет национальным гимном Франции. Пройдет несколько десятилетий, и в трагические дни гибели Парижской Коммуны родится другая великая, — не побоимся употребить этот эпитет, — песнягимн «Интернационал». Слова к ней написал поэт-коммунар Эжен Потье, музыку — бельгийский социалист Пьер Дегейтер.

Выход в 1820-е гг. на арену романтиков «новой волны», пришедших на смену Шатобриану, де Сталь, Констану, — таких как Гюго, Виньи, Мюссе, Ламартин и другие, — ознаменовал подъем национальной школы в музыке, который, в свою очередь, совпал с крушением режима Реставрации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой