Функции прибыли.
Учет экономической прибыли
Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как правило, иметь длительного характера, так как конкуренция, в конце концов, ведёт к выравниванию условий хозяйствования, (повсеместному распространению технических нововведений и т. п.). Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, и с этой точки зрения мы вправе… Читать ещё >
Функции прибыли. Учет экономической прибыли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Прибыль, как конечный результат деятельности фирмы является элементом взаимоотношений всех участников производственного процесса. В функционирующей фирме прибыль выполняет определённые функции, основополагающими из которых являются:
- — стимулирующая — снижение затрат на производства, введение инноваций и технических усовершенствований;
- — распределительная — создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства;
- — оценочная — даёт возможность провести оценку эффективности работы предприятия (получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью). 20, 192]
Прибыль обладает стимулирующей функцией, т. е. является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия, источником формирования бюджетов различных уровней, а так же социального и производственного развития самого предприятия. Прирост прибыли обеспечивается с помощью роста объёма продаж и снижения себестоимости произведённой продукции (работ, услуг), так же своевременным обновлением ассортимента продукции. [19, 556].
Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как правило, иметь длительного характера, так как конкуренция, в конце концов, ведёт к выравниванию условий хозяйствования, (повсеместному распространению технических нововведений и т. п.). Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, и с этой точки зрения мы вправе рассматривать прибыль как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль.
Стремление к получению экономической прибыли, обходу конкурентов, укреплению своих позиций на рынке — постоянно действующий мотив любой предпринимательской деятельности, толкающий экономику вперёд, т. е. к постоянному развитию. С одной стороны, ожидание повышения экономической прибыли стимулирует наиболее эффективно использовать ресурсы. Рассчитывая на получение экономической прибыли, предприятие стремится так организовать производство и сбыт продукции так, чтобы добиться снижения затрат, повышения отдачи от используемых факторов производства, и с этой целью он осуществляет технические нововведения, осваивает новые производства. В конечном итоге это способствует экономическому росту и более полному удовлетворению потребностей.
С другой же стороны, существование экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения. В этом проявляется распределительная функция прибыли. Прибыль используется как один из инструментов распределения чистого дохода между предприятием и его работниками; между сферой материального производства и непроизводственной сферой; между предприятием и обществом в целом (отчисления части прибыли в государственный и местный бюджеты).
Кроме того, при наличии прибыли, превышающей средний нормальный её уровень, сигнализирует о большей привлекательности данной сферы приложения ресурсов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высокий спрос, и что общество заинтересовано в расширении данного производства. В ответ на полученный сигнал, в эту отрасль направляются ресурсы из других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает в целом эффективность функционирования экономической системы. Но прибыль не только создает стимулы для расширения производств, продукции, которая пользуется спросом, но и выступает источником финансирования такого расширения.
Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют возможность, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, — причём не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование (на разработку и внедрение новой техники и т. д.).
Другими словами, получение фирмой экономической прибыли сегодня создаёт не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения такой прибыли и в будущем.
Распределение прибыли раскрывает стратегические задачи предприятия. Оставляя прибыль на предприятии, собственники (акционеры) решают задачи конкурентной борьбы, обеспечивая рост объёма продаж, обновление продукции, диверсификацию деятельности, внедрение новых достижений НТП, создают финансовые резервы. Выплата дивидендов акционерам обеспечивает доход на вложенный капитал, тем самым стимулируя дальнейшие инвестиции и наращивание совокупного капитала. Государство, получая свою долю от прибыли капитала в виде налогов, имеет финансовые источники для выполнения своих функций. 19, 556].
Наличие прибыли в организации создаёт определённые гарантии не только для дальнейшего существования организации, но и для развития, выполняя обязательства перед собственниками, инвесторами и государством. Таким образом, прибыль выполняет очень важную функцию — оценочную.
Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объём и качество произведённой продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и её динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата.
К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объём проданной продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на её продажу.
Таким образом, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
Подводя итог, можно сказать следующее:
Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
- — характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
- — является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
- — является источником формирования бюджетов разных уровней.