Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эволюция содержательных характеристик ситуационных комедий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доминирование вербальных или визуальных шуток. Разделение шуток в ситкомах на два указанных вида было подробно описано во второй главе данного исследования. Ключевым критерием их различия является то, что чтобы воспринять вербальную шутку, её нужно обязательно услышать, а визуальную — увидеть. При произнесении шуток, актёры, как правило, отыгрывают их, что усиливает восприятие. Поэтому указанный… Читать ещё >

Эволюция содержательных характеристик ситуационных комедий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение содержательных характеристик для проведения анализа

Для анализа эволюции ситкомов необходимо изучить не только формальные признаки, но также драматургию ситуационных комедий, особенности персонажей и прочие параметры, которые мы объединили под названием содержательные характеристики. Именно от них во многом зависит успешность проекта, то, насколько его полюбят зрители и представляет ли он культурную ценность или является рядовым конвейерным продуктом. К данным характеристикам мы относим:

  • 1. Главные герои:
    • * Количество главных героев. Как правило, их число колеблется от 1 до 6, соответственно, оно и будет учитываться. Ключевые персонажи, как указывалось в предыдущей главе, требуют наибольшей степени проработки, поскольку большинство шуток либо исходит непосредственно от них, либо так или иначе с этими героями связано. Также их количество зачастую демонстрирует, идёт ли ориентация на главного героя или на актёрский ансамбль.
    • * Пол. В ситуационных комедиях, в которых присутствует только один главный герой, данная характеристика определяется однозначно. В тех же сериалах, где речь идёт о группе персонажей, в случае, если среди них есть представители разных полов, мы будем учитывать этот факт, говоря о смешанном составе.
    • * Возраст. Этот параметр оценивается не буквально с точностью до года, а относительно возрастной группы персонажей. Для этого будет использоваться возрастная периодизация современной медицины .
  • 1) новорожденный (1−10 дней);
  • 2) грудной возраст (10 дней — 1 год);
  • 3) раннее детство (1−3 года);
  • 4) первое детство (4−7 лет);
  • 5) второе детство (8−12 лет для мальчиков, 8−11 лет для девочек);
  • 6) подростковый возраст (13−16 лет для мальчиков, 12−15 лет для девочек);
  • 7) юношеский возраст (17−21 год для юношей, 16−20 лет для девушек);
  • 8) зрелый возраст:
  • 1 период (22−35 лет для мужчин, 21−35 лет для женщин);
  • 2 период (36−60 лет для мужчин, 36−55 лет для женщин);
  • 9) пожилой возраст (61−74 года для мужчин, 56−74 года для женщин);
  • 10) старческий возраст (75−90 лет);
  • 11) долгожители (90 лет и выше).

При этом, безусловно, для достижения целей данной работы нет необходимости учитывать его с той точностью, с которой это происходит в медицине, что зачастую невозможно. Поэтому к той или иной возрастной группе герой будет относиться в зависимости от его позиционирования и восприятия зрителями.

* Профессия. Для этого параметра используется классификация профессий, предложенная Е. А. Климовым: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ, человек-знаковая система. К типу человек-человек (Ч) относятся, например, профессия учителя, врача, официанта, к человеку-природе (П) — микробиолог, лесовод, селекционер. Тип человек-техника (Т) включает в себя сварщиков, водителей, электромонтёров, человек-художественный образ (Х) — модельеров, композиторов, актёров. Примерами профессий категории человек-знаковая система (З) являются экономист, радист, переводчик.

Также в ситуационных комедиях присутствуют персонажи школьного и студенческого возрастов. Для них в данном исследовании используем понятие учащийся (У).

* Семейное положение. В данной характеристике кроме общепринятых вариантов: холост/не замужем, женат/замужем, вдовец/вдова, разведён (а) также будем использовать понятие в отношениях. Связано это с тем, что даже не являясь официальным статусом этот параметр важен с точки зрения определения характера героя.

Кроме того, данный вид семейного положения встречается часто как в реальной жизни, так и на экранах. Он не закреплён юридически, поэтому используется не так часто, как категории, формально подтверждаемые документами. При этом с точки зрения достижения целей исследования важно учесть указанный статус в случае его наличия у героя.

  • * Экономическое положение. В рамках данной характеристики герои будут относиться к одной из трёх групп: бедный, средний класс, богатый. Деление будет осуществляться через субъективное восприятие, поскольку в данном случае важно, каким героя видит зритель. При этом, деление с использованием официально принятых критериев уровня дохода также и невозможно, поскольку точный размер заработка персонажей, как правило, не указывается, и оперировать мы можем лишь косвенными признаками, такими как его жильё, стиль жизни, интересны и т. п.
  • * Тип героя ситкома. Ситуационные комедии, как уже указывалось выше, имеют ряд особенностей, которые определяют специфику героев. При этом, классификация персонажей по каким-либо классическим критериям, таким как архетипы или амплуа невозможна. Связано это с тем, что ряд типажей может быть вовсе не представлен, например из-за того, что многие вопросы вовсе не поднимаются в ситкомах, или наоборот — какие-то группы героев будут подходить почти всем. Таким образом, чтобы получить данные, которые позволят отразить реальную ситуацию, необходимо использовать специфическую классификацию для героев ситкомов.

Нами были выбраны типы следующие типы героев: умник; милый неудачник, неврастеник, тупой, стерванегодяй, бабникженская версия того же, материалист, не от мира сего. Данный классификатор наиболее релевантен для проводимого исследования, он был представлен К. Наумочкиным как подходящий для типологизации персонажей именно ситуационных комедий.

  • 2. Кол-во сюжетных линий в серии. Традиционно в ситкомах одновременно развивается две сюжетных линии, А и В. Однако возможны варианты, когда их больше, это и будет измеряться в данном параметре.
  • 3. Типы комедийного сюжета. Для измерения данной характеристики используется типология, предложенная для ситкомов Д. Воркхаусом. Она включает в себя следующие группы: 1. Комические противоположности. В этом случае берутся герои с противоположными комическими перспективами, и на этом строится сюжет. 2. Ценр и эксцентрики. Здесь в центре ситкома относительно нормальный персонаж, глазами которого смотрит зритель, а окружают его комичные герои. 3. Волшебные способности. В данном типе комедийного сюжета ситуация отличается от реальной жизни, например, приведения живут среди нас или наука позволяет телепортироваться. 4. Не в своей тарелке. Здесь герой или герои оказываются в непривычном для себя мире: богатый среди бедных, современный человек в прошлом и т. п. 5. Групповая комедия. Группа героев противостоит общему врагу, например, в сериале «Друзья» персонажи противостоят одиночеству. 6. Движимый звездой. Ситком строится вокруг «звезды», актёра самого по себе смешного и интересного зрителю. Стоит отметить, что возможны комбинации различных типов комедийного сюжета в одной ситуационной комедии.
  • 4. Юмор
  • * Доминирование вербальных или визуальных шуток. Разделение шуток в ситкомах на два указанных вида было подробно описано во второй главе данного исследования. Ключевым критерием их различия является то, что чтобы воспринять вербальную шутку, её нужно обязательно услышать, а визуальную — увидеть. При произнесении шуток, актёры, как правило, отыгрывают их, что усиливает восприятие. Поэтому указанный критерий необходим для определения отличия между визуальной шуткой и обыгрыванием вербальной. В качестве результата оценки этой характеристики принимается один из трёх вариантов: больше визуальных, больше вербальных или приблизительно поровну
  • * Тематика вербальных шуток. Также интересно вывить, на какие темы преимущественно шутят герои. Исходя из материалов исследования, представленного во второй главе данной работы, выделим ряд тем, которые чаще всего являются объектами разговоров в ситуационных комедиях. 1. Человек (внешность, личность…) 2. Работа (всё о карьере) 3. Быт (всё о доме и домашних делах) 4. Страна (политика, экономика, социальная сфера) 5. Культура и искусство 6. Отношения и секс 7. Наука, учение. Акцент на сферу.
  • 5. Главное место действия. Данная характеристика отражает, где разворачиваются основные события ситкома. В данном случае были выбраны следующие группы: дом/места отдыха, работа/учёба. Каждый отдельный ситком, как правило, можно отнести к одному из этих двух типов, поскольку либо речь идёт в первую очередь о профессиональной деятельности, тогда это может быть связано и с повышением квалификации, например, соответственно, и с обучением. Либо с частной жизнью, что обуславливает акцент на доме и отдыхе персонажей.

Таким образом, выбранные формальные и содержательные характеристики позволят проанализировать российские ситуационные комедии 2000;2010;х годов и выявить особенности их эволюции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой