От деловой газеты к экономическому радио
Впрочем, разделение все-таки существует: за два последних десятилетия сложилась система деловых СМИ, в которой разделяют т.н. «деловые издания» и «издания для деловых людей». Первые дают исключительно финансовую информацию, то есть новости и комментарии из сферы экономики, а вторые — обеспечивают бизнесменов как деловой, так и другой необходимой информацией Мельник Г. С., Виноградова С. М… Читать ещё >
От деловой газеты к экономическому радио (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика деловой журналистики
Экономическая радиожурналистика появилась на рынке средств массовой информации сравнительно недавно. Тем не менее, это явление имеет свои корни, которые удается отыскать в деловых периодических изданиях. Прежде всего, необходимо разобраться с понятием деловой журналистики, без которого вести о ней разговор будет довольно сложно.
Среди всего многообразия существующих дефиниций (Д. Мурзин, Ш. Нургожина, Е. Мордовская, Б. Головко, Д. Гавра) Мурзин Д. А. Деловая пресса // Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001; Нургожина Ш. Исторический опыт и уроки деятельности прессы в процессе реформирования экономики. // Электронный курс по журналистике «Массовая коммуникация», 2002; Мордовская Е. И. Деловое издание в системе периодической печати. Типоформирующие факторы, характер становления и развития: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1998; Головко Б. Н. Деловые издания: информационный менеджмент массовой коммуникации. СПб., 2005; Гавра Д. П. Деловая журналистика: к определению понятия // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Межвуз. науч.-практ. конф., 24−25 апреля 2007 г.: Сб. докл. Спб., 2007. наиболее простую, понятную (и от этого не менее точную) формулировку дают д.п.н. Г. С. Мельник и д.п.н. С. М. Виноградова в книге «Деловая журналистика». Авторы пишут о том, что это «специфически обособленная сфера профессиональной деятельности, развитие которой обусловлено не только общественно-политическими, но и экономическими процессами» Мельник Г. С., Виноградова С. М. Деловая журналистика: Учебное пособие. СПб., 2015. С. 10. Среди них можно назвать, к примеру, глобализацию финансовых рынков, появление в свободном доступе (в частности, в Интернете) баз данных различной финансово-экономической информации, отчетов коммерческих предприятий Там же. С. 10.
В принципе, довольно схожие определения дают и другие исследователи. Так, д.ф.н. Б. Я. Мисонжников под деловой журналистикой подразумевает «специализированный раздел общей журналистики, ориентированный на создание делового издания, а именно газеты или журнала, содержательным приоритетом которого является политико-экономический анализ фактов и событий» Мисонжников Б. Я. Деловое издание в лабиринте медиарынка // Журналистика: исследования — методология — практика: Сб. статей / Отв. ред. Г. В. Жирков. СПб., 2004. С. 120.
В то же время, по мнению д.и.н. А. А. Грабельникова, рассматриваемый нами вид журналистики может и не подразумевать авторских текстов как таковых. В специализированных газетах и журналах их заменяют биржевые сводки, котировки, товарные прейскуранты, объявления и реклама Грабельников А. А. Виды деловой прессы России // Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 2000. С. 80.
Возникает вопрос: какое же из существующих определений этого типа журналистики наиболее соответствует действительности. Оказывается, все они частично отражают реальное положение вещей. Дело в том, что информационные потребности деловых людей простираются достаточно широко. По этой причине, тематика СМИ, которые стремятся наиболее полно удовлетворить информационные потребности предпринимательства, «охватывает, прежде всего, такие разделы экономики, как менеджмент, маркетинг, финансы, аудит, бухгалтерский учёт, ценные бумаги» Рогожина Л. Д. Деловые издания: определение, специфика, функции // Библиотечное дело-2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества. Материалы десятой Междунар. науч. конф., Москва, 20−22 апр. 2005 г. М., 2005. С. 232−233., но также отводит особое место и рекламе, и информационным технологиям, и даже советам психологов и имиджмейкеров.
Впрочем, разделение все-таки существует: за два последних десятилетия сложилась система деловых СМИ, в которой разделяют т.н. «деловые издания» и «издания для деловых людей». Первые дают исключительно финансовую информацию, то есть новости и комментарии из сферы экономики, а вторые — обеспечивают бизнесменов как деловой, так и другой необходимой информацией Мельник Г. С., Виноградова С. М. Деловая журналистика: Учебное пособие. СПб., 2015. С. 12. В настоящее время данная система получила развитие благодаря особому социальному заказу «на новое качество и содержание коммуникаций в сфере деловой жизни и рыночных отношений. Соответственно, деловая журналистика — это деятельность по формированию того типа коммуникаций, который востребован новыми общественными силами и социальными группами» Письменная Е. В. Профессиональная этика в деловой прессе. М., 2004. С. 35.
На данном этапе самое время разобраться, как и когда в России появилась потребность в новом типе информации.