Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика анализа финансовых результатов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Миславская Н. А рассматривает рентабельность продаж, как показатель анализа, определяющий часть выручки, которая приходится на прибыль организации. В расчете в качестве экономического итога допускается использовать разные характеристики прибыли, из этого следует, что существуют различные интерпретации данного показателя. Рассмотрим один из них: рентабельность продаж, как отношение коэффициентов… Читать ещё >

Методика анализа финансовых результатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для эффективного управления и организации функционирования всех структур предприятия необходимо проводить анализ финансово — хозяйственной деятельности. Для того чтобы предприятие работало оптимально и приносило руководству прибыль, а не убытки и затраты, необходимо контролировать, как действует каждая ступень рабочего процесса.

Можно выделить следующие задачи, которые позволит решить анализ:

  • — регулярные проверки за исполнением планов по реализации продукта, выполнения услуг и поступления дохода;
  • — исследование структуры прибыли согласно коэффициентам финансовых результатов;

В ходе анализа финансовых показателей можно выявить: на сколько эффективно работает предприятие, какие у него есть проблемные места, а также по расчетам экономических показателей принять обоснованные управленческие решения.

Савицкая Г. В. считает, что анализ финансово — хозяйственной деятельности базируется на данных учетных и внеучетных источниках информации, они представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Источники информации анализа финансовых результатов.

Вид источника информации.

Наименование источника информации.

Используемая информация.

1. Учетные источники информации.

Бухгалтерский баланс.

Информация о нераспределённой прибыли или непокрытом убытке отчётного и прошлого периодов.

Отчет о финансовых результатах.

информация о формировании и использовании прибыли. Статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности.

Отчет об изменениях капитала.

информация о состоянии и изменении резервного фонда, информацию о нераспределённой прибыли прошлых лет по составу, о фонде социальной сферы, целевых финансированиях и поступлениях; резервах предстоящих расходов, оценочных резервах.

Отчет о движении денежных средств.

данные о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.

2. Внеучетные источники информации.

Устав предприятия, Положение о распределении прибыли;

решения общего собрания акционеров или участников общества, планово-экономическая документация; акты; сметы.

информация о распределении прибыли общества между участниками общества.

ПБУ 9/99.

Доходы организации.

информация о том какие существуют доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации (доходы от обычных видов деятельности;прочие доходы).

ПБУ 10/99.

Расходы организации.

информация о том какие существуют расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации (расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы.).

В работе хозяйствующего субъекта более важным является увеличение показателей финансового результата. Это обуславливается тем, что его объем — важнейший признак успешности каждый организации. Сумма, какую приобретает предприятие в конце отчетного периода от реализации продукта, работ и услуг либо иных хозяйственных операций, называется финансовым результатом [17].

Количество полученных доходов оказывает наибольшее воздействие на финансовый результат, а также на степень оплаты труда работникам и на обязательные отчисления. Прибыль является главным результатом деятельности организации, а также главным источником финансирования ее деятельности. В cт. 50 ГК РФ сказано, что извлечение выгоды считается ведущей целью деятельности коммерческих организаций.

Инвесторы, партнеры по совместному бизнесу, а так, же кредиторы первоначально обращают свой интерес, при принятии решения о совместной работе, на положительный финансовый результат. Он непосредственно складывается из полученных доходов с основной и дополнительной деятельности [18].

Основные методы анализа финансовых результатов организации:

  • — неформализованный: логическое и субъективное исследование;
  • — экспертный: оценки ситуации высококлассными специалистами;
  • — рейтинговый: систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей;
  • — мониторинг: детальный, систематический анализ изменений;

В своей работе Шеремет А. Д. выделяет несколько этапов анализа финансовых результатов [19].

На первом этапе следует сформировать основные показатели прибыли, характеризующие финансовые результаты организации. Прибыль можно охарактеризовать, как один из основных и многогранных общеэкономических показателей, так как он дает оценку деятельности предприятия с разных сторон.

На втором этапе необходимо проанализировать результаты, путем сравнения показателей прибыли за несколько лет.

На третьем этапе необходимо рассчитать показатели рентабельности, так как показатели прибыли порой не могут точно продемонстрировать на сколько эффективно работает организация.

На четвертом этапе анализа следует оценить полученные показатели рентабельности и сравнить их с показателями прошлых лет.

Пятый этап — заключительный. На данном этапе следует сделать выводы о проведенном анализе, разработать резервы повышения эффективности показателей финансового результата [19].

Рассмотрим подробно показатели прибыли, которые используются при анализе финансового результата организации.

1. Валовая прибыль.

Любушин, Н. П., в своей работе утверждает, что сумма, полученная от реализации какого — либо продукта или от оказания услуг, за минусом затрат, называется валовой прибылью. Значимым условием для извлечения данного показателя является уровень востребования продуктов, которые изготавливает организация, а именно их ценовая стратегия. На цену прежде всего влияет степень себестоимости, именно поэтому необходимо учитывать уровень издержек производства. Прежде всего этот показатель оценивает на сколько эффективно организация использует свои ресурсы [20].

В зависимости от целей, задач, а также особенностей управленческого учета предприятия, валовая прибыль может рассчитываться не только за год, но и за месяц и квартал с любой периодичностью и на любой момент времени.

2. Прибыль от продаж.

Прибыль от продаж, как показатель дает оценку функционирования и эффективности работы организации, для этого должен быть существенный уровень прибыли. Расчет заключается в разности показателей валовых доходов, затрат на реализацию произведенных товаров и управленческих расходов [21].

К увеличению финансового роста и получению большей прибыли предприятию необходимо наращивать объём продаж рентабельных товаров. Если же предприятие начнет реализовывать убыточные товары, то это будет влиять на прибыль в сторону ее снижения. На уровень продаж так же влияет ценовая политика, повышение стоимости приводит к увеличению доходов, в противоположном случае — к их снижению.

3. Прибыль до налогообложения.

Макарьева В. И. считает, что при анализе следующего показателя, необходимо помнить, что прибыль до налогообложения представляет собой экономический итог, выражающий увеличение дохода, а также он позволит оценить на сколько эффективной была деятельность организации и выполнила ли она свою главную цель [22].

Один из значимых элементов отчета о прибылях и убытках является прибыль до налогообложения. Роль признака формируется: во — первых, информированием бизнес партнёров о сохранности их инвестиций в виде доходов, на которые они смогут рассчитывать в перспективе. Во — вторых, он служит основой для принятия решения о надежности партнерства с клиентами.

4. Чистая прибыль.

Формирование чистой прибыли происходит путем вычета из прибыли до налогообложения абсолютно всех обязательных налоговых платежей. Полученный коэффициент характеризуется окончательным финансовым результатом работы организации.

Одной из частью валового дохода является чистая прибыль. Это так называемый остаток после уплаты налогов, сборов, отчислений и иных обязательных платежей. Эту сумму организация может направить на увеличение оборотных средств, создавать фонды и резервы, а кроме того инвестировать вложения. Можно сделать вывод о том, что чистая прибыль является денежными накоплениями и основным источником развития бюджета предприятия, кроме того является стимулятором деятельности сотрудников и расширения производства [23].

Анализа данного показателя положительно повлияет на развитие организации так, как он позволит определить на сколько эффективно работают отдельные участки и предприятие в целом. Задача руководства заключается в рациональном распределение денежных средств так, чтобы в будущем они приносили доход. Норма чистой прибыли равна 14%, если показатель ниже этой нормы или имеет отрицательное значение, то бизнес считается убыточным.

5. Маржинальная прибыль.

Маржинальная прибыль отображает экономический результат по итогам периода. Разность между показателями дохода от продажи и переменных затрат образует данный показатель. Его используют с целью установления результата от производства без учета постоянных затрат [24].

Климова Н.В. выделяет различие между постоянными и переменными издержками в том, что переменные затраты зависят от объёма производства. Чем значительнее размер производства, тем меньше переменных издержек и тем больше маржинальный доход. Этот результат в экономике еще называют «эффект масштаба». Он объясняется тем, что при наладке глобального производства, первоначальная стоимость выпуска продукта существенно уменьшается [25].

Показатель маржинального доход позволит оценить, какую максимальную прибыль может принести бизнес, а также оценить размер прибыли, которую можно направить на покрытие издержек организации.

6. Нераспределенная прибыль.

Нераспределенная прибыль выступает в роли суммы между нераспределенным доходам предыдущего периода и чистого дохода настоящего периода. Если при расчете получается положительный результат, то есть образуется профицит бюджета, то организация старается распределить прибыль на покупку нового оборудования, на покрытие кредиторской задолженности, на устранение слабых мест в производственном процессе и многое другое. Но может и сложиться такая ситуация, при которой получается отрицательный показатель или дефицит бюджета. Это связано прежде всего с тем, что в текущем году убыток превышает нераспределенную прибыль прошлых лет [26].

Для оценки эффективности деятельности предприятия (на основе прибыли) применяется показатель рентабельности, который представляет собой итог работы организации, а также отображает пропорцию успешного применения ресурсов. Показатель позволяет еще на стадии идейности, то есть до его активной деятельности, определить сильные и слабые стороны бизнеса. Расчет может производится, как по всей организации, так и по отдельным участкам.

Взаимосвязь понятий рентабельности и прибыли очевидна, однако именно показатели рентабельности наиболее полно характеризуют результативность деятельности организации. Данный показатель является относительным и обладает признаком сравнимости, а также имеет возможность быть использован при сопоставлении работ различных хозяйствующих субъектов [27].

Комплексно рентабельность способна отражать уровень использования вещественных, трудовых, денежных и природных ресурсов. Однако рентабельность в любом определении будет обозначать процентное отношение итоговой прибыли, приобретенной или прогнозируемой к одному из показателей: объему товарооборота, затратам на реализацию, средней цене основных и оборотных средств, фонду оплаты труда.

К основным показателям рентабельности можно отнести:

1. Рентабельность продаж.

Миславская Н. А рассматривает рентабельность продаж, как показатель анализа, определяющий часть выручки, которая приходится на прибыль организации. В расчете в качестве экономического итога допускается использовать разные характеристики прибыли, из этого следует, что существуют различные интерпретации данного показателя. Рассмотрим один из них: рентабельность продаж, как отношение коэффициентов валовой прибыли к выручке предприятия [28].

Коэффициент позволит оценить насколько организация была прибыльной или принесла убытки. Нормативное значение рентабельности от продажи строго больше нуля, если предприятие полечила отрицательное значение, то стоит пересмотреть политику, клиентскую базу, роста оборачиваемости товаров, снижение стоимости товаров или услуг предприятия [29].

2. Рентабельность заемного капитала.

Коэффициент определяющий доходность использования заемного капитала, и отражает прибыльность на 1 рубль заемных денежных средств, называется рентабельность заемного капитала. Он так же показывает эффект финального рынка. Этот показатель используют в анализе для того, чтобы дать оценку прибыльности инвестиционных проектов, а также бизнес — плана.

В ходе процесса важно анализировать показатель в динамике, так же сопоставить результат с предприятиями — конкурентами. Это необходимо потому, что рентабельность заемного капитала не имеет конкретного нормативного значения. При сопоставлении двух организаций, чем больше эффективность заемного капитала, тем значительнее результативность управления заемными средствами [30].

3. Рентабельность собственного капитала.

Она является главным показателем отдачи и показывает на сколько эффективным было вложение в бизнес. Этот коэффициент дает оценку не всему капиталу, а только той части, которая принадлежит организации. Формула представляет собой отношение между показателями чистой прибыли к собственному капиталу. Расчет будет иметь значение, только в том случае, если у организации есть собственный капитал, то есть положительные чистые активы, в противном случае он не будет нести никакой ценности.

Акатова А. С., Козлова Ю. А. считают, что высокое значение рентабельности собственного капитала, показывает на сколько прибыльной была работа организации исключительно за счет собственного капитала [31].

  • 4. Рентабельность основной деятельности. Формула определяется, как отношение показателей прибыли, полученное от продажи к затратам на производство и реализацию продукции. Нормативное значение можно разделить на несколько групп:
    • — низкая рентабельность от 1 до 5%;
    • — средняя рентабельность от 5 до 20%;
    • — высокая рентабельность от 20 до 30%;
    • — сверх рентабельность более 30%.
  • 5. Рентабельность затрат [31].

Рентабельность затрат, как показатель анализа, позволяет оценить какую прибыль с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Она может рассчитываться не только по всей продукции, но и по отдельным ее видам. Формула расчета представлена в виде отношения чистой прибыли к себестоимости.

Динамика рентабельности затрат способна свидетельствовать о потребности в пересмотре стоимости или усилении контроля за себестоимостью продукта. Если наблюдается рост показателя при неизменных затратах, то это может положительно сказаться на развитии бизнеса. Повышение рентабельности затрат также свидетельствует о повышении объема товарооборота, следовательно, об увеличении прибыли, и наоборот.

6. Рентабельность активов.

Лумпов Н. А. рассматривает рентабельность активов прежде всего, как финансовый коэффициент, который позволяет охарактеризовать отдачу от применения абсолютно всех активов учреждения. Он вызывает больший интерес у инвесторов, так как показатель принимает во внимание все активы организации, а не только лишь свои ресурсы [32].

Расчет формулы производится через отношение чистой прибыли к величине всех активов, то есть сальдо баланса организации. В следствии расчета получается величина чистого дохода с каждого рубля вложенного в актив учреждения. Показатель значительно зависим от сферы, где действует предприятие [32].

Рентабельность активов имеет свое нормативное значение. Коэффициент должен быть строго больше нуля. На увеличение коэффициента может влиять:

  • — увеличение чистого дохода;
  • — уменьшение расхода на производство товаров и услуг;
  • — рост тарифов на продукцию;
  • — рост оборачиваемости актива.

Снижение показателя связано с воздействием следующих факторов:

  • — уменьшение чистого дохода;
  • — рост стоимости основных средств.

Таким образом, проведенный анализ финансовых результатов позволит оценить насколько эффективно работает организация, а также его результаты являются информационной базой для принятия управленческих решений, направленных на повышение прибыльности в перспективе [33].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой