Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Страховой рынок России в 2013 году

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В числе 100 крупнейших страховщиков в 2013 году наибольший рост страховых премий произошел у компании ООО Страховая компания «Сбербанк страхование» — с 522,2 млн руб. в 2012 году до 9054,5 млн руб. в 2013 году, что составляет 1733,92% прироста. В 2013 году эта компания уверенно продвигалась вперед и попала в рейтинг 100 крупнейших страховщиков, заняв в нем 21 место, тогда как на конец 2012 года… Читать ещё >

Страховой рынок России в 2013 году (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2013 года зарегистрированы 432 страховщика, из них 420 страховые организации и 12 обществ взаимного страхования. Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 418 страховщиков (в том числе от 1 страховщика, представившего статистическую отчетность за неполный период в связи с реорганизацией в течение 2013 года), 4 не проводили страховые операции, 11 не представили статистическую отчетность по форме № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховщика» за январь-декабрь 2013 года в виде электронного документа.

Соответственно, общее количество страховщиков за 2013 год сократилось на 38 компаний.

Страховой рынок России в 2013 году.

Несмотря на сокращение общей численности страховых компаний, совокупный уставный капитал российских страховщиков в 2013 году увеличился на 6,2% по сравнению с 2012 годом и составил по состоянию на 31.12.2013 года 210,4 млрд рублей (198,2 млрд рублей на конец 2012 года).

Кроме того, в 2013 году увеличился средний размер уставного капитала на одну страховую компанию — на 15,8% по сравнению с 2012 годом (с 432,7 млн. рублей до 500,9 млн. рублей).

Доля компаний с уставным капиталом от 60 до 120 млн рублей в течение 2013 года снизилась до 25,48% от общего совокупного уставного капитала (29,69% в 2012 году). Одновременно увеличились доли страховых организаций с размером уставного капитала от 120 до 700 млн. рублей, и от 1000 млн. рублей до 2000 млн. рублей и более.

Сокращение количества страховых компаний в 2013 году не повлияло на общие показатели страховщиков. Согласно данным Службы Банка России по финансовым рынкам, общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 1 полугодие 2013 года составила соответственно 904,86 и 420,77 млрд руб. (111,1% и 112,9% по сравнению с 2012 годом).

При этом, квартальная динамика страхового рынка РФ в 2013 году показала относительно невысокие темпы прироста. Если в 4-ом квартале 2012 года прирост рынка составил 22,2%, то в 4-ом квартале рассматриваемого периода темпы прироста снизились почти в два раза — до 11,3%.

Страховой рынок России в 2013 году.
Страховой рынок России в 2013 году.

В составе первой десятки лидеров рейтинга крупнейших страховщиков в 2013 году произошли незначительные изменения — шестерка сильнейших игроков страхового рынка 2012 года уверенно сохраняла свои позиции и в 2013 году (Приложение Б).

Незначительный прирост объемов страховых премий в 2013 году у компании «ВТБ Страхование» определило ее позицию на 9 месте, тогда как по итогам 2012 года этот участник занимал седьмую строчку. Соответственно, улучшили свои позиции в 2013 году компании «ВСК» и «АЛЬЯНС», разделившие седьмое и восьмое место. Одновременно, значительный прирост объема страховых премий СК «РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ» (+146,55%) привел эту компанию в десятку лидеров 2013 года, где она заняла 10 место, вытеснив из списка Top-10 компанию «МАКС», занимавшую по итогам рейтинга 2012 года 10 строчку.

В числе 100 крупнейших страховщиков в 2013 году наибольший рост страховых премий произошел у компании ООО Страховая компания «Сбербанк страхование» — с 522,2 млн руб. в 2012 году до 9054,5 млн руб. в 2013 году, что составляет 1733,92% прироста. В 2013 году эта компания уверенно продвигалась вперед и попала в рейтинг 100 крупнейших страховщиков, заняв в нем 21 место, тогда как на конец 2012 года она занимала лишь 125 место по объему собранных премий. Наибольшее снижение объема собранных премий в 2013 году из Топ 100 (- 65,78%) зафиксировано у компании ОАО «Русский страховой центр» — с 38 места в 2012 году компания переместилась на 87 место по итогам 2013 года.

В 2013 году объем страхового рынка, который пришелся на долю 50-ти крупнейших страховщиков, составил 86,56% (или 783,24 млрд. рублей) страховых премий по всем видам страхования в целом по РФ, и 89,54% выплат (или 376,78 млрд. рублей). На 10 крупнейших страховых компаний в 2013 году приходилось 56,79% (или 513,92 млрд. рублей) собранных страховых премий и 60,99% выплат (или 256,61 млрд. рублей). На долю компаний вне топ-50 в 2013 году пришлось 13,44% страховых премий (121,63 млрд. рублей) и 10,46% выплат (43,99 млрд. рублей).

При этом, основной рост взносов пришелся на московские компании, а региональные страховщики все больше проигрывают в конкурентной борьбе.

Страховой рынок России в 2013 году.

В 2013 году приостановился темп роста уровня концентрации российского страхового рынка, начавшийся в 2010 году. Рыночная доля компаний из топ-10 и топ-50 в 2013 году оставалась почти на уровне 2012 года.

Страховой рынок России в 2013 году.

Наибольшая степень концентрации в 2013 году наблюдается на рынке страхования средств водного транспорта (на ТОП-10 страховщиков приходится 82,15% премий), страхования прочего имущества граждан (81,87%), страхования гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта (86,38%).

По данным Службы Банка России по финансовым рынкам в 2013 году на отечественном рынке перестрахования работало 108 компаний, что почти соответствует количеству перестраховщиков в 2012 году (107 компаний).

В 2013 году суммарная величина перестраховочных премий, полученных российскими компаниями составила 44,7 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2012 годом (42,8 млрд руб.) на 4,4%.

При этом, перестраховочные премии, принятые из-за рубежа в 2013 году выросли на 13,5% (с 11,3 млрд рублей в 2012 году до 12,8 млрд рублей в 2013 году). В результате, доля международного бизнеса на российском рынке перестрахования в 2013 году составила 28,62%.

На долю 10 крупнейших перестраховщиков в 2013 году пришлось 49,64% премий (22,19 млрд. рублей). Лидерство, как и в 2012 году, удерживала компания «СОГАЗ» — 13,7% от общего объема собранных премий в данном сегменте страхования. Второе и третье место разделили соответственно компании «Ингосстрах» — 9,5% и «Юнити РЕ» — 5,2%.

В 2013 года замедлился рост уровня концентрации российского перестраховочного рынка — рыночная доля компаний топ-50 немного снизилась по сравнению с уровнем 2012 года и составила 92,48%:

Страховой рынок России в 2013 году.

Объем выплат по договорам, принятым в перестрахование, составил в 2013 году 14,3 млрд. рублей. На долю 50 крупнейших из них пришлось 95,99% выплат (13,73 млрд рублей).

Структура страхового рынка в 2013 году выглядит следующим образом (Приложение В).

В целом, в структуре собранных премий в 2013 году у всех компаний первой десятки лидеров наибольшую долю по-прежнему составляет добровольное страхование имущества (49,23% от общего объема рынка).

Лидерство на рынке добровольного личного страхования (23,1% от общего объема рынка) в 2013 году по прежнему удерживала компания «СОГАЗ» — этим участником было собрано 12,8% от всего объема премий в данном сегменте страхования. Второе и третье место занимают компания «ВТБ Страхование» (собрала 7,1% премий), и СК «Альянс» (5,9% премий).

Лидерами в добровольном страховании ответственности (3,29% от общего объема страхового рынка) по итогам 2013 года выступают «Ингосстрах» и «СОГАЗ» — ими собрано 22,24% от всего объема премий данного вида страхования.

На рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (14,83% от всего объема страхового рынка) тройка лидеров, начиная с 2009 года прочно удерживает свои позиции:

Страховой рынок России в 2013 году.

В 2013 году по объему собранных премий первое место принадлежит компании «Росгосстрах» (25,8% от объема собранных премий в данном сегменте страхования), за ней следуют «РЕСО-Гарантия» (9,25%) и «Ингосстрах» (7,2%). Первые 10 компаний этого сегмента собрали 65,1% всех премий. В десятку крупнейших компаний по ОСАГО вошли также «Страховая группа МСК», «ВСК», СК «Согласие», «АльфаСтрахование», «Альянс», Страховая группа «УРАЛСИБ» и «МАКС».

В 2013 году в секторе страхования жизни вели страховую деятельность 48 компаний (или 11,4% от общего количества зарегистрированных российских страховщиков). В 2013 году страховщики собрали 84,9 млрд рублей премий по данному виду страхования, что превышает аналогичный показатель предыдущего года на 60,52%. Прирост в секторе оказался значительно выше среднего (в среднем по России прирост по всему страховому рынку составил 11,3%).

Высокие темпы прироста взносов по страхованию жизни эксперты объясняют посткризисным восстановлением объемов кредитного страхования (автострахование и ипотека) и расширением банковских каналов продаж, которые в последнее время набирают обороты. Вместе с тем, набирает силу и новая тенденция. Если раньше банки предлагали в основном страхование заемщиков от несчастных случаев, то сейчас в продуктовую линейку премиального банкинга стали входить накопительные программы, включая инвестиционно-страховые решения. Впрочем, рынок накопительного страхования жизни в России пока находится в зародышевом состоянии. Это связано с низкой страховой культурой и низким доверием страхователей институту страхования.

Выплаты по страхованию жизни в 2013 году составили 12,33 млрд рублей, что на 7,6% меньше, чем в 2012 году.

В структуре сектора по страхованию жизни 76,16% пришлось на страхование на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока, либо наступления иного события, 21,97% - на страхование с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, и 1,87% - на пенсионное страхование. Таким образом, как полагают эксперты, есть основание говорить о том, что страхование жизни в настоящее время развивается в основном в рамках так называемого рискового страхования жизни, договоры по которому составляются при ипотеке и автокредитовании.

Страховой рынок России в 2013 году.

Первое место в рейтинге крупнейших страховщиков по страхованию жизни принадлежит компании «Ренессанс Жизнь». Доля рынка, которую заняла компания в 2013 году составляет 24,52%. На долю десяти лидеров данного сегмента страхования пришлось 86,92% собранных премий в 2013 году.

По прогнозам «Эксперта РА», в 2014 году в связи с замедлением роста потребительского кредитования темпы прироста взносов по страхованию жизни замедлятся и составят 52−57%. При этом, еще большего сокращения темпов прироста взносов не произойдет в связи с началом реализации части мер по развитию рынка страхования жизни, прописанных в «Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года» (выравнивание налогообложения с НПФ по корпоративным пенсиям, включение страховщиков в пенсионную систему РФ).

Сокращение продаж новых автомобилей снизило темпы прироста взносов по автоКАСКО в 2013 году — 8,3% (19,0% - в 2012 году).

Основным стимулом для роста объемов страхования КАСКО в России остаются требования банков при оформлении автокредитов. По оценкам экспертов, доля таких договоров в портфеле компаний может составлять 65% и более.

Впрочем, КАСКО активно развивается и в «добровольном» порядке. Самой активной группой таких страхователей, естественно, являются владельцы дорогих иномарок. У таких клиентов достаточно высокий уровень страховой культуры, они являются активными пользователями страховых услуг. Впрочем, и обладатели новых отечественных машин не игнорируют КАСКО. Проникновение этого вида постепенно увеличивается и в регионах.

В структуре страховых премий в 2013 году 18,31% пришлось на обязательные виды страхования (в том числе 14,83% составили премии по ОСАГО и 3,48% пришлось на остальные виды обязательного страхования) и 81,69% - на добровольные (в том числе 43,54% пришлось на страхование имущества, 23,05% - на личное страхование, 9,39% - на страхование жизни, 3,29% - на страхование ответственности, 2,42% - на страхование предпринимательских и финансовых рисков).

В структуре перестраховочной премии в 2013 году традиционно лидирующие позиции приходятся на страхование имущества (68,3% от общего объема премий, принятых в перестрахование) и личное страхование (10,19%). Доля добровольного страхования ответственности снизилась в 2013 году и составила 8,92% (в 2012 году — 9,91%).

По данным Службы Банка России по финансовым рынкам в 2013 году крупнейшими каналами продаж на российском страховом рынке были прямой канал (36,2%) и агентский (29,69%). При этом, по объему собранного комиссионного вознаграждения на рынке лидирует банковский канал продаж — 44,54% от общей суммы вознаграждений посредникам в 2013 году (в 2012 году — 38,27%). Его доля на российском страховом рынке составляет 16,0% от всех продаж.

Банковский канал продаж по-прежнему будет расти быстрее других, наибольшее увеличение взносов произойдет в сегменте страхования жизни заемщиков потребительских кредитов. Продажи через банковский канал выгодны для страховщиков даже в условиях высоких комиссий — доступ к широкой клиентской базе делает его более привлекательным, чем развитие собственных агентских сетей.

При этом, сегодня потенциал банковского канала продаж для продуктов по страхованию жизни используется не полностью: страхованием охвачены только заемщики банков, вынужденные приобретать страховые продукты для получения кредитов, продажи более сложных накопительных и инвестиционных страховых продуктов вкладчикам банков практически не развиты. Продвижение накопительных и инвестиционных продуктов по страхованию жизни через банковский канал продаж будет выгодно всем участникам рынка:

  • · Страховщики увеличат взносы и диверсификацию портфеля.
  • · Банки увеличат прибыль за счет комиссии за продажу страховых продуктов.
  • · Страхователи смогут получить больший набор финансовых услуг в одном финансовом институте, которому они доверяют.

В условиях прогнозируемого сокращения темпов прироста объемов потребительского кредитования, потенциальный драйвер роста рынка страхования жизни заключается в наращивании продаж не кредитных продуктов по страхованию жизни через банки.

Брокерский канал продаж довольно слаб: его доля в 2013 году оставалась не высокой — 2,79% во взносах (3,84% - в 2012 году). Объем страхового вознаграждения, полученного брокерами за отчетный период составил лишь 3,2 млрд рублей, в то время как банковский канал продаж получил 65,8 млрд рублей. Основные причины неразвитости этого канала продаж — отсутствие регулирования, проблемы использования чужих баз данных и высокая доля мошенничества. Его будущее зависит от изменения нормативной базы и законодательного закрепления ответственности посредников (Приложение Г).

В числе не страховых посредников лидируют юридические лица — 11,24% по объему собранных премий, и организации, осуществляющие деятельность по торговле транспортными средствами — 7,51%.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой