Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральные законы, касающиеся организационно-правовых форм организаций (об акционерных обществах, унитарных предприятиях и др.), имеют множество норм, указывающих на важную роль бухгалтерской отчетности. Исчисление ряда показателей (дивидендов, чистых активов) производится только на основе бухгалтерской отчетности. Одним из основных вопросов высшего органа любой организации является рассмотрение… Читать ещё >

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Система регулирования бухгалтерского учета.

Уровень.

Виды документов.

Субъекты, участвующие в принятии документов.

Первый уровень.

Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ.

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ.

Второй уровень.

Положения (стандарты) по бухгалтерско-му учету, Правила (стандарты) аудитор-ской деятельности.

Министерство финансов Российской Федерации.

Третий уровень.

Методические указания, рекомендации, письма и приказы, не нуждающиеся в государственной регистрации, внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений.

Министерство финансов РФ и иные федеральные органы исполнительной власти, ИПБ России и другие профессиональные организации.

Четвертый уровень.

Документы, формирующие учетную политику организации (организационно-распорядительная документация), внутренние стандарты аудиторской деятельности.

Юридические лица независимо от организационно-правовых форм.

Первый уровень — законодательный. Особое место на этом уровне занимает Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209 от 24.07.2007 г. К нормативным документами первого уровня относятся также Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления правительства, в которых сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В порядке исключения к документам первого уровня приравнивается и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Второй уровень — нормативный. Сюда относятся положения (стандарты) бухгалтерского учета. К числу таких документов, прежде всего, относится Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций — юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций.

Третий уровень — методический. Принимаются методические указания, инструкции предлагающие варианты постановки бухгалтерского учета в организации в зависимости от отраслевой структуры — основной документ данного уровня — план счетов. В приложении представлен рабочий план счетов исследуемой организации.

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.

Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

  • · определяет понятие субъектов малого предпринимательства, виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
  • · действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от их видов деятельности и организационно-правовых форм;
  • · направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Таким образом, только четкое соблюдение указанных критериев позволяет хозяйствующему субъекту считаться малым предприятием, получать финансовую поддержку и применять специальные налоговые режимы. Существуют три основных налоговых режима:

· Традиционный налоговый режим предусматривает ведение учета в крупных организациях с уплатой всех налогов (НДС, налог на имущество, налог на прибыль и т. д.). Также поэтому налоговому режиму работают малые организации со значительной выручкой и планирующие работать с организациями — плательщиками НДС. Применяя эту систему учета, МП могут использовать следующие льготы.

  • 1. Момент признания выручки для налогового учета — по кассовому методу.
  • 2. Освобождение от уплаты НДС, если выручка менее 2,0 млн руб. в квартал.

Учет и отчетность организации, находящейся на традиционном (общем) налоговом режиме, значительно отличается от учета и отчетности ИП, находящемся на традиционном налоговом режиме.

· Специальный налоговый режим — УСН Порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства устанавливается Федеральным Законом РФ от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Право выбора системы налогообложения предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.

Малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Также производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Объектом налогообложения организаций в упрощенной системе признаются доходы, полученный за отчетный период, или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, который затем не может изменить объект в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, а если доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка составит 15 процентов.

При определении объекта налогообложения организация учитывает следующие доходы:

  • 1. доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК;
  • 2. внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК.

Налоговая база зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Для налогоплательщиков, принявших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая база будет равна денежному выражению полученных в отчетном (налоговом) периоде доходов. Если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая база соответственно равна денежному выражению доходов уменьшенных на величину расходов.

В соответствии с пунктом 5 ст. 346.18 НКРФ при определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, т. е. полученные доходы и осуществленные расходы в текущем квартале суммируются с доходами и расходами за предыдущие кварталы.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

· Специальный налоговый режим — ЕНВД применяется для отдельных видов деятельности и устанавливаемый на территории субъекта РФ решением территориального органа исполнительной власти.

В основе режима лежит определение потенциально возможного валового дохода, уменьшенного на необходимые затраты (вмененный доход), установленного исполнительной властью на основе данных, полученных в ходе статистических исследований, налоговых проверок и т. д.

К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ. В Гражданском кодексе Российской Федерации определено, что одним из двух признаков юридического лица является наличие самостоятельного баланса, то есть сформированного организацией бухгалтерского баланса и иных форм бухгалтерской отчетности.

Федеральные законы, касающиеся организационно-правовых форм организаций (об акционерных обществах, унитарных предприятиях и др.), имеют множество норм, указывающих на важную роль бухгалтерской отчетности. Исчисление ряда показателей (дивидендов, чистых активов) производится только на основе бухгалтерской отчетности. Одним из основных вопросов высшего органа любой организации является рассмотрение и утверждение бухгалтерской отчетности, а для публичных компаний — и аудиторского заключения.

В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета.

К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 21 положение по бухгалтерскому учету. Данные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

Положения по бухгалтерскому учету обычно включают следующие элементы: название и номер ПБУ; общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета); определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета); оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту); порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета); раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности). Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» или Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Министерства РФ № 119н.).

В системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности рабочие документы конкретной организации относят к четвертому уровню. Основными рабочими документами конкретной организации являются:

  • — документ по учетной политике предприятия;
  • — утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • — графики документооборота;
  • — утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
  • — утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Как и положено, в ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» главным бухгалтером разработан приказ по учетной политике и утвержден директором.

Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации. Приложением № 2 к учетной политике в ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» являются формы первичных документов. Здесь используются следующие формы первичных документов: по учету кассовых операций, а также по учету труда и его оплаты, основных средств, нематериальных активов, материалов применяются унифицированные формы первичных учетных документов.

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.

Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов. К учетной политике в ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» приложением № 1 является рабочий план счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.

На современном этапе развития рыночной экономики за Минфином РФ, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования и постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает недавно созданная организация — Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющая разветвленную сеть во всех регионах России.

Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности — МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности — КМСФО (International Accounting Standard Committee — IASC).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой