Бухгалтерская отчетность малых предприятий
Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не попадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса… Читать ещё >
Бухгалтерская отчетность малых предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общие понятия и нормативное регулирование
Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса. В соответствии с учетной моделью, основывающейся на выполнении задачи предоставления информации, необходимой для принятия экономически обоснованных управленческих и деловых решений, бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, полученных на основе данных учета, характеризующих имущественное и финансовое положение организации (предприятия) и результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета (бухгалтерского, статистического, оперативно-технического), обеспечивает связь и сопоставление плановых, нормативных и учетных данных, представленных в виде таблиц, удобных для восприятия информации всеми пользователями.
Бухгалтерскую отчетность организаций классифицируют по трем основным признакам: периодичности составления; объему сведений, содержащихся в отчетности; степени обобщения отчетных данных.
В зависимости от охватываемого периода деятельности организации различают промежуточную и годовую отчетность. Промежуточной считается отчетность, составленная на внутригодовую дату (месячная, квартальная). Месячная и квартальная отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчет по итогам за год является годовым отчетом. При этом согласно ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций считается календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, разрешается считать первым отчетным годом период с даты их регистрации по 31 декабря следующего года.
По объему содержащихся сведений в отчетности выделяют внутреннюю и внешнюю отчетность. При этом внутренняя отчетность включает информацию о работе какого-либо подразделения организации. Составление внутренней отчетности вызывается необходимостью осуществления контроля за работой своих структурных подразделений. Внешняя отчетность характеризует деятельность организации в целом и является источником информации для внешних пользователей, заинтересованных в сведениях о характере деятельности, доходности, имущественном положении.
По степени обобщения отчетных данных различают: первичные отчеты, составленные непосредственно организациями, и сводные (консолидированные), составленные вышестоящими или материнскими организациями (компаниями, фирмами) на основе первичных отчетов.
Бухгалтерская отчетность как источник информации о деятельности организации используется, прежде всего, для управления ее экономикой и принятия необходимых мер по ее развитию. Тщательное изучение и анализ показателей отчетности дают возможность выявлять недостатки в работе и определять пути их устранения.
Обобщенная информация о деятельности организации используется различными заинтересованными пользователями для принятия определенных деловых решений. Исходя из интересов информационных потребностей пользователей бухгалтерской отчетности, их можно разделить на две категории: внутренние пользователи отчетности; внешние пользователи отчетности.
К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся руководители организации и структурных подразделений всех уровней, которые по данным отчетности выявляют потребности в финансовых ресурсах, оценивают правильность и эффективность принятых инвестиционных решений, определяют основные направления политики дивидендов, осуществляют прогнозные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов и т. д.
К внешним пользователям бухгалтерской информации о деятельности организации относятся те, которые находятся вне организации, но имеют или хотели бы иметь в ней финансовую заинтересованность. Среди них акционеры и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики и покупатели, государственные органы и др. По данным бухгалтерской отчетности внешние пользователи информации получают возможность:
- 1) принять решение о доверии к организации как партнеру и целесообразности ведения с ней дел;
- 2) определить условия кредитования и возможности возврата кредита;
- 3) оценить ее способность выплачивать дивиденды;
- 4) проверить правильность расчета налогов;
- 5) судить о надежности деловых связей, суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами, и т. д.
Внешние пользователи бухгалтерской отчетности, не имея доступа к бухгалтерским документам и учетным регистрам, для принятия деловых решений используют только обобщенные данные, приведенные в отчетности. Для того чтобы они могли читать и понимать эту отчетность, она должна быть составлена по определенным правилам.
Бухгалтерская отчетность в настоящее время регламентируется и регулируется следующими документами:
- 1) Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
- 2) Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;
- 3) ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации»;
- 4) Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Документы, регулирующие отдельные вопросы бухгалтерской отчетности:
- 1) ПБУ «Доходы организации»;
- 2) ПБУ «Расходы организации»;
- 3) ПБУ «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 5н (с изм. и доп. от 30.03.2001 г.);
- 4) ПБУ «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н.
Рассматривая отчетность малых предприятий, необходимо определить, при каких условиях предприятие будет иметь статус малого предприятия. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства следует понимать коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает: в промышленности — 100, в строительстве — 100, на транспорте — 100, в сельском хозяйстве — 60, в научно-технической сфере — 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. При превышении указанной численности малое предприятие лишается льготы на период, в котором произошло превышение, и на последующие три месяца. При осуществлении нескольких видов деятельности лимит численности устанавливается по тому виду деятельности, доля которого является наибольшей в объеме выручки или в годовом объеме прибыли.
Кроме того, еще одним критерием отнесения организации к малому предприятию является доля участия в уставном капитале. Предприятие может считаться малым только в том случае, если в его уставном капитале:
- 1) доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%;
- 2) доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Малые предприятия, имеющие показатели, соответствующие вышеперечисленным критериям, можно разделить на две группы:
- 1) со среднесписочной численностью свыше 15 человек (рассматриваются в данной работе);
- 2) со среднесписочной численностью до 15 человек.
Средняя численность работников малого предприятия определяется с учетном всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Малые предприятия первой группы (со среднесписочной численностью свыше 15 человек) в соответствии с Типовыми рекомендациями могут вести учет с применением регистров журнально-ордерной формы (что предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в главную книгу) с использованием типового Плана счетов бухгалтерского учета или по упрощенной форме с использованием сокращенного рабочего Плана счетов бухгалтерского учета, приведенного в Типовых рекомендациях. Применение упрощенной формы учета рекомендовано малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 100 операций в месяц).
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т. п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.
Малые предприятия с численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Причем малые предприятия имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысит суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не попадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.