Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности организации бухгалтерского учета и контроля в бюджетных организациях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается случаях… Читать ещё >

Особенности организации бухгалтерского учета и контроля в бюджетных организациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета определены Законом «О бухгалтерском учете». Эти правила следующие:

  • — обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах Плана счетов, утверждаемого Минфином России;
  • — учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русском языке;
  • — в бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями;
  • — обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу после окончания операций. Она должна содержать обязательные реквизиты и составляться по установленным формам. Руководитель утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • — для систематизации и накопления информации, содержащихся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином России, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, и федеральными органами исполнительной власти. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерии является коммерческой тайной;
  • — объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета;
  • — обязательность применения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных Законом «О бухгалтерском учете» случаев обязательного проведения инвентаризации.

Бухгалтерским документом называется письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиночитаемых носителях информации. Следовательно, документ — это любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной документации.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.

Первичные учетные документы, подлежащие применению субъектами бюджетного учета, подразделяются на 2 группы:

  • — отдельные унифицированные формы первичных документов класса 03 «Унифицированная система первичной документации» Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД);
  • — специальные формы первичных документов в количестве еще 20 штук, относящиеся к классу 05 «Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций» ОКУД, с указаниями по их применению.

Доходы и расходы бюджетного учреждения отражаются в смете доходов и расходов. К доходам при этом относятся доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

К расходам относятся все расходы, которые осуществляет бюджетная организация в соответствии со стоящими перед ней задачами и целями.

Смета бюджетных учреждений Касьянова Г. Ю. Бюджетный учет: переход к новым правилам [Текст]: учебник / Г. Ю. Касьянова. — М.: Информцентр XXI века, 2013. — 334с. — основной плановый документ для финансирования расходов учреждений и организаций из государственного бюджета. Смета бюджетных учреждений определяют объём, целевое направление и распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Фактически смета представляет собой план финансирования учреждений и организаций, основание для расходования отпускаемых им из государственного бюджета средств.

Смета доходов и расходов составляется бюджетным учреждением в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях и предоставляется на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств. Смета утверждается распорядителем бюджетных средств в течение пяти дней. Затем, в течение одного рабочего дня утверждённая смета передаётся бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет (казначейство).

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения имеет два основных раздела: доходы и расходы.

Раздел «доходы» делится на два подраздела: — средства, поступающие из бюджетов различных уровней; - собственные доходы от предоставления платных услуг, от использования имущества, находящегося в оперативном управлении и т. п. Керимов, В. Э. Бухгалтерский управленческий учет: учебник [для вузов] / В. Э. Керимов. — М.: Дашков и К, 2012. — 477 с.

Доходы Инструкция по бухгалтерскому учёту в бюджетных учреждениях. Утверждена Приказом Минфина РФ от 30.12.1999 г. № 107н (с изменениями на 09.06.2012 г.)//Справочная правовая система «Гарант» бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты соответствующих налогов и сборов, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

В раздел «Расходы» Там же. включаются те статьи расходов, которые установлены в бюджетной классификации и которые соответствуют целевому назначению получаемых бюджетной организацией бюджетных средств.

Бюджетное учреждение может использовать бюджетные средства только в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Федеральное казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Если средства получены бюджетной организацией от внебюджетных источников (доходы от использования государственного имущества или доходы от предпринимательской деятельности), то этими средствами организация распоряжается на собственное усмотрение.

Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Российской Федерации.

Бюджетные учреждения могут Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 15 мая 2012 года) //Справочная правовая система «Гарант» — Режим доступа: http://www.garant.ru расходовать бюджетные средства только на следующие цели:

  • — оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • — перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • — трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • — командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • — оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

При формировании сметы доходов и расходов учитываются следующие принципы:

  • — соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • — эффективного использования бюджетных средств;
  • — приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.

Принцип соблюдения нормативов Белов А. Н. Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях: учебник / А. Н. Белов. — М.: Экзамен, 2010. — 512с. финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг определяется тем, что бюджетная организация, определяя смету расходов не может выходить за рамки установленных нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг. Принцип эффективного использования бюджетных средств означает более качественное использование бюджетных средств при меньших затратах (в пределах разумного).

Принцип приоритетного финансирования расходов Захарьин В. Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: новые правила ведения учета [Текст]: практическое пособие / В. Р. Захарьин. — М.: Омега-Л, 2012. — 260с., связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств означает то, что в случае недостаточного финансирования в первую очередь финансируются расходы, связанные с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов.

Проблема повышения эффективности использования средств бюджетов разного уровня, является одной из актуальных. Социальные расходы (а они занимают существенную долю в расходах бюджетов) играют важную роль в сбалансированности бюджетов.

В современных условиях в РФ устанавливается порядок формирования расходной части бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов (МГСС). Так, в существующей редакции Бюджетного кодекса РФ (ст. 65) определяется, что «формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации».

При этом отмечается, что первая часть статьи 65 вводится в действие со дня введения в действие Федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах. Кроме этого, в Бюджетном кодексе РФ (ст. 135) определяется приоритетность финансирования расходов бюджетов всех уровней, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов, при безусловном исполнении долговых обязательств. То есть, в первую очередь, при планировании расходов бюджетных организаций, в смету (а затем в проект бюджета) включаются расходы, установленные на уровне МГСС.

То есть, если каждый житель определённой территории имеет право на получение в месяц медицинской помощи на 100 рублей, то пока это право не будет обеспечено, другие расходы бюджетное учреждение планировать не может. Но проблема заключается в том, что до сих пор законодатель не принял Закон о МГСС.

Но, тем не менее, на территории РФ действует множество подзаконных актов, в которых устанавливаются те или иные нормативы, и эти нормативы далеки от реальных потребностей общества, а некоторые нормативы, наоборот, завышены. Нормативы расходов устанавливаются законом или подзаконными актами и являются основой для составления смет бюджетных учреждений.

Нормативы чаще представлены в виде денежного выражения Касьянова Г. Ю. Бюджетный учет: переход к новым правилам [Текст]: учебник / Г. Ю. Касьянова. — М.: Информцентр XXI века, 2013. — 334с. натуральных показателей, удовлетворяющих социальные потребности. Например, норматив на питание одного больного в медицинском учреждении в день; - норм индивидуальных выплат. Исходя из имеющихся нормативов составляются сметы расходов бюджетных учреждений, которые могут быть индивидуальными — для отдельных учреждений, общие — для групп однородных учреждений. На основании составленных индивидуальных и общих смет, составляются сводные сметы.

Составителями сводных смет в основном являются распорядители бюджетов, то есть те, кто имеет право распоряжаться бюджетными средствами, выделяемыми им согласно бюджетной классификации (министерства, ведомства, управления и т. д.).

В смете должны быть отражены следующие позиции Там же.:

  • — реквизиты организации;
  • — свод расходов (фонд заработной платы, ЕСН, материальные затраты, оплату услуг, расходы на приобретение оборудования);
  • — свод доходов — объем финансирования из бюджета и средства получаемые бюджетной организацией за счет оказания платных услуг;
  • — производственные показатели учреждения — численность, площади; д) расчеты, обосновывающие заявленные расходы.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что сметный порядок устанавливается не только при планировании бюджетных расходов, но и при их финансировании. То есть, сметы представляются не только при планировании предстоящих расходов, но и при их финансировании (ассигновании).

Но при финансировании осуществляется обратный планированию процесс, а именно, финансирование осуществляется от высших звеньев системы бюджетных предприятий к низшим, а сметы представляются в момент поступления бюджетных ассигнований (средств, выделяемых на определённые расходы согласно бюджетной классификации).

Например, из федерального бюджета поступили ассигнования на приобретение средств вычислительной техники для учреждений здравоохранения субъекта федерации. Эти деньги не будут зачислены на счёт бюджетной организации, пока ею не будут представлены сметы, в которых будет расписана вся ассигнованная сумма с указанием конкретного направления её использования, а при необходимости, требуется представление первичных документов (договора на приобретение техники, счета-фактуры и т. д.).

Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером или уполномоченным ими лицом.

Право подписи на бухгалтерских документах. В централизованных бухгалтериях указанные бухгалтерские документы подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, или уполномоченные ими на то лицами.

Недействительные документы. Документы без подписи главного бухгалтера или его заместителя считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Порядок составления и обработки документов. Документы следует составлять на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов. Если некоторые реквизиты не заполнены, то свободное место прочеркивают.

Запись в документах делают чернилами, шариковой ручкой или при помощи пишущих машин и средств автоматизации. В денежных документах сумму указывают цифрами и прописью. Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры написаны четко и разборчиво.

Исправления в документах. Если в тексте или цифрах допущена ошибка, ее следует зачеркнуть (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и написать сверху правильный текст или сумму. Затем правильный текст или сумму повторяют на полях документа и заверяют подписью лица, оформлявшего документ. В некоторых документах, например в кассовых и банковских, исправления делать не разрешается.

План счетов бухгалтерского учета. Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета. В бюджетных организациях для бухгалтерского учета применяется План счетов, утвержденный Минфином РФ в составе Инструкции по бюджетному учету в бюджетных учреждениях.

Учетные регистры. Записать операцию на счетах — это значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами. Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной регистрации. Под учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операций в учетных регистрах. По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы ведомости.

Способ исправления в учетных регистрах. Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно».

Регистры бюджетного учета. В п. 3 новой Инструкции называет 9 обязательных регистров учета, включая 8 журналов операций и 1 Главную книгу. Но, с другой стороны, в приложении № 3 «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных регистров и показателей» к Инструкции количество регистров бюджетного учета доведено до 50, причем, некоторые упомянутые в этом приложении формы по своей природе скорее являются первичными документами, чем регистрами учета.

Главная книга должна формироваться на основании данных журналов операций, которые в свою очередь, должны содержать обязательные показатели, установленные Минфином России в приложении № 3 к Инструкции. Причем журналы операций, а также главная книга могут (а в перспективе — должны) формироваться в автоматическом режиме с применением соответствующих программных средств.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документ, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой