Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Введение. 
Кадровая политика в высших учебных заведениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методология. Исследование опирается на такие теоретические основания как теория систем, позволяющая описывать как внутренне, так и внешнее поведение организации (Гибсон и др., 2000), использование адаптивной комплексной модели вуза как организации (Князев, Дрантусова, 2012) и положения нового менеджериализма (Дим, 2004). Для описания разнообразия используется подход, выделяющий функциональные… Читать ещё >

Введение. Кадровая политика в высших учебных заведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Высшее образование находится под воздействием процессов системной и институциональной динамики, которые диктуют необходимость изменений. В таких условиях вузы должны находить такие решения, которые позволят сохранить им себя как организацию, оставаться конкурентоспособными и выполнять собственную миссию. Меняются принципы обеспечения, управления ресурсами (Василенко, 2008; Клячко, 2011, Павлюткин, 2007). Университет сталкивается с новой ситуацией, когда его руководство неизбежно начинает мыслить и действовать в категориях эффективности, хотя адекватные механизмы и формы управления таким «современным» университетом еще не разработаны и не осмыслены.

Перед вузами встают чрезвычайно сложные задачи — достижение высокой адаптивности к изменениям ситуации и стабильного развития, формирование восприимчивости к внешним запросам, ответственности за конечные результаты своей деятельности (Сагинова, 2007; Титова, 2008; Лазарев, 2012). В центре изменений, меняющих ландшафт высшего образования, оказываются профессионалы, занятые в академической сфере, их деятельность становится объектом воздействия проводимых реформ (Абрамов, 2011), профессорско-преподавательский состав рассматривается как критически важный, стратегический ресурс (Strike, Taylor, 2009). Сегодня, анализируя задачи и вызовы университетской политики в целом (Торкунов, 2011), авторы говорят о формировании важных условий для развития университетов в рамках кадровой политики, усиленное внимание и акцент придаются необходимости улучшения управления человеческими ресурсами. вуз кадровый управление Целенаправленный и осознанный подход к обновлению кадровой политики в организации может произойти из-за растущего давления факторов среды или внутренних организационных потребностей. Это положение сегодня особенно актуально для системы высшего образования. Внимание к сотрудникам как к ключевому ресурсу конкурентоспособности и долгосрочного развития организации в сложной среде — важная тенденция современной теории и практики управления. Вклад университетов в создание знания и развитие зависит от степени вовлеченности и результатов деятельности профессорско-преподавательского состава, сталкивающегося сегодня с новыми задачами в преподавании, исследовании, предоставлении образовательных услуг в целом (Дорога к академическому совершенству, 2012; Рамбли и др., 2010; Юдкевич, 2013; Meyer, Evans, 2005). Требования к росту эффективности, сопровождающиеся сокращением ресурсов для поддержки ППС, могут иметь неизвестное влияние на традиционные модели поведения академического персонала. Сильная профессура остается ядром любой академической системы (Будущее высшего образования., 2013).

Анализу внутриуниверситетского устройства — как теоретическому, так и эмпирическому, все еще уделяется недостаточно внимания (Контракты в академическом мире…, 2011). Мало, например, изучены тренды поведенческих изменений в реализуемых вузами кадровых политиках, факторы, приводящие к дифференциации кадровых политик, а также оценка влияния институциональных изменений на сущность, содержание и приоритеты кадровых политик. Необходима также систематизация стратегий управления ППС для выводов о лучших образцах, а также возможностях и угрозах, в которых они формируются. Изучение изменений в сфере кадровой политики вузов под влиянием институциональных изменений определено в качестве фокуса проводимого исследования. Исследование будет носить поисковый характер.

Цель исследования — получение характеристик современной кадровой политики вузов, формирующейся (трансформирующейся) под влиянием ряда институциональных изменений для определения вариантов реагирования и выработки рекомендаций по ее совершенствованию.

Задачи исследования состояли в:

  • 1. Анализе контекста формирования новой кадровой политики вузов.
  • 2. Рассмотрении ключевых институциональных изменений в высшем образовании и анализе их влияния на трансформацию кадровой политики.
  • 3. Изучении подходов к пониманию и содержанию кадровой политики.
  • 4. Критическом осмыслении практик кадровой политики в российских и зарубежных вузах и их сравнении.
  • 5. Оценке текущей ситуации в кадровой политики и ряда ее результатов.
  • 6. Определении актуальных вопросов и направлений в сфере кадровой политики в ближайшие годы.
  • 7. Определении ориентиров для формирования результативной кадровой политики, учитывающей институциональные изменения в сфере высшего образования.
  • 8. Разработке методики и проведении оригинального эмпирического исследования.

Предмет исследования — процесс трансформации кадровой политики вузов под влиянием обозначенных институциональных изменений, а также сопутствующие этому явления и проблемы.

Исследовательские вопросы:

  • 1. Какие практики характерны для кадровой политики вузов, формирующейся (трансформирующейся) под влиянием институциональных изменений?
  • 2. Есть ли отличия в кадровой политике вузов, статусы которых определены институционально?
  • 3. Какие обозначенные институциональные изменения влияют на кадровую политику в наибольшей и наименьшей степени?
  • 4. Какие изменения происходят в кадровой политике вузов, и присутствует ли дифференциация кадровых политик?

Гипотезы:

  • 1. Требования внешней среды являются одним из наиболее значимых факторов, влияющих на процессы в сфере кадровой политики вуза.
  • 2. Практики кадровой политики — результат внешнего давления, а не внутренних инициатив вуза.
  • 3. Содержание кадровой политики вуза находится в зависимости от статуса, определенного институционально.
  • 4. В текущей деятельности преподавателя магистратуры не присутствуют требуемые профессиональные характеристики.

Методология. Исследование опирается на такие теоретические основания как теория систем, позволяющая описывать как внутренне, так и внешнее поведение организации (Гибсон и др., 2000), использование адаптивной комплексной модели вуза как организации (Князев, Дрантусова, 2012) и положения нового менеджериализма (Дим, 2004). Для описания разнообразия используется подход, выделяющий функциональные приоритеты стратегий кадровой работы (Армстронг, 2008). В работе кадровая политика рассматривается как стратегия управления персоналом, разрабатываемая для определения способа поведения в меняющейся внешней среде с учетом сильных и слабых сторон организации с целью реализации миссии и формирования конкурентного преимущества. Способы поведения рассматриваются через реализуемые практики. Вуз рассматривается в контексте экономики знаний и институциональных преобразований (Клюев, Князев, 2006; Павлюткин, 2007; Макаров, Клейнер, 2007; Гинкель, 2008; Ищук, 2010; Князев, Дрантусова, 2013; Berde, Vanyolos, 2008).

Теоретическую основу составляют публикации отечественных и зарубежных исследователей проблем высшего образования, экономики и менеджмента высшего образования, стратегического управления и управления человеческими ресурсами, методике социологических исследований.

Эмпирическую базу исследования составляют официальные документы (законы, указы, распоряжения), публикации в научной периодической печати (использована база данных Scopus), результаты монографических исследований, результаты проведенного экспертного опроса, материалы ряда сайтов.

Методы исследования. В ходе исследования проведен анализ первичных и вторичных данных, используются кабинетные и полевые методы сбора информации. Применены методы сравнения и обобщения, метод аналитических группировок, метод экспертных оценок, анализ «важность-исполнение», swot-анализ, анализ документов, вторичный анализ данных.

Результаты эмпирического исследования обработаны при помощи MS Excel 2010. Были разработаны анкета для проведения экспертного опроса (при помощи рассылки по электронной почте), сопроводительные материалы, определен круг респондентов.

Благодарности. Экспертам, принявшим участие в опросе, преподавателям и администраторам программы «Управление в высшем образовании», коллегам из БГУЭП с кафедр математики и статистики, экономики и менеджмента сервиса, ректорату БГУЭП. Участие в выполнении НИР «Институциональные изменения в сфере социально значимых услуг и их влияние на устойчивое развитие Прибайкальского региона» (№ гос. регистрации в ЦИТиС 1 201 256 018) позволило более продуктивно работать над подготовкой выпускной квалификационной работы и получить определенные результаты.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ВУЗОВ: ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРАКТИКИ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой